Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка уличного освещения в городе

Уличное освещение разных видов

Уличное освещение предназначено для того, чтобы обеспечить удобство и безопасность людей в тёмное время суток. И для реализации этой цели используют множество видов ламп и установок. Также ночной свет — способ декоративного оформления пространства, который создаёт дополнительный уют и комфорт.

01-ulitsa1

В зависимости от целей осветительных установок и места, где они используются, различают следующие виды уличного освещения:

  • Вдоль больших дорог и кольцевых магистралей устанавливают фонари с рефлекторами мощностью 250–400 Ватт;
  • Вдоль второстепенных дорог устанавливают фонари с рефлектором или рассеивающие свет мощностью 70–250 Ватт;
  • Для улиц и тротуаров используют рассеивающие фонари мощностью 40–125 Ватт;
  • Также устанавливают осветительные элементы для подсветки объектов с важной информацией и для архитектурной подсветки домов. В таких случаях мощность ламп ещё меньше.

02-ulitsa2

Виды ламп

Каждый из видов имеет свои преимущества и недостатки. Лампы различаются по способу выработки света и тем, какие характеристики он имеет.

  1. Лампы накаливания являются традиционным осветительным средством, которое в последнее время активно заменяется менее энергоёмким. Эти лампы отличаются большой теплоотдачей и мощностью, оставаясь при этом лидером по потреблению энергии.
  2. Лампы, которые в своём составе имеют буферный газ, галогенные лампы, обладают теми же характеристиками, но их срок службы в разы больше.03-ln
  3. Газоразрядные лампы. Принцип работы основывается на сжигании газообразного топлива. Эти лампы долго работают, до 20000 часов, и дают хорошее качество света. Различают ртутные, металлогалогенные и натриевые лампы, в зависимости от газового состава внутри них.
  4. Ксеноновые лампы излучают свет благодаря действию электрических дуг, которые заполнены ксеноном.
  5. Люминесцентные лампы дают сильную светоотдачу и служат долго.04-ll
  6. В последнее время набирают популярность лампы, которые работают от солнечной энергии. Они очень экономичны и работают совершенно независимо от электросети. Эти лампы включаются и выключаются самостоятельно в зависимости от времени суток.
  7. Светодиодные лампы считаются самыми экономичными и экологически чистыми. Они имеют длинный срок службы.05-sl

Каждый вид успешно применяется в той сфере, где это наиболее оправдано, одни — для освещения дома, а другие — для подсветки дорог и магистралей. А использование осветительных элементов очень разнообразно.

В загородном доме

Уличное освещение на даче часто используется в эстетических целях. Для декоративной подсветки самого дома используют лампы с фильтрами разных цветов, которые сами по себе не видны. Для этих целей применяется светодиодная лента для уличного освещения или скрытая диодная уличная подсветка. Для заливающего света используют фонари. Они могут иметь разную форму, даже самую неожиданную.

Схема подключения

Уличное освещение для загородного дома имеет свою схему подключения. В её центре находится щит наружного освещения (ЩНО).

06-shema-podklyucheniya

К нему подключены подсистемы внешней осветительной системы, а он сам — к сети. Щит может иметь разное количество каналов (в зависимости от того, сколько есть подсистем) и может включаться либо в ручном, либо в автоматическом режиме. Щит оснащён реле, который не допустит поступление силы тока выше допустимой. Автоматический режим работы возможен благодаря датчикам движения, который при фиксировании движения замыкает цепь и подаёт ток на нужные фонари.

Оборудование

Оборудование, которое требует уличное освещение загородного дома, условно делится на три группы: светильники, кабели и контрольные приборы. При проектировании и организации освещённости своими руками важно правильно разработать схему подключения уличного освещения. Все элементы должны технически соответствовать своему назначению и подходить для данной электрической сети. Светильники должны быть влагоустойчивыми (маркировка начинается от IP65) и иметь алюминиевый корпус. Кабель желательно выбирать бронированный и изолированный от агрессивных веществ, содержащихся в грунте.

07-kabel

Контрольные приборы — разные таймеры, датчики, оборудование для ручного управление, дистанционного включения и тому подобное. В таком случае уличное освещение частного дома будет выполнено правильно.

В сельской местности

08-derevnya

Нормы, которым должно соответствовать уличное освещение в небольших сельских местностях, изложены в нормативном акте строительных норм и правил, СНИП 23-05-95. Согласно стандартам, не менее 8/10 всей площади села должно быть освещено.

Оборудование

Для фонарей чаще всего используют металлогалогенные лампы, которые дают большую светоотдачу, но служат всего год. Светодиодные технологии особо актуальны для сельской местности, куда выезд обслуживающих бригад затруднён из-за отдалённости. Такой вид фонарей имеет долгий срок службы.

Нормы

Сеть осветительных установок несёт в себе потенциальную опасность, поэтому при её монтаже необходимо соблюдать многие правила. Например, для воздушных линий провода должны быть изолированными. К ним относятся разные марки самонесущих изолированных проводов, СИП. Высота светильника, установленного на тросах, зависит от его месторасположения: на тротуарах — от 3 м высоты, вдоль проезжей части — 6,5 м.

09-skver

Обслуживание

Финансирует обслуживание светового оборудования государство, поэтому заботу о нем несёт именно администрация населённого пункта. Она решает вопрос о закупке электрооборудования, установке или обслуживании светильников и при необходимости заключает договор с фирмами, которые специализируются на этой работе. Законом №131-ФЗ оговорено, что финансовую ответственность несёт местный муниципалитет, а техническое обслуживание, монтаж уличного освещения и его ремонт проводит районное отделение энергосбыта. Оплачиваются работы или администрацией села или организацией, которая владеет этими коммуникациями.

В городах

Наружное освещение (НО) в городах выполняет сразу несколько функций. Помимо качественной и безопасной работы, оно призвано украшать облик города вечером. Для этого используется декоративное уличное освещение. НО совмещает в себе разные виды осветительных установок. Это освещение проезжей части и тротуаров, подсветка дорожных знаков, витрин, реклам, архитектурная подсветка домов, праздничное освещение и так далее. Все эти элементы уличного декоративного освещения должны гармонировать между собой внешне и быть технически согласованными.

10-ulitsa3

Нормы

В ночное время, когда интенсивность движения меньше, освещённость может быть снижена, но только до определённых пределов. Некоторые светильники могут быть выключены, но не те, что стоят подряд. Поэтому часто прокладывают разные распределительные линии для вечернего и ночного освещения. К линии вечернего освещения подключают праздничную светодиодную подсветку уличного освещения и архитектурную подсветку. Но её мощность должна быть до 2 кВт на фазу. Все эти данные учитываются в графике включения света.

Электроэнергия для НО улиц и тротуаров поступает из трансформаторов для питания сети общего пользования.

11-transformatornaya

При этом линии освещения подключают так, чтобы нагрузка на фазы трансформаторов была равномерной. А для освещения территорий разных учреждений (школ, больниц и так далее) используется энергия от вводных устройств зданий или от подстанций.

К сети уличного освещения обычно не подключают световые установки витрин и рекламы.

Читайте так же:
Проживание в квартире в долевой собственности

Проектирование

Нормы для проектирования уличного освещения в городах содержатся в инструкции СН541-82. В ней описаны типовые решения с указанием на тип ламп, которые могут быть использованы, высоту опор, тип провода и интервал между светильниками. Кабель для уличного освещения должен быть изолированный, стандарта СИП. Также в данной инструкции описаны универсальные схемы проектирования НО улиц. Эти схемы отличаются в зависимости от площади улиц и их назначения. Например, для небольшой улицы установка уличного освещения может проходить по составу схемы одностороннего расположения светильников, а для широкой улицы с большим потоком людей может браться за основу двухрядная схема в шахматном порядке.

Расположение светильников

Светильники для освещения городских территорий могут располагаться по-разному:

  • на отдельных опорах из стали, алюминия или железобетона;
  • в виде фонарей венчающего типа или на консоли;
  • крепиться к зданию с помощью кронштейна;13-svetilnik-na-stene
  • подвешиваться на струнах.

Оптимальный вид опоры выбирают в зависимости от места установки светильника и его характеристик: веса и мощности. Например, для освещения дорог, используется уличное освещение на столбах, а для подсветки аллеи в парке достаточно фонарей с плафоном на консоли.

Обслуживание

Финансирование уличного освещения, за исключением светильников на фасадах дома и на подъездах, осуществляется органами местного самоуправления. А техническое обеспечение: монтаж уличного освещения, его ремонт — прерогатива органов районного управления, горсвета. Следующая инстанция — муниципалитет. Если речь идёт о поломке освещения на доме, то ремонт выполняет тот, кто обслуживает этот дом, чаще всего это ЖЭК.

Для путепровода

Согласно нормам наружное освещение дорог предусматривается в таких случаях:

  • проезжая часть в населённом пункте;
  • на мостах;14-ulitsa5
  • на маршрутных остановках;
  • на пересечении дорог I, II и III категории;
  • на ж/д переезде;
  • на кольцевой развязке;15-ulitsa4
  • на заправочных станциях и местах обслуживания транспортных средств;
  • под путепроводами, если протяжённость пути под ними более 30 метров;
  • в тоннелях.16-tonnel

Нормы освещение вдоль проезжей части содержатся в СНИП 32-04-97 и они также включают рекомендацию по использованию кабеля СИП. При разработке проекта учитывается свойство дорожного покрытия поглощать свет, мощность ламп и их свойства рассеивать свет, схема размещения опор и экономическая обоснованность того или иного вида освещения. Из этих данных высчитывается оптимальный способ размещения опор и их высота, интервал между ними и тип ламп.

Средства на содержание дорог выделяются из областного бюджета. А за освещением дорог в черте города отвечает горсвет.

Уличное освещение — неотъемлемый атрибут безопасного и комфортного проживания. Оно должно соответствовать нормам законодательства. Эти нормы служат гарантией того, что НО будет устанавливаться и обслуживаться ресурсами местных государственных органов.

Уличное освещение для дачи или другой частной собственности, хоть и не имеет отношения к государственному бюджету, должно быть технически совместимо с общей сетью по напряжению, правильности подключения и соответствию освещения СНИП. Например, необходимо знать, что в целях безопасности не допускается прокладывание СИП кабеля под землёй. При освещении дома или дачного участка своими руками особенно важно соблюсти все технические требования к этому проекту. В таком случае свет фонарей будет безопасным атрибутом ночного украшения и удобства.

Где купить

Максимально быстро приобрести уличный светильник можно в ближайшем специализированном магазине. Оптимальным же, по соотношению цена-качество, остаётся вариант покупки в Интернет-магазине АлиЭкспресс. Обязательное длительное ожидание посылок из Китая осталось в прошлом, ведь сейчас множество товаров находятся на промежуточных складах в странах назначения: например, при заказе вы можете выбрать опцию «Доставка из Российской Федерации»:

Освещение города – нормы, принципы построения и управления

Каким должно быть городское освещение?

Наружное освещение городских территорий является одним из важнейших элементов создания комфортных условий для проживания в населенном пункте. Несмотря на мнимую спонтанность данного аспекта, освещение в городе подчиняется целому ряду норм и правил. Это и нормы строительства, и нормы освещенности, и нормы ПУЭ.

Но каждый из этих элементов дает лишь фрагмент требований к освещенности городов. Мы же постараемся объединить все эти нормативы для создания целостного образа правильного монтажа освещения в городе.

Нормы городского освещения

Городское освещение улиц можно разделить на две составляющие – это освещение автомобильных дорог и освещение пешеходных зон. Понятное дело для каждых из этих составляющих существуют собственные нормативы, которые собраны в СНиП 23 – 05 – 95.

Освещение автомобильных дорог

От чего же зависит яркость освещения автомобильных дорог? Для ответа на этот вопрос давайте разберем какие факторы могут влиять на этот показатель.

Интенсивность движения на автомагистрали

  • Прежде всего это конечно интенсивность использования дороги. То есть то количество машин, которые проезжают по ней в течении часа. Как велит инструкция, этот показатель условно разделили на 4 категории. Это автомагистрали, по которым проезжает более 3000 машин в час; магистрали — нагрузка на которых составляет от 3000 до 1000 машин в час; дороги, по которым за час проезжает от 500 до 1000 автомобилей, и дороги, по которым за час проезжает менее 500 автомобилей.
  • Но не только интенсивность движения определяет приоритетность дороги. Согласитесь, скоростные магистрали должны освещаться гораздо лучше, чем небольшие дороги местного значения. Даже в том случае, если интенсивность движения по этой магистрали не так велика. Или, например, главные улицы городов в исторической части населенных пунктов, которые специально разгрузили от потока машин, должны лучше освещаться, чем такие же по интенсивности дороги в других районах города. Ведь они должны соответствовать общему уровню освещенности на улице.
  • Все это достаточно условные параметры и больше относятся к вопросам градостроительства. В связи с этим, в этом вопросе СНиП 23 – 05 – 95 ссылается на СП 42.13330.2011 который в таблице 7 и устанавливает требования к улицам и дорогам различного назначения. СП 42.13330.2011 в свою очередь ссылается на СНиП 2.05.02-85, который устанавливает категории автомобильных дорог.

Категории автомобильных дорог по СНиП 2.05.02-85

  • Исходя из этих двух условий, таблица 11 СНиП 23 – 05 – 95 устанавливает нормы освещенности для различных типов дорог. Они колеблются от 4 до 20 лк. При этом нормируется не только средняя освещенность, но и средняя яркость покрытия, которая варьирует от 0,2кд/м 2 для дорог местного значения с одиночными автомобилями, до 1,6кд/м 2 на автомагистралях с интенсивным движением.
  • Но схема освещения городов должна предполагать хорошее освещение и в местах пересечения дорог разного типа. То есть, если у нас пересекается магистраль и дорога местного значения, то освещение в месте пересечения должно быть выполнено как для освещения основной дороги. Это же касается и съездов с автомагистралей.
Читайте так же:
Основания к остановке транспортного средства сотрудником полиции

Нормы освещенности автомобильных дорог

  • Отдельным вопросом является и отношение минимальной яркости к средней. Обратите внимание именно к средней. Так для дороги в целом это соотношение не должно превышать 0,35. Для одной же полосы движения этот перепад не должен превышать 0,6.

В видео рассказывается о том, как работает уличное освещение в Москве.

Нормы освещения пешеходных зон

Устройство освещения городов для пешеходов значительно сложнее привязать к загруженности улиц. Поэтому требования по освещенности обычно привязываются к значению населённого пункта, а также отдельных улиц в нем.

Но есть еще парковые зоны, площади, хозяйственные площадки, придомовая территория и многое другое, что также должно быть освещено. Поэтому с освещением пешеходных зон все немного сложнее.

Обратите внимание! Здесь и далее мы приводим среднее значение освещенности. Нормы отношения минимального освещения к среднему для пешеходных зон, такое же, как и у автомобильных дорог.

Освещение пешеходных зон, примыкающих к дороге

Освещение остановки

На фото нормы освещения различных объектов

Освещение мест отдыха

Освещенность в сельской местности

Принципы построения уличного освещения

Если вам кажется, что организация уличного освещения города это просто, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь при создании городского освещения проектировщики должны учитывать не только требуемы параметры освещенности.

При расчетах учитываются такие показатели как: зернистость и отраженная составляющая асфальтного покрытия, запыленность улиц, количество осадков, ширина улиц, окружающая цветовая гамма, световые шумы и многое, многое другое. И все это, исходя из концепции развития города на ближайшие 10 лет.

Односторонняя схема освещения дороги

  • Конечно обсуждать каждый из этих критериев мы не будем. Ведь для полного раскрытия этой тематики научно-исследовательские институты составляют целые трактаты. И своими руками такие системы не построить. Но вот на основных аспектах принципа построения мы остановимся.

Двухрядное шахматное расположение светильников

  • Начнем с освещения автомобильных дорог. Оно может быть выполнено двумя способами – за счет установки светильников на специальных опорах и за счет подвеса светильников на тросах.
  • Какую схему и где применять, решают путем расчета. Одним из основных параметров в этом расчете является ширина дорожного покрытия. Так, при ширине дорожного покрытия до 12 метров рекомендуется применять одностороннюю схему установки светильников на столбах. При ширине до 18 метров рекомендуют применять двухрядную систему с шахматным расположением светильников на столбах. При ширине до 32 метров прямоугольную шахматную схему.

Двухрядная система освещения

  • Если у нас имеется разделительная полоса между полосами движения, как на видео, то при ширине дороги в одну сторону до 12 метров рекомендуется использовать двухрядную систему освещения — это когда светильники устанавливаются на столбах, и один светильник освещает одну полосу движения, а второй вторую.

Схемы освещения автомобильных дорог

  • Что касается подвеса светильников на тросах, то однорядную схему рекомендуют использовать для дорог с шириной до 18 метров. Для дорог шириной до 36 метров рекомендуется использоваться двухрядную схему.

Обратите внимание! Все это, не более чем рекомендации нормативного документа. Окончательный выбор проекта освещения осуществляется, исходя из расчета и удобства обслуживания таких светильников.

  • Важной составляющей схемы освещения городов является должный уровень света над перекрестками, пешеходными переходами и переездами. Для них так же разработаны определенные рекомендации. Так, для освещения пешеходных переходов устанавливается по одному светильнику с каждой стороны дороги. Причем они должны быть расположены справа от пешехода, переходящего дорогу. Расстояние между этими светильниками должно составлять 1,5 размера ширины дороги.

Схема освещения закруглений дороги, переездов, перекрестков и пешеходных переходов

  • Что касается освещения площадей, парковых зон, пешеходных дорожек и других зон отдыха, то п.10.16 СНиП 2 – 4 – 79 рекомендует его выполнять с акцентом на архитектурно-художественный облик города. При этом рекомендуется максимально использовать кронштейны, контактные соединения общественного транспорта и другие места установки светильников для минимизации использования столбов.

Управление уличным освещением

Все дорожное и городское освещение должно иметь единую систему централизованного управления. При больших расстояниях между объектами или при наличии природных препятствий, их допускается разделить на районные схемы управления освещением. Но в любом случае они должны иметь централизованное управление по средству телефонной или радиосвязи.

Схемы управления наружным освещением

  • Согласно норм ПУЭ управление городским освещением может осуществляться автоматически. Но при этом, в любом случае, должна быть обеспечена возможность принудительного ручного управления освещением. Это необходимо для выполнения ремонтных работ, при неисправности автоматических систем управления и в случае экстренных ситуаций.

Освещение тоннелей

  • Схема освещения города должна быть двухуровневой, если у нас имеются такие объекты, как подземные переходы, тоннели и другие, относящиеся ко второй степени по уровню надежности электроснабжения. Второй уровень означает, что прекращение электроснабжения таких объектов недопустимо. Все остальное освещение города относится к третьему уровню надежности.
  • Двухуровневая система управления обозначает, что часть светильников работает днем, а часть и днем, и ночью. Возможен вариант трех- и более уровневой системы управления. Тут главным фактором является цена, которая для многоуровневых систем несколько выше.

Управление включение отдельных светильников

  • Многоуровневая система управления освещением допускается и для систем освещения города. Но при этом согласно п. 6.5.25 ПУЭ не допускается одновременное отключение двух смежных светильников. То есть глубокой ночью, для снижения потребления допускается отключить до 50% освещения города.

Шкаф наружного освещения

  • Управление наружным освещение придомовых территорий, а также зон перед общественными зданиями осуществляется из этих зданий. Для этого они должны иметь специальный щит наружного освещения. Не подключать к нему, можно только светильник над входом в здание. Он может быть подключен к внутридомовым сетям.

Вывод

Освещение городских улиц вопрос многогранный и не однозначный. С одной стороны, существуют жесткие нормы по созданию средней освещенности, с другой стороны эти нормы не должны препятствовать нормальному восприятию человека, а также ложиться неподъемным грузом на местный бюджет. Поэтому при его создании возможны варианты, которые зависят от того, какая из точек зрения преобладала при выборе проекта.

Установка уличного освещения в городе

ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

* В ИУС 10-2014 ГОСТ Р 55706-2013

приводится с ОКС 91.040. —

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Читайте так же:
Нарушение правил установки отопительной системы в МКД

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров — по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55707 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения — водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной определяемой стандартными условиями наблюдения.

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

Примечание — Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее — ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание — Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

Примечание — Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [1].

4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.

Класс объекта по осве-
щению

Основное назначение объекта

Расчет-
ная скорость движе-
ния, км/ч

Число полос движе-
ния

Пропуск-
ная способ-
ность, тыс. ед/ч

А
Магист-
ральные дороги и улицы общего-
родского назначения

За пределами центра города*

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

В центре города

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Читайте так же:
Приобрел машину. имею ли право на налоговый вычет?

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Б
Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В центре города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В
Улицы местного значения

Жилая застройка за пределами центра города

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Жилая застройка в центре города

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В городских промышленных, коммунальных и складских зонах

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-
складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

* Центр города — территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

5 Нормы освещения

5.1 Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

5.1.1 Для участков улиц, дорог и площадей со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости и пороговое приращение яркости .

Нормы средней освещенности на дорожном покрытии, ее равномерности и предельного значения силы света ОП в зоне слепимости применяют при проектировании освещения улиц, дорог и площадей:

— на участках с нестандартной геометрией;

— с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, бетонные плиты и другие материалы);

Изучаем виды освещения на улице

В ночное время суток большое значение имеет качественное освещение. В городах установка уличных фонарей является обязательной, для того чтобы в темноте обеспечивалась достаточная видимость. Сегодня освещение улиц выходит на новый уровень благодаря использованию современного осветительного оборудования.

Каким бывает уличное освещение?

При изготовлении осветительных приборов, предназначенных для эксплуатации на улице, используют различные материалы:

  • стекло,
  • пластик,
  • ковка,
  • сталь.

В зависимости от территориальной расположенности, световые устройства могут быть выполнены в различных стилях. Когда имеет место быть специально разработанный дизайн-проект, то освещение улиц может быть выполнено в стиле барокко, либо хай-тек и проч.

Современные фонари уличного освещения

Стоит понимать, что внешнее освещение подразделяется на основные типы:

  • освещение улиц,
  • освещение проезжих частей,
  • наружное, в том числе и декоративное,
  • пешеходных дорожек и тротуаров.

Также существует различие в самих источниках света. Они бывают:

  1. Люминесцентные лампы. Они характеризуются длительным сроком службы и высокой светоотдачей. Кроме этого, они довольно экономичны, работают бесшумно и имеют незначительные габариты.
  2. Индукционные лампы. Это безэлектродные светильники, которые работают благодаря газовому баллону, расположенному вместе с катушкой индуктивности. Свет же образуется благодаря плазме.
  3. Лампы ксеноновые. Свет здесь исходит от электродуги, расположенной между двумя электродами. Благодаря внутреннему содержанию таких ламп, световое излучение здесь может быть разного спектра.
  4. Лампы накаливания. Имеют высокую мощность и хорошую теплоотдачу, но в то же время довольно затратные. Отдельный вид таких ламп, это галогенные, которые имеют более длительный срок службы. Обусловлено это специальной добавкой в виде буферного газа.
  5. Лампы ртутные. Основой работы является образование в ртутных парах газового разряда. Когда необходимо освещение улиц и дорог, используют лампы общего назначения. Они являются экономичными, поэтому, когда есть необходимость в освещении значительных площадей, их использование будет целесообразным.
  6. Освещение на солнечных батареях. Это отдельный вид устройств для освещения улиц, который является наиболее экономичным. Главной особенностью является отсутствие необходимости участия человека в работе таких приборов, поскольку отсутствует подключение к электрической сети. Использовать их можно как для освещения частных дворов, так и для освещения улиц в городе. Когда на улице светло, такие фонари выключаются автоматически. И в течение всего дня они накапливают энергию, которую в ночное время отдают. Их используют не только как фонари, а также как декоративное освещение улиц.

Основные требования к уличному освещению

Любые световые приборы характеризуются такими показателями, как мощность (Вт) и световой поток (Лм). И насколько эффективной является работа светового прибора, показывает соотношение Ватт к Люменам. И чем этот показатель выше, тем больше мощность фонаря. Когда речь идет о светодиодном освещении улицы, то это значение равно 100Лм/1Вт.

Существуют специальные правила и нормы для освещения на улице, которые регулируются нормативными актами.

Тип объекта

Что нужно знать о городском освещении?

  1. Когда речь идет об освещении дорожек для пешеходов и парковых зон, применяют рассеянный свет. Достигается такой эффект благодаря специфической конструкции плафонов. Мощность их может колебаться от 40 до 120 Вт.
  2. Подсветка зданий и сооружений (например, номера домов). Здесь используют специальные лампы и прожекторы.
  3. Декоративное освещение. Используются разноплановые осветительные приборы в зависимости от предназначения объекта.

Архитектурная подсветка домов

Поскольку на уличное освещение влияет ряд климатических факторов, то и требования к ним предъявляются специфические. Для уличных световых приборов важными показателями являются:

  • мощность ламп,
  • срок эксплуатации,
  • светоотдача,
  • обслуживание устройства,
  • климатические условия на определенной территории,
  • интенсивность движения,
  • специфика установки и монтажа.

Каждый осветительный уличный прибор имеет свой паспорт, в котором указаны его параметры. Главным показателем является степень защищенности устройства. Это, прежде всего уровень защиты прибора от проникновения в него влаги (показатель от 1 до 6) и уровень защиты от попадания в светильник пыли и твердых частиц (от 1 до 8).

Стоит понимать, что яркости фонаря должна максимально освещать территории, но при этом не ослеплять глаза участникам дорожного движения. Когда движение на дороге непостоянное, целесообразно использовать рефлекторное освещение. То есть, фонари имеют специальные датчики, которые срабатывают на движение. Часто их используют для освещения тротуаров.

Читайте так же:
Претензия образец: правила составления

Рефлекторное освещение улиц

Какие бывают уличные световые приборы и методы их установки?

Существует широкий ассортимент наружных светильников для городского освещения. Разрабатываются специальные проекты по обустройству улиц осветительными приборами. На улицах устанавливают:

  • фонари (разноплановые),
  • прожекторы,
  • светильники.

Фонари. Что касаемо их обустройства, то они монтируются на опорные столбы, либо на стены зданий.

Прожекторы. Подразделяются они, в основном, по типу ламп и по принципу распределения света. Для каждой конкретной местности составляются свои проекты с последующим планом работ, и выбираются необходимой мощности лампы.

Светильники. Эти приборы также имеют свою классификацию:

  • используют в парках и зонах отдыха,
  • энергосберегающие приборы для освещения улиц,
  • сферические устройства шарообразной формы. Главной чертой их является равное распределение света во все стороны,
  • светильники отраженного света. Широко применяются для освещения парков и спортивных площадок, благодаря особому перераспределению света,
  • встраиваемые приборы, которые используют в ландшафтном дизайне.

Выбор одного из представленных приборов освещения зависит от конкретно поставленных целей специальной службы, которая будет заниматься обустройством и декорированием городских улиц.

Что касается установки приборов, то она выполняется двумя способами:

  1. Укладка кабеля под землей. Прежде всего, выбирается специальный кабель, предназначенный для укладки под землей. Некоторые требуют еще дополнительной защиты, другие же выпускают уже полностью готовые к укладке. Глубина закладки должна достигать 40-80 см. Сверху же кабель необходимо защитить специальной сеткой, чтобы избежать его повреждений от деятельности человека и производимых им работ.
  2. Укладка по воздуху. Здесь необходима установка опорных столбов. Иногда кабель просто протягивают от одного здания к другому, но наряду с ним необходимо использование специального троса. Он необходим для обеспечения безопасности в случае изменчивых погодных условий (сильные порывы ветра). Также сам кабель должен быть максимально защищен от влияния окружающей среды.

Провода уличного освещения

Контроль над световыми приборами

На сегодняшний день создаются все условия для наиболее экономичного использования ресурсов. Например, в уличном освещении все чаще стали использовать фотореле для экономии электроэнергии. Они способны выключать уличные приборы освещения в зависимости от наличия солнечного света. При этом полностью исключается необходимость участия в этом процессе человека.

Для дополнительной экономии, в ночное время фонари могут иметь меньшую мощность светоотдачи либо же вовсе отключаться на определенное время. Иногда для включения светильников используют таймер, либо же датчик движения.

Благодаря всем этим способам достигается минимальное участие в процессе обслуживания фонарей человека и максимальная экономия энергозатрат.

Когда же освещения недостаточно, перегоревшие лампы не меняются, можно смело составлять заявление в соответствующую службу (если речь идет о светильниках на улицах, то это районное управление), которая обязана решить этот вопрос.

Нормы освещения улиц

Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении. Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.

Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.

Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:

• Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений

• Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений

• Нормы освещенности подземных и надземных переходов

• нормы освещенности АЗС и автостоянок

• Нормы освещенности пешеходных пространств

Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.

Один из главных нормируемых показателей — средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

Пропускная способность, тыс. ед/ч

Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1

Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра

Основные дороги и улицы города районного значения

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон

Нормы освещения улиц и дорог сельских поселений

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Главные улицы, площади, общественных и торговых центров

Улицы в жилой застройке:

Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов

Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов

Подземные пешеходные тоннели и переходы:

лестницы и пандусы

Открытые пешеходные мостики

Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:

лестничные сходы, съезды и смотровые площадки

Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Подъездные пути с улиц и дорог:

Категорий А и Б

Места заправки и слива нефтепродуктов

Остальная территория, имеющая проезжую часть

Стоянки, площадки для хранения подвижного состава

Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа

Нормы освещения пешеходных пространств

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников. Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию