Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регистрация образовательных учреждений

Регистрация образовательных учреждений

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом).

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

(часть 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 33. Порядок создания образовательных учреждений и регламентация образовательной деятельности

1. Образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок создания федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений — органом местного самоуправления.

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

3. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

4. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием.

5. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.

6. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.

ГАРАНТ:

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796,

Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. N 442

Об уполномоченных органах исполнительной власти, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 января 2005 г. N 01-16/05-01

8. Экспертная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению учредителя образовательного учреждения или научной организации, и ее работа проводится в месячный срок. В экспертную комиссию входят представители органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение, представители образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ.

ГАРАНТ:

См. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 г.

Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

10. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.

11. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем.

12. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению или научной организации, указываются:

1) наименование и место нахождения образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

2) наименование и место нахождения филиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

Читайте так же:
Внесены ли поправки в ст. 228 ук рф?

3) контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для образовательного учреждения или научной организации и каждого филиала, срок действия лицензии.

ГАРАНТ:

См. Перечень документов, представляемых высшими учебными заведениями, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, их филиалами, государственными образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования федерального подчинения и их филиалами для изменения предельной численности контингента обучающихся, установленной лицензиями на право осуществление образовательной деятельности, утвержденный приказом Минобразования РФ от 22 июля 2003 г. N 3116

13. Отрицательное заключение по результатам экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии образовательному учреждению или научной организации могут быть оспорены учредителем в суде.

14. Контроль за соблюдением образовательным учреждением или научной организацией предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования обеспечиваются выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. В случае, если было допущено нарушение этих условий и (или) законодательства Российской Федерации в области образования, указанный орган исполнительной власти направляет в образовательное учреждение или научную организацию обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения.

В случае неисполнения указанного предписания выдавшие лицензию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения.

Если в установленный срок указанное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит аннулированию. Решение об аннулировании лицензии принимается выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть оспорено в суде.

ГАРАНТ:

См. Программу проверки соблюдения лицензионных требований и условий в учреждениях высшего профессионального образования, утвержденную Минобразования РФ 23 ноября 2001 г.

15. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ пункт 16 статьи 33 изложен в новой редакции

16. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в пункт 17 статьи 33 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

17. Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей), подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное дошкольному образовательному учреждению или образовательному учреждению дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное научной организации, подтверждает уровень реализуемых этой организацией образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в пункт 18 статьи 33 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

18. Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению образовательного учреждения или научной организации, согласованному с учредителем (учредителями).

Государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида.

Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения или образовательного учреждения дополнительного образования детей включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.

Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Государственная аккредитация научной организации включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников такой научной организации федеральным государственным требованиям.

Экспертиза проводится комиссией по государственной аккредитации, которая создается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. В состав этой комиссии включаются эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Государственная аккредитация образовательных учреждений или научных организаций проводится с привлечением представителей органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений, а образовательных учреждений профессионального образования также с привлечением представителей обучающихся и объединений работодателей.

Первая государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации может проводиться не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся.

Государственная аккредитация образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования — начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Государственная аккредитация ранее аккредитованных образовательного учреждения или научной организации по новым для них образовательным программам проводится на основании экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников такого образовательного учреждения или такой научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям для указанных образовательных программ.

Имеющие государственную аккредитацию образовательное учреждение, научная организация не реже чем один раз в пять лет проходят государственную аккредитацию.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, на основании заключения комиссии по государственной аккредитации вправе отказать образовательному учреждению или научной организации в государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.

Затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются образовательным учреждением или научной организацией.

Внесение сведений в ФИС ФРДО

В соответствии с частью 9 статьи 98 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №273-ФЗ) для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Читайте так же:
Пересечение российской границы

Согласно части 10 статьи 98 ФЗ №273-ФЗ перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения ФИС ФРДО (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №729, устанавливают, что внесению в информационную систему подлежат сведения о выданных в установленном порядке документах государственного образца об образовании, выданных с 10 июля 1992 года по 31 августа 2013 года включительно, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных после 31 августа 2013 года, и дубликатах указанных документов, в том числе о документах об образовании, по которым подтвержден факт утраты либо факт обмена и уничтожения (далее соответственно — документы об образовании, сведения), и сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 4 Правил представление оператору информационной системы сведений осуществляется выдавшими документы об образовании федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также органами и организациями, в ведение которых переданы архивы организаций, выдавших документы об образовании.

Согласно пункту 5 Правил сведения о документах об образовании, выдаваемых с 1 сентября 2013 года, подлежат внесению в информационную систему в течение 60 дней с даты выдачи указанных документов.

Таким образом, организации, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, обязаны вносить сведения о выданных документах дополнительного профессионального образования.

За невнесение или несвоевременное внесение данных для образовательной организации предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Какими актами урегулирован порядок подключения к ФИС ФРДО?

О наличии федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее — ФИС ФРДО), свидетельствуют положения частей 9, 10 статьи 98 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Перечень сведений, вносимых в ФИС ФРДО, порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 2 Правил формирования и ведения ФИС ФРДО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №729 (далее – Правила), на Рособрнадзор возложена обязанность формирования и ведения информационной системы, технического обеспечения функционирования информационной системы, а также обеспечения конфиденциальности и безопасности содержащихся в ней персональных данных.

Однако в целях исполнения указанной обязанности Рособрнадзором не приняты нормативно-правовые акты, определяющие порядок подключения к ФИС ФРДО, внесения сведений. Есть лишь Письма Рособрнадзора от 19.03.2019 №13-104 «О своевременном заполнении ФИС ФРДО», от 26.01.2018 №04-20 в адрес Центра защиты информации и специальной связи ФСБ России, которыми определено, что:

  • В настоящий момент в ФИС ФРДО ведется работа по сбору данных о высшем профессиональном образовании, среднем профессиональном образовании и среднем общем образовании, а также разработан отдельный модуль ФИС ФРДО для внесения сведений о документах дополнительного профессионального образования и о документах о профессиональном обучении;
  • С 1 января 2019 г. введен в эксплуатацию указанный модуль, куда образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения должны вносить сведения о выданных документах.
  • Органом ответственным за организацию внесения сведений в ФИС ФРДО являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.
  • Органом, осуществляющим контроль по внесению образовательными организациями данных, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
  • В свою очередь Рособрнадзор ежемесячно будет проводить мониторинг своевременности заполнения образовательными организациями ФИС ФРДО. В случае незаполнения будут приняты соответствующие меры.
  • Информация о подключении к ФИС ФРДО и о проведении работ по внесению сведений о документах дополнительного профессионального образования, документах о профессиональном обучении опубликована на официальном сайте Рособрнадзора.
  • Сопровождение ФИС ФРДО ведется подведомственными Рособрнадзору учреждениями: ФГБУ «Институт оценки качества образования», ФГБУ «Федеральный центр тестирования».
  • Для передачи информации в ФИС ФРДО используются средства криптографической защиты информации по технологии VIPNET.
  • В целях сокращения финансовых издержек Рособрнадзором предложена схема по предоставлению сведений в ФИС ФРДО на базе органов управления образованием на территории муниципального образования субъекта РФ, посредством предоставления образовательным организациям возможности использования рабочего места, подключенного к ФИС ФРДО.

На официальном сайте Рособрнадзора в рубрике «Часто задаваемые вопросы» дается ссылка на порядок подключения к ФИС ФРДО.

Необходимо отметить, что обязанность внесения сведений о документах об образовании в ФИС ФРДО установлена федеральным законом, постановлением правительства РФ. Однако порядок формирования и ведения информационной системы, ее технического обеспечения, определение которого возложено на Рособрнадзор, не урегулирован правовыми актами органа.

Письма Рособрнадзора, направленные на урегулированные порядка подключения, внесения сведений в ФИС ФРДО, содержат лишь общие формулировки. Например, возможность использования на базе органов управления образованием на территории муниципального образования субъекта РФ рабочего места, подключенного к ФИС ФРДО, не уточнена в части перечня образовательных организаций, имеющих данное право.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм, а с 30.09.2019 также и в виде распоряжений, не допускается. В связи с этим строго формально письма Рособрнадзора не рассматриваются как нормативный акт.

Как подключиться к ФИС ФРДО для подачи сведений?

Шаг 1. Получить электронно-цифровую подпись.

Получить ее можно в удостоверяющем центре, который прошел тестирование и имеет право выдавать ЭЦП для работы в федеральных и государственных информационных системах Рособрнадзора.

Шаг 2. Пройти аттестацию рабочего места (АРМ) для ФИС ФРДО.

С 9 января 2020 года функции по сопровождению и развитию защищенной сети 3608, по которой идет подключение к ФИС ФРДО, были переданы ЦИТИС — Центру информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС).

Чтобы ЦИТИС согласовал подключение к сети 3608, вам нужно предоставить пакет документов:

1. Заявление на имя директора ФГАНУ ЦИТиС.

2. Копия приказа о назначении руководителя.

3. Копия документа, подтверждающего выполнение в информационной системе, подключаемой к сети 3608, требований законодательства РФ о защите информации.

4. Копия лицензии на право пользования ViPNet Сlient для сети 3608.

Читайте так же:
Изменение фамилии ребенка

5. Копия лицензии на образовательную деятельность.

Для получения копии документа, подтверждающего выполнение требований о защите информации, и копии лицензии на право пользования программным комплексом ViPNet Сlient необходимо пройти процедуру подготовки защищенного рабочего места с последующей аттестацией. Подготовка и аттестация автоматизированного рабочего места для ФИС ФРДО осуществляется на коммерческой основе организациями, имеющими лицензию ФСТЭК России на техническую защиту конфиденциальной информации с пунктами «а», «б», «г» в лицензии.

Шаг 3. Отправка документов.

Указанные документы необходимо направить на электронную почту — 3608vipnet@citis.ru. В теме письма укажите «Согласование подключения краткое наименование органа или организации» (дальнейшую переписку нужно вести в рамках первого письма с сохранением истории).

Шаг 4. Получить ответ.

После рассмотрения документов (до 5 рабочих дней) придет электронное письмо о предварительном согласовании.

Шаг 5. Отправка почтой.

После получения предварительного согласования, подписанное заявление и заверенные копии документов вместе с сопроводительным письмом необходимо выслать на адрес 123557, Москва, Пресненский Вал, 19, стр. 1 с пометкой «Подключение к ViPNet-сети 3608».

Шаг 6. Получение дистрибутива.

После проверки оригиналов документов вам будет выслан дистрибутив ключей абонентского пункта сети 3608 (срок изготовления дистрибутива – до 5 рабочих дней) и акт приема-передачи парольной и справочно-ключевой информации для узлов защищенной сети 3608, который необходимо подписать и выслать на адрес: 123557, Москва, Пресненский Вал, 19, стр. 1 с пометкой «акт приема-передачи ViPNet-сеть 3608».

Шаг 7. Регистрация образовательной организации в ФИС ФРДО.

После приобретения КЭП, аттестованного рабочего места с установленным ПО для защиты информации и дистрибутива ключей от ЦИТИС, можно переходить на сайт и регистрироваться в реестре.

Особенности нормативно-правового регулирования создания и деятельности частных образовательных учреждений

Особенности создания и деятельности частных образовательных учреждений (далее — ЧОУ) определяются положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в частности, положениями статей 123.21 и 123.23, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

В соответствии с п. 2 ст. 123.21 ГК РФ частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (соучредительство нескольких лиц не допускается). Учредитель после принятия решения о создании частного учреждения приобретает статус его собственника и осуществляет (может осуществлять) функции по управлению учреждением. С учетом ч. 2 ст. 25 Закона об образовании сведения об учредителе частного образовательного учреждения подлежат указанию в уставе.

Исходя из положений п. 5 ст. 23 Закона об образовании наименование образовательного учреждения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип. Типы образовательных организаций установлены статьей 23 Закона об образовании. Каждому типу образовательной организации соответствует строго определенный набор образовательных программ, которые перечислены в частях 2 и 3 статьи 23 Закона об образовании.

Так, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Для реализации дополнительных образовательных программ, создаются следующие типы образовательных организаций:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Образовательные программы, предусмотренные частью 4 статьи 23 Закона об образовании, реализуются частными образовательными учреждениями при необходимости в дополнение к основным программам также с учетом своего типа.

Так, для дошкольных образовательных организаций таковыми могут являться — дополнительные общеразвивающие программы; для общеобразовательных организаций — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения; для профессиональных образовательных организаций — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; для образовательных организаций высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы; для организаций дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения; для организаций дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Указание в наименовании двух типов образовательной организации не допустимо.

По желанию учреждения в его наименовании могут быть указаны особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская , технологическая деятельность и другие).

Исходя из совокупности ст. 52 ГК РФ, ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, положений Закона об образовании устав частного образовательного учреждения должен содержать следующие сведения:

  • о наименовании;
  • об организационно-правовой форме;
  • о его месте его нахождения;
  • об учредителе;
  • о предмете и целях деятельности;
  • о типе образовательной организации;
  • о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • о порядке управления деятельностью, структуре и компетенции органов управления частного образовательного учреждения, порядке их формирования и сроках полномочий, порядке принятия ими решений и выступления от имени ЧОУ;
  • о филиалах и представительствах;
  • об источниках формирования имущества;
  • о порядке внесения изменений в учредительные документы;
  • о порядке использования имущества в случае ликвидации;
  • о порядке принятия локальных нормативных актов;
  • о порядке участия педагогических работников, обучающихся и родителей в управлении ЧОУ;
  • о правах и обязанности руководителя ЧОУ, его компетенции в области управления учреждением;
  • о порядке утверждения положения о структурном подразделении.

При этом в уставе исчерпывающе должны быть определены цель и предмет деятельности (виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться указанная цель), в том числе виды приносящей доход деятельности (если возможность осуществления данного рода деятельности предусмотрена уставом).

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

В учреждениях права по управлению и контролю за деятельностью учреждения неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное его собственником за учреждением на праве оперативного управления. ГК РФ выделена исключительная компетенция собственника, которая не может быть передана другим лицам. Так, в соответствии со ст. 123.21 и 123.23 ГК РФ учредитель учреждения назначает его руководителя, по его решению могут быть созданы коллегиальные органы, ему подотчетные, компетенция которых, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения, а также принимает решение о преобразовании учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Высший орган управления учреждения может быть как единоличным в лице собственника или иного лица, так и коллегиальным. Состав высшего коллегиального органа управления учреждения может формироваться из числа собственника и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом учреждения.

Читайте так же:
Оформление наследства у нотариуса

Компетенция высшего органа управления по общему правилу для некоммерческих организаций предусмотрена п. 2 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях и включает решение следующих вопросов:

1) изменение устава некоммерческой организации;

2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

4) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

5) утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

6) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

7) участие в других организациях;

8) реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Если высшим органном управления учреждения не является его собственник, компетенция собственника учреждения и компетенция высшего органа управления должны быть разделены с учетом вышеизложенного.

При определении порядка управления частного образовательного учреждения необходимо также руководствоваться статьями 26 и 51 Закона об образовании.

Так, Закон об образовании устанавливает обязательное наличие единоличного исполнительного органа образовательной организации, которым является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, заведующий, начальник или иной руководитель), осуществляющий текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Требования, предъявляемые к руководителю образовательной организации, определены пунктом 2 статьи 51 Закона об образовании. К таким обязательным квалификационным требованиям относится наличие высшего образования и соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Следует учитывать, что приказами Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н и от 11.01.2011 № 1н утверждены единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» соответственно. Исходя из данных квалификационных требований в организациях осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего или дополнительного профессионального образования, руководителем может быть лицо в должности ректора или директора, тогда как в образовательных организациях, реализующих иные программы образования (обучения), в должности руководителя может быть директор, заведующий или начальник такой организации.

Также статьей 26 Закона об образовании определено, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет).

Названная статья Закона об образовании предусматривает право образовательных организаций на формирование попечительского совета, управляющего совета, наблюдательного совета и других коллегиальных органов управления. Таким образом, отсутствие данных органов в уставе образовательной организации не будет являться нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в ЧОУ:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Локальные нормативные акты, принимаемые образовательной организацией, регламентируют правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Таким образом, указание вышеперечисленных сведений в уставах образовательных организациях не является обязательным требованием.

Относительно определения в уставе порядка использования имущества в случае ликвидации ЧОУ следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 102 Закона об образовании при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.

Начальник отдела
по делам некоммерческих организаций
Винокурова Л.Г.

Регистрация образовательных организаций

Регистрация образовательных организаций

Регистрация образовательных организаций в России проходит в два этапа:

1 – регистрация образовательной организации как юридического лица.

2 – получение лицензии на образовательную деятельность.

Образовательная организация должна быть зарегистрирована в форме Учреждения (государственного, муниципального или частного ) или Автономной некоммерческой организации – это одно из условий для получения лицензии на образовательную деятельность. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Типы организаций устанавливаются в зависимости от реализуемых ими образовательных программ, например, общеобразовательные, организации дополнительного образования или профессиональные образовательные организации.

Учреждения и Автономные некоммерческие организации – это формы некоммерческих организаций, а значит, все полученные средства они должны использовать на цели, определенные их уставом, то есть на образование.

Лицензия на образовательную деятельность позволяет образовательным организациям выдавать дипломы государственного образца.

Могут ли заниматься образованием предприятия других организационно-правовых форм? Репетиторством и различными тренингами могут заниматься и ИП , и даже самозанятые граждане, но при этом они не имеют право выдавать дипломы государственного образца.

При регистрации образовательных организаций можно выбрать любую систему налогообложения: общую (ОСНО) или упрощенную (УСН). В зависимости от объекта налогообложения применяется УСН 6 % для доходов и УСН 15 % для доходов, уменьшенных на величину расходов.

При выборе ОКВЭД для создания образовательных организаций надо учитывать, что в реестр юридических лиц вносятся коды, состоящие не менее чем из 4-х цифр, поэтому указывается код, например, 85.13. или 85.41. Для регистрации выбирают следующие виды деятельности:

Этот раздел включает:

— образование как для школьников, так и для подготовки для разных профессий

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам

Этот раздел включает:

— государственные, муниципальные, негосударственные (частные) образовательные организации всех видов

Система является многоуровневой: образование как для взрослых, так и для тех, кто осваивает азы грамотности. Может быть использована в образовательных организациях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, в образовательных организациях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний

Для каждого уровня предусмотрены свои наборы программ

Читайте так же:
Диспансерное обследование для беременных

Отдельно включены занятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В Российской Федерации образование может быть получено:

— в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

— вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации

Каждый уровень образования включает деятельность специальных (коррекционных) образовательных организаций (классов, групп), обеспечивающих лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

В данной группировке классифицируется образование взрослых, по содержанию соответствующее определенным уровням общего образования

Этот раздел также включает:

— прочие виды образования и обучения, например обучение в школах водителей транспортных средств;

— обучение, в основном связанное со спортивной и оздоровительной деятельностью, такой как теннис или гольф, а также образовательной деятельностью, получаемое в общеобразовательных организациях (школе, школе-интернате, гимназии и др.), являющееся базой для среднего профессионального и высшего образования;

— среднее общее образование, получаемое одновременно (средние музыкальные, хореографические, художественные школы, школы искусств и т.п.)

Эта группировка включает:

— вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

Эта группировка включает:

— деятельность сети дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.)

Эта группировка не включает:

— деятельность по уходу за детьми в дневное время, см. 88.91

Образование начальное общее

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)

Эта группировка не включает:

— уход за детьми в дневное время, см. 88.91

Образование основное общее

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)

Образование среднее общее

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности

Эта группировка не включает:

Образование профессиональное среднее

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации

Образование высшее — бакалавриат

Образование высшее — специалитет

Образование высшее — магистратура

Подготовка кадров высшей квалификации

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования

Образование дополнительное детей и взрослых

Образование в области спорта и отдыха

Эта группировка включает:

— занятие спортом, групповые или индивидуальные, включая занятия в спортивных лагерях и школах

Обучение может быть предоставлено в различных помещениях, таких как учебные помещения клиента или компании, образовательные организации или другие. Обучение организуется официально

Эта группировка включает:

— спортивное обучение (баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т.д.);

— обучение в спортивных лагерях;

— обучение в школах верховой езды;

— услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров;

— обучение боевым искусствам;

Эта группировка не включает:

— занятия спортом в общеобразовательных школах, колледжах и университетах;

— образование в области культуры

Образование в области культуры

Эта группировка включает:

— предоставление обучения в сфере искусств, драмы и музыки

Организации, предоставляющие такое обучение, могут иметь название школы, студии, классы и т.д. Они предоставляют пособия по обучению, главным образом в качестве хобби, для отдыха и в целях саморазвития и по окончании такого обучения не выдается профессиональный диплом, не присуждается степень бакалавра или иная образовательная степень

Эта группировка включает:

— занятия с учителем по фортепьяно и другим музыкальным инструментам;

— танцевальные занятия и студии;

— театральные кружки, школы (за исключением академических);

— школы изобразительных искусств (за исключением академических);

— школы разного вида искусств (за исключением академических);

— школы по подготовке фотографов (за исключением платных)

Эта группировка не включает:

— занятия иностранными языками

Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

Эта группировка включает:

— образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

Эта группировка также включает:

— дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

Эта группировка также включает:

— лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Эта группировка не включает:

— обучение религии, см. 94.91

(в ред. Изменения 1/2015 ОКВЭД2, утв. Приказом Росстандарта от 26.05.2015 N 423-ст)

Образование профессиональное дополнительное

Деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств

Эта группировка включает:

— деятельность по обучению для получения лицензий (удостоверений) на вождение легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей и мотоциклов

Эта группировка не включает:

— деятельность школ, предназначенных для профессионального обучения водителей

Деятельность школ обучения вождению воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий

Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию