Advokat-inform.ru

Юридический советник
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крупнейший налогоплательщик в 2022 году: критерии отнесения, что это такое, реестр, кто является в России, список самых крупных представителей бизнеса, получение статуса

Крупнейшие налогоплательщики-физические лица под контролем

С 01.07.2021 года администрирование крупнейших налогоплательщиков – физических лиц было возложено на Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10 (далее также МИ ФНС по КН № 10).

В МИ ФНС по КН № 10 подлежат администрированию физические лица, суммарный объем доходов которых за год превышает 500 млн. руб. за два года из предшествующих 4-х лет.[1]

Данное условие для перехода под администрирование в МИ ФНС по КН № 10 куда проще показать на примерах.

Пример №1:

«Доходы физического лица А:

  • 2020 г. – 550 млн. руб. доход от дивидендов и торговли ценными бумагами;
  • 2019 г.- 50 млн. руб. доход от торговли ценными бумагами и реализации имущественных прав;
  • 2018 г. – 24 млн. руб. доход от трудовой деятельности;
  • 2017 г. – 510 млн. руб. доход от продажи объекта недвижимости.

В данном случае физическое лицо подлежит администрированию в МИ ФНС по КН № 10, поскольку в 2020 и 2017 годах доходы физического лица за 2 года из 4х превышали 500 млн. руб. в год.»

Пример №2:

«Доходы физического лица Б:

  • 2020 г. – 110 млн. руб. доход от прибыли КИК и купонный доход по облигациям;
  • 2019 г. – 900 млн. руб. доход от продажи доли в ООО;
  • 2018 г. – 170 млн. руб. доход от сдачи имущества в аренду и продажи объекта недвижимости;
  • 2017 г. – 10 млн. руб. доход от выигрыша в лотерею.

В данном случае физическое лицо не будет администрироваться в МИ ФНС по КН № 10, поскольку суммарный доход за 2 года из предшествующих 4х не превышал 500 млн. руб. Однако стоит отметить, что доход физ. лица за 2019 год превышал 500 млн. руб., и в случае, если по итогу 2021 и 2022 года доходы физического лица Б не будут превышать 500 млн. руб., то на 2023 год можно планировать получение дохода более 500 млн. рублей без риска перехода под администрирование в МИ ФНС № 10 по КН.»

На сегодняшний момент критерий по отнесению физ. лиц к категории крупнейших определен ФНС РФ довольно ограничено и не содержит дополнительных пояснений.

Так в налоговом законодательстве отсутствует такая категория, как суммарный объем доходов. Поэтому возникает ряд трудностей, к примеру, не понятно на какие строки каких форм налоговых деклараций налоговый орган будет смотреть для определения суммарного дохода.

Сроки для перехода физических лиц в МИ ФНС по КН № 10 пока не определены, но, на наш взгляд, ФНС РФ справится с этой задачей до 2022 года.

Отнесение физических лиц к категории крупнейших – это инструмент, который направлен в первую очередь на крайне состоятельных налоговых резидентов России. Однако при осуществлении разовых сделок, выплат и прочих жизненных обстоятельствах многие состоятельные физические лица, по нашим оценкам, могут попасть под администрирование в МИ ФНС по КН № 10.

Сам по себе переход в МИ ФНС по КН № 10 не несет никаких налоговых рисков, но существенно улучшит качество администрирования за расчетом и уплатой налогов физических лиц, которые ранее могли недостаточно полно администрироваться местными налоговыми органами.

Практика ужесточения контроля со стороны налоговых органов при улучшении системы администрирования для налоговой практики не нова.

Так для владельцев КИК с 2020 г. была введена новая льгота, предусматривающая признание фиксированной прибыли КИК и возможность уплаты 5 млн. руб. налога в год без обязанности предоставления финансовой отчетности.[2] После того, как 270 бизнесменов воспользовались данной льготой за 2020 год, начался целенаправленный поток налоговых проверок, в ходе которых налоговые органы обязали представить пояснения и документы по расчету прибыли КИК за предыдущие периоды.[3]

В случае перевода на налоговое администрирование в МИ ФНС по КН № 10 физическое лицо может столкнуться с более тщательными проверками:

  1. Соблюдения правил о Контролируемых иностранных компаниях;
  2. Корректностью отображения движения денежных средств и доходов от источников в России и за ее пределами;
  3. Декларирования объектов недвижимости за рубежом и прочих активов;
  4. Налоговой выгоды при осуществлении сделок (рыночность цены, мнимые сделки и пр.);
  5. Прочие проверки корректности отображения доходов и соблюдения налогового и валютного законодательства.

На сегодняшний момент порядок администрирования крупнейших налогоплательщиков физических лиц является крайне «сырым» инструментом и вызывает множество вопросов.

Например, не понятно как будут применяться нормы о сквозных выплатах дохода в адрес физических лиц при тех или иных формах работы холдинговых структур, сделках и иных операций, приводящих к необходимости отражения существенного дохода.

Также до сих пор не определено, подпадают ли под критерии все доходы или только доходы, подлежащие налогообложению.

Каждое физическое лицо, обладающее высокими доходами, должно самостоятельно для себя определить:

  • Есть ли на сегодняшний момент формальные и фактические основания для перехода под администрирование вМИ ФНС по КН № 10;
  • Как необходимо планировать будущие сделки и деятельность, чтобы не подпадать под администрирование в МИ ФНС по КН № 10;
  • Какие последствия могут возникнуть при изменении администрирования и как их минимизировать.
Читайте так же:
Налог при продаже зарубежной недвижимости

[1] Приказ ФНС от 11.06.2021 № ЕД-7-22/563@

[2] Статья 227.2. "Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ;

Крупнейший налогоплательщик в 2022 году: критерии отнесения, что это такое, реестр, кто является в России, список самых крупных представителей бизнеса, получение статуса

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Минфина России от 25 февраля 2021 г. N 26н “Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков”

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2019, N 39, ст. 5375) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 марта 2019 г. N 47н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 85н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2019 г., регистрационный N 54529).

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

МинистрА.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2021 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 25.02.2021 N 26н

Особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков

1. Постановка на учет организации или физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляется в соответствующей межрегиональной (межрайонной) инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, уполномоченной осуществлять контроль за соблюдением такой организацией или физическим лицом законодательства о налогах и сборах (далее — уполномоченный налоговый орган).

Уполномоченный налоговый орган осуществляет постановку на учет лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в соответствии с перечнем крупнейших налогоплательщиков, и графиком постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, определенных Федеральной налоговой службой (далее — ФНС России).

2. Не позднее 20 числа месяца, указанного в графике постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, уполномоченный налоговый орган направляет в налоговый орган по месту нахождения российской организации (месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации), подлежащей постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям о такой организации, содержащимся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и иных информационных ресурсах налогового органа по месту нахождения российской организации (месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации) (далее — сведения об организации).

Доступ к сведениям об организации предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Уполномоченный налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня получения доступа к сведениям об организации осуществляет постановку на учет такой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика с присвоением кода причины постановки на учет, первые четыре знака которого — код уполномоченного налогового органа, 5 и 6 знаки — значение 50 (признак отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам), и выдает (направляет) организации уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с абзацем третьим пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2011, N 30, ст. 4593; 2019, N 39, ст. 5375).

Датой постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе является дата получения этим налоговым органом доступа к сведениям об организации.

3. Не позднее 20 числа месяца, указанного в графике постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, уполномоченный налоговый орган направляет в налоговый орган по месту жительства физического лица (месту его пребывания — при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации), подлежащего постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям о таком физическом лице, содержащимся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и иных информационных ресурсах налогового органа по месту жительства физического лица (месту его пребывания — при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) (далее — сведения о физическом лице).

Доступ к сведениям о физическом лице предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Уполномоченный налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня получения доступа к сведениям о физическом лице осуществляет постановку на учет такого физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика и выдает (направляет) ему уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с абзацем третьим пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

Читайте так же:
Срок обжалования решения суда по гражданскому делу

Датой постановки на учет физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе является дата получения этим налоговым органом доступа к сведениям о физическом лице.

4. Если полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах организацией или физическим лицом, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков, переданы от межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам другому уполномоченному налоговому органу, направление этим уполномоченным налоговым органом запроса о предоставлении доступа к сведениям об организации или физическом лице и предоставление ему такого доступа осуществляется в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Особенностей.

Межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, полномочия которой по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах организацией или физическим лицом, состоящим на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика, переданы другому уполномоченному налоговому органу, в течение трех рабочих дней со дня предоставления уполномоченному налоговому органу доступа к сведениям об организации или физическом лице осуществляет снятие организации или физического лица с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и в тот же срок выдает (направляет) такой организации или физическому лицу уведомление о снятии с учета в этом налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с абзацем третьим пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

Датой снятия с учета организации или физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по основанию, указанному в настоящем пункте, является дата предоставления уполномоченному налоговому органу доступа к сведениям об организации или физическом лице.

5. В случае, указанном в пункте 4 настоящих Особенностей, постановка на учет организации или физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе осуществляется в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Особенностей.

Датой постановки на учет организации или физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе по основанию, указанному в настоящем пункте, является день, следующий за днем снятия с учета этой организации или физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, полномочия которой по контролю за соблюдением такой организацией или физическим лицом законодательства о налогах и сборах переданы уполномоченному налоговому органу.

6. В случае исключения организации или физического лица, состоящего на учете в уполномоченном налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, из перечня крупнейших налогоплательщиков этот налоговый орган осуществляет снятие с учета этой организации или физического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика в течение одного месяца с даты получения от ФНС России указанного перечня крупнейших налогоплательщиков и в тот же срок выдает (направляет) этой организации или физическому лицу уведомление о снятии с учета в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с абзацем третьим пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обзор документа

Минфин обновил порядок учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков. В качестве таковых ставятся на налоговый учет не только организации, но и физлица.

Крупнейшие налогоплательщики учитываются в соответствующих межрегиональных (межрайонных) инспекциях. Гражданам и организациям выдаются уведомления о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Приказ вступает в силу через 1 месяц со дня его официального опубликования.

Малое предприятие — критерии отнесения в 2020 — 2021 годах

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Первым критерием, на который нужно ориентироваться, является доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия 800 млн руб.

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.
Читайте так же:
Права дольщика при банкротстве строительной компании

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек

2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2020 — 2021 годов оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:

  • «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»;
  • «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2020 год».

Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: для чего он нужен и как в него попасть

Компании из реестра МСП получают специальные льготы и поддержку государства. Но чтобы попасть в реестр, компании и ИП должны соответствовать критериям.

Читайте так же:
Куда обратиться, если забыла документы у сотрудника дпс?
Михаил Кратов

Эксперт по праву

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — открытая база, которую ведет Федеральная налоговая служба. Компании из реестра получают специальные льготы и поддержку государства.

Рассказываем, что такое реестр субъектов МСП, как в него попасть и какими льготами пользуются компании из реестра.

Что такое Единый реестр субъектов МСП

Реестр субъектов МСП — хранилище информации о компаниях, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Информацию о компаниях из реестра можно получить на сайте ФНС.

Регламентирует работу единого реестра МСП 209-ФЗ.

Количество зарегистрированных ИП и компаний в едином реестре субъектов МСП На 10 ноября 2020 года в реестре МСП более 5 млн ИП и компаний

Как узнать, есть ли компания в реестре

Проверить свою компанию или компанию контрагента в реестре МСП можно через сайт налоговой.

Для этого в поле для поиска введите один из следующих параметров: наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН, ОГРНИП. Если компания есть в реестре, она будет в результатах поиска.

Проверка компании в реестре СМП на сайте налоговой

Еще есть расширенный поиск — выборка по региону, району, городу, населенному пункту, по типу и категории субъекта МСП, социальному статусу, наличию лицензий, участию в партнерских программах, по видам деятельности и производимой продукции.

Какие сведения хранятся в реестре МСП

Информация, которую можно получить в базе:

  • наименование юрлица или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • категория субъекта: микро-, малое или среднее предприятие;
  • ИНН;
  • адрес юрлица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • сведения о производимой продукции;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие договоров, контрактов в сфере госзакупок;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • среднесписочная численность работников;
  • полученные лицензии;
  • коды ОКВЭД;
  • наличие госконтрактов;
  • является компания или ИП социальным предприятием.

Выписка из реестра выглядит так:

Образец выписки из реестра В выписке из реестра собрана информация о компании, видах деятельности, численности сотрудников

Для чего нужен реестр МСП

В реестре можно быстро проверить и подтвердить статус субъекта МСП. Загрузить информацию можно с компьютера, планшета или телефона.

Например, компания хочет участвовать в госзакупках для малого бизнеса: в них обычно есть льготы и платят в таких закупках быстрее. Для участия нужно подтвердить свой статус.

Раньше компании пришлось бы отправлять заказчику сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год, отчет о финансовых результатах с отметкой налоговой, выписку из ЕГРЮЛ для информации о структуре уставного капитала. Теперь инициатор закупки должен сам найти сведения о потенциальном поставщике в реестре.

Кроме участия в госзакупках малый и средний бизнес пользуется другими льготами и поддержкой государства: может применять пониженные тарифы страховых взносов с выплат работникам, использовать упрощенные формы бухгалтерской отчетности и другие.

Компаниям стало легче найти или проверить контрагентов. Для этого есть функция расширенного поиска.

Допустим, ИП хочет оценить рынок и найти конкурентов — небольшие мебельные компании. Он воспользовался расширенным поиском на сайте реестра. В форме выбрал категорию субъекта — «Малое предприятие» и вид производимой продукции — «Мебель»:

С помощью расширенного поиска на сайте реестра малого предпринимательства удобно искать компании по видам деятельности, наличию лицензии, городу и другим критериям

В результатах поиска — список компаний. В нем — основные данные, регион и дата внесения компаний в реестр. По каждому элементу доступна расширенная информация.

Результаты расширенного поиска на сайте реестра МСП

Кто относится к субъектам МСП

Субъекты МСП — ИП, АО, ООО, потребительские кооперативы, хозяйственные партнерства, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Для этого они должны соответствовать критериям:

  • по суммарному доходу;
  • по среднесписочной численности работников;
  • по доле участия других компаний в своем капитале.

По этим критериям субъекты МСП делятся на три категории: микро-, малые и средние предприятия.

Суммарный доход по всем видам деятельности. Доход рассчитывается по данным налогового учета без НДС. Суммируются доходы от всех видов деятельности за предшествующий год.

Вот какие значения установлены для каждого вида предприятий:

Вид предприятияЗначение
МикропредприятияДо 120 млн рублей
Малые предприятияДо 800 млн рублей
Средние предприятияДо 2 млрд рублей

Представим, что у компании из реестра малого и среднего предпринимательства два вида деятельности:

  1. Производство кухонных досок из дерева приносит 600 000 ₽ в год.
  2. Перепродажа товаров для дома на маркетплейсах и в розничных магазинах — 800 000 ₽ в год.

Доход по декларации по итогам года — 1,4 млн рублей. Компания попадает в Единый реестр субъектов МСП как микропредприятие.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год рассчитывается по методике Росстата. Учитывают всех сотрудников, которые работают по трудовому договору, даже если сейчас они не на рабочем месте. Это сотрудники в командировке, отпуске, на больничном, работающие на полставки, на удаленке.

Не учитываются: работники, которые работают по совместительству, договорам ГПХ; собственники компании, с которыми не заключен трудовой договор; военнослужащие.

Компании и ИП в реестре не должны превышать значения по среднесписочной численности:

Вид предприятияЗначение
Микропредприятиядо 15 человек
Малые предприятия16—100 человек
Средние предприятия101—250 человек

Участие других компаний в уставном капитале субъекта МСП. Этот критерий относится к бизнесу с несколькими собственниками, например ООО или АО:

  1. Минимум 51% уставного капитала ООО принадлежит физлицам или организациям, которые есть в реестре МСП.
  2. Доля государства, регионов или НКО не превышает 25%.

По 209-ФЗ есть исключения из этих правил.

Как формируется реестр

Информация в реестре обновляется автоматически. Она поступает из разных источников:

  • налоговой;
  • ЕГРЮЛ;
  • ЕГРИП;
  • биржи ценных бумаг;
  • Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • ругих ведомств;
  • компаний в добровольном порядке.

Вот что обновляется:

  • общие сведения: название или ФИО, местонахождения;
  • данные по вновь зарегистрированным юрлицам и ИП;
  • производимая продукция;
  • участие в закупках товаров, работ, услуг;
  • лицензии.

Например, если у ИП изменилась прописка, то не надо подавать об этом сведения специально. Информация обновится сама.

Чтобы оставаться в реестре, достаточно вовремя сдавать отчетность: налоговую декларацию и сведения о среднесписочной численности сотрудников. Срок — до 1 июля текущего год

Компании и ИП автоматически удаляются из единого реестра малого предпринимательства в таких случаях:

  • прекратили деятельность в установленном порядке — закрыли ИП или ООО;
  • не предоставили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год. Исключение — предприниматель не нанимал сотрудников;
  • не сдали налоговую отчетность в установленные сроки;
  • перестали соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП.

Бывает, что компанию исключили из реестра, а она продолжает заключать контракты и пользуется льготами для малого бизнеса. Такое случается, если опоздали сдать декларацию или ошиблись в документах. Иногда ошибается и налоговая. Перед тем как продлить и заключить контракт, лучше удостовериться, что партнер все еще числится в реестре.

Льготы для компаний и ИП из реестра субъектов МСП

Компании и ИП из Единого реестра малого и среднего предпринимательства могут пользоваться льготами при участии в госзакупках, арендовать государственное и муниципальное имущество по сниженным ставкам, получать выгодные кредиты на развитие бизнеса.

Льготные кредиты. В программе участвуют 99 банков. Они выдают кредиты для бизнеса по ставке от 8,5% годовых. Для сравнения, по обычным условиям банки дают кредит на развитие бизнеса по ставкам от 11% годовых.

Доступ субъектов МСП к крупнейшим закупщикам. Для бизнеса из реестра обязаны закупать товары и услуги почти 2000 госзаказчиков.

Сниженные ставки по аренде государственного и муниципального имущества. Например, в Москве возможно получить в аренду нежилое помещение по льготной ставке от 4750 ₽ за м² в год. Арендаторы определяются по итогам торгов. Договор возможно заключить на 10 лет.

Поддержка сельскохозяйственной кооперации. Для сельхозпроизводителей доступны гранты на развитие до 6 млн рублей, есть гранты на развитие собственной фермы до 30 млн рублей. Ставки по кредитам для аграриев — от 1—5% годовых.

Льготы для компаний и ИП, пострадавших от коронавируса

Для пострадавших от коронавируса отраслей предусмотрена специальная поддержка от государства.

Это компании из таких сфер бизнеса, как транспорт, культура, гостиничный бизнес, общественное питание. Пострадавшие от коронавируса отрасли также определяются по реестру.

Вот основные меры поддержки субъектов МСП:

  1. Продлены сроки уплаты налогов и страховых взносов.
  2. Продлены 15 видов лицензий и разрешений.
  3. Приостановлен прием заявлений о банкротстве должника со стороны кредиторов.

Как предпринимателю попасть в реестр самому

Самому попасть в реестр субъектов МСП невозможно. База обновляется автоматически.

В реестр можно внести дополнительную информацию, коррективы или подать заявление об ошибке. Для этого есть сервис «Вас нет в реестре или данные некорректны».

В предложенной форме нужно описать, какие сведения неверны. Система формирует заявление. Заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Налоговая обязана рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней.

Подписка на новое в

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Правила работы с самозанятыми

Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Как заработать на елках на Новый год

Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию