Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет северного коэффициента при расчете декретных выплат

Разъясняем детали получения северных надбавок к пособию по уходу за детьми. Пошаговая инструкция по расчету пособий с применением районного коэффициента

Жители Крайнего Севера и приравненных к нему районов имеют право на повышенные социальные выплаты по уходу за ребенком. Размер выплат напрямую зависит от нескольких факторов: это размер заработка, регион и количество детей.

Фонд социального страхования Российской Федерации разъяснил все тонкости получения выплат в формате «вопрос-ответ».

Кому положено ежемесячное пособие по уходу за ребенком с учетом северных надбавок?

Как рассчитывается размер выплат?

Размер пособия составляет 40 % заработка работника, в этом случае в состав заработка уже включен районный коэффициент. Районный коэффициент обязательно применяется к минимальному размеру пособия. В разных районах установлен разный районный коэффициент минимальный размер пособия.

Я – мама годовалого малыша, живу в Архангельске, какие северные надбавки мне положены?

Давайте разбираться. Минимальное пособие по уходу за первым ребенком до 1,5 лет с 1 февраля 2020 года до 1 июня 2020 составляло 3375,77 рублей, с учетом районного коэффициента 1,2 (для Архангельска) оно составляло 4050,92 рублей. С 1 июня Минимальный размер пособия по уходу за ребенком – 6752 рубля, с районным коэффициентом 1,2 это будет 8102,4 рубля.

Будет ли пособие расти с появлением в нашей семье второго ребенка?

Минимальное пособие по уходу за вторым и последующими детьми с 1 июня 2020 года также составляет 6752 рубля. Если мы учтем районный коэффициент Архангельска — 1,2, выплата составит 8102,4 рубля. Важно помнить, что в зависимости от региона северный коэффициент может отличаться, соответственно, выплаты тоже будут разниться. При этом, если уход осуществляется одновременно за несколькими детьми в возрасте до 1,5 лет, пособие суммируется, но не может быть ниже суммы минимальных размеров пособия и выше среднего заработка того, кто осуществляет уход.

Выгодное пополнение: выплаты за двойняшек и тройняшек

Размер социальных пособий при материнстве зависит от количества рожденных детей. Чем больше малышей, тем больше надбавок и приятных дополнений.

Беременная двумя и более детьми мама, может рассчитывать на получение более длительного отпуска по беременности и родам со 140 до 194 календарных дней. За все дни отпуска родившим мамочкам положено пособие по беременности и родам. Размер пособия зависит от размера заработной платы мамочки. Выплата составляет 100% среднего заработка за 2018-2019 годы. В 2020 году максимальный размер декретных выплат при рождении двух и более детей достигает 446 465,78 рублей.

Один из родителей ребенка может также получить единовременное пособие при рождении ребенка. Важно помнить: при появлении на свет двух детей, единовременное пособие при рождении удваивается, при рождении трех — утраивается. Давайте посчитаем: мама новорожденных двойняшек получит не 18 004,12 рубля, а 36 008,24 рублей, а счастливые родители тройни получат 54012,36 рублей.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет — 40% от среднего заработка матери или другого родственника, который находится в отпуске по уходу за двумя малышами, тоже плюсуется. Максимальный размер такого пособия в 2020 году — 27 984, 66 рублей, значит, при рождении двойни семья может получать до 55 969,3 рублей в месяц. Если вам посчастливилось дать жизнь тройняшкам, вы имеете право получать до 83953,95 рублей каждый месяц. Суммированный размер пособия не может превышать средний заработок родителя или другого родственника, осуществляющего уход за ребенком.

Брать ли районный коэффициент при расчете больничного?

Под районным коэффициентом в контексте трудовых правоотношений понимается финансовый показатель, на который умножается заработная плата (все ее компоненты — оклад, премии, стимулирующие выплаты) человека, работающего в регионах (муниципалитетах), в которых:

1. Как правило, наблюдаются сложные климатические или экологические условия проживания граждан и ведения трудовой деятельности. Например, на Крайнем Севере и районах, которые приравнены к нему. Отсюда неофициальное название показателя — «северный коэффициент».

2. Соответствующие районные коэффициенты установлены законодательно.

Примеры нормативных актов, в которых закреплены коэффициенты для тех или иных регионов (муниципалитетов):

  • постановление Правительства РФ от 29.05.1993 № 512;
  • постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325/24;
  • распоряжение Правительства РФ от 29.01.1992 № 176-р.

Значительная часть нормативных актов, устанавливающих коэффициенты, принята еще в СССР. При отсутствии более новых источников права они признаются полностью действующими.

Полный перечень районных коэффициентов есть в КонсультантПлюс. Чтобы посмотреть Справочник, получите пробный доступ к правовой системе. Это бесплатно.

Районный коэффициент начисляется на зарплату вне зависимости от стажа работы человека в целом и в регионе, где коэффициент действует, в частности. В этом отличие рассматриваемого финансового показателя от другого схожего по назначению — процентной надбавки (часто именуемой «северной надбавкой»).

Узнать больше о применении районных коэффициентов и «северных надбавок» вы можете в статье «Какие полагаются льготы работникам Крайнего Севера?».

В каких случаях начисляется районный коэффициент на больничный лист

Как мы уже знаем, районный коэффициент — это показатель, на который умножается заработная плата сотрудника, работающего в регионе, для которого соответствующий коэффициент определен законодательно. При расчете больничного подобное умножение в общем случае не осуществляется: это связано с тем, что пособие по нетрудоспособности рассчитывается исходя из фактического заработка (который уже исчислен и выплачен с учетом установленных коэффициентов).

Читайте так же:
Досрочная выплата накопительной части пенсии

Узнать больше об особенностях расчета больничного по среднему заработку вы можете в статье «Среднедневной заработок для расчета больничного».

Вместе с тем районный коэффициент при исчислении больничного все же может быть применен, если:

1. Сотрудник имеет страховой стаж, который не превышает 6 месяцев.

2. Средний месячный заработок сотрудника за 2 года, предшествующих тому, в котором оформляется больничный, — меньше МРОТ.

3. Сотрудник не работал по ТК РФ в течение 2 лет, предшествующих году, в котором оформляется больничный (и, соответственно, не имел зарплаты).

4. Сотрудник нарушил режим лечения.

5. Нетрудоспособность сотрудника наступила вследствие опьянения.

Рассмотрим подробнее порядок расчета больничного в указанных случаях на практике.

Расчет больничного с коэффициентом: нюансы

Во всех указанных случаях (при соблюдении хотя бы 1 из перечисленных условий) больничный рассчитывается по МРОТ. В большинстве случаев формула расчета будет такая:

ВН = КБ × (МРОТ × 24 / 730) × К,

ВН — выплата по нетрудоспособности;

КБ — количество дней болезни сотрудника;

К — коэффициент по стажу, равный 0,6 при стаже сотрудника менее 5 лет, 0,8 — при стаже 5–8 лет, 1 — при стаже более 8 лет.

Пример расчета пособия, когда средний месячный заработок работника меньше МРОТ, от КонсультантПлюс
С 14 по 20 января 2021 г. работник согласно больничному листу был болен.
На работу он принят в январе 2021 г. До этого момента страхового стажа и заработка, учитываемого при исчислении пособия, не имел.
В таком случае больничный нужно рассчитать исходя из МРОТ.
Алгоритм расчета смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Если стаж сотрудника меньше 6 месяцев, то применяется несколько другая формула расчета исходя из МРОТ:

ВН = КБ × (МРОТ / Количество календарных дней в месяце болезни).

Пример расчета пособия при страховом стаже работника менее шести месяцев и среднем месячном заработке больше МРОТ от КонсультантПлюс
С 29 января по 5 февраля 2021 г. работник согласно больничному листу был болен.
Средний дневной заработок работника за расчетный период равен 700 руб.
Страховой стаж работника на дату наступления временной нетрудоспособности — 5 месяцев.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности в такой ситуации будет следующий.
Полностью пример смотрите в К. Пробный доступ бесплатен.

Величина МРОТ берется по состоянию на дату открытия больничного листа сотрудника. Если после начала периода нетрудоспособности вступил в силу нормативный акт, установивший новую величину МРОТ, то тем не менее используется та, что утверждена ранее действовавшим нормативным актом.

Если в регионе (муниципалитете), где трудоустроен вышедший на больничный человек, принят районный коэффициент, порядок его примененения вы можете посмотреть ниже на примерах.

Примеры расчета пособия с учетом районного коэффициента от КонсультантПлюс
1. Средний дневной заработок работника меньше среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ, установленного с учетом коэффициента на дату начала болезни
Работник работает в местности, где установлен районный коэффициент 1,4. С 13 по 22 января 2021 г. он был болен.
Средний дневной заработок работника, рассчитанный за период 2019 — 2020 гг., составил 307 руб.
Страховой стаж работника на дату начала болезни — 9 лет.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности в данной ситуации следующий.
.
2. Страховой стаж работника меньше 6 месяцев
Работник работает в местности, где установлен районный коэффициент 1,15. С 11 по 15 января 2021 г. он был болен.
Средний дневной заработок работника, рассчитанный за период 2019 — 2020 гг., составил 800 руб.
Страховой стаж работника на дату начала болезни — 5 месяцев.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности в данной ситуации следующий.
Посмотреть примеры полностью можно в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Итоги

Районный коэффициент при исчислении больничного применяется только в тех случаях, когда величина пособия по временной трудоспособности рассчитывается исходя из МРОТ. Это связано с тем, то соответствующий коэффициент «автоматически» учтен в среднем заработке, на основе которого исчисляется больничный в общем случае.

Узнать больше о применении районного коэффициента в различных сферах трудовых отношений вы можете в статьях:

Как изменился порядок расчета пособий в местностях, где применяется районный коэффициент?

В местностях, где применяется районный коэффициент, средний заработок для расчета больничных, декретных и «детских» пособий теперь нужно будет сравнивать с МРОТ, увеличенным на этот коэффициент. Ранее ФСС настаивала, что такой вариант сравнения не предусмотрен законодательством, а суды с такой позицией не соглашались.

Точку в многолетних спорах по данному вопросу поставил Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ[1] (далее – Закон № 175-ФЗ). Он действует с 19.06.2020. Поэтому применение нового порядка при расчете социальных пособий по страховым случаям, наступившим после указанной даты, более не приведет к спорам с ревизорами фонда ФСС.

Читайте так же:
Как выбрать бандаж для беременных — правильно выбираем дородовый бандаж

При этом аптечным организациям не следует забывать, что до конца 2020 года действует особый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности (он был установлен Законом № 104-ФЗ[2] в связи с коронавирусной инфекцией).

Особенности исчисления пособий по нетрудоспособности в 2020 году.

Общие правила расчета пособия по временной нетрудоспособности таковы. При определении размера пособия вначале нужно рассчитать величину среднего дневного заработка. Для этого берется заработок за два предшествующих календарных года и делится на 730 (ст. 14 Закона № 255-ФЗ[3]). Если средний заработок в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ, то средний заработок для расчета пособия принимается равным МРОТ. То есть вместо фактических выплат для расчета пособия берутся 24 МРОТ, а средний дневной определяется как МРОТ x 24 / 730.

Однако в период с 01.04.2020 и до конца года действуют временные правила расчета больничных, которые были установлены Законом № 104-ФЗ. Они заключаются в следующем.

Если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное по общим правилам (исходя из среднедневного заработка и стажа работы), в расчете за полный календарный месяц оказалось ниже МРОТ (в 2020 году он равен 12 130 руб.), то больничные выплачиваются в сумме МРОТ в расчете за полный календарный месяц (п. 1 ст. 1 названного закона).

В таком случае размер дневного пособия определяется так: МРОТ делится на число календарных дней в том месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности. А чтобы вычислить общий размер пособия, подлежащего выплате, нужно полученный размер дневного пособия умножить на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (п. 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ).

Покажем на условном примере, как нужно производить расчет пособия по особым правилам.

  • за 2018 год – 125 850 руб.;

  • за 2019 год – 146 470 руб.

  • исходя из фактического дохода – 373,04 руб. ((125 850 + 146 470) руб. / 730 дн.);

  • исходя из МРОТ – 398,79 руб. (12 130 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

  • за апрель – 11 963,70 руб. (398,79 руб. х 30 дн.);

  • за май – 12 362,49 руб. (398,79 руб. х 31 дн.).

Если больничный выплачивается в местности, где применяются районные коэффициенты, то расчет пособия немного усложнится из-за применения в расчете этого коэффициента. Применение коэффициента обусловлено нормами двух законов – п. 3 ст. 1 Закона № 104-ФЗ (действует только в 2020 году) и ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (в новой редакции).

Нормативный пробел в положениях закона.

Частью 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрен порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 ст. 14 названного закона, не имело заработка или если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

В такой ситуации средний заработок для расчета вышеназванных пособий приравнивался федеральному МРОТ. Об увеличении МРОТ на районный коэффициент при расчете пособий в местностях, где применяется такой коэффициент, в ст. 14 Закона № 255-ФЗ не было не сказано ни слова, в отличие от других норм этого закона.

О том, что при расчете пособия с использованием МРОТ, установленного федеральным законом, применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов, говорится, в частности, в таких нормах Закона № 255-ФЗ:

ч. 6 ст. 7 «Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности»;

ч. 2 ст. 8 «Основания для снижения пособия по временной нетрудоспособности»;

ч. 3 ст. 11 «Размер пособия по беременности и родам».

Помимо этого, положения ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ не соответствовали абз. 3 п. 11.1 Порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности[5], где указано, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий, определяются с учетом этих коэффициентов.

В связи с обозначенными обстоятельствами применение ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ на практике приводило к нарушению имущественных прав граждан и нереализации в полном объеме их социальных гарантий, поскольку размер пособия у застрахованных лиц, получающих средний дневной заработок выше МРОТ без учета районного коэффициента, исчисляется (выплачивается) в меньшем размере, в отличие от застрахованных лиц, у которых отсутствует заработок в расчетном периоде либо размер среднего заработка ниже МРОТ без учета районного коэффициента.

Кроме того, коллизия положений ч. 1 п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и иных норм данного закона, а также положений подзаконного нормативного акта, регламентирующих порядок исчисления пособий исходя из среднего заработка, равному МРОТ, привела к многочисленным спорам между страхователями и территориальными органами ФСС, которые зачастую разрешались только в судебном порядке.

Читайте так же:
Предоставление дополнительного отпуска за выслугу лет

Противостояние работодателей и ревизоров фонда ФСС.

Позиция ФСС

Правило, изложенное в ч. 1 п. 1.1 Закона № 255-ФЗ, специалисты ФСС толковали так. Если пособие исчисляется исходя из среднего заработка, определенного на основе МРОТ, то на районный коэффициент увеличивается итоговая сумма пособия. Иными словами, сначала нужно рассчитать средний дневной заработок исходя из МРОТ, затем определить размер пособия и только потом проиндексировать это пособие на районный коэффициент. Такие рекомендации были приведены в Письме ФСС России от 11.03.2011 № 14-03-18/05-2129.

А позже в Письме ФСС России от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП вообще было подчеркнуто, что увеличение рассчитанного исходя из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе сравнения его с фактическим средним заработком законодательством не предусмотрено.

В чем несправедливость такого подхода?

В Письме ФСС России № 02-11-03/17-02-468ОП приведен такой пример. Средний дневной заработок сотрудницы, рассчитанный за расчетный период (2016 – 2017 годы), составил 316,84 руб., а средний дневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, действовавшего в период наступления страхового случая (в 2018 году – 9 489 руб.), – 311,97 руб. (9 489 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

Поскольку средний дневной заработок сотрудницы, рассчитанный за расчетный период (316,84 руб.), больше среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ (311,97 руб.), действовавшего в период наступления страхового случая, без учета районного коэффициента (1,15), для расчета пособия нужно применять величину 316,84 руб.

С корректностью такого варианта расчета сложно согласиться, ведь фактический средний дневной заработок (в примере – 316,84 руб.) рассчитывается с учетом районного коэффициента, заложенного в выплатах, учитываемых при расчете среднего заработка. А средний дневной заработок исходя из МРОТ не учитывает районный коэффициент, следовательно, данная величина изначально занижена.

Если бы средний заработок сравнивался с МРОТ, умноженным на коэффициент (1,15), то для расчета пособия использовался бы средний дневной заработок 358,76 руб. (9 489 руб. х 1,15 x 24 мес. / 730 дн.), соответственно, сумма пособия в этом случае была бы больше.

На практике многие работодатели именно так и поступали при расчете пособий по временной нетрудоспособности. Однако территориальные органы ФСС, как правило, снижали размер возмещаемых расходов на выплату таких пособий. А дальше спор нередко заканчивался в суде.

Судебная практика

Арбитры (в большинстве своем) с позицией ФСС по поводу расчета пособий в анализируемой ситуации не соглашались.

Суды указывали: районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях. Следовательно, он должен применяться на первом этапе расчета пособия – при исчислении среднего дневного заработка (как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ), а не в момент, когда пособие уже рассчитано. МРОТ, применяемый для сравнения со средним заработком работника, должен быть увеличен на районный коэффициент. Соответственно, если рассчитанный исходя из МРОТ (с применением коэффициента) средний дневной заработок больше «фактического», то расчет пособия следует производить исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. определения ВС РФ от 26.02.2018 № 307-КГ17-23297 по делу № А42-992/2017, от 30.10.2017 № 307-КГ17-15371 по делу № А42-6993/2016, ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14 по делу № А27-8955/2013).

Что в итоге?

Закон № 175-ФЗ устранил нормативный пробел – уточнены положения п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Теперь в нем сказано следующее. Если работник, проживающий в местности, где применяются районные коэффициенты, не имел заработка в расчетном периоде либо его заработок за месяц был меньше одного МРОТ на день наступления страхового случая, то средний заработок для расчета пособия принимается равным МРОТ, установленному с учетом этих коэффициентов.

Подобное уточнение нормы позволит работодателям и органам ФСС правильно исчислять и осуществлять выплаты причитающихся гражданам пособий, а также не допускать нарушение имущественных прав застрахованных лиц.

Добавим: уточненный п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ применяется с 19.06.2020. Срок действия этого уточнения никак не ограничен.

Что касается применяемого в 2020 году особого порядка расчета пособий, установленного Законом № 104-ФЗ, следует заметить, что законодатели предусмотрели и этот момент. В пункте 3 ст. 1 данного закона содержится уточнение о необходимости увеличения МРОТ на районные коэффициенты для исчисления пособия по временной нетрудоспособности в местностях, где применяются такие коэффициенты.

  • за 2018 год – 212 136 руб.;

  • за 2019 год – 232 592 руб.

  • исходя из фактического дохода – 581,82 руб. ((199 136 + 225 592) руб. / 730 дн.);

  • исходя из МРОТ (с учетом коэффициента 1,15) – 458,61 руб. (12 130 руб. х 1,15 x 24 мес. / 730 дн.).

Читайте так же:
Оформление права собственности на программный код

[1] «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[2] Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка». Закон действует с 01.04.2020.

[3] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[4] Очевидно, особый порядок расчета пособия, предусмотренный положениями п. 1 и 2 ст. 1 Закона № 104-ФЗ, должен применяться при небольших зарплатах, если в месяце наступления страхового случая менее 31 дня или процент оплаты больничного составляет 60 или 80 %.

[5] Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Считаем больничные по‑новому: МРОТ с учётом районных коэффициентов

Вячеслав Шинкарев

С 19 июня больничные, декретные и детские пособия надо считать по новым правилам: увеличивать МРОТ на районные коэффициенты. Расскажем, что изменилось в расчётах, и покажем примеры.

Когда действуют новые правила

Новые правила расчёта утверждены Федеральным законом от 08.06.2020 № 175-ФЗ. Они действуют для пособий, которые начинаются 19 июня 2020 или позже. Изменения касаются трёх видов пособий (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В общем случае эти выплаты считают исходя из средней зарплаты за предшествующие два года, но есть два исключения (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  1. За предыдущие два года не было официальных доходов.
  2. Среднемесячный заработок за предыдущие два года ниже МРОТ.

Новое правило касается всех работников, у которых за предыдущие два года зарплата оказалась больше, чем 24 МРОТ, но меньше, чем 24 МРОТ, с учётом районного коэффициента.

Что изменилось в расчёте больничных

Раньше специалисты ФСС придерживались мнения, что при сравнении среднего заработка с МРОТ районные коэффициенты учитывать не нужно. Они разъясняли, что районный коэффициент уже учтён в фактическом среднем заработке расчётного периода (письмо ФСС РФ от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП).

Судьи с такой позицией ФСС были не согласны. Они отмечали, что районный коэффициент нужно применять ещё на этапе сравнения фактического и минимального среднедневного заработка (определение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14, определение ВС РФ от 03.11.2017 № 304-КГ17-15715). Поэтому считать можно было и так, но при готовности отстаивать свою позицию в суде.

С 19 июня порядок расчёта пособий не изменился — шаги остались те же. Но теперь в законе официально закреплена позиция судов — при сравнении среднего заработка работника с МРОТ, нужно учитывать районный коэффициент, установленный в регионах и местностях. Это исключает парадокс, из-за которого работник с меньшим доходом за два года получал больничный в большей сумме, чем коллега с доходом выше.

Пример

В ООО «Волна» два работника отправляются на больничный с 21.01.2020 по 30.01.2020. Страховой стаж каждого больше 8 лет, то есть они получают 100 % оплату больничных. В регионе действует районный коэффициент 50 %.

Работники отличаются только доходом, который они получили за два предыдущих года (2018–2019 гг.):

  • доход первого работника — 291 113 рублей (меньше, чем 24 МРОТ);
  • доход второго работника — 291 121 рублей (больше, чем 24 МРОТ).

Посчитаем сумму оплаты десяти дней больничного, которую получит каждый из них.

Расчёт по старым правилам

398,78 < 398,79

Минимальный заработок выше

398,80 > 398,79

Фактический заработок выше

Итог: В ООО «Волна» два работника с доходом за два года, который отличается всего на 8 рублей, и одинаковым страховым стажем. При этом первому работнику с меньшим доходом больничный оплатят в сумме, которая в 1,5 раза больше, чем сумма оплаты второго работника. На месте второго работника хочется подойти к бухгалтеру и попросить не учитывать 8 рублей за прошлые два года.

Отличие связано с тем, что по старой методике ФСС применять районный коэффициент было можно только в том случае, когда средний заработок, рассчитанный из МРОТ, оказывался выше фактического. То есть пособие рассчитывается исходя из минимального среднедневного заработка. Если фактический заработок превысил минимальный — районный коэффициент не применялся. Такая методологическая проблема действовала с 1 января 2011 по 19 июня 2020 (до вступления в силу Федерального закона от 08.06.2020 № 175-ФЗ).

Расчёт по новым правилам — с 19 июня 2020 года

С вступлением в силу новых правил районный коэффициент нужно будет применять ещё на этапе сравнения фактического среднедневного заработка с минимальным, что исключит проблему.

Читайте так же:
Налог на доход в россии с видом на жительство кипра

Посмотрим, как будет выглядеть расчёт в июле 2020 года. Июль взят умышленно, так как там 31 календарный день. Чтобы исключить влияние Федерального закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ на результаты расчета.

398,78 < 598,19

Минимальный заработок выше

398,80 < 598,19

Минимальный заработок выше

Итог: В этом случае справедливость восторжествовала — оба сотрудника получили одинаковый размер пособия. Отметим, что Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ для больничных в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года частично компенсировал проблему, которая была вызвана правилами ФСС. Но окончательно вопрос урегулировал только Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ.

Как изменятся пособия для работников на условиях неполного рабочего времени

По новым правилам будут рассчитывать пособия и тем, кто работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Для сравнения фактического и минимального заработка тоже нужно учитывать районный коэффициент. Порядок практически аналогичен.

Единственное отличие — средний заработок таких сотрудников нужно определять пропорционально продолжительности их рабочего времени. Например, если работник трудится на полставки, добавляем коэффициент 0,5.

Минимальная сумма среднедневного заработка будет рассчитываться по формуле:

24 месяца × МРОТ × Районный коэффициент × Коэффициент занятости / 730 дней

Больничный за полный месяц не может быть меньше МРОТ с учётом районного коэффициента и коэффициента занятости. Это правило касается больничных, приходящихся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком не может быть ниже 6 752 рублей с увеличением на районный коэффициент (Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Добрый день, Елена! Это хороший вопрос.
104-ФЗ от 01.04.2020 в расчет больничных добавил еще один этап.
После того, как мы посчитали сумму больничного, надо убедиться, что полученная сумма в пересчете на полный месяц не окажется меньше, чем МРОТ*районный*коэффициент_занятости.
Давайте рассмотрим два примера. Один "до 19 июня", другой "после 19 июня".

Пример 1 (до 19 июня):
Больничный с 1 июня по 10 июня. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного с 21.01.2020 по 30.01.2020. На выходе получим для первого работника 5981,85, а для второго работника 3988.
Теперь применяем 104-ФЗ.
За весь июнь мы должны платить больничный в размере не меньше чем 12130 * 1.5 * 1 = 18195 (где 1.5 — районный, 1 — означает работу на полную ставку). Отсюда вытекает, что за 10 дней июня мы должны платить не меньше, чем (12130*1.5*1)*10/30 = 6065.
Получается, что у первого работника, что у второго работника сумма больничного, приходящегося на июнь, оказалась меньше этой суммы. Поэтому сумму больничного "дотягиваем" до 6065. Оба этих работника получат больничный в размере 6065.

Пример 2 (после 19 июня):
Больничный с 21 июня по 30 июня. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного в июле. На выходе получим для обоих работников 5981,90.
Теперь, аналогично первому примеру применяем 104-ФЗ.
За 10 дней июня мы должны платить не меньше чем (12130*1.5*1)*10/30 = 6065.
Получается, что у первого работника, что у второго работника, сумма больничного, приходящегося на июнь, оказалась меньше этой суммы. Поэтому сумму больничного "дотягиваем" до 6065. Оба этих работника получат больничный в размере 6065.

Поэтому в статье упоминается что 104-ФЗ частично "исправляет" проблему. Для месяцев, в которых меньше 31 дня проблема исчезает полностью, для месяцев в которых 31 день разница значительно уменьшалась. Но 104-ФЗ имеет ограниченный период действия и после 31.12.2020 проблема бы вернулась.

Пример 3 (действие 104-ФЗ для мая):
Больничный с 1 мая по 10 мая. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного с 21.01.2020 по 30.01.2020. На выходе получим для первого работника 5981,85, а для второго работника 3988.
Применяем 104-ФЗ.
За весь май мы должны платить больничный в размере не меньше, чем 12130 * 1.5 * 1 = 18195. А за 10 дней мая мы должны платить не меньше, чем (12130*1.5*1)*10/31 = 5869,35.
Получается что у первого работника сумма больничного уже удовлетворяет требованиям 104-ФЗ. Поэтому только сумма второго работника надо дотянуть до 5869,35.
Таким образом первый получит 5981,85, а второй 5869,35. То есть второй работник получит все же меньше первого, но разница уже не так катастрофична.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию