Advokat-inform.ru

Юридический советник
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ставки акциза 2022: таблица

Транспортный налог и акцизы

Михаил Кобрин

Владельцы транспортных средств часто заявляют о двойном налогообложении своих авто. Кроме транспортного налога, который они ежегодно уплачивают в региональный бюджет, автовладельцы сталкиваются с двумя акцизами. Первый заложен в цену самого авто, а второй — включен в цену бензина и дизельного топлива, так как все это подакцизные товары.

Транспортный налог и акцизы

Акциз на топливо

Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Бензин — это не единственный подакцизный товар, но именно он интересует всех автовладельцев. Акциз на бензин появился еще в 1994 году. Рассчитывался он по октановому числу, чем оно выше, тем выше ставка.

С 2011 года октановое число было заменено на класс экологической безопасности. Ставки закреплены в ст. 193 НК РФ. Бензин, не соответствующий классу 5, с 1 января 2021 года облагается акцизом по ставке 13 624 рубля за 1 тонну. При этом ставка ежегодно растет, уже установлены значения на 2022 и 2023 года — 14 169 рублей за 1 тонну и 14 736 рублей за 1 тонну соответственно.

Бензин класса 5 более экологичен, поэтому ставка ниже. На 2021 год на 1 тонну бензина приходится 13 262 рубля акциза. Ставка на Евро-5 также вырастет в 2022 и 2023 года — 13 793 рублей за 1 тонну и 14 345 рублей за 1 тонну соответственно.

Ставка акциза на дизельное топливо существенно ниже. 9 188 рублей за тонну — в 2021 году, 9 556 рублей за тонну — в 2022 году, и 9 938 рублей за 1 тонну — в 2023 году.

Зная ставку акциза за 1 тонну бензина, можно посчитать размер акциза в 1 литре топлива. Действующий акциз на Евро-5 — 13 262 рубля за 1 тонну, следовательно, 13,26 рубля за 1 кг топлива.

Однако 1 кг не равен 1 литру бензина, так как плотность бензина меньше плотности воды. Для расчетов принимаем плотность бензина 750 кг/м3. Следовательно, 1 кг бензина соответствует 1,33 литрам.

Ставка акциза в литре бензина составляет 9,97 рублей. При цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %. При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также НДС и налог на добычу полезных ископаемых.

Ежегодный рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.

Акциз на автомобили

Акциз на автомобиль — это второй сбор, с которым сталкиваются автовладельцы. При этом акциз включен в стоимость как отечественного транспорта, так и иномарок, ввезенных из-за границы.

Ставка акциза зависит от мощности автомобиля, измеряемой в киловаттах или лошадиных силах. Закреплена она в ст. 193 НК РФ. Чем мощнее автомобиль, тем больше сумма акциза. Налоговый кодекс выделяет следующие группы авто по их мощности:

  • до 67,6 кВт (90 л.с.) — ставка с 2021 года 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) — ставка в 2021 году 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 53 рубля, а в 2023 — 55 рублей;
  • свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) — ставка в 2021 году 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 511 рублей, в 2023 — 531 рубль;
  • свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) — ставка в 2021 году 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 836 рублей, в 2023 — 869 рублей;
  • свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) — ставка в 2021 году 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 425 рублей, в 2023 — 1 482 рубля;
  • свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 475 рублей, в 2023 — 1 534 рубля;
  • свыше 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 464 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 523 рубля, в 2023 — 1 584 рубля.

Разберем расчет суммы акциза на примере двух автомобилей. Например, Иванов И.И. решил купить в Германии BMW X5. У автомобиля 249 лошадиных сил. Следовательно, при прохождении таможни Иванов заплатит по 804 рубля за каждую «лошадь», всего — 200 196 рублей.

Читайте так же:
Фиксированная доплата к пенсии за иждивенца

Или Иванов купит за границей TOYOTA Corolla, у которой 122 лошадиные силы. На таможне он отдаст гораздо меньше — 51 рубль за каждую «лошадку», то есть 6 222 рубля.

Транспортный налог

Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.

Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:

  • легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
  • свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
  • грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
  • от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.

Кроме того налогом облагаются мотоциклы, мотороллеры, яхты, снегоходы, гидроциклы и так далее.
Теперь вернемся к нашему примеру. Допустим Иванов владел автомобилем на протяжении 12 месяцев, следовательно, сумма налога за BMW X5 составит:

7,5 руб. * 249 л.с. * 12 мес. = 22 410 рублей в год.

А за TOYOTA сумма будет в несколько раз меньше:

3,5 руб. * 122 л.с. * 12 мес. = 5 124 рубля в год.

Важно! Транспортный налог идет в региональный бюджет. Ставки в регионах могут отличаться друг от друга. Кроме того, иногда применяется повышающий коэффициент, если машина новая и стоит больше 3 млн рублей.

Двойное налогообложение

Получается, владельцы автомобиля несут налоговую нагрузку в виде акциза в цене бензина и самой машины и ежегодно платят налог. И все эти расходы связаны с владением одним объектом — автомобилем.

В Госдуму ежегодно приходят предложения об отмене транспортного налога, так как в целом плата за пользование автомобилем уже лежит в цене бензина в виде акциза. Такое решение поможет избежать двойного налогообложения.

Кроме того, отказ от транспортного налога поможет поддержать тех автовладельцев, которые редко пользуются своим автомобилем. Ведь сейчас налог уплачивают все владельцы, даже если автомобиль фактически не используют.

Но никаких существенных изменений в части акциз и налога пока не произошло, и автовладельцы платят и акциз и сам налог. Комментарий по поводу двойного налогообложения автовладельцев даже давала ФНС в своем Письме № БС-2-21/279@ от 07.03.2017 года.

По факту объектом налогообложения акцизом признаются операции по продаже подакцизных товаров, в том числе бензина. Плательщики — производители нефтепродуктов и получатели, имеющие специальное свидетельство.

Объект налогообложения транспортным налогом — транспортное средство, в том числе автомобили, воздушные и водные суда.

С точки зрения НК РФ объекты налогообложения абсолютно разные. В одном случае это действия по реализации, а в другом — транспортные средства. Поэтому говорить о двойном налогообложении закон не позволяет.

Замена транспортного налога акцизом

Идея об отмене транспортного налога и замене его более высоким акцизом не нова. Подобную идею пытались воплотить в 2016 году, однако, акциз вырос, а налог не отменили. Есть три основные стоп-фактора для отмены налога.

Транспортный налог — региональный налог

За счет этого налога пополняется не федеральный, а региональный бюджет. Да, это не самая доходная его часть, но все же это деньги. Экономическое развитие части регионов России оставляет желать лучшего, а лишение их части доходов еще более усугубит ситуацию.

Рост цен на бензин

Просто отменить транспортный налог нельзя. Такое действие — это добровольное лишение регионального бюджета дохода, и, как следствие, сокращение финансирования части программ связанных с дорогами и транспортом. Поэтому отмененный налог нужно чем-то заменить.

Компенсация будет происходить за счет увеличения ставки акциза на топливо. Но в таком случае существенно вырастет цена на бензин. К тому же нельзя гарантировать, что такое решение положительно скажется на автовладельцах. Вероятно, нагрузка на тех, кто интенсивно использует авто в деятельности, возрастет.

Читайте так же:
Расторжение договора аренды

Рост инфляции

Топливо нужно не только для того, чтобы заправлять личный автомобиль. Бензин и другие виды топлива плотно связаны со всеми производственными цепочками. Доставка сырья, перемещение товаров, доставка работников и так далее — везде задействовано топливо.

Рост цен на бензин приведет к скачку цен практически на все конечные продукты, начиная от продуктов питания, заканчивая предметами роскоши. Эксперты оценивают повышение цен при таком развитии событий на уровне 20-30 %.

Ставки акцизов в 2021 — 2022 году (таблица)

В Госдуму РФ на 2022 год правительством внесены некоторые изменение, касающиеся размера акцизных ставок. В частности предлагается пересмотреть налогообложение алкогольной продукции. Предполагается, что ставка акциза на тихие вина вырастет с 18 до 31 рубля за литр, на винные газированные напитки (игристое шампанское) не содержащие ректификованного этилового спирта — с 36 до 40 рублей за литр, чистый этиловый спирт — до 544 рублей за литр, а на а на денатурированный спирт – 111 рублей.

Налогообложение легковых автомобилей и бензина изменится также с 2022 года. В 2022 году акцизные ставки на нефтепродукты, табачные изделия и продукцию автопрома останутся без изменений.

Таблица акцизных ставок в 2021 — 2022 году

Этиловый спирт

Виды подакцизных товаров

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно

Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый)

При реализации производителям:

спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;

спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)

При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК

При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК

При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза)

107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке

Спиртосодержащая продукция

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2022 года включительно

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)

418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2022 года включительно

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)1

523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

Читайте так же:
Бывший муж не платит алименты — что делать?

418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских)

Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно1

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива2

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента1

Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода)

Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода)

Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта)

Табак и табачная продукция

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2022 года включительно

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)1

3050 руб. за 1 кг

207 руб. за 1 шт.

Сигариллы (сигариты), биди, кретек

2938 руб. за 1000 шт.

1890 руб. за 1000 штук + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2568 руб. за 1000 шт.)

Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания

5808 руб. за 1 кг

Электронные системы доставки никотина

Жидкости для электронных систем доставки никотина

Автомобили и мотоциклы

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2022 года включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно

0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно

47 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.).

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)

454 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 147 кВт (200 л. с.) и до 220 кВт (300 л. с.) включительно

743 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 220 кВт (300 л. с.) и до 294 кВт (400 л. с.) включительно

1267 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 294 кВт (400 л. с.) и до 367 кВт (500 л. с.) включительно

1310 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 367 кВт (500 л. с.)

1354 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Нефтепродукты

Виды подакцизных товаров

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно

не соответствующий классу 5

13 100 руб. за 1 т

12 314 руб. за 1 т

8541 руб. за 1 т

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

5400 руб. за 1 т

13 912 руб. за 1 т.

Ставка определяется по формуле: 13 100 + 4865 × 0,167 – и округляется до целого значения

Читайте так же:
Оформление доли дома по наследству

Бензол, параксилол или ортоксилол (подп. 12 п. 1 ст. 181 НК)

2929 руб. за 1 т.

Ставка определяется по формуле: 2800 + 774 × 0,167 – и округляется до целого значения

2800 руб. за 1 т

9241 руб. за 1 т

Темное судовое топливо

В общем случае ставку акциза рассчитывайте по формуле:

((Цнефть × 7,3 – 182,5) × 0,3 + 29,2) × Р × Спю × Ккорр × Крег,

Цнефть – среднемесячный уровень цен нефти «Юралс» на мировых рынках, выраженный в долларах США за баррель;

Р – среднее значение за календарный месяц курса ЦБ доллара к рублю. Нужно определить как среднее арифметическое значение курсов ЦБ за каждый день отчетного месяца;

Спю – удельный коэффициент, который характеризует корзину продуктов переработки нефтяного сырья;

Ккорр – с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно равен 0,167 (п. 6 ст.193 НК);

Крег – коэффициент, который определяют в зависимости от состава производственных мощностей по переработке нефтяного сырья с учетом региональных коэффициентов.

Особенности расчета налоговой ставки установлены в пункте 8 статьи 193 НК. При расчете ставки определяйте виды произведенных и реализованных продуктов переработки нефтяного сырья по правилам, установленным постановлением Правительства от 29.12.2018 № 1729

Счетная палата предупредила о росте табачного контрафакта из-за акциза

Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Ускоренное повышение акциза в 2021 году сразу на 20% на табачные изделия может привести к росту объема контрафактной продукции, ввозимой в основном из стран ЕАЭС, где такая ставка на табачные изделия ниже, следует из заключения Счетной палаты на проект закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил представитель ведомства.

Надзорное ведомство полагает, что в целом потенциал роста ставки акциза на табачные изделия близок к исчерпанию — с 2016 года соответствующие налоги растут быстрее, чем поступления от акциза. Существенное увеличение ставки может не привести к прогнозируемому приросту поступлений, резюмирует Счетная палата.

Форсированная индексация акциза на табачные изделия на будущий год была утверждена правительством в сентябре 2020 года. Эту меру Минфин объяснял компенсацией расходов бюджета на противодействие пандемии коронавируса. В последующие 2022 и 2023 годы акцизы должны увеличиваться лишь на 4% ежегодно.

Фото:Наталья Селиверстова / РИА Новости

Действующая сейчас ставка акциза на сигареты равняется 1996 руб. за 1 тыс. штук, на электронные сигареты и вейпы — 50 руб. за штуку. В прошлом году предполагалось, что в 2021-м ставки вырастут соответственно до 2045 руб. и 52 руб. Но для того, чтобы эффективно бороться с пандемией, Минфин этой осенью предложил увеличить ставку в 2021 году уже до 2359 руб. и 60 руб.

Внеплановое повышение ставки, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, позволит привлечь дополнительные 70 млрд руб. По итогам этого года Минфин планирует собрать около 600 млрд руб. табачных акцизов.

Фото:Петр Ковалев / ТАСС

Повышение налога увеличит стоимость пачки на 20 руб., средневзвешенная цена пачки составит 140 руб., подсчитали ранее представители крупнейших табачных компаний. Подорожание табачной продукции будет стимулировать рост нелегального рынка сигарет, на нем цена продукции кратно меньше в сравнении с легальным, указывали производители. Еще больше потребителей будут выбирать нелегальные сигареты по 70 руб., указывал Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти российского офиса Japan Tobacco International (производит сигареты Winston, Mevius, Camel, Glamour).

Табачный контрафакт в России поставляется прежде всего из стран Евразийского экономического союза, в который помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, где ставки значительно ниже. На эти страны приходятся 55,4% нелегального рынка, сообщала ранее исследовательская компания Nielsen. На табачные изделия белорусского производства приходятся 36% всех сигарет, нелегально продающихся в России, доля Армении — почти 9%, Казахстана — 8%, говорится в материалах Nielsen.

Правительство намерено поддержать нефтегазохимическую отрасль

15 октября 2020 г. президент России Владимир Путин подписал новый закон об определении обратного акциза на сжиженные углеводородные газы (СУГ).

Согласно новому закону, для получения обратного акциза с 1 января 2022 г. компании должны ввести новые мощности по переработке сжиженных углеводородов проектной мощностью не менее 300 тыс. тонн в год или обновить существующие производства. Также преференцию получат те производители, которые запустят проекты по переработке этана мощностью не менее 600 тыс. тонн в год.

Читайте так же:
Оформление договора дарения квартиры

При этом до 2022 г. компаниям потребуется заключить соглашение с Минэнерго по модернизации мощностей, на которые будет необходимо потратить не менее 65 млрд руб. в период 2021–2027 гг. Для решивших направить на инвестиции более 110 млрд руб. предусмотрена ежегодная индексация ставки акциза на СУГ с 1 января 2024 г.

Этим законом правительство намерено мотивировать развитие нефтегазохимического комплекса России. По предварительным расчётам, меры стимулирования, указанные в законе, позволят привлечь около 3 трлн руб. инвестиций в отрасль. На выходе производители смогут увеличить общую стоимость конечной продукции на 100–150%.

Сама идея, описанная в законе, верная. Последние пять лет на долю экспорта СУГ приходится 45–50%, остальная часть (50–55%) остаётся на внутреннем рынке. Цель законотворцев — увеличить долю сжиженных углеводородных газов, направляемых на переработку внутри страны. Таким образом, производители смогут направлять на экспорт уже не СУГ, а продукты с высокой добавленной стоимостью, полученные в ходе переработки СУГ. Это было бы выгодно и производителям сырья, и компаниям по переработке этого сырья, которые смогли бы увеличить свою прибыль, и государству, которое получало бы более высокие доходы от налогов.

Для примера, сейчас уже идёт строительство Амурского газохимического комплекса «СИБУРа» и Газохимического комбината в Усть-Луге «Газпрома», стоимость которых составляет около 20 млрд долл. При этом совокупная выручка может составить около 8–10 млрд долл. в год.

Закон был принят, а участники рынка остаются в недоумении. Дело в том, что преференции по новому закону коснутся в основном новых производителей, а «старички», потратившие сотни миллиардов рублей на предыдущие модернизации, могут оказаться не у дел. Паритет производителей на рынке содрогнётся, так как условия будут отличаться.

К «старичкам» можно отнести «Казаньоргсинтез» (KZOS), «Нижнекамскнефтехим» (NKNC) и «Газпром нефтехим Салават», а к новичкам — уже упомянутые Амурский ГХК и ГХК в Усть-Луге, а также Иркутский завод полимеров.

Такая ситуация может спровоцировать демпинг со стороны компаний, лишённых преференций, что в свою очередь приведёт к снижению финансовых показателей. Также есть риск закрытия части крупнейших предприятий страны.

Однако это слишком пессимистичный прогноз, так как задача правительства — увеличить объём производства нефтехимической продукции в 2,6 раза к 2030 г., а при таком прогнозе сделать это не получится. Таким образом, скорее всего, закон будет редактироваться и дополняться, чтобы исключить банкротство уже существующих предприятий.

Если говорить о компаниях, акции которых торгуются на российском фондовом рынке, то выгодоприобретателем может стать «Газпром» (GAZP), который совместно с «РусГазДобычей» строит Газохимический комбинат в Усть-Луге. При этом «жертвой» закона может оказаться «Казаньоргсинтез» (KZOS), который не попадает под условия получения обратного акциза.

Что касается влияния на котировки, то вряд ли мы увидим значимые движения. Но волатильность может повыситься при появлении новостей о запуске заводов или изменений в операционных результатах компаний.

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию