Advokat-inform.ru

Юридический советник
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Невозможность установки приборов учета воды

Когда не получится установить счетчик воды в квартире

Когда не получится установить счетчик воды в квартире

Бытовые приборы учета давно уже стали обыденными устройствами во многих домах и квартирах: когда-то они устанавливались пользователями с конкретной целью – добиться экономии ресурсов и соответственно, сокращения расходов из семейного бюджета. Но в современных реалиях они стали обязательны для установки всеми потребителями, которые, в принципе и не против законодательных норм, но не всегда могут воплотить такое решение в жизнь. В каких же случаях невозможно установить счетчик воды и как правильно обосновать отказ, чтобы не попасть под штрафные санкции?

Два способа начисления оплаты за воду

Использование водомеров, в большинстве случаев, действительно позволяет существенно снизить суммы оплаты за коммунальные услуги. Поэтому мало кто из потребителей отказывается от установки прибора, даже несмотря на то, что вначале приходится нести вполне ощутимые расходы, связанные с покупкой устройства, его монтажом и введением в эксплуатацию. Однако не всегда удается организовать такую систему учета потребления воды в доме или квартире и самая частая причина такой ситуации – отсутствие технической возможности. В таких случаях потребитель вынужден оплачивать расход воды по нормативу, утвержденному в субъекте РФ. Если же установлен и введен в эксплуатацию счетчик воды, оплата начисляется исходя из размеров потребления, умноженного на тариф.

Следует обратить внимание, что по нормативу могут оплачивать потребление воды и пользователи, у которых могут быть установлены счетчики, но по каким-либо причинам, их показания не признаются достоверными. Например, вышел срок поверки или эксплуатации прибора, были выявлены нарушения, или водомер просто сломался и вышел из строя, а на новое устройство его еще не успели заменить. В таких ситуациях оплата производится по нормативу с применением повышающего коэффициента, который на настоящий момент равен 1,5. Использовать такую же схему оплаты для потребителей, у которых нет технической возможности для установки водосчетчика не совсем справедливо, поэтому им приходится документально подтверждать этот факт, а для этого нужно знать правильный алгоритм действий.

В каких случаях отсутствует техническая возможность для установки счетчика воды

Нужно знать, что самостоятельно определить наличие или отсутствие технической возможности, чтобы установить водомер нельзя, этот вопрос регулируется Приказом № 627 Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 года. В этом документе четко обозначены все критерии, наличие которых позволяет вынести решение об отсутствии технической возможности для установки водомера.

Итак, индивидуальный или общедомовой водомер нельзя устанавливать, если:

  • инженерные сети находятся в изношенном состоянии и требуется проведение капремонта;
  • инженерные сети отсутствуют или требуется их модернизация;
  • отсутствуют условия для исполнения норм, определенных Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», а именно: соблюдение правил монтажа и месторасположения счетчика воды, а также выполнение метрологических и других норм, необходимых для его эксплуатации;
  • имеется источник магнитных помех, при этом его устранение не является возможным;
  • отсутствует доступ к прибору учета для снятия показаний, ремонта и обслуживания;
  • невозможно обеспечить нужный температурный режим для эксплуатации водомера;
  • фиксируется повышенная влажность или помещение периодически подвергается затоплению.

отсутствие технической возможность для установки счетчика воды

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Все эти причины являются объективными и позволяют потребителю воспользоваться своим правом, чтобы не устанавливать водомер. Однако если, например, в доме был произведен ремонт, в результате которого трубы водоснабжения были спрятаны за гипсокартонными конструкциями, залиты в стяжке пола и т.д., заключение об отсутствии технической возможности для установки водосчетчика выдано не будет, так как такое инженерное решение является собственной инициативой потребителя.

Читайте так же:
Получение жилья инвалидом

Важно отметить, что при вынесении решения о наличии или отсутствии технической возможности для установки водомера исходят, прежде всего, из состояния инженерных сетей дома, но в некоторых случаях во внимание принимается и техническое состояние дома, в том числе и факт отнесения его к аварийному фонду.

Установление факта отсутствия технической возможности для монтажа водомера

Ответ на вопрос о том, как правильно подтвердить отсутствие технической возможности для установки счетчика воды, дан в приложении к Постановлению Правительства России № 354 от 06.05.2011г. (в измененной редакции от 29.06.2020г.), а именно, в «Правилах предоставления коммунальных услуг пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В п.33 «Правил…» четко дано определение того, что абонент вправе требовать составления Акта о невозможности установки водосчетчика. Для этого ему нужно обратиться в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. Следует обратить внимание, что в соответствии с этим пунктом «Правил…», можно добиваться документального подтверждения отсутствии технической возможности также и при установке приборов учета газа и электроэнергии. При этом значимость получения «Акта» сводится к юридическому обоснованию права оплачивать расход воды или иного ресурса по нормативу, без применения повышающего коэффициента.

Как правильно составить Акт об отсутствии технической возможности для установки счетчика воды

Первый шаг, который должен сделать собственник помещения – это обратиться в управляющую или ресурсоснабжающую организацию с запросом о разъяснении порядка начислений оплаты за потребленный ресурс. Далее, дождаться ответа с соответствующими данными и разъяснениями по поводу законности применения повышающего коэффициента.

В том случае, если в ответе причиной применения коэффициента является отсутствие счетчика воды и соответствующего акта о технической возможности для его установки, нужно обратиться с заявлением о проведении технической экспертизы объекта на предмет возможности проведения работ по установке водомера и дальнейшей его эксплуатации.

  • нужно дождаться приезда представителя ресурсоснабжающей организации или управляющей компании, который уполномочен провести соответствующее обследование;
  • по итогу проведенных работ подписать Акт об отсутствии технической возможности для установки водосчетчика.

Важно обратить внимание, что Акт обязательно должен подписываться в двух экземплярах, при этом один из них остается у собственника помещения.

Акт об отсутствии технической возможности для установки счетчика воды

Далее действия пользователя выглядят следующим образом: он обращается в управляющую или ресурсоснабжающую организацию с копией Акта и с заявлением, в котором указывает информацию о том, что используемая схема начислений с применением повышающего коэффициента должна быть изменена, на основании проведенной проверки.

Важно знать, что медлить с проведением обследования помещения и составлением Акта об отсутствии технической возможности для монтажа водомера не стоит, так как не существует механизма корректировки переплаты за предыдущие отчетные периоды, в которых при начислениях использовался повышающий коэффициент. Корректировка формулы начисления сумм в квитанции по оплате за услуги происходит по факту, изложенному в Акте, и действует от даты его подписания.

Право собственника жилого дома (жилого помещения в многоквартирном жилом доме) самостоятельно устанавливать прибор учета холодной воды.

Представитель ООО XXX спрашивает, имеет ли право абонент, потребляющий питьевую воду (собственник жилого дома, либо собственник квартиры в многоквартирном жилом доме) самостоятельно устанавливать прибор учета холодной воды, а также действует ли в настоящее время «Порядок установки индивидуальных приборов учета внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов, префектурами административных округов»

Ответ юриста.

Установка приборов учета, в том числе холодной воды регламентируется: Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; Приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»

Читайте так же:
Выбор правовой формы для юридического лица

Согласно указанным нормативным актам, индивидуальный прибор учета — это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования) используемое для определения объемов (количества потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома или домовладении).

В соответствии с п. 80 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 г. № 354, учет объема (количества коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении), осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных Законодательством РФ об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством РФ о техническом регулировании обязательных требований.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий.

Однако действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по установке приборов учета. При этом сам процесс установки приборов учета действующим законодательством четко поделен на две части:

— собственник вправе самостоятельно принимать решение об установке индивидуального прибора учета, а также обращаться за выполнением действий по его установке к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;

— собственник вправе требовать от исполнителя (под исполнителем в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 понимается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Следовательно, собственник вправе самостоятельно приобрести и установить прибор учета потребления холодной воды, поскольку это действующим законодательством не запрещено.

Новый, купленный в магазине, индивидуальный прибор учёта холодной воды изначально должен быть поверен и опломбирован заводом-изготовителем, а периодичность и порядок его поверки в дальнейшем определяется инструкцией по эксплуатации, техническим паспортом или иным сопроводительным документом того же изготовителя.

Затем прибор учета пломбируется по месту установки представителем управляющей компании.

Установка и пломбирование счётчиков расхода воды относятся к платным работам (услугам), выполняемым по заявкам населения.

Читайте так же:
Деятельность мировых и районных судей

При условии правильного монтажа данного прибора его дальнейшая эксплуатация и снятие показаний осуществляется потребителем самостоятельно.

В соответствии с п/п г) п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель имеет право в заранее согласованное потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учёта, их исправности, а также целостности на них пломб.

По вопросу действия «Порядка установки индивидуальных приборов учета внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы, инженерными службами районов, префектурами административных округов» утвержденного первым заместителем Мэра г. Москвы в Правительстве Москвы 12 октября 2007 года, следует отметить, что на настоящий момент данный документ является действующим, но его действие распространяется в пределах субъекта Федерации где он был утвержден.

По вопросу места установления прибора учета

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта «а» пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.
Указанным постановлением Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.
Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).
Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.
Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.
Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности заявителя не противоречит Основным положениям.
Необходимо отметить, что при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановление Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.
Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя в разрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Читайте так же:
Представление документов о ДТП в страховую компанию

Последствия несанкционированного подключения оборудования

Согласно п.62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее – несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения – с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Читайте так же:
Оформление договора дарения на квартиру

Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.

Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.

В соответствии с п.81(11) Правил №354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем – пятом пункта 81(11) Правил №354, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию