Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возникновение у лица гражданства РФ

Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаим­ных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержанием гражданства РФ является сово­купность взаимных прав и обязанностей РФ и граж­данина РФ.

Принципы гражданства РФ – основополагаю­щие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопро­сы порядка приобретения и прекращения граждан­ства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ:

1) единство и равноправность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения;

2) недопустимость лишения граждан­ства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ;

3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;

4) недопустимость высылки гражданина РФ за пре­делы российского государства или передачи его иностранному государству;

5) государственное по­ощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;

6) допустимость одновременного наличия у гражда­нина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или между­народным договором РФ;

7) недопустимость огра­ничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от испол­нения гражданских обязанностей, в том числе обя­занности по защите Отечества;

8) принцип равен­ства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специаль­ных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

Принцип двойного гражданства означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного гос-ва. Россия признает двойное гражданство в ситуациях, предусмотренных действующим Законом о гражданстве или международн. договорами РФ. Во всех других случаях граждане иностран. государств, желающие приобрести российское гражданство, должны отказаться от своего гражданства.

Лица без гражданства (апатриды) – лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства иностранного гос-ва. На иностранцев и апатридов, проживающих в России, распространяются многие социально-экономические и культурные права, но эти лица ограничиваются в отдельных политических правах. В случае, если будет установлено, что иностранец или апатрид получил гражданство РФ незаконным путем, например, представив фальшивые документы, его гражданство может быть прекращено.

Основания приобретения гражданства РФ:

2) в результате приема в граждан­ство РФ;

3) в результате восстановления в граждан­стве РФ;

1. По рождению гражданство приобретается, если надень рождения ребенка:

1) оба его родите­ля или единственный его родитель являются граж­данами РФ;

2) один из его родителей имеет граж­данство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствую­щим, или место его нахождения неизвестно;

3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ, в ином случае он станет лицом без гражданства;

4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иност­ранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на террито­рии РФ, а государство, гражданами которого явля­ются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;

5) ро­дители ребенка неизвестны, асам он находится на территории РФ, при условии, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнару­жения этого ребенка.

2. Прием в гражданство РФ может быть в общем и упрощенном порядке .

В общем порядке гражданство РФ принимают же­лающие принять гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также:

1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обраще­ния с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, при этом срок про­живания на территории РФ считается непрерыв­ным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1 года;

2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

3) имеют законный источник средств к существо­ванию;

4) обратились в полномочный орган иност­ранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

5) владеют русским языком.

3. Восстановление в гражданстве РФ — возник­новение у лица гражданства РФ в упрощенном по­рядке в случае его утраты по каким-либо невинов­ным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностран­ные граждане и лица без гражданства, ранее имев­шие гражданство РФ и проживающие на террито­рии РФ в течение не менее 3 лет.

Оптация – При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства

Основания прекращения гражданства РФ:

1) выход из гражданства РФ;

Выход из гражданства РФ — свободное воле­изъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на ос­новании заявления гражданина РФ, если он постоян­но проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица).

Упрощенный порядок выхода из граждан­ства РФ установлен для ребенка, один из родите­лей которого имеет гражданство РФ, а другой — гражданство иностранного государства, либо един­ственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родите­лей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило граждан­ство РФ, то за ним сохраняется право восстановле­ния в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть от­казано гражданину, если:

1) лицо в установлен­ном порядке не выполнило перед РФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность);

Читайте так же:
Оформление недвижимости в общую собственность

2) лицо при­влечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполне­нию обвинительный приговор суда;

3) у лица отсут­ствует иное гражданство либо и гарантии его при­обретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФ установлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной гра­ницы РФ в соответствии с международным догово­ром РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобра­зованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного междуна­родного договора.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекраща­ется, но это возможно только в отношении натура­лизованных граждан РФ, которым гражданство РФ было предоставлено на основании ложных сведе­ний и документов. Однако эти обстоятельства долж­ны быть установлены по решению суда, при этом прекращение гражданства в этом случае касается только лица, чье виновное поведение привело к по­добным санкциям, но не может прекращаться граж­данство по этому основанию у членов семьи ви­новного лица, если они не знали о виновном поведении лица.

Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?

Чуднова Елена

Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал автоматическое получение гражданства лицами, имевшими прописку на территории России и внутренний паспорт гражданина СССР по состоянию на 6 февраля 1991 г. Остальные граждане бывших союзных республик, в том числе покинувшие страну по состоянию на 6 февраля 1991 г. и желавшие вступить в гражданство РФ в порядке регистрации, должны были обратиться с заявлениями в российские консульские учреждения до 30 июня 2002 г.

С 1 июля 2002 г. порядок получения российского гражданства был изменен вступившим в силу Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), установившим два основных способа получения российского гражданства – общий и упрощенный.

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Читайте так же:
Как организовать службу вызова врача на дом

Эти данные, полученные в ходе проверки, стали причиной «сомнений» в наличии у моей доверительницы российского гражданства. Ей было направлено уведомление, из которого следовало, что она не является гражданкой России, ее паспорт подлежит изъятию, но она может приобрести гражданство в упрощенном порядке, подав заявление до 31 декабря 2019 г.

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

В соответствии с п. 52 Положения лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ. Подтвердив фактически наличие гражданства у моей доверительницы, ГУ УМВД России по ХМАО-Югре выдало ей паспорт 21 мая 2020 г., причем из формы № 1-П следовало, что проверка в отношении нее была проведена по учетам АСК и РАИБД. Но 20 июля того же года началась новая проверка на основании указания врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре – т.е. административный ответчик начал проверку «задним числом» и 20 августа 2020 г. признал незаконной выдачу нового паспорта, а не предыдущего, на основании которого был произведен обмен паспортов в связи с 45-летием. Это, на мой взгляд, если не произвол, то однозначно выход за пределы толкования и исполнения законодательно предписанных норм.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Читайте так же:
Покупка на авито

В специальном докладе «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» от 6 декабря 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ со ссылкой на заявление зам. директора Консульского департамента МИД России отметил, что такой подход нельзя признать правильным, так как указанная база не является всеобъемлющей и исчерпывающей и не может служить безоговорочным подтверждением наличия либо отсутствия российского гражданства.

В результате таких «бдительных превентивных» мер моя доверительница почти на год лишилась права на реализацию социально значимых прав, вытекающих из гражданства России, таких как право на свободу передвижения, бесплатную медпомощь, медицинское страхование и ряда других. Думаю, в ближайшем будущем только судебные органы будут способны разрешать подобные дела. В споре с региональным УМВД по вопросам миграции вопрос о том, является наличие у лица российского паспорта подтверждением российского гражданства или, наоборот, свидетельствует ли изъятие этого паспорта о лишении российского гражданства, не стал риторическим: суды двух инстанций решили, что отсутствие подтверждения виновных действий со стороны лица при получении паспорта, а также доказательств незаконности выдачи паспорта или получения гражданства, равно как и отсутствие в базе данных сведений о получении гражданства, свидетельствуют о незаконности изъятия у лица паспорта гражданина РФ. Руководствуясь этими выводами, мы, адвокаты, можем эффективно защищать права граждан, не совершивших противоправных действий, но оказавшихся один на один с системой, в которой «пощады» бывшим гражданам СССР со стороны органов по вопросам миграции в решении вопросов подтверждения получения российского гражданства пока нет.

Способы приобретения гражданства РФ по рождению

В данной статье сайта мы рассмотрим способы приобретения гражданства России при наличии у иностранного гражданина или лица без гражданства определенного жизненного обстоятельства – факта рождения на территории России.

Нами будет рассмотрено влияние на способы и на порядок приобретения российского гражданства факта рождения человека не только на территории нынешней Российской Федерации, но и на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Способы приобретения гражданства РФ по рождению

Мы детально проанализируем значение данного обстоятельства и зависимость от него в целом всей рассматриваемой процедуры, имеющиеся в этом случае возможности, преимущества и льготы, существующие ограничения и др.

При этом речь пойдет о процедуре приобретения российского гражданства только совершеннолетними и дееспособными иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее в статье – иностранные граждане), желающими приобрести гражданство России либо желающими быть признанными, при наличии соответствующих обстоятельств, гражданами России.

О порядке приобретения российского гражданства ребенком, в том числе по рождению, было подробно рассказано в статьях нашего сайта:

Хотелось бы также отметить, что рассматриваемый в данной статье вопрос является достаточно сложным с правовой точки зрения из-за особенностей российского законодательства о гражданстве. Поэтому при возникновении у вас дополнительных или уточняющих вопросов рекомендуем обращаться в нашу службу поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к статье и на форуме нашего сайта.

Способы приема в гражданство РФ по рождению на территории РСФСР

Прежде всего, давайте рассмотрим имеющиеся на сегодняшний день способы приема в российское гражданство в упрощенном порядке иностранных граждан, являющихся уроженцами РСФСР.

1. Факт рождения иностранного гражданина на территории РСФСР, а также факт наличия у него в прошлом гражданства бывшего СССР дают возможность приобрести российское гражданство в упрощенном порядке в соответствии с п. «А» ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (далее в статье – Федеральный закон от 31 мая 2002 года).

При этом следует знать, что официальное название «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» было изменено на «Российскую Федерацию» 25 декабря 1991 года.

Исходя из сказанного, с правовой точки зрения воспользоваться рассматриваемым основанием для приема в российское гражданство в упрощенном порядке могут исключительно иностранные граждане, родившиеся на территории России до вышеуказанной даты.

Граждане государств, участников Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года имеют возможность приобрести российское гражданство в упрощенном порядке, если они родились на территории РСФСР (а также при наличии у них в прошлом гражданства РСФСР и одновременно гражданства бывшего СССР).

Для того, чтобы в двух вышеуказанных случаях у иностранного гражданина появилось право обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке, ему необходимо предварительно получить вид на жительство в России и оформить по этому документу регистрацию по месту жительства.

Кроме этого, заявителям, приобретающим российское гражданство в соответствии с четырехсторонним международным Соглашением необходимо также предварительно оформить в установленном национальным законодательством порядке выезд на постоянное место жительства из государства своей гражданской принадлежности в Россию.

После вступления в силу с 1 ноября 2019 года Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ у иностранных граждан, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, появилось право на получение вида на жительство в нашей стране без предварительного получения разрешения на временное проживание в России.

Иностранные граждане, являющиеся уроженцами РСФСР, в соответствии с российским законодательством почти во всех случаях признаются соотечественниками. Такой вывод можно сделать из содержания ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 № 99-ФЗ.

Это означает, что указанные иностранные граждане имеют возможность после выполнения необходимых предварительных условий обратиться с заявлением об оформлении участия в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

В случае принятия положительного решения по указанному заявлению у них появляется возможность приобрести российское гражданство в упрощенном порядке в соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года, т. е., без предварительного получения вида на жительство в нашей стране.

Читайте так же:
Показатель долговой нагрузки (ПДН)

Для подачи заявления о приеме в российское гражданство в рассматриваемом порядке достаточно иметь разрешение на временное проживание в России и регистрацию по месту жительства на территории нашей страны, а также, в случае необходимости, состоять на учете по месту пребывания на территории субъекта России, выбранного для постоянного проживания.

Иностранные граждане, являющиеся уроженцами РСФСР, по вполне очевидным причинам и с большой степенью вероятности будут иметь родственников по прямой восходящей линии ранее постоянно проживавших (возможно — постоянно проживающих в настоящее время) на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Это означает, что указанные иностранные граждане имеют возможность, после выполнения необходимых предварительных условий, обратиться с заявлением о признании их носителями русского языка.

В данном случае таким обязательным предварительным условием для подачи указанного заявления является законное нахождение заявителя на территории нашей страны по месту временного пребывания, по месту временного проживания или по месту постоянного проживания.

В случае принятия положительного решения по указанному заявлению у соответствующих иностранных граждан появляется основание для приобретения российского гражданства в упрощенном порядке в соответствии с ч. 2.1. ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», т. е., в качестве носителей русского языка.

Для подачи заявления о приеме в российское гражданство в рассматриваемом порядке необходимо иметь вид на жительство в России и регистрацию по месту жительства.

Причем вид на жительство иностранным гражданам, признанным носителями русского языка, выдается без предварительного получения разрешения на временное проживание в нашей стране.

Граждане Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики имеют возможность приобрести российское гражданство в упрощенном порядке, если они родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР. Кроме этого, имеют возможность принять российское гражданство в упрощенном порядке также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители.

Указанным категориям иностранных граждан подпунктом «Д» пункта 1 Указа Президента России от 29.04.2019 № 187 предоставлено право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство нашей страны в упрощенном порядке в соответствии с ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», т. е., в самом льготном из существующих в настоящее время порядке.

Приобретение гражданства по рождению на территории Российской Федерации

Хотелось бы сразу же отметить, что сам по себе факт рождения человека на территории Российской Федерации автоматически вовсе не означает наличие у него российского гражданства.

Для приобретения гражданства России по рождению дополнительно требуется наличие некоторых других жизненных обстоятельств, о которых мы и поговорим далее в этой статье.

Давайте разберемся, в каких именно случаях совершеннолетний иностранный гражданин, являющийся уроженцем Российской Федерации и не имеющий действительного документа, удостоверяющего личность гражданина России, может быть признан гражданином нашей страны по рождению.

В данном случае речь пойдет о признании его гражданином России в результате проведения процедуры проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства России в соответствии с п. п. 51, 51.1. и 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325.

Проведение указанной проверки возможно исключительно в отношении иностранных граждан, родившихся на территории Российской Федерации в период времени с 6 февраля 1992 года (т. е., с даты вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1) и до 1 июля 2002 года (до даты вступления в силу Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года).

Рассмотрим категории иностранных граждан, являющихся уроженцами Российской Федерации, хоть и не имеющих действительного документа, удостоверяющего их личность гражданина России, но приобретших гражданство нашей страны по рождению.

Таковыми являются лица, на момент рождения которых их:

родители состояли в гражданстве РФ (ст. 14 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1);

один из родителей состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства (ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1);

один из родителей состоял в гражданстве РФ, а другой имел гражданство иностранного государства, и между ними отсутствовало письменное соглашение об определении у ребенка гражданства этого иностранного государства (ч. 2 ст. 15 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1).

Три вышеуказанные категории иностранных граждан в соответствии с официальным заключением территориального органа МВД России по результатам проведенной проверки соответствующих обстоятельств, могут быть признаны гражданами России.

Правовым основанием для их признания таковыми будет являться ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года, с применением, соответственно, ст. 14, ч.ч. 1 или 2 ст. 15 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1.

Прием в российское гражданство уроженцев Российской Федерации

Ранее мы рассмотрели три категории иностранных граждан, являющихся уроженцами Российской Федерации, которые приобрели российское гражданство по рождению, т. е., в силу самого факта рождения на территории нашей страны.

Как видно, далеко не все иностранные граждане, родившиеся на территории России, могут быть признаны гражданами нашей страны по рождению.

Кроме этого, в отношении далеко не всех иностранных граждан, относящихся к ранее указанным трем категориям, на практике имеется реальная возможность документально подтвердить обстоятельства, свидетельствующие о наличии у них гражданства России.

Это, в свою очередь, во многих случаях влечет за собой невозможность вынесения положительного заключения о наличии у заявителя российского гражданства.

Например, очень часто в силу целого ряда объективных причин могут возникнуть весьма серьезные, иногда практически неразрешимые проблемы с документальным подтверждением наличия российского гражданства у родителей (одного из родителей, единственного родителя) соответствующего иностранного гражданина на момент его рождения.

Читайте так же:
Приобретение жилья экономического класса

Поэтому далее мы рассмотрим иные способы приобретения уроженцами Российской Федерации гражданства нашей страны, т. е., способы приобретения российского гражданства в результате приема в него (обратите внимание, речь здесь идет именно об уроженцах Российской Федерации, а не об уроженцах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).

Сам по себе факт рождения человека на территории Российской Федерации не является основанием для его приема в российское гражданство в упрощенном порядке. Ведь он не закреплен в качестве такового ни в ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года, ни в ч. 1 ст. 1 четырехстороннего международного соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года.

Таким образом, можно подвести итог: иностранный гражданин, являющийся уроженцем Российской Федерации и не имеющий оснований для признания его гражданином России по рождению, для приобретения российского гражданства должен пройти «стандартную» процедуру приема в него соответственно, в упрощенном или в общем порядке.

С другой стороны, вполне очевидным также является то обстоятельство, что уроженец России (как Российской Федерации, так и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) может иметь и иные правовые основания для приобретения российского гражданства в упрощенном порядке.

Это означает, что он имеет возможность приобрести российское гражданство и по другим основаниям, а факт его рождения на территории России не при каких обстоятельствах не может являться препятствием для этого.

Гражданство РФ: общие положения

История возникновения института гражданства в России

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия — гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:

  • — природных подданных, которые, в свою очередь, делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые), и сельских обывателей.
  • — инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия — лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных, законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.

Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование — гражданин Российской Федерации.

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.

Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства. В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.

Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве.

Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза, волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию