Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предоставление жилого помещения очередникам в Москве

Кто получит бесплатную квартиру

С начала этого года департамент городского имущества Москвы направил двум тысячам московских семей очередников уведомления с предложением воспользоваться субсидией на приобретение или строительство жилья. МОСЛЕНТА выяснила, кому, где и на каких условиях предоставляется сейчас льготная жилплощадь в Москве.

Как продвигается очередь на льготное жилье?

Распределение квартир среди очередников и тех, кто имеет право на внеочередное предоставление льготного жилья, в Москве происходит в рамках целевой программы «Жилище». Сроки ее проведения: с 2012 по 2018 годы. В зависимости от материального положения семьи и срока ожидания в «очереди» москвичам предлагают разные варианты улучшения жилищных условий проживания: от субсидий на строительство или приобретение жилья до купли-продажи квартир с рассрочкой платежа или предоставления жилья по договорам социального найма, где семья платит около 60 процентов от стоимости коммунальных услуг, а остальное дотируется за счет бюджета. В частности, в этом году 600 квартир будут предоставлены в рамках социального найма очередникам, ветеранам Великой Отечественной войны и инвалидам.

Как рассказал в интервью каналу М24 руководитель департамента городского имущества Москвы Владимир Ефимов «на сегодняшний момент существует три, скажем так, очереди, которые выстроены в порядке даты постановки на учет. Первая — до 2005 года. Это та очередь, которая была сформирована, она у нас, как данность<…> Если мы говорим про очередь после 2005 года, то есть те, кто претендуют только на социальный наем, это малоимущие очередники. Они не могут участвовать в платных программах реализации жилья и должны дождаться своей очереди на получение жилья в социальный наем. Есть жители города, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но имеют возможность в силу своих доходов участвовать в платных программах. Есть и такие категории граждан, как ветераны Великой Отечественной войны». При этом многодетные семьи включены в общую очередь и, в отличие от ветеранов ВОВ, правом на внеочередное предоставление жилья не обладают.

###Как «встать в очередь» на льготное жилье?

В департаменте городского имущества Москвы МОСЛЕНТЕ пояснили: «Встать на жилищный учет могут граждане Российской Федерации, имеющие жилищную обеспеченность менее десяти квадратных метров площади жилого помещения на человека (15 квадратных метров, если заявитель проживает в коммунальной квартире), официально проживающие в Москве более десяти лет и не ухудшавшие свои жилищные условия (продажа жилых помещений, регистрация новых членов семьи) в течении последних пяти лет. Площадь новой жилплощади определяется исходя из определенной законодательством нормы предоставления площади по 18 квадратных метров на человека».

Большая часть предлагаемых очередникам квартир — это новостройки. Эта находится на улице Мневники

Чтобы претендовать на бесплатное жилье, семья должна быть признана малоимущей. «Для расчета малоимущности в целях постановки на жилищный учет оценивается возможность семьи улучшить жилищные условия самостоятельно, — объясняет представитель департамента. — В формуле расчета учитывается жилищная и имущественная обеспеченность всех членов семьи, ежемесячный семейный доход, а также прожиточный минимум. Для Москвы он определен в размере 17296 рублей для работающих членов семьи и 13080 рублей для детей. Сведения о доходах и имуществе семьи запрашиваются при постановке на учет, во время плановой перерегистрации очередников раз в несколько лет и непосредственно перед предоставлением жилья.»

Семьям, которые соответствуют указанным требованиям, но имеют определенный доход, город предлагает участие в возмездных программах, в очередь на бесплатное жилье их не включают.

Из 86,5 тысяч семей, состоящих сейчас на жилищном учете в Москве, 500 встали на учет в этом году. На данный момент на очередь в качестве нуждающихся, то есть малообеспеченных, в Москве поставлено около 100 семей, а «нуждающихся в содействии» — более 400.

Для того чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий, нужно обратиться в любой удобный для вас центр государственных услуг «Мои Документы» (МФЦ) с письменным заявлением, в котором указываются жилищные условия семьи, время проживания в Москве и если есть — льготы на внеочередное или первоочередное предоставление жилья у ее отдельных членов.

Предложения по возмездным формам получают те, кто встал на учет до 2005 года. В случаях, когда на одно предложение претендуют несколько семей, сначала жилье предлагают тем, кто простоял в очереди дольше остальных.

Также в рамках программы «Жилище» департамент предлагает компенсацию в денежном или натуральном виде жильцам сносимых пятиэтажек. Собственникам и нанимателям квартир городские власти предоставляют равнозначные по количеству комнат жилые помещения в новостройках. Более 1 500 пятиэтажек уже расселено и снесено, программа выполнена на 90 процентов. Осталось около 130 домов, половина из которых будет отселена до конца года, оставшиеся будут сноситься в 2016-2017 годах.

Город предлагает очередникам квартиры, полностью готовые к проживанию: с отделкой, сантехникой и плитами

«Мы предлагаем квартиры, как правило, на пять-десять, в некоторых случаях на 20 процентов большие по площади, чем были, — объясняет Ефимов. — Это новые дома, современные, с новой инженерией, с хорошей планировкой. Кроме того, в ряде случаев у граждан есть возможность улучшить свои жилищные условия, воспользовавшись платными программами. Например, если семье при переселении положена двухкомнатная квартира, за доплату, по льготной цене, семья может приобрести трехкомнатную квартиру, доплатив за разницу в метрах».

###Где и на каких условиях предлагаются квартиры?

Средней цены за квадратный метр льготной жилплощади не существует: «Возмездные формы улучшения жилищных условий предполагают продажу квартир очередникам по льготной цене, основанной на себестоимости строительства, — комментирует ситуацию представитель департамента городского имущества Москвы. — Выкупная стоимость квартиры в каждом случае рассчитывается индивидуально: на итоговую цену жилья влияет как место, в котором находится квартира, так и количество лет, проведенных семьей в очереди».

Тем, кого расселяют из сносимых пятиэтажек, квартиры предоставляются в районе проживания. Расположение нового жилья для городских очередников также определено законом — новые квартиры по договорам социального найма и безвозмездного пользования даются только в границах города. Большая часть предлагаемых квартир — это новостройки, но есть и вторичный фонд. В любом случае город предлагает квартиры, полностью готовые к проживанию: с отделкой, сантехникой и плитами.

Как рассказал замруководителя департамента городского имущества Иван Щербаков в интервью M24, «динамика очереди показывает, что меры поддержки социально незащищенных категорий семей в жилищной сфере эффективны. Так, в 2005 году на жилищном учете состояло 197 тысяч семей, а на начало 2015 года осталось всего 86,5 тысячи семей. Только за последние пять лет число нуждающихся сократилось на 44 тысячи семей».

Читайте так же:
Срок действия исполнительного органа в ООО

Нормы предоставления жилой площади по договору социального найма очередникам в Москве

Наша семья находится на жилищном учёте с 1990 года. Занимаем 2 комнаты 13 и 18 м в трёхкомнатной коммунальной квартире общая площадь 51 м. состав семьи 6 человек, я 58 лет, моя мать 82 года, моя дочь 32 года, моя бывшая жена 46 лет, её дочь 20 лет и сын 12 лет от другого брака. У жены есть доля в квартире в Подмосковье-30 м,которая учитывается ДЕПАРТАМЕНТОМ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА. подошла наша очередь, что бы не получить ещё одну большую коммунальную квартиру хотим получить ж.п. в дополнение к занимаемой. Департамент предложил оставить в двух комнатах-51 м — меня, мою дочь и мою мать и в дополнение предлагает однокомнатную квартиру 30 м на мою бывшую жену, имеющую долю 30 м и её дочь 20 и несовершеннолетнего сына. Насколько правомочно предложение департамента и какую площадь, ведь в обоих вариантах очередники не будут обеспечены по норме предоставления — трое остающиеся в дух комнатах обеспечены меньше, чем по 18 м на человека и двое взрослых не супруги-не могут быть вселены в одну комнату и на троих, где двое взрослых, предоставляется однокомнатная квартира. Что мы можем требовать по законодательству. Прошу внимательно читать вопрос и не присылать скоропалительные ответы.

Ответы на вопрос:

Это неправомерно. И Вы в принципе сами на свой вопрос ответили. Дело в том, что жилье по договору социального найма должно предоставляться не менее нормы предоставления на члена семьи. А у Вас площадь на одного члена семьи в предложенных вариантах меньше

Так что не соглашайтесь. При нарушении Ваших прав обратитесь в прокуратуру и суд.

ЖК РФ Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч.

Согласно ст. 58 ЖК Вы вправе требовать предоставления жилья по договору социального найма по норме предоставления. Поэтому Вашей семье должны предоставить не менее 108 кв.м. жилья (с учетом доли бывшей супруги в подмосковье)

Есть нормы предоставления жилой площади в Москве и они установлены ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

5) на семью из четырех или пяти граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

6) на семью из шести и более граждан — жилое помещение (жилые помещения) площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения (жилых помещений) может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

Нормы вот таковы, Ваши права нарушаются, можете не соглашаться, а требовать предоставления по нормам установленным правительством г.Москвы.

Закон г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 N 29

Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы

1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Определение размера площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, производится с учетом уровня обеспеченности граждан, состоящих на жилищном учете, площадью жилых помещений, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 9 настоящего Закона.

2. При обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями с учетом размера площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, суммарная площадь всех жилых помещений может превышать размер, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, но не более чем на 9 квадратных метров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества граждан, состоящих на жилищном учете, по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав граждан, состоящих на жилищном учете, включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. В случае если среди членов семьи, постоянно проживающих по этому же адресу, имеются граждане, не состоящие на жилищном учете, площадь жилого помещения, приходящаяся на таких граждан, при обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, не подлежит увеличению.

Читайте так же:
Номер двигателя не совпадает с птс

5. Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру площадью жилого помещения не более чем 40 квадратных метров.

6. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

5) на семью из четырех или пяти граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров);

6) на семью из шести и более граждан — жилое помещение (жилые помещения) площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения (жилых помещений) может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

7. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.

8. Права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы.

9. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению медицинских организаций либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации или абилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации или абилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

10. Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.

Департамент городского имущества города Москвы и очередники Москвы. Кто кого?

По данным Департамента городского имущества города Москвы на начало 2019 года на жилищном учете состоит 62 365 семей.

За 2018 год по мере прохождения перерегистрации учетных дел были улучшены жилищные условия 3 606 семей, в том числе:

— 1 651 семье предоставлена субсидия на приобретение или строительство жилья на общую сумму 4,142 млрд руб.;

— 123 многодетным семьям предоставлена компенсационная выплата в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.05.2016 № 271-ПП на общую сумму 799 млн руб;

— 938 семьям предоставлены жилые помещения по договорам купли-продажи, в том числе с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования;

— 894 семьям предоставлены жилые помещения по различным договорам на безвозмездной основе, включая 39 семей (157 человек) инвалидов-колясочников, обеспеченных специально оборудованными жилыми помещениями.

Кроме того, 1 884 семьи отказались от предложенных им вариантов улучшения жилищных условий, в том числе от 3-х и более вариантов жилых помещений. (!)

На реализацию программ по улучшению жилищных условий в Москве планируется направить 9 млрд рублей.

Для справки: бюджет города Тулы на 2019 год составляет 15,8 млрд рублей.

Реновация и очередники

Проводимая в Москве реновация должна затронуть более одного миллиона москвичей, или более 350 тысяч семей. Все они должны сменить место жительства в течение 15 лет.

Для кого-то из москвичей реновация окажется благом. Кого-то она переедет катком, силой заставив сменить уютные квартирки в еще добротных пятиэтажках на квартиру в уплотненно застроенном микрорайоне Москвы. К слову, в Москве есть сторонники реновации, так и ее противники.

Но особой категорией жителей, которых затронет программа, являются очередники, часто ожидавшие жилья 20 лет и более.

Социальные задачи или имущественный комплекс?

Обеспечением граждан — очередников социальным жильем в Москве ведает Департамент городского имущества города Москвы. Вот какие основные функции осуществляет главный орган Правительства Москвы, ведающий вопросами социального жилья:

Департамент является функциональным органом исполнительной власти города, осуществляющим функции: — по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена; — приватизации имущества города Москвы; — выполнения полномочий собственника в отношении имущества и земель города Москвы, использования, охраны и их учета на территории города Москвы; — по изъятию земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества на присоединенной территории; — по разработке и реализации государственной политики в имущественной и земельной сферах, предоставлению государственных услуг в части реализации прав физических и юридических лиц.

Из документов об образовании этого органа, а создан он в 2014 году путем реорганизации, следует, что Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в функции которого входило решение следующих задач:

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ДЖПиЖФ г. Москвы) является подведомственным Правительству Москвы отраслевым органом исполнительной власти города Москвы. Входит в Комплекс социальной сферы.

ДЖПиЖФ г. Москвы образован в целях проведения в столице единой жилищной политики. Департамент осуществляет правомочия собственника по распоряжению жилыми помещениями, принадлежащими городу Москве, которые предназначаются для решения социальных задач и реализации городских жилищных программ.

Читайте так же:
Берут ли в армию с судимостью, можно ли служить с погашенной судимостью

Заметили разницу? В функции созданного Департамента городского имущества решение социальных задач не входит. И это незамедлительно отразилось на жилищной и социальной обстановке в Москве.

По словам главы департамента Ефимова сомнительно то, что нормальная семья, где есть двое работающих людей, которые не являются иждивенцами, в городе, где нет безработицы, просят помощи. Это, по его мнению, просто мошенники, которые скрывают свои доходы. Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2183345.html

Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» — закон, опережающий время

Основным документом, регламентирующим порядок учета и обеспечения жителей Москвы социальным жильем является Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (вместе с «Перечнем стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве», «Перечнем правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья») (далее Закон № 29).

Следует сказать, что упомянутый Закон № 29 — это именно тот Закон, который в «опережающем режиме» в противоречии с федеральным законодательством установил ценз проживания на территории Москвы для получения социального жилья в 10 лет. (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2007 N 5-Г07-56 <Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года>). (О практике применения этого Закона судами можно посмотреть здесь).

За время применения Закона № 29 судами г. Москвы выработаны основные позиции по наиболее спорны вопросам.

Почему снимают с жилищного учета в Москве — 3 самых «популярных» незаконных основания

Какие же основания для снятия граждан с учета в г. Москве чаще всего использует Департамент городского имущества города Москвы ?

1. Ищем лишнее жилье, или Утрата нуждаемости в жилье.

Это, пожалуй, самое часто встречающееся основание для снятия граждан с жилищного учета.

Первым и самым важным условием для получения жилья от государства является обеспеченность гражданина жилым помещением менее учетной нормы, которая устанавливается в каждом муниципалитете с учетом местных реалий.

В Москве учетной нормой для того, чтобы граждане могли быть признаны нуждающимися в жилье, является норма в 10 кв.м. на человека (15 кв.м. в коммунальных квартирах). Нормой предоставления является норма в 18 кв.м. на человека. Изменение параметров обеспеченности, когда она становится выше нормы предоставления жилья, является основанием для снятия граждан с учета. Для расчета обеспеченности учитывается все жилье, имеющееся на каком-либо праве у членов семьи заявителя.

П. 2. ст. 1 Закона № 29:

Члены семьи заявителя — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

В большинстве своем очередники стоят в очереди на получение жилья не один десяток лет. Наибольшее количество очередников приняты на учет с начала 90-х до 2000 года из числа переехавших в Москву в этот период соотечественников. За такое продолжительное время семейный статус заявителей конечно же изменяется: люди вступают в брак, разводятся и т.п. Используя положения п. 2 ст.1 Закона 29 г. Москвы, Департамент исключает из числа очередников тех граждан, в собственности или в пользовании которых оказалось жилья более нормы предоставления за счет новых членов семьи. Но, если новый член семьи на момент постановки очередника на жилищный учет еще членом семьи не являлся, в «учетную квартиру» (ту, расчет площади которой принимался на момент постановки на жилищный учет) не вселялся, и на жилье за счет бюджета Москвы не претендует, учитывать его обеспеченность жильем для уже принятых очередников оснований не имеется.

Например, заявительница с сыном и матерью состояла на учете как нуждающаяся с 1998 года. Занимали квартиру площадью 27 кв.м. После вступления заявительницы в 2015 году в брак распоряжением Департамента вся семья была снята с учета по той причине, что у мужа заявительницы имеется в собственности однокомнатная квартира в г. Краснодаре площадью 37 кв.м.

Позиция московских судов по этому вопросу уже сформировалась — снятие граждан с учета в таких случаях незаконно. Случаев снятия с учета по указанному основанию в последнее время становится меньше. Но Департамент настойчиво изыскивает новые способы трактовки законодательства — теперь на консультацию обращаются граждане из расчета нормы предоставления которых исключают «излишки» жилой площади, которыми, по мнению чиновников, владеет или пользуется новый член семьи сверх нормы предоставления. Такое толкование Закона № 29 также не имеет под собой оснований.

Сюда же можно отнести случаи учета непригодного для проживания жилья, площади коридоров в коммунальных квартирах, учет жилья, на которое заявитель-очередник прав не имеет.

2. Чтоб ты жил на одну зарплату, или Утрата очередниками статуса малоимущих

Это не всегда, но часто является основанием для исключения из очереди на жилье. Так до изменений жилищного законодательства в 2005 году изменение имущественной обеспеченности граждан — очередников не являлось основанием для исключения граждан из списков жилищного учета. Не является это основанием для их исключения и сейчас, если на учет они были приняты до 2005 года.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3,- 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Если внимательно прочитать и проанализировать указанную статью Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ и положения, перечисленных в этой статье пунктов ст. 56 Жилищного кодекса РФ оснований становится понятно, что такое основание как изменение имущественного положения тех, кто был принят ранее принятия Жилищного кодекса РФ, т.е. до 01.03.2015 г, не применяется.

Из этого Верховным судом Российской Федерации был сделан следующий вывод:

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Это в равной степени относится и к тем гражданам, имущественное положение которых изменилось, т.е. изменение имущественного положения граждан, вставших на жилищный учет до 01.03.2005 г., основанием для снятия с жилищного учета быть не может.

Читайте так же:
Из декрета в декрет: какие выплаты положены на работе, как оплачивается второй декретный отпуск — примеры

3. Почему москвичам нельзя вступать в брак и разводиться

3. Намеренное ухудшение жилищных условий. Перечень конкретизирован в ст. 10 Закона 29 г. Москвы.

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Исключение очередников из очереди со ссылкой на указанные правовые нормы также зачастую признается незаконным по причинам необоснованного учета действий членов семьи, не признаваемых членами семьи заявителей для целей жилищного учета.

Более того, встречаются случаи, когда семья была лишена возможности улучшить жилищные условия, поскольку заявителем не были предоставлены сведения об обеспеченности жильем такого бывшего члена семьи.

В качестве примера могу привести дело, где с моим участием разрешался спор граждан и Департамента о том допущены ли гражданами намеренное ухудшение жилищных условий.

Департамент городского имущества г. Москвы в процессе расселения одной из пятиэтажек исключил семью граждан из списка очередников на предоставление жилого помещения по норме предоставления. Причиной тому послужило то, что семья заявителей не предоставила в Департамент сведений об обеспеченности жилыми помещениями бывшей жены одного из членов семьи заявителя, что, по мнению Департамента, и явилось нарушением условий Закона № 29. Заявители-очередники ответили, что такими сведениями не располагают, поскольку сведения о правах отдельного лица на недвижимое имущество согласно Закону «О государственной регистрации недвижимости» предоставляются только правообладателям и должностным лицам, специально уполномоченным на получение таких сведений. Заявители также сообщили, что бывшая жена одного из заявителей, сведения о которой запрашивались, на жилищном учете никогда не состояла, в жилом помещении заявителей не проживала, совместной собственности с членами семьи заявителя не приобретала. При этом Департамент потребовал сведения в отношении указанного лица за периоды явно превышавшие периоды состояния в браке с одним с членом семьи заявителя.

Заявители обратились в суд и доказали незаконность требований Департамента и принятых им решений. Решением суда действия Департамента были признаны незаконными, суд обязал Департамент рассмотреть вопрос об обеспечении граждан-очередников жилым помещением по норме предоставления повторно.

Почему очередники не берут бесплатное жилье?

Почему очередники не берут бесплатное жилье? - https://moskv.ru/

Жилищная очередь на Юго-Востоке столицы за последние семь лет уменьшилась на пять тысяч семей. Многие получили квартиры по договору социального найма, то есть бесплатно. Но вот парадокс – не все очередники, которые были включены в план обеспечения, воспользовались правом на такое жилье. Что не устраивает тех, кто сам затягивает переезд? Давайте разберемся.

Заместитель начальника отдела реализации жилищных программ Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮВАО Ирина Кузнецова сообщила, что сегодня в округе 15 тыс. семей ожидают новое жилье. И эта очередь, впрочем, как и по всему городу, продолжает сокращаться. Из нее выходят досрочно участники городских возмездных программ. А после принятия Жилищного кодекса РФ все меньше людей встает на учет нуждающихся в жилых помещениях, которые можно получить по договору соцнайма.

Это связано с тем, что теперь на бесплатное жилье могут претендовать семьи, официально признанные малоимущими. Но далеко не все могут получить такой статус, хотя и проживают в крайне тесных помещениях, по площади соответствующих учетной норме. Поэтому новое пополнение очередников не такое большое, как в прежние времена. Горожан принимают в основном на другой учет – нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений. А значит, они могут воспользоваться только возмездными способами решения жилищного вопроса, привлекая для этого личные сбережения.

С помощью платных программ улучшают свои жилищные условия и очередники, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, – те, кто не хочет долго ждать квартиры по социальному найму. Они приобретают у города на льготных условиях жилую площадь в свою собственность. Все это и ведет к тому, что жилищная очередь сокращается. Но в то же время растет срок ожидания бесплатных метров.

Спрос и предложение

По договору социального найма квартиры в нынешнем году предоставляются москвичам, которые простояли на очереди от 21 до 23 лет.

– Плановым очередникам мы предлагаем жилые помещения в домах-новостройках, возведенных на Люберецких полях, в московском районе Некрасовка, – сказала И. Кузнецова. – А в прошлом году такая же площадь имелась в Южном Бутове. Мы обеспечили почти всех, кто был принят на жилищный учет до 1 января 1990 г. по общим основаниям, и первоочередников – до 1 января 1992 г. По нескольку вариантов предложили тем, кто еще не дал согласие на переезд.

Как выяснилось, смогли отметить новоселье и семьи 1991 года постановки на учет по общим основаниям. Им были предложены жилые помещения, от которых отказались по разным причинам плановые очередники.

Этот невостребованный жилищный фонд состоял в основном из больших квартир. И переселиться туда смогли семьи, численность которых тоже немаленькая. Обязательным условием предоставления такого жилья было согласие очередников полностью освободить занимаемые жилые помещения. То есть, они получали трех-, четырехкомнатные квартиры, а взамен отдавали городу свои «однушки» и «двушки», которые можно использовать по программе социального найма. Именно квартиры такой площади, да еще в обжитых районах столицы пользуются спросом у очередников с большим стажем ожидания.

Заметим, что работа по подбору жилых помещений довольно сложная. Ведь жилищники должны оформлять бесплатную площадь в строгом соответствии с нормой предоставления – 18 кв. м на одного человека. А в случае с очередниками 1991 года надо еще и получить согласие от всех членов семьи на освобождение занимаемой квартиры.

Трудности с переездом

По словам Ирины Кузнецовой, большинство плановых очередников, получив предложение, быстро решают свой жилищный вопрос. Это и понятно, велико их желание поскорее справить новоселье и наконец-то пожить в нормальных условиях. Однако нередки еще случаи, когда люди затрудняются в выборе подходящего для себя варианта.

Читайте так же:
Для чего в делах о банкротстве привлекаются органы опеки и попечительства

Дело в том, что согласно статье 22 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» социальное жилье может быть предоставлено в пользование как с освобождением занимаемой площади, так и в дополнение к ней. А поскольку с годами многие семейства разрастаются, внутри них образуются новые семьи, очередники чаще склоняются к варианту, который позволяет разъехаться в отдельные помещения. Но бывает так, что этот способ улучшения жилищных условий выбирают даже те, для кого он и вовсе не подходит.

Пример одной такой семьи. Трое очередников, родители и сын, проживают в однокомнатной квартире площадью 34 кв. м. Их приняли на жилищный учет, когда еще была жива бабушка. Хотя состав семьи изменился, с очереди ее не сняли. До сих пор у них на человека приходится меньше 18 кв. м. И вот после 23 лет ожидания пришло время получать бесплатную квартиру. Семье была предложена большая «двушка» (около 60 кв. м) в Некрасовке. Но переезжать туда она не захотела. Родители пожелали остаться в прежней квартире, ссылаясь на то, что им трудно будет обживаться на новом месте. А вот сын – другое дело, он уже взрослый, скоро заведет свою семью. Молодой человек с удовольствием вселится в «однушку» даже на окраине, за МКАД.

В жилищном управлении очередникам объяснили, что им невозможно предоставить квартиру в дополнение к занимаемой. По закону на всех членов семьи полагается жилая площадь в размере 54 кв. м (18 х 3). Следовательно, за вычетом уже имеющихся 34 «квадратов», очередникам положено жилое помещение площадью 20 кв. м. Но таких маленьких квартир сейчас не строят. И чем закончится эта история пока не ясно. Люди стоят на своем, отклоняя самые различные варианты переезда.

Кстати, порой очередники просят сразу несколько квартир, чтобы разъехаться. Однако закон не предусматривает такой случай. На одну семью полагается выделять одно жилое помещение. А считается по Жилищному кодексу РФ семья одной, если на нее заведено одно учетное дело. И эту законодательную норму никак не обойти.

И район не тот, и соседей нет

Порой плановых очередников не устраивает район, где предоставляется жилье по социальному найму. Так и не может определиться семья, в составе которой всего два человека – мать и дочь. У них небольшая комната в коммунальной квартире. Но ехать в отдельное жилье – просторную «двушку» на Люберецких полях они отказываются. У дочери сейчас работа в шаговой доступности от дома, к тому же, рядом метро. А от строящегося микрорайона до места ее работы слишком далеко. Эта семья обратилась с просьбой подобрать в их районе жилое помещение за выбытием, но только не в пятиэтажном фонде. И теперь в окружном управлении пытаются как-то решить вопрос. Но свободных квартир, отвечающих запросам женщин, в резерве нет.

Еще труднее угодить одиноким очередникам преклонного возраста. Человек всю жизнь прожил, к примеру, в районе Лефортово, все для него там привычное и родное, решиться на переезд очень тяжело. Однако с жилищного учета он не снимается. Надеется, что поблизости от его дома, в том же районе освободится когда-нибудь подходящая квартира.

– Стариков, конечно, можно понять, – заметила Ирина Владимировна. – Большинство проживает в коммуналках, где соседи заменили им родственников. С переездом на новое место жительства они боятся разорвать эти связи. Но город заселяет дома в районах массовой застройки. Хорошо еще, что сегодня это Некрасовка, не нужно покидать свой округ.

Пятый вариант – последний

Чтобы разрешить тупиковые ситуации, у жилищников в арсенале имеется положение о пятом варианте.

Как объяснила Ирина Кузнецова, в течение года плановым очередникам предлагаются три варианта улучшения жилищных условий. Если они отказываются, то их обеспечение переносится на следующий год. И тогда предлагаются еще два варианта. При этом последний из них оформляется распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города. Граждан официально уведомляют, что это предложение – последнее, и в случае отказа они будут сняты с учета и останутся в прежней квартире. Если очередник не подписывает договор социального найма, его ждет именно такая участь.

К этому крайнему варианту, конечно, прибегают в исключительных случаях. Большинство очередников в самый последний момент решаются на переезд. Но есть среди них и те, кто на все обращения просто не отвечает.

В прошлом году несколько таких семей были сняты с очереди. Если они пожелают вновь на нее встать, то в расчет будет приниматься их занимаемая площадь не по норме предоставления, а по учетной, когда на одного человека приходится менее 10 кв. м. У многих очередников за время ожидания новой квартиры изменился состав семьи. И нередко появлялись дополнительные метры, которые все же позволяли сохранить место в очереди. Но быть вновь принятыми на учет с таким метражом им вряд ли удастся.

Жизнь сама распорядилась

А под конец в Юго-Восточном управлении рассказали жилищную историю со счастливым поворотом. Это семейство долго не решалось на переезд. Родители оставили дочери и сыну трехкомнатную квартиру. У каждого образовалась своя семья, они даже стали бабушкой и дедушкой – появились внуки. Но все по-прежнему жили вместе и ждали подхода очереди на бесплатное жилье.

Попав в план обеспечения, очередники 1989 года получили предложение в виде новой большой квартиры в дополнение к имеющейся. Однако брат с сестрой так и не смогли решить, какая из семей должна вселиться в новостройку. Каждая из сторон желала остаться в родительском доме и утверждала, что имеет больше на то оснований, хотя даже численность семей была одинакова.

Спор, тянувшийся целый год, разрешился сам собой. Жизнь так распорядилась, что у сестры появился еще один внук. А с рождением маленького ребенка ей полагалась жилая площадь на 18 кв. м больше, чем брату. Это обстоятельство и разрешило сложную ситуацию. Бабушка наконец-то решила переехать в другой район. И сегодня, после новоселья, она довольна своим выбором. Теперь живет со своими детьми и внуками в новостройке, в благоустроенной квартире и очень рада, что все для них так благополучно завершилось.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию