Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли отказаться от дактилоскопии

К могу ли я отказаться от снятия отпечатков пальцев.. если у меня будет административное нарушение. .в России.

К могу ли я отказатся от снятия отпечатков пальцев. . если у меня будет адменистративное нарешение. .в России.

Ответы на вопрос:

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»

Статья 5. Перечень лиц, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации

В Российской Федерации проводится государственная дактилоскопическая регистрация:

граждан Российской Федерации;

иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, иностранных граждан, проходящих военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее — иностранные граждане);

лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее — лица без гражданства).

Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;

в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:

органах внутренних дел;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 06.06.2007 N 89-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

органах государственной налоговой службы;

органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органах и подразделениях службы судебных приставов;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 01.07.2017 N 148-ФЗ;

абзац исключен. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Государственной противопожарной службе;

абзацы четырнадцатый — пятнадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;

в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;

в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;

в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;

в.4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;

г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;

совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

Читайте так же:
Аванс и задаток: разница при покупке квартиры

и) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации;

к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

л) иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание;

м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;

о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;

п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;

р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;

с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;

т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия.

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.

Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах «а», «б», «в», «г» и «д» части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

Дактилоскопия иностранных граждан: кому, когда и зачем нужна эта процедура?

В России, да и в остальном мире, дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека. Дактилоскопию — процедуру снятия отпечатков пальцев — проходят не только подозреваемые в преступлении, но и, например, все военнослужащие, спасатели, экипажи морских и воздушных судов, а также отдельные категории иностранцев, взаимодействующих с органами МВД РФ. В этой статье мы расскажем в каких случаях от последних могут потребовать «предъявить пальчики».

Зачем иностранцам проходить дактилоскопию?

Существует отдельный закон N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». В статье 9 этого закона указано, что все — как россияне, так и иностранцы и лица без гражданства — обязаны проходить обязательную дактилоскопическую регистрацию в следующих случаях:

  • если они не способны по состоянию здоровья или возраста сообщить данные о своей личности, а установить ее иными способами не представляется возможным;
  • если они являются подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными за совершение преступление;
  • если они подвергнуты административному аресту или совершили административное правонарушение, а установить личность иными способами невозможно;
  • если по их поводу принято решение о выдаче удостоверения моряка;

Но есть еще ряд ситуаций, когда сдавать отпечатки пальцев нужно только иностранцам или лицам без гражданства:

  • При депортации из РФ;
  • При ходатайствовании о получении политического или временного убежища в РФ;
  • При установке факта, что иностранец находится в РФ незаконно;
  • При подаче заявления о выдаче РВП, или ВНЖ, если его получения не предполагает получения разрешения на временное проживание;
  • При получении разрешения на работу или патента, а также обращающиеся за дубликатами подобных документов при утрате оригиналов;
Читайте так же:
Подача заявления о пропаже родственника

С 12 октября 2020 года дактилоскопическая регистрация стала обязательной также при получении гражданства РФ. Раньше на этом этапе легализации сдавать отпечатки не требовалось.

Также существует процедура добровольной дактилоскопической регистрации, пройти которую могут как россияне, так и иностранцы. Придумана она, вероятно, для максимально сознательных граждан, которые переживают о том, как их найдут, к примеру, если они потеряют память. Пройти ее можно бесплатно в территориальном отделении МВД по месту регистрации.

Можно ли отказаться от дактилоскопии?

В случае уголовного обвинения или административного ареста такой возможности нет. Процедура там носит принудительный характер и за отказ можно схлопотать штраф.

Когда же речь идет об обращении к государственным органам РФ за услугой (РВП, патент и т.д.), заставлять вас никто не вправе. Вам просто откажут в оказании услуги, так как это обязательный этап процедуры получения соответствующих документов.

Проходят ли дактилоскопию несовершеннолетние?

Согласно статье 5 все того же N 128-ФЗ, дактилоскопическая регистрация проводится с 6 лет. Во время процедуры снятия отпечатков с несовершеннолетних в кабинете вместе с ними должен находится родитель, опекун или другой законный представитель. Это же правило распространяется на совершеннолетних, но недееспособных граждан.

Как происходит процедура взятия отпечатков?

Дактилоскопирование может быть проведено с помощью краскового метода — все наверное видели в кино, как «обкатывают пальчики» в чернилах. Но можно обойтись и более современным методом — дактилоскопическим сканером. Правда, им оснащены далеко не все кабинеты, где снимают отпечатки.

При входе в кабинет вас попросят снять с рук все украшения, закатать рукава и показать паспорт. Если отпечатки будут брать красковым методом, то инспектор валиком нанесет на ваши руки специальный состав и попросит оставить четкие оттиски на дактилоскопической карте. Руки после этого лучше отмывать в холодной воде с мылом.

Снятие отпечатков красковым методом

Снятие отпечатков красковым методом

Когда я подавала на РВП (в Санкт-Петербурге, в 2019 году), на дактилоскопию меня отправили непосредственно во время подачи документов. Инспектор взяла мои бумаги и сказала, чтобы я подошла уже с бумажкой, что отпечатки сняты. Кабинет находился там же. Если не считать очереди, процедура заняла минут 7. После чего я снова вернулась к инспектору и получила справку о том, что мое заявление принято к рассмотрению.

Процедура обязательной дактилоскопии производится бесплатно. В интернете можно наткнутся на информацию о том, что за справку о дактилоскопической регистрации придется заплатить 1000 рублей, но это не так.

Следствию не удалось создать прецедент по привлечению к административной ответственности за отказ от прохождения дактилоскопической регистрации

Адвокат в Новосибирске — Новости — Адвокатская практика Спиридонова М.В. — Административные дела — Следствию не удалось создать прецедент по привлечению к административной ответственности за отказ от прохождения дактилоскопической регистрации

Отказ от прохождения дактилоскопической регистрации

Следствию не удалось создать прецедент по привлечению к административной ответственности за отказ от прохождения дактилоскопической регистрации

В данной статье я хочу рассмотреть вопрос, касающийся привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ – умышленное невыполнение законных требований следователя в результате отказа обвиняемого от прохождения дактилоскопической регистрации.

Предыстория:

Мною осуществлялась защита доверителя по ч. 2 ст. 146 УК РФ. После ознакомления с материалами уголовного дела, следователь обратился к обвиняемому и предложил дать образцы пальцев рук, на что следователю был задан вопрос: «А для каких целей это нужно?». Следователь не пояснил для чего ему нужны были отпечатки, но сказал, что если обвиняемый не хочет давать образцы пальцев рук, то может письменно от этого отказаться. Мой доверитель написал письменный отказ, после чего мы покинули кабинет следователя.

Читайте так же:
Регистрация без права собственности

Через некоторое время уголовное дело было возвращено прокурором района для производства дополнительного следствия. После этого ранним утром к моему доверителю пришел участковый уполномоченный и пояснил, что в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении за то, что последний отказался от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.

Версия стороны защиты:

Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении были выявлены очевидные нарушения, допущенные при его составлении. Так было выявлено, что событие административного правонарушения датировалось датой предъявления обвинения, но не датой окончания ознакомления с материалами дела, когда фактически обвиняемый отказался дать отпечатки пальцев.

Далее я ознакомился с материалами административного дела в суде, где обнаружил интересные документы, а именно рапорт следователя, который был составлен по факту отказа от прохождения дактилоскопической регистрации. Интересен был данный рапорт тем, что в нем указывалась фраза, что по окончанию расследования уголовного дела обвиняемый отказался от прохождения дактилоскопической регистрации. Соответственно данный факт ставил под сомнение дату совершения вменяемого административного правонарушения.

После ознакомления с административным материалом, было составлено ходатайство, в котором указывалось, что производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено по следующим основаниям:

  1. Отсутствует событие административного правонарушения:

В качестве обоснования данного довода было указано, что мой доверитель в дату, указанную в качестве даты совершения административного правонарушения, был приглашен следователем для предъявления обвинения. После предъявления обвинения в порядке, предусмотренном УПК РФ, мой доверитель был допрошен в статусе обвиняемого, после чего следователь пояснил, что следственное действие окончено и он может быть свободен. В указанный день следователь не предлагал, не просил моего доверителя предоставить образцы пальцев рук, не выносил постановления о получении образцов пальцев рук, либо каких-либо иных процессуальных документов, свидетельствующих о необходимости обвиняемого предоставить образцы пальцев рук, либо пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию. В качестве подтверждения данного довода была дана ссылка на рапорт следователя, из которого следовало, что отказ был произведен после окончания расследования уголовного дела, соответственно в другую дату, отличную от указанной в протоколе. Кроме того, окончание расследования уголовного дела производилось следователем в другом здании, нежели предъявление обвинения, а соответственно место совершения предполагаемого нарушения также не совпадало с указанным в протоколе. Таким образом, дата, время и место совершения административного правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, не соответствовали фактическим обстоятельствам дела, а соответственно отсутствует событие административного правонарушения.

  1. Отсутствует вина в совершении административного правонарушения:

В качестве обоснования данного довода было указано, что после составления протокола ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь без вынесения какого-либо уведомления, разъяснения сути своих действий сказал, что хочет взять у обвиняемого образцы пальцев рук (дактилоскопировать последнего), при этом не объяснил для чего ему это необходимо и в каких целях он хочет получить образцы.

Об ответственности за отказ от дачи образцов пальцев рук (дактилоскопирования) следователь обвиняемого не уведомил, его права и обязанности в связи с осуществляемыми действиями не разъяснил. Более того, следователь вообще не пояснил суть своих действий, а сразу же сам предложил написать отказ от дактилоскопирования, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.

Читайте так же:
Как оформить землю под гаражом в собственность

Существенным юридическим аспектом, влияющим на определения вины лица, привлекаемого к административной ответственности, является следующее: как не разъяснив ответственность за отказ от прохождения дактилоскопирования можно привлекать лицо к административной ответственности за такой отказ.

Если бы следователь разъяснил суть своих действий, уведомил обвиняемого об ответственности, разъяснил его права и обязанности, то тогда, возможно, можно рассуждать о наличии состава ст. 17.7 КоАП РФ, но так как следователь не выполнил указанных действий, то и ответственности обвиняемый (лицо, привлекаемое к административной ответственности) нести не может.

Обратное нарушало бы все принципы права. Ведь нельзя привлечь лицо за заведомо ложный донос, отказ от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний, если не была разъяснена соответствующая ответственность. Аналогичная ситуация и в рассматриваемом деле.

Следователь грубым образом нарушил положения ФЗ «О полиции». Так, согласно п.п. 2 п. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции обязан: в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ «О полиции», действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. Таким образом, следователь отдела полиции не разъяснил обвиняемому суть своих действий, его права и обязанности, возникающие в связи с указанными действиями, а также ответственность за отказ от предоставления образцов пальцев рук, а соответственно не выполнил требования, предусмотренные ФЗ «О полиции» (п.п. 2 п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 9 ФЗ «О полиции»).

При изложенных обстоятельствах в действиях доверителя отсутствует вина в совершении деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения.

Судебное заседание:

На первом судебном заседании суд занял достаточно жесткую позицию по отношению к лицу, привлекаемому к административной ответственности. Мною было заявлено ходатайство о приобщении к материалам административного дела уведомления об окончании следственных действий, что в очередной раз ставило под сомнение дату совершения административного правонарушения. Далее было заявлено ходатайство о вызове следователя для допроса в качестве свидетеля.

На следующем судебном заседании был допрошен следователь, которому были заданы вопросы, касающиеся даты, времени, места где обвиняемому было предложено дать отпечатки пальцев рук (пройти дактилоскопирование). Кроме того, было выяснено, что обвиняемому не разъяснялись права, обязанности и ответственность, возникающие у него в связи с предложением следователя.

Итог по делу:

После получения от свидетеля положительных для защиты ответов на поставленные вопросы, изучения материалов дела, суд постановил законное и обоснованное решение – производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события правонарушения. Таким образом, было удачно разрешено данное дело, а попытка следствия создать прецедент по привлечению к административной ответственности без должных на то оснований не увенчалась успехом.

Нужно ли получать согласие сотрудника на получение отпечатка пальца в базу данных?

В организации собираются установить считыватель отпечатков пальцев для учета прихода-ухода сотрудников на работу. Нужно ли получать согласие сотрудника на получение отпечатка пальца в базу данных? Какими нормами регулируется этот вопрос?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Работодатель имеет право провести дактилоскопическую регистрацию работников при наличии их письменного согласия.

Обоснование позиции:

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть четвертая ст. 91 ТК РФ).

Читайте так же:
Куда обращаться, если не платят зарплату: как действовать согласно закону

В силу ст.ст. 21, 22 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину, а работодатель, в свою очередь, вправе требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины.

Таким образом, из положений трудового законодательства следует, что работодатель вправе осуществлять контроль за соблюдением работниками дисциплины труда, правил внутреннего трудового распорядка, исполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Однако вопрос о правомерности осуществления работодателями дактилоскопической регистрации, в целях контроля за соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка, в настоящее время прямо законодательством не регламентируется.

В настоящее время Федеральным законом от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (далее — Закон N 128-ФЗ) урегулировано только проведение государственной дактилоскопической регистрации.

В ст.ст. 10, 11 Закона N 128-ФЗ указаны органы, осуществляющие добровольную, а также, в предусмотренных законом случаях, обязательную дактилоскопическую регистрацию. Также в ст. 14 указаны органы, которые имеют право на использование и получение дактилоскопической информации. Закон N 128-ФЗ не упоминает организации, не являющиеся государственными органами, в качестве лиц, имеющих право проводить государственную дактилоскопическую регистрацию.

В этой связи некоторые представители Роструда приходят к выводу, что ни работодатели, ни нанятые ими организации не вправе проводить дактилоскопическую регистрацию работников, в том числе для целей организации пропускного режима на предприятии (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, размещенные на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ»).

При этом отметим, что Закон N 128-ФЗ регулирует только порядок проведения именно государственной дактилоскопической регистрации. Сам по себе он не запрещает проведение добровольной дактилоскопической регистрации, не являющейся государственной дактилоскопической регистрацией.

В рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 152-ФЗ сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11 данного закона. Дактилоскопическая регистрация работодателем работников не поименована в ч. 2 ст. 11 Закон N 152-ФЗ.

На основании изложенного мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемом случае работодатель имеет право провести дактилоскопическую регистрацию работников, но только при наличии их письменного согласия. Аналогичное мнение высказано и некоторыми представителями Роструда (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, размещенные на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ»). Также рекомендуем ознакомиться с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 августа 2013 г.; постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 N 08АП-10047/17.

Обнаружить судебную практику, где рассматривался бы вопрос правомерности дактилоскопической регистрации работников работодателем, нам, к сожалению, не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию