Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок стесняется отвечать на уроке

Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?

Ирина Подорожняя
Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?

В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке, практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят, либо просто молчат, или тихо бормочут себе под нос, иногда плачут.

В такой ситуации необходима помощь не только ребенку, но и педагогу, так как нужно оценивать ученика.

Что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? Начинать нужно с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках.

Причины могут быть следующими:

1. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, каким тоном он говорит, какой взгляд, поза – все это сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, завышает требования к ребенку, то не стоит удивляться, что дети испытывают страх перед ответами на уроках.

2. Высокие требования к ребенку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

3. Низкий статус ребенка в классном коллективе, когда сверстники унижают его и любое действие вызывает насмешки, издевки, обзывания, иногда физическую агрессию.

4. Неуверенность в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребенка. Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не способны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.

5.Проблемы с развитием устной речи: неправильное звукопроизношение, заикание – такие нарушения приводят к тому, что ребенок комплексует, замыкается, становится неуверенным и молчаливым.

6. Незнание, непонимание учебного материала.

Чтобы устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом,можно:

— разрешить ребенку отвечать не устно, а письменно, выполнять какое-либо задание в тетради;

— предложить отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем, например, стихотворение рассказать во время перемены или после уроков;

— при недостаточном понимании учебного материала, разрешать пользоваться вспомогательными схемами-опорами, планом, таблицей, рисунками, предварительно научив ребенка этим пользоваться;

— использовать прием: ответы «на ушко», если у учителя с учеником доверительные отношения.

Не пытайтесь заставить такого ученика отвечать громко и полным ответом,а двигайтесь к этому постепенно: пусть сначала он просто повторяет за другими, дает односложные ответы или даже невербальный ответ с помощью поднятой руки,например: кто думает так же, поднимите руку.

Необходимо оказывать ребенкуэмоциональную поддержку: не заострять внимание на неудачах чаще поощрять за смелость, хвалить добрым словом, искренней улыбкой, аплодисментами.

Привлекать других детей к оказанию помощи такому ребенку, можно поручить одному из лучших учеников проверить у него задание, организовать работу в группах, парах.

При завышенных требованиях к ребенку нужно работать с его родителями, объясняя и показывая примеры последствия такого поведения, обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности.

Если у ребенка заниженная самооценка и он является «изгоем» в классе, необходима помощь психолога и социального педагога. В тяжелых случаях нужно обратиться к детскому неврологу.

Зная причины и учитывая индивидуальные особенности ребенка, можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей «молчунов».

Использование электронных пособий на уроке сольфеджио «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО» Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных.

Как отвечать на 1000 и 1 вопрос маленького непоседы В 3-4 года или ближе к 5 годам у детей наступает волшебный период «почемучек». Взрослым, которые находятся в поле зрения такого ребенка,.

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.

Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх — при слове Дед.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы? В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные.

Читайте так же:
Выплаты по больничному листу

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» Консультация для родителей Детские вопросы и как на них отвечать Паршина И. Е., воспитатель МБДОУ детского сада №62 «Золотой улей» О.

НОД «За что я умею отвечать?» Задачи: развивать у детей чувство ответственности за начатое дело, данное слово. живое существо, формировать навыки выполнения определённых.

Ребенок не идет на контакт с другими детьми. Чем вы можете помочь ребенку? Первый опыт коммуникации ребенок получает в кругу семьи. Общение играет значимую роль и во многом предопределяет, как ребенок в будущем.

Родительское собрание в форме игры КВН «Как отвечать на детские вопросы» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о том, как отвечать на детские вопросы, также проверим.

Почему дети стесняются отвечать на занятии и что с этим делать учителю


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Проверка знаний — один из обязательных элементов урока, и рано или поздно каждый ребенок оказывается у школьной доски. Но некоторым это дается нелегко — дети боятся выступать перед всем классом и отвечать на вопросы учителя. И даже «пятерка» не влияет на состояние ребенка. Психотерапевт Марина Леонтьева рассказывает, почему ученики боятся отвечать на уроках и что с этим может сделать педагог.

Ребёнок боится не оправдать родительские ожидания

Дома ребенка могут считать самым умным, красивым и смелым — всем нравится, как он читает, рисует и лепит из песка. Конечно, такое чудо не заслуживает «тройку» за ответ у доски. Необходимость соответствовать ожиданиям не дает ему чувствовать себя свободно, заставляет контролировать каждый шаг.

Если при этом учитель тоже требует от ребенка слишком многого или ведет себя с ним грубо — например, шутит перед всем классом над его ошибками — то школьник будет сомневаться в себе все в больше. В итоге он может отказаться выходить к доске, несмотря на то, что получит за отказ «двойку».

Что делать учителю

Чтобы понять, почему ребенок не хочет выходить к доске, следует поговорить с ним о его страхах. Конечно, это нужно делать один на один — вопросы при одноклассниках могут только сильнее оттолкнуть. Постарайтесь найти аргументы, которые уменьшат страхи. Если ребенок боится огорчить родителей, успокойте его тем, что оценку всегда можно пересдать.

Показывайте, что ошибаются все, даже учителя. Пусть ребята задают вам вопросы о своих любимых песнях, комиксах или видах спорта — так они увидят, что педагог тоже многого не знает, но относится к этому спокойно.

Если вы понимаете, что школьнику не хватает родительской поддержки, то стоит поговорить об этом с родителями. Будьте вежливы — никому не понравится, что их обвиняют в отсутствии заботы и внимания. Предложите какие-либо способы — родители, которые очень много работают и видятся с ребенком только по выходным, могут и не знать, как правильно его поддержать.

Ребёнок боится оценки одноклассников

В своем классе, особенно в спецшколах, дети часто сталкиваются с высокой конкуренцией. Даже если одноклассники поддерживают ученика, он может бояться оступиться — на кону место в рейтинге класса. А в некоторых классах обстановка бывает токсичной — дети улюлюкают, высмеивают выступающего у доски. Это приводит к тому, что ребенок стыдится публичных эмоций — а стыд парализует все его поведение.

Что делать учителю

В первую очередь, понять, какие отношения сформированы в классе, какую роль в нем занимает стеснительный ребенок. Возможно, он не адаптировался в коллективе и занимает роль изгоя. Тогда необходимо подключать психолога, который поможет ему или предложит сменить класс.

Если одноклассники настроены к школьнику дружелюбно, но в силу возраста не всегда сдерживают свои эмоции и шутки, подавайте пример и сами больше хвалите ребенка. Старайтесь быть как можно более конкретным — разбирайте ответ ученика и предлагайте другим сделать то же.

В младших классах поможет вызывать сразу нескольких учеников, особенно друзей. Они поддержат друг друга у доски, например, пусть возьмуться за руки или встанут с разных сторон, как бы защищая стесняющегося одноклассника.

В «началке» пригодится упражнение «Светофор» — с его помощью легко снизить возбуждение и создать спокойную рабочую атмосферу. Учитель закрепляет на доске карточки разных цветов: красная означает, что говорить может только учитель, желтая требует от одноклассников слушать выступление ученика, зеленая разрешает обсуждать урок во время групповой работы.

Читайте так же:
Несогласованная установка камеры видеонаблюдения

Ребёнок не подготовил ответ

Иногда дети забывают подготовить домашнее задание, забывают его дома или не могут справиться самостоятельно. Кроме того, школьник может быть не уверен в том, что правильно выучил термины, верно произносит иностранные слова и не путает части длинного стихотворения.

Что делать учителю

Если ребенок говорит, что подготовил домашнее задание, но боится озвучивать его перед всем классом, опросите его во время перемены или разрешите сдать работу в письменной форме.

Если ученик обещает, что сдаст задание в следующий раз, позвольте ему: доверие со стороны учителя придаст дополнительные силы.

Ребёнок стесняется из-за личных особенностей

Школьник может не любить публичные выступления, даже если ни разу не ошибался. Личностные свойства — например, тип темперамента или характера — определяют детское поведение, пусть и не на 100 процентов. При этом страх выступлений не обязательно связан с когнитивными способностями — ребенок будет решать письменные задания на максимальный балл, но теряться у доски.

Что делать учителю

Если вы подозреваете, что ребенок боится отвечать доски из-за личностных особенностей, предложите ему пройти психологическую диагностику. Школьный психолог проведет тесты, интерпретирует результаты и подскажет, как можно развивать способности к публичным выступлениям.

Помогают снизить тревожность и физкультминутка. Например, перед тем, как начинать опрос, проведите со всем классом дыхательную гимнастику или другие упражнения на снятие мышечных зажимов.

Превратите класс в комфортное пространство — уберите парты и постелите «пенки» или поставьте пуфики, разрешите детям взять на урок напитки и сладости, сделайте перерыв во время занятия. Ученики часто испытывают стресс из-за того, что им приходится сидеть на неудобных стульях и молчать весь урок.

SOS! Ребенок боится отвечать на уроках! Что делать?

/>

Приветствую вас, мои любимые читатели! Как часто мы своих детей упрекаем: «Где дак смелый, а как до дела доходит, так слова не вытянешь». Это мы обычно сетуем, когда все вечерние труды над учебником опять «канули в лету».

Громко рассказывающий учебный материал дома ребёнок абсолютно замыкается в школе и прячется за спинами одноклассников: «лишь бы не вызвали, лишь бы пронесло». И ведь даже в те минуты, когда в голове достаточно знаний, чтобы ответить у доски достойно.

Почему так получается, что ребёнок боится отвечать на уроках?

То ли так давит учительский авторитет, когда педагог с долей недоверчивости к произносимому угрожающе смотрит из-под очков: «Ну, давай, лепи, что у тебя там есть в твоей голове!»

ребенок-забыл-урок

То ли домашняя смелость у школьной доски вдруг прячется где-то на уровне пяток по причине боязни быть осмеянным одноклассниками за каждое неправильно сказанное слово.

То ли в силу характера настолько нет уверенности в себе, что всё выученное мигом забывается и остаётся только мычать, что вызывает сразу и гнев педагога, и насмешки ребят одновременно.

И вот приходит Ваш ученик домой и как на картине: «Опять двойка!». А ведь знал, а ведь учили, а ведь должен был… Ну что, видимо, дело не только в памяти, и на то есть прочие причины. Давайте разбираться, что делать с такими «скромняжками» и «трусишками».

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

маленький-оратор

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это стеснительность и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

Читайте так же:
Можно ли уволить сотрудника за хамство

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.

  • В первую очередь, это недостаточное знание материала. Но это, сразу отмечу, вроде как совсем даже несерьёзная причина, легко поправимая. От собственного невежества и «громкого падения» на глазах у учителя и одноклассников спасает усиленная подготовка к урокам, и весь страх отвечать у доски быстро проходит.лучше-помолчать
  • Вторым фактором, побуждающим упрямо молчать, когда тебя спрашивают, может быть речевое отклонение. Эта проблема уже посерьёзней. По приходу в школу многие дети ещё неверно произносят звуки, некоторые шепелявят, есть те, что заикаются. В сопровождении с насмешками одноклассников для устного ответа это становится настоящим препятствием.
  • Третий повод не отвечать на уроках – быть в числе изгоев. Да, натянутые взаимоотношения с одноклассниками – это один из провокаторов «знать да молчать». Каким бы «семи пядей во лбу» ребёнок не был, если его не принял класс, найдётся тысяча причин высмеять его заслуги и неудачи. Что остаётся такому аутсайдеру? Правильно, оставаться в стороне и меньше показываться на глаза.
  • Ещё один провоцирующий фактор – требовательность родителей. Да, уважаемые родители! Своим «почему не пять?!» вы намеренно заталкиваете вашего ученика в угол, откуда он не готов выходить, чтобы вновь не промахнуться и не получить «четыре». Лучше пусть будет пусто в школьном дневнике, чем ненужные маме с папой отметки.
  • Некорректное поведение педагога – это тоже причина, по которой дети не готовы отвечать устно. Как на нас действует грубый тон начальника, не дающего вставить слово? строгий-учительА если замечание высказано при коллегах? Ну, вот приблизительно так же реагируют и дети, когда их одёргивают учителя: «Не знаешь, сиди, молчи!», и это при всём-то честном народе, а если ещё и с издёвками да насмешками!

Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.

учитель-и-родители

  • Как мы уже отметили, самая простая причина нежелания отвечать, потому что никак не поддаётся гранит науки, решается довольно быстро. Родители привлекают уже во 2 классе репетиторов, которые быстро справляются с поставленной задачей и в 3 класс ранее молчаливый ребёнок уже идёт с намерением принародно блистать своими знаниями. Здесь главное – не упустить время, пока дыра в знаниях не стала настолько большой, что сразу уже и не заштопать.
  • Когда отказ от устных ответов связан с речевым недостатками, советы психологов сводятся к одному: быстрее к логопеду и неврологу. Ведь правильная речь — это даже не только для учёбы нужно, это необходимо в принципе по жизни, чтобы не сформировались ненужные комплексы.
  • Когда причина кроется в излишней требовательности родителей, мамам и папам придётся признать свою ошибку и пересмотреть взгляды на ценности взаимоотношений со школой, выстроенные через школьные отметки. И результат не заставит себя долго ждать: детская тревожность быть укорённым за промахи со временем исчезнет, а активность пойдёт вверх.
  • Решать проблемы с чрезмерно красноречивым, богатым на «комплименты» и эмоциональным учителем придётся вместе. Только беседа без обвинений в русле сотрудничества сможет изменить ситуацию. Ведь очень часто педагог в силу занятости даже не замечает, что его реплика стала причиной страха у ребёнка. Многие родители даже договариваются о том, чтобы стеснительного ученика первое время не вызывали к доске, а отвечал он устные уроки прямо «на ушко» педагогу на переменках. Почему бы и нет? Всё зависит от того, на какой «кобыле» вы подъедете к своему учителю и насколько внятно сможете объяснить суть проблемы.

Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.

Читайте так же:
Как восстановить медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа»

девочка-и-собака

  • Итак, в привычной домашней обстановке знания демонстрируются всегда легко и без стеснений. А кому ваш ребенок озвучивает доклад? Или он один-на-один в своей комнате читает книгу, и вы в полной уверенности, что так и должно быть, ждёте результатов? От другого ребёнка – да, можно ожидать, но не от того, у кого есть такая боязнь публичного ответа. Давайте найдём благодарных слушателей и создадим аудиторию. Мама, папа, бабушка, да даже ушастый питомец могут стать теми слушателями, которые помогут тренировать умение взять себя в руки. Ещё вчерашние детсадовцы, что только пришли в 1 класс, готовы посадить кукол и мягкие игрушки, чтобы они внимательно слушали их уроки.
  • Психологи советуют при подготовке домашних заданий в обязательном порядке их пересказывать, даже если уже «оскомину набило» и кажется, что знаешь всё. Повторение – сами знаете, мать… И при этом ещё и пользоваться зеркалом, наблюдая время от времени, как ты выглядишь со стороны.
  • Свой устный ответ надо подробно представить. Такие советы дают спортсменам перед выступлениями на соревнованиях. Ситуацию надо вообразить во всех вариантах, даже продумать, что будет при провале. Как держаться и не вспылить, где можно ошибиться и как сразу исправить эту ошибку, что ответить задире Петьке, как устоять перед надменным взглядом ботаника Васьки и как красиво выйти из положения перед той самой Танькой. В народе это называется «соломы подстелить». Когда знаешь, что тебя ждёт, страшно уже только наполовину.

И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке? Советы психолога

Поступление в школу – серьёзное испытание для ребятишек и родителей. Подготовка к письменным и устным заданиям занимает теперь много времени и усилий, поэтому можно понять огорчение мамы либо папы из-за того, что ребёнок, в совершенстве владея материалом, стесняется тянуть руку и самостоятельно не желает отвечать. А сам школьник порой ощущает облегчение и мало сожалеет о том, что его богатый любопытными фактами доклад не услышат учитель и одноклассники.

Что делать родителям, если ребёнок стесняется публичных выступлений в школе? Предлагаем советы психологов.

Почему ребёнок боится отвечать на уроках?

Предпосылок к подобному поведению всего две – стеснительность и боязнь сделать что-то неправильное. В первом случае детская робость часто обусловлена особенностями нервной системы ребёнка: дети с меланхоличным и флегматичным темпераментом больше других подвержены акцентуации на отрицательных эмоциях.

chto-delat-esli-rebenok-stesnyaetsya-otvechat-na-uroke

Боязливый ребенок склонен к повышенной тревожности, долгому переживанию неудач и, в какой-то степени, потаканию собственным страхам. Всё это плавно перетекает в неуверенность, вот почему даже хорошая подготовка к школе не гарантирует поднятия руки и хорошего ответа.

Не стоит забывать и о провоцирующих такое поведение факторах.

  1. Слабое знание предмета. Некоторые дети бойко отвечают у доски, даже если не особо разбираются в материале. Другие же тушуются, стесняясь собственного «невежества». Пожалуй, это самая «лёгкая» для коррекции причина детского стеснения.
  2. Речевые трудности. Стесняться выступлений перед педагогом и одноклассниками может ребёнок, у которого наблюдаются какие-либо языковые трудности: неверное произношение звуков, заикание, шепелявость и т.д.
  3. Натянутые отношения с одноклассниками. Проще говоря – ребёнок аутсайдер в классе. Низкий школьный статус заставляет детей отказываться от выхода к доске, поскольку каждое их действие вызывает издёвку, насмешливое отношение.
  4. Завышенные требования взрослых. Очень часто родители желают, чтобы ребёнок получал только «пятёрки», обладал широким объёмом знаний и, вообще, соответствовал всем мыслимым и немыслимым ожиданиям. Ученик попросту боится любой инициативы, которая может быть оценена как промах.
  5. Неграмотное поведение учителя. Вероятно, этот фактор можно поставить во главу угла многих поведенческих проблем школьников. Насмешки, неуместные замечания, грубый тон, просто отказ от индивидуального подхода – вот некоторые педагогические ошибки, заставляющие ребёнка стесняться публичных ответов.

К сожалению, стеснительность и страхи со временем лишь усугубляются, а проблема развивается по правилу замкнутого круга: боязнь не помогает успешно ответить на уроке, а негативные эмоции, возникающие вследствие неудач, усиливают страх публичных ответов.

chto-delat-esli-rebenok-boitsya-otvechat-u-doski

Что делать?

Итак, с вероятными «виновниками» мы разобрались, сейчас нужно понять, что же можно сделать. Первые шаги зависят от провоцирующего проблему фактора. Установив его, можно помочь ребёнку перестать так остро реагировать на предстоящий устный ответ перед учителем и одноклассниками.

  1. Если ребёнок стесняется отвечать из-за слабого понимания конкретного предмета, родителям стоит заполнить существующие пробелы. Это можно сделать самостоятельно либо нанять репетиторов.
  2. Неуверенность связана с речевыми трудностями? Обратитесь за квалифицированной логопедической либо неврологической помощью. Скорее всего, потребуется и психологическая поддержка.
  3. Причина тревожности кроется в низком социальном статусе? Тут потребуются усилия всех заинтересованных сторон: родителей, учителей и психологов. Важно помочь ребёнку влиться в школьный коллектив.
  4. Родителям следует пересмотреть свою «шкалу ценностей» и отказаться от оценивания ребёнка по принесённым со школы отметкам. Это уменьшит детскую тревожность и подвигнет ученика на большую активность.
  5. Если же источником боязни детей становится педагог, родителям следует побеседовать с ним, конечно, без криков и обвинений. Важно найти в лице учителя союзника, который поможет решить возникшую проблему.
Читайте так же:
Возврат выплаченных алиментов

chto-delat-esli-rebenok-boitsya-otvechat-na-uroke

Советы психолога

От общих советов перейдём к конкретным рекомендациям, которые должны помочь, если ребенок стесняется тянуть руку, отвечать у доски или даже с места. Что могут сделать родители?

chto-delat-esli-rebenok-stesnyaetsya-otvechat-u-doski

  1. Во-первых, крайне важно заручиться поддержкой педагога. Многие учителя вполне лояльно относятся к некоторым поблажкам стеснительным ученикам. Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме. Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю.
  2. Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом.
  3. Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут.
  4. Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:
    • «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
    • «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).
  1. Стеснительные дети нередко обладают заниженной самооценкой, поэтому важно развить уверенность ребенка в себе. Чаще обращайте внимание на его успехи, адресуйте похвалу в его адрес за каждый маленький шажок в деле преодоления робости.

Несколько слов нужно сказать и о нежелательных моделях родительского поведения, которые лишь усугубляют ситуацию. Откажитесь от следующих фраз:

  1. «Жду, что ты послезавтра поднимешь руку и без напоминания учителя выйдешь к доске!». Подобные фразы усиливают страхи и неуверенность, что чревато не просто стеснением, а психосоматикой, которая проявляется болями в животе, мигренями и пр.
  2. «Если ты не станешь поднимать руку, я поговорю с педагогом!». Мать, отец, учителя – это союзники, а не противоборствующая сторона. Поэтому откажитесь от запугиваний, а, напротив, поддерживайте ребенка: «Давай-ка я поговорю с педагогом, и мы вместе попробуем тебе помочь».
  3. «Кто из тебя вырастет, если ты даже руку стесняешься поднять?». Ещё раз повторим: нереалистичные требования снижают детскую самооценку и усиливают стеснительность. Боязнь не оправдать родительские ожидания заставит ребёнка испытывать постоянный стресс, что, опять же, чревато психосоматикой.

Стеснительность и неуверенность мешают ребёнку демонстрировать полноту знаний, сказываются на его личностном развитии, поэтому не следует пускать проблему на самотёк. Если ситуация не улучшается и после выполнения предложенных рекомендаций, следует более тесно познакомиться со школьным психологом либо обратиться за помощью к психотерапевту.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию