Advokat-inform.ru

Юридический советник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Раскрытие информации эмитентами — всегда ли необходимо

Как стать умнее аналитиков?

Новички на фондовом рынке склонны доверять мнениям аналитиков. Из-за того, что фондовый рынок — это нечто новое и неизвестное, начинающим инвесторам кажется, что финансовые аналитики обладают каким-то секретным знанием, которое недоступно никому другому. Однако реальность такова, что нет никакого секретного знания. Аналитики просто знают и используют в своей деятельности информационные ресурсы, о существовании которых начинающие инвесторы не догадываются в силу своего небольшого опыта.

Куда смотреть?

Одним из таких ключевых ресурсов является страница раскрытия корпоративной информации. Она должна быть у каждого эмитента, акции которого обращаются на бирже. И это не требование биржи, это требование федерального законодательства (закон «Об акционерных обществах») и регулятора («Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утверждённое Центробанком России).

Совместно эти два нормативно-правовых акта устанавливают перечень сведений, которые эмитент должен раскрывать на обязательной основе. Список довольно обширный, не имеет смысла перечислять весь. Чаще всего публикуется информация о заседаниях совета директоров и ежеквартальной/годовой отчётности. Реже — информация о проведении общих собраний акционеров или о сделках с акциями общества, которые совершало само общество или члены правления.

Настоятельно рекомендую открыть закон « Об акционерных обществах » и « Положение о раскрытии информации . » и изучить эти нормативно-правовые акты. Необязательно тратить время на внимательное чтение, достаточно изучить оглавление, чтобы в общих чертах представлять требования, которые накладывает законодательство на эмитентов. Конечно, ничто не мешает вам детально разобрать те или иные разделы перечисленных нормативно-правовых актов.

Если вы возьмёте какую-либо компанию, будете периодически проверять её страницу раскрытия корпоративной информации и сверять с тем, что пишут финансовые аналитики, то быстро убедитесь, что в большинстве случаев это просто пересказ существенных фактов. Конечно, информация в том виде, в котором она раскрывается эмитентом, может показаться сложной для восприятия: много «служебной» информации, новичку тяжело сразу акцентировать внимание на полезном содержимом. А финансовые аналитики преподносят информацию в удобной для восприятия форме, и это их основное преимущество. Но важно понимать один неочевидный момент: если вы принимаете инвестиционное решение на основании мнения какого-то аналитика, то базой для вашего решения является чей-то вольный пересказ существенных фактов, который может сильно исказить первоначальную информацию.

Проиллюстрирую это на примере из собственной инвестиционной биографии. Несколько лет назад ходили слухи, что ММК будет продавать свой турецкий металлургический завод, так как он стал убыточным. Однако в ленте раскрытия информации я видел сообщения о том, что собирается совет директоров, где в повестке дня было что-то вроде «перспективы развития турецкого подразделения», уже не помню точно. Потом состоялся совет директоров, где был решён вопрос о проведении дополнительной эмиссии акций для турецкого подразделения, последовали существенные факты о том, что эмиссия действительно проводилась, а ММК выступал покупателем допэмиссии. Но всё это время в деловых СМИ были упоминания о том, что завод убыточен и его будут продавать. Мне было очевидно, что завод не продадут, а будут спасать — путём допэмиссии проводят докапитализацию. Когда компания собирается продавать одну из своих «дочек», она не проводит допэмиссии, а определяет балансовую стоимость имущества этого подразделения.

Возвращаясь к тому, что пишут аналитики в своих обзорах: ни один «гуру» фондового рынка не расскажет вам больше информации, чем сообщается в существенных фактах. Если бы «гуру» действительно владел какой-то достоверной дополнительной информацией, то это, скорее всего, были бы инсайдерские сведения. Понятно, что в этом случае нет никаких причин делиться такой ценной информацией с широкой общественностью, тем более — бесплатно.

В заключение хочу сказать следующее. Прочитайте закон «Об акционерных обществах» и «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Конечно, эти документы не такие увлекательные, как, например, Бенджамин Грэм «Разумный инвестор» или книги Питера Линча, но они дают понимание того, какие правила действуют на нашем фондовом рынке. Одно только понимание правил «игры» придаст вашим инвестиционным решениям больше силы. Читайте существенные факты компаний, а не мнения аналитиков. Это позволит принимать решения на основании достоверной информации.

Сообщения эмитентов

Эмитенты ценных бумаг и акционерные общества обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, а именно: квартальные и годовые отчеты эмитента, финансовую информацию, Устав, список аффилированных лиц, сообщения о существенных событиях и иные документы. Контур.Фокус, предоставляя эту информацию, позволяет видеть полную картину по акционерам и учредителям. А совместно с историческими данными, поиском и визуализацией связей позволит понимать фактических собственников компании.

Сводная информация о раскрытии информации эмитентами

На карточке компании (вкладка «Сводка») в блоке «Раскрытие информации» пользователь может ознакомиться с последними сообщениями эмитентов.

Сводка по сообщениям этитентов

Блок «Раскрытие информации»

В блоке есть ссылка, перейдя по которой пользователь окажется на официальной странице раскрытия информации в интернете.

Подробная информация о сообщениях эмитентов

Для более детального изучения сообщений эмитентов интересующей компании, необходимо кликнуть «Подробнее» в блоке «Раскрытие информации» или перейти на вкладку «Раскрытие информации».

Вкладка «Раскрытие информации» в Контур.Фокус

Вкладка «Раскрытие информации»

В карточке относительно каждого события приведены такие данные как:

  • дата размещения
  • краткое описание
  • сообщение
  • агентство, наименование информационной платформы, на которой произошло размещение информации
  • адрес страницы, ссылка открытого доступа
  • дата события

Системой Контур.Фокус предусмотрена опция, позволяющая пользователю выгрузить интересующую информацию в одном из доступных форматов: .xlxs, .docs, .pdf. Подобная функция создана для удобства работы с полученной информацией, например, ей можно поделиться с партнёрами или распечатать для личного использования в досье контрагента.

Выгрузка по эмитентам

Информация по публикуемым сообщениям эмитентов позволяет получить данные об аффилированных лицах, лицензиях, существующих контрактах и прочем. Также есть возможность предусмотреть потерю прибыли, потребность в дополнительном финансировании, определиться с направлением дальнейшего развития бизнеса. Система Контур.Фокус предлагает своим пользователям познакомиться с такими возможностями, как бухгалтерская отчётность, сертификаты и декларации соответствия, заметки о компании, публичные списки.

Читайте так же:
Перевод с временной должности на постоянную

Понятие “ценная бумага”

Ценная бумага — финансовый документ, дающий определенные права, которые могут быть переуступлены. Переуступка прав по ценным бумагам называется цессией. Для того, чтобы документ считался ценной бумагой, он должен отвечать нескольким критериям.

  • Во-первых, в его основе должен лежать унифицированный актив — доля в предприятии, заем денежных средств или стандартизированный товар (такой, как баррель нефти определенного сорта, слиток золота соответствующей пробы и веса). Таким образом, например, свидетельство о постановке на учет автотранспортного средства не является ценной бумагой, так как актив, лежащий в его основе, не стандартизирован — все машины разные. А вот документ, согласно которому продавец обязуется поставить, а покупатель оплатить определенное стандартное количество пшеницы в определенный день в будущем может считаться ценной бумагой — такой финансовый инструмент называется товарным фьючерсным контрактом.
  • Во-вторых, ценная бумага имеет определенную стоимость. Ее цену можно определить теоретически. Кроме того, ценные бумаги обладают рыночной стоимостью — за счет спроса и предложения. Так, долговые обязательства компании определенной категории могут быть оценены исходя из кредитных ставок, сложившихся на определенный момент, с поправкой на уровень надежности заемщика. Многие ценные бумаги продаются и покупаются на биржах, где их цена определяется в реальном времени за счет выставления заявок на покупку и продажу.
  • В-третьих, ценные бумаги, обладают хорошей ликвидностью, то есть их можно продать с относительно небольшими потерями, если потребуется сделать это в сжатые сроки.
  • В-четвертых, в большинстве стран, в том числе и в России, выпуски ценных бумаг подлежат обязательной государственной регистрации, и, соответственно, государственному контролю.

Ценные бумаги подразделяются на три категории:

  • долевые ценные бумаги (акции простые, акции привилегированные)
  • долговые ценные бумаги (государственные, корпоративные облигации, векселя)
  • деривативы (производные ценные бумаги, такие как фьючерсы, опционы)

По форме выпуска ценные бумаги делятся на документарные, для передачи прав по которым достаточно передать сам документ, и бездокументарные, учет правом прав на которые занимается специализированная организация, ведущая реестр собственников. Для передачи бездокументарных ценных бумаг при передаче от одного владельца к другому вносятся соответствующая запись в реестр.

Ценные бумаги выпускаются эмитентами (государством или компаниями) с целью реализации определенных проектов, финансирования программ, пополнения оборотных средств предприятий за счет рынка капиталов.

Приобретаются ценные бумаги, как правило, для таких целей, как инвестирование, то есть получение определенного дохода в будущем, спекуляции, то есть в надежде продать актив дороже, чем он был приобретен, арбитража — заработка за счет разницы в цене на один и тот же актив в разных местах или хеджирования — страхования финансовых рисков.

Эмиссия ценных бумаг (публичное размещение, выпуск на рынок) предполагает четыре этапа:

  • Принятие решения о размещении ценных бумаг. Решение об эмиссии ценных бумаг акционерного общества принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров либо непосредственно общим собранием акционеров.
  • Государственная регистрация контролирующей организации. В России это ЦБ РФ (ранее ФСФР).
  • Размещение эмиссионных ценных бумаг.
  • Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в Центральный банк уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Задачи, которые решаются с помощью выпуска ценных бумаг, могут быть следующими:

  • Формирование начального капитала ОАО при его создании;
  • Внесение изменений в уставные документы, связанных с увеличением уставного капитала, а также дробление или консолидация ранее выпущенных ценных бумаг;
  • Преобразование или реорганизация организации;
  • Изменение прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами;
  • Привлечение средств путем увеличения капитала за счет выпуска дополнительных акций или за счет займов на рынке облигаций.

Для обозначения видов выпусков акций часто используются термины, заимствованные из английского языка:

  • Первичное размещение — начальное размещение акций среди инвесторов.
  • IPO (initial public offering) — публичное размещение акций нового или дополнительного выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов.
  • SPO (secondary public offering) — публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам (как правило, создателям компании).
  • Вторичное — размещение дополнительных выпусков.
  • Доразмещение (Follow-on) — размещение акций в дополнение к тем, которые уже обращаются на фондовой бирже или внебиржевом рынке.
  • Частное размещение (private placement) носит закрытый характер, акции продаются ограниченному и чаще всего заранее определенному числу лиц.

Деятельность на рынке ценных бумаг по их размещению называется андеррайтингом.
Профессиональный участник рынка, проводящий выпуск, — андеррайтер, а размещающий ценные бумаги — эмитент.

Законодательство о раскрытии информации эмитентами

В Российской Федерации рынок ценных бумаг регулируется следующими документами:

  • Гражданским Кодексом РФ (Глава 7 «Ценные бумаги»)
  • Федеральным Законом 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г.
  • Федеральным Законом 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г.
  • Приказом ФСФР России 11-46/ПЗ-Н «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от 04.10.2011 г.
  • Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ, статья 15.19.2)

Требования по раскрытию информации распространяются не только на публичных эмитентов (т.е. на компании, осуществившие публичное размещение ценных бумаг), но и на акционерные общества.

Кроме того, требование раскрывать информацию в некоторых случаях предъявляется к:

  • акционерным инвестиционным фондам и управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов — согласно Приказу ФСФР России № 05–23/пз-н от 22.06.2005;
  • лицам, приобретающим обыкновенные акции, допущенные к торгам на бирже (Приказ ФСФР России № 06–76/пз-н от 13.07.2006);
  • фондовым биржам (Приказ ФСФР России № 10–78/пз-н от 28.12.2010);
  • депозитариям, осуществляющим обязательное централизованное хранение ценных бумаг (Приказ ФСФР России № 13–29/пз-н от 16.04.2013).
Читайте так же:
Мошенничества с кредитами

Действие Положения о раскрытии информации не распространяется на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг.

Контролирующий орган

С 1 сентября 2013 года Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

3 марта 2014 года Банк России ликвидировал службу по финансовым рынкам (СФР), вместо нее создав девять новых подразделений, отвечающих за развитие, контроль и функционирование финансовых рынков:

  • Департамент развития финансовых рынков;
  • Департамент допуска на финансовые рынки;
  • Департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций;
  • Департамент страхового рынка;
  • Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления;
  • Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка;
  • Главное управление рынка микрофинансирования;
  • Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках;
  • Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Ответственность за нарушение закона

Нарушение процедуры раскрытия информации публичными компаниями влечет административную ответственность.

Основной объем штрафов накладывается по статье 15.19.2 КоАП РФ за нарушения, связанные с порядком и срокам раскрытия информации. В основном, надзорный орган (Банк России) проверяет факт и сроки собственно раскрытия информации, нежели чем её полноту и достоверность.

К примеру, за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо раскрытие информации, вводящей в заблуждение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Источники информации

Система Контур.Фокус получает все сообщения эмитентов из Центра раскрытия корпоративной информации.

Периодичность обновления

Публикуемые сведения обновляются ежечасно, что гарантирует предоставление пользователю веб-сервиса Контур.Фокус максимально актуальной информации.

Доступно на тарифах

Заявка на Контур.Фокус

Заполните все поля заявки, наши специалисты в самок ближайшее время свяжутся с Вами, проведут онлайн презентацию сервиса и помогут выбрать подходящий тариф:

Раскрытие информации эмитентами — всегда ли необходимо

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ В СООТВЕТСВИИ с

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 08.08.2001 Г. № 129-ФЗ

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

Законодательство обязывает Общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) раскрывать (вносить) информацию в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСФДЮЛ) в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон).

Закон предусматривает раскрытие части информации в ЕФРСФДЮЛ уолномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, согласно п. 8 ст. 7.1. Закона к таким сведениям следует относить:

1) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);

2) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;

3) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

4) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

5) запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;

6) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;

7) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;

8) запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице;

9) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;

10) запись об изменении адреса юридического лица;

ООО обязаны самостоятельно размещать в ЕФРСФДЮЛ следующие сведения:

1) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных ФЗ N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”:

– Как следует из п. 2 ст. 49 ФЗ N 14-ФЗ, в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг ООО обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами. При этом согласно п. 3 ст. 30 ФЗ N 14- годовой отчет общества с ограниченной ответственностью должен содержать раздел о состоянии его чистых активов.

Следовательно, поскольку на общество с ограниченной ответственностью, публично разместившее облигации или иные эмиссионные ценные бумаги , ФЗ N 14-ФЗ возложена обязанность публиковать свои годовые отчеты (включающие сведения о стоимости чистых активов), оно в силу пп. “л” п. 7 ст. 7.1 и абз. 1 п. 8 ст. 7.1 Закона обязано вносить в ЕФРСФДЮЛ сведения о стоимости своих чистых активов.

2) сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

3) сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации:

– Согласно ФЗ N 14-ФЗ ст. 49. п 2. в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами».

4) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

Читайте так же:
Компенсация проезда ребенка к месту отдыха

5) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;

6) сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества;

7) сведения о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых государственной корпорацией “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” и кредитными организациями (банковских гарантий), с указанием идентификаторов бенефициара и принципала (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), а также существенных условий данной гарантии;

8) сведения о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора и идентификаторов всех сторон договора, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

9) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами:

  • Сведения, предусмотренные ст. 28 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017)”О несостоятельности (банкротстве)”
  • Информация об отчете оценки объекта и указанный отчет , согласно ст. 8.1. ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”
  • Должник обязан уведомить кредиторов об обращении взыскания на принадлежащее ему имущество, согласно ст. 94 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 26.07.2017) “Об исполнительном производстве”
  • Сведения о заключении договора финансовой аренды (лизинга), согласно ст. 10 ФЗ от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 26.07.2017) “О финансовой аренде (лизинге)”
  • Сведения о результатах обязательного аудита, согласно ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) “Об аудиторской деятельности”
  • Опубликование концедентом не менее чем за три месяца до заключения концессионного соглашения в ЕФРСФДЮЛ перечня незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частями 6 и 7 указанной статьи, согласно п. 5. Ст. 39 ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ”О концессионных соглашениях”
  • В течение трех рабочих дней с момента заключения концессионного соглашения концессионер вносит в ЕФРСФДЮЛ сведения о наличии обременения каждого объекта, включенного в перечень незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частью 6 указанной статьи, согласно п. 5. Ст. 39 ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ”О концессионных соглашениях”
  • Сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства), согласно ст. 5 ФЗ от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О саморегулируемых организациях”

10) иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 31.12.2017 N 481-ФЗ

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Закон дал возможность правительству определить случаи, в которых общество вправе не осуществлять раскрытие (предоставление) информации или осуществлять его в ограниченном составе или объеме.

В этой связи Правительством выпущенные нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 12.01.2018 N 5 “ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СЛУЧАЕВ, ПРИ КОТОРЫХ ОТДЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ, УКАЗАННЫЕ В ПУНКТЕ 7 СТАТЬИ 7.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ”, НЕ ПОДЛЕЖАТ РАЗМЕЩЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ “ИНТЕРНЕТ”, А ТАКЖЕ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УКАЗАННЫЕ СВЕДЕНИЯ НЕ ПОДЛЕЖАТ РАЗМЕЩЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ “ИНТЕРНЕТ”

«В случае если в отношении юридических лиц иностранными государствами, введены меры ограничительного характера, в отношении таких лиц не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” сведения, предусмотренные подпунктами “л.2”, “н.1” – “н.3” и “о” пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”…

/ – сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации;

– сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества;

– сведения о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых государственной корпорацией “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” и кредитными организациями (банковских гарантий), с указанием идентификаторов бенефициара и принципала (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), а также существенных условий данной гарантии;

– сведения о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора и указанных в подпункте “н.2” пункта идентификаторов всех сторон договора, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

– сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;/

…при условии соблюдения требования, предусмотренного абзацем пятым пункта 2 статьи 7.1 указанного Федерального закона.

/ Сведения о юридических лицах, указанные выше, вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц без их размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. При этом сведения о юридических лицах – залогодателях в случаях обременения залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц наряду с их размещением в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет/.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 15.01.2018 N 10 “ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СЛУЧАЕВ ОСВОБОЖДЕНИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ОТ ОБЯЗАННОСТИ РАСКРЫВАТЬ И (ИЛИ) ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КАСАЮЩУЮСЯ КРУПНЫХ СДЕЛОК И (ИЛИ) СДЕЛОК, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ”

«Установить, что акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью вправе не осуществлять раскрытие (предоставление) информации, касающейся сделок, являющихся крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, и (или) осуществлять такое раскрытие (предоставление) в ограниченных составе и (или) объеме, а также лиц, в отношении которых указанные общества вправе не осуществлять раскрытие (предоставление) указанной информации и (или) осуществлять такое раскрытие (предоставление) в ограниченных составе и (или) объеме, в следующих случаях:

совершение сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;

совершение сделки, заключенной с российскими юридическими лицами и физическими лицами, в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера».

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ООО

Читайте так же:
Можно ли выехать заграницу, если есть кредит?

В СЛУЧАЕ ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ

*Один из случаев, когда обязательность публичной отчетности предусмотрена для обществ с ограниченной ответственностью Законом, указан в пункте 2 ст. 49 – если общество публично размещает облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (см. также ст. 31 Закона). Правила раскрытия информации о самих соответствующих эмиссионных ценных бумагах установлены в главе 7 разд. IV Федерального закона № 39 “О рынке ценных бумаг”.

«4. В случае регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг для такого допуска эмитент после начала размещения соответствующих эмиссионных ценных бумаг либо, если это предусмотрено проспектом ценных бумаг, после его регистрации, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам обязан осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме:

1) ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);

2) консолидированной финансовой отчетности эмитента;

3) сообщений о существенных фактах.

*Эмитент обязан также раскрывать информацию о выпуске ценных бумаг в соответствии со статьей 23 Федерального закона № 39 “О рынке ценных бумаг”.

«В случае, если эмиссионные ценные бумаги размещаются путем открытой подписки или процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрывать информацию о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 39 “О рынке ценных бумаг”.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ с

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 08.02.1998 N 14-ФЗ

“ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ”

1) Если ООО приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала другого общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, оно обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

2) Обязательность опубликования обществом сведений о принятом решении об уменьшении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью предусмотрена в п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”.

«3. В течение трех рабочих дней после принятия обществом решения об уменьшении его уставного капитала общество обязано сообщить о таком решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление об уменьшении его уставного капитала.»

Какую информацию должны раскрывать ПАО

Все ПАО обязаны раскрывать (п. 1 ст. 92 Закона об АО, п. 56.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг), в частности, следующие сведения:

  • годовой отчет;
  • годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность с аудиторским заключением о ней;
  • устав;
  • внутренние документы, регулирующие деятельность органов ПАО, а также внутренние документы, определяющие его политику в области организации и осуществления внутреннего аудита;
  • сведения об аффилированных лицах;
  • уведомление о заключении акционерами акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с таким соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям ПАО;
  • уведомление о намерении обратиться в суд с иском с определенными требованиями;
  • информацию о регистраторе, осуществляющем ведение реестра владельцев ценных бумаг ПАО.

ПАО, акции которого допущены к организованным торгам, обязано также раскрывать информацию о совершенных (заключенных) им в отчетном году крупных сделках и сделках с заинтересованностью (п. 56.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).

В случае регистрации проспекта ценных бумаг ПАО обязано раскрывать (п. 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, п. п. 11.1, 13.2, 52.1, 54.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг):

  • отчет эмитента;
  • бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • консолидированную финансовую отчетность эмитента (если ПАО вместе с другими организациями в соответствии с МСФО создает группу) или финансовую отчетность эмитента (если оно с другими организациями не создает группу). В некоторых случаях это требование не применяется;
  • сообщения о существенных фактах.

Обратите внимание: обязанность раскрывать финансовую отчетность у ПАО-эмитента, которое вместе с другими организациями не образует группу, возникает с отчетности за 2021 г. (пп. 2 п. 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, ч. 9 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ).

Где публикуется информация, подлежащая раскрытию

Информацию, которую надлежит раскрыть, нужно разместить у одного из аккредитованных Банком России информационных агентств. При этом предусмотрены следующие способы ее раскрытия (п. п. 1.3, 1.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг):

  • на странице в Интернете на его сайте;
  • в его ленте новостей. Этот вариант подходит, если надо раскрыть сообщения, в том числе о существенных фактах.

Следует учитывать, что эмитент вправе использовать только тот способ раскрытия информации, который допускается для данного вида Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Кроме того, ПАО, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, по общему правилу на странице своего сайта размещает ссылку на сайт аккредитованного агентства, у которого оно раскрывает информацию (п. 1.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).

Как раскрыть информацию

Читайте так же:
Как высчитывается налог от выигрыша менее 15 тыс. руб.

Конкретный порядок раскрытия информации зависит от ее типа.

Важно соблюдать сроки публикации. Они могут отличаться из-за характера раскрываемой информации и места опубликования. За несоблюдение сроков, а также за иные нарушения порядка ее раскрытия (например, размещение недостоверной информации), нераскрытие информации установлена ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • для общества — штраф от 700 тыс. до 1 млн руб.;
  • должностного лица — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Обратите внимание, что в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа он может быть уплачен в половинном размере (ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Можно ли не раскрывать информацию

Освободиться от обязанности раскрывать информацию можно на основании решения Банка России, если ПАО примет решение о смене статуса общества на непубличное и будут соблюдены условия, предусмотренные п. 1 ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг. Для этого нужно выполнить следующее (ст. 7.2 Закона об АО):

  1. принять решения на общем собрании акционеров в рамках одного вопроса повестки дня:
  • о внесении в устав публичного общества изменений, исключающих указание на то, что оно является публичным;
  • об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренной законодательством о ценных бумагах;
  • об обращении с заявлением о делистинге всех акций и всех эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Указанные решения принимаются общим собранием акционеров большинством в 95% голосов всех акционеров — владельцев акций общества всех категорий (типов) (п. 3 ст. 7.2, п. 2 ст. 92.1 Закона об АО).

Важно, что данные решения влекут возникновение права требовать выкупа акций у акционеров, голосовавших против или не принимавших участие в голосовании. При этом ПАО не сможет сменить статус (решения не вступят в силу), если к выкупу будет предъявлено акций на сумму больше 10% чистых активов (п. 4 ст. 7.2 и п. 5 ст. 76 Закона об АО).

Выкуп обществом акций, в отношении которых заявлены требования об их выкупе в связи с принятием общим собранием акционеров решений по вопросу смены статуса общества на непубличное, не осуществляется, если эти решения не вступили в силу (п. 8 ст. 76 Закона об АО);

  1. провести делистинг всех акций и всех иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Для этого требуется обратиться к организатору торговли (бирже или торговой системе) с заявлением о делистинге акций. Его нужно составить в соответствии с правилами делистинга, установленными организатором торговли (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах»);

  1. погасить все ценные бумаги, не являющиеся акциями, в отношении которых был зарегистрирован их проспект;
  2. обратиться в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности осуществлять раскрытие информации, к которому нужно приложить необходимые документы;
  3. зарегистрировать изменения в уставе в общем порядке, предусмотренном ст. 18 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП.

Правительство РФ может освободить от обязанности раскрывать информацию путем определения (п. 6 ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 92.2 Закона об АО):

  • случаев, в которых общество может раскрывать и (или) предоставлять информацию, подлежащую раскрытию, в том числе в проспекте ценных бумаг, и (или) предоставлению по Закону об АО, Закону о рынке ценных бумаг, в ограниченных составе и (или) объеме;
  • перечня информации, которую общество может не раскрывать и (или) не предоставлять;
  • лиц, информацию о которых можно не раскрывать и (или) не предоставлять.

Например, эмитент может ограничить состав и (или) объем информации в следующих случаях (п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N 400):

  • в отношении эмитента действуют меры ограничительного характера;
  • он должен предоставить информацию о сделке, связанной с выполнением гособоронзаказа и реализацией военно-технического сотрудничества.

К информации, которую эмитент вправе не предоставлять в указанных случаях, относится, в частности (п. п. 1 — 3 Перечня, установленного в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 04.04.2019 N 400):

  • информация о лицах, входящих в органы управления эмитента, заместителях единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере и его заместителях, руководителях и главных бухгалтерах филиалов эмитента;
  • информация о лицах, входящих в органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента;
  • информация о сделках эмитента, его контролирующих лиц, подконтрольных ему лиц.

Если ПАО раскрывает информацию, в том числе в проспекте ценных бумаг, и (или) предоставляет ее в ограниченном составе и (или) объеме, то необходимо направить в Банк России уведомление с информацией, которая не раскрывается и (или) не предоставляется (п. 6 ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг). Форма уведомления и порядок его направления определены Указанием Банка России от 21.03.2019 N 5096-У.

Уведомление нужно направлять каждый раз после наступления события, повлекшего обязанность раскрыть документ (сообщение). При этом для каждого документа (сообщения), который раскрывается (предоставляется) в ограниченном составе и (или) объеме, рекомендуется готовить отдельное уведомление. Рекомендуемый срок направления уведомления — не позднее дня опубликования (предоставления) соответствующих сведений (п. п. 1, 4 Информационного письма Банка России от 09.10.2019 N ИН-06-28/79).

Учтите, что в силу установленных правил в ряде случаев ПАО не обязано раскрывать информацию. Так, общество не обязано ее раскрывать в период действия ликвидационной комиссии — с даты принятия органом управления ПАО решения о его ликвидации и назначении этой комиссии (п. 1.17 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию