Advokat-inform.ru

Юридический советник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плата за распитие принесенной в организацию общественного питания алкогольной продукции

Письмо Минфина России от 15 июня 2020 г. N 27-04-13/51104 О розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях

Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка рассмотрел обращение о разъяснении норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее — Закон N 171-ФЗ) в редакции Федерального закона от 24.04.2020 N 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее — Закон N 145-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Минфин России не уполномочен давать разъяснения по вопросам в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вместе с тем считаем возможным изложить мнение Департамента по указанным в обращении вопросам.

В связи с отсутствием переходных положений, устанавливающих особенности применения положений Закона N 145-ФЗ, полагаем, что в случае несоответствия организации, осуществляющей деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, требованиям пункта 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ (в том числе дополнительным требованиям, установленным субъектом Российской Федерации), такая организация продолжать осуществление указанной деятельности не вправе.

Кроме того, продление срока действия лицензий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" не освобождает субъектов предпринимательства от обязанности соответствовать требованиям Закона N 171-ФЗ при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Согласно абзацу второму пункта 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Перечень вышеуказанных инвентаризационных и правоустанавливающих документов, а также требования к ним положениями Закона N 171-ФЗ не определены.

Вместе с тем в соответствии со статьей 346.27 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) площадь торгового зала — часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

При этом в целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект недвижимости, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Пунктом 5 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ определено, что соответствие лицензионным требованиям помещений зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности является предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей. При этом организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

При этом в соответствии с пунктом 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.

Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, может осуществляться при условии соответствия таких объектов общественного питания требованиям, установленным пунктом 4.1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.

Обращаем внимание, что подготовка изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" относится к компетенции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Заместитель директора ДепартаментаА.В. Коробутов

Обзор документа

Если организация, продающая алкоголь при оказании услуг общественного питания, не соответствует требованиям Закона о госрегулировании оборота алкоголя (в том числе дополнительным требованиям, установленным регионами), она не вправе продолжать осуществлять указанную деятельность.

Продление срока действия лицензий из-за коронавируса не освобождает субъектов предпринимательства от обязанности соответствовать требованиям закона.

Розничная продажа алкоголя при оказании услуг общественного питания в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях допускается только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 кв. м.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:
Изменение сроков рассмотрения эмиссионных документов

Что такое пробковый сбор в ресторане и насколько это законно

Бывает, что некоторые кафе берут плату за употребление принесенного алкоголя, как правило, это называется «пробковый сбор» (в среднем 300 р. за бутылку). Пробковый сбор в заведении практикуется по двум причинам: нет лицензии на алкоголь, а гости хотят выпить чего-то покрепче, и вторая: на банкетах рестораны порой идут навстречу и разрешают за небольшую плату принести свой алкоголь. Что это за плата и насколько она законна, а также что на этот счет думают суды, подробно в этой статье.

Алкогольным законодательством не предусмотрена ответственность для заведений в таких случаях, однако потребителей можно привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ за потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом. На первый взгляд кажется абсурдным, но потребление своего алкоголя в кафе – это нарушение общественного порядка. Дело в том, что кафе – это общественное место, и по общему правилу употреблять спиртные напитки в нем нельзя (я не шучу). Однако есть исключение из этого правила, предусмотренное п. 7 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»: потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, при оказании этими организациями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг. То есть пить в кафе нельзя, но если купил алкоголь у этого кафе, то можно. Штраф за такое нарушение от 500 р. до 1500 р.

Однако на практике эта статья в кафе и ресторанах применяется очень редко, единственный известный мне случай произошел в 2020 году. Помните, был период, когда были закрыты все заведения общепита, и еще нельзя было пользоваться верандами. Едой торговали на вынос, но, понятное дело, спрос был не только на еду. И хотя торговать алкоголем на вынос – это нарушение, но многие рисковали, не только кормили, но и поили своих постоянных гостей. Тогда мне пожаловались ребята из одного бара, что их гостей стали штрафовать на 500 р. за то, что те пьют у них рядом с баром. То есть полицейские решили пойти не по сложному пути с доказыванием торговли алкоголем на вынос с привлечением Росалкогольрегулирования, а по мелочи штрафовать физических лиц. На самом деле пример не совсем подходит к пробковому сбору, потому что тут пили не внутри заведения, а рядом с ним, но это единственный случай похожий на нашу ситуацию. То есть в целом риск не исключен, но он минимален, и привлечь к ответственности можно только гостей.

А что делать, если сами гости недовольны таким сбором и настаивают на том, что такого рода «штрафы» и «поборы» незаконны? На этот счет есть несколько примеров из судебной практики.

Пример №1: о пробковом сборе надо предупреждать заранее. Женщина отмечала свой юбилей в ресторане. Несмотря на предоставленную рестораном скидку в 20% в честь дня рождения, настроение истца было испорчено, так как после оплаты общего счета было обнаружено, что с истца удержали «пробковый налог за крепкие напитки» в сумме 2 000 рублей (две позиции по 1 000 рублей каждая). Истец в самом деле в тот день приносила с собой в ресторан две бутылки спиртного. Всё спиртное было принесено с собой после предварительного одобрения со стороны менеджмента ресторана и без доведения до истца какой-либо информации о способе, размере и порядке взимания платы за подобную услугу. Никакой информации в зале ресторана, в том числе в меню, о платных услугах такого рода на тот момент до потребителей доведено не было.

Суд признал правоту истца и взыскал с ресторана компенсацию морального вреда, несмотря на то, что ранее те добровольно вернули деньги. Кроме того, юбилярша нажаловалась в Роспотребнадзор, и ресторан дополнительно привлекли к ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей). Конфликта можно было бы избежать, если бы о пробковом сборе предупредили заранее. Кроме того, это конечно никакой не налог, а сервисный сбор, который ресторан берет за обслуживание официантом, предоставление бокалов, охлаждение напитков (подробнее об этом в статье про чаевые и сервисный сбор). Реквизиты судебного акта: Решение № 2-3483/2017 2-3483/2017

М-2921/2017 М-2921/2017 от 5 сентября 2017 г. по делу № 2-3483/2017 (Калининский районный суд г. Новосибирска).

Пример №2: нужно реагировать на требования прокуратуры. Прокуратурой г. Горно-Алтайска проведена проверка законности осуществления деятельности организаций общественного питания в части оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в отсутствие лицензии на торговлю алкогольной продукцией. По результатам проверки установлено, что в ресторане, расположенном в цокольном этаже торгового центра отсутствовала лицензия на торговлю алкогольной продукцией. При этом, администрация ресторана разрешала своим посетителям приносить с собой алкоголь, взимая за это «пробковый сбор». Установив нарушения ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», 22 марта 2017 года прокурором г. Горно-Алтайска вынесено представление об устранении на рушений законодательства с требованием прекратить оказание услуги «пробковый сбор». Данное предписание кафе проигнорировало, за что было оштрафовано на 50 тыс. руб. Стоит отметить, что законность взимания пробкового сбора в судебном акте никак не комментируется, рассматривалась лишь процедура привлечения к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора. Однако, возможно, если бы организация вовремя ответила на притязания прокуратуры, и обосновало законность правовой позиции, то такого большого штрафа удалось бы избежать. Реквизиты судебного акта: Решение № 12-270/2017 от 21 августа 2017 г. по делу № 12-270/2017 (Горно-Алтайский городской суд).

Пример № 3: если пробковый сбор предусмотрен правилами заведения, то это законно. Истцом был предъявлен ряд требований по качеству обслуживания, в частности, не устраивало то, что заведение берет штраф за принесенные напитки. Судом было установлено, что в кафе введены правила для потребителей, п. 5 данных правил устанавливал следующее: «В соответствии с Правилами обслуживания посетителей в ресторане, кофейне «АбрикосовЪ», в помещении ресторана запрещено употреблять принесенные с собой еду, напитки и алкоголь, за исключением детского питания. При проведении банкета, заказчику банкет в индивидуальном и исключительном порядке, по согласованию с администрацией может быть разрешено принести свои продукты и алкоголь. При проносе заказчиком, в согласованном с администрацией порядке, алкогольных напитков исключительно в заводской упаковке, взимается «пробковый сбор», в форме индивидуального заказа, по стоимости равный 500 руб. за единицу алкогольной продукции». Установление таких правил суд справедливо посчитал законным: «Довод истца о том, что с нее необоснованно был взят штраф за спиртные напитки, не подтверждает нарушение ее прав как потребителя, поскольку денежные средства были оплачены в соответствии с Правилами обслуживания посетителей, т.н. “пробковый сбор”», сославшись на возможность установления локальных правил, которая предусмотрена федеральным законодательством (почему каждому заведению стоит сделать такие правила и на основании чего это законно читайте подробнее в статье про правила заведения). Реквизиты судебного акта: Решение № 2-6533/1829 2-6533/2018 2-6533/2018

М-2539/2018 М-2539/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-6533/1829 (Приморский районный суд города Санкт-Петербурга).

Итак, мы видим, что положение «пробкового сбора» достаточно неоднозначное: с точки зрения административного законодательства вроде как нельзя, но ответственности за это для заведений нет, а с точки зрения гражданского законодательства и в частности защиты прав потребителей вполне допустимо, главное установить локальные правила, которые будут выступать в качестве условий договора.

Автор: Юлия Вербицкая, HoReCa-юрист, магистр частного права

Подпишитесь на новые статьи:

Заказать разработку правил посещения для заведения общепита. Хорошо разработанные правила помогают в работе вашим администраторам, менеджерам, охранникам выстраивать грамотный диалог с гостями, в т.ч. с «проблемными» клиентами. Сотрудникам проще принять решение, когда условия посещения четко закреплены, проще обосновать спорные моменты гостям, когда есть письменный документ. Подробнее…

Правила продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Наказание за торговлю алкоголем без лицензии карается серьезным штрафом, поэтому многие продавцы делают лицензию, однако бывают случаи нарушения лицензионных требований. Разберем некоторые из них.

Розничная продажа алкоголя в точках общественного питания.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 18 закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее — закон № 171-ФЗ) лицензия на продажу алкоголя в розницу (например, в магазине) и лицензия на алкоголь для общепита (в т.ч. для кафе, ресторанов и пр.) выдаются отдельно. Поэтому продавцам, которым нужно как продавать на вынос, и так же продавать вино в зале, получают две лицензии на один адрес.

Требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

1) Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные и т.д.)

2) Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более стационарные объекты общественного питания.

3) Запрещается розничная продажа алкогольной продукции в период с 23 часов до 8 часов по местному времени, осуществляемая организациями, и розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, осуществляемая индивидуальными предпринимателями, при оказании услуг общественного питания в предприятиях общественного питания..

4) Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

5) Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должны иметь для этих целей контрольно-кассовую технику.

6) Подключение к системе ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системе).

Запрещается продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

1) Дистанционным способом.

2) Запрещается продажа алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола,

полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1 500 миллилитров.

Можно ли продавать в заведении общепита не открытые бутылки с алкоголем? На этот счет имеется прямой запрет в законе № 171-ФЗ. Согласно пунктом 4 статьи 16 указанного закона розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющем отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки). Касается это как крепких напитков, так и слабоалкогольных, включая пиво. Чаще всего этот запрет нарушают для того, чтобы можно было под прикрытием общепита продать алкоголь (в т.ч. пиво) в вечернее и ночное время (после 23:00). В большинстве случаев продавцы прокалываются на продаже закрытой бутылки.

Важно, что вскрытие бутылки – не единственный критерий, по которому определяют, продан ли алкоголь при оказании услуги общественного питания. Запрещено не просто продажа алкоголя в закрытой таре, а в принципе любая продажа на вынос (закрытая тара лишь один из признаков) . Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания , имеющих зал обслуживания посетителей» (пункт 4 статьи 16 законе № 171-ФЗ). Имеется судебная практика о привлечении к ответственности продавцов осуществляющих реализацию алкогольной продукцию в ночное время под видом оказания услуг общественного питания.

Все случаи привлечения к ответственности за продажу алкоголя на вынос в заведении общепита – это в первую очередь попытка обойти запрет на продажу в ночное и вечернее время.

Можно ли в магазине продавать вино, другие напитки по бокалам или в ином виде на розлив?

Получается, что в бокал (стакан) наливать вино или пиво в магазине нельзя, так как это будет свидетельствовать о том, что вы предоставили возможность покупателю только выпить на месте, а не унести с собой. Однако прямого запрета на продажу в магазине на розлив нет (иначе не смогли бы существовать различные пивные и винные магазины с продажей на розлив). Здесь самое главное соблюсти все необходимые требования к продаже алкоголя в магазине, в том числе о доведении информации до потребителя, о наличии сопроводительных документов и акцизных марок на реализуемый товар. За нарушение порядка продажи алкогольной продукции предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), а за продажу товаров без соответствующей маркировки по части 2 статьи 15.12 КоАП РФ.

Итак, сделаем следующие выводы — продавать спиртное для потребления его на месте (т.е. для оказания услуг общественного питания) можно только в заведении общественного питания. И потреблять спиртное (это уже запрет для потребителей) можно только дома или в заведении общепита, так как в соответствии законом № 171-ФЗ не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в общественных местах и местах подпадающих под понятие общественное место. За продажу на вынос в общепите, и за продажу на розлив в магазине предусмотрена ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Для индивидуальных предпринимателей: предусмотрен штраф в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Для юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Вышеперечисленные нарушения являются также основанием для аннулирования лицензии — пункт 3 статьи 20 закона № 171-ФЗ.

Уважаемые жители Камышлинского района! В случае выявления факта незаконной торговли алкоголем, либо торговли алкоголем с нарушениями действующего законодательства необходимо обратиться в отдел полиции по месту жительства или сообщить в полицию по телефону. Круглосуточный телефон дежурной части отделения полиции №56 Камышлинского района: 8/84664/3-37-76.

<Письмо> Минфина России от 04.12.2020 N 27-04-13/106179

Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка рассмотрел обращение по вопросу розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Минфин России не уполномочен давать разъяснения по вопросам оборота алкогольной продукции. Вместе с тем считаем возможным изложить мнение Департамента по указанному вопросу.

Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потребления (распития) алкогольной продукции установлены статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон N 171-ФЗ).

В соответствии с абзацем девятым пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.

Учитывая изложенное, лица осуществляющие розничную продажу пива при оказании услуг общественного питания, должны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей.

ГОСТом 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» установлено, что залом предприятия общественного питания (залом обслуживания) является специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него.

При этом в площадь зала предприятия общественного питания не включаются площади открытых производственных участков для доготовки продукции, раздаточных зон и прочее, недоступных для потребителей.

Таким образом, площадь зала обслуживания посетителей включает в себя только площадь, предназначенную непосредственно для употребления пищи и проведения досуга.

Учитывая изложенное, по нашему мнению розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания может осуществляться при условии соблюдения указанных выше требований.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Что закон говорит о пробковом сборе в ресторанах?

Недавно в ресторане, в который я регулярно хожу, закончилась лицензия на алкоголь. Администрация ресторана установила «пробковый сбор» в размере 500 рублей за бутылку.

Подскажите, могу ли я прийти со своим алкоголем в это заведение, не оплачивая пробковый сбор? Или этот сбор как-то регулируется и разрешается законом? Какую ответственность в этом случае несет ресторан за гостей?

Заранее спасибо,
Артем А.

Артем, закон никак специально не регулирует пробковый сбор. В законодательстве на этом месте дыра: нет правил, как приходить в рестораны со своим алкоголем.

Ваш ресторан разрешает посетителям приносить алкоголь с собой, но при этом вводит обязательный пробковый сбор. С точки зрения правил оказания услуг общественного питания так можно. Ресторан не обязан бесплатно обслуживать клиентов со своим алкоголем.

Другое дело, что в ресторане без лицензии на продажу алкоголя как бы нельзя пить спиртные напитки. Закон об обороте алкогольной продукции разрешает употреблять в ресторане только тот алкоголь, что в нем и куплен. Но на практике эта норма особо не применяется. Штрафов для ресторанов нет. Теоретически посетители могут получить штраф за распитие в общественных местах, хотя я не нашла случаев, когда кого-то реально привлекли к ответственности за то, что они пришли в ресторан со своим вином.

Если вы отравитесь некачественным алкоголем, который принесли с собой в ресторан, отвечать будет тот, кто вам его продал. Тут никаких специальных правил нет.

Теперь подробнее о том, когда ресторан может ввести пробковый сбор и когда платить его необязательно.

Что такое пробковый сбор

Законодатель не знает, что такое пробковый сбор, этого термина нет ни в одном нормативном акте. Даже в судебных актах он встречается редко.

Пробковый сбор — плата, которую кафе или ресторан берет с посетителя за возможность пить свои алкогольные напитки. Обычно это фиксированная сумма за одну бутылку — «пробку». С юридической точки зрения это сервисный сбор, который включает плату за предоставление бокалов, охлаждение напитков, услуги официанта.

Пробковый сбор позволяет клиентам не ограничиваться винной картой ресторана, а также экономить. Принести свою бутылку вина с учетом пробкового сбора может быть выгоднее, чем заказать ее в ресторане.

Прямо пробковый сбор законодатель не запрещает и не разрешает. Но он оставляет организациям общественного питания возможность вводить свои правила поведения для посетителей и оказывать им дополнительные услуги, и это как раз такой случай.

Что ресторан может запретить

Ресторан может установить для своих посетителей требования: что им можно делать в ресторане, а что нет. Есть общее правило: организации общественного питания вправе самостоятельно устанавливать правила поведения для потребителей , если они не противоречат закону. Эти локальные правила могут действовать в тех местах, где оказывают услуги общественного питания, — в зале ресторана, баре, столовой.

Прямо сказано, что можно ограничивать курение и запрещать верхнюю одежду. Остальное — на усмотрение организаций. Соответствие закону оценивает Роспотребнадзор и суды.

Например, можно вводить дресс-код. Так, в Санкт-Петербурге один ресторан отказался обслуживать молодых людей в спортивной форме. Те попытались взыскать ущерб, но суд решил, что все законно. Правила ресторана могут устанавливать такой запрет: эти требования относятся ко всем посетителям и не противоречат действующему законодательству.

Для нас главное — что ресторан может запретить посетителям приносить свою еду или напитки. В интернете пишут, что это нарушает права посетителей, но суды так не считают.

Пример из судебной практики. Две девушки купили бургеры в «Бургер-кинге» , но решили съесть их в соседнем ресторане. Охранник попросил их уйти, сославшись на правила посещения ресторана. Девушки ушли, но обратились в суд. Суд встал на сторону ресторана: специфика услуг общественного питания не предполагает безвозмездного предоставления столиков для употребления продуктов питания, купленных за пределами ресторана.

Вряд ли ресторан запретит вам пронести в пакете какую-либо еду или бутылку алкоголя. Это ограничение прав гражданина на личную собственность. Но требовать есть и пить только то, что куплено в данном заведении, ресторан может. Это должно быть написано в правилах посещения и применяться ко всем равным образом. Ищите эти правила в уголке потребителя. Можно спросить у администратора кафе.

Есть кафе и рестораны, которые разрешают приносить с собой еду или напитки, но это их право, а не обязанность. В кафе напротив могут быть другие правила, и это нормально.

Ресторан может разрешить приносить с собой спиртные напитки на определенных условиях, например только на банкетах, только при сумме чека от 2500 рублей, только на дни рождения, только определенных марок или крепостью не выше 20%. Отдельным или дополнительным условием может быть пробковый сбор.

С этой точки зрения все законно.

Когда пробковый сбор можно не платить

Сам по себе пробковый сбор ничего не нарушает: это дополнительная услуга, которую ресторан вам оказывает с вашего согласия. Вы можете отказаться, но тогда пить принесенное с собой вино не сможете. Если ресторан прописал эти условия в правилах посещения ресторана и правилах обслуживания посетителей, он будет прав. Пока что, по крайней мере, практики, говорящей об обратном, нет.

Однако иногда рестораны вводят пробковый сбор с нарушением закона, и тогда его можно не платить. Это касается тех случаев, когда вы не знали, что в заведении есть пробковый сбор, а его включили в счет. Или когда на самом деле за пробковым сбором скрывается штраф за распитие собственного алкоголя.

Ресторан должен получить согласие посетителя на оплату пробкового сбора. Без согласия потребителя заведение просто не вправе оказывать дополнительные услуги. В правилах ресторана должно быть написано, за что и в каких пределах берется пробковый сбор. Клиента об этом нужно предупредить. Иначе он может обратиться в суд, а ресторан получит штраф.

Пример из жизни: в Новосибирске посетительнице включили в счет «пробковый налог за крепкие напитки» — 2 тысячи рублей. Она заранее согласовала с менеджером ресторана, что принесет с собой спиртные напитки, но ей никто не сказал, что за это надо платить. Ни в зале ресторана, ни в меню о платных услугах такого рода ничего не говорилось. Женщина дошла до суда, и ресторан вернул ей плату за несогласованную услугу, заплатил 2 тысячи рублей неустойки, 25 тысяч рублей штрафа за то, что не рассмотрел ее претензию, и компенсировал моральный вред — еще 500 рублей.

Помимо этого Роспотребнадзор может оштрафовать ресторан по ч. 1 ст. 14.8 КоАП. Минимальный размер штрафа — 5 тысяч рублей, максимальный — 10 тысяч рублей. В примере выше женщина сначала подала жалобу в Роспотребнадзор, который провел проверку и подтвердил нарушение, а потом уже обратилась в суд.

Ресторан не может устанавливать штраф за употребление принесенных с собой напитков. Пробковый сбор — это услуга, а не штрафная санкция. Услуги оказывать можно, а штрафовать клиентов без оценки причиненного ресторану вреда нельзя.

Одно кафе включило в правила посещения такие условия: в случае употребления своих напитков и продуктов в счет включается сумма согласно ценам меню или в размере 1000 рублей за каждую позицию. Роспотребнадзор решил, что это незаконно, и назначил ресторану штраф — 10 тысяч рублей. Суд согласился: введение подобных штрафных санкций ущемляет установленные законом права потребителей.

Поэтому советую обращать внимание на формулировку в правилах посещения и правилах оказания услуг ресторана. Если пробковый сбор представлен как штраф, это можно оспорить. Ресторану грозит штраф по ч. 2 ст. 14.8 КоАП — от 10 до 20 тысяч рублей.

Когда действует запрет на распитие в общественных местах

В России нельзя пить алкогольные напитки в общественных местах, рестораны — исключение из этого правила. Но это исключение ничего не говорит про алкоголь, который посетители принесли с собой.

Правила продажи и употребления алкоголя установлены в федеральном законе № 171-ФЗ , ответственность — в КоАП. По закону пить можно не везде. За распитие алкоголя в запрещенных местах положен штраф от 500 до 1500 рублей, он предусмотрен только для физических лиц.

Федеральный закон № 171-ФЗ запрещает пить на вокзалах, в аэропортах, в общественном транспорте и вообще во всех общественных местах. Это места, доступные для неограниченного круга лиц. Проще перечислить, что сюда не входит: квартиры, дачи, охраняемые территории с пропускным режимом.

Кафе и рестораны — это, по мнению законодателя, тоже общественные места. Для них предусмотрено исключение. Нельзя же запретить пить везде, в самом деле.

Вот что говорит закон:

  1. Запрет на употребление алкоголя в общественных местах не относится к алкогольным напиткам, купленным в ресторане, кафе, баре или иной организации общественного питания.
  2. Алкоголь, который вы купили в ресторане, можно выпить только в этом самом ресторане. То есть нельзя купить бутылку вина или виски, чтобы выпить ее дома или где-то еще. Ресторан за такое могут оштрафовать — есть примеры.

Других исключений в законе нет. Он описывает только одну возможную ситуацию: посетитель пришел в ресторан, купил алкогольный напиток и выпил. Напитки, принесенные с собой, закон не упоминает. Строго говоря, это значит, что в ресторане можно пить только тот алкоголь, который вы в нем купили.

Если так, федеральный закон № 171-ФЗ косвенно запрещает саму идею пробкового сбора. И тем более запрещает употреблять какой-либо алкоголь в ресторанах и кафе, у которых нет лицензии на продажу алкоголя.

Я не знаю, намеренное это ограничение или законодатель просто забыл подумать о такой возможности. На мой взгляд, второе. Это подтверждается тем, что никакой ответственности для ресторанов, которые разрешают приходить к ним со своими алкогольными напитками, не установлено.

Что грозит ресторану и посетителям

Административной ответственности для ресторанов, которые разрешают посетителям приносить свой алкоголь, КоАП не содержит. Оштрафовать за это могут только самих посетителей, но мне о таких случаях неизвестно.

Поскольку ресторан сам не продает алкогольные напитки, нарушений требований к розничной продаже алкоголя здесь тоже нет.

Получается, что этот вопрос законодатель не продумал, не урегулировал и не учел при разработке норм продажи и употребления алкоголя. Поэтому я не могу однозначно сказать, что вам ответят надзорные органы, если вы решите пожаловаться на ваш ресторан, и будут ли какие-то последствия.

Есть шанс, что будут. Дело было в Республике Алтай в 2017 году: ресторан без лицензии на продажу алкоголя разрешал клиентам приносить с собой алкогольные напитки и брал с них пробковый сбор. Он получил представление прокурора, не отреагировал вовремя и получил штраф. В представлении прокурор требовал прекратить оказание услуги «пробковый сбор». К сожалению, в суде рассматривалась только формальная сторона вопроса, поэтому узнать, в чем именно прокурор увидел нарушение ст. 10 закона о защите прав потребителей, невозможно.

Если вы считаете, что пробковый сбор нарушает ваши права, попробуйте тоже обратиться в районную прокуратуру. Способы стандартные: по почте, через канцелярию или через сайт. Открывайте сайт прокуратуры и ищите раздел «Интернет-приемная».

Наиболее вероятный результат — ресторан вообще запретит посетителям приносить с собой алкогольные напитки.

Что из всего этого следует

Пробковый сбор — это дополнительная услуга, и вы обязаны ее оплачивать, только если согласны с этим. По сути, это сервисный сбор. Вводить сервисный сбор рестораны могут, но они должны предусмотреть это в правилах обслуживания и предупредить клиента. Он должен понимать, за что платит.

При этом ресторан вправе запретить посетителям приносить с собой вино, коньяк и прочие алкогольные напитки. Или разрешить употреблять их только при уплате пробкового сбора. Не хотите платить — не пейте.

Если нигде о пробковом сборе не сказано, а в чеке он есть, это нарушение прав потребителей. Также ресторан не может маскировать под пробковый сбор штраф за распитие своего алкоголя, так нельзя. Жалуйтесь в Роспотребнадзор.

И главное — если у ресторана нет лицензии на продажу алкоголя, пить в нем спиртные напитки вообще нельзя. За это предусмотрен штраф для посетителей. Сложно представить, что за это реально оштрафуют, но по закону это возможно.

Так что прогноз такой: вы можете пожаловаться в районную прокуратуру на то, что ресторан без лицензии на продажу алкоголя разрешает приносить спиртные напитки с собой. Скорее всего, после этого вы не сможете пить вино в этом ресторане, пока он не получит лицензию.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию