Advokat-inform.ru

Юридический советник
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возврат денег у СГУП

Как проводится возврат субсидий в бюджет

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Вопрос: Если учреждение не выполнило задание в части достижения показателей объема или качества услуг (работ), у него должны остаться неизрасходованные средства субсидии, которые следует вернуть в бюджет. За счет каких средств следует это делать учреждению в случае полного расходования суммы субсидии?
Посмотреть ответ

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Вопрос: Как отразить в учете организации получение субсидии из бюджета субъекта РФ на модернизацию полностью самортизированного в бухгалтерском и налоговом учете объекта основных средств (ОС) и возврат неиспользованной части полученной субсидии в текущем отчетном году?
Посмотреть ответ

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Условия возврата

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Читайте так же:
Стандартные налоговые вычеты — это… что такое стандартные налоговые вычеты?

Как отразить в учете

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

Как преодолеть Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов (и вернуть деньги за образовательные услуги)

Публикуется с согласия доверителя. В январе 2018 года, гражданин, имея намерение изучать звукорежиссуру в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, оплатил подготовительные курсы суммой в размере 32 т.р.

В феврале 2018 года, гражданину нужно было уехать в другой субъект матушки-России, надолго. Кроме того, подготовительные курсы Санкт-Петербургского государственного гуманитарного университета профсоюзов за 32 т.р. ему не понравились, и даже больше, — мой будущий доверитель расхотел заниматься академической звукорежиссурой вовсе.

В связи с изложенными обстоятельствами гражданин обратился к университету профсоюзов с претензией, которой отказался от исполнения договора оказания образовательных услуг, и потребовал уплаченные денежные средства вернуть.

Спустя месяц гражданину в университете профсоюзов разъяснили, что в соответствии с пунктом договора оказания образовательных услуг, а также в соответствии с приказом о зачислении – деньги не возвращаются. Университет профсоюзов настолько не жадный, что даже в приказе о зачислении отдельным пунктом написано «деньги не возвращаются».

Читайте так же:
Персональные данные в реестре собственников мкд

На вопрос как же так, в университете профсоюзов рассказывают, что у них так организованы хозяйственные процессы, что если деньги плачены, то они потрачены. Документов, подтверждающих расходы при этом, не показывают.

Гражданин был вынужден обратиться ко мне за юридическими услугами, и стал истцом. Вчинил университету профсоюзов иск на уплаченные 32 т.р., компенсацию морального вреда 10 т.р., штраф 50 % за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, возмещение судебных расходов.

В суде университет профсоюзов сказал, что претензию истца не получал, и что истец сфальсифицировал штамп университета профсоюзов, и что университет хз кто там расписался на этом штампе. Истец предложил им разойтись на сумме в 60 т.р., но это предложение было отвергнуто с благородным негодованием (днем раньше я предложил университету профсоюзов подумать о примирении за 40 т.р., чему университет был весьма рад).

К сожалению университета профсоюзов, в истребованном журнале учета входящей корреспонденции университета профсоюзов, оказалась запись о регистрации претензии истца. Университет профсоюзов признал, что потерял претензию Истца, хотя и получал ее.

Мировой судья очаровательно взыскал с университета профсоюзов 32 т.р. уплаченных по договору денег, 16 т.р. штрафа, 14 т.р. на судебные расходы, и 1 т.р. компенсации морального вреда, и в доход бюджета 1 т.р. госпошлины, а всего 64 т.р., за что ему большое спасибо. Запись резолютивной части решения прилагается.

Университету профсоюзов повторно предложено помириться на сумме в 60 т.р., если заплатит и не станет обжаловать решение.

Зачем в Госдуме предлагают продлить срок возврата денег за несостоявшиеся туры

Туроператорам могут позволить отсрочить денежные возвраты путешественникам по оплаченным, но несостоявшимся из-за пандемии турам, до 2023 года. По действующим правилам они должны сделать это до конца 2021 года. Соответствующие изменения предлагает разработанный в ГД законопроект, рассказал «Газете.Ru» его автор, зампред Комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов.

Верни то, чего нет

В Госдуме подготовили проект изменения закона «Об основах туристской деятельности». Он предлагает продлить туроператорам сроки возврата клиентам денежных средств по отмененным из-за коронавируса турам до 2023 года.

«Законопроект уже разработан, он создан при содействии с Российским союзом туриндустрии и ждет экспертной оценки. Сегодня существует необходимость синхронизации возврата средств туристам по несостоявшимся турам с возвратом туроператорам провозной платы по несостоявшимся перевозкам», — сказал «Газете.Ru» зампредседателя думского Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов.

По словам депутата, авиаперевозчики имеют право вернуть туроператорам деньги в течение трех лет с момента несостоявшегося рейса, то есть последние получат возвраты по пандемийному 2020 году до 2023 года. При этом сами туроператоры должны до конца 2021 года выплатить клиентам деньги за несостоявшиеся туры.

«Создается ситуация, в рамках которой туроператорам необходимо будет до конца 2021 года вернуть туристам денежные средства, которые они сами получат от перевозчиков в конце 2023 года», — пояснил парламентарий.

«Появится определенность»

На начало февраля текущего года туроператоры уже сократили объем неисполненных обязательств перед туристами, в том числе путем замены туров, с более чем 40 млрд рублей до 16 млрд рублей, рассказал президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Андрей Игнатьев. Это произошло в первую очередь за счет реализации чартерных программ на турецкие курорты.

«Но принятие оперативным штабом решения о временном ограничении авиасообщения с Турцией повлекло за собой резкое увеличение объема отложенных обязательств. По оценкам экспертов рынка, с середины апреля до конца мая турецкие курорты планировали посетить более полумиллиона россиян, которые приобрели пакетные туры на сумму более 32 млрд рублей», — добавил он.

Закрытыми остаются и другие популярные массовые выездные направления, отметил эксперт. А возможность замены туров на внутренние направления ограничена из-за роста цен на услуги размещения. К тому же, качественный номерной фонд на лето в основном уже забронирован.

«В результате резко снижаются возможности туроператоров по возврату средств за туры, несостоявшиеся в 2020 году, а это чревато массовыми потребительскими конфликтами. Тем более что отсрочка обязательств туроператоров, установленная постановлением, не распространяется на туры, не состоявшиеся в связи с ограничением воздушного сообщения с Турцией и Танзанией в 2021 году. Продление отсрочки обязательств и распространение ее на все туры, не состоявшиеся в 2020 и 2021 годах, позволит туроператорам выжить в нынешних тяжелейших условиях», — заявил Игнатьев.

В случае принятия законопроекта у туристов появится значительная определенность по поводу перспектив оплаченного отдыха, считает президент РСТ.

«Им будет понятно, что они рано или поздно смогут воспользоваться своим правом на отдых или получат свои деньги. Если же туристы будут массово аннулировать отложенные туры и потребуют возврат денежных средств, это может спровоцировать банкротства туроператоров. И в таком случае потребители рискуют не получить ничего – ни туров, ни денег», — уточнил он.

Директор Альянса туристических агентств России Наталия Осипова считает продление несколько преждевременным.

«Мы все-таки ждем открытия летних популярных направлений – Египта, Туниса и Кипра. Если до сентября не откроются они или другие зарубежные направления, которые могут быть массовыми и востребованными у туристов, туроператоры не смогут выполнить обязательства и нужно будет продлить. Но пока мы ждем все-таки открытия направлений. Все зависит от того, как будут развиваться события», — рассказала она.

Туристов перспектива получить деньги через два года не вдохновляет. «Я покупала тур в Италию еще в 2020 году. Менять не хотела, моей мечтой было попасть именно туда. Деньги мне вернули только недавно. Представляю, что будут чувствовать люди, которые надеются закрыть историю в этом году, а им придется ждать до 23-го года. Лишних денег ни у кого нет, и туры – недешевое удовольствие», — поделилась мыслями москвичка Карина Меликян.

Читайте так же:
Борьба с курением

ЧС даст право

Вероятность очередного обострения эпидобстановки и возникновения других чрезвычайных ситуаций, требующих ограничений в сфере туризма, существует и в будущем, подчеркнул депутат Сергей Кривоносов.

В связи с этим законопроект наделяет правительство правом при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности во всей стране или в отдельных регионах устанавливать особенности исполнения договоров о предоставлении гостиничных услуг и реализации турпродукта.

В случае ЧС они смогут перенести сроки бронирования или отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке и возвратить заказчику уплаченную им сумму. Если договор захочет расторгнуть сам заказчик, исполнитель также обязан будет вернуть ему деньги. Сроки возврата установит кабмин.

АТОР предложила решение проблемы с выплатами за несостоявшиеся из-за пандемии туры

АТОР предложила решение проблемы с выплатами за несостоявшиеся из-за пандемии туры

Ассоциация туроператоров России (АТОР) оценила ситуацию с возвратами туроператоров по «ковидным турам» в 2020-2021 гг. и направила в правительство официальные письма с предложениями по разрешению сложившейся ситуации на рынке. Об этом в ходе пресс-конференции в ТАСС сообщила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

24 ноября 2021 года Ассоциация туроператоров (АТОР) направила официальные обращения на имя Михаила Мишустина и Зарины Догузовой, в которых ведущие туроператоры страны в очередной раз обращают внимание правительства на тот факт, что ситуация с выплатами по «ковидным» турам, не состоявшимся в 2020 году, требует незамедлительного решения – прежде всего в интересах туристов.

По ее словам, нынешние письма АТОР по этому вопросу в правительство – уже девятое по счету обращение к властям с февраля 2021 года. Но предыдущие официальные обращения АТОР в правительство намеренно не предавались огласке, во избежание нагнетания, чрезмерной драматизации ситуации и некорректного прочтения в СМИ.

«Сразу отмечу – распространяемые некоторыми СМИ слухи о том, что 60% туроператоров якобы находятся на грани банкротства – ни в коей мере не соответствуют действительности и наши аналитики опровергают эти данные. Но кризисная ситуация на российском туристическом рынке все же может сложиться, если не продлить в той или иной форме действие принятого в 2020 году постановления Правительства № 1073. Напомню, оно дает право туроператорам осуществлять возвраты за не состоявшиеся из-за пандемии туры. Эта мера правительства позволяла все это время сохранять тонкий баланс на рынке и избежать массового ущерба для туристов в результате возможных банкротств», – отметила г-жа Ломидзе.

«Ситуация, которая сложилась сегодня, угрожает почти 200 тысячам туристов, которые могут в итоге «эффекта домино» не получить в 2022 году ни денег, ни туров. И именно в интересах этих людей мы обратились в правительство с анализом ситуации и конкретными предложениями по ее изменению», – подчеркнула исполнительный директор АТОР.

АТОР: СУММА «КОВИДНОЙ» ЗАДОЛЖЕННОСТИ ТУРОПЕРАТОРОВ – 10 МЛРД РУБЛЕЙ

В АТОР еще раз обращают внимание на тот безусловный факт, что при установлении отсрочки по возвратам туристам предполагалось, что пандемия не продлится более года – однако этого не произошло. Практически все популярные среди российских туристов страны, за исключением Турции, Доминиканы, ОАЭ и некоторых других по-прежнему закрыты или открыты частично, что не позволяет говорить о возможности формирования туров исходя из спроса и конъюнктуры рынка.

Читайте так же:
Основания к остановке транспортного средства сотрудником полиции

«Практически у всех туроператоров нет возможности к 31 декабря 2021 г. произвести возвраты по турам в страны, в которых сейчас действуют ограничения на въезд российских граждан. Туризм по этим направлениям (практически все страны Европы, Китай, страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки) не возобновлен, что не позволяет туроператорам производить расчеты с партнерами и потребителями», – констатируется в письмах АТОР от 24 ноября (есть в распоряжении редакции «Вестника АТОР»).

В АТОР провели свой анализ осуществления туроператорами возвратов по «ковидным турам» в 2020-2021 гг. Он показал, что все туроператоры осуществили возвраты туристам, находящихся в трудной жизненной ситуации. Практически все возвраты произведены (часть осуществляется в настоящее время) и по странам, полностью открытым для туристов с целью туризма. Возвраты по открытым странам осуществлялись преимущественно в виде предоставления равнозначного тура.

«Процедура возврата (денежными средствами и предоставлением туров) началась с середины июля 2020 г. и к концу года туристам было возвращено 18-20% от общей суммы неисполненных обязательств (в основном возвраты осуществлялись предоставлением туристского продукта в Турцию, Танзанию, ОАЭ, Мальдивы). С января 2021 г. по настоящее время туристам возвращено более 50% от общей суммы, таким образом, за 1,5 года туроператоры смогли рассчитаться более, чем с 70 % неисполненных из-за COVID-19 обязательств», – говорится в обращениях АТОР на имя премьер-министра и руководителя Ростуризма.

По оценке АТОР, оставшиеся 28-30% обязательств туроператоров составляют сумму в 10 млрд рублей, и эта сумма сложилась исключительно по «неоткрытым» странам. Отсутствие возможности открыть продажи туров в них не позволяют даже начать частичные возвраты.

ОПАСНА НЕ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, А СУДЕБНЫЕ ИСКИ И «ЭФФЕКТ ДОМИНО»

«Исходя из анализа возвратов за 2020-2021 гг., для возможности полностью рассчитаться с туристами необходим как минимум один год после полного открытия страны. Под открытием страны мы подразумеваем возможность без ограничения организации авиарейсов и принятие страной граждан из России с туристическими целями», – отмечают в АТОР.

В Ассоциации туроператоров считают, что на туристическом рынке уже сложилась критическая ситуация: на все 100% возвратов до 31 декабря 2021 г. денежных средств нет, а судебные иски потребителей, которые уже массово подаются на туроператоров, в январе-феврале 2022 г. вс равно не позволят получить компенсацию, поскольку средства внезапно не появятся, но зато могут заблокировать деятельность туроператоров и поставить под угрозу исполнение туров, уже выкупленных туристами на 2022 г.

«Хрупкий баланс, которого удалось достигнуть на туристическом рынке, благодаря грамотным и конструктивным мерам поддержки Правительства РФ и Ростуризма, может быть разрушен просто потому, что у бизнеса не останется времени на полное выполнение своих обязательств перед туристами», – подчеркнула Майя Ломидзе. Это может привести к социальному взрыву, так как сотни тысяч российских граждан останутся и без туров, и без денег.

КАКИЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ АТОР

Для того, чтобы не допустить масштабного кризиса в стране, необходимо в течение ближайшего месяца принять сбалансированное решение, считают в Ассоциации туроператоров. В официальных письмах АТОР на имя Михаила Мишустина и Зарины Догузовой туроператорское сообщество предлагает два варианта решения возникшей проблемы.

Вариант 1 – продлить действия постановления правительства РФ № 1073 от 20.07.2020 г. на 2022 г. и 2023 годы.

Вариант 2 – внести изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, которые установят особый порядок взаимодействия туристов и туроператоров в части осуществления возвратов, в случае наступления чрезвычайной ситуации (продолжения развития ситуации с распространением COVID-19).

АТОР предлагает зафиксировать, что если в той или иной стране существуют ограничения на въезд, то туроператор может рассчитываться с туристами деньгами или турами в течение еще одного года после снятия таких ограничений.

Каждый из предложенных вариантов сопровождается пояснительной запиской и подробным объяснением преимуществ каждой из мер.

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России — вот здесь.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Как вернуть деньги за неоказанные услуги

Необходимость сделать возврат предоплаты за неоказанные услуги возникает в следующих случаях:

  • исполнитель нарушил указанные в договоре сроки; возможность отказаться от такого договора и вернуть предоплату дает заказчику статья 28 Закона о защите прав потребителей №2300-1 от 07.02.1992 — это основной закон о возврате денег за неоказанную услугу;
  • заказчик передумал и не заинтересован больше в получении услуги, в этом случае он вправе отказаться от договора немотивированно в силу статьи 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 ЗОЗПП.
Читайте так же:
Банкротство физических лиц: процедура, пошаговая инструкция, какие документы нужны, плюсы и минусы оформления банкротства

В обоих случаях заказчик обязан оплатить фактически понесенные затраты, если таковые были. Разницу между предоплатой и величиной фактически понесенных затрат заказчик вправе вернуть. Если никаких затрат не было, предоплата возвращается целиком: возврат денег по договору оказания услуг в таком случае — это обязанность исполнителя. Если в договоре сторон имеется пункт, в соответствии с которым в таких ситуациях предоплата не возвращается, он ничтожен, потому что противоречит законодательству.

Общий порядок возврата предполагает составление и направление исполнителю официальной претензии, в которой заказчик требует вернуть ему деньги, ссылаясь на правила, установленные договором сторон и действующим законодательством.

Если возврат необходим из-за того, что нарушен срок, следует сослаться на пункт договора, в котором стороны закрепили срок выполнения обязанностей исполнителем, и п. 1 ст. 28 ЗОЗПП.

Если заказчик отказывается от услуги до ее оказания, следует сослаться на ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 ЗОЗПП, дополнительно мотивировать отказ необязательно.

Претензия за неоказанную услугу

Претензия составляется письменно, подписывается заказчиком. Передать претензию следует так, чтобы была возможность подтвердить ее получение исполнителем:

  1. Лично. Следует составить документ в двух экземплярах, на одном из них получить подпись принявшего уполномоченного лица и сохранить его у себя.
  2. Почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
  3. После получения претензии исполнитель обязан рассмотреть ее и вернуть деньги. Такой порядок применяется при любом типе договора, в частности возврат денежных средств за неоказанные медицинские услуги производится по этой же схеме.

Какие нужны документы

Чтобы получить деньги, достаточно только претензии, предоставлять какие-либо дополнительные бумаги, например копию договора или платежные документы, подтверждающие факт перечисления предоплаты, необязательно — эти бумаги и информация и без того имеются у исполнителя.

В то же время если услуга не оказана, как вернуть деньги и не потратить несколько месяцев на разбирательства? Разумно приложить к претензии копии документов, подтверждающих позицию заказчика, в частности документа, подтверждающего, что предоплата перечислена. При этом направлять оригиналы не стоит — ограничьтесь копией.

В какие сроки обращаться

В зависимости от причины обращения его сроки следующие:

  1. Если заказчик отказывается от выполнения условий договора потому, что его контрагент пропустил срок выполнения своих обязанностей, претензию он вправе направить сразу, как только нарушен оговоренный срок. При этом статья 28 Закона о защите прав потребителей позволяет направить претензию, не только когда пропущен оговоренный срок окончания оказания услуги, но и оговоренный срок начала ее оказания и нарушения промежуточных сроков. Заказчик вправе отказаться по этому основанию, если в ходе сотрудничества станет ясно, что контрагент не справится в нужное время.
  2. Отказаться немотивированно заказчик вправе в любой момент, на каком бы этапе ни находилось оказание услуг. Главное — оплатить то, что исполнитель к этому моменту успел сделать.

Закон о защите прав потребителей в ст. 31 регламентирует сроки возврата денежных средств за неоказанные услуги — 10 дней с момента предъявления соответствующего требования, то есть предъявления претензии.

Что делать, если вам отказываются вернуть деньги добровольно

Если исполнитель отказался возвращать деньги или проигнорировал направленный ему отказ от услуги и возврат денежных средств, заказчику следует прибегнуть к помощи контролирующих органов, в первую очередь — Роспотребнадзора.

В Роспотребнадзор следует направить жалобу, в которой подробно изложить обстоятельства дела:

  • кто является сторонами отношений;
  • предмет договора;
  • реквизиты договора сторон;
  • почему заказчик решил отказаться от его исполнения;
  • как исполнитель аргументировал отказ возвращать деньги.

К жалобе следует приложить копию договора, платежных документов, подтверждающих перечисление предоплаты, и копию претензии, направленной ему вместе с документом, подтверждающим, что исполнитель ее получил.

Роспотребнадзор обязан провести проверку по факту жалобы.

Если и это не поможет, чтобы вернуть деньги, следует обратиться в прокуратуру или суд, жалуясь уже не только на незаконный отказ от возврата денег, но и на бездействие Роспотребнадзора, не обработавшего надлежащим образом жалобу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию