Advokat-inform.ru

Юридический советник
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прямые договора с РСО при управляющей компании (УК) в 2022 году: Плюсы и минусы заключения соглашений с Ресурсоснабжающими организациями

Особые требования к заключению прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) при управляющих компаниях (УК) в 2020 году – плюсы и минусы, обязанности собственников нежилых помещений

Институт управляющих компаний не всегда в полной мере и качественно справляется со своими обязанностями. Причин много, и одна из них коррупционные действия, на основании которых РСО недополучают причитающиеся средства. В соответствии с принятым законом, потребитель теперь имеет право заключать прямые договора с РСО при управляющей компании. Это значит, что УК по-прежнему будет выполнять свои обязанности по контролю качества предоставляемых услуг РСО, но платежи будут идти напрямую в ресурсоснабжающие компании.

Переход на заключение договоров напрямую с РСО минуя УК

Нормативные акты регулирующие заключение договоров с РСО при действующей УК

  • поставка воды (горячей и холодной);
  • искусственный обогрев жилых и нежилых помещений – отопление;
  • утилизация и вывоз твердого мусора;
  • отвод жидких коммунальных отходов и воды;

Новый закон №59/ФЗ, с дополнениями от 03 апреля 2020 года должен помочь в борьбе с задолженностями перед РСО.

Штрафные действия в отношении УО в силе. Причина – неверно начисленные суммы в квитанциях на оплату. Результат – штраф на имя директора управляющей организации в размере половины неверно указанной цифры .

  1. РСО и обычные люди станут более «защищенными».
  2. Уйдут ситуации, когда весь дом отключали от какой-то услуги по причине того, что денежный ресурс на счет управляющей компании поступил, а до РСО не дошел.
  3. Очевидный минус – некачественные услуги. На этапе прямых взаимоотношений его придется решать владельцам МКД.

Разбираясь в вопросах, стоит ли переходить к прямым договорам, надо понимать разницу между двумя понятиями «коммунальный ресурс» и «услуга».

  • подаваемая в дома вода (горячая и холодная);
  • тепловая и электрическая энергия;
  • газ природного происхождения, в т. ч. баллонный;
  • доставка твердого топлива для печей.

Жилищно-коммунальная услуга – это работы, проводимые для сохранности имущества, принадлежащего МКД. Действия, направленные на поддержание и восстановления здания в пределах санитарно-гигиенических норм. К этим объектам относятся все хозяйственные постройки и коммуникации.

Посмотрите видео: «Бомба в ЖКХ: Прямые договоры потребителей с ресурсонабжающими организациями.»

Законы РФ

Изменения, внесенные в Федеральный закон №59/ФЗ с дополнениями от 03 апреля 2020 года, дали возможность для работы потребителя непосредственно с поставщиком услуг. В обход, так сказать, посредника в лице управляющей компании.

До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2020 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

Особенности заключения договоров

В случаях, когда собственники многоквартирного дома решили на общем собрании перейти на работу с РСК без посредников, круг мероприятий управляющей организации сужается.

  1. Ответственность за качество деятельности, проводимой на общедомовой территории. Жалобы жильцов направляются в УК, служащие которых обязаны реагировать на них, проводить осмотр и составлять акты произошедших ЧС. Если не удастся найти доказательства вины РСО, то УК в полной мере отвечает за случившееся. Сумма нанесенного ущерба физического и морального возлагается на УО.
  2. Когда в контракте о социальном найме жилья прописано, что передача данных, снятых с учетных приборов в квартире направляется в УК, их сотрудники обязаны вовремя обрабатывать полученную информацию в РСК для возможности расчета и начисления оплаты за потребляемый ресурс.
  3. Содержание имущества, принадлежащего на общих правах совладельцам МКД, находится в компетенции управляющей организации. Заключение договоров по остальным направлениям – обязанность УО.

Плюсы, минусы и зона ответственности по новому закону у УК и РСО

Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.

  • расчет стоимости обслуживания;
  • распределение суммы по списку жильцов;
  • выставление счетов;
  • контроль за своевременной оплатой;
  • заключение договором с поставщиком услуг.

Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.

Читайте так же:
Как оспорить судебное решение

В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.

  1. Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
  2. Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
  3. Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.
  • ведение учета плательщиков и неплательщиков;
  • своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
  • контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.

Нюансы перехода на прямые соглашения с РСО

При работе с лицами, имеющие задолженность, на управляющей компании остается лишь предоставление доступа к совместному имуществу МКД, где сосредоточены развилки коммуникаций.

Еще положительный момент для УК – снижение объемов поступающих средств дает возможность сменить систему налогообложения, переведя ее на упрощенный вариант – это позволяет экономить деньги за счет уменьшения работы. Декларация подается один раз в год и сумма при этом станет значительно меньше.

Выставляя счета за услуги, РСК несет ответственность за их достоверность. Ошибки в расчетах чреваты наложением 50% штрафа от указанной суммы на директора ресурсоснабжающей организации.

Потребитель, выявив ошибку в квитанции, должен написать заявление в РСО. Если официального ответа не последовало, можно обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор или направить заявление в судебную инстанцию.

Основания для перехода согласно законодательства в 2020 году

  1. На собрании собственников многоквартирного дома принято решение о заключение прямого договора с РСО, а руководство фирмы возражений не имеет.
  2. Второй вариант развития событий – финансовые споры между управленческим предприятием и ресурсоснабжающей компанией. Причитающиеся РСК средства не перечисляются УК или предоставляются в не полном объеме, с нарушениями сроков.

Не путать понятие «прямые договора» и «расчеты» – закон РФ в части Жилищного кодекса гласит, что вносить платежи разрешается напрямую на расчетный счет РСО. Это также касается при выступлении УК в качестве посредника.

Подробно ознакомиться с вопросом, с юридической точки зрения можно тут – последняя редакция 2020 г. ЖК №188/ФЗ статья 155. О нормативах прямых расчетов написано в Федеральном законе №123, от 4 июня 2001 года с изменениями.

Исключение – оплата за непосредственно услугу содержания недвижимого имущества. Ежемесячные взносы должны поступать на счет управляющей компании.

Главным отличием между прямым соглашением с РСО и формой аналогичных платежей заключается в том, что во втором случае контракт подписывается с УК. В ситуации возникновения задолженности, сумму неустойки праве требовать только управляющая компания.

У РСК нет полномочий для взаимодействий с должниками в прежнем формате. Однако заключив прямой договор с ресурсообеспечивающей организацией, проблема автоматически разрешается.

Процедура заключения

Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.

Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.

Определение задолженности при переходе с УК на договор с РСО

Сумма долга, на который претендует ресурсоснабжающая организация, будет высчитываться исходя из нормы потребления данного ресурса в среднем по стране. Решение закреплено судебным постановлением и актом сверки. В этом вопросе показания учетных приборов в расчет не берутся.

Алгоритм

Для того чтобы провести заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями необходимо сначала получить их одобрение. Если РСО согласилось, то назначается собрание собственников многоквартирного дома.

Вопрос об этом вносится в повестку дня. При достижении кворума на ОСС, председатель сообщества МКД заключает договор с РСК. Смена обслуживающих дом организаций допускается не чаще, чем один раз в год. Предыдущего поставщика услуг следует поставить в известность о расторжении контракта, не менее чем за месяц.

  • Сообщить УК или ТСЖ о том, что деловые отношения будут прекращены через 30 дней.
  • Поставить в известность органы ГосЖилНадзора.
  • Поместить объявление для владельцев квартир МКД на информационном стенде, на сайте УК или компании, поставляющей ресурсы.

Уведомить о будущем событии всех участников сделки следует не позднее, чем за месяц. По прошествии 30-дневного срока, договор автоматически считается расторгнутым.

Необходимая документация

На начальном этапе следует сформировать соответствующий запрос на имя руководителя ресурсоснабжающей компании с просьбой заключить прямой контракт о сотрудничестве.

Читайте так же:
Сколько выговоров нужно для увольнения сотрудника в 2022 году
ДокументСсылка
Образец договора с РСОСкачать
Приложения к контракту
Данные о состоянии жилого фонда, количественное и качественное№1
Акт эксплуатационной ответственности№2
Балансовая отчетность№3
Форма передачи показателей учетно-измерительных приборов№4
Шаблон уведомления о смене тарифного плана№5
Бланк для заполнения при возникновении задолженности перед РСО№6
Образец акта по сверке№7
Протокол
№1Один
№2Два
№3Три

Обязанность собственника нежилого помещения заключить договор с РСО

Согласно постановлению № 1498 от 26 декабря 2016 года собственники нежилых помещений обязаны самостоятельно искать РСК (ресурсоснабжающие компании) и заключать непосредственно с ними договора.

Процедура передачи показаний счетчиков для компании — поставщика ресурса

Показания измерительно-учетных приборов по воде, свету и газу потребитель передает в управляющую организацию. Компания, в свою очередь, должна своевременно и в полном объеме передать полученные данные в РСК, если иное не прописано в договоре с РСО.

Что делать, если МКД перешел на прямой договор с РСО, а платежи от УК продолжают поступать

В этом случае бухгалтер и руководитель управляющей несут полную ответственность за этот неправомерный поступок. Если до поступления текущего платежа от потребителя на счет, ситуация будет исправлена, то наказание не последует. В противном случае назначается штраф в двойном размере от выставленной суммы.

Проверка законности ГЖИ начисления платы ресурсоснабжающей организацией

Деятельность ГосЖилНадзора регулируется ст. № 20 ЖК РФ, в которой сказано, что сотрудники ГЖИ имеют право на проверку документов по начислению коммунальных платежей. Основная работа ведомства – упреждать и пресекать любые нарушения, связанные с ущемлением прав потребителей.

Основания для жалобы

  • некачественно поставляемые услуги;
  • перебои в подаче воды, свете, газа;
  • неправомерно завышенные платежи за обслуживание РСК.

Направлять претензию в жилищную инспекцию можно в индивидуальном порядке и коллективно. Для этого следует собрать пакет документов, подтверждающий факт нарушения. Обращаться в ГЖИ необходимо после того, как официальное письмо на имя руководства РСК было проигнорированы, о чем есть бумажное доказательство.

Образец жалобы

Новшества в законодательной базе ЖКХ коснуться заключения прямых договоренностей с РСК, даже если у МКД есть компания управляющая, а ранее все услуги поставлялись через нее. Суть вопроса – коммунальное обслуживание.

Переход к прямой работе с компаниями, поставляющими ресурсы, пока не отлажен, не все вопросы отработаны на законодательном уровне. Поэтому на том или ином этапе будут возникать проблемы.

О пользе перехода МКД на прямой договор для управляющих организаций

Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ позволил собственникам помещений в МКД и поставщикам ресурсов заключать прямые договоры на поставку коммунальных услуг, исключив из процесса управляющие организации. Читайте о положительных для УО моментах перехода жителей домов и РСО на прямые отношения.

Коротко о Федеральном законе от 03.04.2018 № 59-ФЗ

До принятия № 59-ФЗ перейти на прямые отношения с поставщиками коммунальных ресурсов могли только многоквартирные дома с непосредственным управлением. Введённые законом поправки в Жилищный кодекс РФ предоставили такую возможность всем МКД, независимо от формы управления (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Инициировать процесс перехода к прямым договорам могут либо жители МКД, приняв решение на общем собрании собственников, либо ресурсоснабжающая организация, если у управляющей организации есть задолженность, превышающая размер средней оплаты по договору за два платёжных периода. При этом задолженность должна быть подтверждена подписанным УО актом сверки или вступившим в силу решением суда (п. 7.5 ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).

Работа управляющих организаций после принятия № 59-ФЗ

Положительные изменения в работе УО при переходе на прямые договоры

Управляющим организациям при переходе жителей МКД на прямые договоры с РСО закон отвёл пассивную роль, ведь они напрямую не влияют на ситуацию. Зато они могут извлечь максимальную пользу из ситуации. Многие изменения в работе организации в связи с прямыми договорами между собственниками и РСО могут положительно сказаться на работе УО.

1. После реализации жителями домов своего права на переход к прямым отношениям с РСО изменяется зона ответственности управляющей организации, сокращается круг её обязанностей.

Предоставление даже одной коммунальной услуги требует от её исполнителя больших трудозатрат: ведение базы данных о собственниках и пользователях помещений в доме, её актуализация, расчёт и сбор платы за предоставленную КУ, расчёты и ведение договорных отношений с поставщиком ресурса.

Лишаясь статуса исполнителя КУ, управляющая организация уже не вправе выставлять счета за услугу, вводить в эксплуатацию приборы учёта, оформлять акты о безучётном потреблении ресурсов и несанкционированном вмешательстве в работу ПУ (п. 32 ПП РФ № 354). Это также избавляет УО от затратных по времени и объёму работ.

После исключения УО из схемы предоставления и оплаты коммунальной услуги она получает возможность перераспределить трудозатраты, сосредоточить внимание на основных направлениях деятельности – на жилищных услугах, содержании и ремонте общего имущества МКД.

2. При переходе на прямые договоры с жителями МКД вместе с платежами без посредников РСО получают и долги потребителей за коммунальные услуги.

Взыскание просроченной задолженности весьма трудозатратно, ведь необходимо вести учёт задолженности, составлять уведомления в адрес должников, проводить мероприятия по полному или частичному ограничению потребления ресурса в помещениях неплательщиков, взыскивать долги в судебном порядке.

С момента передачи полномочий по предоставлению КУ непосредственно поставщикам управляющие организации перенаправляют эту работу в РСО. Роль УО при взыскании задолженности сводится к предоставлению представителям РСО доступа к общему имуществу дома для введения полного или частичного ограничения подачи коммунальной услуги в помещениях неплательщиков (п. 4 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).

3. Прямые расчёты за поставленную потребителям коммунальную услугу снизят объём выручки управляющей организации, что даст УО возможность перейти на упрощённую систему налогообложения (УСН).

Изменение системы налогообложения на упрощённую позволит управляющей организации экономить средства и время сотрудников, поскольку при УСН налоговый и бухгалтерский учёт ведутся по упрощённой схеме, налоговая декларация подаётся один раз в год, а налоговая нагрузка на УО уменьшается по сравнению с общей системой налогообложения (гл. 26.2 НК РФ).

Прямые договоры не сняли с УО ответственность за качество услуг

Обязанности УО, оставшиеся неизменными после принятия № 59-ФЗ

Если жители многоквартирного дома приняли решение о заключении договора на поставку КУ непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, то работа УО перестроится. Но при этом ряд обязанностей остаётся за управляющей организацией и после лишения её статуса исполнителя коммунальных услуг.

1. УО по-прежнему отвечает за качество предоставления коммунальных услуг в пределах границ балансовой принадлежности МКД. Управляющая организация принимает жалобы от жителей дома и проводит проверки изложенных в обращениях фактов вместе с исполнителем КУ (п.п. 2, 3 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).

При этом если вина РСО в предоставлении услуг ненадлежащего качества не доказана, то ответственной за это будет управляющая организация. Именно УО оплатит ущерб и моральный вред, нанесённые потребителю из-за КУ ненадлежащего качества (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ, п. 103 ПП РФ № 354).

2. Если в договоре социального найма или договоре управления указано, что жители МКД должны передавать показания приборов учёта в управляющую организацию, то УО обязана предоставлять полученные сведения ИПУ и ОДПУ в РСО для корректного расчёта платы за коммунальную услугу (п. 1 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).

3. УО даже при прямом договоре собственников с ресурсоснабжающей компанией обязана содержать общее имущество дома (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ). Управляющая организация по-прежнему заключает соответствующие договоры с РСО. Поставщик ресурса направляет счета в адрес управляющей организации, а она собирает деньги с жителей МКД, включая её в плату за содержание жилого помещения.

Правила работы УО, ТСЖ и ЖК по упрощённой системе налогообложения

Изменение отношения УО к ситуации с прямыми договорами

Несмотря на то, что переход жителей МКД на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг напрямую не зависит от управляющей организации, она может косвенно влиять на ситуацию.

Например, по доверенности от одного из собственников помещения в МКД оспаривать в суде протокол общего собрания, на котором принято решение о заключении такого договора. Или отказываться подписывать акт сверки задолженности, без которого РСО не может в одностороннем порядке расторгнуть действующие договоры с УО даже при наличии долга. В таком случае лишение управляющей организации статуса исполнителя КУ затянется на время судебных разбирательств.

  • перестроить работу по управлению домом, сделать её более эффективной за счёт уменьшения зоны ответственности и уменьшения трудозатрат на иные цели;
  • при возможности перейти на упрощённую систему налогообложения, позволяющую экономить;
  • построить конструктивные отношения с РСО, чтобы повысить энергоэффективность дома и снизить затраты ресурсов на содержание общего имущества МКД.

Если УО и собственники помещений в доме пришли к мнению, что необходимо перейти на прямые договоры с РСО, но никак не могут организовать собрание, помочь им может сервис «ОСС на 100%».

Кому выгодны прямые договоры с РСО?

В последнее время достаточно широкое распространение получила практика перехода на прямые расчеты между ресурсоснабжающими организациями и потребителями (населением) за отопление и снабжение горячей и холодной водой. Всегда ли это соответствует интересам населения?

Необходимо отметить, что переход на прямые расчеты между потребителями и ресурсоснабжающими организациями в большинстве случаев осуществляется независимо от положений существующих договоров с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, с наймодателями или управляющими жилищными организациями и вопреки условиям этих договоров.

Одной из основных причин, побуждающей коммунальные предприятия к подобным действиям, является то, что в этом случае они получают платежи населения напрямую, а не от муниципальных предприятий — посредников, компаний по управлению жилищным фондом или жилищных организаций. Население является наиболее аккуратным плательщиком, что позволяет ресурсоснабжающим организациям в случае перехода на прямые договоры получать денежные средства своевременно и в полном объеме.

Несмотря на существующие, на первый взгляд, преимущества такого способа оплаты коммунальных услуг, переход на него выгоден лишь ресурсоснабжающим организациям и имеет существенные недостатки. Подобная практика ставит потребителей в невыгодное положение и существенно ограничивает их возможности по отстаиванию своих прав в случае нарушения ресурсоснабжающими организациями обязанностей по договору.

При прямых договорах ресурсоснабжающих организаций с населением о предоставлении коммунальных услуг и прямых расчетах затрудняется реализация систематического и квалифицированного контроля за соблюдением прав и интересов потребителей, возможность привлечения нарушителей к гражданско-правовой ответственности, а также возможность снижения размера оплаты в случае ненадлежащего выполнения договорных обязательств по срокам, объемам и качеству поставки ресурсов. Если сравнивать экономическую «весомость» отдельного гражданина (потребителя) и предприятия, являющегося локальным монополистом, и оценивать их возможности влиять на разрешение спорных вопросов (в том числе в судебном порядке), то очевидно, что это сравнение будет не в пользу отдельного гражданина.

Несомненно, отдельный гражданин является более слабой стороной при разрешении разногласий между ним и ресурсоснабжающей организацией. В случае нарушения прав потребителя ему тяжело вести дело с организацией, имеющей штатных экономистов, юристов и других специалистов, заинтересованных в том, чтобы не допустить нежелательных прецедентов ответственности своей (ресурсоснабжающей) организации.

Кроме того, есть вероятность удовлетворения требований лишь отдельных потребителей («активистов»). При этом подобные нарушения в отношении других потребителей, как правило, остаются без ответственности. Ведь далеко не каждый потребитель осознает, что его права нарушены и в чем именно состоит его нарушение. К сожалению, правовая грамотность потребителей пока не имеет широкого распространения. Большинство потребителей или не знают о нарушении своих прав (например, незнание предельно-допустимого суммарного периода отсутствия горячей или холодной воды в течение расчетного периода, незнание температурных пределов, нарушение которых может быть квалифицировано как полное отсутствие коммунальных услуг снабжения горячей водой или отопления и т.п.). В ряде случаев они не знают, к кому обратиться с претензией: к управляющей, жилищно-эксплуатационной или ресурсоснабжающей организациям, в органы местного самоуправления или к другим лицам? Многие потребители не верят в реальность «найти справедливость» и в возможность быстрой, эффективной и надежной защиты своих прав или не хотят тратить на это силы, время и нервы, а также по другим подобным причинам.

В случае же, когда от имени жильцов многоквартирного дома выступает управляющая компания, она выполняет обязанности по защите интересов всех жильцов. В этих случаях управляющая организация и в результате собственного контроля, и в случае поступления отдельных обращений потребителей имеет возможность распространить единичные «сигналы» на все подобные случаи, то есть защитить и тех граждан, которые не обращались. Кроме того, управляющая организация способна защитить права и интересы потребителей более квалифицированно, чем отдельно взятый потребитель. Несомненно, это «невыгодно» ресурсоснабжающим организациям, и их стремление в ущерб интересам потребителей уйти от всеобъемлющего контроля понятно.

Переход на прямые расчеты за коммунальные услуги требует создания в структуре ресурсоснабжающих организаций абонентских отделов, которые будут заниматься начислением платежей, изготовлением и доведением до потребителей платежных документов, определением размера снижения оплаты в случае нарушения ресурсоснабжающими организациями установленных параметров качества коммунальных услуг, перерасчетом за потребление коммунальных услуг при их временном отсутствии или изменении количества проживающих граждан, учетом установленных льгот и субсидий, ведением необходимой базы данных по потребителям.

Это неизбежно приведет к дублированию функций, увеличению штата сотрудников и, в конце концов, выльется в необходимость значительного повышения тарифов, в структуру которых будет необходимо включить расходы на содержание абонентских отделов.

Сейчас в жилищном фонде практически отсутствуют индивидуальные приборы регулирования и учета потребления тепловой энергии. Это означает, что в случае нарушения ресурсоснабжающей организацией своих обязанностей (например, по поддержанию в жилых помещениях требуемой температуры воздуха или по обеспечению бесперебойного водоснабжения) потребитель не имеет другой альтернативы, кроме как воспользоваться механизмом снижения платы за отопление. Процедура снижения платы требует значительных затрат времени и сил и, очевидно, не все потребители смогут и захотят ею воспользоваться. В результате ресурсоснабжающая организация может получить оплату за те ресурсы, которые она не поставила или поставила не должным образом.

Необходимо отметить, что в большинстве случаев переход на прямые расчеты производится в результате «волевых» решений высокопоставленных чиновников местных администраций и не соответствует имеющимся договорам с потребителями. То есть независимо от содержащихся в действующих договорах обязательств потребителей об оплате коммунальных услуг управляющей жилищной организации, помимо воли потребителей, ресурсоснабжающие организации направляют уведомление управляющей организации о расторжении договора на поставку ресурса и начинают выставление отдельных квитанций собственникам напрямую.

Таким образом, практику заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между потребителями, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающими организациями, а также практику направления потребителями платежей за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям необходимо признать не соответствующей интересам конечных потребителей.

Плюсы и минусы прямых договоров для собственников

В чате телеграм канала ЖКХ ежемесячно обсуждают плюсы и минусы прямых договоров. Так как обсуждения строятся вокруг одних и тех же доводов, решила обобщить их в одном месте.

Минусы прямых договоров для собственников

Те собственники, которые по своему желанию или желанию ресурсоснабжающей организации перешли на прямые договоры, отмечают такие возникшие трудности:
✖ Стало больше квитанций (не всегда).
✖ До ресурсоснабжающих организаций труднее достучаться, чем до управляющих компаний.
✖ Сложнее составлять акты о некачественных услугах.
«Возникла чехарда с передачей показаний. У меня включен автоплатеж, поэтому я не передавал показания через ЛК сбербанка, а отправлял на эл.почту УК. УК отказалась принимать показания после перевода на прямые договоры. Стал отправлять ресурсникам. Но они их учитывают через раз. Дозвониться разобраться нереально. 2 месяца бодался с УК и ресурсниками, чтобы разместили счетчики на ГИС ЖКХ. В итоге разместили».
«Разобраться, кто где накосячил стало на порядок сложнее. Например, теплоснабжающая организация выставляет за подогрев воды за один объем кубов, а горводоканал другой. Валят друг на друга».

Плюсы прямых договоров для собственников

✔ Сторонники прямых договоров видят плюс в том, что деньги за коммунальные услуги не осядут в кармане управляющей организации, а пойдут точно по назначению, и ресурсоснабжающая организация не отключит дом от коммунальных ресурсов за долги управляющей компании. Подписчики вспоминали случаи, когда у них отключали газ или угрожали отключить свет в лифте.

Противники прямых договоров на это возражают:

  • Если УК не ворует деньги и расплачивается с ресурсниками, то плюса не возникает. А если она не платит ресурсоснабжающим организациям, то логичнее поменять управляющую компанию.
  • УК и ресурсники сами между собой разберутся по оплате ресурсов, собственников это должно волновать в меньшей степени.
  • Незаконно отключать дом с добросовестными плательщиками от ресурсов за долги управляющей компании. Если ресурсник настолько наглый, что пренебрегает требованиями закона, то отключит и при прямых договорах, например, за долги УК по коммунальным ресурсам, потребляемым при содержании общедомового имущества.

✔ Те, кто за прямые договоры, среди преимуществ называют также отсутствие проблем при банкротстве управляющей компании: не надо доказывать, что оплатил ей коммунальные услуги.

✔ Другим плюсом эти собственники видят возможность оплачивать только те услуги, которые хочется: при частичной оплате ЖКУ управляющая компания разнесет неполную оплату по разным строкам квитанции, и собственнику сложнее заплатить только за свет или воду; даже если указывать назначение платежа, оно обычно не учитывается, что вполне соответствует сложившейся судебной практике.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию