Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Начисление оплаты за тепловую энергию

Как рассчитывается плата за горячее водоснабжение. Что такое ГВС нагрев

Начисление платы за горячее водоснабжение состоит из двух частей, или компонентов, каждый из которых выделен в квитанции отдельной строкой – ГВС и ГВС нагрев. Это связано с тем, что в домах приготовление воды производится непосредственно управляющей компанией в индивидуальных тепловых пунктах каждого дома. В процессе приготовления горячей воды используются два вида коммунальных ресурсов – холодная вода и тепловая энергия.

Первый компонент, так называемая подача ГВС – это непосредственно тот объем воды, который прошел через счетчик горячего водоснабжения и был потреблен в помещении за месяц. Либо, если не были сданы показания, или счетчик оказался неисправен или у него вышел срок поверки – объем воды, определенный расчетным путем по среднему или нормативу на количество прописанных. Порядок расчета объема подачи ГВС точно такой же, как для холодного водоснабжения. Для расчета стоимости этой услуги применяется тариф на холодную воду, так как у поставщика в данном случае закупается именно холодная вода.

Второй компонент, ГВС нагрев — это количество тепловой энергии, которое было затрачено на то, чтобы нагреть объем предоставленной в квартиру холодной воды до температуры горячей. Это количество определяется, исходя из показаний общедомового счетчика тепловой энергии.

В целом размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается по следующей формуле:

Piгв = Viгв × Tхв + (Vvкр × Viгв / ∑ Viгв × Tvкр)

Viгв — объем горячей воды, потребленной за расчетный период (месяц) в квартире или нежилом помещении

Tхв — тариф на холодную воду

Vvкр — объем тепловой энергии, использованной за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве горячей воды управляющей компанией

Viгв — суммарный объем горячей воды, потребленной за расчетный период во всех помещениях дома

Tvкр — тариф на тепловую энергию

Пример расчета:

Предположим, потребление горячей воды в квартире за месяц составило 7 м3. Потребление горячей воды в целом по дому – 465 м3. Количество тепловой энергии, потраченной на нагрев ГВС по общедомовому прибору учета – 33,5 Гкал
7 м3 * 33,3 руб. + (33,5 Гкал * 7 м3 / 465 м3 * 1331,1 руб.) = 233,1 + 671,3= 904,4 руб,
Из которых:
233,1 руб. – плата за фактическое потребление воды (строка ГВС в квитанции)
671,3 – плата за тепловую энергию, потраченную на нагрев воды до необходимой температуры (строка ГВС нагрев в квитанции)

В данном примере для нагрева одного куба горячей воды было затрачено 0,072 гигакалории тепловой энергии.

Величина, показывающая, сколько гигакалорий потребовалось на нагрев 1 кубометра воды в расчетном периоде называется коэффициент нагрева ГВС

Коэффициент нагрева из месяца в месяц неодинаков и во многом зависит от следующих параметров:

1. Температура подаваемой холодной воды. В разное время года температура холодной воды составляет от +2 до +20 градусов. Соответственно, для того чтобы нагреть воду до необходимой температуры придется затратить разное количество тепловой энергии.

2. Суммарный объем воды, потребленный за месяц во всех помещениях дома. На эту величину во многом влияет число квартир, сдавших показания в текущем месяце, перерасчеты и в целом дисциплина сдачи показаний жителями.

3. Затраты тепловой энергии на циркуляцию горячей воды. Циркуляция воды в трубах происходит непрерывно, в том числе в часы минимального водоразбора. То есть, например, в ночное время горячая вода жителями практически не используется, но тепловая энергия на нагрев воды все равно расходуется для поддержания необходимой температуры горячей воды в полотенцесушителях и у вводов в квартиры. Этот показатель особенно высок в новых, малозаселенных домах и стабилизируется при увеличении числа жителей.

Статьи

Обжалование норматива на подогрев. Определение ВС РФ от 22 января 2020 г. № 14-АПА19-15

Источник фото: https://www.pexels.com/

Обжалование нормативно-правовых актов (НПА), в том числе и субъектов РФ и органов муниципального самоуправления (ОМСУ) не редкость в судебной практике. Особые баталии развиваются вокруг установления нормативов и тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), которыми недовольны ресурсники — с одной стороны, и собственники — с другой.

Не стало исключением и рассмотренное в Верховном суде РФ дело по обжалованию нормативов потребления тепловой энергии на подогрев воды, утвержденных нормативно-правовым актом субъекта РФ — Воронежской области.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18 июня 2019 г. № 107 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» (далее — Приказ 107) утверждены нормативы расходы тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (ГВС).

Ресурсоснабжающая организация (РСО) посчитала указанный приказ не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила 306), поскольку «. Департаментом не были выполнены в установленной последовательности предусмотренные указанными правилами процедуры и не обеспечено применение в расчете приоритетного метода аналогов».

Правилами 306 предусмотрен порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (КР СОИ) в многоквартирном доме (МКД).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Читайте так же:
Условия договора поставки

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — закон 416) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 42 Правил 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к данным правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, а при их отсутствии — исходя из норматива потребления горячей воды.

То есть, компонент на тепловую энергию является величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду. А компонент на тепловую энергию при расчете платы за коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному Правилами 306 в соответствии с методикой расчета.

В силу пункта 13 Правил 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 19 Правил 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода. Нормативы потребления КР СОИ в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.

Согласно пункту 22 Правил 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в МКД или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

В соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в МКД или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства МКД или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.

Кроме того, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри МКД или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов (п. 32.1 Правил 306):

а) неизолированные стояки и полотенцесушители;

б) изолированные стояки и полотенцесушители;

в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;

г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.

Пунктом 32.2 Правил 306 предусмотрено, что указанная информация предоставляется ОМСУ из сведений технической документации домов, или от исполнителя КУ, если эта информация в техническом паспорте (документации) отсутствует.

Решением Воронежского областного суда от 21 августа 2019 г. административный иск РСО удовлетворен: Приказ 107 признан не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями; на Департамент возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

Верховный суд РФ оставил в силе решение областного суда. При этом суд указал, что «. признавая недействующим оспариваемый норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, установленный расчетным методом, суд, руководствуясь приведенными положениями, правильно исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов.

. Ссылки в жалобе на необходимость установления нормативов для упорядочивания отношений по расчетам за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, подлежат отклонению».

Имеется немногочисленная судебная практика по аналогичным делам, в основном отрицательная.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 18 сентября 2019 г. № 81-АПА19-18, которым отказано РСО в удовлетворении жалобы на решение областного суда Кемеровской области об отказе в удовлетворении административного иска. Суды посчитали утвержденные нормативы потребления принятыми в соответствии с законодательством РФ.

Читайте так же:
Приказ о снятии с должности ген директора образец

Аналогичный судебный акт — СК ВС РФ об обжаловании Решения Кемеровского областного суда по оспариванию нормативов потребления тепловой энергии по другому муниципальному образованию— Апелляционное определение от 11 сентября 2019 г. № 81-АПА19-17.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 24 апреля 2019 г. № 25-АПА19-2: РСО обжаловало нормативы потребления тепловой энергии, посчитав, что они были изменены ранее истечения 3-х годичного срока, установленного пунктом 14 Правил 306, согласно которому нормативы устанавливаются не менее, чем на три года. Суды не усмотрели нарушений при установлении нормативов потребления тепловой энергии.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 2 октября 2019 г. № 58-АПА19-12: нормативы потребления тепловой энергии для целей ГВС оспаривались собственников жилого помещения в МКД, так как в результате их применения стала слишком высокой плата за горячую воду. Суды отказали в удовлетворении иска, посчитав, что нормативы установлены на основании норм закона, а собственники не лишены возможности воспользоваться мерами социальной поддержки.

С уважением, Снежана Соболевская.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе здесь .

Некоторые особенности при определении платы за отопление в целях содержания общего имущества

Централизованное теплоснабжение жилищного фонда в Российской Федерации у многих экспертов вызывает ряд вопросов в части отсутствия на федеральном уровне требований к качеству теплоснабжения в месте её потребления, выбора оптимального метода ценообразования (тарифного регулирования) и др.

Определение порядка расчета платы за отопление собственниками помещений, имеющих индивидуальные источники теплоснабжения (газовый или электрический котел; печное отопление; самостоятельная система теплоснабжения, оборудованная узлом учета тепловой энергии и др.) при централизованном теплоснабжении многоквартирного дома, имеет особое значение в свете последних изменений жилищного законодательства.

Порядок определения платы за отопление для вышеуказанных лиц регулируется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов [2].

Конституционный Суд РФ неоднократно обращал свое внимание на несовершенство вышеуказанных правил и признавал отдельные их пункты не соответствующими Конституции РФ.

Так в своем постановлении от 20.12.2018 N 46-П Конституционный Суд РФ отметил, что подавляющее большинство многоквартирных домов в нашей стране подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме [1]. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.

Конституционный Суд РФ руководствовался правовой моделью, основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения. При этом такая правовая модель, как справедливо отметил Конституционный Суд РФ, не учитывала возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии. При этом Конституционный Суд РФ не бесспорно отметил, что ввиду изоляции расположенных в таких помещениях элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам — тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется.

Если подходить к этой правовой модели от обратного, то можно отметить, что в любом помещении при отсутствии в нём теплопотребляющих установок (отопительные приборы, стояки и др.) или при наличии индивидуальных источников тепловой энергии в таком помещении имеется в любом случае потребность в тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Это утверждение, вытекающее из позиции Суда, также не является бесспорным.

Так исходя из требований к нормам проектирования многоквартирных домов нормируемый температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции составляет 2-4 °С (табл. 5 "СП 50.13330.2012") [3]. В противном случае создаются условия для выпадения конденсата внутри помещения, что является недопустимым при выполнении санитарно-гигиенических требований к тепловой защите здания. Потери теплоты через внутренние ограждающие конструкции помещений допускается не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях равна 3 °С и менее (далее – температурный порог) [4].

Таким образом, исходя из вышеуказанных требований при эксплуатации многоквартирных домов в помещениях с отсутствующим индивидуальным источником тепловой энергии и(или) при его наличии с температурой внутреннего воздуха ниже нормативной на 3 °С происходит теплопередача от смежных отапливаемых помещений с нормативной температурой.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении также отмечает, что по смыслу подпункта "д" пункта 35 Правил №354 для обогрева помещений их пользователи во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 °С (далее – минимально установленная температура). При этом данные пользователи несут соответствующие расходы, связанные с функционированием их индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).

Читайте так же:
Условия открытия финансовой организации

При соблюдении пользователями помещений минимально установленной температуры в помещении у таких пользователей имеется возможность её регулирования в целях снижения платы за конкретный вид энергетического ресурса в диапазоне от 12 °С до нормативной (редко выше). При этом в этом диапазоне температур внутреннего воздуха имеются два самостоятельных диапазона температур: 1) от 12 °С до нормативной температуры минус 3 °С; 2) от нормативной температуры минус 3 °С и до нормативной температуры. В первом диапазоне температур внутреннего воздуха в таком помещении протекает процесс естественной конвекции с внутренней поверхности отапливаемой стены, соединяющей такое помещений с другим отапливаемым помещением, которое в свою очередь имеет нормативную температуру.

Естественная конвекция с внутренней поверхности стен в помещениях с индивидуальным источником тепловой энергии, являющейся составляющей процесса теплопередачи, и будет являться по своей сути объемом тепловой энергии, необходимым для выравнивания температуры между двумя помещениями до нормативной (или ниже). По мнению Конституционного Суда РФ тепловая энергия в таком объеме и является объемом тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды).

Из постановления Конституционный суд РФ следует допущение о том, что в помещении многоквартирного дома с индивидуальным источником тепловой энергии в любом случае идет потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако эта позиция также не является бесспорной так как на практике имеется ряд случаев, где далеко не всегда возникает потребность в тепловой энергии в целях содержания общего имущества в помещении с индивидуальным источником тепловой энергии, изолированной от системы теплоснабжения многоквартирного дома, например:

1. Смежные помещения (одно или несколько) имеют более низкую температуру внутреннего воздуха, чем помещение с индивидуальным источником теплоснабжения.

2. Помещение с индивидуальным источником теплоснабжения имеет равную температуру внутреннего воздуха (с допуском минус 3 °С) со смежным помещением (одним или несколькими). При этом на помещение с индивидуальным источником теплоснабжения удельный фактический расход тепловой энергии (Гкал/м2) должен быть меньше или равен удельному фактическому тепловому расходу тепловой энергии в смежных помещениях[1].

Первый вариант в представлении автора статьи предполагает случаи, когда смежные помещения (одно или несколько) не имеют индивидуального источника теплоснабжения или индивидуальной системы отопления (обрезаны отопительные приборы, стояки заизолированы и т.п.) или помещение в многоквартирном доме было запроектировано изначально с более низкой температурой (более чем на 3 °С) относительно нормативной температуры в жилых помещениях (подвал, цокольный этаж и пр.)

Во втором варианте с точки зрения теплотехники при равных температурах внутреннего воздуха в смежных помещениях процесс теплопередачи происходить не будет. При этом если два помещения, одно из который имеет индивидуальный источник теплоснабжения, а второе внутриквартирную систему отопления, и где удельный фактический расход тепловой энергии у второго не превышает удельный фактический тепловой расход у первого, также не возникает перетока тепловой энергии от второго к первому, что в свою очередь сведет потребность тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для первого к нулю.

Если в помещении с внутриквартирной системой отопления удельный фактический расход тепловой энергии выше, чем в помещении с индивидуальным источником теплоснабжения и температуры в этих помещения равны (допуск 3 °С), то пользователей первого помещения потребляет тепловую энергию в большем объеме, чем второго. Например, это характерно для двух смежных помещений, одно из которых имеет больше ограждающих конструкций в виде наружных стен многоквартирного дома, а второе соответственно ограничено большим количеством отапливаемых ограждающих его конструкций. При этом с учетом действующих Правил №354 плата за отопление между двумя такими помещениями при равной площади будет одинакова. При таком раскладе возникают сомнения о соответствии пункта 40 Правил №354 (ред. от 13.07.2019) статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ в их системной взаимосвязи [1].

Следовательно, при определении платы за тепловую энергию на нужды отопления во втором варианте потребители тепловой энергии с индивидуальным источником теплоснабжения могут быть полностью освобождены от платы за тепловую энергию в целях содержания общего имущества, если не доказано, что они не поддерживали (не обеспечивали) нормативную температуру, определенную для жилых помещений в многоквартирном доме и удельный фактический расход тепловой энергии на отопление 1 м2 такого помещения не превышает удельный фактический расход тепловой энергии на отопление у любого из смежных к нему помещений.

Таким образом, презумпция потребления тепловой энергии на отопление в целях содержания общего имущества всеми пользователями помещений в многоквартирном доме, которые перешли на индивидуальные источники тепловой энергии, выработанная Конституционным судом РФ в постановлении от 20.12.2018 N 46-П, не является абсолютно универсальной при расчете платы за отопление для пользователя такого помещения.

Для вышеуказанных пользователей помещений в многоквартирном доме с учетом их права на благоприятную окружающую среду (статьи 7, 42 и 58 Конституции РФ) новая проверка Конституционным Судом РФ конституционности Правил №354 может стать драйвером для внесения Правительством РФ соответствующих изменений в вышеуказанные правила при определении порядка платы за отопление, в том числе в целях содержания общего имущества.

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева" // "Российская газета", N 294, 28.12.2018. Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" // "Собрание законодательства РФ", 30.05.2011, N 22, ст. 3168.
  2. "СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265) (ред. от 14.12.2018) // М.: Минрегион России, 2012.
  3. "СП 60.13330.2012. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 279) // М.: Минрегион России, 2012.
Читайте так же:
Система Платон и транспортный налог с большегрузов: изменения от 2022 года

[1] Под удельным фактическим расходом тепловой энергии понимается отношение фактически потребленной тепловой энергии на 1 кв.м. площади этого помещения с учетом его физического нахождения в объеме многоквартирного дома.

Порядок начисления и оплаты коммунальных услуг

Порядок расчетов за отопление и горячее водоснабжение определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354).

1. Отопление

Правилами № 354 предусмотрено два способа оплаты за услугу теплоснабжения:

  • равномерно в течение календарного года;
  • в течение отопительного периода.

В соответствии с п. 3 постановления № 603 на территории Омской области продолжает действовать существующий на данный момент способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, используемый при осуществлении расчетов с потребителями, равномерно в течение календарного года, т.е. исходя из 1/12.

Согласно действующего законодательства, при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год определенного как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Начисление производится ежемесячно, в том числе и в межотопительный период. При этом исполнитель один раз в год производит корректировку размера платы за отопление по формуле 3(4) приложения №2.

Также, в соответствии с Правилами № 354 (с учетом изменений, внесенных в Постановление Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», которые вступили в силу с 01.01.2019 года), при наличии в квартирах жилого дома индивидуальных приборов учета на отопление, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуальных и общедомового приборов учета тепловой энергии.

Среднемесячная величина индивидуального потребления по приборам учета за предыдущий год, будет использоваться при начислении размера платы за коммунальную услугу отопления в текущем году. При этом фактические показания индивидуального прибора учёта тепловой энергии, передаваемые потребителями в течении года, и показания общедомового (коллективного) прибора учета будут использоваться при проведении корректировки по итогам года.

2. Горячая вода, используемая при содержании общего имущества

С января 2017 года начисление размера платы за горячую воду, используемую при содержании общего имущества производят управляющие компании, за исключением случая управления домом непосредственно собственниками, либо способ управления многоквартирным домом не выбран или не реализован. В указанных случаях, начисление размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, производит АО «Омск РТС» следующим образом:

Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с п. 44 по формуле 10 приложения № 2 к Правилам № 354:

Vi одн — объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

T кр — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом порядок определения объёма горячей воды, потребленной при содержании общего имущества многоквартирного дома при отсутствии и при наличии общедомового прибора учета различен.

2.1. Объем (количество) коммунального ресурса – горячая вода, предоставленного на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета

Определяется по формуле 15 приложения №2 к Правилам № 354:

N одн — норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

S ои — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

Читайте так же:
Договор гражданско правового характера водитель образец

Si — общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

S об — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

2.2. Объем (количество) коммунального ресурса – горячая вода, предоставленного на общедомовые нужды при наличии общедомового прибора учета

Определяется по формуле 12 приложения 2 Правил № 354:

V д — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса

V неж. u — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении;

V ж.н. v — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

V ж.п. w — объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета;

V кр — объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

S i — общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

S об — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В случае, если многоквартирный дом оборудован ОДПУ, к количеству горячей воды, потребленной на содержание общего имущества, относят разницу между количеством горячей воды, определенной по показаниям ОДПУ и количеством горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома, определенном по индивидуальным приборам учета горячей воды (ИПУ) или по нормативам потребления (при отсутствии ИПУ, в случаях, установленных Правилами № 354). В соответствии с пунктами 44-48 Правил № 354, в случае положительной разницы, распределение горячей воды, потребленной при содержании общего имущества, производится в соответствии с формулами 10,12 приложения №2 Правил №354 пропорционально площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме при этом распределяемый объем коммунальной услуги не может превышать нормативного потребления ГВС на ОДН за исключением случаев когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

3. Горячее водоснабжение на индивидуальное потребление

Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из объема потребляемой коммунальной услуги, определяемого по показаниям индивидуальных приборов учета горячей воды, а при отсутствии таких приборов учета — исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и количества граждан.

Нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на индивидуальное потребление утверждены Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 11.09.2014 № 118/46 и зависят от степени благоустройства и этажности дома.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан – расчет производится с учетом количества собственников такого помещения (изменения внесены в Правила № 354 Постановлением Правительства РФ «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» от 26.12.2016 № 1498).

При отсутствии индивидуального прибора учета горячей воды, в случае, если техническая возможность установки такого прибора учета имеется, применяется повышающий коэффициент, величина которого в 2019 году составляет 1,5.

4. Срок внесения платы. Последствия несвоевременной оплаты

Оплата за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению должна производиться не позднее 10 числа месяца, следующего за расчётным (ст.155, п.1 Жилищного кодекса РФ).

На основании п. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию