Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закупка у одного поставщика до 100 тыс. руб.

Закупки малого объема: изменения с 01.04.2021

изменения в госзакупках малого объема

Закупать товары, работы или услуги в пределах определенной суммы (т.н малые закупки) можно у единственного поставщика без конкурентных процедур (п.п. 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ). С 01.04.2021 года Закон 44-ФЗ дополнен частью 12, в которой регламентирован порядок проведения малых закупок через электронную площадку.

Изменения требований к объёму закупок по 44-ФЗ

Еще в 2020 году в п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ были внесены изменения – увеличен максимальный объем малой закупки с 300 000 руб. до 600 000 руб. (см. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020 г.).

При этом годовой объем закупок остался на прежнем уровне — 2 млн. руб. и 10% от годового объёма, но не более 50 млн. для п.4 ч. 1 ст. 93 и 5 млн. руб. и 50% годового объёма закупок, но не более 30 млн. руб. для п. 5 ч. 1. ст. 93 (для учреждений культуры, ряда других социально ориентированных организаций).

А начиная с 01.04.2021 года можно будет делать электронные закупки товаров на электронной площадке на сумму не более 3 млн. рублей. Работы и услуги на основании ч. 12 ст. 93 закупать нельзя.

Так как статья 12 содержит отсылочную норму именно на пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, все остальные ограничения для годового объёма закупок должны быть также соблюдены.

Порядок осуществления малых закупок через электронную площадку

Возможность малых закупок с единственным поставщиком через единого агрегатора торговли предусмотрена еще Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. ЕАТ формирует свой реестр закупок.

Площадку для проведения малых торов заказчик может выбрать по своему усмотрению, но она должна быть включена в перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 г. №1447-р.

Все взаимодействие между участниками закупки и заказчиком осуществляется через ЭП, документы подписываются ЭЦП.

Участники закупки формируют и размещают предварительные предложения на поставку товаров, где указывают в том числе:

наименование товара и характеристики со ссылкой на КТРУ и при необходимости товарный знак;

страну происхождения (при наличии соответствующих прикладывается подтверждающий документ, иначе товар будет считаться иностранным);

указываются единица измерения (по ОК), цена, минимальное или максимальное количество товара;

срок поставки (минимальный и максимальный);

срок действия предварительного предложения.

Заказчик (при помощи ЕИС) формирует извещение, где помимо обычных сведений (адресов, кода, размера обеспечения и пр.) указывает информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Извещение должно содержать проект контракта и обоснование цены.

В течение часа с момента размещения извещения оператор ЭТ определяет не более 5 заявок, соответствующих требованиям извещения, нумеруя заявки по возрастанию цены за единицу товара, направляет выбранным участникам необходимую документацию, а также блокирует то количество товара, от указанного участниками в предварительном предложении, какое необходимо заказчику.

А в течение одного рабочего дня с момента направления участникам информации и документов заказчик должен рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям и присвоить тем заявкам, которые не были им отклонены номера по возрастанию цены, сформировать при помощи средств ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направить его оператору ЭП.

Читайте так же:
Выселение за неуплату коммунальных услуг: судебная практика по выселению должника из квартиры из-за долгов по коммунальным платежам

Протокол должен быть размещен ЭП в течение часа в ЕИС и на площадке.

Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер. Блокировка товара остальных участников после размещения протокола прекращается, а у участника, с которым заключается контракт количество товаров в предварительном предложении уменьшается.

Контракт (в силу отсылки на нормы ст. 83.2 ч. 13. ст. 82.1 Закона 44-ФЗ) должен быть размещен Заказчиком на ЭП и ЕИС в течение трех часов с момента размещения протокола. Далее у победителя есть 1 рабочий день на его подписание, размещение на ИП и предоставление обеспечения исполнения.

Подписать контракт и разместить его на ЭП и ЕИС в свою очередь заказчик должен в течение рабочего дня с даты размещения, но не ранее двух рабочих дней с даты размещения итогового протокола.

Если заявок меньше двух, то в течение часа оператор ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление в ЕИС, если все же есть один участник, то документы ему не направляются.

Процедура предполагает активное взаимодействие и обмен информацией между ЭП и ЕИС, информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12. ст. 93 включается в реестр контрактов (соответствующие изменения внесены Законом 449-ФЗ от 27.12.2019 в ч. 1 ст. 103 Закона 44-ФЗ).

При этом в план-график закупок малые закупки, которые заключаются посредством электронной площадки включать, наоборот, не нужно.

В полной мере нормы, касающиеся ЕИС должны заработать с июля, когда заработает часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливающая обязанность предоставления информации через ЕИС и когда будут разработаны соответствующие подзаконные акты.

Малые закупки по 223-ФЗ

Закупки малого объема в рамках 223-ФЗ не имеют строгих требований и регламентов, в отличии от 44 Федерального закона.

Единственное упоминание о проведении и отчетности малых закупок в 223 Федеральном законе находится в части 15, ст. 4.

В данной части говорится о том, что заказчик на свое усмотрение принимает решение о размещении в Единой информационной системе сведений о проведении закупок до 100 тысяч рублей. А в случае, если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд. руб., то он вправе увеличить цену процедуры до 500 тыс. руб.

Из этого можно сделать вывод, что единственным параметром выявления малых закупок является цена контракта

Правила проведения закупок малого объема до 100 тыс. или 500 тыс. руб

В законодательстве РФ отсутствуют какие-то конкретные требование к суммарному объему прямых торгов до 100 тыс. и 500 тыс. руб. от общего объема проведенных торгов заказчика.

Указаны только общие правила:

основанием проведения процедуры может выступать внутренний документ компании-заказчика;

заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении торгов малого объема по 223-ФЗ в плане закупок и ЕИС;

заказчик должен в ежемесячных отчетах, в срок не позднее 20 дней следующего за отчетным, отражать такие процедуры.

Крупные компании, проводящие закупки малого объема в рамках 223-ФЗ, разрабатывают собственные регламенты, определяющие данные процедуры. В таких положениях описывается весь процесс организации закупок до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. 223-ФЗ.

Некоторые крупные торговые площадки, создают специальные разделы на своих порталах исключительно для проведения упрощенных процедур прямых закупок.

Читайте так же:
Вступила в наследство на квартиру и хочу подарить

Настройте тендерные продажи в вашем бизнесе

побеждайте в любых закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческие торги), с оплатой за результат

Способы проведения закупок малого объема

Такой вид приобретения товаров, работ или услуг значительно упрощает сам процесс и позволяет экономить средства заказчика.

Прямые закупки проводится двумя способами:

направлением предложения конкретному поставщику, подрядчику или исполнителю на заключение контракта;

принятием предложения конкретного исполнителя.

Т.к. закупки малого объема до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб) осуществляются у единственного поставщика, то некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая крупные тендеры на несколько более мелких закупок, и проводят их за несколько месяцев.

Таким образом они обходят ограничения по приобретению товаров, работ или услуг у единственного поставщика, которые могут осуществляться только при соблюдении определенных условий.

Ответственность перед ФАС

Многократное искусственное разделение закупок на более мелкие, с дроблением цены до 100 тыс. или 500 тыс. руб., может привести к пристальному вниманию со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Уже были прецеденты, когда заказчиков наказывали за это, т.к. подобные действия ведут к нарушению ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также противоречат требованиям ч. 1 ст. 1; п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223-ФЗ, а именно:

развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

информационной открытости закупки.

Таким образом проведение прямых торгов до 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. всегда должны быть обоснованы и рациональны, для максимальной выгоды заказчика и соблюдения законодательства.

Малые закупки у единственного поставщика по 44‑ФЗ

Майский Ю. А.

Закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право осуществлять закупки у единственного поставщика, если сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. В статье рассмотрим на кого распространяется это правило и как его применять.

Случаи малых закупок у единственного поставщика

Малая закупка у единственного поставщика — до 100 000 и до 400 000 рублей — простой способ произвести закупку без длинных и сложных процедур.

Однако на такие закупки наложены большие ограничения (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ).

Закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 000 рублей разрешено при условии, что годовой объем таких закупок:

  • не превышает 2 миллиона рублей;
  • не превышает 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не превышает 50 миллионов рублей.

Одновременно действует правило для государственных или муниципальных образовательных организаций, учреждений культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иных государственных или муниципальных учреждений, а именно: зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив (п. 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ).

Такие заказчики вправе осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей каждая. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей.

Это два правила («100 000» и «400 000») дополняют друг друга, т. е. заказчик, например, библиотека или школа, вправе закупить товаров, работ, услуг у единственного поставщика по 100 тыс. руб., скажем, на 2 млн. руб. и одновременно, половину всех своих закупок также произвести у единственного поставщика по 400 тыс. руб. (не более чем на 20 млн. руб. в сумме).

Читайте так же:
Взыскание компенсации утраченного заработка

Кто имеет преимущества при осуществлении малых закупок

Существуют случай, когда ограничений на использование «малых» закупок нет. Для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений можно производить закупки лотами до 100 тыс. руб. включительно у единственного поставщика без ограничений.

Отчет о малых закупках

В случае «малых» закупок закон 44-ФЗ освобождает заказчиков от обязанностей:

  • обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93);
  • включать расчет и обоснование цены в текст контракта (ч. 4 ст. 93);
  • отражать результаты отдельного этапа исполнения контракта, информации о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной в отчете (ч. 9 ст. 94).

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Закупки у единственного поставщика: популярные основания

Закупки у единственного поставщика: популярные основания

Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.

Суть закупки у единственного поставщика

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
  • процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
  • закупку можно провести в сжатые сроки;
  • не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.

Основания для проведения неконкурентной закупки

Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:

  1. Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
  2. Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
  3. Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
  4. Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
  5. Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.
Читайте так же:
Получение налогового вычета за покупку квартиры

Рассмотрим некоторые основания более подробно.

Закупки малого объема

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  • 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  • 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  • отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  • публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  • размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.

Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.

Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:

  • раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
  • сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.
Читайте так же:
Как происходит увольнении при реорганизации

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Как проверяются контракты

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  1. Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  2. Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  3. Составляется докладная записка.
  4. Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  5. Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию