Advokat-inform.ru

Юридический советник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оспорить налог на имущество

О правомерности включения в перечень здания аптеки

Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц (ст. 400 НК РФ). Статьей 406 НК РФ установлены разные ставки налога:

0,1 % – для жилых домов;

0,5 % – в отношении прочих объектов налогообложения;

2 % – в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

Соответственно, суммы налога на имущество тоже различаются – и весьма существенно.

Гражданка Л. оспорила правомерность включения в соответствующий перечень нежилого здания с наименованием «аптека с пристройками». Какие решения вынесли высшие судебные инстанции – Верховный суд и Конституционный суд? Подробности – в нашем материале.

Для нежилой недвижимости – повышенные ставки налога.

В силу гл. 32 НК РФ физические лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества, обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц.

При этом по общему правилу налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение о применении кадастровой стоимости.

В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ст. 402 НК РФ).

Отметим, что согласно гл. 32 НК РФ налоговые ставки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), зависят от применяемого порядка определения налоговой базы (ст. 406 НК РФ). В частности, для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов предусмотрена отсылка к нежилым объектам, определяемым сообразно ст. 378.2 НК РФ.

Соответственно, если объект недвижимости включен в указанный перечень, то и сумма налога на имущество резко возрастает.

Право на оспаривание перечня в судебном порядке.

В силу прямого указания НК РФ приведенный выше перечень объектов налогообложения определяется ежегодно и действует в течение соответствующего налогового периода.

При этом органы исполнительной власти субъектов РФ, которые составляют данные перечни, вправе в случае необходимости вносить в них изменения.

Пунктом 1 ст. 4 НК РФ предусмотрено, что в том числе органы исполнительной власти субъектов РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Запрета на внесение уполномоченным органом изменений в свой нормативный правовой акт, которым утвержден перечень, НК РФ не установлено. Таким образом, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в перечень уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения.

На основании п. 2 и 5 ст. 5 НК РФ представители контролирующих органов полагают, что нормативные правовые акты уполномоченного органа, предусматривающие внесение изменений в перечень и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (Письмо Минфина России от 14.01.2020 № 03-05-04-01/881, направленное в территориальные налоговые органы Письмом ФНС России от 15.01.2020 № БС-4-21/340@).

При этом ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется судебная защита их прав и законных интересов. Соответственно, правомерность включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, может быть оспорена налогоплательщиком в судебном порядке (Письмо Минфина России от 29.12.2018 № 03-05-06-01/96315).

Данным правом и воспользовалась гражданка Л., начав с административного искового заявления в Краснодарский краевой суд.

Характеристики спорного объекта недвижимости.

Собственник спорного объекта недвижимости считает: поскольку данное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», оно не предназначено для использования и фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, как видно из материалов административного дела, принадлежащее истцу здание было включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исключительно исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в документах технического учета (инвентаризации).

Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости, собственником которого является гражданка Л., представляет собой нежилое здание с наименованием «аптека с пристройками». Из технического паспорта на данное здание, составленного по состоянию на 16.08.2006, следует, что здание состоит из трех частей: аптеки и двух пристроек общей площадью 50,8 кв. м, из них 17,1 кв. м, то есть более 20 %, занимает торговый зал.

Вердикт Верховного суда: отказать.

Гражданка Л. оспорила правомерность включения данного здания в перечень на 2017 и 2018 годы.

Интересно, что первая судебная инстанция – Краснодарский краевой суд – удовлетворила иск, указав, что в ЕГРН, документах технического учета (инвентаризации) не содержится сведений, которые позволяли бы однозначно отнести принадлежащее административному истцу здание к зданиям, предназначенным для использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ. Наличие слова «аптека» в наименовании объекта недвижимости нельзя считать достаточным основанием для включения данного объекта в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества. При этом ответчиком не проводилось обследование объекта в целях определения вида его фактического использования на момент включения в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества.

Но департамент имущественных отношений Краснодарского края оспорил данное решение, и Судебная коллегия по административным делам ВС РФ отменила его (Апелляционное определение от 13.03.2019 № 18-АПА19-4).

Верховный суд указал: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Как видно из материалов дела, принадлежащее истцу здание было включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества исключительно исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и в документах технического учета (инвентаризации):

спорный объект недвижимости представляет собой нежилое здание с наименованием «аптека с пристройками»;

Читайте так же:
Подоходный налог при продаже земельного участка

из технического паспорта на данное здание следует, что здание состоит из трех частей – аптеки и двух пристроек, из которых более 20 % занимает торговый зал.

Высшие судьи сделали вывод, что включение данного здани в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества следует признать правильным. При этом акт обследования, представленный гражданкой Л., признан недопустимым доказательством по рассматриваемому административному делу, поскольку обследование было проведено после принятия и вступления в силу оспариваемых нормативных правовых актов.

Не было принято в качестве допустимого доказательства и техническое описание нежилого здания, составленное коммерческой организацией по инициативе гражданки Л., поскольку оно не является документом технического учета (инвентаризации).

Верховный суд указал: в настоящее время основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются:

технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке;

утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В то же время такого основания для осуществления государственного кадастрового учета, как «техническое описание», законом не предусмотрено.

Определение Конституционного суда: отказать.

Гражданка Л. решила отстаивать свои права в КС РФ, а именно она оспаривала конституционность положений п. 1, 3, 4 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ, определяющих критерии нежилых зданий (строений, сооружений) для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций с учетом их кадастровой стоимости (Определение от 23.04.2020 № 820-О[1]).

Конституционный суд отметил: ВС РФ отказал гражданке Л., указав, что принадлежащее заявительнице здание включено в оспариваемые перечни имущества правомерно, поскольку с учетом сведений, содержащихся в техническом паспорте объекта (аптека с пристройками), более 20 % его площади занимает торговый зал.

По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют ст. 15, 17, 34, 35 и 37 Конституции РФ, поскольку позволяют произвольно (лишь на основании документов технического учета) относить здание к объектам недвижимости, подлежащим налогообложению исходя из его кадастровой стоимости. Но КС РФ не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Положения ст. 378.2 НК РФ, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения КС РФ от 23.06.2015 № 1259-О, от 26.11.2018 № 3058-О, от 19.12.2019 № 3525-О и от 30.01.2020 № 8-О).

Оспариваемые заявителем положения ст. 378.2 НК РФ сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.

В заключение.

Правомерность включения в перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, часто оспаривается налогоплательщиками. Рассмотренные судебные решения интересны тем, что в них можно выделить следующие важные выводы, которые сделали высшие судебные инстанции – ВС РФ и КС РФ, а именно:

объекты включаются в перечень исключительно исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН и в документах технического учета (инвентаризации);

акт обследования и техническое описание объекта не являются допустимыми доказательствами в суде, поскольку они не считаются документами технического учета (инвентаризации). Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав – межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

положения ст. 378.2 НК РФ устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.

[1] «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Литвиненко Нины Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1, 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации».

Когда можно оспорить налог на имущество предприятия

После введения уплаты налога на имущество от кадастровой стоимости объекта налогообложения, нагрузка на налогоплательщиков резко выросла. Размер налога на имущество увеличился в десятки раз. Налогоплательщики на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН) также стали платить налог, если определена кадастровая стоимость имущества и оно входит в перечень имущества, подлежащего налогообложению.

Свою «ложку дегтя» вносят и региональные власти при формирования перечня объектов, которые будут облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости. Формируя перечень объектов, региональные власти исходят из того, что здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и на этом основании включают объект в перечень для налогообложения.

При этом совершенно не учитывают фактическое использование здания (строения, сооружения). Для налогоплательщика оставался только один путь — в суд, т.к. налоговые органы никак не реагировали на запросы налогоплательщиков.

Но сейчас ситуация может измениться коренным образом, Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 12.11.2020 N 46-П указал на неправомерность такого подхода к установлению налога.

Фабула дела

Поводом к обращению в Конституционный Суд РФ стало дело Московской шерстопрядильной фабрики. Фабрика арендует у Москвы два земельных участка, на которых располагается несколько зданий, принадлежащих Фабрике на праве собственности.

Каждый из земельных участков в соответствии с данными ЕГРН имеет несколько видов разрешенного использования (далее ВРИ). ВРИ первого участка включают в себя, среди прочего, размещение производственных зданий и объектов торговли; ВРИ второго участка — размещение офисных зданий и объектов образования.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2. НК РФ кадастровая стоимость может использоваться в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций, в частности в отношении административно-деловых центров и торговых центров, а также помещений в них. При этом согласно пп. 1 п. 3 и пп. 1 п. 4 административно деловым и торговым центром признается здание, располагающееся на земельном участке, один из ВРИ которого предусматривает размещение соответственно офисных зданий и торговых объектов.

На основании приведенных положений НК РФ здания Фабрики были включены в перечень объектов, подлежащих обложению на основании кадастровой стоимости (далее также Перечень). Фабрика оспорила в суде включение зданий в данный перечень на том основании, что фактически здания используются под производственные и образовательные цели, что соответствует одному из ВРИ, указанных в ЕГРН. Суды отказали Фабрике, в связи с чем последняя обратилась в КС РФ.

Таким образом, проблема, поставленная перед КС РФ, состояла в том, могут ли включаться в перечень те здания, которые располагаются на земельном участке, допускающем размещение торговых центров или офисных зданий, но фактически используются по иному назначению, которое также соответствует ВРИ участка.

Основные выводы КС РФ

Арендатор земли ограничен в своем праве на изменение ВРИ земельного участка.

Читайте так же:
Как взыскать долг по исполнительному листу самостоятельно?

ВРИ земельного участка зависят от градостроительных и землеустроительных решений, которые преследуют достижение целей комплексного и устойчивого развития территорий. Сами по себе эти решения не связаны с фискальными целями налогообложения недвижимости.

Конституционный суд обратил внимание, что власть изменив градостроительный регламент и правила землепользования и застройки, указав дополнительно разрешенный вид — для торговли, может превратить все здания в «торговые», независимо от их фактического использования.

НК РФ предусматривает пообъектное (индивидуальное) определение вида фактического использования объектов недвижимости для целей формирования Перечня (п. 9 ст. 378.2 НК РФ). В этой связи отсутствует объективная невозможность учета фактического вида использования зданий.

Обложение по кадастровой стоимости только на основании одного из ВРИ участка, на котором располагается объект недвижимости, без учета назначения и фактической эксплуатации данного объекта оказывается безразлично к реальной доходности объекта недвижимости и приводит к экономически необоснованному и несправедливому налогообложению.

КС РФ признал пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ не противоречащим Конституции РФ: данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

По существу, КС РФ дисквалифицировал норму пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ в той части, в которой она не позволяет учесть предназначение и фактическое использование здания на арендуемом участке для целей включения в Перечень. Если для включения в Перечень необходимо руководствоваться предназначением и фактическим использованием самого здания, то это означает, что включение в Перечень происходит на основании пп. 2, а не пп. 1 п.4 ст. 378.2 НК РФ. То есть в этой части норма пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ более не действует.

Этот же смысл может быть распространен на иные аналогичные нормы НК РФ, которые не рассматривались КС РФ, но опираются на аналогичный подход ко включению объектов недвижимости в Перечень. В первую очередь речь о пп. 1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ.

Примечание

ФНС направила инспекциям для использования в работе недавнее постановление КС РФ.

Если налогоплательщик станет оспаривать начисление налога по кадастровой стоимости, инспекция должна уточнять у уполномоченного органа обоснованность включения объекта в региональный перечень.

Документы: Письмо ФНС России от 16.11.2020 N БС-4-21/18729@

Рекомендация

В случае несогласия с включением вашего имущества в Перечень для налогообложения по кадастровой стоимости, следует направить письмо в налоговый орган с указанием на необоснованность налогообложения.

Налоговый орган обязан самостоятельно проверить обоснованность налогообложения.

ВНИМАНИЕ!

Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

Какие налоги можно оспорить в России

Юлия Кошкина, корреспондент Banki.ru

Осень — время простуд и уведомлений из Федеральной налоговой службы. Причем последние могут доставить гораздо больше хлопот, чем насморк и кашель. Ежегодно в Сети появляются десятки сообщений об астрономических суммах начисленных налогов. На самом деле оспаривать решения инспекции можно и нужно. Банки.ру разбирался, какие перспективы в таких случаях есть у россиян.

Прямых налогов, которые приходится платить гражданам страны, на самом деле не так много. Это налог на доходы, транспортный, имущественный и земельный.

Разногласия по доходам

Самый распространенный сбор, который взимается с большинства жителей России, — НДФЛ. Его удерживают с зарплаты, доходов от продажи имущества или сдачи его в аренду, выигрышей. Привычный для всех размер взноса — 13% — далеко не единственный. Например, 9% взимается с доходов, полученных в виде дивидендов до 2015 года. 15% и 30% по разным статьям доходов могут платить нерезиденты. Самая высокая ставка — 35% — применяется к доходам от некоторых видов вкладов, а также к денежным призам.

Как правило, споры по НДФЛ не касаются размера начисленного налога, говорит партнер юридической группы «Яковлев и партнеры» Татьяна Кормилицына. По ее словам, разногласия могут возникать в двух случаях — когда налогоплательщик сам декларирует свой доход, а также при получении налоговых вычетов. В любом случае речь идет об оспаривании именно решений органов налоговой службы, поясняет эксперт. Разбирательства могут вестись как в суде, так и в досудебном порядке.

Воспользоваться имущественным вычетом обычно не удается из-за недостаточного количества доказательств, отмечает советник юридической фирмы «Косенков и Суворов» Александр Филимонов. В этом случае налогоплательщик просто должен предоставить дополнительные документы по требованию налоговой.

Но иногда препятствием для получения вычета становится недобросовестность работодателя. «Налоговая служба отказывает, если за три года у человека не было достаточного подтвержденного дохода в размере 2 миллионов рублей, чтобы можно было использовать на вычет. Суть в чем: работодатель, если он добросовестный, отчисляет за вас НДФЛ. Если сумма отчислений за этот срок достигла 260 тысяч рублей (13% от 2 млн рублей. — Прим. Банки.ру), то их можно вернуть. Этот вычет не берется из ниоткуда. Если же работодатель не отчислял НДФЛ, то налоговая вам откажет», — поясняет юрист департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК Групп Александр Беляев. В этом случае оспорить решение ФНС вряд ли удастся.

Еще один повод для разногласий с налоговой — доначисление НДФЛ, если ФНС посчитает человека самозанятым. Инспекция может провести проверку и заключить, что человек получает доход и не декларирует его. Налогоплательщик в таких ситуациях должен помнить главное: сбор можно взимать только тогда, когда определена налоговая база. Получается, ФНС сначала должна по каким-то признакам вычислить доход гражданина от его деятельности.

Читайте так же:
Расторжение договора с застройщиком

Транспортный конфуз

Оспаривать действия налоговой, а не сам размер сбора придется и в случае с транспортным налогом. Его платят не только владельцы машин. В перечне объектов налогообложения, например, есть мотоциклы, самолеты, снегоходы и яхты. Ставка зависит от региона, типа транспорта, его мощности, а также цены.

Проблемы с транспортным налогом стандартные — начисление сбора либо за проданный транспорт, либо за угнанный. Такое возможно, если ФНС получила некорректные данные из Госавтоинспекции.

Оспорить налог несложно, говорят юристы. Это можно сделать даже через личный кабинет на сайте ФНС. Достаточно предоставить в инспекцию договор о купле-продаже автомобиля либо справку из МВД об открытом уголовном деле по факту угона транспортного средства.

Битвы за имущество и землю

Самые горячие споры обычно разгораются из-за налогов на имущество и землю, отмечают эксперты. В большинстве регионов России оба сбора рассчитываются, исходя из кадастровой стоимости объекта или участка. В идеале она должна быть близка к рыночной, но так происходит не всегда.

В Сети можно найти немало жалоб, что налог на квартиру за год вырос в 3—4 раза только из-за кадастровой переоценки. Еще один пример — налоги на участки в одном садоводческом товариществе. Иногда случается, что соседи отчисляют взносы, которые сильно разнятся.

Стандартный способ снизить налог — оспорить кадастровую стоимость объекта. Это можно сделать с помощью специальных комиссий при Росреестре или в судах.

Неправильно рассчитали налог на имущество физических лиц

Автор: Крайнев Дмитрий | 14.10.2019 | Публикации | 1256 | Время чтения: 7 мин. | Читать позднее

Если вы нарушаете правила, вас штрафуют;

если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом.

На сегодняшний день автоматизация рутинной бумажной работы оказывает заметное позитивное влияние на работу государственного аппарата. Тем не менее часть деятельности еще не переведена автоматический режим, да и компьютерами управляют люди, а людям свойственно совершать ошибки, в том числе при расчете налоговой обязанности. Помимо недостатка квалификации или случайности, причиной ошибки может стать и прямой умысел по каким-либо мотивам сотрудника налоговой службы. Независимо от причины ошибки, в первую очередь в такой ситуации налогоплательщика интересует путь к ее скорейшему разрешению.

В настоящем материале мы постарались дать ответы на наиболее частые вопросы, которые возникают у наших клиентов в связи с налогообложением их имущества.

Налог на имущество физических лиц, кто его рассчитывает

Налог на имущество физических лиц предусматривает передачу в муниципальный бюджет рассчитанной суммы налога за каждую вещь, находящуюся в собственности налогоплательщика, если она указана в Налоговом кодексе как объект налогообложения (только недвижимое имущество, движимое не входит).

Как правило, величина уплачиваемого налога зависит от кадастровой стоимости облагаемого налогом объекта. Нужно учитывать, что Налоговый кодекс России устанавливает лишь границы налоговой ставки, при этом ее конкретные значения устанавливаются муниципалитетом, в котором проживает налогоплательщик (это обусловлено статусом налога на имущество физических лиц как местного налога). Иным вариантом является уплата налога исходя из инвентаризационной стоимости объекта – такая ситуация возможна в случае, если региональными властями не был принят соответствующий закон о переходе на кадастровую стоимость объекта при исчислении налога, однако на настоящий момент почти все регионы уже перешли на расчет по кадастровой стоимости. Уточнить информацию о конкретной ставке налога на имущество физических лиц и режиме его расчета в Вашем районе/городе следует узнать в местной налоговой инспекции или на официальном сайте Федеральной налоговой службы России.

Налог должен уплачиваться раз в год. Саму оплату нужно совершить до 1 декабря, причем вносится она за год, предшествовавший году оплаты (например, до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог на имущество за 2018 год). За месяц до срока уплаты налоговая инспекция отправляет уведомление налогоплательщику. Это уведомление приходит либо в письменном виде по почте, либо в электронном виде в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

Порядок действий налогоплательщика

В случае получения уведомления, содержащего ложные сведения о размере уплаты налога на имущество физических лиц налогоплательщику необходимо приступать к действиям. Срок, в течение которого у Вас есть время на доказывание своей правоты – 3 года с момента уплаты налога, т.к. впоследствии будет уже невозможно вернуть или зачесть уплаченные суммы. По этой причине прежде всего Вам необходимо убедиться, что данный срок еще не прошел.

Также Ваши действия будут разниться в зависимости от того, успели ли Вы уплатить налог или еще конечный срок уплаты не наступил. Единственное, что точно неизбежно – придется вступить в контакт с Вашей местной налоговой инспекцией.

Если налоговое уведомление Вам не пришло совсем, а Вы при этом уверены, что не относитесь ни к одной из льготных категорий и платить Вам есть за что, лучше обратиться в налоговую инспекцию самостоятельно, так как несвоевременная уплата налога может обернуться для Вас ненужными санкциями.

Составление заявления в ФНС России

Необходимо составить и отправить в местную инспекцию налоговой службы заявление, которым налогоплательщик обяжет сотрудников инспекции перепроверить имеющуюся информацию по объектам налогообложения, находящимся в Вашей собственности. Формат такого заявления должен присутствовать в полученном Вами налоговом уведомлении, содержащем неточные сведения. В ином случае заявление можно составить и в свободной форме. Необходимыми элементами такого заявления будут:

1) ФИО налогоплательщика

3) Адрес налоговой инспекции, в которой Вы стоите на учете

4) Номер налогового уведомления

5) Основная часть, в которой вы формулируете свою претензию

6) В качестве приложений копии документов, которые будут подтверждать Ваши права на определенную собственность или прочие

Такое заявление можно предъявить налоговому органу различными способами:

1) Лично в налоговой инспекции

2) Передать своему доверенному лицу, которые передаст по доверенности заявление за Вас

3) Через личный кабинет налогоплательщика

Если Вы решили отправить заявление письмом, рекомендуем направлять его почтовым направлением с описью вложения, чтобы в дальнейшем у Вас было доказательство надлежащего отправления заявления.

Новое налоговое уведомление

Уведомление с обновленными данными должно быть направлено Вам в течение 30 дней с момента регистрации в налоговой инспекции Вашего заявления. Тщательно проверьте это уведомление на предмет наличия новых ошибок. Обратите внимание, что в этом уведомлении будет присутствовать как старое значение налога, исчисленное неправильно, так и новое. Если Вы не успели уплатить сумму налога до того как заметили ошибку в уведомлении, то останется лишь рассчитаться с налоговой инспекцией по правильной уточненной сумме.

Читайте так же:
Сирота великой отечественной войны

Возврат денег или зачет переплаты

В случае же, если Вам удалось доказать инспекции свою правоту лишь после уплаты суммы налога, превышающей необходимую, стоит задуматься о дальнейшей юридической судьбе переплаченных денег. Напомним, заявленные через 3 года с момента переплаты налога дальнейшие требования о возврате или зачете не будут удовлетворены налоговым органом.

Возврат излишне уплаченных денежных средств требует от налогоплательщика подготовки нового заявления в налоговую инспекцию. У инспекторов будет один месяц на то, чтобы принять решение по возврату и вернуть эти средства. Подать заявление можно как в письменном виде, так и по форме, предоставленной Вам в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России.

Зачет излишнего налога производится в таком же порядке как и возврат. Единственное, что необходимо помнить налогоплательщику-физическому лицу – зачет производится только по налогам, уплачиваемым в аналогичный бюджет, что и налог, по которому произошла переплата. Таким образом, переплата по налогу на имущество может быть зачтена лишь по земельному налогу и торговому сбору. Также отметим, что в случае, если за Вами числятся недоимки, пени или штрафы за неуплату земельного налога и/или торгового сбора (если Вы – ИП), то именно за них будут автоматически зачтены денежные средства налоговой инспекцией. Обратите внимание, что и на зачет по недоимкам, пеням, штрафам также действует правило о пределе в 3 года на зачет.

Налоговый спор

Все вышеописанные ситуации представляют собой быстрый и эффективный способ восстановить Ваши нарушенные налоговые права, если налоговая инспекция признает допущенную ошибку или посчитает Ваши аргументы убедительными. Однако нередко налоговый орган не соглашается с даже самыми разумными доводами налогоплательщика. В данном случае не обойтись без помощи налогового юриста, поскольку Вас ожидает прохождение процедуры налогового спора. Если Вам повезет доказать свою позицию в вышестоящей инстанции налоговой службы, то еще можно рассчитывать на скорейшее решение возникшей проблемы, однако если налоговики на всех уровнях не согласятся с Вами, то единственным способом вернуть деньги станет судебный процесс.

Обжалование кадастровой стоимости имущества

Если Ваш регион уже перешел на расчет налога по кадастровой стоимости имущества, то хорошим аргументом в споре с налоговиками может стать пересмотр кадастровой стоимости того имущества, по которому, на Ваш взгляд, налог начислен несправедливо. Оспаривать кадастровую стоимость нужно либо в специальной комиссии по рассмотрению споров по кадастровой стоимости либо в суде. Обратите внимание, что начиная с конца 2018 года появилась возможность осуществить перерасчет налога за последние три года по результатам разрешения спора о кадастровой стоимости имущества. Раньше перерасчет можно было осуществить лишь за год, в котором было подано заявление.

Наша практика

Вопросы налогообложения требуют от представителя не только высоких профессиональных знаний, но и значительного практического опыта в консультировании компаний по выбору наилучшей стратегии.

Команда “Крайнев и партнеры” состоит из специалистов различного профиля и высокой квалификации, позволяющей нам не только предлагать клиентам сопровождать заключение соглашений и судебные процессы “под ключ”, но и консультировать наших клиентов.

Записаться на консультацию можно, направив краткое описание своего вопроса на электронную почту info@kraynev.ru.

Вам также может быть интересно:

Налог на имущество при усн

Юрист по налогам

Консультация по налогам ип

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество организаций

Заплатить налог на имущество через интернет

Налог на имущество в Москве

Расчет налога на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц льготы

Налог на имущество для пенсионеров

Декларация по налогу на имущество

Срок оплаты налога на имущество

Налог при продаже недвижимого имущества

Налог на движимое имущество

Налог на имущество физических лиц по кадастровой стоимости

Налог на имущество организаций льготируемое имущество

Налоговый период налог на имущество

Плательщики налога на имущество организаций

Проверить налог на имущество

Налог на имущество организаций пример расчета

Заполнение декларации по налогу на имущество

Срок уплаты налога на имущество юридических лиц

Налоговый период по налогу на имущество физических лиц

Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц

Заявление в налоговую о льготе на налог на имущество для пенсионеров

Новые правила уплаты налога на имущество физических лиц

Госуслуги налог на имущество физических лиц

Перерасчет налога на имущество физических лиц

Объекты облагаемые налогом на имущество

Налог на имущество на нежилое помещение для физических лиц

Отзывы наших доверителей:

Для участия в банкротных торгах мне необходимо было зарегистрировать компанию. Юристы “Крайнев и партнеры” не только помогли мне с подготовкой первоначального пакета документов для регистрации, но и объяснили ряд технических нюансов: помогли заполнить уведомление о переходе на УСН 6% и составили первую налоговую декларацию (нулевую). Сервис на высоте, рекомендую.

Из-за технической ошибке в базе данных инспекция предъявила нам требование об уплате более, чем полутора миллионов доначислений в пенсионный фонд. Около двух недель ушло на поиск виновных (сотрудники пенсионного фонда некорректно заполняли базу, и в итоге инспектор в налоговой видел ее, как если бы никаких платежей за последние два года не поступало вообще), еще месяц понадобился на то, чтобы добиться признания ошибки путем направления различных жалоб на бездействие.

Благодаря помощи юристов “Крайнев и партнеры” ситуация разрешилась. Теперь думаем, не взыскать ли нам убытки с государства за это безобразие.

Налоговая предъявила мне претензии по поводу доходов, которые я получил в этом году и вызвала на “допрос”. Благодаря высокой квалификации юристов “Крайнев и партнеры” мне не только удалось отстоять свою позицию о том, что доход получен не от предпринмательской деятельности, но и подготовить налоговую декларацию для подачи на следующий год — про запас) Спасибо за помощь и поддержку, изначально письмо из налоговой вызывало самые неприятные чувства, но, как ни странно, все прошло довольно гладко.

Как оспорить кадастровую стоимость имущества для уменьшения налогов

Зачем оспаривать кадастровую стоимость недвижимости

Перечень регионов, в которых недвижимое имущество организаций и физлиц облагается налогом по кадастровой стоимости, растет с каждым годом. В 2019 году имущество организаций облагается по кадастровой стоимости уже в 74 регионах. Имущество физлиц, в том числе ИП, – в 70 субъектах РФ.

Читайте так же:
Доверенность на оформление наследства

Во всех этих регионах вопрос об оспаривании ранее утвержденной кадастровой стоимости стоит довольно остро. Ведь чем ниже стоимость объекта, тем меньше и подлежащие уплате налоги. Тем более, что с 2019 года оспоренная стоимость применяется не только к будущим налоговым периодам, но и к предыдущим.

Пересмотр кадастровой стоимости позволит снизить следующие налоги:

  • налог на имущество организаций,
  • земельный налог,
  • налог на имущество физлиц.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Кадастровую стоимость могут оспорить заинтересованные организации и физлица.

2. Пересмотр кадастровой стоимости позволит снизить налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

3. С 2019 года оспоренная стоимость применяется не только к будущим налоговым периодам, но и к предыдущим.

4. Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.

Как оспорить кадастровую стоимость

Порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости установлен в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кадастровую стоимость могут оспорить заинтересованные организации и физлица. Например, собственники-налогоплательщики или арендаторы/покупатели недвижимого имущества.

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.

Подать заявление в комиссию можно через управление Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ). Также заявление можно отправить почтой или через интернет, в том числе через портал госуслуг.

Если организация или физлицо решит оспаривать кадастровую стоимость через комиссию, перед подачей заявления необходимо будет произвести оценку рыночной стоимости спорного объекта. Отчет об оценке рыночной стоимости на бумажном и электронном носителе необходимо будет приложить к заявлению.

Также к заявлению прикладывается:

  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости.

Без этих документов, а также без отчета об оценке рыночной стоимости заявление рассматривать не будут.

После получения всего комплекта документов комиссия в течение трех рабочих дней направит отчет об оценке рыночной стоимости в Росреестр. Само заявление будет рассматриваться не более 30 дней со дня его поступления. По итогам рассмотрения комиссия примет одно из следующих решений:

  • решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • решение об отклонении заявления об оспаривании.

Во втором случае заявитель вправе будет оспорить решение комиссии в судебном порядке.

Судебное оспаривание кадастровой стоимости

shutterstock_722251237 (1).jpg

Заявить об оспаривании кадастровой стоимости можно непосредственно в суд, минуя стадию ее обжалования в комиссии. Порядок судебного оспаривания кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Подавая иск в суд, нужно уплатить госпошлину. Ее размер установлен в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Госпошлина составляет:

  • 300 рублей – для физлиц (в том числе ИП);
  • 2 000 рублей – для организаций.

Наряду с исковым заявлением в суд необходимо представить:

  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости об оспариваемой кадастровой стоимости объекта;
  • копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости (например, копию свидетельства о праве собственности).

Также в суд представляются документы, которые доказывают недостоверность сведений о недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Данный факт могут доказывать документы, определяющие правильную площадь недвижимости, ее действительное местоположение, целевое назначение и степень аварийности. Сюда можно приложить документы о скрытых недостатках недвижимости или информацию о том, когда в последний раз производился ее капитальный ремонт.

Если до обжалования кадастровой стоимости заявитель установил рыночную стоимость недвижимости, он предоставляет в суд также отчет оценщика. Если рыночная стоимость объекта не устанавливалась, отчет не нужен. Документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, предоставлять также не нужно.

Суд пересмотрит кадастровую стоимость в следующих случаях:

  • если заявитель докажет, что при определении стоимости объекта действительно использовались недостоверные сведения;
  • если заявитель установит рыночную стоимость недвижимости и подтвердит этот факт надлежащим отчетом оценщика.

Спор должен быть рассмотрен судом в течение двух месяцев со дня поступления искового заявления. По сложным делам срок может быть продлен еще на один месяц (ст. 141 КАС РФ).

Как оспаривание кадастровой стоимости повлияет на налоги

До 2019 года новая (оспоренная) стоимость недвижимости применялась для налогообложения с начала того налогового периода, в котором было подано заявление об оспаривании. За предыдущие годы налоговая база не пересматривалась. Соответственно, переплаченные налоги не подлежали перерасчету.

Допустим, организация уплачивала налог на имущество по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости недвижимости она подала только в 2018 году. В этом же году заявление было удовлетворено. До 2019 года налог по новой стоимости организация могла рассчитывать именно с начала 2018 года. Переплата за предыдущие годы так и оставалась в бюджете.

Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ изменил данный порядок. Теперь оспоренные сведения о стоимости недвижимости применяются с самого начала налогообложения объекта по кадастровой стоимости.

Например, объект облагается по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости подается и удовлетворяется в 2019 году. По новым правилам пересмотренная стоимость применяется в целях налогообложения не с 2019, а именно с 2015 года. Соответственно, если в результате оспаривания кадастровая стоимость уменьшилась, то за предыдущие годы у организации образуется переплата.

При этом к возврату или зачету полагаются налоги, с момента уплаты которых прошло не более трех лет (п. 7 ст. 78). То есть перерасчету подлежат все налоги, уплаченные за период 2015–2018 годов, если с момента их уплаты еще не прошло 3 года. Если же подать заявление об оспаривании стоимости в 2020 году, налоги, уплаченные за 2015 год, уже не вернут и не зачтут.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию