Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение норм экологической безопасности

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Статьей 58 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Преамбулой к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается аналогичная обязанность каждого человека.

Уголовная ответственность за экологические преступления установлена в главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Законодатель не случайно выделил данные нормы в отдельную главу, подчеркивая важность и значимость данных общественных отношений.

Выделяются несколько групп экологических преступлений. Одна из групп объединяет деяния, посягающие на отдельные элементы окружающей среды, ее классификационным признаком выступает предмет преступления – охраняемый природно-ресурсный потенциал: животный мир (ч. 1 ст. 249, ст. 256-258 УК РФ), растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст. 260 и 261 УК РФ), воды (ст. 250, 252 УК РФ), атмосфера (ст. 251 УК РФ), особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст. 253, 259, 262 УК РФ), земля (ст. 254 УК РФ), недра (ст. 255 УК РФ).

Для объективной стороны экологического преступления характерно наличие трех элементов:

реальная угроза либо причинение вреда экологии, нарушение прав и интересов субъектов экологического права;

причинная связь между общественно опасным противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением прав и интересов субъектов экологического права.

Составы преступлений, названных в главе 26 УК РФ, как правило, являются материальными, то есть ответственность наступает за причинение вреда природной среде, для привлечения виновного к ответственности необходимо наступление преступных последствий.

Уголовно наказуемы только противоправные деяния, повлекшие указанные в законе последствия. Деяние приобретет признак противоправности только в случае, когда вред и негативное воздействие на компонент природной среды причиняется неправомерными действиями. Противоправно то загрязнение природы, которое совершено без получения соответствующего разрешения либо с превышением согласованных уполномоченным органом качественных или количественных величин эмиссии вредных веществ в природную среду. В таком случае для обоснования противоправности действий лица достаточно доказать отсутствие у него законных оснований для негативного воздействия на природу и наступление перечисленных в законе последствий. Ответственность за бездействие наступает при условии, если уполномоченное лицо не выполняет тех обязанностей, которые на него возложены законом, иными нормативными актами или должностными инструкциями.

УК РФ предусматривает широкий спектр наказаний за экологические преступления, позволяющие учесть их общественную опасность, обеспечить восстановление социальной справедливости.

Наиболее часто используемым в главе 26 УК РФ видом наказания является штраф. Он присутствует в санкциях практически всех составов экологических преступлений и использован в качестве основного и дополнительного вида наказания. В некоторых составах нижняя граница штрафа отсутствует, за совершение наиболее общественно опасных экологических преступлений штраф может быть назначен в размере до трех миллионов рублей.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение экологических преступлений назначается сроком до трех лет (исключение составляют ст. 250, 251, 252, 253 и 258.1 УК РФ, где максимальный срок данного вида наказания увеличен до пяти лет).

Часто применимым наказанием по делам об экологических преступлениях являются обязательные работы. В большинстве санкций экологических преступлений обязательные работы не имеют нижнего размера границы наказания, а верхний предел установлен в 480 часов (максимально возможный в соответствии со ст. 49 УК РФ срок).

Читайте так же:
Документы, необходимые для выезда на автомобиле супруги за границу

В санкциях составов экологических преступлений присутствует также такой вид наказания, как исправительные работы, которые назначаются сроком до двух лет, и принудительные работы, которые назначаются по разным составам сроком до 5 лет.

В качестве наказания за совершение экологического преступления предусмотрено ограничение свободы, которое применяется как основной вид наказания, так и дополнительный. В качестве основного наказания ограничение свободы применяется сроком до двух лет (за исключением ст. 259 УК РФ, где срок наказания составляет 3 года), в качестве дополнительного наказания ограничение свободы применяется сроком до двух лет.

Лишение свободы предусмотрено в качестве наказания в санкциях практически всех составов, максимальный срок наказания составляет до десяти лет.

Следует отметить, что на основании п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ к лицу, совершившему преступление, в целях устранения условий, способствующих совершению новых преступлений как данным лицом, так и другими лицами, применяется также такая мера уголовно-правового характера как конфискация – на основании судебного постановления орудия преступления (бензопилы, трелевочные трактора, моторные лодки, оружие, средства лова и т.д.), оборудование или иные средства совершения преступления, в том числе транспортные средства, с помощью которых совершались экологические преступления (например, незаконная охота, незаконная рубка лесных насаждений и др.), могут быть конфискованы.

Эколого-правовая ответственность и ее виды

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

— как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

— как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

— как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.).

Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие двух элементов:

— причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит прежде всего от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия — административную и гражданско-правовую.

Ответственность за экологические правонарушения может быть:

1. Дисциплинарной – субъект экологического правонарушения привлекается к ответственности администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.

Читайте так же:
Курсы валют в коммерческих банках

2. Материальной – применяется к физическим и юридическим лицам и устанавливается за вред, который причинен экологическим правонарушением. Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке. Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.

3. Административной – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико—экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно—эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.

4. Уголовной – при наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ). Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.

Два вида уголовной ответственности:

1) за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.

2) за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.

Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году

Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:

  • характером правонарушения;
  • формой собственности предприятия;
  • правовым статусом виновного лица.

За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

  • вынесение предупреждения;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация продукции;
  • лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
  • ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
  • исправительные работы;
  • арест.

Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.

Читайте так же:
Кто имеет право на налоговый вычет на несовершеннолетнего

Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды

Для должностных лиц

Для индивидуальных предпринимателей

Для юридических лиц

– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства

– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение

– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение

– при размещении отходов

– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации

– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой

– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами

+ приостановление деятельности на срок до 90 суток

– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства

600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток

– при размещении отходов животноводства

500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток

– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами

100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток

– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы

– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения <…> или иного вредного воздействия

– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами

– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов

– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов

– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах

– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты

– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения

– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух

80 000–
100 000 рублей

– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу

– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения

– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений

– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду

За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:

  • Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
  • Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
  • Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
  • причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
  • смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.

Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов. Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды. Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.

Читайте так же:
Регистрация договора дарения недвижимости

Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования. Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии. Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.

Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.

Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.

Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2021 году

Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.

Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)

А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.

Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)

Напомню содержание статей:

Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Читайте так же:
Наложение взыскания на квартиру должника

Таблица штрафов

Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

Уважаемые граждане и юридические лица, Управление природно-ресурсного регулирования Администрации Пуровского района просит Вас не нарушать требования природоохранного законодательства Российской Федерации и обращает ваше внимание на то, что статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ определён порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей. Данной статьей установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Кроме того, в Уголовном Кодексе Российской Федерации в главе 26 – «Экологические преступления» содержится 18 статей, посвященных вышеуказанным преступлениям.

Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

— загрязнение вод (ст. 250);

— загрязнение атмосферы (ст. 251);

— загрязнение морской среды (ст. 252);

— порчу земли (ст. 254);

— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

— незаконную охоту (ст. 258);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

Наказание, предусмотренное за совершение экологических преступлений, может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ, а также в виде ограничения свободы или ареста либо лишение свободы на определенный срок.

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.

Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Помимо уголовной, существуют и экологические правонарушения. Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления. Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл. 8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.

За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

— административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию