Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обеспечение жилым помещением военнослужащего

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2019 N 211-КА19-12

при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца Абразумова Д.В. на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2018 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 21 июня 2018 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 19137 майора в отставке Абразумова Дмитрия Владимировича об оспаривании решения начальника 1 отдела (г. Владивосток) федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — ФГКУ «Востокрегионжилье») об исключении супруги административного истца из числа нуждающихся в жилых помещениях в форме обеспечения субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

решением Владивостокского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 21 июня 2018 г., Абразумову Д.В. отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным решение начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 31 января 2018 г. об исключении его супруги — Абразумовой З.А. из числа нуждающихся в жилых помещениях в форме обеспечения жилищной субсидией.

Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда от 8 ноября 2018 г. и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2019 г. отказано в передаче кассационной жалобы административного истца для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе Абразумов Д.В. просит об отмене судебных актов ввиду существенного нарушения судами норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении его требований.

В обоснование жалобы административный истец указывает на ошибочность вывода судов об отсутствии у его супруги права на жилищную субсидию в связи с ее участием накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (далее — НИС), тем более что в случае обеспечения супруги жилищной субсидией в составе его семьи последняя подлежит исключению из реестра участников НИС как обеспеченная жильем иным способом. Кроме того, участие его супруги в НИС — в отсутствие использования ею денег, находящихся на именном накопительном счете, — само по себе не свидетельствует об обеспеченности ее жильем.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих от 16 сентября 2019 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2019 г. по данному делу отменено, кассационная жалоба с материалами дела передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Абразумов Д.В., заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет, приказом воинского должностного лица от 22 июня 2017 г. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья.

В период прохождения военной службы Абразумов Д.В. решением заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 17 января 2017 г. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в форме жилищной субсидии. Административный истец признан нуждающимся в жилом помещении в г. Владивостоке с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое несовершеннолетних детей) с даты подачи заявления, то есть с 9 августа 2016 г.

В свою очередь, супруга административного истца — ефрейтор Абразумова З.А. решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включена в реестр участников НИС на основании ее рапорта от 10 августа 2016 г. как военнослужащая, заключившая второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г. (категория «04» — добровольный участник НИС).

После установления факта нахождения супруги административного истца в реестре участников НИС решением начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 31 января 2018 г. Абразумова З.А. исключена из числа нуждающихся в жилых помещениях в форме жилищной субсидии.

8 февраля 2018 г. Абразумова З.А. обратилась к начальнику 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением, в котором просила исключить ее из реестра участников НИС в связи с принятием решения об обеспечении жильем иным способом — получение жилищной субсидии в составе семьи супруга для приобретения жилья в г. Владивостоке, совпадающем с местом ее военной службы. Однако сообщением названного должностного лица от 14 февраля 2018 г. ей в этом было отказано ввиду отсутствия оснований для исключения.

Кроме того, рапортом от 12 марта 2018 г. Абразумова З.А. просила командира войсковой части 77994, в которой она проходит военную службу, оформить документы для ее исключения из реестра участников НИС. В связи с этим командиром воинской части принято решение о направлении запроса в ФГКУ «Востокрегионжилье» для разъяснения порядка его действий.

Отказывая Абразумову Д.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции в решении указал, что его супруга, являясь участником НИС, не может быть дополнительно обеспечена жильем как член семьи военнослужащего в форме жилищной субсидии.

Обращение Абразумовой З.А. с заявлением об исключении из реестра участников НИС, по мнению суда, не являлось основанием для сохранения ее в списках нуждающихся в жилищной субсидии, поскольку с таким заявлением она обратилась после принятия административным ответчиком оспариваемого решения, на момент его принятия она являлась участником НИС и решение по ее заявлению не принято.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в определении дополнительно указал, что обращения Абразумовой З.А. с заявлениями об исключении из реестра участников НИС не ставит под сомнение законность принятого решения, поскольку указанные обращения не являлись предметом рассмотрения должностного лица.

Между тем такие выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны с нарушением норм процессуального права и основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон «О статусе военнослужащих») государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства.

В соответствии с п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих») (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к участникам накопительно-ипотечной системы относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы, при этом указанные лица могут стать участниками, изъявив такое желание.

Из изложенного следует, что включение в реестр участников накопительно-ипотечной системы названной категории военнослужащих, к которой относится Абразумова З.А., возможно только на основании их заявления. В случае отсутствия такого заявления военнослужащий подлежит обеспечению жильем по другим предусмотренным законом основаниям.

Читайте так же:
Оформление транспортного средства при запрете на регистрационные действия

В суде установлено, что Абразумова З.А. в период прохождения военной службы по контракту была признана нуждающейся в жилом помещении в форме обеспечения жилищной субсидией как член семьи военнослужащего — своего супруга и одновременно включена в реестр участников НИС.

После исключения из списков нуждающихся в жилищной субсидии она обратилась с просьбой об исключении из реестра участников НИС, заявив о желании реализовать свое право на жилище в форме жилищной субсидии вместе с супругом.

Из изложенного следует, что права Абразумова Д.В. и его супруги имеют одно основание, обусловленное правом на обеспечение жильем в форме жилищной субсидии.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальное соучастие допускается, если права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание.

В силу ч. 6 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о вступлении в административное дело административного соистца (административных соистцов) или об отказе в этом, о привлечении к участию в административном деле административного соответчика (административных соответчиков) или об отказе в этом судом выносится мотивированное определение; в случае отказа лица вступить в административное дело в качестве административного соистца оно может самостоятельно подать в суд административное исковое заявление, если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких данных суду следовало предложить Абразумовой З.А. вступить в административное дело в качестве административного соистца. Однако этого сделано не было.

Кроме того, как следует из сообщения начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 14 февраля 2018 г., Абразумовой З.А., вопреки утверждению судов, отказано в удовлетворении ее заявления об исключении из реестра участников НИС ввиду отсутствия оснований для исключения.

Поскольку такой отказ препятствует Абразумовой З.А. в обеспечении жильем в форме жилищной субсидии, суду следовало дать правовую оценку законности решения начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» в указанной части. Тем более что для этого имелись основания.

В силу общеправового принципа, изложенного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, то есть своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.

Согласно абзацу первому п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.

Показателями исполнения государством своих обязательств в рамках НИС по жилищному обеспечению военнослужащих являются получение ими денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (ч. 3 ст. 11 указанного закона).

Из материалов дела не следует, что Абразумова З.А. воспользовалась деньгами, находящимися на ее именном накопительном счете либо ей был предоставлен целевой жилищный заем.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют сведения, что в отношении Абразумовой З.А. наступили условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих. Следовательно, такой военнослужащий до возникновения указанных обстоятельств сохраняет возможность выбора иного способа реализации своих жилищных прав, предусмотренного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Указанные обстоятельства подлежали учету при принятии судом решения, чего сделано не было.

Нарушение судом норм материального и процессуального права привело к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Абразумова Д.В. на жилищную субсидию с учетом его супруги Абразумовой З.А.

Допущенные судом нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу ст. 328, ч. 2 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить административное исковое заявление в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

При этом в случае невозможности рассмотрения административного дела без участия другого лица (помимо начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье»), правомочного принимать решение об исключении военнослужащего из реестра участников НИС, суд на основании положений ч. 5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе привлечь такое лицо к участию в деле в качестве административного соответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2018 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 21 июня 2018 г., принятые по административному исковому заявлению Абразумова Дмитрия Владимировича, отменить, направить дело на новое рассмотрение в Владивостокский гарнизонный военный суд в ином составе судей.

КС дал дополнительные гарантии соблюдения права военных на обеспечение жильем

20 июля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 34-П по делу о проверке конституционности п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, согласно которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья, при этом на указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяются иные виды жилищных гарантий.

Поводом для рассмотрения стала жалоба Анатолия Удовиченко, который проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД РФ с 3 августа 1993 г. Жилищная комиссия воинской части признала заявителя и его семью (супругу и несовершеннолетнего ребенка) нуждающимися в жилье для постоянного проживания. В 2014 г. заявитель по состоянию здоровья был уволен с военной службы, общая продолжительность которой на тот момент составила 20 лет 7 месяцев 28 дней.

21 июля 2014 г. Анатолий Удовиченко был исключен из списков личного состава воинской части, а 1 августа 2015 г. ее жилищная комиссия исключила его и членов его семьи из списков нуждающихся в жилом помещении, поскольку супруга заявителя, проходящая военную службу по контракту в звании прапорщика, является участником НИС в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

Районный суд отказал гражданину в удовлетворении исковых требований об оспаривании указанного решения жилищной комиссии, обязании включить в список нуждающихся в жилье по договору соцнайма и предоставить жилое помещение по такому договору. Апелляция оставила без изменения решение первой инстанции.

Суды исходили из п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, указав, что Удовиченко, являясь членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников НИС, не может быть обеспечен жильем иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилых помещений по такой программе. Право супруги заявителя на обеспечение ее и членов ее семьи жильем по накопительно-ипотечной системе не было реализовано на момент вступления в силу указанных судебных постановлений.

В связи с этим Анатолий Удовченко обратился в КС с жалобой, в которой указал, что оспариваемое законоположение противоречит Конституции, поскольку лишает его приобретенного им на основании Закона о статусе военнослужащих права на получение от государства жилого помещения для постоянного проживания, предусматривая лишь возможность обеспечения его в будущем жильем в рамках НИС как супруга военнослужащего – участника этой системы. Такая ситуация существенно ухудшает его положение как адресата установленных законом жилищных гарантий.

Рассматривая дело, КС РФ пришел к выводу, что в соответствии с действующим законодательством с момента вступления супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения такой военнослужащий утрачивает независимо от своего волеизъявления ранее возникшее право на жилье. Реализация его потребностей в жилище зависит от реализации жилищных прав его супруги.

Читайте так же:
Уклонение застройщика от заключения основного договора

Суд отметил, что само по себе признание военнослужащего участником накопительно-ипотечной системы и включение его в соответствующий реестр не свидетельствуют о реализации им данной жилищной гарантии, поскольку, по общему правилу, право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, возникает при наступлении определенных обстоятельств, в частности достижения общей продолжительности военной службы 20 лет и более или при наличии определенных оснований для увольнения со службы в случае достижения общей продолжительности военной службы 10 лет и более (п. 2 ст. 3, 9 и 10 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих).

Такое правовое регулирование, по мнению КС РФ, ставит военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение военной службы до 1 января 2005 г., продолжающих проходить военную службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов, участвующих в НИС, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками НИС. Это обстоятельство не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.

Конституционный Суд также сослался на свою прежнюю практику, согласно которой приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего правового регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления КС РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П; от 20 апреля 2010 г. № 9-П; от 25 июня 2015 г. № 17-П и от 19 апреля 2018 г. № 16-П).

По итогам рассмотрения жалобы КС признал оспариваемую норму противоречащей Конституции в той мере, в какой она препятствует праву военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление жилья ему и членам его семьи в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в НИС независимо от волеизъявления лиц воспользоваться таким правом на жилье вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в НИС. Федеральному законодателю рекомендовано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. При этом КС РФ указал направить на пересмотр судебные акты, принятые по делу заявителя.

Комментируя решение КС, адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев назвал его справедливым, поскольку нельзя применять закон к длящимся жилищным правоотношениям, ухудшающим положение граждан: «Льгота, установленная ранее, должна быть сохранена как обязательство государства перед лицами, избравшими службу Родине делом жизни».

Как пояснил адвокат, внесенными в 2005 г. изменениями в законодательство было установлено, что если один из супругов стал участником ипотечной программы, то другой супруг и члены их семей утрачивают ранее предоставленное право на получение жилья бесплатно. «Конституционный Суд РФ защитил жилищные права военных и признал данную норму несоответствующей Конституции, поскольку за военнослужащими сохраняется право самим решать, в каком порядке они должны быть обеспечены жилым помещением, если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и продолжили прохождение военной службы или были уволены с нее после этой даты», – констатировал эксперт.

В свою очередь адвокат МКА «Адвокат» Максим Жмурков в качестве положительного момента постановления КС отметил возможность его распространения на ранее рассмотренные дела, что, безусловно, повлияет на практику гражданских судов.

По мнению Максима Жмуркова, судебная практика в отношении военнослужащих не слишком последовательна: «С одной стороны, они имеют специальный статус (например, на них не распространяется действие ст. 53 ЖК о намеренном ухудшении жилищных условий, имеются усиленные гарантии обеспечения жилыми помещениями и т.д.). С другой, в нужных случаях суды декларируют приоритет жилищного законодательства над гражданским (например, о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 ЖК жилищные правоотношения распространяются на всех граждан России и изъятий не содержат и т.п.)».

По словам эксперта, ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих уже давала право каждому из супругов-военнослужащих претендовать на получение целевого жилищного займа через 3 года участия в накопительно-ипотечной системе для приобретения жилья в общую собственность. А теперь КС РФ прибавил им гарантии в этом конкретном вопросе.

Решение Верховного Суда РФ от 29.04.2019 N ВКАПИ19-5

с участием представителей административных ответчиков Министерства обороны Российской Федерации — Н. и Министерства юстиции Российской Федерации — К., военного прокурора отдела 4 Управления Главной военной прокуратуры Дворцова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. о признании недействующим пункта 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280,

приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее — Инструкция).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г. под регистрационным номером 18841 и опубликован для всеобщего сведения 29 октября 2010 г. в «Российской газете», N 246, действует в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 739.

В пункте 4 Инструкции определено, что в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В. через своего представителя Щ. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 Инструкции.

В подтверждение того, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, В. указал, что, будучи военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, с 18 апреля 2014 г. он и члены его семьи (супруга и две малолетние дочери) были признаны нуждающимися в служебном жилом помещении по месту службы в г. Северодвинске Архангельской области.

В 2017 году ему было предоставлено жилое помещение в общежитии, от которого он отказался и обратился в суд с требованием о признании незаконными действий начальника отделения федерального государственного казенного учреждения «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению ему указанного жилого помещения.

Решением Северодвинского гарнизонного военного суда от 11 октября 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 8 декабря 2017 г., ему было отказано в удовлетворении данных требований.

Как утверждает административный истец, после его отказа от предоставленного жилого помещения в общежитии ему прекращена выплата компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, а по приказу командующего Северным флотом от 28 декабря 2018 г. N 261, в котором содержится ссылка на отказ В. от служебного жилого помещения по месту службы, он досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья без обеспечения жильем, с оставлением в списках нуждающихся в жилом помещении, на что он согласия не давал.

В. полагает, что решения судов и действия командования основаны на пункте 4 Инструкции, противоречащем абзацу первому пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором не предусмотрена возможность предоставления с согласия военнослужащих служебных жилых помещений меньшей площади, чем установлено в статье 15.1 названного закона, жилых помещений маневренного фонда или общежитий.

При отсутствии решения о непригодности для использования по назначению предоставленного В. жилого помещения в общежитии его несогласие на получение этого жилья позволяет командованию и жилищным органам, исходя из оспариваемой нормы Инструкции, расценивать позицию административного истца как необоснованный отказ от предоставленного жилого помещения, что влечет нарушение его прав на получение компенсации за наем (поднаем) жилого помещения и на сохранение статуса военнослужащего до обеспечения жильем для постоянного проживания.

Читайте так же:
Что делать, если ребенку поставили неправильный диагноз

Административный истец В. и его представитель Щ., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьей 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации Н., представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. требования административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что частично оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав возражения представителя Министерства обороны Российской Федерации Н., представителя Министерства юстиции Российской Федерации К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Дворцова С.В., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.

В соответствии с пунктом 1, подпунктами 43, 68 пункта 7, подпунктами 7, 30 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.

Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, предоставления им социальных гарантий и компенсаций, издает приказы.

Во исполнение указанных выше нормативных положений Министерством обороны Российской Федерации была разработана и утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.

Таким образом, частично оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена полномочным должностным лицом — Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликована для всеобщего сведения.

Несоответствия оспариваемого нормативного положения Инструкции правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по делу не установлено.

Правоотношения по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируются соответствующими нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Как установлено в пункте 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ, специализированный жилищный фонд — это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В части 1 статьи 92 ЖК РФ определено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда.

Согласно статьям 93 и 99 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Из части 1 статьи 94 ЖК РФ следует, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Согласно статье 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в случаях прямо указанных в этой статье, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В статьях 104, 105 и 106 ЖК РФ указано, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры, а в общежитиях и жилых помещениях маневренного фонда — из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 3 Инструкции, изданной в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им служебных жилых помещений, установлено, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

В пункте 1 статьи 15.1 названного закона указано, что норма предоставления площади жилого помещения в соответствии с настоящим законом в собственность бесплатно или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 15 данного закона военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Таким образом, из пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с приведенными выше положениями ЖК РФ следует, что военнослужащим и членам их семей до предоставления служебных жилых помещений по законодательно установленным нормам могут предоставляться служебные жилые помещения ниже данных норм, пригодные для временного проживания, а также жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В связи с изложенным оспариваемые положения пункта 4 Инструкции, допускающие предоставление военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений ниже норм, указанных в пункте 3 Инструкции, жилых помещений маневренного фонда или общежитий, лишь с их согласия, являются дополнительной гарантией от произвольного предоставления указанных специализированных жилых помещений, вследствие чего не нарушают права административного истца и других военнослужащих ввиду соответствия данной нормы содержанию и смыслу пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление В. не подлежит удовлетворению, поскольку пункт 4 Инструкции не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу — Федеральному закону «О статусе военнослужащих», не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу, соблюдены.

Что касается несогласия В. с действиями командования, связанными с прекращением выплаты ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и увольнением с военной службы, то в силу статьи 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные обстоятельства не подлежат судебной проверке при рассмотрении данного административного искового заявления, поскольку это не относится к подсудности Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции.

Читайте так же:
Возмещение услуг представителя в суде

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления В. о признании недействующим пункта 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Порядок обеспечения военнослужащих служебным жильем

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее — Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280 для включения в список военнослужащий представляет в орган жилищного обеспечения согласно территориальной принадлежности заявление (приложение № 1 к Инструкции), к которому прикладывает следующие документы

  1. Какие документы необходимо предоставить военнослужащему для включения в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений?

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее — Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280 для включения в список военнослужащий представляет в орган жилищного обеспечения согласно территориальной принадлежности заявление (приложение № 1 к Инструкции), к которому прикладывает следующие документы:

копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и членов его семьи (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

копии свидетельств о заключении (расторжении) брака;

сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи (приложение № 2);

справку о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или общежития).

С целью оперативного принятия решения о включении в список рекомендуется представить в жилищный орган:

— справку о прохождении военной службы;

— справку о составе семьи.

  1. Каким образом определяется очередность предоставления
    служебного жилья военнослужащим?

Военнослужащие, включенные в список на предоставление служебных жилых помещений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и комплекта документов, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы (п. 5 Инструкции утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280).

  1. Кто имеет право на внеочередное обеспечение служебным
    жилым помещением?

Военнослужащим, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке (абз. 2, пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

  1. Какой размер общей площади жилого помещения предоставляется военнослужащему в общежитии и служебной квартире?

В Соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

Служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

  1. При отсутствии специализированного жилищного фонда,
    каким образом реализуется право военнослужащих на жилье?

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих — граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих — граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с Инструкцией «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений» утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303.

  1. Какой порядок выплатыденежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений?

Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) (далее — финансово-экономические органы), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).

В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация.

Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма 8(поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения.

Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно территориальной принадлежности в целях жилищного обеспечения.

Для осуществления выплаты денежной компенсации военнослужащим приказ командира воинской части (начальника организации) направляется в финансово-экономический орган с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения. Одновременно копия приказа направляется командиром воинской части (начальником организации) в уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа согласно территориальной принадлежности в целях жилищного обеспечения военнослужащих.

Уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа направляет в финансово-экономический орган для информирования командиров воинских частей (начальников организаций) сведения о предоставлении военнослужащим, которым выплачивается денежная компенсация, жилых помещений либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе по государственным жилищным сертификатам. Сведения направляются в течение пяти рабочих дней после наступления указанных обстоятельств.

  1. Какие документы прилагаются военнослужащим к рапорту для выплаты денежной компенсации?

В соответствии с Инструкцией «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений» утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303 к рапорту прилагаются следующие документы:

  • копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • справка из воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего;
  • выписка из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации);
  • копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста;
  • копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  1. Сколько денежных средств за поднаем жилого помещения получает военнослужащий, не обеспеченный служебной жилой площадью по месту прохождения военной службы в Смоленском гарнизоне?

Министром обороны Российской Федерации 4 февраля 2020 г. принято решение о выплате в 2020-2022 годах денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим всех категорий — офицеры, прапорщики или мичманы, солдаты, сержанты, матросы или старшины в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размеров, определённых в порядке установленном п. 2 постановления правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».

Жилье для военнослужащих 2021: варианты, порядок получения, нормы

В соответствии с действующим законодательством существует несколько вариантов приобретения семьями военных жилых площадей. О выделении служебного жилья для военнослужащих мы говорить не будем, так как здесь все относительно понятно — в течение 3 месяцев с момента переезда семьи в населенный пункт, в котором военный не имеет собственной жилплощади, ему должно быть предоставлено помещение для проживания совместно с семьей. Никаких прав на полученную квартиру семья не имеет, за исключением основного — права проживания. После окончания контракта или при переводе на другое место службы военнослужащий освобождает занимаемое жилое помещение.

Читайте так же:
Получение льготы по транспортному налогу

Первый и самый распространенный вариант приобрести квартиру в собственность — это участие в накопительно-ипотечной системе, созданной в 2004 году. Суть программы заключается в том, что с момента поступления на службу по контракту военнослужащий начинает участвовать в такой системе. При этом средства накопления выделяются из федерального бюджета. По истечении 3 лет службы контрактник имеет право воспользоваться накопленным капиталом для приобретения жилого помещения. В этом случае военнослужащий обращается в любой банк, осуществляющий ипотечное кредитование, и договаривается о предоставлении целевого жилищного займа.

Следует сказать, что размер приобретаемой квартиры зависит от состава семьи. Но о нормах жилой площади речь пойдет ниже. А пока нужно отметить, что в случае, когда военнослужащий хочет приобрести более просторную квартиру, он имеет на это право, но исключительно с привлечением собственных финансов.

К особенностям программы нужно также отнести то, что получить ипотеку можно и до начала использования средств, скопленных по программе НИС (до истечения 3 лет с момента поступления на службу по контракту). Но в данном случае ипотека будет выдаваться на общих условиях, а после получения свидетельства о праве на жилищный заем вы сможете использовать скопленные денежные средства на ее погашение.

Жилье для военнослужащих 2015-2016: варианты, порядок получения, нормы

Особый вариант развития событий предусмотрен для лиц, прослуживших в вооруженных силах в течение 20 и более лет. В этом случае их заем гасится государством, вне зависимости от оставшейся суммы. Гашение ипотеки происходит также в случаях, когда военнослужащий прослужил не менее 10 лет и был уволен в связи с достижением максимального возраста, допустимого для несения военной службы; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными изменениями в его части; а также при наличии семейных обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, гашение ипотечного кредита осуществляется также в случае смерти военнослужащего. Следует отметить, что кредитор не имеет права требовать выплат от членов семьи погибшего военного, отвечать по обязательствам будет государство в лице специальных органов, а вот право собственности приобретут члены семьи.

Видео "Жилье военнослужащему: 4 способа обеспечения"

Накопительная система и ипотека для военнослужащих

Как уже упоминалось выше, каждый военнослужащий имеет право на участие в накопительной системе. Подчеркиваем: именно право, а не обязанность. Это означает, что для последующего получения средств и их накопления служащему необходимо обратиться с соответствующим рапортом. Через 3 года службы необходимо подать еще один рапорт, в котором заявить о желании получить Свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы на предоставление целевого жилищного займа.

Следует отметить, что с рапортом следует обращаться в штаб своей части. После этого военнослужащему необходимо немного подождать, пока ему выдадут такое Свидетельство. В это время можно заниматься поиском квартиры, которую вы захотите купить, а также кредитной организации, которая занимается ипотечным кредитованием и готова предоставить вам заем на подходящих условиях. Не торопитесь, ищите наиболее благоприятные для вас условия. Помните, что в разных организациях предлагаемые условия могут существенно разниться.

После того как Свидетельство будет получено, а квартира выбрана — необходимо подписать договор жилищного займа с банком и Министерством обороны РФ. Затем нужно заключить договор купли-продажи выбранной недвижимости или заключить договор ипотеки. Далее — зарегистрировать договор в Росреестре и получить выписку из ЕГРН о праве собственности на жилое помещение. Все, с этого момента военнослужащий является счастливым обладателем собственной недвижимости.

Важным отличием специальной ипотечной программы для военнослужащих является то, что сумма выдаваемого займа и его условия никаким образом не зависят от уровня дохода военного или членов его семьи, так как выплата полученного кредита производится не из личных средств, а за счет средств накопительной системы.

Особенности приобретения жилья военнослужащими

Приобретение жилого помещения по программе накопительно-ипотечной системы имеет ряд особенностей:

  • В соответствии с действующими нормами права регистрация договора купли-продажи квартиры в рамках НИС происходит в срок, не превышающий 5 рабочих дней (7, если заявление подано через многофункциональный центр).
  • Срок кредитования зависит только от возраста потенциального заемщика. Все банки устанавливают предельный возраст кредитования, то есть возраст заемщика, до которого он обязан полностью выплатить задолженность перед кредитной организацией. В большинстве банков этот возраст составляет 60 лет, но вообще варьируется от 55 до 70.
  • Первоначальный взнос может быть внесен как за счет личных средств заемщика, так и за счет накопленной суммы. Кстати, некоторые банки рассматривают для себя возможность предоставления жилищного займа и без внесения первоначального взноса. Но будьте осторожны: во-первых, это может негативно сказаться на процентной ставке, а во-вторых — увеличивается срок кредитования.
  • Приобрести можно не только готовое жилое помещение, но также площадь в строящемся доме, заключив договор долевого строительства. Но покупка строящегося жилья для военнослужащих чревата некоторыми сложностями, так как обязательным условием является сотрудничество банка с организацией-застройщиком.
  • Ограниченный срок действия Свидетельства о праве на получение жилищного займа. До 2011 года выданное Свидетельство действовало всего 3 месяца. С 2011 года этот срок составляет полгода. За это время Вам потребуется подобрать жилье, заключить договор купли-продажи и зарегистрировать имущество в установленном порядке.

Нормы жилья для военнослужащих

При ознакомлении с действующей системой накопления средств возникает закономерный вопрос: а сколько денег будет перечислено? Государство выделяет денежные средства, которых должно быть достаточно для приобретения жилого помещения установленного размера. Узнать положенный размер жилой площади очень просто — для одинокого военнослужащего площадь квартиры должна составлять 33 квадратных метра, для семьи из 2 человек — 42, а при наличии 3 членов семьи и более норма будет браться из расчета 18 метров на каждого.

Как уже отмечалось ранее, данный расчет не ограничивает военнослужащего. Вы вполне можете приобрести квартиру большей площади, но уже с внесением собственных средств в счет недостающей суммы.

Государство ежегодно переводит на накопительный счет военнослужащего установленную Правительством денежную сумму, которая состоит из основной части (то есть твердого размера, установленного на текущий год) и части процентов, которые причитаются военному в связи с инвестированием его накопленных средств. При этом сумма, положенная к выплате, будет выплачиваться равными частями в течение года помесячно. Общая годовая сумма в 2019 году составляет 280 009,70 руб. Следовательно, в месяц на счет военнослужащего переводится более 23 000 руб. и размер процентов от инвестирования.

Кстати, законодатель не ограничивает военнослужащих в возможности использования накопительной системы. Стать участников программы могут не только нуждающиеся в жилье граждане, но также военные, уже имеющие в собственности жилое помещение или нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Минусы военной ипотеки

Основным минусом такой системы является зависимость военнослужащего от продолжительности срока службы (минимум 10 лет). Для того чтобы государство списало долг (по выплатам ипотеки), необходимо прослужить в вооруженных силах 20 лет; либо не менее 10, но при наличии определенных оснований (мы о них упоминали выше). С другой стороны, воля законодателя понятна: хочешь получить льготную ипотеку — отдавай долг Родине.

Не стоит забывать и о том, что перечисляемой в год суммы не всегда хватает на внесение ежемесячных платежей, хотя она и покрывает определенную их часть. В этом случае все зависит от места жительства военнослужащего. Конечно, в небольших городах, где покупка жилья более или менее доступна, выделяемых средств будет хватать. А вот в крупных городах без вложения личных средств не обойтись.

Ну и последнее — срок жилищного займа. В рамках действующей ипотечной системы средний срок кредитования составляет 20 лет. Звучит пугающе. С другой стороны, в системе есть и плюсы — больше не нужно ждать, когда будут построены дома для военнослужащих (ожидание порой затягивается на много лет), а можно сразу въехать в свою квартиру и обустраиваться в ней.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию