Advokat-inform.ru

Юридический советник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок оформления на работу граждан Республики Беларусь

Прием на работу гражданина Белоруссии (пошаговая инструкция) в 2021 году

Белоруссия – дружественная нам страна, с которой налажены экономические и политические связи. Республика Беларусь входит в состав Евразийского экономического союза, что делает сотрудничество еще более эффективным. Многие граждане Белоруссии приезжают в нашу страну и устраиваются здесь на работу. Как принять на работу гражданина Белоруссии, имеющего отметку РВП, рассмотрим ниже.

Евразийский экономический союз – объединение для решения общих задач

После распада СССР бывшие страны – участницы стали самостоятельно осуществлять деятельность в сфере экономики и политики. Странам, не располагающим большим количеством ресурсов, достаточно сложно справляться с современными вызовами мировой экономики. Именно поэтому в итоге было принято решение создать международную организацию, объединяющую ближайших соседей, участие в которой позволило бы поддержать экономику стран-участниц.

Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года, а сам Союз начал действовать с 1 января 2015 года. К сегодняшнему моменту в состав организации, кроме России, входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан.

Участие в организации помогает снять основные преграды при использовании всех видов ресурсов (в том числе трудовых), скоординировать действия в сфере экономики, повысить привлекательность стран-участниц на рынке и добиться положительного развития экономики . В границах Союза ресурсы перемещаются в упрощенном порядке, отменены таможенные пошлины, то есть, созданы все условия для развития национальных экономик.

Также следует отметить, что кроме стран-участниц, существует ряд стран, в которых торговля осуществляется свободно. К таковым относятся Вьетнам, Иран, Китай, Куба и Сербия.

Перечень документов, которые нужно предоставить работодателю при трудоустройстве

Белоруссия является нашим партнером по ЕАЭС, а это значит, что движение рабочей силы происходит в упрощенном порядке. В соответствии с этим, трудоустройство иностранцев из РБ будет проходить аналогично приему на работу граждан России, в соответствии с положениями статьи 65 ТК РФ .

При приеме на работу претендент должен предоставить следующий пакет документов:

Оно отразит желание соискателя занимать в организации определенную должность

В настоящее время не выдается (хранится исключительно в электронном формате в базе данных ПФ РФ), но может быть на руках, если гражданин ранее уже работал на территории России. Если свидетельство отсутствует, работодатель может сам запросить интересующие его сведения в ПФР, либо попросить работника получить данную информацию.

Они предоставляются по необходимости (если работа требует наличия высокой квалификации). В случае заполнения диплома на иностранном языке, записи должны быть переведены на русский и должным образом заверены (юристом или консульством)

Дополнительные документы (при необходимости)

В некоторых сферах деятельности необходимо иметь медицинскую книжку, справку о несудимости

ВАЖНО! Гражданин Белоруссии может оформить полис ОМС и получать медицинское обслуживание на бесплатной основе. А вот полис ДМС при трудоустройстве не потребуется.

Нужно обязательно помнить, что все переводы документов и заверение их нотариусом оплачивает сам претендент на должность. Работодатель такие расходы не несет . В целом, перечень документов, который потребуется иностранцу при официальном трудоустройстве, такой же, как и для граждан России.

Порядок действий при трудоустройстве гражданина Белоруссии

Алгоритм действий при приеме на работу белорусов крайне прост. Трудоустройство укладывается всего в три шага и не займет много времени:

Получение работодателем пакета документов от будущего работника. Перечень необходимых бумаг приведен выше. Он не отличается от документов, которые потребуются от гражданина России. Единственным важным моментом является то, что при необходимости нужно сделать перевод документов и заверить его у нотариуса.

Уведомление миграционной службы. В законе четко прописано, что оповестить службу нужно в течение трех дней после трудоустройства иностранца. Это делается посредством передачи в миграционный орган специального уведомления. Существует решение суда (имел место прецедент), касающееся именно трудоустройства белорусских граждан, где говорится, что такое уведомление не обязательно. Однако, это ситуация спорная, и во избежание неприятностей лучше предоставить уведомление о приеме мигранта. Сделать это можно лично, обратившись в соответствующий орган, а также отослать по почте или переслать в электронном виде. Самым надежным способом предоставления уведомления остается все-таки личная его подача.

Процесс трудоустройства значительно упрощается, поскольку не нужно получать разрешение на найм иностранцев. Сам же работник не заполняет миграционную карту и не получает дополнительных разрешений на работу. Для пересечения границы с Россией не требуется виза, границу РФ можно пересечь даже при наличии только национального паспорта РБ. Граждане Белоруссии практически приравнены в правах к гражданам России. Все эти преимущества дает членство в Евразийском союзе.

Некоторые особенности при приеме на работу гражданина Республики Беларусь

Если гражданин Белоруссии решил устроиться на работу на территории нашей страны, ему самому и его работодателю следует помнить некоторые важные моменты:

  • не требуется полис ДМС (белорусские граждане имеют право получать медицинские услуги на безвозмездной основе, получив полис ОМС);
  • если документы работника составлены не на русском языке, требуется их нотариально заверенный перевод;
  • у иностранного гражданина нет обязанности вставать на миграционный учет, не обязательно оформлять миграционную карту;
  • законодательно закреплена обязанность работодателя известить миграционный орган о приеме иностранца (судебное решение, содержащее противоположную точку зрения, является достаточно спорным, в связи с этим, чтобы избежать споров и даже штрафа, нужно подать уведомление в течение трех дней с момента трудоустройства);
  • по договорам ГПХ, заключенным с гражданами Белоруссии, также необходимо подать уведомление о принятии на работу ( пункт 8 статьи 13 закона 115-ФЗ );
  • в соответствии с Соглашением между нашими странами от 24.01.2006 года, РВП и визы при трудоустройстве не запрашиваются;
  • если иностранец работает удаленно, в соответствии со статьей 20 закона №109-ФЗ от 18.07.2006 года , никаких уведомлений в миграционную службу подавать не нужно.

Для высококвалифицированных кадров достаточно лишь приехать на территорию нашей страны и трудоустроиться здесь. Никаких других действий или документов не понадобится.

Ольга Киреева, старший юрисконсульт направления МО МВД России «Ленинск – Кузнецкий»

Такие моменты значительно облегчают жизнь как работнику, так и его работодателю.

Читайте так же:
Оформление земельного участка на двоих супругов

Налоги и взносы с доходов иностранцев, которые получены на территории России

Определение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц осуществляется исходя из статуса иностранного гражданина – если он пребывает в РФ на протяжении более чем 183 календарных дней подряд, он признается налоговым резидентом России, и ставка для него составляет 13%. Если срок его пребывания в стране менее 183 суток, ставка для него равняется 30%, как для налогового нерезидента.

Однако, особенностью исчисления НДФЛ белорусов является определение ставки налога в зависимости от срока действия трудового договора, а не времени пребывания в РФ. Белорус уплачивает со своего дохода НДФЛ по ставке 13%, если трудовой договор заключен на срок 6 месяцев и более. В этом случае иностранец является налоговым резидентом. В том случае, если договор заключен на короткий срок, менее полугода, ставка НДФЛ составит 30%, поскольку белорус будет являться налоговым нерезидентом.

Какие страховые взносы начисляются с доходов белорусов, находящихся на территории России и трудоустроенных в российских компаниях или у предпринимателей, зависит от некоторых моментов:

  • С доходов специалистов с высокой квалификацией исчисляются только взносы на травматизм (делается это в том случае, если в силу рода деятельности компании появляется возможность возникновения несчастных случаев).
  • Если гражданин Беларуси имеет статус временно пребывающего, начисляются взносы на социальное страхование и обязательное пенсионное страхование. Взносы в фонд ОМС не предусмотрены.
  • Если гражданин имеет ВНЖ или РВП и проживает в России постоянно или временно соответственно, то производятся отчисления во все фонды – на пенсионное, социальное, медицинское страхование и взносы на травматизм.
  • Если белорус открыл свое ИП (при этом он также может трудоустроиться как наемный работник), отчисляются взносы на пенсионное и медицинское страхование.

Ответственность работодателей за неподачу уведомления в миграционную службу

Меры ответственности для работодателей, которые не соблюдают миграционное законодательство, обычно выражаются в огромных суммах штрафов:

Для индивидуального предпринимателя сумма штрафа составит от 400000 до 500000 рублей.

Для руководителя организации сумма штрафа составит от 40000 до 50000 рублей.

Для организации штраф предусмотрен в размере от 400000 до 800000 рублей.

Нарушена процедура получения разрешения на трудоустройство иностранца в рамках квоты

В этом случае штраф составит от 400000 до 1000000 рублей

Часто задаваемые вопросы по теме «Прием на работу гражданина Белоруссии в 2021 году»

Вопрос: Ограничена ли территория, где может трудиться белорусский гражданин, какими-то рамками, как в случае с трудоустройством иностранцев, имеющих РВП?

Трудоустройство белорусских граждан на территории России осуществляется в соответствии с Договором о создании ЕАЭС. В соответствии с этим, процедура проводится в упрощенном порядке, а это значит, что такие граждане могут работать на территории любого субъекта России и занимать любые должности.

Вопрос: у гражданина Белоруссии на руках только национальная трудовая книжка. Как его оформить на работу?

Процесс трудоустройства белоруса не зависит от того, какого вида книжка предоставлена соискателем. Пакет документов стандартен. При этом если трудовая книжка, представленная гражданином, представляет собой документ советского или российского образца, необходимо внести следующую запись. В том случае, если предоставлена национальная трудовая книжка, работодатель обязан оформить бланк российского образца. При этом записи из белорусской книжки не переносятся.

Ошибки, совершаемые при трудоустройстве граждан Белоруссии

Ошибка: Гражданин Белоруссии устраивается на работу в отдел маркетинга. Он предоставил работодателю комплект документов, но отдел кадров требует предоставить военный билет и медицинский полис.

Такое требование неправомерно. Предоставление таких документов при трудоустройстве не предусмотрено. Кроме того, медицинский полис ОМС гражданин может получить при устройстве на работу (через работодателя).

Ошибка: При приеме на работу гражданина Белоруссии работодатель потребовал от него прохождения медицинского осмотра. Поскольку должность работника не подразумевает прохождение обязательного медосмотра, работник отказался делать это.

Нужно иметь в виду, что медицинское заключение в большинстве случаев при трудоустройстве не требуется, поэтому в данной ситуации требование работодателя неправомерно.

Подведем итоги

Устройство на работу белорусского гражданина проходит по упрощенному варианту. Это возможно благодаря тому, что Республика Беларусь входит в Евразийский экономический союз. Приезжие граждане при трудоустройстве на территории нашей страны получают права, сходные с правами россиян. Процесс трудоустройства идентичен приему на работу граждан РФ. С доходов белорусов производится отчисление НДФЛ, имеется возможность получить вычет по НДФЛ.

Какие есть особенности при приеме на работу гражданина Беларуси?

Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Как принять на работу гражданина Беларуси? Какие документы, куда и в какие сроки подавать?

ОТВЕТ

  1. Принимать на работу граждан Республики Беларусь по трудовому договору нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей.
  2. При заключении трудового договора с гражданином Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется.

Однако данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.

Поэтому рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора (договора гражданско-правового характера) не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.

Если организация не является принимающей стороной для иностранного работника (не предоставляет ему помещение для проживания), то в ее обязанности входит только представление уведомления о заключении трудового договора (договора гражданско-правового характера) с иностранным гражданином.

Читайте так же:
Первоочередное устройство в дошкольное учреждение

ОБОСНОВАНИЕ

1. В отношении граждан Республики Беларусь не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Они имеют равные с гражданами России права, касающиеся, например, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда, других аспектов трудовых отношений, получения медицинской помощи и иных социальных гарантий. Такие выводы следуют из содержания абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. ст. 7, 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998, п. 5 ст. 14, абз. 15 ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999.

При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. 65 ТК РФ, должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Трудовая книжка должна быть российского или советского образца 1938, 1974 или 1975 г. Трудовые книжки стран ЕАЭС в России не применяются. Если у работника есть только национальная книжка, он приравнивается к впервые поступающему на работу. Соответственно, работодатель должен оформить ему трудовую книжку в общем порядке. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (Письма Роструда от 20 января 2014 г. N ПГ/13372-6-1, от 15 июня 2005 г. N 908-6-1);
  • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые, в таком случае страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляется работодателем, что следует из анализа ч. 5 ст. 11, ч. 4 ст. 65, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ;
  • документ об образовании и (или) документ о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Никаких процедур признания документов об образовании проводить не нужно. При этом, для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании, например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Обратите внимание, если гражданин Беларуси имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ, то дополнительно он должен предъявить:

  • разрешение на временное проживание в РФ — при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
  • вид на жительство — при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

Отметим, что работодатель не вправе требовать от лица, поступающего на работу, документы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).

При приеме на работу трудовой договор с гражданином Беларуси заключается в том же порядке, что и с работником-гражданином РФ.

Трудовой договор должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.

Кроме того, в трудовой договор необходимо включить следующие сведения и условия:

  • для иностранцев, временно проживающих на территории России — сведения о разрешении на временное проживание в России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
  • для иностранцев, постоянно проживающих на территории России — сведения о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это указано в ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.

2. В силу нормы п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Какие-либо исключения из данного правила для граждан Республики Беларусь Законом N 115-ФЗ не установлены.

ФМС России в Письме от 02.04.2015 N МС-3/18223 разъясняла, что норма п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.

Вместе с тем п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 предусмотрено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Из указанных норм следует, что на граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей положения ст. 13 Закона N 115-ФЗ не распространяются. К такому же выводу пришел Верховный Суд РФ (Постановление от 30.05.2017 N 78-АД17-19). Он признал незаконным привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя, не уведомившего миграционную службу о приеме на работу гражданина Республики Беларусь.

Читайте так же:
Принятие наследства, находящегося в другом городе

Таким образом, согласно позиции Верховного Суда РФ работодателям (заказчикам услуг) при заключении (расторжении, прекращении) трудового (гражданско-правового) договора с гражданином Беларуси не нужно уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Следовательно, при заключении трудовых договоров с гражданами Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется. Но в связи с тем, что из нормы п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, которой установлена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган МВД России о заключении с иностранным гражданином трудового договора, отсутствует исключение для граждан Республики Беларусь, и ранее УФМС России по г. Москве в Письме от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н указала, что о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии следует уведомлять органы ФМС России, и нет других официальных разъяснений уполномоченного органа по рассматриваемому вопросу в 2019 году, то данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.

Чтобы избежать привлечения к ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ, рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора или гражданско-правового договора не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.

Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Заключение трудовых договоров

Заключение трудового договора на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

Оформление приема на работу иностранца и заключение с ним трудового договора производится в том же порядке, как и с гражданами Республики Беларусь, за исключением некоторых особенностей.

Прием на работу трудящихся-иммигрантов создает для нанимателя дополнительные обязанности:

  • для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем десять человек, наниматель обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы;
  • получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, с которым предполагается заключение трудового договора;
  • выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения, полученного в отношении данного трудящегося-иммигранта;
  • наниматель обязан заключить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом и зарегистрировать его, а также изменения и (или) дополнения в него, в подразделении по гражданству и миграции в месячный срок со дня его заключения либо внесения изменений (дополнений) (в случае пропуска указанного срока наниматель привлекается к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 23.55 КоАП Республики Беларусь);
  • прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом в случае аннулирования соответствующего специального разрешения;
  • обеспечить за свой счет выезд из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта в случае досрочного расторжения трудового договора по требованию трудящегося-иммигранта в связи с нарушением нанимателем Республики Беларусь законодательства Республики Беларусь о труде, коллективного договора или трудового договора с трудящимся-иммигрантом, а также в случае аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если не имеется иных оснований для пребывания иностранца в Республике Беларусь;
  • информировать о смерти трудящегося-иммигранта подразделение по гражданству и миграции в целях уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства его гражданской принадлежности или обычного места жительства через Министерство иностранных дел Республики Беларусь;
  • содействовать выезду трудящегося-иммигранта из Республики Беларусь по истечении срока заключенного с ним трудового договора;
  • возместить расходы, связанные с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, а также в случае аннулирования специального разрешения;
  • вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение пяти рабочих дней со дня прекращения трудового договора с соответствующим трудящимся-иммигрантом, либо получения уведомления об аннулировании соответствующего специального разрешения, либо истечения срока действия специального разрешения, а также в случае, когда трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, в отношении которого было получено специальное разрешение, не заключен.

После оформления надлежащим образом всех разрешительных документов для привлечения и использования иностранной рабочей силы наниматель должен правильно оформить с работником-иностранцем трудовые отношения.

Этапы оформления приема на работу и заключения трудового договора:

  1. предъявление документов, необходимых для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;
  2. направление потенциального работника на прохождение обязательного медицинского осмотра;
  3. написание работником заявления о приеме на работу (не является обязательным);
  4. ознакомление работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснение его прав и обязанностей, с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;
  5. проведение вводного инструктажа по охране труда;
  6. заключение трудового договора (заключение при необходимости договора о полной материальной ответственности);
  7. регистрация трудового договора в подразделении по гражданству и миграции;
  8. оформление заключения трудового договора приказом о приеме на работу;
  9. заведение (заполнение) на работника трудовой книжки (на всех без исключения работников, работающих больше пяти дней);
  10. оформление личного дела работника;
  11. оформление документов по персонифицированному учету и представление их в территориальные органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (при согласии работника на государственное социальное страхование).

Права трудящегося-иммигранта при заключении трудового договора:

  • доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств нанимателей Республики Беларусь и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;
  • пенсионное обеспечение в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  • беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь заработанных денежных средств в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь;
  • ввоз в Республику Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь инструментов и оборудования, необходимых для исполнения трудовых обязанностей, на срок действия трудового договора.
Читайте так же:
Договор оказания юридических услуг

Законодательство Республики Беларусь не предусматривает каких-либо особенностей относительно перечня документов, которые должны предъявлять трудящиеся-иммигранты при трудоустройстве, следовательно трудящийся-иммигрант должен предъявить при приеме на работу те же документы, что и белорусский работник, за исключением некоторых особенностей (например, может понадобиться нотариально засвидетельствованный перевод легализованных в установленном порядке оригиналов некоторых документов).

При трудоустройстве гражданин должен предъявить нанимателю следующие ДОКУМЕНТЫ:

  1. документ, удостоверяющий личность:
    • для иностранца, временно пребывающего или временно проживающего – документ для выезда за границу (как правило, паспорт);
    • для иностранца, получившего разрешение на постоянное проживание – вид на жительство;
    • для беженца – удостоверение беженца;
    • для военнообязанных – документы воинского учета;
  2. трудовую книжку (за исключением впервые поступающего на работу и совместителей);
  3. документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы:
    • необходим заверенный перевод документа на одном из государственных языков Республики Беларусь в порядке, установленном на территории государства выезда работника-иностранца,
    • необходимо получение свидетельства о признании данного документа и установлении его эквивалентности документу об образовании в Республике Беларусь, если документ был выдан на территории иностранного государства. Без легализации на территории Республики Беларусь признаются дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, выданные в:
      Азербайджанской Республике,
      Республике Армения,
      Грузии,
      Республике Казахстан,
      Кыргызской Республике,
      Республике Молдова,
      Российской Федерации,
      Республике Таджикистан,
      Туркменистане,
      Республике Узбекистан,
      Украине
      (Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994);
  4. направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
  5. индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
  6. декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Прием на работу без указанных документов не допускается. Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.

Трудовой договор с иностранцем должен содержать общие условия трудового договора, также специальные требования, установленные для трудовых договоров, заключаемых с иностранцами:

  • трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках. В случае, если русский и белорусский языки не являются родными или понятными для трудящегося-иммигранта, трудовой договор заключается также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке;
  • срок трудового договора, заключаемого на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, не должен превышать срока действия специального разрешения;
  • должен содержать порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;
  • должен содержать условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта.

Таким образом, в трудовом договоре, заключаемом с иностранцем на территории Республики Беларусь, должны быть указаны:

  1. данные о работнике и нанимателе;
  2. место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
  3. трудовая функция (работа по одной профессии, специальности, должности с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией);
  4. основные права и обязанности работника и нанимателя;
  5. срок трудового договора (не должен превышать срока действия специального разрешения);
  6. режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);
  7. условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  8. порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;
  9. условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта.

Наниматель Республики Беларусь имеет право на определение в трудовом договоре с трудящимся-иммигрантом дополнительных сведений и условий.

Стороны трудового договора могут включить в него также следующие условия:

  • о возможности въезда в Республику Беларусь членов семьи иностранца совместно с ним или впоследствии;
  • о единовременной выплате родственникам работника в случае его смерти компенсации в фиксированном размере (необходимо указать конкретных лиц);
  • о порядке разрешения споров между иностранным работником и нанимателем;
  • об установлении доплат в связи со сменой страны проживания и работы;
  • о дополнительных гарантиях (например, аренда квартиры за счет нанимателя, оплата переезда к месту работы и т.д.).

Примерный образец оформления трудового договора с трудящимся-иммигрантом находится в ПРИЛОЖЕНИИ 3.

Заключение трудового договора на территории иностранного государства между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, являющимся иностранной организацией, осуществляющей наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, осуществляется в порядке, определенном законодательством иностранного государства.

После прекращения трудового договора трудящийся-иммигрант обязан выехать за свой счет из Республики Беларусь, если не имеется иных оснований для его пребывания в Республике Беларусь.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Иностранец, осуществляя трудовую деятельность в Республике Беларусь по трудовому договору, может добровольно воспользоваться системой государственного социального страхования – назначение и выплата пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию (на случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи).

При согласии работника на государственное социальное страхование нанимателю необходимо оформить документы по персонифицированному учету и представить их в территориальные органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. При этом такой иностранец будет пользоваться правами и нести обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке.

Читайте так же:
Госслужащий получил по наследству акции крупных российских компаний

Для того чтобы работнику оплачивался листок нетрудоспособности наниматель уплачивает страховые взносы на социальное страхование в размере 6 процентов.

Право на страховые выплаты в случае достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) возникает также только при условии уплаты страховых взносов нанимателем в размере 28 процентов и работником (1 процент заработка) на пенсионное страхование.

Оформляем на работу граждан Республики Беларусь

Трудоустройство иностранных работников имеет существенные различия от трудоустройства российских граждан РФ. Однако для граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок. Какие основные документы при приеме на работу необходимо оформить при приеме на работу этих категорий работников?

Документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ). При применении Закона №115-ФЗ следует учитывать, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.

А в отношении граждан — членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС был установлен льготный режим трудовой деятельности. Это означает, что порядок трудоустройства иностранцев, предусмотренный в Законе №115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. И в этой ситуации нужно руководствоваться порядком, установленным в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и РФ от 22.06.1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту — Решение).

Для граждан Республики Беларусь не нужно оформлять специальное разрешение на работу (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Какие документы должна запросить кадровая служба при приеме на работу белоруса?

Для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить:

— документ об образовании.

Перечень документов тот же, что и при трудоустройстве российского работника (ст.65 ТК РФ).

Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.

Важно!

При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).

Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.

Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).

Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).

В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.

Важно!

Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются.Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, может служить проездной документ.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты работники Республики Беларусь не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. №МС-2/559).

При этом работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками из Республики Беларусь (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Уведомление направляется в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.3 Решения, п.3 ст.98 Договора о ЕАЭС). Таким образом, с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с российскими гражданами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. №17-3/ООГ-268).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию