Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подтверждение права бессрочного пользования землей

Огород без документов. Верховный суд РФ разъяснил, как оформлять наследство на старые участки земли

Очень полезное для многих дачников и садоводов разъяснение сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ. Спор, который изучала высокая судебная инстанция, касался весьма болезненного и непростого вопроса — оформления наследства на дачные сотки. Причем речь про те земельные участки, которые считаются «старыми», полученными много лет назад, и у которых есть проблема с документами.

Суть проблемы в следующем. В нашей стране огромное количество земельных участков, которые во времена Советского Союза давали своим работникам фабрики, заводы и другие самые разные предприятия и организации. На часть таких участков документов либо совсем нет, либо пожелтевшие бумажки давно и безнадежно устарели.

Многие предприятия, что выделяли своим сотрудникам сотки под огороды, давно прекратили свое существование. Уничтожены и их архивы.

Безусловно, с таких участков граждан никто не выгоняет, но и ничего сделать с подобными сотками люди не могут — ни продать, ни подарить, ни завещать. Более того, если по градостроительным планам сотки отходят местной власти под новые объекты, выкупают землю лишь у тех, у кого сотки законные.

Отсутствие положенных документов у владельцев таких соток постоянно рождают проблемы. Главная — как зарегистрировать право собственности на такой участок.

Наша история началась в Ленинградской области, где некий гражданин получил в 1991 году от исполкома сельсовета народных депутатов Приозерского района участок площадью 6 соток под огород. Земля была предоставлена без права возведения каких-либо строений.

В 2015 году собственник шести соток скончался. Но за год до этого садовод завещал все свое имущество дочери. Когда же наследница пришла к нотариусу, тот отказал в оформлении наследственных прав на землю. Причина — отсутствие правоустанавливающих документов. Тогда наследница пошла в суд. Она подала на администрацию муниципального образования Приозерского района иск о признании права собственности на земельный участок «в порядке наследования».

Но в суде наследнице не повезло. Приозерский городской суд Ленинградской области отказал ей в иске. Отказ женщина оспорила. Но ей снова не повезло — Ленинградский областной суд согласился с первой инстанцией.

Местные суды дружно решили, что участок предоставлен был отцу истицы во временное пользование, а право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения у наследодателя не возникло. Суды сделали вывод, что нет оснований для признания за гражданкой права собственности в порядке наследования на спорный земельный участок.

При отсутствии сведений о праве на участок он считается предоставленным на праве собственности

Пришлось наследнице идти дальше. И она обратилась в Верховный суд. Там материалы спора внимательно изучили и с аргументами заявительницы согласились.

Верховный суд РФ обратил внимание, что решение исполнительного комитета о предоставлении участка не содержит каких-либо сведений о виде права, на котором он предоставлен. При этом в абзаце 1 пункта 9.1 статьи 3 закона о введении в действие Земельного кодекса сказано следующее: если земля предоставлена до 25 октября 2001 года для ведения огородничества или садоводства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, можно зарегистрировать право собственности на нее.

Исключение составляют случаи, когда в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность. Значит, отметил Верховный суд, местному суду для правильного разрешения спора следовало установить, имеются или нет предусмотренные федеральным законом ограничения для предоставления земли в частную собственность.

А этого вопроса городской суд не задавал. А поскольку этого не было сделано, то Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила все принятые решения нижестоящих судов. Дело о споре за шесть соток Верховный суд отправил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Эксперты считают, что решений, аналогичных принятому Приозерским горсудом, у нас возникает немало. Поэтому разъяснение Верховного суда особенно важно. Ведь подобными решениями местные суды нарушают материальный закон и приходят к ошибочному выводу: поскольку участок находился во временном пользовании, у наследодателя не возникло право собственности на него.

Верховный суд специально для подобных случаев подчеркнул: при отсутствии информации о праве, на котором гражданин владеет участком, и запрета предоставления его в частную собственность спорный земельный участок должен считаться предоставленным человеку на праве собственности.

Переоформление права постоянного бессрочного пользования на земельный участок. Правовые последствия отсутствия объекта недвижимости на земельном участке

29 декабря 2009 года вступил в силу ФЗ №342-Ф3 от 27.12.2009 г. «О внесении изме­нений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Рос­сийской Федерации» и статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в законодатель­ные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государс­твенной и муниципальной собственности».

В новой редакции п.2 ст.3 ФЗ №1 37-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земель­ного кодекса РФ» звучит следующим образом: «Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 ст. 3 Закона, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земель­ных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кро­ме того — переоформить на право безвозмездно­го срочного пользовани по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с прави­лами статьи 36 данного документа.

Читайте так же:
Получение стипендии иностранным студентом

Также было отложено и применение санк­ций за непереоформление права постоянного бессрочного пользования. С 1 января 2013 года (вместо 1 января 2011 года). Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше­ниях будет дополнен статьей 7.34, устанавли­вающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участ­ками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных учас­тков в собственность (штраф дл юридического лица от двадцати тысяч до ста тысяч рублей).

На данный момент существует несколько вопросов, которые прямо не урегулированы законодательством, но практика, по которым уже сложилась.

Первый вопрос связан с правовым регули­рованием переоформления права постоянного бессрочного пользования на земельный учас­ток без объекта недвижимости.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или по своему желанию приобрести земельные учас­тки в собственность до 01 .01 .201 2 в соответс­твии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Ссылка в указанной статье на необходи­мость переоформления прав на земельные участки в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ вызвала некоторую неопределенность от­носительно того, права на какие земельные участки подлежат переоформлению. Так, ста­ть 36 Земельного кодекса посвящена приоб­ретению права на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципаль­ной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения .

При рассмотрении споров, связанных с пе­реоформлением юридическими лицами пра­ва постоянного (бессрочного) пользования зе­мельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собс­твенность, судам рекомендуется учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного ко­декса Российской Федерации» лица, которым земельные участки на таком праве предостав­лены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему вы­бору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, ус­тановленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, дл какой цели были предоставлены эти земельные участки (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Россий­ской Федерации от 24.03.2005 №11 «О неко­торых вопросах, связанных с применением зе­мельного законодательства»).

Одинаковый пор док (административная процедура) предоставления прав на соответс­твующие земельные участки не означает, что пунктом 2 статьи 3 Закона №1 37-ФЗ и стать­ей 36 Земельного кодекса Российской Феде­рации регулируются одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.

Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие условия приобретения земли в собственность — на­личие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный харак­тер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимо­го дл эксплуатации объекта недвижимости.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25. 1 0.2001 №1 37-ФЗ предусмотрены специ­альные условия приобретения земли в частную собственность — наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограниче­ние по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования.

Отсутствие на спорном земельном участ­ке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, не может служить препятствием дл переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (Постановле­ние ФАС ВСО от 11.08.2008 г. №А19-4880/08-55-Ф02-3740/08 по делу №А19-4880/08-55).

С у д ебная практика:

Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 г. №14711/05;

Постановление ДААС от 18.07.2008 г. по делу №А41-К2-987/08;

Постановление ФАС ПО от 17.12.2008 г. по делу №А65-8180/2008;

Постановление ФАС ПО от 03.02.2009 г. по делу №А55-7789/2008;

Постановление ФАС ПО от 28.01.2009 г. по делу №А65-8169/2008;

Постановление ФАС ПО от 27.01.2009 г. по делу №А55-7788/2008;

Постановление ФАС ЦО от 10.11.2008 г. по делу №А14-624-2008/16-1 3;

Постановление ФАС СЗО от 22.01.2007 г. по делу №А56-2593/2006;

Постановление ФАС СЗО от 28.08.2006 г. по делу №А56-28207/2005;

Постановление ФАС СКО от 03.04.2009 г. по делу №А15-1 042/2008;

Постановление ФАС СКО от 21 .08.2008 г. №Ф08-4873/2008 по делу №А25-1553/07-14;

Постановление ФАС СКО от 03.04.2007 г. по делу №Ф08-1562/2007.

Таким образом, благодаря судебной практике, по первому вопросу сложилась однозначная позиция, суть которой в том, что правообладатели земельных участков вправе переоформить право постоянного бессрочного пользования на право арены или выкупить земельные участки независи­мо от наличия объектов недвижимости на данных земельных участках.

Второй вопрос заключается в том, как оп­ределить выкупную цену на земельный участок без объектов недвижимости.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25. 1 0.2001 №1 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или по своему желанию приобрести земельные учас­тки в собственность до 01.01.2012 в соответс­твии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Согласно ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположен­ных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

Читайте так же:
Получение визы при наличии ВНЖ в России

1 ) земельных участков, находящихся в фе­деральной собственности, — уполномоченным Правительством Российской Федерации феде­ральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федера­ции или государственная собственность на кото­рые не разграничена, — органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в му­ниципальной собственности, — органами мест­ного самоуправления.

Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления упол­номоченным Правительством Российской Фе­дерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъек­та Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены зе­мельного участка эта цена устанавливается в раз­мере его кадастровой стоимости.

Также ст. 2 Федерального закона от 25. 1 0.2001 №1 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определяет порядок ценообразования при при­обретении в собственность земельных участ­ков, находящихся в государственной и муници­пальной собственности.

В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. №11 «О некоторых вопросах, свя­занных с применением земельного законода­тельства» разъяснено, что при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 Зе­мельного кодекса Российской Федерации, сто­роны должны руководствоваться Федеральным законом «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Феде­рального закона «О введение в действие Земель­ного кодекса Российской Федерации» при прода­же в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Фе­дерации, находящихся в государственной или му­ниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земель­ных участков определяется в порядке, установ­ленном пунктами 2 и 3 указанной статьи.

Таким образом, необходимым условием для применения порядка определения цены земель­ного участка, указанным в пункте 2, 3 статьи 2 названного закона является наличие на земель­ном участке здания, строения, сооружения (Пос­тановление ФАС МО от 28.04.2008 г. по делу №КГ-А41/3044-08 по делу №А41-К2-10493/07). Указанная позиция поддержана ВАС РФ 30.06. 2008 г. по делу №6545/08 (Определение об от­казе в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Ясность в данный вопрос внесло письмо Министерства экономического развития Рос­сийской Федерации от 19.05.2009 г. №Д23-1462 по вопросу определения стоимости вы­купа земельного участка, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования.

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 г. №137-Ф3 «О введении в дейс­твие Земельного кодекса Российской Феде­рации» (далее — Вводный закон) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участ­ков или приобрести земельные участки в собс­твенность в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Выкупная цена земельных участков в разме­ре, не превышающем кадастровую стоимость земельных участков, применяется непосредс­твенно к собственникам зданий, сооружений, расположенных на этих земельных участках (п. п. 1 .1 и 1 .2 ст. 36 Земельного кодекса).

Выкупная цена прочих земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бес­срочного) пользования, должна определяться по общему правилу — на основании мате­риалов оценки (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятель­ности в Российской Федерации»).

Таким образом, можно сделать вывод, что правообладателям земельных участков без объектов недвижимости придется вы­купать их по рыночной стоимости.

Это далеко не все вопросы, которые вол­нуют правообладателей земельных участ­ков. Продление сроков переоформления прав на земельные участки, безусловно, радует всех. Однако, сама процедура не ускорилась и не стала прозрачной. Более того, на мес­тах по-прежнему существуют административ­ные барьеры, бумажная волокита и банальное бездействия компетентных органов. Сроки, установленные законодательством, на местах не соблюдаются, что растягивает процедуру переоформления на годы.

Подтверждение права бессрочного пользования землей

Данная статья адресована собственникам индивидуальных жилых домов, чьи права на земельные участки еще не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральном законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Сразу следует отметить, что для государственной регистрации прав на земельные участки существенное значение имеют: период предоставления земельного участка, а именно, до или после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), вступившего в действие 25.10.2001г., вид разрешенного использования земельного участка, вид объекта недвижимости, находящегося на земельном участке.

Так, право собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования может быть зарегистрировано в порядке, установленном ст.25.2. Закона о регистрации. Данный порядок известен всем как «Дачная амнистия», он освободил правообладателей земельных участков от необходимости обращения в уполномоченные органы по вопросу принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности. Государственная регистрация права собственности проводится на основании ранее выданных документов, как правило, это государственные акты или свидетельства на землю, выданные местными администрациями.

В данном порядке право собственности на земельный участок могут оформить и граждане, имеющие любые выданные до введения в действие ЗК РФ документы, устанавливающие или удостоверяющие право на земельный участок, в которых не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Читайте так же:
Водоснабжающяя организация выставила некорректный счет

Упрощенный порядок оформления права собственности на земельный участок в силу п.7 ст.25.3. Закона о регистрации распространяется также и на собственников объектов недвижимости (например, индивидуальных жилых домов, садовых домиков, гаражей и др.), находящихся на земельных участках с вышеназванными видами разрешенного использования, при приобретении права в порядке наследования или по иным основаниям, например, на основании договора об отчуждении. В этом случае право собственности актуального собственника индивидуального жилого дома, садового домика или другого объекта недвижимости на земельный участок регистрируется в ЕГРП на основании документа, устанавливающего или удостоверяющего право любого прежнего собственника объекта недвижимости на земельный участок. Есть еще одна особенность по данной категории дел: правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на земельный участок предыдущего собственника подлежит обязательному представлению на государственную регистрацию только в том случае, если право данного лица на земельный участок ранее не было зарегистрировано в ЕГРП. При наличии в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) предыдущего собственника объекта недвижимости актуальному собственнику достаточно обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В случае отсутствия у гражданина каких-либо документов на земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, на котором расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ, такой гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность бесплатно. Данное право предусмотрено п.4 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В целях приобретения прав на земельный участок собственнику жилого дома необходимо обратиться в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Департамент), являющийся исполнительным органом государственной власти, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015г. № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Собственник индивидуального жилого дома, созданного до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. №1305-1 «О собственности в СССР», в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает не менее пятнадцати лет и который является для гражданина единственным имеющимся у него жилым помещением, может приобрести земельный участок, находящийся под таким домом, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа. В этом случае необходимо, чтобы жилой дом являлся пригодным для проживания. Данное право предусмотрено Законом Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» и может быть реализовано только при отсутствии возможности получения земельного участка в собственность по иным основаниям и иному порядку, установленным законодательством Российской Федерации.

Органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, уполномоченный орган – администрации соответствующего муниципального образования.

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение соответствующего уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Положения Закона Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» действуют только до 31.12.2016г.

Во всех других случаях земельный участок, находящийся под индивидуальным жилым домом, может быть оформлен в собственность или в аренду в порядке, установленном ст.39.20. ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.3. ЗК РФ земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, предоставляется в собственность за плату без проведения торгов. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок в данном случае будет являться договор купли-продажи, заключенный с Департаментом, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, — с администрацией соответствующего муниципального образования.

Договор аренды земельного участка также заключается без проведения торгов (ст.39.6. ЗК РФ). В силу п.8 ст.39.8. ЗК РФ земельный участок предоставляется собственнику индивидуального жилого дома может быть в аренду на срок до 49 лет.

Согласно п.2 ст.26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года и правовые последствия договора аренды наступают только после его государственной регистрации (п.1 ст.164 ГК РФ).

Решение о наличии или отсутствии оснований для проведения государственной регистрации принимается по результатам правовой экспертизы, проводимой государственным регистратором в порядке, установленном ст.13 Закона о регистрации. Необходимым условием государственной регистрации является уплата государственной пошлины, ее размер установлен ст.333.33. Налогового кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:
Взыскание квартиры за неоплаченный кредит

Так, государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, составляет 350 рублей (пп.24 п.1 ст.333.33. НК РФ). Государственная пошлина за государственную регистрацию договора аренды земельного участка – 2000 рублей (пп.22 п.1 ст.333.33. НК РФ).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае отсутствия такого документа, факт уплаты государственной пошлины будет проверен государственным регистратором самостоятельно. При этом следует отметить, что в силу п.4 ст.16 Закона о регистрации в случае непредставления документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть приняты к рассмотрению только после установления государственным регистратором факта ее уплаты.

Другим необходимым условием государственной регистрации права собственности или договора аренды земельного участка является наличие сведений о таком земельном участке в Государственном кадастре недвижимости, поскольку п.1.2. ст.20 Закона о регистрации установлен прямой запрет на осуществление государственной прав на объект недвижимости, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Срок государственной регистрации права собственности на земельный участок или договора аренды составляет 10 рабочих дней.

В заключение хочется отметить, что использование земельного участка не по целевому назначению или без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка является одним из оснований возбуждения административного производства и привлечения к административной ответственности на основании ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Подтверждение права бессрочного пользования землей

[О правовой позиции по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в Санкт-Петербурге]

Запрос
депутата ЗС Ольховского А.С. Губернатору Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.

от 22 апреля 2010 года N 003054-3

Уважаемая Валентина Ивановна!

На моем контроле с 2007 года стоит обращение членов гаражно-строительного кооператива «Дачное-2» (далее — ГСК «Дачное-2») по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся по адресу: пр.Народного Ополчения, участок 1 (севернее дома 22, литера К, по пр.Народного Ополчения).

В соответствии с актом о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 18.10.1971 N 7760/7027, изданного на основании решения Исполнительного комитета Кировского районного Совета депутатов трудящихся от 28.11.1968, ГСК «Дачное-2» был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 2,37 га. В соответствии с решением Исполкома Ленсовета от 11.04.1988 N 277, ГСК «Дачное-2» разрешена прирезка дополнительного земельного участка для строительства гаражей. Общая площадь — 3,45 га. На указанной территории в настоящий момент располагаются 834 гаража.

С декабря 2005 года ГСК «Дачное-2» безуспешно пытается выполнить требование Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», согласно которому право бессрочного пользования земельным участком должно быть переоформлено на право аренды или право собственности (по выбору правообладателя земельного участка). На протяжении пяти лет кооперативу под различными предлогами отказывают в выдаче необходимых документов, в проведении межевания и кадастрового учета земельного участка. По данным фактам я и мои коллеги неоднократно обращались к Вам в депутатских запросах (N 803826-3 от 17.04.2008, N 805515-3 от 05.06.2008, N 900360-3 от 22.01.2009, N 900756-3 от 05.02.2009).

Основной причиной отказа является то, что, по мнению исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ГСК «Дачное-2» должно подтвердить право собственности на строения, расположенные на занимаемом земельном участке.

Так, согласно последнему ответу Комитета по градостроительству и архитектуре от 08.04.2010 N 1-4-18404/3 на обращение ГСК «Дачное-2», пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распространяется только на те юридические лица, которым одновременно предоставлены земельные участки на праве бессрочного пользования и которые являются собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

Такое толкование норм Федерального закона вызывает недоумение.

Вышеупомянутый пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусматривает, что юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Такое переоформление осуществляется по правилам ст.36 Земельного кодекса РФ. При этом указанная норма закона не предусматривает какого-либо ограничения. Все юридические лица, которые не имеют права в силу требований ст.20 Земельного кодекса РФ обладать земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны осуществить переоформление прав на данные земельные участки. Данная норма не требует, чтобы на таком земельном участке обязательно находились здания, строения или сооружения. Отсылка к положениям ст.36 Земельного кодекса лишь указывает, что переоформление производится в порядке, установленном указанной статьей.

Аналогичная позиция высказана и в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» и в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 14711/05. Данные судебные акты указывают на следующее:

Читайте так же:
Права предпенсионера при сокращении

— «лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса РФ, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным ст.36 Земельного кодекса РФ независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки».

— «Отсутствие на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, не может служить препятствием для переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности». Насколько мне известно, аналогичной позиции в отношении земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые подлежат переоформлению, придерживается и Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.

Однако Комитет по градостроительству и архитектуре, как видно из ответа на обращение ГСК «Дачное-2», имеет свое толкование норм федерального законодательства, отличное не только от позиции ведущего имущественного комитета Санкт-Петербурга, но и от позиции высших судебных органов, давно разъяснивших, как следует применять нормы Земельного кодекса.

На основании изложенного прошу Вас сообщить:

1. Существует ли в Санкт-Петербурге единая правовая позиция по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками?

2. Является ли позиция по применению норм ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», высказанная в письме Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, верной и единой для всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга?

3. Как в Санкт-Петербурге ведется работа по упорядочению правоприменительной практики, и, в частности, правоприменительной практики по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и доводится ли данная информация до всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга?

Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В.И. депутату ЗС Ольховскому А.С.

от 5 мая 2010 года N 003054-3

Уважаемый Александр Сергеевич!

Рассмотрев Ваш запрос от 22.04.2010 N 003054-3, сообщаю следующее.

В Санкт-Петербурге существует единая правовая позиция по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Практика применения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга соответствующих положений Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не противоречит сложившейся судебной практике и позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 3 указанного Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные юридические лица, в том числе гаражно-строительные кооперативы, которым ранее были предоставлены земельные участки не под цели возведения объектов недвижимости (на которых отсутствуют объекты недвижимости), имеют право на оформление аренды или права собственности на занимаемые земельные участки только в случае, если ранее данные земельные участки были предоставлены им на праве постоянного (бессрочного) пользования решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти. Право постоянного (бессрочного) пользования должно быть подтверждено надлежащим документом установленной формы. Подтверждение ранее возникшего права также возможно в судебном порядке.

Если юридическому лицу земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставлялся, то оформление аренды или права собственности возможно в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии на земельном участке объектов недвижимости и подтверждении прав юридического лица на данные объекты.

Гаражно-строительный кооператив «Дачное-2» (далее — кооператив) не располагает документами, подтверждающими надлежащее предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, и документами, подтверждающими нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, которыми кооператив владеет на каком-либо праве, предоставление копий которых предусмотрено действующим порядком утверждения границ фактически используемых земельных участков, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка».

По информации, представленной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, обладающим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640, полномочиями по утверждению границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке, определить границы земельного участка, предоставленного кооперативу актом от 18.10.1971 N 7760/7027 о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, не представляется возможным, поскольку кооперативом не представлен план землепользования с обозначением границ земельного участка, являющийся неотъемлемой частью указанного акта.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
«Вестник Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга», N 17,
17 мая 2010 года

О правовой позиции по вопросу переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в Санкт-Петербурге

Информацию о значении атрибутов документа см. «Юридическая справка»

О порядке вступления в силу документа см. раздел «Вступление в силу»

Законом Санкт-Петербурга от 11.07.1997 № 132-42 «О порядке внесения и рассмотрения депутатских запросов» предусмотрена особая форма обращения депутата (группы депутатов) — депутатский запрос. Решение об этом принимается на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию