Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов

Вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

Российская Федерация обязана обеспечить равные условия образования для всех: обучение должно быть и качественным, и доступным. Разбираемся, каковы условия поступления вузы для инвалидов и людей с ОВЗ и в каких вузах России им будет комфортно учиться.

В этой статье:

Условия поступления в вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

Согласно статье 71 закона «Об образовании», на льготы при поступлении в вуз имеют право:

  • дети-инвалиды;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • инвалиды, получившие военную травму;
  • инвалиды, заболевшие во время прохождения военной службы.

Те, кто относится к одной из этих категорий, могут поступить в университет или институт в пределах установленной квоты. При этом надо обязательно соблюсти одно условие: успешно пройти вступительные испытания (внутренние экзамены), которые проводит вуз.

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Саму квоту для людей с инвалидностью и ОВЗ ежегодно устанавливает вуз. По закону она не должна быть ниже 10% от всего числа бюджетных мест, которые доступны поступающим в новом учебном году.

Важно: эта квота НЕ распространятся исключительно на людей с инвалидностью и ОВЗ. По ней также могут поступать и сироты.

ЕГЭ и поступление для людей с инвалидностью и ОВЗ

Поступая в вуз, люди с инвалидностью и ОВЗ, как и все остальные, должны сдавать ЕГЭ. Однако согласно письму Минобрнауки государство дает им право поступать в вуз БЕЗ этого экзамена.

В таком случае для поступления необходимо выполнить два условия:

  1. сдать ГВЭ в своей школе — чтобы получить аттестат о среднем общем образовании;
  2. сдать вступительные испытания по необходимым общеобразовательным предметам, которые проводит сам вуз.

Иными словами, любой университет или институт обязан обеспечить людям с инвалидностью и ОВЗ возможность сдать аналог ЕГЭ в своих стенах.

Список общеобразовательных предметов, по которым вуз проводит экзамены вместо ЕГЭ, можно найти на сайте приемной комиссии:

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Вступительные испытания в НИУ ВШЭ для людей с инвалидностью и ОВЗ, проводимые вузом вместо ЕГЭ

Документы, которые людям с инвалидностью и ОВЗ необходимо предоставить в вуз

Чтобы воспользоваться всеми правами, которые гарантирует государство, людям с инвалидностью и ОВЗ надо предоставить в вуз стандартный набор документов:

  • аттестат о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании;
  • паспорт или свидетельство о рождении, а также их копии;
  • 2 фотографии размером 3,5х4,5 (если требуются);
  • справку о прохождении медосмотра (если требуется);
  • военный билет (для военнобязанных);
  • СНИЛС;
  • заявление установленного образца.

К этим документам надо дополнительно приложить одну из бумаг из этого списка:

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • справка об установлении инвалидности;
  • справка из школы, подтверждающую, что абитуриент проходил государственную итоговую аттестацию как как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе

В любом университете или институте России обеспечивается доступная среда для людей с инвалидностью и ОВЗ. Это значит, что во всех кампусах вузов обязательно есть:

  • пандусы;
  • подъемники;
  • поручни;
  • лифты;
  • широкие двери.

То же самое должно быть обеспечено и в общежитиях.

Для студентов с нарушениями зрения вся информация должна транслироваться на Брайле (или у вуза есть принтеры Брайля, или они предоставляют студентам переносные дисплеи). Студентам с нарушениями слуха обеспечивается сурдо- и тифлосопровождение.

Вступительные испытания для людей с инвалидностью и ОВЗ проводятся в особом порядке:

  1. обычно экзамен проводится отдельно от других абитуриентов;
  2. на письменном экзамене должно быть не больше 12 абитуриентов, на устном — не больше 6;
  3. если в вуз поступает большое количество людей, люди с инвалидностью и ОВЗ могут писать экзамен вместе со всеми — при условии, что это не доставляет им неудобств;
  4. во время экзамена у людей с инвалидностью и ОВЗ может быть ассистент (помогает прочесть задание или переместиться по аудитории, например);
  5. время выполнения заданий может быть увеличено, но не больше, чем на 1,5 часа.

Полный список всех особенностей внутренних экзаменов для людей с инвалидностью и ОВЗ можно найти в правилах приема в вузы:

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Раздел «Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», Правила приема в Череповецкий государственный университет (ЧГУ)

Топ-7 вузов России для людей с инвалидностью и ОВЗ

Люди с инвалидностью и ОВЗ могут беспрепятственно учиться в любом вузе России. Поэтому мы выбрали лучшие, на наш взгляд — как по качеству образования, так и по доступности:

  1. НИУ «Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)

Всю информацию о поступлении и обучении людей с инвалидностью и ОВЗ, а также о возможностях для них, можно найти здесь.

  1. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Условия и права для студентов с инвалидностью и ОВЗ.

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН)

Все о поступлении, обучении и проживании людей с инвалидностью смотрите здесь.

  1. Российский государственный социальный университет (РГСУ)

При вузе есть Ресурсный учебно-методический центр для людей с инвалидностью и ОВЗ, который помогает в образовании, профориентации и трудоустройстве.

  1. Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ)
Читайте так же:
Правила получения инвалидом жилья по очереди

Инклюзивное обучение студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  1. Челябинский государственный университет (ЧелГУ)

Имеет статус ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)

При вузе есть Центр инклюзивного сопровождения для студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также можно учиться на работника социальной сферы.

Инвалидам и лицам с ОВЗ

В целях обеспечения выполнения показателей доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Московском Политехе проводятся следующие мероприятия:

— в период проведения приёмной кампании профориентирование абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается сотрудниками профориентационной зоны, в остальное время сотрудниками приёмной комиссии (ответственный — ответственный секретарь приёмной комиссии Ю.Н. Анфимов);

— при необходимости приём документов от абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в индивидуальном порядке на специально оборудованном рабочем месте с прикреплением ассистента (ответственный — ответственный секретарь приёмной комиссии Ю.Н. Анфимов);

— в университете работает персональная «горячая линия» для инвалидов и лиц с ОВЗ (тел. +7 (495) 223-05-38);

— приём документов от инвалидов на обучение в соответствии с их особыми образовательными потребностями осуществляют заместители ответственного секретаря приёмной комиссии;

— при входе в университет размещены специальные значки и указатели, информационные таблички с телефонами, и при необходимости, потребности абитуриента или студента инвалида предоставляется сопровождение волонтера (ответственные за сопровождение — Кременский Виктор Александрович, Петров Александр Владимирович);

— для инвалидов и лиц с ОВЗ полностью оборудован корпус по адресу: Автозаводская улица, дом 16, строение 5;

— при проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ОВЗ университет обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (подробнее в правилах проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья);

— в университете создана программа «Доступная среда в Московском Политехе», в которой предусмотрено развитие инклюзивного образования, оборудование учебных корпусов, специализированных учебных аудиторий, организация профессиональной ориентации инвалидов, волонтёрского движения в этом направлении.

В Московском политехническом университете созданы условия для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами. Присутствует доступная среда, достаточная для обеспечения возможности беспрепятственного доступа студентов и работников с ограниченными возможностями здоровья в учебные корпуса по следующим адресам: Москва, Большой Семёновской улице, 38, строение 12, ул. Автозаводская д. 16, стр. 5; ул. Садовая-Спасская д. 4, стр. 6. В университете организован учет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья, как и все остальные студенты, могут обучаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. По каждой дисциплине учебных планов образовательных программ разработаны методические документы, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. На основе индивидуализированного подхода организуется прохождение практики обучающихся-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание уделяется охране здоровья обучающимся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном корпусе по адресу: Москва, Большая Семёновская, 38, каб. А-107 А работает медицинский кабинет, где оказывается необходимая первичная медико-санитарная помощь, производится периодичный осмотр обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями. В университете работает консультативный пункт психологической помощи для всех обучающихся, со штатом в количестве 2 человек. Утверждена и действует программа об охране и укреплении здоровья обучающихся в Московском Политехе.

Библиотечно-информационный центр университета, представленный по адресам: Москва, ул. Автозаводская, 16, стр. 5, Москва, ул. Садовая-Спасская д. 4, стр. 6, Москва, ул. Прянишникова, д. 2А, осуществляет обслуживание обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно:

— обеспечивает доступность к книжным фондам и электронным ресурсам библиотеки;

— принимает заказы на издания и другие документы (дистанционно);

— подбирает и доставляет литературу и другие документы к месту пребывания обучающихся в университете;

— оказывает помощь в работе с электронным и карточным каталогом;

— организует доступ (удаленный доступ) к электронным библиотечным системам (ЭБС) и другим электронным ресурсам.

Все ЭБС снабжены версиями для слабовидящих. В ЭБС «Лань» интегрированы сервисы для незрячих студентов, которые позволяют эффективно работать с ЭБС. В мобильное приложение ЭБС «Лань» интегрирован синтезатор речи. Используя этот сервис, незрячие обучающиеся могут:

— осуществлять навигацию как по каталогу, так и в тексте книги;

— слушать озвученные книги на мобильном устройстве;

— регулировать скорость воспроизведения речи;

— осуществлять переход по предложениям, абзацам или главам книги.

Для освоения дисциплины «Физическая культура» студентами-инвалидами предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования в соответствии с рабочей программой дисциплин. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента. Занятия проводятся в специально оборудованном спортивном зале по адресу: Москва, Большая Семеновская, 38, А-112.

Читайте так же:
Как поставить машину на учет, если нет постоянной регистрации

Работники приёмной комиссии университета работают с соблюдением законодательства в части приема абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья.

Полностью оборудован объект студенческого городка — общежитие № 8 по адресу: Москва, Рижский проезд, дом 15, корп. 2 и является доступным для пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Общежитие предусматривает 3 жилых помещения (57,6 кв.м) на 1-м этаже для проживания 7 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Соответствие общежития для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья подтверждено заключением Общественной инспекции по делам инвалидов в г. Москве (Акт обследования объекта действующей инфраструктуры в г. Москве от 31.01.2017 № 1).

В университете разработаны локальные нормативные документы, которые регламентируют процедуру организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовлены специализированные стоянки для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями в соответствии с ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 12.4.026 по следующим адресам: Москва, Большая Семёновская, 38 строение 12 — 2 парковочных места, Москва, Автозаводская улица, 16, стр. 5 — 2 парковочных места, Москва, ул. Садовая-Спасская д. 4, стр. 6 — 2 парковочных места. Размещены информационные таблички о наличии ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52875.

Входы в вышеуказанные учебные корпуса университета оборудованы пандусами в соответствии с требованиями к доступности среды для маломобильных граждан СНиП 35.01.2001, СП 42.13330, ГОСТ Р 51261, ГОСТ Р 52875.

С целью обеспечения принятия коллегиальных решений по вопросам организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, определения основных направлений и координации работы по развитию инклюзивного образования в университете приказом ректора создана постоянно действующая комиссия.

Для выполнения Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в институте утвержден План мероприятий по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов

В университете созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу. Также предусмотрены организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, установлен особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровья, сбережения и адаптивной физической культуры, разработаны особые требования по написанию курсовых работ и другие положения по инклюзивному образованию.

Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то необходимо обратиться с письменным заявлением (в свободной форме) в деканат своего факультета, а также уведомить об этом преподавателя, куратора, помощника ректора по инклюзивному образованию.

Помощник ректора по инклюзивному образованию
Джавадова Светлана Александровна, к.э.н., доцент

javadova.s@rggu.ru
Миусская пл., д. 6, каб. 338 (3 этаж 6 корпус)
8 (495) 250-67-83

Для проведения занятий по физической культуре университет использует спортивные залы и бассейн, тренажерный зал, открытые спортивные площадки. Более подробную информацию можно получить здесь.

КАКИЕ ОСОБЫЕ ПРАВА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ИМЕЮТ ИНВАЛИДЫ?

  1. Дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, имеют право на прием по квоте лиц с особыми правами.
    По каждому направлению подготовки выделяется квота лиц с особыми правами (особая квота). Подать заявление на прием по особой квоте можно в 5 вузов на 3 направления подготовки в каждом.
  2. Дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды войны имеют преимущественное право зачисления. Преимущественное право зачисления используется в конкурсе на основные бюджетные места (в общем конкурсе) в качестве дополнительного критерия для ранжирования конкурсных списков при прочих равных условиях и не требует предоставления оригинала документа об образовании сразу при подаче документов.
  3. Все инвалиды имеют право сдавать не ЕГЭ, а вступительные испытания по общеобразовательным предметам в РГГУ, вне зависимости от участия в сдаче ЕГЭ и полученных результатов (в том числе неудовлетворительных).
    При этом важно помнить, что поступающие не смогут выбрать лучший результат для последующего участия в конкурсе на зачисление, поскольку при формировании конкурсной суммы баллов учитываются сведения из заявления о приеме, которое каждый поступающий заполняет при подаче документов и в котором однозначно указывает, хочет ли он поступать по результатам ЕГЭ или по результатам вступительных испытаний в вузе.

ВО ВСЕХ ЛИ СЛУЧАЯХ ВУЗ ОБЯЗАН ПРЕДОСТАВИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НА БЮДЖЕТНОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ СТУДЕНТА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЛИ ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ОГРАНИЧЕНИЯ?

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 71), дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, могут претендовать на обучение по проrраммам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах особой квоты наравне с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также ветеранами боевых действий.

Читайте так же:
Зарплата меньше прожиточного минимума

Если количество заявлений на прием по квоте превысит количество выделенных по квоте бюджетных мест, то среди подавших заявление будет проведен конкурс, и будут зачислены поступающие с более высокой суммой баллов.

Кроме того, особая квота не может быть установлена в случае отсутствия бюджетных мест на конкретном направлении подготовки (специальности) и, следовательно, обучение за счет бюджета на этом направлении подготовки (специальности) невозможно.

ЕСЛИ Я КАК АБИТУРИЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПОДАЮ ДОКУМЕНТЫ НА НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ), МОГУ ЛИ Я ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСОБЫМИ ПРАВАМИ ПО ВСЕМ ВЫБРАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ?

Да, можете. Согласно Федеральному закону от 27 июня 2018 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», лица, которым предоставлено право на прием в пределах особой квоты, могут подать заявление на обучение по программам бакалавриата и специалитета с использованием особых прав одновременно в 5 вузов на 3 направления подготовки (специальности) в каждом.

Я РЕБЁНОК-ИНВАЛИД. ЕСЛИ Я ПЛАНИРУЮ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСОБЫМ ПРАВОМ ОБЯЗАН ЛИ Я ПРИ ПОДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ОРИГИНАЛЫ ДОКУМЕНТОВ ИЛИ ДОСТАТОЧНО КОПИИ?

При подаче документов достаточно копии аттестата (диплома).

Для зачисления на места по особой квоте необходимо представить оригинал аттестата (диплома) в приемную комиссию не позднее 18.00 28 июля.

Я БЫЛ РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ, ПОТОМ МНЕ ДАЛИ ТРЕТЬЮ ГРУППУ ИНВАЛИДНОСТИ. МОГУ ЛИ Я ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОСОБЫМ ПРАВОМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ?

Можете, но только при условии, что в Вашей новой справке есть запись «инвалид с детства», потому что иначе третья группа инвалидности не дает особых прав при поступлении.

Единственное, на что имеют право лица с 3-ей группой инвалидности, это поступать в любой вуз не по результатам ЕГЭ, а по результатам вступительных испытаний в вузе, либо комбинировать результаты.

ЕСЛИ НА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ОСОБОЙ КВОТЫ ВЫДЕЛЕНО ТОЛЬКО ОДНО МЕСТО, А ПОДАНО 3 ЗАЯВЛЕНИЯ, КАКИМ ОБРАЗОМ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОТБОР?

В таком случае будет проведен конкурс среди поданных заявлений на основании набранных баллов.

МОЖНО ЛИ СДАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В РГГУ ВМЕСТО ЕГЭ?

Следующие категории поступающих имеют право сдавать вступительные испытания по общеобразовательным предметам в РГГУ:

  • лица, поступающие на базе профессионального образования (вне зависимости от участия в сдаче ЕГЭ и полученных результатов);
  • инвалиды, дети-инвалиды (вне зависимости от участия в сдаче ЕГЭ и полученных результатов);
  • граждане РФ, получившие аттестат в 2019 году, если испытания государственной итоговой аттестации в школе сданы ими не в форме ЕГЭ, либо они окончили школу за рубежом в 2019 году и не сдавали ЕГЭ;
  • иностранные граждане (вне зависимости от участия в сдаче ЕГЭ и полученных результатов).

Важно! При наличии любых (в том числе неудовлетворительных) результатов ЕГЭ вышеуказанные категории поступающих могут сдавать вступительные испытания в вузе.

Однако они не смогут выбрать лучший результат для последующего участия в конкурсе на зачисление, поскольку при формировании конкурсной суммы баллов учитываются сведения из заявления о приеме, которое каждый поступающий заполняет при подаче документов и в котором однозначно указывает, хочет ли он поступать по результатам ЕГЭ или по результатам вступительных испытаний в вузе.

КАКИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?

На территории РГГУ есть медицинский кабинет. Он располагается по адресу: Миусская пл., д.6, корп.2, этаж 1; время работы: с 10.00 до 17.00; приемные дни: понедельник-пятница; телефон: (495) 250-66-56.

Здравпункт оказывает экстренную, доврачебную помощь, а также помощь при острых заболеваниях, травмах, отравлениях. Осуществляет госпитализацию по неотложным показаниям. Фельдшер здравпункта оказывает доврачебную помощь как непосредственно в здравпункте, так и по вызову на территории вуза. Здравпункт оснащен всем необходимым оборудованием и снабжен современными медицинскими препаратами. Подробнее о медицинской помощи можно узнать здесь.

Поступление

Абитуриенты с инвалидностью могут поступать на программы бакалавриата и специалитета на общих основаниях (на основные места в рамках общего конкурса), либо на места в пределах особой квоты (п.2.3. Правил).

Особая квота

Правом на поступление в пределах особой квоты обладают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Общий конкурс. Преимущественное право зачисления

В случае успешного прохождения вступительных испытаний в рамках общего конкурса и при прочих равных условиях преимущественным правом зачисления на образовательные программы бакалавриата и специалитета обладают дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды войны (п.2.7.3. Правил).

Для поступления в пределах особой квоты, а также для получения преимущественного права зачисления (при прочих равных условиях) при поступлении на программы бакалавриата и специалитета необходимо предоставить справку об установлении инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Индивидуальные достижения

В сответствии с Приложением 5 к Правилам приема «Учет индивидуальных достижениий при приеме в 2021 году». при поступлении в рамках общего конкурса баллы за индивидуальные достижения включаются в сумму конкурсных баллов. При этом абитуриент с ограниченными возможностями здоровья и /или инвалидностью может получить дополнительные баллы (кроме баллов за прочие индивидуальные достижения), если является чемпионом или призером Параалимпийских, Сурдоолимпийских игр и ряда крупных соревнований (п.4 Приложения 5 «Учет индивидуальных достижений»).

Читайте так же:
Взыскание с наследника денег за погребение наследодателя

Вступительные испытания

При поступлении в бакалавриат и специалитет дети-инвалиды и инвалиды могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые НИУ ВШЭ самостоятельно, по любым общеобразовательным предметам, либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с использованием результатов ЕГЭ (при наличии) по другим общеобразовательным предметам.

Абитуриенты бакалавриата и специалитета с ограниченными особенностями здоровья и инвалидностью имеют возможность сдавать вступительные испытания с учетом инвидуальных возможностей и состояния здоровья. Подробности описаны в приложениях к Правилам приема соответственно, в бакалавриат и специалитет – Приложение 9; к Привилам приема в магистратуру – Приложение 5.

Абитуриентам, поступающим без результатов ЕГЭ, для выполнения всех требований к организации вступительного испытания нужно представить один из документов, подтверждающий ограниченные возможности здоровья:

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
  • справка об установлении инвалидности, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;
  • документ (справка), выданный образовательным учреждением, органом, осуществляющим управление в сфере образования, подтверждающий, что поступающий проходил государственную (итоговую) аттестацию как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Поступление в магистратуру

Прием в НИУ ВШЭ на обучение по образовательным программам магистратуры осуществляется в соответствии с Правилами приема на программы магистратуры в 2021 году

В соответствии с упомянутым выше Федеральным законом № 273-ФЗ особые права (право на поступление в пределах особой квоты и преимущественное право зачисления при прочих равных условиях) при поступлении в магистратуру и аспирантуру для абитуриентов с инвалидностью не предусмотрены.

Контакты: для ответов на вопросы о поступлении на программы магистратуры существует отдельная электронная почта pkmag@hse.ru

Полный перечень документов, которые нужно предоставить при подаче заявления о приеме на обучение в бакалавриат и специалитет, магистратуру и аспирантуру, актуальные сведения о сроках приема размещены на сайте НИУ ВШЭ в соответствующих разделах для абитуриентов.

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников

В 8 реабилитационно-образовательных центрах и школах-интернатах, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, учится более 2000 ребят с инвалидностью или ОВЗ. При этом более 60% выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно реализуют себя в различных профессиональных областях. О том, как ученикам с инвалидностью подготовиться к экзаменам, перебороть стереотипы, стать специалистами в своей области и душой компании в коллективе, рассказали Наталья Починок, ректор РГСУ, учителя и психологи Реабилитационно-образовательного центра № 76.

Об университетской среде

Москва с каждым годом становится комфортней и доступней для разных категорий населения, а столичные университеты увеличивают число мест для людей с инвалидностью. Так, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) на данный момент учатся 213 студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Наталья Починок, ректор университета, отметила, что для привлечения молодых людей с инвалидностью в вузы необходимо организовать доступную среду, адаптировать все образовательные программы, обеспечить студентов специальными техническими средствами, позволяющими сделать образовательный процесс легче и доступнее, вести постоянную работу по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в вопросах инклюзивного образования. «Особенно важно не делать различий между студентами с инвалидностью и без. В нашем университете все студенты, вне зависимости от особенностей их здоровья, ведут активный образ жизни, привлекаются к реализации внешних и внутренних проектов, участвуют в волонтерском движении, общественных и развлекательных мероприятиях», — подчеркнула Наталья.

Для комфортной учебы студентов с инвалидностью в РГСУ создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ). Центр ведет методическую поддержку учебного процесса, обеспечивает студентов необходимыми техническими средствами в соответствии с их потребностями, поддерживает и помогает психологически. Кроме того, все студенты, как с инвалидностью, так и без, на первом курсе слушают лекции по инклюзивной среде и корректному общению друг с другом. «Инклюзию надо воспитывать. С первых дней обучения мы формируем среди своих студентов инклюзивную культуру, представление о различных нозологиях, о культуре взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие студенты проходят практику на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и учатся применять свои знания об инклюзии на практике», — объясняет ректор.

О подготовке к поступлению

Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, как правило, начинается с 9-го класса. Сначала ученики реабилитационно-образовательных центров и интернатов посещают уроки профориентации: с помощью тестов и опросов они выбирают, какой вид деятельности наиболее им подходит.

В 10-м классе помощь ребятам с выбором будущей профессии становится приоритетной задачей педагогов: продолжаются профориентационные уроки. Кроме того, ученики приходят на дни открытых дверей в вузах в рамках программы «Университетские субботы». Таким образом, к началу 11-го класса большинство школьников уже определяется с университетом и направлением и начинает усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Читайте так же:
Оплата за детский сад в праздничные дни

Об экзаменах

Выпускники с инвалидностью или ОВЗ поступают в высшие учебные заведения наравне с ребятами без инвалидности. Тем не менее, важно учитывать, что для поступающих с инвалидностью время выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.

Учителя реабилитационно-образовательного центра № 76, где учатся ребята преимущественно с нарушениями опорно-двигательной системы, сформулировали пять правил, которые помогут вовремя подготовиться и без паники сдать экзамены.

  1. Не откладывайте на потом! Готовиться к экзаменам лучше заранее: решайте как можно больше тренировочных заданий, устраните пробелы в сложных для вас темах.
  2. Во время подготовки рассчитывайте свои силы, меняйте виды деятельности.
  3. Спокойствие и уверенность — ваши лучшие друзья. Если сильно нервничаете, попробуйте дыхательные упражнения.
  4. Настройте себя на то, что экзамен — это обязательный этап обучения, к которому вы готовились все время, проведенное в школе.
  5. Перед экзаменом обязательно выспитесь, легко позавтракайте. И помните, что экзамены — всего лишь небольшое жизненное испытание, с которым вы обязательно справитесь!

О родительской поддержке

В непростой период подготовки к выпускным экзаменам и поступлению подросткам не менее важны внимание и помощь родителей. Психологи отмечают, что волнение родителей практически всегда передается детям, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным при любых обстоятельствах.

«Если подросток не против, помогите ему в составлении плана подготовки к экзаменам. Обсудите, какие темы для него сложные и как их лучше повторить», — рекомендует педагог-психолог реабилитационно-образовательного центра № 76 Марина Бессмертная.

Не менее важно продолжать соблюдать режим дня и не допускать перегрузок и дистресса, отмечают специалисты. «Подбадривайте подростка за то, что у него хорошо получается, и чаще напоминайте, что результаты экзаменов никак не повлияют на вашу любовь к нему», — заключает педагог.

Истории выпускников

Елизавета Кайсина — выпускница 2020 года Реабилитационно-образовательного центра № 76. Сейчас девушка воплотила свою мечту — учится в РНИМУ им. Н. И. Пирогова на первом курсе педиатрического факультета.

С детства Елизавета много времени проводила в больницах и поликлиниках. Девушка вспоминает, что врачи и медсестры всегда были добры и готовы помочь, поэтому она с ранних лет вдохновлялась их деятельностью. А позднее, в средней школе, заинтересовалась биологией и химией: так выбор пал на медицинские университеты.

«Я уже в 9-м классе поняла, что хочу стать врачом. А занятия по профориентации только укрепили мое желание поступить в медицинский, — вспоминает Елизавета. — Уже в университете я поняла, что, выбрав педиатрический факультет, поступила верно. Дети открытые, с ними намного легче общаться».

Для поступления Елизавете необходимо было сдать 3 экзамена: биологию, химию и русский язык. Будущая студентка начала усиленно готовиться к ЕГЭ с середины 10-го класса: полгода была передышка, чтобы «отойти от экзаменов после 9-го класса».

«Я читала много учебников и решала тренировочные тесты. К тому же наши учителя приложили все усилия, чтобы мы сдали экзамены максимально хорошо. У нас были дополнительные занятия и консультации. А учительница по биологии в течение года готовила нас к предпрофессиональному экзамену, который сдается в медицинские вузы и дает дополнительные баллы к сумме ЕГЭ», — рассказывает Елизавета.

Сейчас студентка успешно отучилась первое полугодие и с нетерпением ждет начала следующего. Конечно, учеба в университете сильно отличается от школы. «Я считаю, что выпускникам нужно учиться самим учиться. В школе педагоги буквально разжевывали каждую тему. В университете такого нет. Если ты хочешь получать знания, стать востребованным специалистом, нужно самому прикладывать усилия», — делится Елизавета.

Несмотря на дистанционный формат учебы, Елизавета уже успела подружиться с одногруппниками и влиться в коллектив. «Когда я только поступила, очень переживала, что попаду в отчужденный коллектив. Но оказалось, что у меня чудесные одногруппники: они всегда готовы помочь, объяснить, скинуть дополнительные материалы. Мне очень повезло. Я думаю, не нужно ничего бояться, тогда все непременно получится», — верит Елизавета.

В этом году первокурсница составила алгоритм-советы, как поступить учиться без паники:

  1. Выбрать институт и направление как можно раньше. При этом важно выбрать по своему желанию. «Если ты не любишь свое дело, то зачем вообще все эти экзамены и трудности?»— считает Елизавета.
  2. Посмотреть предметы и баллы, которые необходимы для поступления в данный вуз и на выбранное направление. А также изучить льготы и олимпиады, дающие преимущества.
  3. Усиленно готовиться: читать материалы, решать тесты, посещать занятия.

Соблюдая рекомендации педагогов и учитывая опыт студентов, нынешние выпускники смогут вовремя подготовиться, успешно сдать экзамены и поступить в желаемые вузы.

Советы по поступлению других выпускников реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов читайте по ссылкам:

https://dszn.ru/press-center/news/4959 — Ольга Крылова, студентка экономического факультета ВШЭ, выпускница Школы-интерната № 1 для слепых.

https://dszn.ru/press-center/news/4321 — Илья Бурма, студент экономического факультета МГУ, выпускник Реабилитационной школы-интерната № 32.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию