Advokat-inform.ru

Юридический советник
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение налогового резидентства в 2022 году

НДФЛ граждан ЕАЭС в России

Нормы международного права связывают гражданство физлица и ставку для расчета НДФЛ. В Налоговом кодексе РФ ставка НДФЛ и льготы зависят от статуса налогового резидента. Статус налогового резидента автоматически определяет и налоговую ставку 13%, и право на льготы. Обратное неверно: 13-процентная ставка НДФЛ не обеспечивает статуса резидента и права на налоговые вычеты.

Противопоставление прав граждан ЕАЭС правам граждан РФ кажется неправильным, ведь Российская Федерация входит в состав ЕАЭС. Сложности добавляет употребление в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (в ред. от 15.03.2018), понятия «работа по найму», не определенного ни российским законодательством, ни международным правом.

Зная о противоречиях применения ставки НДФЛ к доходам работников из стран ЕАЭС, работодатель получает возможность принять взвешенное решение при исчислении налога и применении вычетов.

Статус резидентства РФ

Как выясняется статус резидентства РФ

Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Примечание
О налоговом статусе физлица, о начислении НДФЛ у нерезидентов и учете в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 читайте в статье «НДФЛ у нерезидентов: учет в 1С:ЗУП 8».

Следовательно, иностранец может стать налоговым резидентом РФ только спустя полгода после въезда в Россию, а россиянин может утратить статус резидента РФ, уехав из страны на полгода.

Письма Минфина России от 06.06.2014 № 03-04-05/27351, от 22.11.2012 № 03-04-06/6-331, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и др. разъясняют особенности исчисления 183 дней пребывания на территории РФ.

Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):

  • лечения или обучения за границей, если срок не превышает полугода;
  • работы на морских месторождениях углеводородного сырья за границей;
  • приезда в РФ и дни отъезда из РФ.

Для некоторых категорий граждан (например, командированных за рубеж российских военнослужащих и сотрудников органов госвласти) налоговое резидентство определяется независимо от времени нахождения в РФ.

Что дает статус резидентства РФ

Статья 224 НК РФ устанавливает для большинства видов доходов резидентов РФ ставку НДФЛ 13%, а для нерезидентов РФ — 30%.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ применяются к доходам только резидентов РФ.

Когда и зачем пересматривать статус резидентства РФ

Пересмотр налогового статуса необходим для выяснения правомерности применения ставки НДФЛ и вычетов по налогу.

Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.

1С:ИТС

В разделе «Консультации по законодательству» см. подробнее о том, нужно ли пересчитывать НДФЛ, если статус физического лица изменяется в течение календарного года: с резидента на нерезидента ; с нерезидента на резидента — по ссылке .

Статус гражданина ЕАЭС

Статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС предусматривает особое правило, в соответствии с которым в странах — участниках ЕАЭС (Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии и РФ) доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для граждан государства, в котором работают по найму граждане других государств ЕАЭС.

Так, при работе в России граждане ЕАЭС уплачивают НДФЛ, как и россияне — налоговые резиденты, по ставке 13% и имеют привилегию по сравнению с иностранцами из других стран — нерезидентами, доходы которых облагаются по ставке 30%.

Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Читайте так же:
Условия регистрации хозяйственной постройки

В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Когда следует применять НК РФ, а не нормы Договора о ЕАЭС

Контролирующие органы РФ считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса, что не противоречит букве Договора о ЕАЭС. Минфин России в письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 напоминает, что порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства. Для случая, когда к концу года гражданин ЕАЭС приобретает статус налогового резидента РФ, пересмотр налогового статуса позволяет применить налоговые вычеты и пересчитать в связи с этим НДФЛ. Очевидно, что если гражданин ЕАЭС не успевает в налоговом периоде получить статус налогового резидента, то в соответствии с требованиями Минфина в конце года НДФЛ пересчитывается по ставке 30%. Налог по возможности следует удержать, а при отсутствии соответствующего дохода — сообщить о невозможности удержания в отчете по форме 2-НДФЛ.

Для граждан, приехавших в РФ после 02.07.2019 (183-й день года), уже не будет возможности стать налоговым резидентом в текущем налоговом периоде, так как в году остается менее 183 дней. С первого дня работы к их доходам нельзя применять ставку 30% — это нарушит требования международного договора, а по состоянию на конец налогового периода ставка 13% будет противоречить требованиям Минфина. Вдобавок следует учитывать невозможность предвидеть будущее: у работодателя нет информации, будет ли этот сотрудник работать у него в конце налогового периода и чьей ответственностью станет определение налогового статуса на конец налогового периода.

Одновременно с разъяснениями необходимости пересчета НДФЛ в конце налогового периода в соответствии с налоговым статусом Минфин России в своем письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 сообщает, что указанное письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.

В письме ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ отражена противоположная позиция об отсутствии необходимости пересчета налога.

Ни мнение Минфина России, ни ФНС России нельзя считать более или менее выгодным для граждан ЕАЭС. Пересмотр налогового статуса приведет к увеличению ставки НДФЛ к доходам нерезидента, а отсутствие пересмотра повлечет неприменение положенных резидентам вычетов.

1С:ИТС

Рекомендации по выбору варианта расчета НДФЛ граждан ЕАЭС для налоговых агентов, осторожных и готовых отстаивать свою позицию, см. в разделе «Консультации по законодательству» .

Независимо от выбора варианта расчета в конце налогового периода в отчетности следует отражать фактические данные — ставку НДФЛ, гражданство и налоговый статус физлица.

Так, в случае когда нерезиденту — гражданину ЕАЭС налог исчислен по ставке 13%, в справке 2-НДФЛ следует указать гражданство нерезидента РФ и код статуса налогоплательщика «2».

Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена возможность расчета НДФЛ в соответствии с Договором о ЕАЭС. Возможность управлять налоговым статусом сотрудника в программе позволяет осуществлять перерасчеты НДФЛ.

Пример 1

Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору.

При оформлении приема на работу в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в карточке сотрудника по ссылке Личные данные в поле Гражданство страны следует выбрать БЕЛАРУСЬ. До конца года остается менее 183 дней, и А.М. Клубника в налоговом периоде 2018 года не получит статуса резидента и, следовательно, не получит стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. С первого дня работы для расчета НДФЛ применяется ставка 13% в соответствии со статьей 73 Договора о ЕАЭС. Для корректного расчета в карточке сотрудника по ссылке Налог на доходы в поле Статус следует выбрать Гражданин страны — участника Договора о ЕАЭС (рис. 1).

025.jpg

Рис. 1. Заполнение данных в карточке сотрудника

Пример 2

Сотруднику А.М. Клубнике работодатель компенсирует стоимость оплаты фитнеса в клубе в соответствии с трудовым договором и оплачивает не предусмотренные трудовым договором посещения бассейна.

Читайте так же:
Нужно ли отчитываться в налоговой (ифнс) по договору ренты

Для соблюдения нормы Договора о ЕАЭС о доходах от работы по найму в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 при таком налоговом статусе нерезидента ставка 13% применяется только к доходам в виде оплаты труда. Для регистрации вида дохода в программе используется понятие Категория дохода. Ставка 13% применяется в программе для категорий Оплата труда и Прочие доходы от трудовой деятельности, Оплата труда в натуральной форме. Для категории Прочий доход для нерезидентов (в т. ч. и граждан ЕАЭС) в программе применяется ставка 30 %.

В Примере 2 оплата фитнеса предусмотрена трудовым договором, потому при настройке начисления «Оплата фитнеса» на закладке Налоги, взносы, бухучет следует выбрать для кода дохода 4800 категорию дохода Прочие доходы от трудовой деятельности. Оплата бассейна трудовым договором не предусмотрена, и, соответственно, при настройке начисления категорию дохода необходимо указать Прочие доходы. При расчете НДФЛ на доход в размере 1 000 руб., предусмотренный трудовым договором, применена ставка 13%, и сумма налога составила 130 руб., а для дохода в том же размере, не указанном в трудовом договоре, применена ставка 30%, и сумма налога составила 300 руб. (рис. 2).

026.jpg

Рис. 2. Зависимость ставки НДФЛ нерезидента от категории дохода

Пользователю предоставлена возможность самостоятельно настраивать начисления. Обратите внимание, если для некоторых сотрудников выплата (например, «Оплата фитнеса») предусмотрена трудовым договором, а для других — не предусмотрена, то в программе необходимо настроить два различных вида расчета.

Пользователю «1С:Зарплаты и управления персоналом 8» редакции 3 следует помнить, что в программе недостаточно сведений для определения необходимости изменения налогового статуса сотрудника. При получении статуса резидента гражданином ЕАЭС, как и при утрате, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в программе. Если бы в Примере 2 А.М. Клубника в налоговом периоде получил статус резидента, то при очередном расчете зарплаты НДФЛ, исчисленный ранее по ставке 30%, зачелся бы по ставке 13%. При утрате статуса резидента гражданином ЕАЭС в программе следует отменить примененные ранее вычеты, и при очередном расчете будет доначислен НДФЛ по ставке 13%.

От редакции. На лекции 11.07.2019 «1С-Отчетность за полугодие 2019 года — особенности формирования, новое в отчетности» эксперты 1С рассмотрят вопросы, связанные с подготовкой зарплатной отчетности в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3, в том числе и для нерезидентов с особым статусом. Зарегистрироваться не мероприятие можно в 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .

Определение налогового резидентства в 2022 году

Письмо ФНС от 20.02.2021 № ШЮ-4-13/2243 было выпущено с целью выработки инспекторами в рамках налоговых проверок единообразных подходов к формированию доказательственной базы в отношении налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных инофирмам доходов и удержанных налогов.

Дело в том, что часто по результатам проверок есть предположения о неправомерном применении налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее – СОИДН), при выплате доходов иностранным компаниям.

Большинством СОИДН предусмотрены преференции при налогообложении отдельных видов доходов, получаемых лицами с постоянным местонахождением в договаривающемся государстве от источников в Российской Федерации.

В случае выплаты налоговым агентом инофирме доходов, которые в соответствии с СОИДН облагаются налогом в РФ по пониженным ставкам, он исчисляет и удерживает суммы налога по соответствующим пониженным ставкам (п. 3 ст. 310 НК РФ).

Обязательное условие – предъявление иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ. А именно:

  • что эта инофирма имеет постоянно находится в государстве, с которым РФ имеет СОИДН. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (если оно на иностранном языке, для налогового агента должен быть перевод на русский язык);
  • что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Иначе налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога по общим ставкам НК РФ.

Спорные вопросы

При анализе материалов камеральных проверок, в которых рассмотрены вопросы налогообложения сделок (операций) с иностранными лицами, ФНС выявила следующие основные вопросы в отношении наличия налогового правонарушения при несоблюдении условий ст. 312 НК РФ:

  1. Полнота и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым РФ заключено СОИДН.
  2. Правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.
  3. Особенности формулировок положений СОИДН, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств.
  4. Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним СОИДН.

С 2021 года налоговики в отношении перечисленного руководствуются следующим.

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым РФ заключено СОИДН

Общие требования

Действующим законодательством РФ не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве в контексте СОИДН. В то же время, такие документы российские налоговые агенты и налоговые органы могут рассматривать как должное подтверждение, если они содержат в том числе:

  • наименование налогоплательщика;
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;
  • период действия (может быть не указан);
  • наименование СОИДН (может быть не указано);
  • указание, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.
Читайте так же:
Получение банковских накоплений наследниками

Если комплект документов, подтверждающих налоговый статус плательщика в иностранном государстве, предоставленный им, не соответствует вышеуказанным критериям, налоговый орган выставит в адрес плательщика требование о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные документы не могут быть приняты во внимание или недостаточны.

Если указанное требование проигнорировано, налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождении у источника выплаты.

Компетентный орган иностранного государства

Сертификат резидентства должен быть заверен компетентным органом иностранного государства, в полномочия которого входят в том числе:

  • выдача и заверение сертификата, и/или назначение уполномоченного должным образом представителя, ответственного за его выдачу и заверение;
  • регулирование процедуры и способа выдачи сертификата (на бумаге или в электронном виде).

Сведения о компетентном органе, как правило, указаны в положениях статьи «Общие определения» СОИДН.

Период действия и сроки предоставления налоговым агентам сертификатов

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Основание применения ставок налога, предусмотренных в СОИДН, – предоставление иностранной компанией соответствующих подтверждений. В том числе – постоянного местонахождения в государстве, с которым заключено СОИДН, выплачивающему доход налоговому агенту до даты выплаты дохода (п. 1 ст. 312 НК РФ).

ФНС отмечает, что на практике, однако, нередки случаи, когда сертификат содержит указание на:

  • период выплаты дохода, но был выдан компетентным органом и/или предоставлен налогоплательщику или проводящему камеральную проверку налоговому органу после даты выплаты дохода;
  • более ранний/поздний период по сравнению с периодом выплаты дохода.

В итоге, налоговики по результатам проверок налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов приходят к выводу о неправомерном применении налоговыми агентами преференций, предусмотренных СОИДН.

Согласно буквальному толкованию положений п. 1 ст. 312 НК РФ, в нем отсутствуют нормы, ограничивающие период действия таких подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду. Предусмотрена только обязанность подтверждения иностранной организацией своего статуса до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде.

Одновременно, если контракты российской компании с иностранными контрагентами длящиеся, то наличие сертификатов за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210, А40-14698/13).

По мнению ФНС, с учетом вышеизложенного и согласно складывающейся практике отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СОИДН, не может считаться обоснованным в случаях, если представленные сертификаты:

  • содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода и/или представлены с нарушением срока (например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган);
  • содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода, если правоотношения длящиеся.

При этом выплата дивидендов (даже при их регулярности) – не длящиеся правоотношения. В этом случае наличие сертификата необходимо за каждый налоговый период.

Следовательно, привлечение налоговых агентов к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ и начисление пени в этих случаях необоснованно.

Во всех остальных случаях налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет суммы налога с применением ставки по ст. 284 НК РФ в отношении соответствующего вида дохода.

Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов

Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:

  • кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
  • лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.

ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

В соответствии со сложившейся практикой применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход (письма ФНС от 28.04.2018 № СА-4-9/8285, от 06.05.2019 № СА-4-7/8448), а также подходами Минфина (письма от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236, от 27.03.2015 № 03-08-05/16994), иностранная компания признается технической, обладающей признаками «кондуитности», если:

  • деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);
  • отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;
  • транзитный характер платежей;
  • деятельность не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;
  • не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;
  • сотрудники фактически не осуществляют в отношении нее контроль и управление.

При анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход комплекта документов налоговый орган также должен учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода без соответствующего письма-подтверждения от иностранного контрагента.

Читайте так же:
Получение квартиры по договору социального найма

Особенности уплаты налога в отдельных случаях

Положения СОИДН не предоставляют налогоплательщикам право произвольно выбирать между уплатой налога с соответствующего дохода в России или на территории другого государства из соглашения.

Наличие в ряде СОИДН фразы, что доходы, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве «могут облагаться налогом в этом другом Государстве» и одновременно формулировки «могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают» означает, что государство, налоговым резидентом которого является получатель доходов, обладает неограниченным правом на взимание налога с этого вида доходов.

Одновременно данная норма сохраняет возможность взимания налога в РФ как государстве источника дохода, ограничивая максимальный размер применяемой при этом налоговой ставки. То есть, двойное налогообложение устраняется частичным освобождением дохода от взимания налога в России.

При этом участники операций не вправе по своему усмотрению выбирать, в каком из государств должны уплачиваться налоги (п. 9 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

  • привлечения агентов к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ;
  • доначисления налога на доходы иностранных организаций;
  • начисления пени.

Особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц

Положения СОИДН могут не распространяться на отдельных лиц, поименованных в каждом конкретном соглашении.

ФНС обращает внимание, что исключение отдельных категорий лиц из состава лиц, на которых не распространяются положения отдельных СОИДН, не ограничиваются указанными примерами. То есть, налоговому органу в ходе анализа правомерности применения преференций, предусмотренных конкретным СОИДН, следует удостовериться в том, что налогоплательщик не относится к соответствующей категории.

Заключение

Перечисленными разъяснениями ФНС налоговые органы руководствуются при формировании доказательств по предполагаемым нарушениям, связанным с:

Налоговое резидентство

Налоговое резидентство — это принадлежность компании или физического лица налоговой системе определенной страны или территории. Оно указывает, по какой системе налогообложения платит налоги человек.

Налоговый резидент становится на учет

В фискальных органах той страны, где он получил этот статус. После этого он выплачивает налоги с прибыли от своей трудовой деятельности или бизнеса. Причем начисления производятся на доходы, полученные как на территории страны, так и за ее пределами. При этом важно, чтобы страна, гражданином которой является налоговый резидент, имела заключенные международные договора во избежание двойного налогообложения.

Налоговое резидентство нельзя путать с миграционным.

В последнем случае речь идет о постоянном проживании на территории какого-либо государства. В первом — только необходимость уплачивать налоги. Для этого необязательно быть гражданином государства и постоянно находится на его территории.

Уменьшение налоговой нагрузки

Этот статус важен в том случае, когда физическое лицо или компания реализует мероприятия, направленные на уменьшение налоговой нагрузки или оптимизацию налогообложения. Например, если государство предлагает минимальный налог на доход, имеет смысл стать налоговым резидентом там и уменьшить обязательные платежи.

Способ получения описываемого статуса указывается в национальном законодательстве.

Возможны такие варианты:

Длительное проживание на территории страны Это наиболее популярное условие. Такие нормы приняты на Кипре, в Латвии. Сроки могут разниться, как и перерывы между переживаниями. Например, на Мальте, чтобы платить налоги по местному законодательству, нужно жить в стране не менее 183 дней. А в США необходимо находиться в стране по 6 месяцев в году три года подряд. Существуют и более лояльные варианты. Например, чтобы стать налоговым резидентом в Соединенном Королевстве, достаточно жить там более 3 месяцев за последние 4 года. Наличие собственного жилья По этому признаку присваивается статус резидента в Германии или Швейцарии. Кроме того, в некоторых странах (Нидерланды) достаточно не купить квартиру, а заключить договор на длительную аренду. Если лицо имеет недвижимость в разных государствах, резидентство устанавливаются по дополнительному признаку. Личные и экономические интересы Статус налогового резидента присваивается в случае, если человек имеет в этой стране родственников или бизнес-партнеров. Такой порядок установлен в Италии, Бельгии. При этом сам плательщик может вообще не проживать в государстве. Гражданство Если человек получает гражданство страны, он автоматически становится и налоговым резидентом. Когда у гражданина есть гражданство другой страны (если это допускается законодательно), вопрос о резидентстве по налогам решается индивидуально. Зарегистрированные субъекты предпринимательства Статус налогового резидента выдается иностранному гражданину, который ведет бизнес в стране и официально зарегистрировал компанию.

Правила отчетности

Согласно статье 142.2 Налогового кодекса Российской Федерации к организациям финансового рынка относятся:

  • кредитная организация;
  • страховая компания;
  • участник рынка ценных бумаг;
  • управляющий по договору доверительного управления имуществом;
  • негосударственный пенсионный фонд;
  • акционерный инвестиционный фонд;
  • управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент;
  • управляющий товарищ инвестиционного товарищества;
  • иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Для отдельных видов организаций вы можете уточнить их статус в качестве организаций финансового рынка в соответствующем Перечне.

Читайте так же:
На машину наложено ограничение на действия с документами

Что именно необходимо делать

О каких договорах (счетах) необходимо представлять информацию и в какие сроки

Отчетный период — календарный год, начиная с 01.01.2017 года и по 31.12.2017.

Отчетность представляется в отношении клиентов (выгодоприобретателей и контролирующих лиц, в случаях если клиент (выгодоприобретатель) является пассивной нефинансовой организацией), не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и договоров с ними.

Информация о правилах определения резидентства

Информация о правилах определения резидентства и структуре идентификационного номера налогоплательщика в различных юрисдикциях, а также иная полезная информация размещена на официальном сайте ОЭСР в разделе «CRS Implementation and Assistance».

Резидентство/гражданство в обмен на инвестиции

На сегодняшний день некоторые юрисдикции представляют гражданство или статус налогового резидента в обмен на инвестиции или за плату на законных основаниях. При этом данные инструменты по привлечению инвестиций могут быть использованы отдельными лицами для целей сокрытия своих активов и непредставления информации, запрашиваемой организацией финансового рынка для отчетности в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией. В частности, удостоверения личности и другие документы, полученные в рамках программы «резидентство/гражданство в обмен на инвестиции», могут быть использованы клиентами для представления ложных сведений о юрисдикции своего налогового резидентства, что в свою очередь подвергнет риску надлежащую работу организации финансового рынка по анализу своих клиентов на предмет выявления их достоверного иностранного налогового резидентства.

С точки зрения отчётности по международному автоматического обмену финансовой информацией, наибольший риск вызывают те программы, которые представляют инвестору низкую ставку по налогообложению прибыли зарубежных активов (в том числе находящихся в оффшорных юрисдикциях), при этом не требующих от инвестора-физического лица находиться в юрисдикции, представляющей такую программу, значительную часть времени.

Организациям финансового рынка при подготовке отчётности по клиентам – иностранным налоговым резидентам следует принимать во внимание риски, связанные с такими программами.

ОЭСР изучила более 100 таких программ, которые представляются юрисдикциями-участниками международного автоматического обмена финансовой информацией, и подготовила ответы на часто задаваемые вопросы по данной теме, с которыми можно ознакомиться в специальном разделе официального сайта ОЭСР (Residence/Citizenship by investment schemes).

Информация о структуре идентификационного номера налогоплательщика некоторых стран — членов СНГ

Сведения об используемых налоговых идентификаторах некоторых стран членов СНГ

Открытые официальные источники данных о юридических лицах –нерезидентах,
раскрываемые местными органами власти

Автоматическая проверка структуры TIN, присвоенного государством
–членом Европейского союза

Более подробная информация о том, в каких документах Европейского союза
можно найти номер TIN

Какую отчетность направлять в 2021 году

Требования, установленные в отношении организаций финансового рынка постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693 (далее — Постановление), применяются, начиная с 20.07.2018.

Стоимость договоров для целей отнесения их к категориям, предусмотренным положением, определяется на конец операционного дня, который заканчивается в день вступления в силу Постановления. Для организаций финансового рынка, не использующих понятие операционный день (его аналог), стоимость договоров для указанных целей определяется с учетом событий, произошедших в течение дня вступления в силу Постановления.

Стоимость договоров для целей отнесения их к категориям, предусмотренным положением, определяется на конец операционного дня, который заканчивается в день вступления в силу Постановления.

Для организаций финансового рынка, не использующих понятие операционный день (его аналог), стоимость договоров для указанных целей определяется с учетом событий, произошедших в течение дня вступления в силу Постановления.

Уведомление об использовании права не представлять информацию по ранее заключенным договорам с клиентами-юридическими лицами, стоимость которых составляет 250 тысяч долларов США или менее, за 2017 отчетный период рекомендуется направлять в адрес ФНС России до 31.07.2018.

За 2018 отчётный период соответствующее уведомление рекомендуется направлять в адрес ФНС России до 31.05.2019.

Порядок направления отчетности

Для целей представления отчетности об иностранных клиентах ФНС России разработан электронный сервис «Отчет об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР». Доступ к данному сервису осуществляется с обязательным использованием квалифицированной электронной подписи.

Отчетность формируется организациями финансового рынка в электронной форме по установленным ФНС России форматам. Для формирования отчетности организация финансового рынка может использовать стандартное ПО Налогоплательщик ЮЛ или воспользоваться решением сторонних разработчиков.

— В подразделе «Информация» опубликован чеклист для проведения организациями финансового рынка самостоятельного анализа на предмет надлежащего исполнения российских требований в области CRS.

С чеклистом можно ознакомиться здесь.

Процесс взаимодействия между организацией финансового рынка и ФНС России может также осуществляться в автоматическом режиме. Такая возможность предусматривается Протоколом информационного взаимодействия, который позволяет реализовать взаимодействие непосредственного на уровне информационных систем организации финансового рынка и ФНС России.

ФНС России подготовлены для публичного обсуждения проекты формата отчета о клиентах-налоговых резидентах иностранных государств версии 5.05 и xsd-схемы по контролю данных в CRS отчетности, которые будут использоваться в отчетной кампании 2022 года.

Предложения и замечания по указанным проектам документов могут быть направлены в срок до 24.12.2021 по адресу электронной почты: aeoi@tax.gov.ru

Возникли вопросы? Задайте их специалисту налоговой службы.

Вы также можете подписаться на обновление информации в данном разделе.

Контакт-центр ФНС России:
8 800 222-22-22
Все контакты

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию