Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взыскание НДФЛ на основании выписки из банка

Взыскание НДФЛ на основании выписки из банка

Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Мнимая сделка, т.е. сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (п. 1 ст. 170 ГК РФ).

Основания, условия и порядок признания сделок недействительными урегулированы в ст. 166–181 ГК РФ.

Дополнительные основания для признания сделок недействительными установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Согласно п. 1 ст. 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с ГК РФ, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в Законе о банкротстве.

В силу п. 1 ст. 61.8 Закона о банкротстве заявление об оспаривании сделки должника подается в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве должника.

На этот счет в п. 46 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» указано, что «при рассмотрении дела о банкротстве в суде первой инстанции все возникающие в его рамках (в том числе в рамках всех обособленных споров) вопросы подлежат разрешению одним и тем же судьей или составом суда».

Из текста вопроса следует, что налоговая инспекция подала заявление о признании договора займа мнимой сделкой в «гражданский суд». Видимо, имеется в виду суд общей юрисдикции.

Учитывая, что такое заявление может быть рассмотрено только в рамках дела о банкротстве, суд общей юрисдикции обязан прекратить производство по делу на основании абз. 2 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ и вынести соответствующий судебный акт (определение).

Полагаю правильным в рамках гражданского процесса заявить суду ходатайство о прекращении производства по делу.

Но это не лишает инспекцию права подать аналогичное заявление в рамках возбужденного дела о банкротстве заемщика.

Из текста вопроса также неясно, каким образом осуществлялась передача денежных средств заемщику (денежный перевод, перевод с банковского счета, передача наличных или какой-либо другой способ).

Вместе с тем способ передачи денежных средств имеет большое значение, поскольку Пленум ВАС РФ в абз. 3 п. 26 своего постановления «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» предписывает судам при оценке достоверности факта наличия требования, основанного на передаче должнику наличных денежных средств, подтверждаемого только его распиской или квитанцией к приходному кассовому ордеру, суду надлежит учитывать среди прочего следующие обстоятельства: позволяло ли финансовое положение кредитора (с учетом его доходов) предоставить должнику соответствующие денежные средства, имеются ли в деле удовлетворительные сведения о том, как полученные средства были истрачены должником, отражалось ли получение этих средств в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности и т.д. Также в таких случаях при наличии сомнений во времени изготовления документов суд может назначить соответствующую экспертизу, в том числе по своей инициативе.

При подготовке позиции по делу рекомендую вам изучить постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 № А60-50053/2013. В этом деле договор займа был признан недействительным, несмотря на имеющееся решение суда о взыскании долга по такому договору (причем определением Верховного Суда РФ от 16.11.2016 № 309-ЭС15-18212 отказано в передаче данного дела для пересмотра в порядке кассационного производства).

Относительно вашего вопроса по взысканию налоговым органом налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) могу сообщить следующее.

Взыскать НДФЛ с займодавца-налогоплательщика на основании выписки из банка об остатках по счету налоговый орган не вправе. Взыскание налога производится на основании требования налогового органа об уплате налога (ст. 69 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)).

Требование направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Предельный срок для выявления недоимки НК РФ не установлен.

Таким образом, ключевые вопросы здесь:

  1. В какой день налоговый орган выявил недоимку?
  2. Соблюдены ли сроки, установленные НК РФ, для взыскания недоимки по налогу?

Если налоговым органом будут соблюдены все сроки (п. 1 ст. 70, п. 2 ст. 48 НК РФ), с вас может быть взыскана недоимка по НДФЛ.

Читайте так же:
Ответственность конкурсного управляющего

В тоже время, мне кажется, что на данном этапе основная цель налоговой инспекции сводится не к тому, чтобы взыскать с вас налог, а к тому, чтобы вывести вас из дела о банкротстве и исключить ваши требования из реестра требований кредиторов.

Что делать, если из банка пришла справка 2-НДФЛ: три ситуации

В феврале-марте некоторые физлица получили от банков справки о доходах по форме 2-НДФЛ с указанием суммы дохода по коду 4800 и НДФЛ. Что это значит? Из-за чего возник налог? Klerk.ru расскажет, что делать при получении такого документа.

Что делать?

В справках о доходах по форме 2-НДФЛ указываются суммы доходов, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц. В облагаемые налогом доходы по коду 4800 банки включают несколько видов доходов. Разберем их.

Ситуация № 1

Если вы обращались в суд о взыскании с банка сумм комиссий, взимание которых признано не законным, и выиграли дело, банк получает решение суда и исполнительный лист с указанием сумм выплат (возмещение ущерба, возмещение морального вреда, неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами и т.п.). Банк обязан выплатить клиенту указанные суммы в строгом соответствии с решением суда, поэтому не имеет возможности удержать налог при выплате облагаемых НДФЛ доходов. Обратите внимание, что возмещение ущерба, судебных расходов, морального вреда не облагается НДФЛ и в справке по форме 2-НДФЛ не должны отражаться. Обязательно проверьте правильность суммы облагаемого дохода, указанного в справке, сверив ее с суммами, указанными в решение суда.

Пример

Клиенту требуется кредит в размере 50 000 руб. За выдачу кредита банк взимает комиссию 5 000 руб., но не требует ее уплаты с клиента в момент оформления кредита, а включает в сумму кредита. В результате кредит оформляется на сумму 55 000 руб., и проценты по кредиту начисляются на сумму 55 000 руб.

Если суд признает в данной ситуации взимание комиссии за выдачу кредита не законной и предпишет банку выплатить сумму комиссии и процентов, начисленных на сумму комиссии, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, то:

  • возмещение уплаченных ранее клиентом комиссии и процентов, начисленных на сумму комиссии, не будет подлежать обложению НДФЛ;
  • с процентов за пользование чужими денежными средствами придется заплатить НДФЛ.

Ситуация № 2

Минфин признает такие суммы экономической выгодой физического лица. Прощение оформляется путем подписания двустороннего соглашения между банком и клиентом. Банку клиент больше ничего не должен, но обязан заплатить налог в бюджет с тех сумм, которые были прощены банком.

Важно

При подписании соглашения о прощении задолженности необходимо обратить внимание на пункт, в котором говорится об исполнении банком функций налогового агента. Это значит, что банк направит в налоговую инспекцию сведения о доходах.

Ситуация № 3

Начиная с 2016 года, ст. 223 НК РФ предусматривает, что датой возникновения дохода, в частности, является дата списания организацией задолженности с баланса. Банки при списании задолженности руководствуются положением Банка России № 254-П. Оно позволяет банкам списывать с баланса задолженность, по которой есть просрочка, без обращения в суд, если судебные издержки будут нецелесообразны. При списании задолженности на внебалансовые счета задолженность не прекращается. Банк продолжит ожидать погашение долга, проводить работы по взысканию, имеет право уступить права требования по кредиту другому банку или коллекторам. Вместе с тем, Налоговый кодекс обязывает банки исчислить НДФЛ в момент списания задолженности.

Если после сдачи сведений в налоговый орган сумма долга перед банком уменьшится, банк предоставит в налоговый орган уточненные сведения.

Пример

По итогам 2016 год задолженность клиента составляла 123 456 руб. Банком направлены сведения в налоговый орган и клиенту о доходе в сумме 123 456 руб. и налоге (13%) – 16 049 руб.

В марте заемщик внес в кассу банка 400 руб. Банк направит в налоговый орган уточняющие сведения. Сумма дохода составит 123 056 руб., налога (13%) – 15 997 руб.

Следует обратить внимание на то, что если в отношении физлица по итогам процесса банкротства судом вынесено решение (определение) об освобождения его от исполнения требований по кредитным договорам, то суммы, от уплаты которых освобождается банкрот, не облагаются НДФЛ (п.62 ст.217 НК РФ). Если же все-таки банк прислал банкроту справку о доходах в сумме списанной задолженности по кредиту, от обязанности возвращать который суд освободил банкрота, то банкроту следует обратиться в банк с просьбой обнулить налог и направить в налоговый орган уточненные сведения.

Читайте так же:
Изменение вида разрешенного использования «садоводство» для строительства дома

Может возникнуть такая ситуация, что справку о доходах заемщика получают родственники умершего заемщика. В этом случае родственникам нужно обратиться в банк со свидетельством о смерти. Банк аннулирует сведения о доходах умершего заемщика, ведь со смертью прекращаются налоговые обязательства физического лица.

Что делать, если справка 2-НФДЛ прислана ошибочно

Личный кабинет налогоплательщика и gosuslugi.ru

Налоговый орган по месту учета банка передаст сведения о доходах физического лица в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика (физического лица). На основании сведений, предоставленных банком, налоговые органы сформируют налоговые уведомления.

Уведомления направляются электронно в личный кабинет налогоплательщика или на бумаге письмом (с уведомлением о вручении), если личный кабинет не активирован или налогоплательщик выразил желание получать уведомления на бумаге.

Налогоплательщик обязан уплатить сумму налога, указанного в уведомлении, в срок до 1 декабря (т.е. по доходам за 2016 год – до 1 декабря 2017 года). Уплатить налог можно с помощью сайта «госуслуги».

Если же случится такое чудо, что должник сможет погасить кредит после исполнения налоговых обязательств (уплаты налога), то уплаченный налог будет считаться излишне уплаченным. Излишне уплаченный налог можно вернуть из бюджета, обратившись в налоговую инспекцию.

ВНИМАНИЕ!

Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

О взыскании из средств налогового агента неудержанных сумм НДФЛ

Неправомерно не удержанные налоговым агентом суммы НДФЛ доначисляются (взыскиваются) налоговым органом за счет собственных средств налогового агента.

По мнению ФНС России (с учетом внесения изменений Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в пункт 5 статьи 208 и пункт 9 статьи 226 НК РФ), суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за счет собственных средств, при доначислении (взыскании) налоговым органом таких сумм по итогам налоговой проверки:

  • не признаются доходами физического лица;
  • не подлежат отражению в сведениях по форме N 2-НДФЛ, а также в расчете по форме N 6-НДФЛ;
  • отсутствуют основания для дальнейшего удержания налоговым агентом сумм НДФЛ с доходов работника, с которым трудовые отношения не прекращены.

Вопрос: Об НДФЛ в случае уплаты налоговым агентом за работника сумм НДФЛ при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам проверки в связи с их неправомерным неудержанием (неполным удержанием).

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 января 2020 г. N БС-4-11/85@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО от 18.10.2019, сообщает следующее.

Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 325-ФЗ) внесены изменения, в частности, в пункт 5 статьи 208 и пункт 9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 325-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2020 года.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) налоговый орган вправе производить доначисления (взыскание) налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) по итогам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом за счет собственных средств налогового агента.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 208 Кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, при доначислении (взыскании) налоговым органом таких сумм по итогам налоговой проверки в случае их неправомерного неудержания (неполного удержания) не признаются доходами физического лица.

С учетом изложенного ФНС России по вопросам обращения разъясняет следующее.

1. Исходя из системного толкования положений пункта 5 статьи 208 Кодекса и пункта 9 статьи 226 Кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом доначисление (взыскание) налога производится налоговым органом по итогам налоговой проверки за счет собственных средств налогового агента и не признается доходами физического лица.

С учетом изложенного, по мнению ФНС России, суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, при доначислении (взыскании) налоговым органом таких сумм по итогам налоговой проверки в случае их неправомерного неудержания (неполного удержания), с учетом положений пункта 5 статьи 208 Кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ), не подлежат отражению в сведениях о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации (форма N 2-НДФЛ).

Читайте так же:
Учетная система фондового рынка

Соответственно, такие суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств, также не подлежат отражению в расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма N 6-НДФЛ).

2. Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 45 Кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом со счета налогового агента в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Диспозиция пункта 5 статьи 208 Кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) предусматривает исключение из правил, когда в случае доначисления (взыскания) налога налоговым органом по итогам налоговой проверки за счет собственных средств налогового агента такие суммы НДФЛ не признаются доходами физического лица.

Таким образом, с учетом указанных положений Кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) после уплаты налоговым агентом за налогоплательщика за счет собственных средств таких сумм НДФЛ основания для дальнейшего удержания налоговым агентом сумм НДФЛ с доходов работника, с которым трудовые отношения не прекращены, по мнению ФНС России, отсутствуют.

3. В целях формирования единой правовой позиции по вопросу учета указанных сумм в расходах налоговых агентов, применяющих упрощенную систему налогообложения, в целях определения налоговой базы по налогу ФНС России направлен запрос в Минфин России.

После согласования позиции с указанным ведомством Вам дополнительно будут направлены соответствующие разъяснения.

Взыскание недоимки по налогу на доходы физических лиц с незадекларированного дохода

Налоговикам указали, что взыскание недоимки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с незадекларированного дохода, иными словами, с расходов налогоплательщиков, незаконно.
Но если вдруг Вы получили "письма счастья" из налоговой инспекции о задолженности по НДФЛ, который уплачен в полном объеме, то данная статья поможет разобраться, кто и в чем прав.

Речь о тех денежных средствах, которые, по мнению налоговиков, не были задекларированы как доход.
Является ли совершение дорогой покупки доказательством получения незадекларированных доходов? Может ли расход облагаться НДФЛ? А если да, то каким способом он должен быть исчислен?
В тонкостях взимания недоимки по «налогу на доход» разобралась кассация ВС, поставив точку в спорах налогоплательщиков. С текстом определения Верховного суда № 57-КГ15-8 от 10.11.15 (кассация) можно ознакомиться здесь.

Обстоятельства налогового спора

В марте 2013 года Д. купил автомобиль не по своим доходам. В 2014 году Д. вызвали в налоговую инспекцию для дачи объяснений: инспекторам было неясно, на какие средства тот купил автомобиль, ведь сведения о полученных им доходах в ИФНС отсутствовали. Единственным его постоянным доходом является пенсия по инвалидности. Мужчина объяснил, что купил машину частично на средства, полученные от продажи старого автомобиля, а недостающую сумму добавили родственники. Однако ИФНС такие объяснения не устроили, поскольку никаких доказательств получения денег от родных он предоставить не смог и не отчитался по доходам, превышающим стоимость проданной машины.
Налоговый орган решил, что приобретённый автомобиль сам по себе является доходом в натуральной форме и исчислил НДФЛ за 2013 год расчётным путём, исходя из стоимости авто, согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. . ФНС обосновывали взыскание недоимки по налогу тем, что несоразмерность понесенных налогоплательщиком расходов его доходам свидетельствует о том, что налогоплательщик сокрыл свой доход, и потому его расходы следует рассматривать как его доход в натуральной форме. Недоимку и пени в 150 000 руб налоговая инспекция решила взыскать, обратившись в суд.

Приобретение имущества не говорит о получении доходов

ВС однозначно указал, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Такого нарушения, считает ВС, заявитель не совершал. «Приобретение налогоплательщиком в налогооблагаемом периоде имущества подтверждает лишь то, что налогоплательщиком в этом периоде понесены расходы на его приобретение. Факт расходования денежных средств в налоговом периоде сам по себе не подтверждает получения в этом же периоде дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, в сумме, равной израсходованным средствам. Следовательно, сумма израсходованных Д. в 2013 году на приобретение автомобиля денежных средств не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц», – говорится в определении.
Также ВС указал, что это не налогоплательщик должен оправдываться, откуда он взял деньги на машину, а налоговая инспекция – доказывать факт получения им каких-либо иных доходов, облагаемых НДФЛ, помимо средств от продажи старого авто и пенсии.

Читайте так же:
Какие нужны документы для кредита под залог квартиры узнайте на нашем сайте

Нарушения порядка доначисления налогов

Расчетный метод, использованный для исчисления НДФЛ с расходов, также вызвал обоснованные сомнения. В определении ВС сказано, что данный метод применяется только при проведении налоговых проверок и при наличии обстоятельств, перечисленных в Налоговом кодексе (НК).

Доказательств, подтверждающих факт получения Д. помимо пенсии и задекларированного им дохода от продажи автомобиля каких-либо иных доходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц, налоговый орган суду не представил.

Судебная коллегия считает необоснованным вывод суда о том, что сумма налога определена налоговым органом расчётным путём правомерно.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2 месяцев необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объектов налогообложения, ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Вместе с тем названные в данной норме основания для определения суммы НДФЛ расчётным путём не указаны ни в заявлении Межрайонной инспекции, ни в решении суда об удовлетворении иска.

Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций оставлены без внимания следующие обстоятельства.
В соответствии с подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент подачи Д. налоговой декларации) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки, взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены данным Кодексом.
Согласно статье 87 НК РФ проводятся камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целью проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица обязаны составить акт проверки.
Несоблюдение установленных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа.

Как следует из материалов дела, 30 апреля 2014 года Д. в МИФНС России № по Белгородской области представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2013 год.
На основе представленной налоговой декларации проведена проверка, в ходе которой выявлено, что Д. не представлена налоговая декларация за 2013 год по доходу, превышающему расходы на покупку автомобиля, в связи с чем инспекцией было направлено уведомление от 29 мая 2014 года № 08-3-02/10015 о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. 18 июня 2014 года Д. на имя начальника МИФНС в письменном виде даны пояснения.
Таким образом, налоговой инспекцией фактически была проведена проверка соблюдения Д. законодательства о налогах и сборах, по результатам которой должен был быть составлен акт проверки, подлежащий рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку, с вынесением соответствующего решения.
Между тем, акт проверки и решение должностными лицами суду представлены не были, данных свидетельствующих о том, что такие документы принимались, в материалах дела не имеется.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о нарушении процедуры взыскания недоимки и пени, включающей, в том числе порядок обжалования принятых по результатам проверки решений.

Читайте так же:
Перевод денег из Казахстана в Россию

Будет ли полезно данное решение при взыскании недоимок по иным налогам?

Да, будет. В определении ВС даны четкие разъяснения налогового законодательства по проблеме оснований для уплаты и взыскания налога. Хотя налоговый спор касался непосредственно налога на доходы физических лиц (НДФЛ), правовые позиции ВС будут полезны и при рассмотрении налоговых споров в отношении иных налогов.

ПОМНИМ

Если у Вас остались вопросы, то Вы всегда имеете возможность проконсультироваться с адвокатом

Статья 231 НК РФ. Порядок взыскания и возврата налога (действующая редакция)

1. Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.

В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.

До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.

1.1. Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Утратил силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ.

3. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию