Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Право осужденного на получение юридической литературы

ja_mageia

Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях реализации конституционного права граждан на обращение в органы прокуратуры на официальном сайте прокуратуры
Ейского района открыт раздел «Интернет-приемная».

ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ АНОНИМНО СООБЩИТЬ О НЕЗАКОННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА ИГОРНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ!

  • Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Decrease font size
  • Default font size
  • Increase font size
Прокуратура разъясняет: условия получения осужденными копий нормативных правовых актов и разъяснений уголовно-исполнительного законодательства, а также практики применения
17.09.2018 13:58

Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, к задачам которой относятся исполнение уголовных наказаний, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, обеспечение установленного порядка исполнения наказаний и содержания под стражей, а также исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания.

Обязанность по предоставлению осужденным информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также ознакомлению с изменениями порядка и условий отбывания наказаний в соответствии со ст. 12 УИК РФ возложена на администрацию учреждения или органа, исполняющего наказания.

Кроме того, в соответствии со ст. 12 УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения — издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.

В соответствии со ст. 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. Полномочиями по направлению гражданам нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также ведомственных правовых актов Министерство юстиции Российской Федерации не наделено.

В этой связи по вопросам предоставления информации о правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, получения правовых актов, осужденные вправе обратиться к администрации исправительного учреждения, воспользоваться услугами адвоката, а также приобрести соответствующие нормативные правовые акты через торговую сеть.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Обязанность по предоставлению осужденным информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также ознакомлению с изменениями порядка и условий отбывания наказаний в соответствии со ст. 12 УИК РФ возложена на администрацию учреждения или органа, исполняющего наказания.

Между тем, обязанности по направлению гражданам копий нормативных правовых актов на Министерство юстиции Российской Федерации и входящую в ее состав Федеральную службу исполнения наказаний не возложены.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

В соответствии со ст. 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

Таким образом, по вопросам предоставления информации о правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, ознакомления с текстами правовых актов, регулирующих деятельность исправительного учреждения, осужденные вправе обратиться к администрации исправительного учреждения, воспользоваться услугами адвоката, а также приобрести печатные издания, в которых опубликованы соответствующие нормативные правовые акты через торговую сеть.

по надзору за соблюдением законов

в исправительных учреждениях

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

13 июня 2019, 23:40

Условия получения осужденными сведений о нормативных правовых актах и разъяснений законодательства

Обязанность по предоставлению осужденным информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также ознакомлению с изменениями порядка и условий отбывания наказаний в соответствии со ст. 12 УИК РФ возложена на администрацию учреждения или органа, исполняющего наказания.

Между тем, обязанности по направлению гражданам копий нормативных правовых актов на Министерство юстиции Российской Федерации и входящую в ее состав Федеральную службу исполнения наказаний не возложены.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

В соответствии со ст. 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

Таким образом, по вопросам предоставления информации о правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, ознакомления с текстами правовых актов, регулирующих деятельность исправительного учреждения, осужденные вправе обратиться к администрации исправительного учреждения, воспользоваться услугами адвоката, а также приобрести печатные издания, в которых опубликованы соответствующие нормативные правовые акты через торговую сеть.

Оказание юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В большей степени потребность в такой помощи существует в пенитенциарных учреждениях. Особая значимость юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вызвана рядом факторов таких, как: изоляция от общества, ограничивающая доступ к правовой информации, недостаточный уровень развития правового сознания и правовой культуры осужденных, не позволяющий им использовать правовые средства для реализации своих прав. При этом наличие специального правового статуса указанных лиц не предполагает ограничений в средствах защиты их прав, свобод и законных интересов.

Право осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, на юридическую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и иных нормативных правовых актах.

Конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, конкретизированы в части 8 статьи 12, части 4 статьи 89 УИК РФ, согласно которым для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом встречи с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не входят в число свиданий, определяемых УИК РФ, поэтому они предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов по заявлению осужденного. Свидания с адвокатом предоставляются наедине вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Необходимо отметить, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2004 № 77-О «По ходатайству Министра юстиции Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2003 по делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установленный частью 4 статьи 89 УИК РФ порядок предоставления осужденному свиданий с адвокатом носит уведомительный, а не разрешительный характер, в связи с чем администрация учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом. При этом приведенные принципиальные положения имеют общий характер, относятся в равной мере ко всем осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в том числе и к тем, к которым применены меры дисциплинарного взыскания.

Согласно п. 31 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного Приказом Минюста России от 29.06.2012 № 125, переписка осужденных с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация учреждений уголовно-исполнительной системы располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц.

На практике существует определенное мнение, что правовая помощь — это помощь только адвокатов. Действительно, адвокатская деятельность является основным средством обеспечения гарантируемого Конституцией Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи. Однако юридическая помощь адвоката относится к числу наиболее дорогих услуг, в особенности по уголовным делам, а также по делам лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, при этом возможность осужденных в получении юридической помощи от адвокатов существенно снижается. Вместе с тем согласно положениям УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами не только адвокатов, но и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом законодательством не конкретизировано, какие именно субъекты, кроме адвокатов, имеют право на оказание юридической помощи осужденным, находящимся в местах лишения свободы.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» по прибытии на свидание адвокат должен представить ордер юридической консультации на оказание юридической помощи осужденному, подтверждающий его полномочия на представление интересов осужденного, и предъявить документ, удостоверяющий его (адвоката) личность. Порядок допуска в исправительное учреждение иных лиц, прибывших для оказания юридической помощи осужденным, специальными нормами не конкретизирован.

Конституционное право на получение юридической помощи нельзя понимать в узком смысле и связывать его реализацию с возможностью отстаивания своих интересов только в рамках уголовного процесса. С учетом особенностей статуса осужденного право на квалифицированную юридическую помощь гарантируется ему для защиты и его права, и от незаконных действий и решений органов и учреждений, исполняющих наказание.

Не случайно в последнее время большое значение приобретает деятельность общественных наблюдательных комиссий по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания (далее — ОНК), правовые основы участия которых в вопросах контроля за обеспечением прав граждан, содержащихся в местах лишения свободы, в том числе создания условий для их адаптации в жизни общества в последующем, определяются Федеральными законами от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Основными задачами ОНК обозначены следующие: осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована комиссия; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

К формам контроля наряду с прочими отнесены: посещение мест принудительного содержания; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав находящихся в местах принудительного содержания; подготовка по результатам контроля рекомендательных решений в формах заключений, предложений и обращений; направление собранных материалов компетентным государственным органам или их должностным лицам; взаимодействие с компетентными и заинтересованными субъектами.

КС: Помещаемые в ШИЗО осужденные не лишены права на получение квалифицированной юридической помощи

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение № 1313-О/2020, в котором отметил, что помещаемые в ШИЗО осужденные не лишены права на получение квалифицированной юридической помощи.

Заявитель оспаривал возможность произвольного помещения в ШИЗО

Осужденный к лишению свободы Аслан Черкесов оспорил конституционность п. «в» ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 117 и ч. 1 ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. По мнению заявителя, эти нормы позволяют накладывать на осужденного последовательные, непрерывные дисциплинарные взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на неограниченный срок более 15 суток, в том числе сразу после выхода из ШИЗО.

Аслан Черкесов настаивал на том, что оспариваемые положения не устанавливают порядок проведения заседания по привлечению осужденного к дисциплинарной ответственности, не содержат перечень доказательств, которыми подтверждается нарушение осужденным установленного порядка отбывания наказания, не закрепляют обязанность представления и использования в качестве доказательства видеозаписи рассматриваемого нарушения, а также не требуют обязательного уведомления адвоката и его участия в заседании дисциплинарной комиссии.

Кроме того, добавил заявитель, эти нормы позволяют без участия суда на основании решения начальника исправительного учреждения произвольно менять определенный судом режим отбывания наказания на не предусмотренный уголовным законом режим бессрочного отбывания наказания в условиях штрафного изолятора.

КС считает, что произвольное водворение в ШИЗО невозможно

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС заметил, что Конституция не обязывает законодателя закрепить в УИК судебный порядок применения мер взыскания к осужденному к лишению свободы. Сославшись на свое Определение № 154-О/2015, Суд подчеркнул, что при установлении в УИК правила о том, что взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего, федеральный законодатель не вышел за пределы своих полномочий.

По мнению КС, указание в п. «в» ч. 1 ст. 115 УИК на то, что максимальный срок содержания в ШИЗО за одно нарушение составляет 15 суток, – одна из гарантий прав осужденного. «Неоднократное же применение данной меры – за каждое отдельное нарушение, совершенное осужденным, – обусловлено его собственным поведением. Такое регулирование направлено на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых нарушений установленного порядка отбывания наказания и иных правонарушений», – отмечается в определении.

При этом Конституционный Суд указал и на иные положения, защищающие осужденного от необоснованного водворения в штрафной изолятор. Так, в ч. 1 ст. 117 УИК перечислены обстоятельства, которые необходимо учитывать при применении мер взыскания. Согласно же ч. 1 и 2 и ст. 20 УИК решение о наложении взыскания может быть обжаловано в суд (Определение КС РФ № 564-О/2019).

Относительно судебной проверки законности наложенного на осужденного взыскания КС отметил, что эти вопросы регулируются Кодексом административного судопроизводства, а не оспариваемыми положениями, как полагает заявитель. Кроме того, положения ст. 117 УИК не ограничивают право осужденного на получение квалифицированной юридической помощи, со ссылкой на свое Определение № 1566-О/2014 подчеркнул Суд.

«Таким образом, оспариваемые нормы не предполагают произвольного и не контролируемого судом применения взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, а потому не могут расцениваться как нарушающие права заявителя», – заключил КС.

Адвокаты по-разному отнеслись к выводам Суда

Интересы заявителя представлял адвокат Красноярской краевой коллегии адвокатов «Паритет» Владимир Тирских, однако связаться с ним «АГ» не удалось.

Адвокат Первой Красноярской краевой коллегии адвокатов Владимир Васин полагает, что заявитель поставил перед Конституционным Судом важнейшие вопросы, которые до сих пор не решены в правоприменительной практике.

«Сегодня начальник учреждения для осужденного – это царь и бог в одном лице. Ведь только от него зависит, не получит ли исключительно положительно характеризующийся осужденный первое в жизни взыскание, например за три дня до рассмотрения судом его ходатайства об УДО или переводе в колонию-поселение, – отметил эксперт. – Мои коллеги не дадут соврать, что опытный начальник учреждения на подконтрольной ему особо закрытой режимной территории – колонии, тюрьме, СИЗО – всегда может “оформить” любому осужденному дело о дисциплинарном проступке».

По словам Владимира Васина, законодательство не устанавливает ни четкую процедуру проведения заседания по привлечению осужденного к дисциплинарной ответственности, ни исчерпывающий перечень доказательств, которыми необходимо подтверждать нарушение осужденным установленного порядка отбывания наказания, ни обязанность представления учреждением в суд и использования в качестве доказательства видеозаписи дисциплинарного нарушения.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о праве осужденного на защиту при оформлении дисциплинарного нарушения, поскольку обязательное уведомление адвоката и его участие в заседании дисциплинарной комиссии не предусмотрено, добавил эксперт.

«Хотя КС говорит, что право осужденного на получение квалифицированной юридической помощи не ограничено, фактически этого права у осужденного нет. За 15 лет активной адвокатской деятельности, в том числе и по этой категории дел, я ни разу не видел, чтобы начальник учреждения перед тем, как наложить дисциплинарное взыскание, предоставил бы осужденному разумный срок для подготовки к рассмотрению дела о проступке, а тем более – обеспечил бы участие адвоката», – сказал Владимир Васин. Так не принято, и суды общей юрисдикции практически не реагируют на многочисленные заявления осужденных о нарушении их права на защиту при рассмотрении дела начальником учреждения, добавил он.

«Все вышеуказанное позволяет сотрудникам ФСИН произвольно, фактически в закрытой процедуре с использованием шаблонного обвинительного стандарта доказывания вины когда угодно привлечь любого осужденного к дисциплинарной ответственности. А при дальнейшем обжаловании суды общей юрисдикции, как правило, не находят оснований не доверять администрации учреждения и ее сотрудникам», – заключил Владимир Васин.

Партнер АБ «Фортис» Дмитрий Павлов согласился с КС в том, что возможность неоднократного водворения в ШИЗО обусловлена поведением осужденного и влиянием примененного ранее взыскания на его исправление. «Хотя и здесь, несомненно, могут быть злоупотребления со стороны должностных лиц, налагающих такое взыскание», – заметил эксперт.

В то же время, добавил он, Суд неверно понял заявителя: Аслан Черкесов говорил о неполном регулировании процедуры наложения взыскания, а КС сослался на нормы КАС РФ, которые касаются лишь обжалования решения о наложении взыскания. «В оспариваемых нормах УИК, действительно, досконально не прописаны процессуальные аспекты наложения взыскания и сбора материала, обосновывающего принятие меры в виде водворения в штрафной изолятор, а также возможности привлечения защитника. Это упущение законодателя», – подчеркнул Дмитрий Павлов.

Управляющий партнер КА «Жуков и Партнеры» Андрей Жуков, напротив, считает, что Конституционный Суд сделал верные выводы. «Отсутствие в УИК положений, о которых в своей жалобе говорит заявитель, не означает, что нормы этого Кодекса не конституционны. Фактически заявитель оспаривает не положения УИК РФ, а незаконные, по его мнению, действия сотрудников исправительного учреждения», – отметил адвокат.

Кроме того, добавил он, осужденный не ограничен в праве обжаловать приятое руководством исправительного учреждения решение и при этом воспользоваться помощью адвоката. «На мой взгляд, осужденный и его защитник могут вполне успешно обращаться в вышестоящие органы ФСИН России, прокуратуру и в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства. В случае грубых злоупотреблений со стороны работников исправительного учреждения наличие дополнительных процедур, о которых говорил заявитель, вряд ли поможет изменить ситуацию. Скорее, оно позволит работниками исправительного учреждения составлять документы так, как им необходимо», – считает эксперт.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Куда обращаться в случает двойного списания средств за один товар
Ссылка на основную публикацию