Advokat-inform.ru

Юридический советник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Переход на домашнее обучение в последнем классе

Можно ли перейти на семейное обучение в 9-м классе?

У модели семейного обучения есть плюсы, которые не всегда очевидны с самого начала обучения в школе. Но ведь перейти на такой формат никогда не поздно? Отвечает юрист, журналист, эксперт Национальной ассоциации семейного образования, автор блога о семейном обучении Кристина Сандалова.

Вопрос. Дочь хочет перейти в следующем году на семейное обучение. Целесообразно ли это в 9-м классе и возможно ли по закону?

Ответ. В нашей стране существует несколько форм образования. В статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ закреплены различные формы получения образования.

Ребенок может учиться:

  • в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В организации есть три формы образования: очная, очно-заочная, заочная.
  • вне образовательной организации. Это семейная форма образования и самообразование (после 9-го класса).

Согласно статье 44 ФЗ-273 п. 1, «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». То есть родители имеют право решать, как и где обучать своих детей с учетом их мнения. Родители вместе с детьми, а не опека или школа.

Поэтому вы можете выбирать любую форму обучения детей, менять эти формы и сочетать. Более того, не обязательно ждать окончания года или четверти, чтобы перевести ребенка на семейное обучение, по закону вы можете сделать это в любой момент.

Что касается 9-го класса, важно помнить, что в 9-м классе всем детям (независимо от формы обучения) необходимо сдать ОГЭ. А для того чтобы получить доступ к ОГЭ, детям на семейном обучении необходимо сдать аттестацию за 9-й класс и, как остальным школьникам, пройти собеседование по русскому.

Конечно, ситуация в последние два года изменилась из-за ограничений, связанных с COVID-19. В прошлом, 2020 году учащиеся были освобождены от ОГЭ, а в этом году девятиклассники сдают только русский и математику. Однако и для сдачи этих экзаменов детям на семейной форме обучения необходимо сдать аттестацию за 9-й класс и собеседование по русскому языку.

Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)

Как будет в 2021–2022 годах, неизвестно. Поэтому, безусловно, перейти на семейное обучение вы можете как сейчас, в 8-м классе, так и в 9-м. Но стоит заранее выбрать школу, где ребенок сдаст аттестацию за 9-й класс, и обсудить со школой возможность сдачи ОГЭ. Удобнее сдавать все в одном месте.

Есть еще один вариант — заочная форма обучения. На мой взгляд, в 9-м классе, если ребенок до того учился в школе и не уходил на семейное, этот вариант может быть психологически комфортнее. Потому что в этом случае ребенок будет числиться в контингенте школы и ему не нужно будет сдавать аттестацию за 9-й класс в качестве допуска к ОГЭ. Ему потребуется идти по программе самостоятельно, сдавать контрольные или тесты, назначенные школой (чаще всего на заочном дети сдают тестирование три раза в год), но не нужно будет ускорять темп. Перейти на заочную форму обучения вы можете как в своей школе, так и в любой другой.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Перевод на домашнее обучение: по желанию или по требованию школы

Учеба в домашних условиях является законным в России. Вы можете перевестись на домашнее обучение по желанию в любое время, даже в середине учебного года. Многие семьи выбирают этот вариант в середине года из-за проблем с одноклассниками и преподавателями, проблем с успеваемостью или болезни.

Каникулы – идеальное время для перемен, но вы можете забрать своих детей из школы в любое время. Если вы планируете забрать своего ребенка из государственной или частной школы, убедитесь, что вы понимаете законы и требования.

Вы можете быть не уверены, будете ли учиться на дому определенное время или на постоянной основе. Независимо от продолжительности, узнайте как перейти на домашнее обучение по желанию, чтобы обеспечить легальное обучение на дому с максимальной пользой.

Важно! Ни в коем случае не стоит уходить на домашнее обучение если не соблюдены все нормы законодательства в этой сфере. Иначе вас могут привлечь к ответственности за не выполнение родительских обязанностей.

Можно ли по желанию

Перевод на домашнее обучение по собственному желанию законодатель назвал семейным образованием. Это вид индивидуального обучения, которое предусматривает получение школьником образования на дому в силу семейных обстоятельств.

Показания к надомному образованию

Надомное образование не связано с медицинскими показаниями состояния здоровья детей. Для перевода на домашнее обучение достаточно желания, а причинами перевода могут стать:

  • систематические пропуски уроков в связи с профессиональными спортивными увлечениями, увлечением искусством. Дети, заняты в спортивных школах, посещающие соревнования и сборы, ученики, школ искусств, регулярно участвующие в конкурсах, не могут постоянно посещать занятия в школе. В таком случае перевод домой разумное решение для получения среднего образования и аттестата;
  • высокий уровень способностей. Среднеобразовательная программа рассчитана на детей со стандартными способностями к обучению и восприятию информации. Ученикам, которые заметно опережают своих одноклассников в развитии, нелегко подстроиться под процесс обучения, несоответствующий их возможностям. Детям скучно на уроках. Это негативно влияет на их отметки и моральное состояние. Семейное обучение – решение проблемы;
  • особенности трудоустройства родителей. Регулярные переводи родителей из города в город в силу рабочих обстоятельств, заставляют их переводиться из школы в школу. Это вредит не только успеваемости ученика, но и его моральному здоровью. Избежать постоянного изменения круга общения, учителей, коллектив в целом, нарушения психики поможет семейное образование;
  • религиозные, идеологические побуждения родителей, исходя из которых нельзя отдавать детей в общеобразовательную школу. Домашнее образование поможет получить школьный аттестат и избежать разногласий;
  • сложности в общении с преподавателями и одноклассниками. Часто дети сталкиваются с такими проблемами, не позволяющими полноценно посвящать себя процессу обучения.

Важно! Часто дети с трудом переживают отрыв от одноклассников. При выборе домашнего обучения стоит учитывать его желание.

Дома дети могут получать знания как с родителями, так и с преподавателями со своей школы или репетиторами. Индивидуальные занятия школьников на домашнем обучении с преподавателями со школы оплачиваются родителями отдельно, а аттестации ученик будет сдавать наравне с другими школьниками.

Виды аттестаций

Школьники на семейном обучении сдают два типа аттестаций: промежуточную и итоговую. Обе они имеют свои специфики.

Специфика промежуточной аттестации:

  • сдается каждую четверть, посеместрово или по итогу учебного года;
  • может быть в устной, письменной или смешанной форме;
  • срок сдачи определятся учебным заведением.

Специфика итоговой аттестации:

  • ученик допускается до сдачи при условии наличия всех оценок по промежуточным аттестациям;
  • в 9-м классе сдается в виде ОГЭ, в 11-м в виде ЕГЭ;
  • проходит для всех учеников в одночасье согласно срокам, выбранным для сдачи такого рода экзаменов.

Порядок действий

Чтобы перевести школьника на семейное обучение по собственному желанию есть определенный алгоритм действий, установленный государством. Родителям необходимо:

  1. Выбрать учебное заведение, с которым хотят сотрудничать родители. Место регистрации школьника неважно. Родители в праве перевести ученика из старой школы и прикрепить к новой.
  2. Ознакомиться с уставными документами выбранной школы, в которых должна указываться возможность предоставления альтернативных форм.
  3. Подать заявление на имя директора среднеобразовательного учебного заведения о желании перейти на семейное обучение.
  4. Поставить в известность отдел образования. Ответ на заявление ожидать не стоит. Оно носит исключительно уведомительный характер.
  5. Дождаться приказа директора школы о переводе ученика.
  6. Подписать подготовленный школой договор, в котором подробно указаны права и обязанности сторон. Он включает в себя определение количества аттестаций и сроки их сдачи, порядок посещения практических занятий и т.д.
Читайте так же:
Утепление фасада панельного дома

Школьные преподаватели не обязуются посещать ученика на дому. Методическая помощь школьнику оказывается соответственно учебным планам. Аттестации могут проходить как с другими школьниками, так и на индивидуальной основе.

Домашняя форма предусматривает:

  • перевод из дома обратно в школу;
  • обеспечение школьника литературой;
  • консультации преподавателей;
  • в отдельных случаях – выплаты родителям от государства средств, выделяемых из бюджета для школ.

Документы, необходимые для перевода

Точно установленного перечня документов для перевода на семейное образование не существует. Есть региональная специфика. Зачастую пакет документов состоит из таких документов:

  1. Уведомление об изменении формы обучения. Закон обязывает родителей поставить в известность местные органы самоуправления о своем решении. Если этого не сделать, встреча с представителями органов опеки неминуема.
  2. Заявление об отчислении. Оно пишется на имя директора школы, который после его принятия выдает родителям личное дело ученика.
  3. Заявление о прохождении аттестаций. Оно пишется в ту школу, к которой родители хотят прикрепить ребенка. В нем указывается прошение о посещении практических занятий, доступе к библиотеке и сдаче аттестаций.
  4. Договор об аттестациях. Это факультативный, но полезный документ, в котором прописываются все нюансы аттестации: порядок и время консультаций и экзаменов, список предметов для оценки, виды аттестаций и формы, возможность проведения консультаций в присутствии родителей.
  5. Заявление на возмещение расходов. В некоторых областях родителям полагается материальная компенсация. Её размер зависит от региона, где проживает семья.

Может ли школа принудительно отправить на домашнее обучение

Учеба дома – это исключение из правил, а не общепринятая норма. Этот альтернативный вариант создан для облегчения получения знаний. Причем абсолютно добровольный. Важно понимать, что это право, а не обязанность!

Школа вправе предложить родителям домашнее обучение для их ребенка. Так могут поступить, например, в случае угрозы оставления на второй год. Но нужно понимать, что это администрация школы дает шанс дома, возможно с репетиторами, подтянуть знания ученика, чтобы он имел возможность успешно сдать переводные контрольные работы. Согласно российскому законодательству, принудительный перевод на домашнее обучение по инициативе школы невозможен. Для этого необходимо исключительно желание родителей и веские основания.

​​Как перейти на домашнее обучение?

Образования различного типа, в том числе основное общее и полное среднее, ребенок получает в государственном образовательном учреждении или аналогичной организацией с соответствующим разрешением на обучение. Согласно законодательству, в частности закону об образовании, родитель или иной законный представитель детей может перевести их на домашний или семейный вариант обучения.

Об этом гласит статья 17 указанного федерального закона. ФЗ № 273-ФЗ имел несколько поправок, поэтому требуется знать все нюансы и особенности процедуры перевода несовершеннолетнего на частный тип образования. Это связано с тем, что ребенок в обязательном порядке должен получать образование в возрасте 7-17 лет.

Что такое домашнее обучение: нормативные документы

Есть два варианта обучения, которые относят к домашнему. При этом есть различия между семейным и домашним образованием. И тот и другой способы имеют основное назначение в виде получения знаний несовершеннолетним в домашних условиях. Но есть и существенные различия. У домашнего варианта основой перевода могут служить медпоказания или семейные обстоятельства, которые подтверждены документально. В этом случае процессом все равно занимается образовательное учреждение, то есть ребенок учится по стандартной программе, которая установлена в школьных локальных актах. Проверкой его успеваемости и выдачей заданий занимаются учителя учреждения.

Семейный вариант является решением законного представителя перевести несовершеннолетнего на самостоятельный способ образования. Получается, что в этом случае родители сами устанавливают программу и график учебы.

В целом под домашним вариантом подразумевается учеба без посещения образовательного учреждения. Может быть несколько различных типов такого получения знаний. Но посещение определенных занятий не запрещено. Этот момент также требуется учесть.

Любой вариант получения знаний вне школы подчиняется ряду нормативных актов:

  • ФЗ № 273-ФЗ, который регламентирует все образование в Российской Федерации;
  • Приказ Минобразования № 1015;
  • ФГОС;
  • локальные акты регионального характера.

Стоит учитывать, что существует несколько форм обучения в домашних условиях. Среди них:

  • надомная, то есть форма предусматривает получение знаний в установленном школой объеме, но на дому. Чаще всего такой способ используется для лиц с ограничениями или по временным медпоказаниям;
  • экстернат. Сдача экзаменов за несколько лет стандартной формы образования. Возможность такого варианта основывается на высоком уровне знаний и хорошем усвоении школьной программы. В таких случаях не используют промежуточные тесты и контрольные, то есть сдача производится однократно за весь предполагаемый период;
  • дистанционный. Используется при наличии большого расстояния до учебного учреждения и возможности получать уроки через видеосвязь или аналогичные способы.

В последнем случае требуется помнить, что есть специальные системы связи, которые используют при таком способе уроков, но аналогичные общепринятые также не запрещены.

Условия обучения на дому

Условия прописаны в законодательных актах. Среди них выделяются следующие моменты:

  • освоение в полном объеме всего плана программы, которая установлена государством;
  • прохождение экзаменов и обязательной аттестации;
  • для получения аттестата требуется удовлетворительно пройти аттестацию, то есть любой неуд не позволит это сделать;
  • соблюдение часовых норм для занятий.

При самостоятельном обучении количество часов может быть любым, но с условием, что ребенок усвоит всю необходимую программу и сможет сдать экзамены.

Еще одним условием является наличие определенной программы в учебном учреждении, даже несмотря на то, что по закону отказать в праве перевода ребенка на другую форму обучения нельзя. Это происходит из-за того, что часть способов просто не установлены в уставе организации. Например, отсутствует возможность дистанционного обучения или различных заочных форм. Такой момент связан с наличием узкоспециализированных или частных школ, в которых программы рассчитаны на очное посещение всеми учениками. При этом почти все государственные общеобразовательные школы предоставляют право перевести детей на учебу в домашних условиях по установленным законом причинам, в том числе по усмотрению родителей.

Дополнительно потребуется учесть, что все формы заочного образования, за исключением личного желания законных представителей перевести детей на семейное образование, требуют подтверждения в документационной форме. Например, при указании медицинских показаний потребуется иметь соответствующие справки от лечащего врача.

Аттестация: как проверяются знания

Есть три вида аттестации. При стандартном варианте освоения программы на дому, например, по медицинским показаниям, проводят все варианты, включая текущий, промежуточный и итоговый. Если же несовершеннолетний обучается по своей системе, то основной является итоговая проверка, которая сдается в форме государственных экзаменов. Также используется промежуточная при использовании экстерна. На промежуточную ребенок может приходить, но не обязан, если имеется исключительно семейный способ обучения.

Также требуется помнить, что неудачная проверка знаний формирует специальную задолженность академического типа, которую потребуется закрывать в установленные сроки. Если долги не были погашены, то специальная комиссия потребует в принудительном порядке вернуть ученика на очную программу, так как он будет иметь неудовлетворительные знания.

Если руководство школы бездействуют или отказывают в проведении мероприятий по промежуточным итогам или государственным, то законный представитель ребенка имеет право обращаться в судебные инстанции для привлечения указанных лиц к ответственности административного характера и проведения аттестации в необходимой форме.

Есть еще один важный момент в виде необходимости написания заявления на прохождение аттестации на имя руководителя учреждения.

Если ученик проходит аттестацию в первый раз, то следует подавать заявление до начала учебного года, так как он тогда будет числиться за учреждением. При остальных сроках он будет внебюджетной части и не сможет получить доступ к различным образовательным системам, которые используются в ОУ.

Читайте так же:
Продление регистрации ребенку иностранного гражданина

Такой подход не работает, если школа была закреплена за несовершеннолетним при переходе на учебу дома. Также потребуется учесть, что лица, которые отсутствуют по уважительным причинам, то есть болезни или фактическим семейным обстоятельствам, определенный период автоматически закреплены за школой.

Как перейти на домашнее обучение

Переход возможен в любое время учебного года или до его начала. Время окончания четверти или учебного года не является исключением.

Сроки и количество аттестаций в виде промежуточной проверки знаний принимается по согласованию. Но на практике действует стандартная система с экзаменами и контрольными каждую четверть или полугодие.

Если требуется временное разрешение на домашнюю систему из-за тяжелого заболевания, то предварительно потребуется собрать все документы, которые будут указывать на необходимость такого перевода. Этот момент связан с тем, что если причина указана, но не подтверждена, то руководство школы вправе отказать. Эта ситуация невозможна только с добровольным переходом на заочную форму или самостоятельную программу.

Важно учитывать, что рекомендованное обучение дома или самостоятельный переход имеют небольшой ряд отличий. Например, рекомендованный характер означает конкретные сроки, которые прописаны врачом или другой ситуацией. Минимальными рамками такого периода является месяц, а наибольшими — 1 учебный год. Для продления потребуется второй раз собрать справки и продлить на основании их учебный процесс без посещения.

Самостоятельный выбор не ограничен сроками, но относится уже к ответственности родителей, а не образовательного учреждения, как в первом случае.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Для начала следует помнить, что не каждое учреждение дает возможность закрепления за ним. Но исключения относятся к ряду специализированных и частных школ. Все общеобразовательные учреждения на бюджетной основе обязаны принимать на свой учет учеников с самостоятельной программой.

Закрепление за школой требуется для прохождения экзаменов и дальнейшего получения диплома. При выборе нет ограничений, в том числе по месту регистрации, то есть ребенок может проживать в одном регионе, а сдавать экзамены в другом.

Аттестат выдается стандартный для всех категорий учеников.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Обсуждение с администрацией в лице руководства, например, завуча или директора, позволяет согласовать все действия и узнать о возможности проходить аттестации по своему плану или специальному, в частности без учета ряда промежуточных итоговых проверок знаний.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления

Под органом местного самоуправления подразумевают департамент или отдел, который занимается курированием МОУ или аналогичных организаций. Уведомление имеет стандартный тип заявления с указанием всех данных и причин для перевода. Требуется оформить два экземпляра, один из которых остается на руках.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения

Пишется заявление на имя руководителя учреждения в виде директора. Также потребуется приложить ряд бумаг, включая копии паспорта, документов об усыновлении, опекунстве или аналогичные справки. В пакет собирают документы несовершеннолетнего, в частности свидетельство о рождении, различные справки, а также фото 3 на 4. Для ухода с очной формы не потребуется других справок или бумаг.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

Договор требуется для согласования действий руководства и родителей, а также аналогичных законных представителей. В нем должны быть прописаны сроки аттестаций, порядок взаимодействия и возможности предоставления дополнительных программ ученику. Примером может служить зачисление в спортивную или шахматную секцию, а также свободное посещение занятий в качестве вольного слушателя.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций

Для утверждения и согласования всех графиков потребуется общение с преподавателями и руководством МОУ. Так как самостоятельный переход перекладывает ответственность на родителей, то требуется сразу выяснить, что потребуется в обязательном порядке. Если аттестации проходят неудовлетворительно, то ученик возвращается на очное образование.

Если же программа меняется по медпоказаниям, то с родителями согласовываются все моменты, связанные с обязательными посещениями или аналогичными способами проверки знаний. Но здесь все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей, то есть при необходимости несовершеннолетний может сдать экзамен дома. При самовольном уходе такое невозможно.

Плюсы и минусы надомного обучения

У видов без посещения МОУ есть свои преимущества и недостатки. Из плюсов выделяют:

  • индивидуальное развитие;
  • уклон в необходимую сторону;
  • более углубленное изучение с использованием услуг частных преподавателей;
  • возможность совмещения с другими сферами, например, спортом или творчеством;
  • возможность экстерна и дальнейшего получения необходимого образования в более сжатые сроки.

К минусам можно отнести возможное увеличение затрат, так как потребуется самостоятельно составлять графики и при необходимости привлекать дипломированных специалистов для углубленного изучения определенного предмета. К отрицательной стороне дополнительно относится возможность неудовлетворительной аттестации и перевод на очную форму. Отмечается также нехватка общения со сверстниками, если ребенок не имеет разностороннего развития в виде посещения различных мероприятий.

Согласно законам федерального характера получение знаний возможно нестандартными методами без посещения школы. Но для этого требуется соответствующая причина, которая определяет форму обучения и ее особенности. Сама программа учебы дома бесплатна, но требуется помнить, что в ряде случаев потребуется понести затраты на услуги педагогов, которые помогут освоить необходимый предмет. Учеба на дому имеет свои плюсы и минусы и рекомендована при необходимости или желании самого ребенка.

Как перейти на семейное обучение в 11 классе и что будет с ЕГЭ — личный опыт

Как перейти на семейное обучение в 11 классе и что будет с ЕГЭ — личный опыт ⇐ Семейное обучение

Модератор: bluebell

  • Версия для печати
  • 1
  • Цитата

Сообщение Forumer » 03 мар 2019, 16:55

Напишу про наш опыт перехода на семейное обучение (СО) в 11 классе. Причем не в начале 11 класса, а с декабря.

Процесс перехода на СО в 11 классе осложняется тем, что в этом классе нужно сдавать ЕГЭ, к которому нужно допуститься. Допуск к ЕГЭ состоит из двух условий:
1. Должно быть сдано итоговое сочинение (вся страна сдает в конкретный день в декабре). Там зачет или не зачет, без оценки. Если незачет, то можно пересдать 1 раз в феврале. Мы его написали в нашей текущей школе перед переходом на СО и уже на СО узнали, что получен «зачет».
2. Должна быть получена промежуточная аттестация (ПА) по предметам 11 класса. На самом деле, где-то читал, что не обязательно по всем предметам, а только по некоторым основным можно пройти ПА, чтобы получить аттестат о среднем образовании, а остальные предметы «по желанию», но так и не нашел каких-то официальных документов, законов, приказов, на которые можно сослаться. Поэтому мы прошли аттестацию по всем предметам (14 штук в итоге).

Еще нужно прикрепиться к школе для прохождения ЕГЭ. В школе, в комитете, везде настаивают на том, что прикрепиться нужно до 1 февраля. Но на самом деле «при наличии уважительных причин» возможно закрепиться и после 1 февраля но не позднее чем за 2 недели до начала экзамена.

Поэтому, конечно, желательно успеть все до 1 февраля, но и после 1 февраля ничего еще не пропало — нужна уважительная причина и вас должны прикрепить.

С нашей школой, в которой мы учились на тот момент, мы не хотели иметь никаких дел больше, поэтому мы решили прикрепиться на ЕГЭ в другую школу. Также нашей основной задачей было без нервотрепки подготовиться к ЕГЭ по целевым предметам, по которым дальше будет поступление в ВУЗ, а остальные предметы просто как-нибудь сдать. Поэтому мы решили сдавать ПА дистанционно, благо есть специализированные центры, которые позволяют подготовиться и сдать ПА онлайн. Обратились за этим в xxx, они обещали помочь со всем, но нужно сначала нам договориться с какой-нибудь школой в нашем городе, что она нас возьмет на ЕГЭ со справкой о прохождении ПА от школы-партнера xxx. Этим мы и занялись в начале декабря.

Читайте так же:
Медицинская справка старого образца

Пошли к директору одной из государственных школ нашего города рассказывать о нашей ситуации. В целом, они не против нас взять как учеников на СО, но то что мы ПА будем проходить в одном месте, а у них будем только ЕГЭ и они при этом потом будут нам выдавать свой аттестат — это у них в голове не укладывалось. Но есть приказ о порядке выдаче аттестатов, где сказано, что аттестат выдает школа, которая проводит ЕГЭ на основании оценок, которые выставлены в ПА любой аккредитованной организацией:

Сначала со стороны школы были мягкие отказы вида «лучше бы вам доучиться там где вы сейчас», так как им это все в новинку, не хочется ничем таким заниматься. Но спустя несколько встреч с директором, после предложения дать нам письменный отказ, в итоге директор школы отправил нас в комитет образования города, сказав, что в любом случае эти вопросы решает комитет.

В комитете нам сказали, что конечно мы можем перейти на СО и в принципе нет никаких проблем, чтобы сдавать ПА в одном месте, а ЕГЭ в другом. Вообще, если покопаться в нашем законе об образовании, то там нет никаких проблем, чтобы хоть каждый отдельный предмет сдавать в разных школах. Ведь семейное образование — это обучение ВНЕ ШКОЛЫ. Школа — лишь «наемный работник», уполномоченный государством предоставлять площадку для промежуточных и итоговых аттестаций. Все остальное — в руках родителей.

Написав уведомление в комитете о переходе на СО и получив добро на то, чтобы потом с ПА из одной школы (московской школы, а мы из регионов), сдавать ЕГЭ в другой школе (школе нашего региона), мы обратились в «xxx» за тем, чтобы начать проходить у них ПА. Также с копией уведомления о переходе на СО мы пошли в нашу текущую школу забирать документы. По слухам, там могли попросить справку из той школы, в которую мы переходим, о том, что она нас берет, но нас не попросили. А если бы попросили, то нам бы очередной раз пришлось объяснять, что СО — это обучение вне школы и пришлось бы требовать письменный отказ, с которым мы бы пошли в комитет, но обошлось без этого. Хотя в любом случае из «xxx» приходит такая справка после зачисления, но у нас ее пока не было.

Забрав документы, мы начали проходить ПА. ПА несложные в виде тестов, все были пройдены на «отлично» и «хорошо». Мы начали в середине декабря и неспешно проходили их где-то до середины января (думаю, если делать это спешно, то можно сдать все куда быстрее). Хотя в комитете нам сказали, что обязательно нужно ПА до 1 февраля, потому что без ПА нас не закрепят в школу для прохождения ЕГЭ. Скорее всего, это был очередной блеф и желание настроить нам лишних проблем, чтобы мы проходили ЕГЭ где-нибудь в другом месте. Потому что если даже логически посудить, обычные школьники тоже не имеют ПА вплоть до ЕГЭ, и с этим нет никаких проблем. То есть закрепить нас обязаны, но вот если до ЕГЭ мы не предоставим ПА, то нас не допустят. Но у нас не было никаких проблем с тем, чтобы предоставить ПА до 1 февраля.

Через несколько дней после прохождения ПА, «xxx» предоставили нам электронную копию справки о том, что у нас «пройдена промежуточная аттестация за полный курс 11 класса». Мы ее отнесли в комитет, где нам снова начали строить проблемы, что «вообще мы думали, что вы будете сдавать ЕГЭ там же, где вы сдавали ПА». Вообще, как можно было понять, на всем путь постоянно вас будут пытаться отфутболить. Мы не скандалили, просто просили если что, ссылки на документы, в соответствии с которыми идет отказ и письменный отказ. Сотрудник комитета сказал, что нужно это уточнить, куда-то позвонил и затем сказал, что мы все-таки можем закрепиться в школу. Отвезли копию ПА в школу и теперь мы закреплены, с пройденной ПА и теперь нас ждет только ЕГЭ.

Но не тут то было. Чем-то же нужно заниматься завучам в школах. Сначала нам позвонили и сказали, что у нас в ПА алгебра и геометрия, а у них по школьной программе математика. Поэтому нам нужно либо у них пройти математику, либо принести ПА по математике отдельно. Благо, у «xxx» не было проблем с тем, чтобы прислать справку, где математика выставлена как среднее арифметическое от алгебры и геометрии. Хотя, конечно, это тоже было не обязательно, так как выдача аттестата происходит на основании ПА, а не на основании учебного плана. Впрочем, нам без разницы, математика там или алгебра с геометрией будет в аттестате.

Затем недавно нам снова звонил завуч и говорил, что нам нужно прийти на пробный ЕГЭ по математике. Сначала это подавалось как нечто обязательное, но в ходе разговора выяснилось, что нет. Ведь мы выполнили все условия допуска к ЕГЭ и в их школе мы сдаем исключительно ЕГЭ, к промежуточным аттестациям она не имеет никакого отношения. В итоге завуч сказал, приходите, если хотите, потренируетесь ЕГЭ писать. Мы бы в общем-то и не против сходить потренироваться, но веры школе нет и нет уверенность в том, что потом результаты этого пробника не будут использованы против нас, например, для того, чтобы занизить оценку в аттестате.

Ну и теперь мы готовимся к ЕГЭ и следующий раз наша встреча со школой будет только на ЕГЭ.

В общем, главное к чему нужно быть готовым — к денежным затратам на ПА и репетиторов для подготовки. Все остальное решаемо. Главное не забывать, что мы, налогоплательщики, являемся заказчиками образования. Мы ничего не должны школе с того момента, когда мы перешли на СО, потому что обучение на СО — это обучение вне школы. Школа нам должна все, что нам понадобится для сдачи ПА и ЕГЭ. Причем ЛЮБАЯ школа, так как по закону об образовании, родитель выбирает форму образования и школу. В теории, единственным поводом для отказа может быть отсутствие мест, то есть попросту не достаточно столов и стульев в помещениях. Но на СО мы зачисляемся не как ученик, а как экстерн, то есть нам не нужно место в классе и в нашем случае даже отсутствие мест не может быть поводом для отказа.

Некоторые советы:
— Не надо скандалить и повышать голос ни с кем. На любые отказы просите письменный отказ. Это обычно сразу меняет ход дискуссии.
— Если у вас совсем не строится диалог с тем или иным чиновником, перед письменным отказом или в дополнение к нему, просите поговорить с «начальником». В разговоре с завучем просите директора, в разговоре с директором просите номер комитета образования города, в комитете просите председателя комитета, у председателя просите номер областного комитета и т. д. Нам дальше городского комитета дойти не пришлось. Даже с председателем не виделись.
— Помните, что у нас в стране очень неплохой закон об образовании на самом деле и он полностью на стороне родителей. Просто сотрудники школ и комитетов сами ничего не читали, никаких законов, приказов и т. д. Если от них поступают какие-то конкретные аргументы, то требуйте ссылки на законы, документы и т. д. В 99% случаев на этом аргументы рушатся, но в очень редком случае вам будет ссылка на какой-нибудь внутренний школьный документ. Если внутренний школьный документ противоречит закону, то это повод обратиться в комитет. Там они будут обязаны урезонить эту школу или предоставить вам другую школу. Ну и сами читайте закон об образовании, не ленитесь искать информацию, в интернете все есть.

Читайте так же:
Как разделить право собственности на жилой дом с обременением?

«Нас как будто выпустили из клетки на волю»: рассказываем, как и почему родители переводят детей на семейное обучение (кажется, это просто)

«Нас как будто выпустили из клетки на волю»: рассказываем, как и почему родители переводят детей на семейное обучение (кажется, это просто)

В последнее время в России становится всё более популярным обучение «на дому», когда дети не посещают школу, а изучают предметы с родителями или репетиторами, а также берут онлайн-уроки. Многие думают, что забрать ребенка из школы навсегда и забыть про издевки одноклассников — долгая и очень сложная процедура. Однако это не так. Наши корреспонденты Анастасия Флегентова и Николай Коломийцев выяснили, что для перехода на семейное обучение нужно лишь подать уведомление в комитет по образованию. При этом, как утверждает одна из родительниц, даже не нужно оповещать о своем решении школу — это сделают чиновники.

Чем отличается домашнее обучение от семейного

По данным министерства образования Саратовской области, на сегодняшний день в регионе всего 240 тысяч школьников, из них 86 тысяч посещают школы областного центра. При этом, как пояснили в минобразе, необходимо различать понятия «домашнее обучение» и «семейное обучение». В первом случае речь идет об изучении школьной программы на дому в течение определенного периода времени.

«Основанием обучения на дому является заключение врачебной комиссии. Она и определяет временной отрезок, в течение которого ребенок будет учиться дома. Такую возможность предоставляют, например, для детей с некоторыми заболеваниями. Сейчас на домашнем обучении в области почти 1,6 тысячи школьников, а в Саратове — более 300 человек. Однако даже в случае домашнего обучения ответственность за ребенка все равно несет школа», — пояснили в региональном минобразе.

В случае семейного обучения, о котором и идет речь в нашем материале, детям предоставляется возможность изучать школьную программу дома с родителями (приглашенными педагогами, или с помощью онлайн-курсов, уроков). В министерстве образования подчеркнули, что если ребенок находится на семейном обучении, то всю ответственность за него несут родители, поэтому чиновники не располагают данными о количестве детей, которые не ходят в школу.

Ирина, год назад перевела на семейное обучение десятилетнюю дочь

— В моей семье воспитываются трое детей — мальчики в возрасте 17 и 8 лет, а также 11-летняя дочь. В прошлом году она закончила третий класс, после чего я забрала ее на семейное обучение. Я могу выделить несколько факторов, которые подтолкнули меня к этому. Первый — моя дочь музыкант, занимается вокалом и фортепьяно, состыковать занятия музыкой и школу было достаточно сложно. Второе — меня сильно расстраивал уровень преподавания. У нас не было претензий к классному руководителю, скорее они касались самой системы образования, когда детей натаскивают на тесты и по факту не оставляют возможности научиться мыслить самостоятельно. Третье — лично я считаю, что в нынешней школе очень много ненужных вещей. К чему, например, десятилетним детям урок успеха, который ввели в нашей школе? Я этого совершенно не понимаю.

Все учебные дни напоминали друг друга и были наполнены суматохой — с 8 утра до 2 часов дня дочка проводила время в школе, потом бежала домой учить уроки, затем неслась в музыкальную школу. Я считаю, что мой ребенок достаточно развит и школьная муштра ее сильно тормозила — девочка обгоняла программу и просто валяла дурака на уроках, если говорить честно.

Когда мы приняли решение обучать дочь на дому, то сразу же сообщили об этом нашей учительнице. Мы были готовы к тому, что она воспротивится, но ничего подобного не случилось — она и завуч по начальным классам отнеслись к нашей затее благожелательно и во всем нас поддержали. За весь четвертый класс мы появились в школе дважды — для того, чтобы написать контрольные, которые одноклассники моей дочери писали в школе. Нам предлагали приходить в школу на консультации, но мы этого не делали — вопросов как таковых просто не возникало.

Главный вопрос, который мне задают все окружающие — как именно построена система обучения дома, ведь там, в отличие от школы, нет учителя. На помощь нам пришли интернет-уроки, сайт всероссийской электронной школы и простые учебники. К счастью, дочь понимала, что теперь все зависит от нее — списать у одноклассника теперь нереально. Мы записались в математический кружок, русский язык преподавала я, окружающий мир девочка учила самостоятельно. В итоге четвертый класс она закончила с двумя четверками, одна из которых была поставлена незаслуженно — педагог увидела небольшую помарку в диктанте, так могла бы быть и «пятерка». Я, кстати, не сильно расстроилась — к тому моменту я уже поняла, что главное — не оценки, а знания, которые она получает.

В этом учебном году мы вовсе ушли из нашей школы по месту жительства и прикрепились к центру поддержки семейного обучения. Это такая онлайн-платформа, на которой можно пройти официальную аттестацию за любой класс. Важно, что при такой форме обучения не нужно никуда ходить и ездить — официально дочь прикреплена к московской школе. Посетить столицу надо будет лишь для того, чтобы сдать ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Такое образование стоит 10 тысяч в год — дешевле, чем учиться в обычной школе, где надо купить форму, сдать в фонд класса и сложиться на букет Марье Ивановне.

Конечно, семейное обучение подразумевает ряд рисков — в частности, нужно хорошо распланировать день ребенка. В основном дочь учится в первой половине дня, при этом главным плюсом является то, что она не ограничена во времени — если что-то не понимает, то может остановиться на каком-то параграфе, или быстро пройти то, что она хорошо усвоила. Иногда мы берем перерыв на несколько дней и просто ничего не делаем, однако это никак не сказывается на качестве образования.

Подводя итог, хочу сказать, что я очень довольна системой семейного обучения. Дочь стала серьезнее относиться к наукам, стала более ответственной, теперь она может активнее заниматься музыкой, чего она так хотела. В следующем году я планирую перевести на «домашку» и младшего сына. Во всяком случае, пока я не вижу никаких преград этому.

Ольга, перевела дочь на семейное обучение с 5-го класса

— У меня двое детей. Сейчас старшая дочь учится в 5-м классе. До перехода на семейное обучение дочь ходила в одну из лучших школ города. Решение о переходе на семейное обучение не пришло спонтанно. Я впервые об этом задумалась к концу её 2-го класса. Почему? Потому что современная система предусматривает то, что учитель проверяет те знания, которые дает ребенку дома родитель или репетитор. То есть у нас всё свелось к тому, что я сидела с утра до ночи и учила с ребенком уроки. К концу 2-го класса у нас были репетиторы по некоторым предметам. В 3-м классе было всё то же самое.

Летом перед переходом в 4-й класс я сама предложила ребенку идею семейного обучения. Я много читала, изучала и думала о том, получится ли у нас это организовать. На тот момент дочь отказалась, её держали подруги. Но к концу 4 класса всё достигло апогея. У нее тоже и терпение, и ресурсы закончились. Она сама говорила: «Мама, быстрее бы это всё закончилось».

Она была уставшая, вымотанная. У нее еще есть серьезная спортивная нагрузка. В разгар сезона у нее бывает по 2 тренировки в день. Бывает до 3-4 часов в день уходили на тренировки. В 4 классе она до 12 часов была в школе, затем у нее небольшой промежуток на обед, отдых, уроки. Обычно на выполнение домашнего задания в нашем графике удавалось урвать часа полтора. Но за это время невозможно нормально выучить уроки. Делали то, что успевали.

Читайте так же:
Договор морской перевозки грузов

У меня пришло понимание, что я выполняю функции школы — учу уроки постоянно. Бывало, что дочери уже пора ложиться спать, а я ей перед сном вместо сказки на ночь читаю «окружающий мир». У нас обычно плотно сидит в голове то, что школа дает знания, и что без нее никак. Но мы осознали, что ребенок сидит там полдня, а знаний толком не получает.

Было принято окончательное решение перейти на семейное обучение. Я нашла учебники, которые меня устроили. В государственной системе зачастую то, что бесплатно (имеются в виду учебники — прим. ред.), оно кем-то пролоббировано и по большей степени не отвечает качеству. Также, например, все знают, что для сдачи ЕГЭ или ОГЭ надо нанимать репетитора, потому что школа дает только базу, школьные учебники дают минимум знаний, они низкого качества.

Сейчас 5-й класс мы начали с семейного обучения. Чтобы перевести ребенка на такое обучение, нужно оповестить (не спросить разрешение, а просто оповестить) городской комитет по образованию. Можно прийти туда, можно отправить заказным письмом обычное уведомление о том, что ребенок переходит на семейное обучение.

У нас по закону закреплены две обязательные сдачи экзаменов — ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м классе. Все остальные аттестации выполняются по желанию. Но мы решили проходить аттестации, чтобы регулярно проверять полученные знания. Проходить их будем дистанционно, сейчас есть масса сервисов, которые предоставляют такие услуги. Для этого нужно отправить личное дело в образовательное учреждение. Наше дело, например, находится в московской школе, которая имеет право проводить такие аттестации. То есть, мы открепились от саратовской школы и дистанционно прикрепились к московской (только для сдачи аттестаций). Кстати, школу даже не обязательно уведомлять о переходе на семейное обучение, это сделает комитет по образованию.

Дома мы учимся блоками. Берем 1-2 предмета и полностью в них погружаемся. Сейчас дочь изучает историю — мы начали это делать чуть раньше, с середины августа. Она прошла уже почти половину курса истории за 5-й класс. В день на это уходит час-полтора. Еще каждый день мы занимаемся русским языком. И также у нее есть репетитор по математике — тоже каждый день по одному часу. Сейчас мы пройдем курс истории и сразу сдадим аттестацию.

Есть еще такие предметы, как физкультура, музыка, рисование. Мы занимаемся в спортшколе, отправляем оттуда справку, и нам засчитывают этот предмет автоматом. Из художественной школы (дочь также занимается рисованием) мы приносим справку, и нам тоже засчитывают этот предмет. По музыке мы будем сдавать тест, но если ребенок ходит в музыкальную школу, то оттуда также можно взять справку. У нас всё организовано эффективно, качество образования не страдает, даже наоборот. Мы довольны.

Оксана, перевела сына на семейное обучение год назад

— Идея о семейном обучении возникла у меня еще до того когда я родила ребенка. Дело в том, что у меня самой не самые лучшие воспоминания об обучении в школе. В детстве я была «белой вороной» — приличной спокойной девочкой в очках, которая сидела на первой парте около учительского стола и прилежно делала все домашние задания. Нетрудно догадаться, что таких как я в классе не любят.

Чего только мне не пришлось пережить — одноклассники выкидывали мои вещи в коридор, рвали мои тетрадки, девочки караулили меня после школы, чтобы сказать какую-то гадость, устроить разборки или напасть на меня с кулаками. Все это я терпела в течение всего времени обучения в школе и именно из-за этого я ушла из школы после девятого класса. Мне было все равно куда, лишь бы не видеть все это и забыть «чудесные школьные годы» как страшный сон.

Когда у меня родился сын, я сразу поняла, что учиться он будет дома. Правда, по мере его взросления я все больше убеждалась в мысли, что хотя бы начальную школу он должен закончить как все дети — чтобы понять, что из себя представляет наша система образования и по достоинству оценить семейное обучение, захотеть учиться самостоятельно.

Как я и ожидала, после окончания четвертого класса, когда я предложила ему начать учиться дома, он согласился. Конечно, если бы он отказался, я не стала бы навязывать ему какие-то свои идеи. Не могу сказать, что ему было в школе так же тяжело как и мне, но ходил он туда без особого рвения — всех друзей он встретил не в школьных стенах, а в кружке английского языка, куда я его водила. Этот кружок дал ему лучшее, что чисто теоретически могла бы дать школа — именно там сын научился товариществу, самостоятельной работе, контакту с педагогом. Школа же запомнилась ему пакетами со сменкой, типичными советскими фразами в стиле «а голову ты тоже дома забыл» и вечно усталыми и раздраженными педагогами.

Переход на семейное обучение, кстати, не был для нас трудным. Классная руководитель встретила наше решение совершенно без эмоций, завуч лишь спросила нас, точно ли мы уверены в своем намерении. Окружающие, правда, были очень удивлены нашим решением и говорили, что я «отрываю ребенка от коллектива и вообще не даю ему жить». Впрочем, ни я, ни мой сын так не считали.

До сих пор помню наш последний день в общеобразовательной школе — я встретила сына после уроков, и мы радостные пошли в кафе есть пирожные. Настроение было прекрасным, почти праздничным. Мы отчетливо осознавали, что в нашей жизни начался новый этап. Нас как будто выпустили из клетки на волю.

По образованию я филолог. Мой супруг зарабатывает достаточно, чтобы я могла сидеть с ребенком. Все гуманитарные предметы я преподаю ему сама — мы читаем книжки, находим в интернете адаптированные для детей исторические фильмы и мультики. Чтобы развить в ребенке чувство языка, я специально купила сборник диктантов и сын охотно пишет их дома. Когда диктант написан, мы спокойно разбираем ошибки. Если они есть, то смотрим, какое правило ребенок не усвоил и возвращаемся к нему. Здесь я работаю ради его блага, а кто станет делать это в школе? Учеников — тридцать человек, а педагог — один.

Английский, как уже было сказано, он учит в кружке и нас это вполне устраивает. С точными науками все оказалось труднее — скажу честно, я их никогда не любила и не знала, а потому по математике мы наняли репетитора — студентку старшего курса мехмата. Занятия с ней позволили моему ребенку получить годовую «четверку», хотя, конечно, для этого пришлось приложить немало усилий. Фактически мы вытягивали знания с «двойки».

В целом ни я, ни мой ребенок ни секунды не жалели о том, что стали учиться дома. Я заинтересована в том, чтобы мой сын действительно понимал материал, и прикладываю к этому массу усилий, а он, увидев что такое классическая постсоветская школа, благодарен мне за это. Небольшое опасение во мне вызывает только ожидание момента, когда у нас начнутся физика и химия — возможно, придется нанимать репетиторов и по этим предметам, а это уже серьезная трата для нашего семейного бюджета.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию