Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким образом школьник может получить полноценную консультацию по профориентации

Профориентация в школе

Сегодня тема космического масштаба. Поговорим о том, как школа помогает в выборе профессии. На какие варианты профориентационной помощи может рассчитывать обычный школьник? И что он может сделать, чтобы эту помощь получить? Дадим свой ответ на вопрос, а кто отвечает за профориентацию подростка сейчас.

Чтобы разобраться, кто и за что отвечает в школьной профориентации, заглянем в законодательство: Федеральный закон об образовании, профессиональный стандарт для педагога-психолога и ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые регламентирует требования к образовательному процессу.

В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования — это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
И помощь в профориентации оказывают:
А. Специальные Центры для такой помощи (их может создавать каждый субъект РФ по своему усмотрению).
Б. Психологи, педагоги-психологи «организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются», то есть школа, а в дальнейшем колледж и вуз.

Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. Но более точно что, как и когда должна делать школа, чтобы выполнять такую функцию помощника в профессиональном самоопределении, в законе не написано.

В 2015 году утвердили профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования), то есть, документ, который конкретнее описывает функции психолога в школе, а также, что он должен знать и уметь. Из всех его функций по профориентации определено только то, что педагог-психолог для профориентации школьников проводит «диагностические мероприятия по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами)».

Хорошо, теперь заглядываем во ФГОСы для 5-9 и 10-11 классов. Тут мы увидим, что они предписывают школе вырастить «идеально профориентированного» человека. После 9 класса школьник должен выйти «ориентирующимся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». Выпускник 9 или 11 класса должен хотеть выбирать профессию и хотеть работать. Школе рекомендуется проводить мероприятия по профессиональной ориентации по каждому из направлений (ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы). Таким образом, во ФГОСах собран список глобальных целей, к которым должна стремиться школа при формировании учебных программ. Давайте посмотрим, что есть на практике.

Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле

За профориентацию в школах отвечают психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Причем далеко не в каждой школе есть все эти должности. В конкретной российской школе вообще может не быть человека, который помогает школьникам в профессиональном самоопределении, просто потому, что у школы есть более насущные задачи, а ресурсы ограничены.

В российских школах нет единого стандарта, как нужно помочь подростку в выборе профессии и образования, нет утвержденных методик. А что есть в российских школах?

✔ Бывает психодиагностическое или профориентационное тестирование, которое предлагает педагог-психолог. Например, некоторые педагоги дают ссылки на наши бесплатные тесты, а потом обсуждают со школьниками результаты.
✔ В некоторых школах есть уроки профориентации, например, 1 час в неделю. Мы знаем, что такие уроки проводят психологи и педагоги, которые прошли обучение у нас в Центре (Узнать про бесплатные семинары для психологов).
✔ Школа может подключиться к региональным или федеральным проектам по профориентации. Подробнее об этих проектах ниже в статье.
✔ Некоторые школы в партнерстве с госкомпаниями создают «корпоративные классы» для подготовки будущих специалистов. Например, так делают Алроса, Газпром, Роснефть и т.д.
✔ Иногда школы подписывают партнерские договоры с колледжами и работодателями, чтобы учащиеся могли проходить профессиональные пробы.
✔ Бывают экскурсии на предприятия и в компании.
✔ Школьник может поговорить о выборе профессии с классным руководителем, психологом, педагогом.

Вероятно, только на 2 последние пункта может повлиять сам школьник или родители. Реализация остальных держится на энтузиазме педагогов, психологов и директора школы.

Расспросили школьных психологов

Светлана Яшина
Психолог в частной школе и профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии».

«Я работаю в частной школе, руковожу психологической службой. В школе 3 психолога, 200 детей, около 15 человек в каждом классе. У нас, конечно, почти тепличные условия для психологической работы, в отличие от общеобразовательных школ. У меня много разной, часто сезонной работы. Например, май — это диагностика готовности детей к школе, собеседования детей. В сентябре адаптация 1, 5 и 10 классов. В октябре я начинаю профориентационную работу с разными классами. В среднем профориентация — это 10-15% моего рабочего времени. Я иногда провожу конкурсы, мастер-классы и тренинги для разных классов, чтобы они могли больше узнать о профессиях. Веду кружок по психологии для 6-8 и 9-11 классов.

Часто использую бесплатные профтесты Центра — тестирую детей. Родителям даю онлайн-анкеты, которые я составляю. Их проще потом анализировать, чем бумажные. У родителей спрашиваю, какие сильные стороны ребенка они видят, какой будет их реакция, если им не понравится профессиональный выбор ребенка и т.д. Большинство детей и родителей открыто для такого разговора.

Я веду статистику для каждого учащегося. С 8 по 10 класс каждый год провожу профдиагностику и пишу им рекомендации: что почитать и посмотреть о профессиях, какие направления, предметы ОГЭ и ЕГЭ, по моему мнению, им подходят. 80% детей потом следуют моей рекомендации по экзаменам.

В частной школе действительно благоприятные условия, здесь можно многое сделать, чтобы помочь ребенку с выбором профессии. Но все равно по глубине и качеству это не сравнится с индивидуальной профконсультацией в нашем Центре».

Анна Сухановская
Психолог, тренер ЦТР «Гуманитарные технологии», 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе.

«После слияния московских школ у нас было 4 психолога на комплекс, то есть, примерно 1 психолог на 600 детей. Я курировала 2 корпуса (1 школу полностью и часть детей из другой). 85% рабочего времени я и мои коллеги посвящали работе с детьми с ОВЗ. Такие занятия должны проходить индивидуально или в микрогруппах, они требуют не только времени на занятие, но и ведения документации, подробных планов, отчетов и индивидуальных характеристик. Оставшееся время у психолога уходит на работу с родителями, решение конфликтных ситуаций, проверку психологической готовности детей к ГИА (очень формальное тестирование, которое должно измерять уровень тревожности), адаптацию 1, 5 и 10 классов в сентябре. И только 0,001% времени можно было уделить профориентации.

Говорить о системной профориентации в общеобразовательной школе не приходится, нет наставничества, профтестирования и индивидуальной помощи в самоопределении. На это просто нет ресурсов.

Читайте так же:
Перерасчет пенсии военнослужащего

Хотя могу сказать, что в нашей школе действовали партнерские отношения с колледжами и работодателями, где ребята могли пройти профессиональные пробы и научиться чему-то новому. Детям предлагали записаться, и те, кто хотели, шел на профпробы».

Мнение профориентологов

Если в вашей школе есть какие-то профориентационные мероприятия, это, вроде, неплохо, правда? Это значит, что профориентационная работа ведется… И несколько старшеклассников все-таки выберут подходящую профессию благодаря усилиям школы. Но некоторые профориентологи со стажем, кандидаты и доктора наук видят опасность несистемного подхода.

Игорь Сергеев
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Опубликовал пост в Livejournal, который озаглавил О наших лучших практиках. Не называя конкретные проекты, он описывает примеры авторских методик, которые победили в региональных конкурсах как лучшие профориентационные практики, и при это очень далеки от помощи в профориентации. Они представляют собой набор ярких мероприятий без четкой цели и без опоры на профориентационную методику. В конце статьи он делает парадоксальный вывод: «Начинает казаться, что если мы отменим такую «профориентацию», то ситуация с самоопределением выпускников даже несколько улучшится».

Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук.

«Главная проблема в том, что в школе нет ресурсов и методик для системной помощи в профессиональном самоопределении. И даже если профориентационная работа ведется, то она не всегда предполагает итоговый результат. Получается просто кружок по интересам, повальное тестирование «для галочки» и без обратной связи. Или экскурсия, в которой весь класс идет на хлебокомбинат. А если 20% детей не хотят идти на хлебокомбинат? Я считаю, что, если строить систему профориентации, то нельзя перекладывать всю ответственность за профессиональное самоопределение подростка только на школу. Желательно, чтобы школа была одним из элементов системы профориентации, например, своеобразным координационным центром для всех участников процесса профориентации».

Профориентационные проекты

За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и «надшкольными», и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.
Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.

Проектория — ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям.
Билет в будущее — проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей — популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля.
Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) — взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.
Школа реальных дел — это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.
Всероссийская ПрофДиагностика — комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей.
Большая перемена — развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

Вместо выводов

Ежегодно публикуются научные статьи и собираются конференции на тему того, какой должна быть идеальная профориентационная среда для подростков. Мы, как и многие специалисты по профориентации, считаем, что в ней должно быть разнообразие точек входа: одного ребенка цепляет секция или кружок, другого школьный преподаватель, третьего — история успешного профессионала, четвертого — экскурсия в IT-компанию и т.д. Для того, чтобы помощь доходила до наибольшего числа подростков, важно развивать профориентационный нетворкинг – систему актуальных и перспективных связей между учебными заведениями и работодателями, которая нужна для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения учащихся и к которой имеет доступ каждый ребенок и родитель.

Но, если говорить о том, кто сейчас действительно координирует профориентацию подростков, кто сейчас «главное действующее лицо» профориентации, то мы уверены, что это родитель. Только он может помочь своему ребенку с выбором секций, конкурсов, олимпиад, колледжа, вуза, а в конечном счете и профессии.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку.

Профессиональное консультирование подростков по профориентации

Мудрецы говорят, что человек рождается дважды. Первый раз – физически, второй раз — когда понимает, в чем смысл его жизни. Сегодня вопрос о смысле все чаще возникает в сознании современного человека, так как задача самореализации одна из актуальных тем нашего общества. Для молодого поколения — это один из важнейших вопросов, на который они спешат дать себе ответ.

В условиях работы ШДО наиболее остро встает вопрос профориентации учащихся с ОВЗ, на фоне их объективной потребности к успешной самореализации и особенностями их потенциальных возможностей.

В рекомендациях ЮНЕСКО, принятых на международной конференции по вопросам школьной и профессиональной ориентации указывается, что общество не будет правильно развиваться, если люди не смогут выбрать профессию, отвечающую их интересам и склонностям, не смогут испытывать удовлетворение от работы. От того, правильно ли выбрана профессия, зависит и успешность выбранной деятельности, самочувствие, здоровье, удовлетворенность работой, удовольствие, которое человек получает и польза, которую он приносит обществу.

Знакомство с профессиями и профессиональным самоопределением начинает формироваться в школе — развитие элементарных представлений об основных профессиях начинается в 1-4 классах; осознание учащимися своих возможностей, знакомство с современными технологиями и миром профессии в 5-8 классах на уроках «Технология» и классных часов; подготовка к выбору профиля образования в школе, лицее, колледже, сферы будущей профессиональной деятельности в 9 классе в период предпрофильной подготовки; детальное знакомство с профессиями, планирование образовательного маршрута в рамках курсов по выбору обучающихся в 10-11 классах.

В период ранней юности происходит физиологическое созревание, формируется абстрактно-теоретическое и понятийное мышление; социальная идентификация; освоение нравственности и морали, выбор карьеры, желание спроектировать жизненный план. В 13-17 летнем возрасте происходит осознание таких категорий, как ЧТО ЕСТЬ «Я», «МИР», «ЖИЗНЬ», «СМЕРТЬ». человек решает вопросы — «КЕМ БЫТЬ?», «КАКИМ БЫТЬ?», «С КЕМ БЫТЬ?». На этом этапе жизни подросток имеет возможность осуществить свободный выбор. Нельзя забывать, что период ранней юности отличается расплывчатостью, аморфностью профессиональных планов, которые чаще всего имеют характер мечты. Подросток «. чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологический обоснованный выбор сделать не может» (Э. Ф. Зеер). Личностные и профессиональные планы у подростков формируются то слишком конкретно (стать именно таким-то специалистом, поступить на такой-то факультет), то в чересчур общем виде ( быть полезным людям, человечеству, быть финансово независимым).

Читайте так же:
Договор дарения односторонняя сделка — НарушенийНет

В первом случае цель недостаточно гибкая для осуществления; во втором случае неопределенность затрудняет необходимую для самоореализации концентрацию сил. Поэтому проблема профессионального самоопределения не может решаться самостоятельно или со сверстниками.

Этап профессионального самоопределения ставит в затруднение старшеклассников из-за незнания основных закономерностей и путей развития личности, отсутствия или ограниченности их познаний в области трудовой деятельности людей. Так незнание собственного потенциала развития, задатков, способностей и средств их реализации ограничивают творческую активность личности.

От степени проявления личностного творческого потенциала зависит дальнейший интерес и развитие познавательной деятельности, а также умение практически реализовать полученные знания.

В этом процессе деятельность выступает, как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» (Немцов Р.С. , 1997).

Необходимость человека в самоутверждении своей значимости, компетенции возникает в разные возрастные периоды. Однако потребность в самоактуализации и реализации накопленного потенциала выражается именно в профессиональной реализации себя в окружающем мире, при этом, вступая во взаимодействие с другими субъектами и образовывая тем самым творческие коллективы ярких индивидуальностей.

Подростку необходимо обращение к взрослым, но при условии, что оно будет доверительным. Природа отношений между учителем, профконсультантом и школьником, родителями в ходе консультирования должна соответствовать потребностям, удовлетворения которых старшеклассник ищет в общении. На современном этапе развития нашего общества профессиональная ориентация является вторичной по отношению к социальной. Молодой человек сначала выбирает не конкретную профессию и, тем более, не учебное заведение, где он ее получит, а будущий образ жизни, связанный с определенным положением и характером труда.

При профессиональном самоопределении значимыми являются мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности, прошлый опыт, представления о будущем, значимость общей активности, самооценки уверенности в реализации поставленных целей, уровне психической саморегуляции.

Давайте заглянем в историю и увидим, что первая контора по профориентационному консультированию появилась в Бостоне в 1908 году. Более ста лет этими вопросами занимаются многие умы по всему миру с одной лишь целью — помочь самоопределится в одном из главных вопросов жизни — выборе профессии.

До сих пор ведутся споры об истинном смысле понятия «профессиональное самоопределение» поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов, психологов но и философов, методологов, писателей, представителей различных направлений науки и искусства.

«Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождения смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации», — определение данное Н.С. Пряжниковым, ученым, автором книг по вопросами профориентации молодежи.

«Сущность самоопределения видят в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность», — считает П. Г. Щедровицкий.

Давайте рассмотрим особенности профессионального определения в современных условиях:

Расширение пространства выбора профессионального пути;

Негарантированный характер занятости;

Динамичность и неопределенность структурной занятости;

Социальное неравенство, касающееся шансов различных категорий молодежи в выборе профессии и профессиональном образовании;

Повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения.

Особенностями профессионального самоопределения в современных условиях является — выбор образовательной траектории, форм, способов обучения, которые обеспечат искомое рабочее место. Реже применительно — «выбор или подбор профессии». Людям с ОВЗ применим чаще всего вариант — подбор профессии с учетом психофизиологических особенностей организма, состояния здоровья.

Модели профессионального самоопределения в современной России имеют ряд особенностей:

Консультируя людей в выборе их профессионального пути, мы должны учитывать жестко ограниченный выбор для людей, живущих в небольших городах, сельской местности, материальные трудности;

Профессиональное самоопределение осуществляется в условиях практически неограниченного выбора одной из многих образовательных траекторий;

Профессиональное самоопределение «постмодернистского типа» -формирование индивидуального набора компетенций и создание рабочего места «под себя».

Людям с ОВЗ чаще всего применим последний вариант профессионального самоопределения. Работая с этой категорией людей, прежде всего с подростками, нужно обращать внимание на данную модель «выбора профессии». Проводить глубинную диагностику психофизиологических особенностей организма, учитывая тот факт, что профессия предъявляет к человеку свой набор требований. Пользуясь принципом — «не навреди», консультант должен показать все стороны подбора профессии, научить выбирать «примеряя» различные варианты профессиональной деятельности на себя, учитывая тот факт, что мы живем в эпоху когда не «человек для работы», а «работа для человека».

Рассмотрим зону оптимального выбора профессионального самоопределения в современных условиях — это совмещение

МОГУ — ХОЧУ – НАДО

МОГУ — здоровье, способности, интеллект, темперамент, характер, опыт.

Способности определяют область оптимальной деятельности и ее плодотворность. Способности сравнивают с мотором, а темперамент и характер — с топливом, которое необходимо для работы этого мотора.

Легкость и быстрота освоения деятельности;

Гибкость, возможность совершать различные действия разными способами;

Легкость переноса навыков на другие виды деятельности;

Отзывчивость на помощь, существенное повышение эффективности деятельности в ответ на нее.

Консультируя подростков, важно выявить какая разновидность способностей является доминирующей — логико-математическая, лингвистическая, пространственная или межличностная. Выявить тип способностей:

физические (сила, быстрота реакции, выносливость, гибкость и др.)

психические — общие (умственные способности, волевые качества);

специальные (музыкальные, литературные, организаторские, математические, технические и др.

Важно не забывать, что примерно на 50% — 60% способности предопределены врожденными характеристиками, а на оставшиеся 40% — 50% условиями жизни.

ХОЧУ — интересы, склонности, направленность, мотивы, жизненные ценности. «Что я хочу?», « Что для меня привлекательно?», «К чему я стремлюсь?» — вот вопросы, на которые подросток должен найти ответ.

Типы профессий

Требования профессии к человеку.

Человек — природа (любовь к природе, понимание ее законов, наблюдательность, эмоциональная устойчивость).

Человек — техника (высокий уровень развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технические способности).

Человек — знаковая система (абстрактное мышление, внимание, усидчивость, высокая работоспособность).

Человек — человек (умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, эмпатия, доброжелательность, умение владеть собой, речевые способности).

Человек — художественный образ (развитый художественный вкус, богатое и яркое воображение, высокая чувствительность, наглядно-образное мышление).

НАДО — потребности общества в кадрах:

Ситуация на рынке труда;

Прогноз рынка труда;

Информация о профессиях.

Для изучения составляющей «НАДО», подростков следует познакомить с понятием «профессиограмма» (1). Рекомендую пособие Романова Е. «99 популярных профессиий», психологический анализ и профессиограммы,2 изд -ие СПБ.: Питер, 2003.- 464 учебное пособие, также можно воспользоваться интернет- ресурсами по данной теме. Атлас профессий, информацию можно получить на сайте — Минздравсоцразвития России.

В международном стандарте классификации профессий — 9333 профессии. В Едином тарифно-квалификационном справочнике России (ЕТКС) — 7000 профессий. На этом этапе развития происходит снижение доли и значения промышленного производства и возрастает сфера услуг и информации. В США в сфере информации и услуг трудится 90% занятого населения.

Читайте так же:
Получение паспорта захоронения

Обобщая вышесказанное, можно выстроить алгоритм профессиональной консультации для работы с подростками:

Профессиональное консультирование — консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки, поддержка карьеры, включая смену профессии и рекомендации по профессиональной переподготовке

Профессиональное просвещение — знакомство с миром профессий, учебными заведениями и возможностями профессиональной карьеры

развитие профессиональной ответственности, способностей и склонностей

Профподбор для детей с ОВЗ

Работая с данной категорией детей и выбирая методы профессионального консультирования, консультант или психолог должен быть очень внимательным, компетентным, тактичным при диагностике психофизиологических особенностей организма, особенностей поведенческой и волевой сфер ребенка, уважительно относиться к человеку, как субъекту профессионального и личностного самоопределения. К консультированию необходимо привлекать не только ребенка, но и родителей. Совместно и по отдельности решая вопросы профопределения, находить приемлемые для данного ребенка пути и выстраивая маршрут жизненного пути. Опросники, тесты, различные психологические методики должны быть валидными; недопустимо привлекать к работе непроверенные методики. Во время консультирования необходимо помнить — результаты опросников и тестов — это ни в коем случае ни приговор, а лишь информация к размышлению. Результаты опросников лучше всего обсуждать с ребенком в форме беседы: «А как ты думаешь ты по этому поводу?». До ребенка и родителей необходимо донести информацию о последствиях неправильного выбора профессии; показать, что 50% старшеклассников не соотносят выбор будущей профессии со своими реальными возможностями; 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии (данные лаборатории социально- профессионального самоопределения ИСМО РАО). Все эти причины приводят к возрастанию дисбаланса между кадровыми потребностями рынка труда и результатами профессионального образования, тем самым снижается уровень специалистов, готовых к эффективной профессиональной деятельности. А самое главное — выбрав профессию «не к душе», человек обрекает себя на страдания и неудовлетворенность трудовой деятельностью, что может привести к различным заболеваниям, тревожности, возбудимости, агрессии.

Необходимо помнить, что главные цели профессионального самоопределения:

постепенное формирование у подростка внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного);

уважительное отношение к человеку, как субъекту профессионального и личностного самоопределения.

— Классификационная карточка профессии, в которой указаны доминирующие виды деятельности, качества, обеспечивающие успешность данного вида деятельности, качества препятствующие эффективности профессиональной деятельности, области применения профессиональных качеств, история профессии, некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности, учебные заведения, обучающие данной профессии.

Савина М.С.и др. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Педагогика и образование. Учебное пособие для учащихся 9- 11 классов. Год издания 2011 Издательство Московские учебники

Скворцов П.М., Скворцова Я.В. Биотехнологии. 9-11 класс. Профессиональное самоопределение школьников Москвы. Учебное пособие. Профессиональная ориентация Год издания 2011 Издательство Московские

Чистякова С.Н. Профессиональные пробы. Технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5-11 классов. Год издания 2011 Издательство Московские учебники

Чистякова М.С. Профессиональное самоопределение. От учебы к профессиональной карьере. 10-11 класс Год издания 2011 Издательство Московские учебники

http://www.fadm.gov.ru — Федеральное агентство по делам молодежи;

http ://школа-профориентация.рф — стенд профориентации для школы;

Кем быть: 6 бесплатных тестов на профориентацию для школьников

Моя старшая дочь переходит в седьмой класс, но уже говорит о том, что хочет быть дизайнером, и даже выбрала вуз.

К 10—11 классу ее мнение может поменяться, я помню это по собственному опыту. Сделать разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты помогут тесты на профориентацию.

После прохождения некоторых тестов предложат оплатить консультацию специалиста. В одних случаях профориентолог дает рекомендации только на основании теста, в других — общается с подростком и дает личные рекомендации на основании и результатов теста, и беседы.

Зачем нужна консультация специалиста

В бесплатных вариантах тестирования вы обычно получаете ограниченный перечень профессий, не всегда актуальный и свежий. Интерпретировать результаты придется самостоятельно. Консультант знает о рынке труда, современных и востребованных профессиях, может об этом рассказать и предложить образовательную траекторию для подростка: когда и куда поступать, как развивать сильные стороны.

Тесты оценивают определенные параметры и выдают усредненные результаты. В личной беседе консультант оценивает личные качества, компетенции, ценности, индивидуальные особенности и таланты ребенка. Чем больше факторов, тем выше вероятность подобрать именно то, что надо конкретному подростку.

Я прошла 6 тестов самостоятельно и попросила дочь-семиклассницу сделать то же самое. Для детей помладше есть тесты на определение склонностей, чтобы подобрать подходящий кружок или секцию.

Все тесты из списка доступны бесплатно, но не всегда результаты показаны полностью. Я советую пройти несколько тестов, чтобы сравнить рекомендации и определиться с решением.

Профперспектива

Где пройти: Профориентатор
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация обойдется в 3900 Р

Особенности. Тест состоит из 32 вопросов, в каждом три варианта ответа, связанных с экономикой, технологиями или коммуникациями, — можно выбрать только один. Вопросы заставляют задуматься, что ребенку интереснее: изобрести вакцину от ВИЧ-инфекции или создать искусственный интеллект, который воспроизводит работу человеческого мозга.

Тест может показаться слишком прямолинейным: по вариантам ответов сразу видно, к чему клонит автор. Кроме того, в ответах почти ничего нет о творчестве, но в результатах тестирования творчество есть.

Как выглядит отчет. В отчете показана склонность подростка к разным направлениям деятельности. По 1—3 профилям с максимальными баллами даются рекомендации, текст по каждой сфере одинаковый для разных людей.

После прохождения теста сайт предлагает записаться на летнюю смену в лагерь по интересующему направлению и пройти платную консультацию по выбору профессии. Мне отчет показался кратким и слишком общим. Для правильного выбора этих результатов недостаточно.

Результат ребенка. Дочь получила 8,8 балла из 10 по экономическому профилю, 5,8 — по социально-психологическому и 5,7 — по информационно-технологическому. Интересно, что по художественно-творческому профилю у нее самая низкая оценка — 2,9 балла.

ПрофТест

Где пройти: ПрофТест
Сколько времени займет: около часа
Сколько стоит: тест с краткими результатами — бесплатно, тест с полным отчетом — 290 Р

Особенности. Опросник состоит из 14 тестов разной тематики — всего нужно ответить на 325 вопросов. Тест совмещает в себе профориентацию, оценку личностных качеств и разных видов мышления: конкретного, абстрактного, логического. В тестах нужно соглашаться или опровергать утверждения о том, как вести себя в разных ситуациях, выбирать ответы, которые вам ближе, и решать задачи на логику и математику.

Мне этот тест показался самым интересным и полезным: составлен грамотно, дает немало полезной информации о выборе карьерного пути и личных качествах.

Как выглядит отчет. В бесплатном отчете покажут 7 из 10 подходящих профессий и подробно расскажут о том, что для человека важнее в работе: например, стабильность, управление людьми, независимость или баланс работы и личной жизни.

Читайте так же:
Как отказаться от опекунства над: ребенком, несовершеннолетним, пожилым

В платной версии отчета покажут три самые подходящие профессии и подробный разбор результатов всех тестов с рекомендациями. На сайте есть пример полного отчета.

Результат ребенка. Дочери предложили профессии контент-менеджера, дизайнера, эвент-менеджера, а также высоко оценили ее профессиональную компетентность, способность соблюдать баланс в разных сферах жизни и руководить людьми. Делать выводы пока рано, но это вполне соответствует ее характеру.

Как победить выгорание

Digital Human

Где пройти: Digital Human
Сколько времени займет: 40—50 минут
Сколько стоит: полный тест с краткой версией результатов — бесплатно, полный отчет — 3000 Р , полный отчет с консультацией — 5000 Р

Особенности теста. Опросник состоит из 14 тестов, в сумме более 200 вопросов. Авторы предлагают задуматься о своих эмоциях, роли в команде, креативности и стрессоустойчивости. В тестах нужно отметить, согласны ли вы с приведенными утверждениями, оценить утверждения по 7-балльной шкале или выбрать то, которое больше нравится.

Мне особенно понравился тест «Прошлое и будущее», в котором нужно ответить, занимались ли вы каким-то делом раньше и хотите ли попробовать в будущем. Это поможет понять, на какую работу человек согласен, а чего хочет избежать. Конечно, школьникам может быть трудно оценить свои желания, особенно если они не очень хорошо представляют суть работы. Зато они получат пищу для размышлений.

Как выглядит отчет. В бесплатной версии представлены краткие результаты каждого теста. Воспринимать сплошной текст не очень удобно, но информация полезная и может стать руководством к действию.

На сайте можно посмотреть пример полного отчета.

Тест выглядит необычно, варианты ответов учитывают современные профессии: например, разработчик или блогер.

Результат ребенка. Дочери написали, что ей подходит креативная и научно-исследовательская сфера. Это похоже на правду: иногда она думает о том, чтобы стать биологом или программистом, хотя дизайн ее интересует больше всего.

Система профнавигации

Где пройти: Профилум
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация — 3900 Р

Особенности. Тест состоит из 12 вопросов и 5—7 вариантов ответа, можно выбрать несколько. На сайте может зарегистрироваться и взрослый, и ребенок.

Тест выглядит необычно, варианты ответов очень интересные. Для полноценного профориентирования его, конечно, не хватит, но определить способности ребенка можно.

Как выглядит отчет. Три сферы, в которых ребенок может быть успешен, — для каждой дается краткое описание. Система предложит записаться в кружки и пройти платное тестирование.

Результат ребенка. Дочь оказалась креатором, стратегом и коммуникатором. Другими словами, она любит создавать новое, умеет логически мыслить и общаться с людьми. Эти характеристики соответствуют реальности, так что тест вполне справедлив. Также ей предложили записаться в кружки по ИЗО, видеомонтажу и разработке мобильных приложений.

Сферы интересов

Где пройти: Учеба
Сколько времени потратит ребенок: 15—20 минут
Сколько стоит: бесплатно

Особенности. В тесте 60 вопросов. Почти все предполагают выбор из двух вариантов: например, пугает или нет монотонная работа. Есть вопросы с несколькими ответами: например, какие передачи интереснее смотреть по телевизору.

Мне этот тест понравился, вопросы хорошо продуманы. Но написан он слегка небрежно: встречаются пунктуационные ошибки и разные формулировки ответов там, где они могли бы быть одинаковыми.

Как выглядит отчет. Система показывает 10 профессий, которые могут подойти по результатам тестирования, и для многих это удобнее, чем узнавать, что у них развит артистический профиль.

У каждой профессии есть подробное описание и варианты, как ее освоить: ссылки на программы в вузах, колледжах, а также на курсы. Например, у будущего программиста выбор будет очень большим, а для фотографа список вариантов гораздо меньше.

Результат ребенка. Дочери предложили профессии эвент-менеджера, фотографа, искусствоведа, программиста, специалиста по информационной безопасности. У нее есть склонности к этим профессиям, но что она выберет — покажет время.

Большой тест на профориентацию

Где пройти: Профгид
Сколько времени потратит ребенок: 10—15 минут
Сколько стоит: тест из 52 вопросов с краткими результатами — бесплатно, тест из 300 вопросов с полным отчетом — 349 Р , консультация — 10 000 Р

Особенности. Большинство вопросов предполагают ответ «да» или «нет». Есть вопросы, где нужно выбрать один из 8—9 вариантов ответа: например, « Что бы вы хотели делать, создавая спектакль с друзьями?».

Тест создали опытные профориентологи, которые считают, что успешная работа зависит от мотивации. Поэтому профориентацию предлагается начать с определения своих желаний, а потом соединить их с личными качествами и интеллектуальными способностями.

Мне этот тест понравился необычными вопросами и ситуациями: они могут натолкнуть на мысль о какой-то новой сфере применения своих способностей.

Как выглядит отчет. В бесплатном тесте оценивают 3 из 15 профилей: «Искусство», «Коммерция», «Коммуникативные практики». В каждом профиле указывают уровень интересов и способностей.

Подход мне понравился: описания четкие и конкретные. В полной версии расписаны все профили и есть список подходящих профессий с кодами специальностей в вузах.

Результат ребенка. Тест высоко оценил интерес дочери к искусству, а вот способности посчитал не очень высокими. Возможно, из-за того , что она проходила сокращенную версию теста. Средние способности к предпринимательству и хорошие навыки общения — это про нее.

Профориентация школьников

Профориентация школьников

Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил, как свой характер, так и свои цели.

Теперь к психофизиологическим особенностям человека предъявляются особенные требования, а уровень его профессиональной компетентности и выносливости должен быть более высоким.

Особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой также возросла в несколько раз. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.

Цели профориентации школьников

Основной целью профориентационной работы является помощь учащимся с выбором, как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности.

Любой проект по профориентации ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.

Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.

К задачам же можно отнести такие:

  • Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
  • Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применяются в воспитательной работе. Сегодня существует не один инновационный метод, что дает педагогу широкое поле для выбора.
  • Поддержка школьников, у которых прогнозируются проблемы профориентации и в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
  • Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.
Читайте так же:
Какие сроки хранения документов по номенклатуре дел?

Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста

Профориентация младших школьников (1-4 класс).

Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

Профориентация для школьников 5-7 классов.

На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

Профориентация школьников 8-9 классов.

Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

Профессиональная ориентация старших 10-11 классов.

Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.

Направления работы по профессиональной ориентации школьников

Работа по профессиональной ориентации должна вестись непрерывно с первого года обучения в школе. И в главе всего этого процесса стоит классный руководитель, который должен проводить работу в следующих направлениях.

  • Давать детям необходимую профессиональную информацию.

Он включает в себя основные сведения о профессиях, необходимых качествах для работы по данному направлению, а также информацию об учебных заведениях и путях получения соответственного образования. И задача педагогов – донести до школьника эту информацию, используя самые разные формы работы по профориентации.

  • Профориентационное воспитание.

Задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы побуждать в учащихся желание участвовать в разных формах как классной, так и внеклассной работы. А также склонять их к активной пробе своих сил и производительному труду. Так можно позволить ученикам на практике развивать свои склонности и формировать определённые навыки. Очень важно давать школьникам пробовать себя в различных видах деятельности. Для этого школа обязана обеспечить разнообразие видов внеклассных работ.

  • Профессиональное консультирование

Прежде чем приступать к консультации учащихся, специалист обязательно должен изучить их личности. Так как консультация чаще всего имеет индивидуальный характер, классный руководитель имеет возможность наблюдать за развитием своих учеников, изучать результаты их как учебной, так и внеучебной деятельности. Также для более подробного анализа используются анкеты, заполнение бланков с вопросами, составление психологических и педагогических характеристик, а также консультативные беседы с родителями.

Главные принципы профориентации в школе:

  1. Систематичность и постоянство. Это один из самых главных принципов, так как для хорошего результата работа должна вестись регулярно, начиная с первых классов и заканчивая выпускными. В корне неверно начинать работу по профессиональному самоопределению школьников в старших классах и придавать этому меньше внимания в младшей школе.
  2. Индивидуальный подход к ученикам. Дифференцированный подход наиболее удачен и эффективен, так как именно он позволяет правильно распределить силы, задания и выбрать правильные методы относительно каждого учащегося. Для этого педагог всегда должен быть осведомлен о сформированности интересов учеников, об их ценностях и жизненных ориентирах, и, конечно же, об уровне успеваемости.
  3. Правильное сочетание групповых занятий с индивидуальными. Индивидуальная работа с учениками имеет огромную важность, однако в совокупности с групповыми консультациями она приобретает еще больше смысла.
  4. Взаимосвязь между школой, высшими учебными заведениями и другими организациями, связанными с трудоустройством.
  5. Профориентация должна иметь прямую связь с реальной жизнью. Это значит, что для успешной работы по профессиональному самоопределению учеников педагогический персонал должен:
  • Располагать информацией о социально-экономических характеристиках профессий.
  • Владеть знаниями о перспективах предлагаемых профессий.
  • Знать профессиональные требования предлагаемых профессий.

Этапы организации профориентационной работы

  1. Пассивно-поисковой период (1-7 классы)

На этом этапе дети делают свой первый выбор относительно профессии. С первого по четвертый класс учитель должен развивать интерес, а также способности школьников, дабы сформировать потребность в профессиональном самоопределении. В 5-7 классах необходимо увеличить количество факультативов и кружков, а также привлекать школьников к творческой деятельности в коллективе. Также очень хорошо, если педагог с первого класса будет вести портфолио на каждого ребенка. Такое портфолио сопровождает ребенка до самого выпуска и помогает более полно понять, в каком профессиональном направлении подтолкнуть учащегося.

  1. Активно-поисковой период (8-9 классы)

На этом этапе учитель должен преследовать цель помочь своим ученикам сформулировать для себя конкретные цели и задачи, соотносимые с будущей профессией. Для этого необходимо обеспечить подросткам психолого-педагогическое сопровождение на пути выбора. Именно на этом этапе начинается реальное знакомство с учебными заведениями, их статусом, с положением профессии на рынке труда. В 9 классе рекомендовано устраивать тематические родительские собрания.

  1. Этап профессионального определения (9-11 классы)

Самое важное, помимо подготовки к адекватному выбору с помощью дополнительного информирования и консультаций, является также предоставление возможности ученикам углубленно изучать отдельные предметы.

Темы для классных часов по профессиональному самоопределению

Есть список тем, которые можно интерпретировать, видоизменять, но при этом они все равно должны присутствовать в процессе профориентации.

1-4 классы:

  • «Мои интересы».
  • «Каждая работа хороша по-своему».
  • «Кем работают наши родители».
  • «Профессия моей мечты».

5-8 классы:

  • «Люди и техника».
  • «Красота спасет мир» – экскурсии в салоны красоты, парикмахерские и т.д.
  • «На страже безопасности» – встреча с сотрудниками правоохранительных органов.
  • «Астрономия – удивительный мир» – экскурсия в планетарий.
  • «На страже здоровья» – экскурсия в аптеку, которая может зародить желание поступить в медицинский ВУЗ..

9-11 классы:

  • Анкетирование по теме «Главные факторы при выборе профессии».
  • Беседа о мотивах выбора профессии.
  • «Они учились у нас» – знакомство с успешными или известными учениками школы.
  • Беседа «Перспективные профессии».
  • «Психологическая» характеристика профессий.

Это только приблизительный список, помимо которого существует еще далеко не одна тема. Его можно значительно расширить и редактировать. Главное, придерживаться всех основных принципов профориентации и учитывать особенности каждого возрастного периода школьников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию