Advokat-inform.ru

Юридический советник
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ограничения права гражданина российской федерации на выезд из страны

В каких случаях может быть ограничено право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации?

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[1] право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с ФЗ № 114.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, – до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

7) проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, – до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);

8) признан несостоятельным (банкротом), – до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

Читайте так же:
Что делать, если нет возможности платить кредит?

Судимость и ограничение на выезд из России

1. В соответствии с п. 4 ст. ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он осужден за совершение преступления, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания. Новый административный регламент (как впрочем и прежний), в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче «загранпаспорта» также ссылается на эту статью (п. 22.1. Приказа МИД России от 29.03.2016 №4271 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»).

Погашение судимости нельзя отожествлять с отбытием (исполнением) наказания, что прямо вытекает из ч. 3 ст. 86 УК РФ, где установлены сроки погашения судимости, исчисляемые после отбытия (исполнения) наказания либо после испытательного срока для условно осужденных.

Таким образом, вывод о том, что судимость сама по себе (при отбытом наказании) препятствует выезду за пределы территории Российской Федерации не подтверждается действующим законодательством.

2. В то же время существует ФЗ от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», предусматривающий при ряде обстоятельств установление судом в отношении лица, имеющего непогашенную или неснятую судимость, административного надзора. Как вытекает из указанного закона, административный надзор может быть установлен и в случаях, когда лицо отбыло наказание.

В числе административных ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица, названы (п. 3-5 ч. 1 ст. 4 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»):

— запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

— запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

— обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены указанные выше административные ограничения, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи исключительными личными обстоятельствами (перечень приведен в законе).

Читайте так же:
Как оформить в собственность свободный участок земли?

Таким образом, очевидно, что в случае применения в отношении лица, отбывшего наказание, определенных административных ограничений в рамках административного надзора, его свободный выезд за пределы территории РФ невозможен/затруднен, хотя подобное основание и прямо не предусматривается ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

3. Отбытие наказание не стоит путать с условным осуждением, условно-досрочным освобождением от отбывания наказания (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2009 N 19-П «По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова»). Наказание в виде лишения права занимать определенных должности или заниматься определенной деятельностью считается «погашенным» после истечения его срока, а соответственно, также препятствует выезду с территории РФ (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 13.06.2013 по делу N 33-3472). В случае рассрочки выплаты штрафа, также не приходится говорить об отбытии (исполнении) наказания (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 16.12.2014 по делу N 33-4938/2014), но в то же время существует и единичные противоположные решения (Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 01.06.2015 по делу N 33-2085/2015).

Ограничение прав граждан России на выезд за пределы РФ

Кинжибеков, В. В. Ограничение прав граждан России на выезд за пределы РФ / В. В. Кинжибеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66162/ (дата обращения: 17.12.2021).

Конституция РФ гласит, что права и законные интересы отдельных лиц в рамках закона и в том объеме, который нужен для защиты основ конституционного строя, физического и нравственного здоровья, прав и свобод людей, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, могут быть ограничены. При этом, как отмечает Конституционный суд Российской Федерации, они должны быть необходимы и пропорциональны конституционно признанным целям, то есть государство должно использовать только необходимые и строго обусловленные этими целями меры [1]. Здесь законодатель указывает в первую очередь на конституционно значимые цели, направленные на достижение баланса между интересами отдельно взятой личности и государства в целом.

Право свободно перемещаться за пределы РФ это естественное право личности, которое в России закреплено на уровне Конституции. Законодательное закрепление порядка выезда за пределы РФ содержится в отраслевом законодательстве, в частности, любые ограничения данного права, содержатся в ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» [2]. Так в соответствии с данным законом, право гражданина РФ на выезд за пределы страны может быть ограничено только по тем основаниям, которые предусмотрены статьей 15 вышеупомянутого закона.

Права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации ограничены, если он:

  1. Имеет допуск к сведениям, отнесенным к государственной тайне.
  2. Призван на военную службу или направлен на прохождение альтернативной гражданской службы.
  3. Является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого в соответствии с уголовным законом страны.
  4. Осужден за совершение преступления
  5. Уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.
  6. Сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ
  7. Проходит государственную службу в органах ФСБ.
Читайте так же:
Административный иск об оспаривании решения органа власти

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из страны.

Рассмотрим отдельные основания ограничение права на выезд на пределы РФ. Имеет допуск к Государственной тайне, является носителем сведений особой важности или совершенно секретных. Запрет на выезд действует до срока указанного в трудовом договоре или в случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите Государственной тайны о том, что данные сведения, которые составляют государственную тайну и о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из РФ, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре срок ограничения права выезда из РФ может быть продлен вышеупомянутой комиссией.

При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом) со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. Это положение направлено в первую очередь на обеспечение безопастности государства, поскольку чаще всего сведения, которые относятся к государственной тайне являются важными для государства и в случае их разглашения могут нанести вред. [3]

Следующим основанием является призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу. Общим правилом периодом ограничения права является срок окончания данной службы. Однако стоит сказать, что часто военнослужащие являются одновременно носителями государственной тайны, то есть они также ограничены и по основанию допуска к государственной тайне и соответственно к ним могут применяться сроки, установленные в законе для данного основания.

В качестве следующего основания названо привлечение гражданина в качестве подозреваемого либо обвиняемого в совершении уголовного преступления, статус которого определяется на основании норм уголовно-процессуального законодательства РФ. Наличие данного статуса определяет необходимость в некоторой степени изоляции и, соответственно, ограничения свободы передвижения как внутри государства, так и за его пределы. Период ограничения конституционного права в данном случае соответствует сроку отбывания (исполнения) наказания. При этом срок ограничения права на выезд за пределы территории РФ подлежит сокращению в том случае, если лицо освобождается от исполнения наказания. [4]

Читайте так же:
Нужно ли платить налог с денежной компенсации

Причиной ограничения является также предоставление заведомо ложных сведений при оформлении документов, необходимых для выезда за пределы государства. Однако эта мера носит административный характер и преследует цели регламентации оформления документов, удостоверяющих личность. При этом ее также можно рассматривать как санкцию за предоставление сведений, не являющихся действительными. Срок ограничения на выезд в указанном случае предопределяется решением вопроса, возникшего в связи с недостоверностью содержащихся в документах сведений, но не может превышать одного месяца.

В качестве следующего основания ограничения права на выезд за пределы государства законодатель называет прохождение государственной службы (работы) в органах Федеральной службы безопасности РФ. Важно отметить, что ограничение устанавливается при наличии трудового договора или государственного контракта, однако и с этой стороны оно не является абсолютным. В том случае, если вышеуказанные лица имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, нормативный срок ограничения рассматриваемого конституционного права может быть более продолжительным на основании первого основания.

Важно сказать, что эти основания:

1) Носят исчерпывающий характер

2) Не подлежат расширенному толкованию

3) Являются временными, то есть ограничены периодом, закрепленным в законе.

Стабильное развитие общества, возникновение новых общественных отношений порождает ситуации, когда государство должно применять различные ограничения прав индивидов. Все эти ограничения являются цивилизованными способами регулирования общественных отношений и несмотря на то, что они именуются «ограничениями» они нужны в первую очередь чтобы защитить права и интересы личности, а также суверенитет и безопасность государства. Однако стоит сказать. Что здесь не должно быть никаких злоупотреблений, поскольку грань между законными ограничениями и государственным произволом в собственных интересах очень тонкая. Таким образом, требуется постоянное совершенствование законодательства в сфере ограничений прав, поскольку оно должно четко регулировать основания и пределы подобных ограничений и не допускать никаких пробелов и широкополо толкования.

В условиях глобализации, повышения популярности либерализма одной из наиболее важных проблем является свобода. Россия — это страна, которая в том числе включена во все международные процессы и само собой в ней также меняется уровень жизни и взгляд граждан на нее. Поэтому сейчас очень остро стоит вопрос о понимании свободы личности. Свобода передвижения — это такая же естественная потребность человека, как и свобода труда, творчества и свобода в своем классическом понимании. Важно чтобы законодательство в сфере ограничений отражала демократические ценности, поскольку человек чаще сталкивается с вопросом о данном праве именно в момент его ограничения.

Читайте так же:
Как вернуть земельный участок, приватизированный соседями

ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные федеральным законом обстоятельства, при наличии которых допускается временное ограничение права гражданина РФ на выезд из страны. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Дорожные знаки Российской Федерации — установлены правилами дорожного движения. Соответствуют Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Содержание 1 История 2 Действующие дорожные знаки … Википедия

Заграничный паспорт Российской Федерации — Заграничный паспорт (общегражданский заграничный паспорт (ОЗП), также в обиходе часто называется «загранпаспорт», «загранник» или «загран»)  официальный документ, удостоверяющий личность гражданина при выезде за пределы и пребывании за… … Википедия

Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию — Регулируется Федеральным законом О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15 августа 1996 г. В соответствии с этим законом каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РФ имеет… … Административное право. Словарь-справочник

Дипломатический паспорт гражданина Российской Федерации — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Российская Федерация). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

Служебный паспорт гражданина Российской Федерации — один из основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которому граждане России осуществляют въезд и выезд из России. Служебный паспорт является собственностью России и после завершения срока служебной… … Википедия

Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации — В соответствии с Указом президента РФ от 13 марта 1997 года Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории … Энциклопедия ньюсмейкеров

Заграничный паспорт гражданина Российской Федерации — Не следует путать с Паспорт гражданина Российской Федерации. Заграничный паспорт (общегражданский заграничный паспорт (ОЗП), также в обиходе часто называется «загранпаспорт», «загранник», «загранка» или «загран»)  официальный документ,… … Википедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные законом и регламентными нормами порядок и организационно правовые формы осуществления Правительством РФ своих полномочий. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. О Правительстве Российской… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

РЭГА РФ 94: Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации — Терминология РЭГА РФ 94: Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации: 1.3.1. Аэродромная служба . Осуществляет эксплуатационное содержание летных полей аэродромов в соответствии с действующими стандартами, нормами,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию