Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внесение изменений в кадастровый план

<Письмо> Росреестра от 28.07.2021 N 13/1-5758-АБ/21

В связи с обращениями территориальных органов Росреестра, кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров по вопросам, возникающим при применении положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ), действующих с 12.07.2021 в редакции отдельных положений Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Росреестр сообщает.

1. Согласно изменениям, внесенным в части 8 — 10 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ:

представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения, объекта незавершенного строительства помещения, машино-места проектной документации и (или) иной указанной в части 8 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ документации (копий такой документации) или проекта перепланировки помещений в многоквартирном доме (копии такого проекта) (далее — проект перепланировки) не осуществляется;

сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений;

в техническом плане указываются сведения о такой документации.

Кроме этого, в соответствии с пунктами 61 и 61.1 части 1 статьи 26, частями 13 и 14 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ:

государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объекты капитального строительства или помещения приостанавливаются в случае, если в результате строительства или реконструкции площадь здания, сооружения, не являющегося линейным объектом (при условии, что основной характеристикой такого сооружения является площадь), указанная в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство, или в результате строительства или реконструкции протяженность линейного объекта (при условии, что основной характеристикой такого объекта является протяженность), указанная в разрешении на ввод в эксплуатацию, техническом плане, отличается от протяженности, указанной в разрешении на строительство, более чем на пять процентов от протяженности, указанной в разрешении на строительство;

в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане:

1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию);

2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки);

сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).

Таким образом, с учетом внесенных изменений Федеральным законом N 218-ФЗ не предусмотрена проверка органом регистрации прав сведений, содержащихся в техническом плане, на предмет их соответствия аналогичным сведениям в проектной или исполнительной документации, а также проекте перепланировки.

В настоящее время Росреестром осуществляется разработка проекта приказа Росреестра «Об утверждении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений», в котором будут учтены в том числе указанные выше изменения, и до вступления в силу этого приказа положения приказа Минэкономразвития России от 18.12.2021 N 953 применяются в части, не противоречащей действующим нормам Федерального закона N 218-ФЗ.

Вместе с тем необходимо отметить, что форма технического плана, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18.12.2021 N 953 (далее соответственно — Форма техплана, Требования N 953), не препятствуют реализации указанных положений Федерального закона N 218-ФЗ.

Исходя из положений пунктов 19 и 20 Требований N 953, в приложение к техническому плану включаются копии документов, на основании которых сведения внесены в технический план.

С учетом внесенных в Федеральный закон N 218-ФЗ изменений при подготовке технического плана используются проектная документация, исполнительная документация или проект перепланировки, однако копии указанных документов в приложение к техническому плану не включаются, реквизиты указанных документации или проекта перепланировки приводятся в разделе «Исходные данные» технического плана, объем вносимых в технический план на основании указанных проектной и исполнительной документации или проекта перепланировки сведений определяется Формой техплана и Требованиями N 953.

Также в разделе «Исходные данные» технического плана указываются реквизиты разрешения на строительство (если возведение объекта капитального строительства осуществляется на основании такого разрешения), копия разрешения на строительство включается в приложение к техническому плану.

Вместе с тем если до вступления в силу приказа Росреестра «Об утверждении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений» технический план подготовлен для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и является приложением к этому разрешению, но в техническом плане не приведены указанные сведения о разрешении на строительство и в приложении отсутствует копия разрешения на строительство, данные обстоятельства не являются причиной приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В этом случае орган регистрации прав в соответствии с частью 10 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ для осуществления проверок, предусмотренных пунктами 61 и 61.1 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, направляет межведомственный запрос в орган, выдавший разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (согласно форме разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, утвержденной приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр, в этом разрешении в соответствии со сведениями, содержащимися в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, подлежат указанию сведения о реквизитах (дата, номер) разрешения на строительство и наименование органа, выдавшего разрешение на строительство). В зависимости от наличия или отсутствия ответа органа, выдавшего разрешения, а также содержания такого ответа на межведомственный запрос органа регистрации прав учетно-регистрационные действия при наличии соответствующих оснований могут быть приостановлены в соответствии с пунктами 9, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ.

Читайте так же:
Долги бывшего собственника по коммунальным платежам: кому платить старый долг по жкх

2. Согласно части 6 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ при подготовке технического плана в отношении линейного объекта, введенного в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (13.07.2015), сведения о таком объекте указываются в данном техническом плане на основании проектной документации и (или) исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что указанные положения статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ могут применяться только в отношении определенной группы линейных объектов, а именно, введенных в эксплуатацию до 13.07.2015.

С учетом положений части 5 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ, согласно которой в случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о линейном сооружении (за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана линейных объектов, введенных в эксплуатацию до 13.07.2015, используются сведения как разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так и сведения проектной и (или) исполнительной документации. В приложение к техническому плану включаются копии только разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В рассматриваемом случае в отличие от общих правил, установленных статьей 24 Федерального закона N 218-ФЗ, исполнительная документация может применяться кадастровым инженером не только для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (земельных участках), но и для указания в техническом плане иных характеристик такого сооружения, в частности протяженности линейного сооружения.

Также обращаем внимание на то, что в отношении таких линейных сооружений допускается применение исполнительной документации не только совместно с проектной документацией, но и в отсутствие проектной документации, технический план такого линейного сооружения может быть подготовлен на основании только исполнительной документации, разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Параметры (характеристики) линейного объекта, включая его протяженность, указываются в реквизите «6. Краткие проектные характеристики линейного объекта» формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр, с учетом показателей, содержащихся в утвержденной проектной документации на основании положительного заключения экспертизы проектной документации. Таким образом, протяженность линейного объекта, указанная в проектной документации, указывается в разрешении на строительство.

Согласно части 6 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ несоответствие параметров введенного в эксплуатацию до 13.07.2015 линейного объекта, указанных в проектной документации и (или) исполнительной документации и в разрешении на ввод в эксплуатацию этого линейного объекта, не является препятствием для подготовки технического плана и государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Учитывая изложенное, полагаем, что в рамках реализации положений части 6 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ несоответствие параметров линейного объекта, указанных в проектной документации, исполнительной документации, разрешении на строительство, разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, не является препятствием для подготовки технического плана, а также причиной приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на такой объект недвижимости. В рассматриваемом случае в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в техническом плане.

Прошу территориальные органы Росреестра, Госкомрегистр, Севреестр довести изложенную выше позицию до государственных регистраторов прав.

Как исправить ошибку расположения границ участка на кадастровой карте

Неверное отражение границ участка на кадастровой карте может стать настоящей проблемой при сделках купли-продажи. Рассказываем, по какой причине могут возникать ошибки и как исправить ошибку расположения границ участка на кадастровой карте.

kak-ispravit-oshibku-raspolozheniya-granits-uchastka-na-kadastrovoy-karte

Публичная кадастровая карта – это официальный источник. В него занесены сведения о расположении всех объектов недвижимости по данным Росреестра (участков земли, зданий, жилых и нежилых помещений). Неверное отображение границ земельного участка нередко становится проблемой для собственников при оформлении различных сделок. Суть проблемы заключается в том, что участок расположен и зарегистрирован в кадастровых документах в одном месте, а на кадастровой карте границы отображаются неправильно. Если сравнить реальные границы сельскохозяйственных угодий или дачных участков с их отображением на карте, очень часто можно заметить наложение одного надела на другой.

Почему происходит ошибка

Причиной ошибок в кадастровой карте чаще всего выступают три фактора:

  1. Ошибки специалиста, кадастрового инженера, который вносил координаты участка в план. При такой ситуации ошибки содержатся изначально в регистрационных данных, внесенных в ЕГРН.
  2. Ошибка, опечатка технического сотрудника, который вводил данные в программу кадастровой карты. В этом случае в документах координаты указаны правильны, ошибочные границы отображаются только на карте.
  3. Погрешности спутниковой видеосъемки – это не ошибка, так как в исходном варианте сведения о границах внесены правильно.
Читайте так же:
Какое образование должно быть у логопеда?

kak-ispravit-oshibku-raspolozheniya-granits-uchastka-na-kadastrovoy-karte

Порядок исправления ошибок расположения границ на публичной кадастровой карте зависит от конкретной ситуации. В некоторых случаях достаточно просто обозначить ошибку, составить необходимые документы и на их основании внести корректные изменения в базу ЕГРН и карту. В других ситуациях правоту владельца или спорные вопросы собственников соседних участков придется решать в судебном порядке. Изменения соответственно вносятся Росреестр и карту на основании решения суда. Дальше рассмотрим несколько видов ошибок и варианты их исправления.

Ошибка – искажение границ отдельного участка

Собственник земельного участка увидел на кадастровой карте, что границы его территории частично заходят на соседнее землевладение. На карте это искажение выглядело так, словно участок немного перевернут по оси против часовой стрелке.

kak-ispravit-oshibku-raspolozheniya-granits-uchastka-na-kadastrovoy-karte

При выяснении деталей и обсуждении с владельцем соседнего участка выяснилось, что взаимных претензий по реальным границам нет. Искажение границ участка произошло из-за ошибки кадастрового инженера, который неправильно отразил поворотные точки на местности. Если участок развернуть по часовой стрелке, он встанет точно в свои границы.

Ошибка такого рода исправляется так:

  • провести новое межевание участка;
  • направить в Росреестр межевой план с внесенными изменениями;
  • дождаться внесения изменения данных, производится в течение 5 рабочих дней.

kak-ispravit-oshibku-raspolozheniya-granits-uchastka-na-kadastrovoy-karte

Ошибка – искажение границ двух соседних участков

Владелец одного из участков (на рисунке выделен черным под номером 2) выяснил, что на карте участок соседа значительно заходит на его территорию (на рисунке выделен красным пунктиром). Как видно на схеме проблемный участок заходит на территорию трех землевладений, получается, что пострадавших в этой ситуации 4 стороны, включая собственника проблемного участка.

Причиной такого искажения карты могут быть ошибки инженера, технического работника или сбой в работе программного обеспечения. Действовать в такой ситуации нужно всем 4 землевладельцам.

как исправить ошибки в разметке границ участка на кадастровой карте

Исправлять ошибку также нужно сообща:

  • с согласия и по заявлению всех собственников производится новое межевание участков у одного кадастрового инженера, сделав привязку границ;
  • исправленные данные в виде нового межевого плана отправить в Росреестр вместе с заявлениями о внесении изменений от всех владельцев;
  • через 5 дней ошибки будут исправлены.

В следующем обзоре рассмотрим ту же ситуацию, но с отказом собственника проблемного участка.

Ошибка – нарушение границ нескольких участков при отказе одного владельцев

Если представить предыдущую ошибку, но с условием, что владелец проблемного 8 участка отказывает вносить корректировку в общий план и Росреестр. Отказ проявляется в виде отказа в подписании акта, который составляется кадастровым инженером. Именно акт служит поводом для проведения нового межевания и корректировки данных.

как исправить ошибки в разметке границ участка на кадастровой карте

Проблема в том, что при отказе от одного из участников, Росреестр не даст согласия о внесении изменений. Решить эту проблему в досудебном порядке не получится. Что нужно сделать:

  • собственники участков подают заявлением в суд с иском об аннулировании сведений о границах участка, который на карте заходит на все остальные;
  • помимо всех участников в иску можно привлечь официального представителя Росреестра, который подтвердит факт ошибки;
  • к иску следует приложить подтверждающие документы – выписки из ЕГРН по всем участкам, копию межевого плана.

Изменения в Росреестр в данном случае вносятся по решению суда и без согласия отказавшегося владельца.

Ошибки на публичной кадастровой карте могут стать причиной конфликта между владельцами соседних участков. Помимо этого, при проведении на участки коммуникаций (свет, газ, вода) подрядчики также пользуются сведениями карты и Росреестра, поэтому и здесь могут возникнуть серьезные сложности. Если вы увидели несоответствие фактических границ и картографического расположения участка, лучше своевременно внести изменения.

Внесение изменений в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)

Строительство новых зданий и реконструкция существующих жестко регламентируется действующими нормативно-правовыми документами. В столице градостроительный регламент отличается повышенными требованиями, поскольку городским властям приходится бороться не только с высокой плотностью застройки, но и с сохранением исторического внешнего облика. Для нового строительства и реконструкции в Москве необходимо получить пакет исходных данных и разрешительных документов. В зависимости от особенностей объекта недвижимости и земельного участка состав пакета необходимых документов может различаться. Но в любом случае потребуется проект планировки территории, генеральный план и градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Первые два документа разрабатываются специализированными организациями (проектными институтами), второй выдается Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Что такое ГПЗУ

Генеральный план земельного участка — это основной документ, без которого невозможно получить разрешение на строительство. Он состоит из графической части (чертеж градостроительного плана земельного участка) и текстовой, представленной несколькими разделами. Этот документ содержит исчерпывающие сведения об участке строительства, также в нем приводятся технико-экономические параметры строительства. Иными словами, в документе описываются существующие ограничения на строительство и реконструкцию зданий и сооружений (максимальная площадь, этажность, назначение и прочее).

До 2017 года данный документ разрабатывался, но на сегодняшний день он является выпиской из Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). ПЗЗ — это основной градостроительный документ, в котором территория города разбита на территориальные зоны, также в нем содержатся градостроительные регламенты. Этот документ утверждается городскими властями, при существенном изменении Правил или принятии новых до утверждения документа обязательно проводятся публичные слушания. Разработка, изменение и прочие манипуляции с ПЗЗ могут производиться только по инициативе городских или федеральных властей, депутатов и прочих органов власти. Даже при внесении незначительных изменений придется в обязательном порядке согласовать их во всех инстанциях.

Читайте так же:
Передача квартиры банку с целью погашения ипотеки

Генеральный план земельного участка является документом, который содержит в себе сведения, взятые из ПЗЗ, для его получения необходимо зарегистрироваться на интернет-портале правительства Москвы, пройти верификацию и получить доступ к личному кабинету. Далее необходимо подать заявление, заполнив соответствующие поля в интерактивной форме. Также потребуется загрузить цифровые образы некоторых документов — паспорта заявителя (или уставных документов, если заявитель является юридическим лицом), правоустанавливающих документов на земельный участок и доверительных документов (если заявление подается уполномоченным представителем заявителя). В отдельных случаях может понадобиться утвержденная документация по планировке территории.

Если все данные были заполнены корректно, и все необходимые электронные образы документов загружены в полном объеме, то в течение 20-ти рабочих дней заявитель получит ГПЗУ (в цифровом виде, но по заявлению можно получить копию на бумажном носителе). Если документы были предоставлены не в полном объеме, или в них были ошибки, то можно получить обоснованный отказ в принятии заявления. Если во время проверки будут обнаружены отклонения, к примеру, если земельный участок не числится в Едином государственном реестре недвижимости или заявитель не является правообладателем территории, то вместо градостроительного плана земельного участка заявитель получит обоснованный отказ в предоставлении услуги.

Читайте также:

Согласование и утверждение ГПЗУ
Получение ГПЗУ
Продление ГПЗУ

Особенности документа

ГПЗУ необходим для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Также он используется в качестве исходных данных для проектирования искусственного сооружения. Все параметры будущей постройки должны четко вписываться в технико-экономические показатели, которые отмечены в градостроительном плане земельного участка. В случае превышения этих значений во время строительства можно столкнуться с большими проблемами — новостройка или реконструированное здание не пройдет технический надзор, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также будет невозможно получить. Кроме того, владелец земельного участка и застройщик будут привлечены к ответственности и могут попасть под такие санкции как денежный штраф и предписание к сносу построенного здания. Чтобы этого избежать необходимо заранее изучить потенциал земельного участка и сделать выводы о его пригодности для возведения желаемого объекта.

О Правилах землепользования и застройки следует знать, что у каждой выделенной зоны имеется свой градостроительный регламент. Несмотря на то, что Москва достаточно плотно застроена, в столице все еще остаются достаточно обширные территории, на которых можно возвести крупные объекты. Если это природоохранные зоны или иные территории, на которых действуют особые ограничения, то использовать их под застройку не получится. Но если это просто малообследованные территории, то на таких участках зачастую даже не проводили топографическую или геодезическую съемку. В этом случае земли по умолчанию будут обладать «нулевыми» параметрами градостроительства (на таких участках невозможно вести строительство, допускается только благоустройство территории).

Существуют и иные подводные камни при получении ГПЗУ. К примеру, если на земельном участке не проводилась топографическая съемка, то действующий регламент допускает произвести геодезическую съемку и оформить новую геоподоснову. Ее можно предоставить в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы при получении ГПЗУ, но пока данные не будут внесены в ИСОГД (Информационная система обеспечения градостроительной деятельности города Москвы), на градостроительном плане земельного участка не будет отмечено место допустимого размещения объекта капитального строительства. С этой проблемой можно справиться достаточно просто — для этого необходимо подготовить проект межевания земель или планировки территории. В иных спорных ситуациях для постройки здания или иного объекта на таком участке потребуется внести изменения в ГПЗУ.

Письмо Росреестра от 08.10.2021 № 11-01640/21 (Разъяснения «гаражной амнистии»)

В отношении вопроса о порядке подготовки технического плана сообщаем, что положениями пункта 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218 ФЗ) установлены виды назначения здания, в том числе «гараж».

В соответствии с частью 13 статьи 24 Закона № 218-ФЗ форма декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953 (далее – декларация, Требования).

В форме декларации и Требованиях отсутствует указание на назначение здания «гараж».

Согласно пункту 6 Требований декларация может оформляться в форме электронного или бумажного документа. При оформлении декларации в форме электронного документа декларация подготавливается в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем, обеспечивающего считывание и контроль представленных данных, и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью лица, заполнившего декларацию (пункт 7 Требований).

Учитывая изложенное, по мнению Управления, до принятия приказа Росреестра «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требования к ее подготовке и состава содержащихся в нем сведений», разработка которого осуществляется в настоящее время, при оформлении декларации в форме бумажного документа в пункте 1.2 реквизита «Вид, назначение и наименование объекта недвижимости» формы декларации может быть добавлена строка, содержащая назначение здания «гараж» либо в ячейке с назначением здания «нежилое» проставляется знак «V» и в свободном поле данной строки указывается слово «гараж».

Читайте так же:
Оплата за горячую воду от отопления

Заполнение реквизита «Описание объекта недвижимости» декларации осуществляется в соответствии с Требованиями.

Обращаем внимание, что земельным законодательством не определен момент, с которого земельный участок считается «образованным» или «уже образован». С учетом положений статьи 41 Закона № 218-ФЗ, по мнению Управления, до момента государственной регистрации прав земельный участок является образуемым.

В соответствии с частью 26 статьи 70 Закона № 218-ФЗ межевой план земельного участка и технический план гаража могут быть подготовлены на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не является единственным и (или) обязательным документом, используемым при выполнении кадастровых работ и подготовке декларации и технического плана здания гаража.

Согласно подпункту 1 пункта 2, абзацу первому пункта 5 статьи 3.7 Федерального закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявлению о предоставлении земельного участка (государственный кадастровый учет которого осуществлен) прилагаются в числе прочих документов документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям.

В этом случае в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации указываются реквизиты названных документов.

В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 статьи 3.7 Закона № 137-ФЗ, в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации приводятся реквизиты документов, перечисленных в абзацах втором и третьем пункта 6 статьи 3.7 Закона № 137-ФЗ.

В случае применения положений части 26 статьи 70 Закона № 218-ФЗ в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации указываются наименование, дата и номер решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае, если в отношении земельного участка, указанного в части 25 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, осуществлен государственный кадастровый учет, в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документыземельного участка, однако решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не является единственным и (или) обязательным документом, используемым при выполнении кадастровых работ и подготовке декларации и технического плана здания гаража.

Согласно подпункту 1 пункта 2, абзацу первому пункта 5 статьи 3.7 Федерального закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявлению о предоставлении земельного участка (государственный кадастровый учет которого осуществлен) прилагаются в числе прочих документов документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям.

В этом случае в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации указываются реквизиты названных документов.

В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 статьи 3.7 Закона № 137-ФЗ, в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации приводятся реквизиты документов, перечисленных в абзацах втором и третьем пункта 6 статьи 3.7 Закона № 137-ФЗ.

В случае применения положений части 26 статьи 70 Закона № 218-ФЗ в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации указываются наименование, дата и номер решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае, если в отношении земельного участка, указанного в части 25 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, осуществлен государственный кадастровый учет, в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)» декларации указываются наименования и реквизиты документов, подтверждающих права на соответствующий земельный участок был учтен (при наличии сведений о таких документах).

Учитывая положения части 5 статьи 24 Закона № 218-ФЗ, части 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, контур здания определяется кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ на основании документов и сведений, предоставленных заказчиком кадастровых работ в зависимости от объемно-планировочных решений конкретного здания. При отсутствии проектной документации в отношении гаражей, блокированных общими стенами с другими гаражами, контур отдельного здания определяется исходя из толщины стен, являющихся «общими» для таких гаражей.

При этом в целях обеспечения формирования единых подходов к осуществлению кадастровой деятельности пунктом 11 части 6 статьи 30.3 Закона № 221-ФЗ установлена обязанность национального объединения кадастровых инженеров разработать и утвердить типовые стандарты осуществления кадастровой деятельности.

По вопросу «требований к подготовке межевого плана» отмечаем следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3.7 Закона № 137-ФЗ граждане, использующие гаражи, собственники гаражей вправе свободно использовать земельные участки, предназначенные для общего пользования, для прохода и проезда к гаражам. Если ранее земельные участки, предназначенные для общего пользования, были образованы и учтены в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), образование земельных участков, занятых гаражами граждан не должно приводить к изменению размера и границ земельных участков, предназначенных для общего пользования. В случае, если земельные участки, предназначенные для общего пользования, не были образованы и учтены в ЕГРН, образование земельных участков, занятых гаражами не должно приводить к изменению условий использования, включая размеры, проездов, обеспечивающих доступ к гаражам граждан.

Читайте так же:
Налог при продаже наследственной квартиры

Согласно статье 17 Закона № 218-ФЗ государственная пошлина за государственную регистрацию прав взимается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс).

При этом согласно части 23 статьи 70 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса, и который предоставлен в соответствии с Законом № 137-ФЗ гражданину в собственность бесплатно, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такого гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрацией права собственности данного гражданина на такой гараж, которые осуществляются по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших данному гражданину указанный земельный участок. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, государственного кадастрового учета гаража (в случае, если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен) и государственной регистрации права собственности гражданина на гараж обязан передать собственнику указанных объектов выданные в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 218-ФЗ выписки из ЕГРН об указанных объектах недвижимости.

Вместе с тем подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются в том числе федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.

В силу статьи 34.2 Налогового кодекса представление письменных разъяснений налоговым органам, налогоплательщикам, ответственным участникам консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах отнесено к полномочиям Минфина России.

Также отмечаем, что позиция Росреестра относительно реализации части 1 статьи 18 Закона № 79-ФЗ содержится в письме от 3 августа 2021 № 01-5931-ГЕ/21, включая рекомендации по заполнению заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Статья 18 Закона № 79-ФЗ не содержит указаний о необходимости приложения к такому заявлению каких-либо документов.

Учитывая, что частью 1 статьи 18 Закона № 79-ФЗ предусмотрено изменение в записи ЕГРН об объекте недвижимости только двух его характеристик – вид объекта недвижимости и назначение здания, кадастровый номер объекта недвижимости не изменяется.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Закона № 79-ФЗ заявление может быть подано собственником гаража. В силу части 19 статьи 40 Закона № 218-ФЗ наличие в ЕГРН записей о государственной регистрации вещных прав на здание, сооружение с одновременной государственной регистрацией вещных прав на помещения, машино-места в таких здании, сооружении не допускается. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Закона № 79-ФЗ с государственного кадастрового учета снимаются здания или сооружения, в которых в соответствии со сведениями ЕГРН были расположены указанные в части 1 статьи 18 Закона № 218-ФЗ помещения, при условии, что права на эти здания или сооружения не были зарегистрированы в ЕГРН.

С учетом изложенного, положения части 1 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не подлежат применению в случае, если право на здание или сооружение, в котором находятся помещения, зарегистрировано в ЕГРН.

Исходя из положений части 7.3 статьи 40 Закона № 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета здания или сооружения, в котором располагались помещения, указанные в части 1 статьи 18 Закона № 218-ФЗ, будет осуществляться после изменения вида объекта недвижимости всех расположенных в здании или сооружений «помещений». В этой связи обращаем внимание, что заявления об изменении вида объекта недвижимости и его назначения могут быть представлены исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), по месту нахождения такого гаража или лицом, уполномоченным решением общего собрания членов гаражного кооператива, членом которого является гражданин, использующий такой гараж (пункты 1 и 4 части 1 статьи 18 Закона № 79-ФЗ).

Также отмечаем, что оформление прав на земельный участок, занятый гаражом, и гараж осуществляются в порядке, установленном Земельным кодексом с учетом особенностей, установленных статьей 3.7 Закона № 137-ФЗ.

Положения, устанавливающие порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, и расположенного на нем гаража, а также документы, на основании которых осуществляются такие учетно-регистрационные действия, содержатся в частях 23 – 27 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.

Порядок признания одноэтажных гаражей, которые блокированы общими стенами с другими одноэтажными гаражами, сведения о которых внесены в ЕГРН как о помещениях в здании или сооружении, самостоятельными зданиями регулируется положениями статьи 18 Закона № 79-ФЗ.

Письмо Росреестра от 08.10.2021 № 11-01640/21

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию