Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность за нарушение авторских прав

Используем интернет-контент грамотно: как защитить свои авторские права и случайно не нарушить чужие

Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен. Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте. Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

произведения науки и литературы;

фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса . В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Любой контент в интернете — это охраняемый объект. Некоторые объекты часто становятся предметом споров. Ролики на ютубе всё чаще фигурируют в таких делах. С точки зрения закона ролик — это охраняемое аудиовизуальное произведение. Фотографии — уже совсем привычный объект, защитой которого занимаются очень активно, и юристы с судьями давно научились рассеивать в судах всеобщее заблуждение о том, что «раз в открытом доступе, то можно брать и использовать». Нет, нельзя. Нахождение объекта в открытом доступе не лишает его защиты и не отменяет необходимости получения разрешений на использование.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав

Правообладатель в рамках гражданского судопроизводства может потребовать от нарушителя авторских прав:

прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;

возместить убытки или выплатить компенсацию.

Согласно ст. 1301 ГК , компенсация может составить:

От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.

Двукратный размер стоимости контрафакта.

Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

Например , новосибирская поэтесса написала детское стихотворение «Светофор» и опубликовала его на портале Стихи.ру. Как-то она заглянула в гипермаркет Рич Фэмили и обнаружила там серию игрушек с музыкальным сопровождением, на которое был наложен её стих. Женщина заявила в суд о нарушении авторских прав. Суд взыскал с Рич Фэмили компенсацию в 290 тысяч руб. Подробнее об этом деле можно прочитать здесь .

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб. Как разъяснил Пленум Верховного суда , в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы. Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно .

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

Разработчики программного обеспечения и мобильных приложений могут обратиться в Роспатент и зарегистрировать свою разработку. Для этого нужно:

Подготовить заявление и депонируемые материалы, включая реферат.

Подтвердить согласие на обработку персональных данных.

Вот реквизиты для оплаты госпошлины , для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Читайте так же:
Права самозанятых граждан

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Подробнее о процедуре депонирования мы рассказывали в статье « Авторское право: как защитить свои работы ».

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов. Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра. Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК .

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Если не хотите тратить время и деньги, обезопасьте себя хотя бы житейскими методами. Например, поставьте на произведении дату и отправьте по почте самому себе или используйте функцию «Зафиксировать уникальность» для текстов на text.ru. Даже такие незамысловатые методы будут полезны для установления авторства.

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

Чаще всего правообладатель выражает своё согласие на использование творения с помощью лицензионного договора. Лицензия бывает двух видов:

Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.

Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

Договор заключайте в свободной письменной форме, но обязательно пропишите в нём:

предмет договора очень подробно;

пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;

срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет );

другие обязательства пользователя.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Разрешения правообладателей должны быть правильно оформлены. Сообщения в мессенджере или на эл. почте будет недостаточно, это всё не будет иметь юридической силы. Письменное разрешение в свободной форме тоже не подойдет, т.к. согласно ст.1235 ГК РФ право использовать результат интеллектуальной деятельности может быть предоставлено только по лицензионному договору. Не обязательно он должен быть громоздким и дорогим. Он может быть кратким и безвозмездным, но обязательно должен содержать существенные (обязательные по закону) условия.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Чтобы легально включать музыку в заведении, у владельца должен быть заключён договор с правообладателем, либо с частным посредником, либо с государственным посредником. Госпосредники — это Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Лучше всего заключать договоры с ними, потому что они работают с большинством отечественных и зарубежных исполнителей. Подробнее об этом читайте в нашей статье « Как не нарушить закон, когда включаешь музыку в своём магазине, баре или кафе ».

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.

Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr , музыку на Netlabels и FMA , ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Читайте так же:
Единовременная выплата ветеранам боевых действий в чечне

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.

Коротко о главном

Закон защищает ролики, фильмы, фотографии, тексты, изображения, которые размещены в интернете. То, что они находятся в свободном доступе, не отменяет правило: берите чужой контент лишь с согласия автора.

Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения. Но можно предпринять дополнительные меры и упростить себе жизнь на случай, если придётся доказывать авторство через суд.

Такой мерой служит регистрация программ и баз данных в Роспатенте, депонирование произведений, сохранение черновиков и исходников, размещение значка копирайта.

Чтобы не платить огромную компенсацию, всегда заключайте лицензионный договор с правообладателем. Он может быть кратким, главное пропишите в нём предмет, пределы, срок и территорию использования контента.

Ещё один вариант легального использования — брать контент, выложенный в сеть в рамках лицензии Creative commons. Но здесь будьте осторожны: условия лицензий не всегда допускают коммерческое использование. Ищите фото и музыку с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Незаконное использование интеллектуальной собственности

Пиратство. Незаконное использование интеллектуальной собственности. Проблемы борьбы с пиратством. Авторские права. Способы защиты интеллектуальной собственности. Административная и уголовная ответственность.

Слово «пиратство» сейчас гораздо чаще используется не для обозначения разбоя на воде, а для определения незаконного использования интеллектуальной собственности. Термин стал применяться в сфере авторского права еще в прошлом веке и сейчас даже включен в нормативные акты многих стран.

В России пиратство получило широкое распространение в связи с отсутствием правового регулирования и потребительским отношением результатам творчества. Сначала фильмы записывали незаконно в кинотеатрах, теперь в России особенно распространены торренты и пиратские сайты. Но взломы и изъятие контента нередки и за границей. Сейчас законодательство усовершенствовали и авторы получили защиту свои прав, хотя проблемы еще остались.

Пиратство и проблемы борьбы с ним

Под пиратством обычно понимается незаконный сбыт копий компьютерных программ и игр, музыки, фильмов и т.д. с целью получения выгоды. Но применяется термин и шире, для обозначения любого нарушения авторского права (взлом, хранение, распространение, в том числе, перепродажа легально приобретенной копии, несанкционированная передача). Пираты не занимаются плагиатом, не присваивают авторство, их интересует только материальная выгода и чем громче имя, тем больше прибыль.

Проблемы борьбы с пиратством:

  • этот вид правонарушений сравнительно новый, у правоохранителей недостаточно опыта их расследований, а у правообладателей знаний о способах защиты своих прав;
  • пиратство получает поддержку обывателей (простых пользователей), которые не несут ответственности за незаконное использование интеллектуальной собственности не связанное с получением прибыли;
  • пиратство имеет спонсоров и разветвленные сети;
  • законодательство устанавливает способы борьбы «пост-фактум» вслед за развитием технологий (блокировка торрентов была введена как раз перед тем, как большинство пиратов перешло на стрим-ресурсы).

Основная проблема в том, что пираты очень быстро приспосабливаются к меняющемуся рынку, а законодателю приходится их «догонять». В этой ситуации у правообладателя есть возможности для самозащиты.

Список личных неимущественных прав автора (ст. 1265-1270 ГК РФ):

  • на признание авторства;
  • на имя;
  • на обнародование, то есть, публичное воспроизведение;
  • на неприкосновенность интеллектуальной собственности, результата творчества;
  • на отказ от обнародования, отзыв созданного произведения, если публичное воспроизведение еще не состоялось;
  • исключительные права на использование: на распространение, публичный прокат, импорт, доведение до массового сведения.

Перечень прав впечатляет, но не все правообладатели знают о них и способны свои права должным образом защитить. Исключительные права автор вправе передать по договору, объем передаваемых прав зависит от договоренности сторон такого соглашения.

Правовые способы защиты

Нормы Гражданского права (ст. 1252 ГК РФ) предусматривают следующие способы защиты исключительных прав:

  • иск о признании права, если он оспаривается;
  • иск о пресечении действий, нарушающих авторские права;
  • иск о возмещении убытков;
  • иск об изъятии материального носителя.

На практике защита интеллектуальной собственности обычно осуществляется путем подачи исковых заявлений с требованием прекратить незаконное использование и возместить полученные убытки. Второй вариант — взыскание всего незаконно полученного в результате нелегального использования произведения. Вместо убытков допускается взыскать с нарушителя компенсацию.

Нельзя забывать и об административных мерах, например, об изъятии контрафактной продукции. По просьбе правообладателя все экземпляры передаются ему. Для борьбы с пиратами была введена и уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторских прав.

По ст. 146 УК РФ не только сбыт, но и фактическое хранение контрафактной продукции карается штрафом в размере до 200 000 рублей или даже лишением свободы (до 2 лет, это максимальное наказание за такое преступление). Статья применяется только в том случае, если есть такой признак объективной стороны как крупный размер (стоимость экземпляров произведений, прав на использование интеллектуальной собственности превышает 100 000 рублей).

Читайте так же:
Получение справки о составе семьи

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com

Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги

Разъяснение положений ст. 146 УК РФ, об уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав

Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ, в том числе по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьёй 146 УК РФ — нарушение авторских и смежных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. За наиболее серьезные посягательства на авторские и смежные права установлена уголовная ответственность (ст. 146 УК РФ).

В силу ст. 2 ГК авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Смежные (с авторскими) права регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Потерпевшим от преступления выступает автор или иной правообладатель. Иными правообладателями выступают физические или юридические лица, которые в соответствии с законом являются обладателями авторских прав (в соответствии с договором, по наследству, в связи с обращением взыскания на имущество правообладателя и т.п.).

В соответствии с ч.1 ст. 1259 ГК РФ предметом преступления при нарушении авторских прав выступают объекты авторского права, которыми являются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения

Статьей 1260 ГК РФ предусмотрено, что к объектам авторского права также относятся производные (переводы, рефераты, резюме и т.п.) и составные произведения (энциклопедии, антологии, сборники), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Не являются объектами авторского права: официальные документы (законы, документы судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные символы и знаки); произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Согласно нормам гражданского кодекса РФ к объектам смежных прав относятся:

— фонограммы — это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

— аудиовизуальные произведения — это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

— программы для ЭВМ — это представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Читайте так же:
Соглашение о неразглашении коммерческой тайны

Существуют основные способы нарушения авторских и смежных прав это:

— распространение (в основном розничная продажа) нелицензионных (контрафактных) экземпляров фонограмм, аудиовизуальных произведений и программ для ЭВМ;

— воспроизведение, то есть изготовление контрафактных экземпляров фонограмм, аудиовизуальных произведений и программ для ЭВМ;

— сдача в прокат воспроизведенных на различных носителях (видеокассеты, DVD, CD, CD-Rom и т. д.) экземпляров фонограмм, аудиовизуальных произведений и программ для ЭВМ;

— публичный показ без согласия правообладателей кино- и видеофильмов в кинотеатрах, видеосалонах, сообщение их для всеобщего сведения по кабельным сетям, путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир;

— распространение и установка программных продуктов (программ для ЭВМ), часто нелицензионных, на компьютеры различных организаций без договора с правообладателем;

— предустановка нелицензионных программных продуктов (программ для ЭВМ) на новые компьютеры продавцом компьютерной техники;

— неправомерное распространение с использованием сети Интернет нелицензионных фонограмм, аудиовизуальных произведений и программ для ЭВМ.

Статья 146 УК РФ состоит из 3 частей, так часть 1 статьи предусматривает ответственность за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. Присвоение авторских прав может заключаться в выпуске под своим именем чужого произведения (плагиат), в использовании в своих трудах произведений других авторов без ссылки на них, в выпуске произведения, созданного совместно с другими авторами, без указания соавторов и т. п.

За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Часть 2 статьи предусматривает ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

К незаконному использованию объектов авторского права относится их использование без согласия автора: опубликование, воспроизведение и распространение произведения; внесение каких бы то ни было изменений, как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями и какими бы то ни было пояснениями; использование произведения автора (в том числе перевод на другой язык) другими лицами.

Под оборотом контрафактных товаров понимается неправомочное использование (подделка) известных на рынке товарных фирменных знаков, что вводит в заблуждение покупателей, ущемляет интересы владельца товарного знака.

За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 3 статьи предусматривает повышенную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения.

За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Деяния, предусмотренные статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион рублей.

Когда соцсеть должна платить за нарушение авторских прав

Когда соцсеть должна платить за нарушение авторских прав

24 июня Суд по интеллектуальным правам опубликовал резолютивную часть постановления по делу № А40-338270/2019 , в котором правообладатель требует взыскать с соцсети «ВК» компенсацию за неправомерное использование интеллектуальной собственности.

ООО «Издательство Джем» в 2020 году подало к ООО «ВКонтакте» и ООО «Объединенное Медиа Агентство» (ОМА) иск на 5,6 млн руб. Правообладатель обнаружил в соцсети в свободном доступе альбом Александра Ткача (творческий псевдоним – Саша Скул) «Наши кинжалы блестят в ночи». Права на музыку принадлежат «Издательству Джем» на основании лицензионного договора.

Как сообщил Право.ru судебный представитель «Издательства Джем» Данил Луговой, истец доказывал, что «Вконтакте» получает доход от использования спорных музыкальных произведений. «С 2016 года лицензированный контент в социальную сеть «Вконтакте» поставляет ООО «Объединенное Медиа Агентство» – владелец приложения BOOM. Для доступа к контенту «Вконтакте» продает подписку. Если ее нет, прослушивание ограничивается 30 минутами в день. Также есть реклама, то есть в любом случае компания получает доход», – пояснил юрист. По его мнению, необходимо разграничивать контент, который появляется в социальной сети. Одно дело, когда произведения загружаются случайными пользователями. Другое – когда это делается на коммерческой основе, как и произошло в данном случае.

Читайте так же:
Ежемесячная выплата из материнского капитала

Ответчик «Вконтакте» подтвердил, что спорные произведения размещались в соцсети, но в свое оправдание представил договор, по которому агентство гарантирует урегулирование претензий правообладателей. Представители соцсети сослались на статус информационного посредника, который лишь предоставляет платформу для пользователей, следует из материалов дела. В этом случае сайт не является нарушителем исключительных прав. Кроме того, «ВК» обратил внимание на то, что предпринимает необходимые меры для удаления противоправного контента.

ООО «ОМА» тоже не признало иск и пояснило, что обслу-сервисы для распространения в сети интернет музыкального контента – от правообладателей. Речь идет о приложении BOOM и социальной сети «ВКонтакте». Технически музыку загружают правообладатели-контрагенты – так излагается в материалах дела позиция компании. Поэтому «ОМА» считает, что не несет ответственности за действия контрагентов, размещающих пиратский контент.

На запросы Право.ru ответчики не отреагировали.

Арбитражный суд Москвы частично удовлетворил иск «Издательства Джем», снизив сумму компенсации до 225 000 руб. (дело № А40-338270/2019) В своем решении суд сослался на постановления президиума ВАС от 23 декабря 2008 года № 10962/08 и от 01 ноября 2011 года № 6672/11. Там инструктируют в подобных делах проверять, получил ли информационный посредник прибыль от использования объектов авторского права и установлены ли ограничения для пользователей, которые выкладывают контент незаконно.

Суд признал, что статусом информационного посредника нельзя прикрыться – нужно доказать, что использование объектов авторского права было правомерным. И истец, и ответчики не согласились с решением и обратились в 9-й Арбитражный апелляционный суд. «Издательство Джем» требовало удовлетворить требования в полном объеме, «Вконтакте» настаивало на том, что с него не должна взыскиваться компенсация, а «ОМА» просило оставить исковые требования без удовлетворения. Суд подтвердил присужденную сумму, но взыскал ее только с соответчика ООО «ОМА», а также отменил решение об обязательной публикации о нарушении исключительных прав «Издательства Джем» в прессе.

Что дальше

Истец обратился с кассационной жалобой в Суд по интеллектуальным правам, требуя отменить постановление суда апелляционной инстанции, что тот и сделал 22 июня 2021 года. СИП вернул дело на новое рассмотрение в 9-й ААС, дав указание рассмотреть уточненное исковое заявление. Это и было предметом кассационной жалобы. Как сообщил истец, в уточненном требовании он потребовал опубликовать решение в издании Право.ru. В решении СИП также обратил внимание на необходимость прослушать спорные произведения.

«СИП отказался исследовать вопрос информационного посредничества, назвав его преждевременным. Полагаю, что новое решение апелляционной инстанции не сильно будет отличаться от обжалованного: единственное, что там поменяется – это исследование требования о публикации решения в СМИ Право.ru, – прогнозирует представитель истца. Вопрос информационного посредничества будет основой спора при новом рассмотрении дела в СИПе».

Руководитель практики защиты интеллектуальной собственности в сети «Интернет» в Semenov & Pevzner Semenov & Pevzner Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) × Екатерина Калиничева напомнила Право.ru, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда N 10 от 23 апреля 2019 года на владельце сайта лежит бремя доказывания того, что контент размещен на сайте третьими лицами. Если это установлено, то владелец сайта может быть признан информационным посредником.

Если владелец сайта существенно перерабатывает материал, размещенный третьими лицами, и (или) получает доходы от неправомерного размещения материала – это может свидетельствовать о том, что он не является информационным посредником.

Екатерина Калиничева, руководитель практики защиты интеллектуальной собственности, Semenov & Pevzner Law Firm

Адвокат Михаил Красильников заметил, что информационный посредник, действительно, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, но лишь при соблюдении трех условий:

  • он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
  • он не изменяет указанный материал;
  • он не знал и не должен был знать о том, что использование результата интеллектуальной деятельности является неправомерным.

Первая инстанция признала ООО «Вконтакте» непосредственным сонарушителем, а вторая – «информационным посредником». СИП «завернул» апелляцию по процессуальным основаниям, так что «В контакте» снова «на коне». И пока нет никаких предпосылок для формирования новой практики, то есть признания его не информационным посредником, а нарушителем авторских прав.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию