Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отказ от НСУ при изменении группы инвалидности

Теперь федеральным льготникам не нужно ежегодно писать заявление об отказе от набора социальных услуг, его достаточно написать один раз

Теперь федеральным льготникам не нужно ежегодно писать заявление об отказе от набора социальных услуг, его достаточно написать один раз.

Чуть больше месяца осталось до 30 сентября. Это будет последний день, когда федеральные льготники смогут подать заявление, чтобы отказаться от получения социальных услуг с 2010 года. Теперь федеральным льготникам не нужно ежегодно писать заявление об отказе от набора социальных услуг, его достаточно написать один раз.

На вопросы радиослушателей о порядке предоставления набора социальных услуг в прямом эфире программы «Вести-Хабаровск» на волнах «Радио России» в рубрике «Ваш Пенсионный фонд» ответила главный специалист-эксперт отдела социальных выплат Отделения ПФР по Хабаровскому краю Юлия Сёмочкина.

Какие изменения произошли в законодательстве по порядку предоставления НСУ?

Ю.Сёмочкина. С 1 января 2009 г. на основании Федерального закона от 22.12.2008 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения материального обеспечения отдельных категорий граждан» изменен порядок предоставления набора социальных услуг и упрощена процедура отказа от получения социальных услуг.

Что изменил этот закон?

Ю.Сёмочкина. Данным законом были внесены изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». На основании принятых изменений теперь заявление об отказе от получения социальных услуг подается один раз и действует до того момента, пока гражданин не примет решение о возобновлении ему социальных услуг в натуральном виде.

Если гражданин в середине года передумал и хочет изменить свое решение, как быть в этом случае? В какие сроки подается заявление, и с какого периода начинает действовать?

Ю.Сёмочкина. Сроки подачи заявления остаются прежними. Заявление об отказе от получения социальных услуг подается до 30 сентября текущего года и действует с 1 января следующего года в течение того периода, пока гражданин не примет решение о возобновлении ему социальных услуг в натуральном виде. В случае принятия решения о возобновлении социальных услуг в натуральном виде заявление также предоставляется в срок по 30 сентября и действует с 1 января следующего года.

Нина Михайловна. У меня муж — инвалид 2 группы. Как ему отказаться от набора социальных услуг?

Ю. Сёмочкина. Законодательством предусмотрен следующий порядок отказа от получения социальных услуг. Получатель ежемесячной денежной выплаты может обратиться в органы ПФР самостоятельно, через законного представителя либо направить заявление об отказе от получения социальных услуг по почте. В последнем случае подпись заявителя должна быть удостоверена нотариусом.

Михаил Петрович. Почему не начисляется на ежемесячную денежную выплату дальневосточный коэффициент?

Ю. Сёмочкина. Ежемесячная денежная выплата — это выплата компенсационного характера, которая осуществляется гражданам взамен некоторых натуральных льгот, предоставляемых им до 01.01.2005. На основании ранее действующего законодательства льготы гражданам предоставлялись в равной мере независимо от места их проживания, в связи с этим и ежемесячная денежная выплата осуществляется гражданам в размерах без учета районного коэффициента, установленного для определенной местности.

Николай Петрович. Если я в прошлом году отказался от НСУ, в этом году мне нужно приходить вновь с заявлением об отказе от получения социальных услуг с 01.01.2010?

Ю. Сёмочкина. Заявления, принятые территориальными органами ПФР в 2008 году на 2009 год, автоматически распространяются на период с 1 января 2010, таким образом, обращаться повторно Вам не надо. Это понадобиться сделать в том случае, если Вы измените свое решение в пользу льгот, предоставляемых в натуральном виде.

Что входит в набор социальных услуг, и какую сумму он составляет?

Ю. Сёмочкина. Набор социальных услуг состоит из двух частей. Первая — это медицинская составляющая, в которую включены бесплатное лекарственное обеспечение по рецептам врача и предоставление путевки на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям.

Вторая часть — это транспортная составляющая, которая включает в себя проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Общая стоимость набора социальных услуг 641 руб., из них медицинская составляющая — 570 руб. и транспортная составляющая — 71 руб.

Если пенсионер отказался от получения набора социальных услуг, значит он к пенсии будет ежемесячно дополнительно получать 641 руб.?

Ю. Сёмочкина. Размеры ежемесячной денежной выплаты для отдельных категорий граждан определены с учетом стоимости набора социальных услуг. Если федеральный льготник получает социальные услуги в натуральном виде, то средства, направляемые на их оплату, удерживаются из начисленной суммы ежемесячной денежной выплаты. В том случае, если льготник отказался от получения социальных услуг, то соответственно, ежемесячная денежная выплата осуществляется в размере, установленном Федеральным законом для каждой категории граждан.

Читайте так же:
Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

Валентина Митрофановна. Я отказалась от набора социальных услуг в 2008 году. Но я хочу оставить проезд на электричке, как это возможно сделать?

Ю. Сёмочкина. Если в прошлом году Вы отказались от полного набора социальных услуг и в настоящее время приняли решение о получение одной услуг с 2010 года в натуральном виде, Вам необходимо обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о ее возобновлении. Напоминаю, что срок предоставления данного заявления по 30 сентября 2009 г.

В связи с нормами ныне действующего законодательства с 2010 года одна социальная услуга будет Вам предоставляться в натуральном виде, другая выплачиваться в денежном эквиваленте.

Я пенсионер по возрасту, являюсь инвалидом третьей группы. В течение 2 лет я не получала набор в натуральном виде. Мне это никак не возместится?

Ю. Сёмочкина. К сожалению, законодательством не предусмотрено возмещение компенсации гражданам в случае, если они не воспользовались своим правом на получение социальных услуг.

В связи с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» гражданам предоставлен выбор: воспользоваться социальными услугами в натуральном виде либо отказаться от их получения. Таким образом, если льготник по каким-либо причинам не получает социальные услуги, он вправе подать заявление об отказе их предоставления.

Сейчас есть возможность принять решение?

Ю. Сёмочкина. Конечно, в срок по 30 сентября текущего года гражданину предоставляется возможность сделать свой выбор и принять соответствующее и правильное решение о порядке получения социальных услуг с 2010 года. Напоминаю, что решение должно обдуманное.

Имеют ли право на ежемесячную денежную выплату реабилитированные?

Ю. Сёмочкина. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ о монетизации льгот были разграничены полномочия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

На основании данных разграничений отдельные категории граждан были отнесены к региональным льготникам, а некоторые категории граждан к числу федеральных льготников. Так вот граждане, пострадавшие от политических репрессий отнесены к региональным льготникам и меры социальной поддержки им предоставляются за счет средств краевого бюджета органами социальной защиты населения.

С какого времени можно подавать заявление об отказе от НСУ на 2011 год? И что делать, если в течение этого срока гражданин передумал?

Ю. Сёмочкина. В соответствии с нормами действующего законодательства, прием заявлений об отказе от получения социальных услуг на следующий год и все последующие периоды территориальными органами ПФР осуществляется в период с 1 января по 30 сентября текущего года. В случае если гражданин изменил свое решение он вправе отозвать свое заявление, но в срок по 30 сентября.

Ольга Романовна. Входит ли в набор социальных услуг зубопротезирование?

Ю. Сёмочкина. К сожалению, нет. Как я уже говорила ранее, часть льгот, предоставляемых гражданам в натуральном виде до 01.01.2005, заменена ежемесячной денежной выплатой. К числу замененных льгот относится и льгота по зубопротезированию.

Я — инвалид второй группы. Инвалидность мне установлена в апреле, тогда же я написала отказ от набора социальных услуг. Почему мне только с января будут выплачивать стоимость социальных услуг?

Ю. Сёмочкина. Такие сроки установлены законодательством. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» и Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан определено, что заявления об отказе от получения социальных услуг, принятые в текущем году, действуют с 1 января следующего года. Гражданам, которым в текущем году впервые установлена ежемесячная денежная выплата, социальные услуги предоставляются в натуральном виде.

Куда обращаться с заявлением?

Ю. Сёмочкина. Заявления об отказе от получения социальных услуг следует предоставлять в территориальные органы ПФР по месту жительства либо допускается обратиться в Отделение ПФР по Хабаровскому краю по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 27. В последнем случае это заявление будет перенаправлено в территориальный орган ПФР, которым гражданину осуществляется ежемесячная денежная выплата.

Где можно получить дополнительную информацию о порядке предоставления НСУ?

Ю. Сёмочкина. Всю информацию, касающуюся порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты и предоставления социальных услуг, граждане могут получить в территориальных органах ПФР по месту жительства либо по телефону контакт-центра Отделения ПФР по Хабаровскому краю: 39-98-00, либо на сайте Отделения ПФР (http://www.opfr.kht.ru).

Читайте так же:
Уточнение границ участка земли

По материалам сайта Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю

ИПР для инвалида

(3) Решением вопроса является отказ инвалида от ИПР. Законодательство не предусматривает, каким образом инвалид осуществляет отказ от реализации ИПР. При этом для освобождения работодателя от возможной ответственности необходимо наличие письменного подтверждения отказа инвалида от реализации ИПР полностью или в части (например, его письменное заявление).

(4) Не будет, отказ инвалида от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение.

Правовое обоснование

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной

экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами

местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения (п.12 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н).

В соответствии с п 3.5 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. № 30) работодатель обеспечивает:

3.5.1. создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством, общей и индивидуальной программами

реабилитации инвалидов;

3.5.2. подбор специальных технологических процессов и продукции с учетом применения труда инвалидов и их профессиональных навыков и состояния здоровья;

3.5.3. разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке;

3.5.4. трудоустройство инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы.

3.5.5. организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

3.5.6. составление графика и режима работы инвалидов с учетом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня;

3.5.7. производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов;

3.5.8. наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов;

3.5.9. принятие необходимых мер, в случае возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащих мер по оказанию первой помощи.

Что делать, когда Пенсионный фонд безосновательно прекращает выплаты инвалиду из-за наличия сомнений в инвалидности

Недавно подобный вопрос из практики рассматривал Верховному Суду в своем июньском обзоре 2021 года.

Читайте так же:
Транспортный налог в 2022 году

Верховный Суд пришел к выводу, что наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности. До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности и установить, соответствует ли эта информация действительному положению дел.

Истец обратился в суд с иском к пенсионному органу о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности.

Пенсионный орган, основываясь на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о страховых пенсиях, своим решением прекратил выплаты страховой пенсии по инвалидности в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, по доброй традиции, встали на сторону административного ответчика, пенсионного органа.

Корректировать работу нижестоящих судебных органов пришлось Верховному Суду.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, указав следующее.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением МСЭ.

Признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина.

Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

За существо принятого решения, за порядок принятия решения по инвалидности должно отвечать учреждение МСЭ, а не гражданин.

Главой 5 «Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» (ст. 21−29) Федерального закона «О страховых пенсиях» определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Выплата страховой пенсии по инвалидности может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде.

Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.

Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом.

До принятия решения о прекращении выплаты пенсии пенсионный орган обязан проверить поступившую к нему информацию об отсутствии у гражданина права на страховую пенсию по инвалидности, в данном случае об отсутствии у гражданина инвалидности, установить, соответствует ли информация об отсутствии у гражданина инвалидности действительному положению дел и имеется ли принятое в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) решение о признании недействительной справки об установлении инвалидности, выданной такому гражданину, а также решение о недействительности сведений о таком гражданине в федеральном реестре инвалидов.

Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений об имеющейся у гражданина инвалидности не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Как отмечает Верховный Суд РФ нижестоящие суды не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о стабильности официально признанного государством статуса гражданина и приобретенных в силу этого статуса прав, в данном случае статуса инвалида и соответствующих этому статусу прав (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).

Читайте так же:
Кредитор в процедуре банкротства: права, обязанности, требования

Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание, что правомерность установления бюро МСЭ инвалидности не оспорена, справка об установлении инвалидности, выданная учреждением МСЭ, недействительной не признана.

Следовательно, пенсионный орган, не опровергнув факт инвалидности гражданина принял неправомерное решение о прекращении выплаты по страховой пенсии по инвалидности.

Просто сомнения, хотя бы и документированные сомнения, не могут служить основанием для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Относительно каких-то ошибок в процедурах принятия решения об инвалидности, например, в расхождениях в датах справки об инвалидности и в ЕИС МСЭ Верховный суд пояснил следующее.

В соответствии с положениями абзаца пятого п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утвержденного приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. № 310н, специалисты учреждений МСЭ несут персональную ответственность в том числе за формирование сведений, подлежащих включению в ЕИС МСЭ, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов, то есть ответственность за надлежащее отражение информации в ЕИС МСЭ возложена на учреждение медико-социальной экспертизы, а не на гражданина, в отношении которого проводилась медико-социальная экспертиза.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым также обратить внимание на то, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению гражданина, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.

При этом судебные инстанции в нарушение задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формально подошли к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор о законности прекращения пенсионным органом выплаты инвалиду соответствующей пенсии, которая в числе иных мер относится к мерам социальной защиты инвалидов, цель которых обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности реализации прав.

Суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение положений части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, возложив на гражданина обязанность доказать законность установления ему инвалидности.

Именно пенсионный орган обязан был доказать наличие установленного пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» основания для прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности.

Определением № 41-КГ20-28-К4 от 15 марта 2021 дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Услуги

военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 25, ст. 2480; N 35, ст. 3607) (далее именуется — Закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ));

бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) (п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) (далее именуется — Закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ));

Читайте так же:
Выплата декретных и пособия на ребенка

2) участники Великой Отечественной войны;

приравненные к участникам Великой Отечественной войны бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (п. 8 ст. 154 Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

3) ветераны боевых действий:

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвующие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

военнослужащие автомобильных батальонов, направляющиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

приравненные к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (п. 3 ст. 21 Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ):

члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей;

8) инвалиды в зависимости от группы инвалидности (ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739):

инвалиды I группы;

инвалиды II группы;

инвалиды III группы;

(п. 8 в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2009 N 993н)

10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию