Advokat-inform.ru

Юридический советник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Увеличение размера квартплаты

Увеличение размера квартплаты

ЖК РФ Статья 157.1. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 157.1 ЖК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее — предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

1.1. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157 настоящего Кодекса.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

О предельных (максимальных) индексах на первый долгосрочный период см. ФЗ от 28.12.2013 N 417-ФЗ.

2. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее — индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее — основы формирования индексов).

3. Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации и устанавливают:

1) порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов;

2) основания и порядок изменения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в течение периода их действия, а также основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями индексов по субъектам Российской Федерации и (или) предельных индексов;

3) порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов;

4) основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований;

5) порядок опубликования решений об установлении индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в области применения предельных индексов.

4. Контроль за соблюдением порядка утверждения предельных индексов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. В случае нарушения порядка утверждения предельных индексов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

Плата за квартиру, если никто не прописан

сколько придется заплатить за квартиру, если в ней никто не живет

Когда люди оформляют в собственность жилье, их обязанностью становится плата за квартиру и газ, даже если в ней никто не прописан. Платежи за некоторые услуги, например, использование лифта, не будут пересчитываться даже в случае временного отсутствия владельца. Но от некоторых выплат собственник может освободиться, поскольку ресурсом никто не пользуется. Мы подробно расскажем, как при наличии или отсутствии счетчика меняется начисление и оплата коммунальных услуг в зависимости от количества прописанных и проживающих в помещении человек.

Что включают в себя платежи за жилье

В законодательстве указано, что даже в случае, если в многоквартирном доме нет жильцов, поставка осуществляется. Поэтому платежки должны формироваться на каждый месяц.

За что обычно приходится платить:

  • содержание дома;
  • текущий и капитальный ремонт общего имущества;
  • электроэнергию, водоснабжение, отведение канализации, отопление здания.

Квартплата, если не проживаешь в квартире, все равно будет. Ведь даже когда комнаты пустуют, многоэтажка отапливается и обеспечивается необходимым. Эти затраты делятся на всех собственников, они не зависят от количества зарегистрированных на площади. Следовательно, в любом случае придется производить оплату коммунальных услуг, даже если никто не прописан. Она состоит из:

  • электроэнергии;
  • водоснабжения;
  • водоотведения;
  • отопления;
  • поставку бытового газа в баллонах;
  • вывоза ТБО.

Если стоят счетчики, а ресурсом не пользуются, то платежки будут пустыми. Но когда индивидуальных приборов учета нет, то оплата будет начисляться, исходя из норматива потребления на каждого жильца. Однако стоит учитывать, что не все виды платежей зависят от показаний счетчика.

Если прибор учета отсутствует, платить за воду или газ придется по региональным тарифам. В этом случае плата формируется в зависимости от числа собственников помещения. Эти нововведения по расходам начали действовать в 2017 году. Единственный способ избежать постоянного увеличения долга по тарифам – установить ИПУ (индивидуальный прибор учета) и оплачивать фактически израсходованные объемы.

сколько придется заплатить за квартиру

Придется ли платить за коммуналку, если я не проживаю в квартире, и в ней никто не прописан

Когда гражданин просто временно живет в другом городе, ему достаточно каждые полгода уведомлять об этом управляющую компанию и брать с собой доказательства – любые документы, билеты или чеки, которые подтвердят иное место жительства. Обязательство рассчитываться за потребленные объемы ложится на того, кто в действительности пользуется ресурсами. Его задача – рассчитывать, сколько кубометров или киловатт/час было потрачено, а потом вписывать их в платежку и переводить деньги поставщику.

Когда в квартире не живут, начисление за все ресурсы, на которые нет ИПУ, происходит по числу собственников. Если их больше одного, то это зачастую не выгодно. Лучше зарегистрировать кого-нибудь на этой территории, что поможет снизить сумму платежей.

Придется ли платить за коммуналку, если я не проживаю в квартире, и в ней никто не прописан

Как считается квартплата в зависимости от количества прописанных людей: от чего зависит начисление, если никто не прописан

Пока дом строится и не сдан в эксплуатацию, все бремя оплаты ложится на застройщика. После того, как он будет принят новыми владельцами, возникает вопрос, кто и как будет рассчитываться по задолженностям.

Читайте так же:
Выплаты ветерану труда, не достигшему пенсионного возраста

Размеры и расчеты находятся в зависимости от:

  • наличия ИПУ;
  • тарифов, которые приняты в регионе;
  • площади каждой отдельной квартиры;
  • количества зарегистрированных в ней жителей.

Если дом сдается по договору социального найма, то стоимость находится в прямой зависимости от квадратуры, а также складывается из расходов на ремонт, содержание и возможную реконструкцию. Формируется в пределах заранее определенного максимального значения на базе установленных властью норм.

Влияет ли число прописанных людей на квартплату? Нет, в данном случае важна сумма квадратных метров и ИПУ.

В стоимость поддержания в чистоте жилья включают:

  • вывоз мусора;
  • облагораживание придомовой территории;
  • приведение в порядок общего домового имущества;
  • своевременное обслуживание и ремонт коммуникаций, чердаков, подвалов, других технических помещений.

Как считается квартплата в зависимости от количества прописанных людей: от чего зависит начисление, если никто не прописан

Кто должен платить квартплату собственник или прописанный: как заставить родственника рассчитываться по обязательствам

Отношения между владельцем дома и реально проживающими там людьми закреплены в статье 154 Жилищного кодекса, согласно которой человек, пользующийся комнатами, вносит суммы за потраченные ресурсы — свет, воду, отопление. Он же перечисляет деньги арендодателю и выполняет мелкий ремонт. Хозяин квартиры отправляет ежемесячные взносы на капремонт.

Зарегистрированным людям важно платить, если они там действительно живут и используют блага. В других случаях их обязанность распространяется только на те услуги, которые начисляются не по счетчикам – например, вывоз мусора или содержание подъезда в чистоте.

Кто должен платить квартплату собственник или прописанный: как заставить родственника рассчитываться по обязательствам

Как влияет количество проживающих человек на квартплату: придётся ли оплачивать чужую задолженность

ТСЖ, УК или другие поставщики услуг в первую очередь возлагают обязанности на владельцев жилого помещения. А те перепоручают необходимость обрабатывать платежки реально пользующимся газом или светом.То есть если гражданин отказывается вносить платежи, то управляющая компания может подать в суд на собственников. Погашать задолженность заставят именно их.

Можно попробовать потребовать уплаты долгов по счетам, если есть официальный договор найма, в котором расписывались наниматель и арендодатель. Во всех остальных случаях можно только уговорить или попросить. Без подтверждения факта съема решить положительно вопрос в суде практически невозможно.

Если временно прописать человека в приватизированную квартиру, то квартплата увеличится, поскольку часть платежей зависят от чиcла зарегистрированных.

Когда кто-то живет в другом месте, можно рассказать УК, доказать его проживание по иному адресу. Но чаще это не имеет эффекта. Еще один способ минимизировать счета – выписать «лишних». Часто это становится достаточным аргументом, чтобы родственник изменил свое поведение.

Как влияет количество проживающих человек на квартплату: придётся ли оплачивать чужую задолженность

Можно ли отказаться от того, чем не пользуешься

Необязательно оплачивать все указанное в платежке. Вполне реально официально перестать это делать, когда вы не пользуетесь ресурсами. Например, оплата за электроэнергию производиться не будет, если в квартире никто не прописан, а счетчики установлены. Но за стационарный радиоприемник необходимо переводить поставщику платеж каждый месяц независимо от того, слушает кто радио или нет. Однако можно обратиться в организацию, поставляющую услугу либо подать заявку на отключение и отправить ее через МФЦ, чтобы отключить радиоточку.

По этому же принципу закрывают счета на домашний телефон, антенну, спутниковое телевидение или интернет. Кстати, так можно сэкономить, если в планах длительное путешествие. Нужно только заранее написать и отправить заявление с просьбой приостановить действие договора на определенный срок.

Но если есть долг, то его сначала придется закрыть, а потом уже расторгать договорные отношения. Иначе вас не отключат, пока есть задолженность, и она будет расти.

В случае с домофоном ситуация спорная и зависит от того, на каких условиях его установила управляющая компания. Иногда устройство входит в обязательную оплату квартплаты и ЖКХ, даже если не проживаешь в квартире. Тогда необходимо все же вносить деньги.

Решить вопрос с отоплением намного труднее. В частном доме просто перекрывают батареи и ИПУ не будет накручивать. В многоэтажных же все сложнее. Отключение отопления чревато нарушениями в здании из-за низких температур. Помещения будут отапливаться в любом случае. Поэтому платить нужно, как и за другие общедомовые нужды – уборку территории или капремонт.

Можно ли отказаться от того, чем не пользуешься

Всегда ли выгодны счетчики

Собственники ставят индивидуальные приборы учета, чтобы нести расходы только на реально потребленные ресурсы. Но это не всегда экономно.

Начисление квартплаты за воду, если в квартире никто не прописан, и нет ИПУ, происходит по числу владельцев. Даже когда он всего один, а фактически живет семья из 5 потребителей. В этом случае выгодно оплачивать счет, где указан норматив на одного человека.

Когда зарегистрировано 5-9 жильцов, а по факту их 1-2, без счетных устройств не обойтись. Они помогут значительно экономить, ведь проконтролировать собственные траты проще, чем доказать поставляющей компании, что норма не расходуется.

Всегда ли выгодны счетчики

Как выписать тех, кто не бывает в доме

Если расчет квартплаты идет в зависимости от количества проживающих, можно избежать ненужных переплат. Сначала следует поговорить с теми, кто прописан на жилплощади, но фактически не появляется там. Иногда это помогает – бывший жилец просто регистрируется по другому адресу.

Но если он отказывается менять прописку и не хочет платить квартплату, то придется обращаться в суд. То же следует делать, когда экс-жильца сложно найти, он переехал в другой город или пропал. Единственный способ решить проблему – составить исковое заявление в суд. При положительном судебном решении останется просто передать его в паспортный стол. Ответчика должны выписать без его присутствия.

Как выписать тех, кто не бывает в доме

Люди прописаны в квартире, но не проживают в ней: можно ли сделать перерасчет суммы

Когда люди отсутствуют несколько месяцев, долг по ЖКУ растет. Можно законным образом оградить себя от штрафов. Для этого необходимо в течение 30 дней по возвращении отнести заявление в УК или МФЦ. К нему приложить документы, которые смогут подтвердить информацию.

Читайте так же:
Информация о наличии судебных постановлений в отношении гражданина

В качестве доказательств может служить отсутствие затрат света и воды – если никто не бывает в доме, то эти ресурсы не тратятся. Подойдут билеты на поезд или самолет, счета из гостиницы и приказ о направлении в командировку — любой документ, который докажет нахождение гражданина по другому адресу.

Мы рассмотрели, зависит ли размер суммы квартплаты от количества прописанных и числа проживающих людей и рассказали об особенностях ее начисления в зависимости от количества прописанных. От каких-то услуг можно отказаться, другие — поможет уменьшить работающий счетчик, а часть трат останутся неизменными. С любым вопросом можно обратиться к поставщику, попросить разъяснений или попробовать договориться об изменении условий.

В каком случае УО может самостоятельно индексировать размер платы

Органы ГЖН нередко признают незаконной индексацию УО размера платы за жилое помещение без проведения общего собрания собственников даже в том случае, если такой порядок закреплён в договоре управления. Читайте о том, когда, по мнению Минстроя РФ и ВС РФ, УО может изменить размер платы без организации ОСС.

Изменение размера платы возможно только с разрешения ОСС

Заключая договор управления, собственники помещений и УО должны внести в него пункты о порядке определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, порядок внесения такой платы (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Также в ДУ стороны согласовывают перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту дома (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Перечень работ и услуг, которые включены в договор управления, не может быть меньше минимального перечня, утверждённого ПП РФ № 290 для обеспечения надлежащего содержания общего имущества МКД.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, если в доме не созданы ТСЖ или ЖК, то размер платы за жилое помещение устанавливается на ОСС с учётом предложений управляющей домом организации. Общее собрание собственников проводится в соответствии с требованиями ст.ст. 45–48 ЖК РФ. Размер платы утверждается сроком не менее, чем на 12 месяцев.

Как правильно отразить в договоре управления индексацию его цены

Суды не признают законной индексацию размера платы без ОСС

  • изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения,
  • начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем утверждённый на ОСС размер такой платы.

Эта позиция ВС РФ приводится судами всех инстанций при разборе споров управляющих организаций и органов ГЖН, которые при проверках деятельности УО устанавливают факт повышения размера платы за жилое помещение без проведения ОСС и выдают предписания об устранении нарушения.

Суды признают такие предписания законными, указывая на то, что УО не имела права индексировать размер платы без проведения ОСС. Например, к такому выводу пришёл ВС РФ в деле № А75-10618/2015, оставив в силе решение предыдущего суда и подтвердив правомерность требований органа ГЖН сделать перерасчёт платы за содержание жилого помещения жителям дома, которые на ОСС не принимали решения о повышении размера такой платы.

Суд акцентирует внимание на том, что включённые в договор управления условие ежегодной индексации размера платы и порядок такой индексации не могут рассматриваться судом в качестве доказательства принятого на ОСС решения об изменении размера платы (дело № А50-9160/2017).

УО попыталась отстоять в суде право повышать плату без проведения ОСС

Рассмотрим дело № А76-3786/2017, в котором кассационный суд и ВС РФ в 2018 году пришли к другому выводу. В суд обратилась управляющая многоквартирным домом организация, требуя признать недействительным предписание органа ГЖН Челябинской области об устранении УО нарушений в части повышения размера платы за жилое помещение.

ГЖИ в ходе внеплановой проверки установила, что УО индексировала размер платы за содержание и ремонт жилого помещения без проведения общего собрания собственников. Надзорный орган предписал УО сделать жителям перерасчёт начислений и вернуть размер платы на утверждённый ранее на ОСС уровень.

Первый и второй суды основывали свои выводы на ч. 7 ст. 162 ЖК РФ. Они отметили, что, согласно законодательству, основной способ изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения – волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме на общем собрании. Иной способ противоречит требованиям закона и нарушает права потребителя.

Такое требование жилищного законодательства должно обеспечить прозрачность определения размера платы и гарантировать права и интересы собственников как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

В суде апелляционной инстанции УО настаивала на том, что индексация проведена в соответствии с договором управления, заключённом с собственниками помещений на ОСС. Решение этого собрания не было оспорено в суде, следовательно, установленный порядок индексации размера платы действует.

Однако апелляционный суд не принял это как доказательство незаконности предписания ГЖИ. Судья пришёл к выводу, что УО повысила размер платы вопреки воле собственников в одностороннем порядке и с нарушением сроков: до истечения одного года с момента его установления.

  • постановление Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 304-АД15-6059 по делу № А27-19838/2014,
  • постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по делу № А76-24260/2015,
  • определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 № 304-ЭС17-2651 по делу № А45-7987/2016.

Корректируем договор управления согласно НПА, принятым в 2018 году

Повышение размера платы без ОСС возможно при наличии этого условия в договоре управления

УО в кассационной жалобе указала, что собственники на ОСС не устанавливали фиксированного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а согласовали механизм начисления и изменения платы – в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления. Этот механизм применялся с момента утверждения условий договора управления МКД и не изменялся на протяжении его действия.

Кассационный суд отметил, что предыдущие суды не учли, что договор управления МКД должен содержать порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Читайте так же:
Разрешительные документы для открытия заведения быстрого питания

В договоре управления УО с собственниками указано, что размер и периодичность изменения платы за работы и услуги по содержанию и текущему ремонту устанавливаются в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления.

Соответственно, стороны ДУ предусмотрели возможность изменения платы за работы и услуги по непосредственному содержанию и текущему ремонту в соответствии с решениями органа МСУ. Предписание ГЖИ было признано незаконным, а решения предыдущих судов отменены.

Верховный суд РФ, куда в свою очередь подала жалобу ГЖИ, в определении от 16 апреля 2018 года согласился с выводами кассационного суда, тем самым подтвердив, что если в договоре управления собственники и УО согласовали порядок проведения индексации размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то проводить ОСС для изменения этой платы не нужно. В таком случае индексация размера платы не будет считаться односторонней.

Повышение размера платы без ОСС возможно при наличии условий в договоре управления

С таким мнением ВС РФ согласился и Минстрой РФ в письме от 26.12.2018 № 51876-ОО/04. Ведомство прямо указало на то, что индексация размера платы за содержание и ремонт жилого помещения может быть предусмотрена условиями договора управления.

В таком случае управляющей организации не нужно повторно выносить этот вопрос на общее собрание собственников. Индексация уже установлена соглашением сторон и не будет являться односторонним решением управляющей организации.

В какой форме УО составить годовой отчёт за 2018 год

Запомнить

Данная позиция ВС РФ и мнение Минстроя РФ, выраженная в письме от 26.12.2018 № 51876-ОО/04, ещё раз формулируют важные для УО постулаты, которые следует учитывать при подписании договора управления и индексации размера платы за содержание и ремонт жилого помещения:

1. Основным способом изменения установленного размера платы является решение общего собрания собственников помещений в доме. Выносить этот вопрос на ОСС можно не чаще раза в год.

2. Другим способом является внесение механизма индексации в договор управления и утверждение этого механизма на ОСС. В таком случае изменение размера платы УО может проводить в соответствии с утверждённым порядком без проведения общего собрания.

На сколько подорожают услуги ЖКХ в 2020 году: индексы по регионам

Правительство утвердило предельные индексы для повышения тарифов на услуги ЖКХ в 2020 году. Федеральные власти делают так каждый год. Они решают, каким будет максимальное удорожание коммунальных услуг в разных регионах.

Уже сейчас известно, на сколько вырастут тарифы в Москве, Ярославле, Краснодаре и на Чукотке и когда именно это отразится на суммах в квитанциях.

О каких индексах речь?

Каждый год правительство утверждает, каким будет удорожание коммунальных услуг. То есть на сколько процентов могут вырасти тарифы в конкретном регионе. Эта величина и называется предельным индексом изменения платы. Так государство контролирует стоимость коммунальных услуг, чтобы она не повышалась произвольно.

Эти индексы — максимально возможный рост тарифов. То есть федеральные власти как бы говорят региональным: вы там сами решайте, как подорожает вода, газ и электроэнергия, но чтобы не больше вот этих значений. Конкретное повышение цен установят в каждом регионе. Даже в Москве и Московской области удорожание будет разным. Оно может быть меньше или равно индексу из распоряжения правительства, но точно не выше.

Предельные индексы не касаются увеличения платы по нормативам — если нет счетчиков. Например, в квартире можно поставить счетчик, а собственники не хотят. Или долго не передают показания счетчиков. Тогда для них тариф будет на 50% выше, а расход воды и электроэнергии посчитают по нормативам.

Какие услуги подорожают?

Повышение тарифов в пределах утвержденных норм коснется только коммунальных услуг. Но не все строчки в квитанциях относятся к коммунальным услугам.

Индексы регулируют повышение цен на такие услуги:

  1. Горячая и холодная вода.
  2. Газ.
  3. Электроэнергия.
  4. Отопление.
  5. Канализация.
  6. Вывоз мусора.

Текущий ремонт дома, содержание общего имущества, охрана, парковка и домофон — это не коммунальные услуги. Их тоже надо оплачивать, но это не значит, что суммы изменятся в пределах утвержденных индексов. Жильцы сами решают, сколько будут платить за содержание дома, нужна ли им охрана и по сколько скидываться на установку шлагбаума. Правительство эти цены не регулирует. Так что фактически квартплата может вырасти не на 4%, которые указаны в распоряжении правительства, а больше.

Капитальный ремонт — это тоже не коммунальная услуга. У него свои правила расчета и свой тариф, на который эти индексы не влияют.

Как изменятся тарифы?

Тарифы на свет, газ и воду вырастут не больше, чем указано в списке правительства с новыми индексами. Там отдельное значение для каждого региона. Сильнее всего коммуналка может подорожать в Чечне: на 6,5%. В Москве — на 5%, в Московской и Новгородской областях — на 4,1%, а самый низкий показатель — в Ненецком автономном округе: 2,4%.

Найдите свой регион в списке и посмотрите, сколько придется доплачивать за коммуналку в следующем году. Конкретные индексы на 2020 год еще будут утверждать региональные власти, но ориентируйтесь на максимум. Например, если в 2019 году житель Ярославля платил за воду, свет и отопление в квартире 4000 Р , то в 2020 году он будет платить на 3,6% больше — 4144 Р . В Москве за тот же набор услуг придется платить на 5% больше — 4200 Р .

Накапало

Как не переплачивать за коммунальные услуги, рассказали эксперты «Российской газеты»

Наш собкор из Омска Наталья Граф спрашивает: что делать человеку, который в своей платежке обнаружил рост тарифа с 1 июля больше предельных индексов? Например, в селе Кутузовка Чебаркульского района платеж за отопление вырос на 9 процентов.

Алексей Матюхин: Необходимо посмотреть, на сколько в целом увеличилась оплата за все коммунальные услуги. Потому что механизм ограничений позволяет за тот или иной вид ресурса повысить больше, чем это установлено, например на 7 или даже 10 процентов. Но итоговый совокупный платеж по сравнению с тем, сколько гражданин, к примеру, платил в декабре 2019 года, не должен измениться более, чем это разрешено правительством. То есть, если объединить тепло, воду, электричество, газ, получится не больше предусмотренного по Омской области.

Читайте так же:
Введение оплаты за парковочное место на придомовой территории

За разъяснением лучше обратиться в органы Госжилнадзора. Насколько правильно начисляются платежи, можно выяснить и в ФАС. Мы проведем проверку соблюдения предельного индекса по субъекту РФ. Можно попробовать перепроверить правильность начисления через "калькулятор коммунальных платежей" на сайте ФАС.

Некоторые регионы объявили, что из-за пандемии не стали повышать отдельные тарифы. Когда их теперь могут поднять?

Алексей Матюхин: Тарифы по законодательству изменяются с 1 июля. Никакой другой даты не может быть. Но регион может принять решение об установлении с июля льготных тарифов для населения, которые могут равняться, например, тарифу 2019 года. Тариф для компаний повысился, а для граждан нет. И эту дельту компенсирует бюджет субъекта Федерации. Регион вправе через несколько месяцев отменить такой льготный режим, и у жителей подрастут платежи в квитанциях. Но плата граждан при этом все равно не должна измениться на процент, больше утвержденного правительством индекса.

Светлана Разворотнева: Добавлю, что есть еще взносы за капитальный ремонт, которые устанавливаются не федеральным правительством, а в регионе. В прошлом году многие субъекты Федерации приняли решение об их росте, причем размер "прибавки" устанавливали сами.

Звучали предложения заморозить рост тарифов на год по России в целом из-за трудностей в экономике, вызванной пандемией.

Алексей Матюхин: Хотя повышение платы за ЖКУ происходит с 1 июля, решение об этом принимается в декабре 2019 года.

Долг из-за долгов

Вопрос нашего собкора из Башкирии Ольги Горюновой: будет ли в нынешних условиях рассмотрен вопрос об освобождении многодетных семей или оставшихся без работы от оплаты услуг ЖКХ либо об увеличении размера субсидий?

Светлана Разворотнева: На мой взгляд, освобождением, снижением или заморозкой платы за коммунальные услуги делу не поможешь. Во-первых, эта поддержка не адресная. Во-вторых, искусственное снижение платежей приводит к тому, что у предприятий не хватает средств на качественное предоставление услуг, проведение текущих ремонтов, подготовку к зиме. То есть в результате страдают те же потребители.

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Самым лучшим инструментом помощи являются не льготы, а жилищные субсидии. Потому что они предоставляют эту помощь в зависимости не от категорий, а именно от нуждаемости. Например, вы можете быть многодетной матерью, но при этом иметь очень хорошо зарабатывающего мужа. К сожалению, сейчас субсидиями пользуются далеко не все граждане, имеющие на это право. Прежде всего из-за очень сложной процедуры оформления. Например, в Удмуртии некоторым категориям граждан, претендующим на субсидию, необходимо оформить и принести в МФЦ или соцзащиту 32 документа.

Другая проблема в том, что субсидия предоставляется только тем, у кого нет долгов за ЖКУ либо заключено соглашение о реструктуризации задолженности. Получается замкнутый круг. В период пандемии эту систему попытались поломать в ряде субъектов. Например, Москва и Волгоград начали выдавать субсидии при наличии долгов. Но процедура получения новых субсидий осталась сложной.

Отклонено 90% предложений о превышениях

Насколько тарифы для населения экономически обоснованны? Часто говорят, что мы платим меньше себестоимости.

Светлана Разворотнева: Тарифы везде разные. Где-то они действительно ниже обоснованного, например на Камчатке, на Дальнем Востоке. Там население платит меньше, и выпадающие доходы субсидируются региональными органами власти. Где-то это происходит завуалированно. У нас тарифы ниже, чем во многих странах Западной Европы, а платим мы по факту больше. Потому что воровство, теплопотери, неэффективная модернизация, изношенная коммунальная инфраструктура.

Есть те, кто за счет тарифов, я считаю, живут неплохо. Сейчас, слава богу, покончили с практикой, когда в качестве ресурсоснабжающей организации фигурировали предприятия, которым давали метр трубы. На эту трубу отдельный тариф, и участие посредника повышает стоимость услуг в два раза. Такие истории были на Дальнем Востоке, в Ленинградской области.

Алексей Матюхин: Установление тарифов — компетенция субъекта РФ. Но хотел бы обратить внимание, что есть не только желание региона или конкретной компании. Есть основа ценообразования, методические рекомендации, которые должны быть четко соблюдены.

В 2019 году был введен механизм согласований с ФАС превышений индексов, установленных правительством. В предыдущие годы около двух тысяч муниципальных образований на местном уровне согласовывали превышения в разы, в некоторых случаях — в десятки раз больше, чем правительство давало региону.

Нам поступил вал обращений от регионов, мы документы посмотрели и 92% из них вернули обратно. То есть на 90 процентов сократили превышения, которые планировались в этом году с 1 июля. Нам несли документы: "Мы планируем, возможно, в январе установить норматив такой-то. ". Или письма от глав крупных городов: возможно, мы планируем в июле или в августе 2020 года заключить концессионное соглашение, согласуйте нам рост тарифов на 35 процентов. Это как минимум несерьезно.

Хотелось бы обратить внимание, что мы не согласовываем процент повышения. А только возможность и наличие документов о том, что можно это повысить. А какой процент — просчитывают регионы. Ни одного отказа по той причине, что слишком сильно хотят повысить тарифы, от ФАС не было.

Счетчики — не панацея

После прошлой зимы было много вопросов — почему даже в экстремально теплую погоду жители должны платить за отопление по нормативам, рассчитанным на холодные зимы? Могут ли жители потребовать изменить нормативы, ссылаясь на то, что климат стал теплее?

Алексей Матюхин: Нормативы — это полная компетенция органа власти субъекта РФ. ФАС или другой федеральный орган не может что-то предписать. Есть постановление правительства об установлении нормативов. Если не ошибаюсь, нормативы пересматриваются не реже, чем раз в три года, либо если происходят какие-то точечные изменения по компании, по другим моментам.

Читайте так же:
Страховая пенсия ранее общеустановленного пенсионного возраста

Светлана Разворотнева: Изменение нормативов не всегда приводит к тем результатам, на которые надеется население. Тема изменения нормативов на отопление активно обсуждалась весь прошлый год. Минстрой принял методику расчета. Оказалось, что старые, ветхие, малоэтажные дома, которые реально потребляют очень много тепла, должны получить очень высокий норматив. Принятие таких нормативов пришлось отложить до января 2022 года.

Норматив всегда неизменен, какая бы погода ни стояла на улице. Он всегда несправедлив. Приборы учета — тоже не панацея. Потому что зачастую у нас из политических соображений устанавливают нормативы ниже реального потребления. И когда люди ставят прибор учета и видят, что стали потреблять больше, этот прибор моментально "выходит из строя".

Тем не менее прибор устанавливать надо. А главное, нужна аппаратура, которая будет регулировать поступление тепла в дом. У нас было много обращений в начале года, связанных с перерасчетами за тепло. Люди справедливо говорят про теплую зиму. Но при этом не работает управляющая компания! Есть температурный график — какое количество тепла должно подаваться, если температура воздуха в таких-то пределах. Если управляющая компания за этим не следит, не составляет своевременно претензии, то поставщики "умывают руки": "Такое количество тепла было связано с необходимостью обеспечить нормативное потребление в той или иной квартире". Если человек, у которого перетопы, не составляет акты о том, что у него температура в квартире выше 24 градусов, потом уже доказать ничего невозможно.

Мусорные платежи

Много вопросов от читателей про перерасчеты. Жители Подмосковья исправно платят за ЖКУ, долгов нет — и вдруг в следующем месяце в приходит перерасчет на три тысячи рублей за мусор. В Калининграде водоканал прислал перерасчет за два года. Могут ли организации предъявлять счета на такие весьма приличные суммы задним числом?

Светлана Разворотнева: Перерасчеты по воде могут быть связаны с тем, что люди несвоевременно подают показания приборов учета. Если это не связано с несвоевременной передачей показаний, то мне трудно представить, какое может быть законное основание для перерасчета. С мусором тяжелая история. Вышли на рынок поставщики услуг, которые никогда на этом рынке не работали. Возможно, перерасчет связан с уточнением данных . Если есть сомнения, надо обращаться в ГЖИ.

Вопрос из Самары: как справедливее было бы назначать тарифы на вывоз мусора исходя из метража или количества проживающих?

Светлана Разворотнева: Не мне этот спор разрешить. К нам тоже приходит огромное количество писем от граждан с формулировкой, что мусорят не метры, а люди. Скорее всего, главной причиной такого подхода является простота администрирования платежей. Посчитать количество реально проживающих чрезвычайно сложно: зарегистрирован один человек, а живет 10.

Но больше всего возмущает людей невозможность пересчитать плату в случае неоказания услуги. Если человек уехал на лето на дачу, все равно ему будут приходить платежки за вывоз ТКО. И мы, общественники, и депутаты Госудумы неоднократно поднимали вопрос о необходимости ввести процедуру перерасчета. Однако до сих пор этого не сделано.

Дезинфекция или ремонт

Пандемия породила новые вопросы. Жалоба из города Киржач Владимирской области: управляющая компания взяла с жителей 21 тысячу рублей за дезинфекцию подъездов. Есть ли законные основания списывать эти расходы с жителей?

Светлана Разворотнева: Никаких законных оснований нет, потому что, если следовать Жилищному кодексу, все решения, касающиеся стоимости жилищных услуг, принимаются гражданами.

Расходов на дезинфекцию в минимальном перечне услуг по содержанию общедомового имущества просто нет. И когда региональные власти предписали проводить эти работы то, на мой взгляд, должны были определить источник финансирования. Было бы логично, если бы такие расходы шли из фондов на чрезвычайные ситуации, которые есть у регионов. К этому же призывал минстрой. В мае проводили мониторинг, и выяснилось, что минимум в 40 регионах, в том числе во Владимирской области, никакой помощи УК со стороны местных властей не было.

Управляющие компании были вынуждены самостоятельно решать эту проблему. И они ее решили за счет текущих ремонтов, за счет работ по подготовке к зиме. Поэтому есть опасения, что отопительный сезон мы встретим еще менее готовыми.

Газ на газ не приходится

Недавно было объявлено, что тарифы на газ вырастают с 1 августа на три процента. Почему не с июля?

Светлана Разворотнева: Речь идет о повышении цен для оптовых потребителей, которое не всегда происходит с 1 июля. На потребителей это сейчас никак не повлияет. Повышение оптовых цен закладывается при установке тарифа. По Московской области было принято решение о переносе сроков повышения тарифа на газ, но это было чисто социальное решение области.

Фото: iStock

В Москве в последние пару лет тариф на электроэнергию для тех, у кого электрические плиты, растет сильнее, чем для тех, у кого газовые плиты. Обычно это объясняется желанием уравнять тарифы.

Светлана Разворотнева: Это региональные решения. Наверное, у них есть какая-то логика. Для меня установка тарифов в Москве — это всегда загадка. Почему в Москве они всегда растут быстрее, чем по всей стране? Хотя сейчас тарифы в Москве подняли на 3,7 процента, заявку они, исходя из каких-то соображений, делали на 5 процентов.

Алексей Матюхин: Предельные платежи устанавливаются по методике, которая утверждена правительством. На самом деле они утверждены долгосрочно, там определенная формула. Туда вносятся показатели социально-экономического развития и другие моменты. Цифра повышения в первую очередь связана с социально-экономическим положением региона, развитием, активным строительством, реализацией программ комплексного развития и другими моментами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию