Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка урны под окнами МКД

Установка урны под окнами МКД

Источник фото: https://www.pexels.com/

Как уже, наверное, многие убеждались и не раз, что зачастую муниципальные Правила благоустройства идут вразрез с федеральными нормами закона, а то и прямо им противоречат. И самое интересное, что и суды часто идут на поводу у органов муниципального самоуправления (ОМСУ), также основывая свои решения только на муниципальных правовых актах, забывая о юридической силе нормативно-правовых актов и не находя противоречий между ними (или просто не ищут их?)

В этой статье мы рассмотрим дело о привлечении управляющей организации (УО) города Твери к административной ответственности по закону субъекта РФ за нарушение Правил благоустройства муниципального образования (МО), которое дошло до Верховного суда РФ.

Поначалу, увидев в новостных лентах об этом решении Верховного суда, я порадовалась, что есть положительные сдвиги в практике привлечение к административной ответственности, что суды стали вставать на сторону управляющих организаций. Однако на деле оказалось все совсем не так. Суды не признавали УО невиновной (было бы чудом, не так ли?), а просто прекратили дело за малозначительностью, отменив штраф. Обычная практика судов, чтоб уж не казалось народу, что все привлекаемые 100% виновны всегда, но не в пользу управляющих организаций все равно. Один плюс — штрафа не будет, но вину УО все равно суды признали, «подсластив пилюлю» малозначительностью.

Административная комиссия города Твери провела проверку в отношении управляющей организации и обнаружила нарушения: графические изображения на фасадах домов и отсутствие урн возле подъездов, за что и вынесла постановление о привлечении УО к административной ответственности на основании областного закона об административных правонарушениях.

Управляющая организация не согласилась с этим и обжаловала постановление комиссии в арбитражный суд. Арбитражный суд первой инстанции признал нарушения, вмененные управляющей организации, малозначительными. При этом обоснованием обязанности установки урн возле подъездов МКД суд посчитал все те же Правила благоустройства. В Правилах имеется пункт, согласно которому у подъездов МКД должны быть установлены урны для мусора (с согласия собственников).

Однако собственники спорного дома на своем общем собрании в начале 2019 года приняли решение об отказе установки урн возле подъездов, которое УО и исполнила в дальнейшем, что как раз и послужило основанием для штрафа. В результате суд установил вину УО только в отношении исписанного фасада МКД, что и послужило основанием считать данное правонарушение малозначительным, не представляющим общественной опасности и не причинившим никому вреда.

Самое интересное, что обжаловали решение обе стороны. УО считала, что отсутствует ее вина вообще по двум составам правонарушений, а административный орган был недоволен прекращением производства и исключением одного из составов (об урнах), в которых суд не усмотрел вины УО.

В Постановлении Четырнадцатого апелляционного арбитражного суда от 02 октября 2019 года г. по делу № А66-9606/2019 суд практически продублировал полностью все решение суда первой инстанции. Однако посчитал неверным вывод суда об отсутствии состава правонарушения по урнам. Независимо от решения собственников УО должна была выполнить Правила благоустройства и урны установить. За чей только счет? Ведь федеральными нормами жилищного законодательства РФ говорится об обязательном финансировании приобретения какого-либо общего имущества МКД, а также его содержания. Не за собственный же счет УО это должно быть сделано. Но ни одной ссылки на федеральные нормы закона в решениях суда нет.

Административная комиссия обжаловала постановление апелляционной инстанции, в результате ВС РФ вынес отказное Определение от 9 декабря 2019 г. № 307-ЭС19-22574:

«...Переоценка выводов судов о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.

При изложенных обстоятельствах доводы административного органа о неверном применении судом апелляционной инстанции нормы части 2 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении наказания правового значения не имеют.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено».

Однако управляющая организация также обжаловала апелляционное постановление, 05 февраля 2020 года жалоба оставлена без удовлетворения, что неудивительно после выводов ВС РФ по делу.

Постановление 13 АСС от 17 декабря 2013 г. по делу № А21-6855/2013: вменялось также нарушение Правил благоустройства, правда, кроме урн, нарушений было несколько. УО оштрафована на 50 тыс. рублей, суды признали вину УО.

Постановление 13 ААС от 23 декабря 2014 г. по делу № А21-6040/2014: также вменялось отсутствие урн у многоквартирных домов, суды 2х инстанций признали УО виновной.

Таким образом, независимо от того, что решили собственники МКД насчет урн возле своих подъездов, управляющие организации обязаны их там установить (при отсутствии) и содержать, если это закреплено в Правилах благоустройства муниципалитета. Иначе ожидайте проверок административных комиссий и наложения штрафов за их отсутствие. Не все суды считают правонарушения УО малозначительными. Вернее, очень редко они так считают. А выкладывать несколько десятков тысяч рублей штрафов намного дороже, чем поставить урны возле подъездов МКД под Вашим управлением.

Читайте так же:
Учет расхода на приобретение трактора

С уважением, Снежана Соболевская.

Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис « Тестирование ». Здесь любой тест можно пройти без учета времени и после ответа пользователь может сразу проверить, правильно ли он ответил, а также посмотреть норму законодательства, откуда взят ответ. Это позволит не бездумно выучить ответы, а вдумчиво подготовиться и значительно расширить или «обновить» свои знания.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

instagram vk facebook youtube zen

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Читайте так же:
Счета эскроу — что это?

Обязаны ли УК создавать площадки для сбора мусора?

Кто отвечает за создание контейнерных площадок для сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО) — УК или орган местного самоуправления? В судебной практике можно встретить разные ответы на этот вопрос. Всё зависит от фактических обстоятельств дела: в одних случаях создать площадку для сбора мусора обязывают УК, в других— местную администрацию.

Пример 1. Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (дело № 88 – 13788/2021).

Прокурорская проверка показала, что УК ООО «Логист» из г. Магнитогорска Челябинской области не организует и не содержит площадки накопления твёрдых коммунальных отходов (ТКО) для домов, находящихся в управлении.

Прокурор подал иск в защиту неопределённого круга лиц и просил обязать УК обеспечить жильцам МКД благоприятные условия проживания.

Районный суд обязал УК обеспечить место сбора и вывоза ТКО в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Принимая решение, исходил из того, что в реестре мест (площадок) накопления ТКО администрации г. Магнитогорска, площадка по спорному адресу не значится.

Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила и отказала в удовлетворении иска. Отменяя решение, суд второй инстанции руководствовался тем, что:

  • Прокурор не просил обязать УК обеспечить место сбора и вывоза ТКО.
  • Создавать места (площадки) накопления ТКО и вести реестр этих мест по закону обязаны органы местного самоуправления, а не УК, которые обслуживают МКД.

Администрации г. Магнитогорска обжаловала апелляционное определение в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции. Прокуратура Челябинской области просила оставить судебный акт без изменения.

Кассационный суд не нашёл оснований для отмены апелляционного определения, сославшись на правовые нормы, в соответствии с которыми:

  • организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, ведению реестра отнесено к вопросам местного значения городского округа (п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
  • места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО и ведения реестра № 1039);
  • мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов (пункт 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170);
  • в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно. Акты комиссий должны утверждаться местными властями.

Судебная коллегия установила, что спор возник относительно контейнерной площадки, которая была создана в 2003 году органом местного самоуправления для МКД. Площадка находится на расстоянии менее 20 метров от жилого дома, не оборудована ограждением, контейнеры находятся в ненадлежащем состоянии.

Место расположения контейнерной площадки определено комиссионно. Перенести её на другое место невозможно.

Ни прокурор Ленинского района г. Магнитогорска, ни администрация г. Магнитогорска не предоставили суду доказательств того, что существует возможность организовать площадку в ином месте, с соблюдением требований ранее действовавшего СанПиН 42 – 128-4690 – 88.

Пример 2. Свердловский областной суд (дело № 33 – 10278/2021)

Суд рассмотрел апелляционную жалобу прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга на решение районного суда, который отказал в иске об обязании ООО «УК Верх-Исетская» оборудовать места для сбора ТКО.

Районный суд, отказывая в иске, исходил из того, что:

  • Контейнерные площадки должны создавать органы местного самоуправления.
  • УК может быть обязана создать контейнерную площадку только в случае размещения её на земельном участке, который входит в состав общего имущества собственников помещений, а также на земельном участке, принадлежащем УК на правах аренды, безвозмездного пользования.
  • Земельный участок под МКД не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учёт и не включён в состав общего имущества, поэтому он находится в собственности соответствующего публично-правового образования, которое и должно создать контейнерную площадку.

Поэтому УК — ненадлежащий ответчик по заявленным прокурором требованиям.

Апелляционная инстанция не согласилась с выводами районного суда и указала:

  • Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда № 170, УК обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твёрдых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории ( п. 3.7.1 ).

Вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок под МКД не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учёт, противоречит имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости и сведениям из публичной кадастровой карты.

Земельный участок под МКД — общее имущество собственников помещений. Следовательно, обязанность организовать контейнерную площадку лежит на УК, а не на органе местного самоуправления.

Читайте так же:
Два обременения на один объект недвижимости

Однако суд второй инстанции посчитал некоторые требования прокурора преждевременными с учётом того, что:

  • собственники ещё не определили возможность установить контейнерную площадку на прилегающей к дому территории при наличии на ней детской площадки и иных объектов;
  • место размещения площадки не согласовано с Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области, органом местного самоуправления, а также с собственниками объектов, расположенных на данном земельном участке, в интересах которых установлены ограничения и сервитуты;
  • не определены источники финансирования работ по обустройству контейнерной площадки в состав общего имущества.

Поэтому апелляционный суд частично отменил решение и обязал УК организовать размещение места (площадки) накопления ТКО в более поздний срок.

Названы нормативы расстояния от окон МКД до скамеек и урн

Скамейка и урна возле МКД

Содержание МКД

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) довольно часто обращаются в управляющие компании (УО) с жалобами для досудебного урегулирования любой сложившейся конфликтной ситуации. В большинстве случаев жалобы касаются соблюдения правил установки на придомовой территории малых архитектурных форм, скамеек или урн. Если УО не реагирует должным образом на поступившие жалобы, то собственник обладает полным правом обращения в судебную инстанцию по вопросу разрешения спора, касающегося установки или ремонта таких объектов, расположенных на территории МКД.

Действующие правила и нормативы

Установка УО без соблюдения действующих нормативов любых объектов, включая скамьи и урны на придомовой территории, является прямым нарушением прав, которыми наделены на вполне законных основаниях жители МКД. Например, судом может быть определено, что в соответствии с реализацией муниципальной программы «Формирование современной городской среды» все выполненные УО работы по благоустройству территории МКД не соответствуют требованиям, предъявляемым к установке таких объектов.

Выявленные нарушения, как правило, противоречат следующим требованиям:

  • действующие строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89;
  • дизайнерская проектная документация «Городская среда».

Если владельцы квартир испытывают сложности, связанные с сильным шумом от отдыхающих на обустроенных придомовых территориях или неприятных запахов, исходящих от слишком близко установленных урн, то их требования проверить соблюдение правил благоустройства являются обоснованными. Остановимся подробнее на нормативах и правила установки урн и скамеек.

В общедомовое имущество включены урны и скамьи

Как показывает практика, при осуществлении благоустройства дворовой территории переносить урны или скамейки необходимо по согласованию с владельцами жилых помещений МКД. Все перечисленные выше объекты, устанавливаемые вблизи подъездов домов, представляют собой элементы, используемые в благоустройстве придомовых территории, а также, соответственно, общедолевую собственность владельцев жилья МКД. Исходя из этого, решать вопросы установки таких объектов необходимо на общем собрании, в соответствии с действующей ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Если в суде будет установлен факт отсутствия такого решения, то действия УО будут признаны неправомерными, выполненными без соблюдения действующих нормативов.

Законные требования по содержанию общедомового имущества

В проектной документации застраиваемых жилыми домами территорий в обязательном порядке должно быть предусмотрено наличие площадок для проведения досуга взрослыми гражданами, что регламентировано п. 2.13 СНиП 2.07.01-89.

В данных строительных нормативах и правилах указаны удельные габариты таких площадок и их размещение, включая расстояние до окон, расположенных в МКД и общественных зданиях. Этот документ учитывается при проектировании новых построек и реконструкции уже существующих населённых пунктов, а также обеспечивает соблюдение основных требований, предъявляемых к их планированию и застройкам.

Следует учитывать тот факт, что СНиП 2.07.01-89 не распространяется на объекты, установленные в соответствии с проектной документацией на стадии возведении здания, а также относящиеся к общедомовому имуществу, но все действующие нормы и правила обязательны для исполнения собственниками общедомового имущества.

Согласно действующему законодательству, общедомовое имущество должно быть:

  1. Надёжным и безопасным в эксплуатации.
  2. Доступным для использования жилыми и/или нежилыми помещениями.
  3. Доступным для использования помещениями общего пользования.
  4. Соответствующим правам и интересам собственников и других лиц (п. 10 Правил №491).
  5. Соответствующим нормативам и правилам размещения.

Размещая различные объекты благоустройства необходимо ориентироваться на регламенты, прописанные в 7.5 СП 42.13330.2016.

Минимальные расстояния от окон до места установки объектов благоустройства:

  • игровые детские площадки (дошкольный и младший школьный возраст) – 12 м;
  • площадки, предназначенные для выгула собак – 40 м;
  • площадки для отдыха взрослых граждан – 10 м;
  • спортивные площадки – 10-40 м;
  • хозяйственные зоны – 20 м;
  • автостоянки – 11,3 м.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в процессе установки в обязательном порядке должны быть соблюдены все нормативы и требования.

Делаем выводы

При наличии факта нарушения прав собственников МКД исковые требования к УО должны быть удовлетворены, а компания обязана не только демонтировать установленные объекты, которые использованы в благоустройстве придомовой территории, но также в полном объёме возместить истцу расходы, понесённые при оплате государственной пошлины.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Рязанской области

В соответствии со ст.290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ст.246 ГК РФ).

Читайте так же:
Расторжение трудового договора при просрочке патента

Более расширенный состав общего имущества содержится в ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с пунктом 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Скамейка, размещенная около подъезда и под окнами жилого помещения, относится к элементам благоустройства придомового земельного участка, находящегося в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

В силу статьи 44 Жилищного кодекса РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений.

К компетенции общего собрания относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, в том числе об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства. Решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа — статья 46 Жилищного кодекса РФ.

Соответственно, решение об уменьшении общего имущества (демонтажа лавки) или увеличения общего имущества (установки лавки) многоквартирного дома должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Для того чтобы установить (убрать, перенести) лавочку, необходимо, чтобы за такое решение было отдано не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Во время собрания также нужно определить, где именно будет стоять скамейка: под окнами, у подъезда, рядом во дворе и т. д.

После голосования протокол собрания нужно направить в управляющую компанию.

Ответственность за благоустройство и содержание участка и возлагается на организацию, которой делегировано управление общим имуществом жильцов, поскольку придомовая территория входит в его состав. Это может быть управляющая компания или товарищество собственников жилья. Лавочки относятся к элементам благоустройства, должны находиться в исправном состоянии и ежегодно окрашиваться.

Подготовлено прокуратурой Октябрьского района г. Рязани

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Рязанской области

Прокуратура Рязанской области

29 декабря 2020, 15:46

Кому принадлежат лавочки во дворах, кто должен за ними ухаживать, как их установить и, наоборот, как по закону их убрать, если там собираются шумные компании по вечерам?»

В соответствии со ст.290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ст.246 ГК РФ).

Более расширенный состав общего имущества содержится в ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с пунктом 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Скамейка, размещенная около подъезда и под окнами жилого помещения, относится к элементам благоустройства придомового земельного участка, находящегося в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Читайте так же:
Междугородные пассажирские перевозки

В силу статьи 44 Жилищного кодекса РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений.

К компетенции общего собрания относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, в том числе об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства. Решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа — статья 46 Жилищного кодекса РФ.

Соответственно, решение об уменьшении общего имущества (демонтажа лавки) или увеличения общего имущества (установки лавки) многоквартирного дома должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Для того чтобы установить (убрать, перенести) лавочку, необходимо, чтобы за такое решение было отдано не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Во время собрания также нужно определить, где именно будет стоять скамейка: под окнами, у подъезда, рядом во дворе и т. д.

После голосования протокол собрания нужно направить в управляющую компанию.

Ответственность за благоустройство и содержание участка и возлагается на организацию, которой делегировано управление общим имуществом жильцов, поскольку придомовая территория входит в его состав. Это может быть управляющая компания или товарищество собственников жилья. Лавочки относятся к элементам благоустройства, должны находиться в исправном состоянии и ежегодно окрашиваться.

Подготовлено прокуратурой Октябрьского района г. Рязани

Юрист объяснил, что грозит жильцам, бросающим мусор из окон

Горожане, которым лень дойти до мусоропровода или контейнера по сбору отходов, превращают жизнь добропорядочных жильцов в кошмар. Сложно сохранять спокойствие, если возле дома валяются отбросы, к тому же есть опасность, проходя мимо дома, угодить под град сомнительных предметов. Мы выясняли, как повлиять на хулиганов, бросающих мусор из окон квартир.

Рублем и словом

За россыпь окурков под окном и разбросанные на придомовой территории коробки из-под фастфуда можно ответить по всей строгости закона. По словам юриста Андрея Лямзина, нарушителям прежде всего грозит административно-правовая ответственность.

«Согласно статье 6.4 КоАП РФ, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации жилых помещений, зданий и сооружений, нерадивые жильцы могут получить штраф в размере от 500 до 1 000 рублей», – отмечает Андрей Лямзин.

Однако, по словам эксперта, первым делом необходимо точно убедиться в том, кто именно мусорит, и зафиксировать факт выброса отходов из окна при помощи фото- или видеосъемки. «Получив доказательства, можно пожаловаться на соседей в управляющую компанию или же обратиться к участковому с просьбой привлечь конкретных лиц к административной ответственности за противоправные действия», – говорит эксперт.

Это касается не только граждан, которым лень выйти из квартиры, но и распространяется на жильцов, бросающих мешки с отбросами возле подъезда или на лестнице. Подкараулить в неловкий момент и поймать за руку таких нарушителей гораздо проще, чем тех, кто кидает мусор в окно.

Общественное порицание

Управляющая компания не может привлечь некультурных жильцов к ответственности, но ее сотрудники имеют право составить акт осмотра подъезда или другого места, куда выбрасываются отходы. Этот документ послужит доказательством нарушения при дальнейших разбирательствах. Кроме того, представители УК могут провести с нарушителем профилактическую беседу. Для большинства людей такого внушения бывает достаточно, особенно если они арендуют жилище.

Неравнодушные горожане придумали и свои способы борьбы с мусорящими соседями – от профилактических бесед по душам до вывешивания в подъезде объявлений, взывающих к совести хулиганов. На многих действует сам факт видео и фотосъемки и обещание обратиться в правоохранительные органы. Хорошо, когда в подъезде создается инициативная группа неравнодушных жителей. Психологи и сотрудники правоохранительных органов предостерегают тех, кто заботится о чистоте и порядке, избегать бранной лексики и физического насилия.

Среди самых популярных видов мусора, которым пестрит придомовая территория, – сигаретные окурки, яичная скорлупа, коробки из-под пиццы, использованные предметы гигиены.

Уголовное наказание

Одно дело, если с высоты на землю летит фантик или пустая сигаретная пачка. А вот метание из окна твердых предметов, например пустых бутылок, чревато более серьезными последствиями.

«Если упавший предмет травмировал человека, то возбуждается уголовное дело», – говорит Андрей Лямзин.

В зависимости от тяжести последствий, а также исходя из умысла виновника его действия могут быть квалифицированы по статье 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» либо по статьям 111, 112 и 115 УК РФ, в которых речь идет об умышленном причинении вреда здоровью разной степени тяжести. Если удастся доказать общественную опасность проступка и презрение к нормам общественного порядка, то неспокойный жилец ответит за хулиганство. А в случае печального исхода нарушителю придется отвечать по статье 109 УК РФ за причинение смерти по неосторожности.

«Если удастся доказать факт причинения вреда, то пострадавший может в судебном порядке просить компенсацию вреда здоровью и морального вреда», – комментирует эксперт. Доказательства собираются с помощью аудио- и видеозаписей, а также показаний свидетелей. Вред здоровью пострадавшего устанавливается в бюро медэкспертизы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию