Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как признать мужа безвестно отсутствующим

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, правовые последствия

01 5

Семейное право

В жизни бывают случаи, когда человек исчезает, и никому о нем ничего не известно. За ним продолжают сохраняться законные права и обязанности, что создает неопределенность и большие проблемы для родственников и других людей. Признание гражданина безвестно отсутствующим становится юридической задачей, а порядок ее решения на основе российского законодательства достоин особого внимания.

Законодательная база

Законодательство РФ вводит понятие безвестно отсутствующего человека, определяет порядок проведения судебной процедуры, устанавливает правовые последствия и восстановления прав гражданина при его появлении. Этим вопросам посвящены ст.ст. 42-45 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и гл.30 (ст.ст. 276-280) Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Для чего вводится данное понятие? Человек уехал и бесследно исчез, но тело не найдено, а значит невозможно установить факт смерти. За ним продолжают числиться трудовые и семейные обязанности, кредиты, поручительства, права на имущества и т.д. Эта ситуация вызывает массу проблем в трудовых и семейно-правовых отношениях.

Для устранения неопределенности и принимается понятие «безвестное отсутствие». По сути, это установленное судом обстоятельство, когда официально признается невозможность исполнения человеком своих обязанностей и прав месту жительства и работы по причине его физического отсутствия. Такое судебное решение устанавливает правовые последствия, позволяющие перераспределить права и обязанности исчезнувшего лица.

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Статья 42 ГК РФ четко указывает, что безвестно отсутствующим признается человек, о месте пребывания которого никому ничего не известно более 1 года. Другими словами, основанием для принятия решения является отсутствие гражданина по месту жительства и работы по неизвестным причинам, когда о нем нет никаких сведений, а его местонахождение не может установить даже полиция. При этом важно учитывать, что исчезновение должно быть неожиданным, т.е. должен отсутствовать факт умышленного действия (например, попытка скрыться от следствия).

Для вынесения положительного решения принимаются во внимание:

  • отсутствие у близких людей сведений о намерении отъезда или смены места жительства;
  • отсутствие болезней и травм, способных вызвать скоропостижную смерть, потерю памяти или координации (психические отклонения);
  • наличие по месту жительства или работы удостоверения личности и вещей, представляющих особую ценность для исчезнувшего человека, а также денег;
  • отсутствие серьезных конфликтных ситуаций на работе или в семье;
  • отсутствие преступных связей или возможных наказуемых деяний, а также угроз со стороны других лиц;
  • отсутствие серьезных финансовых проблем, долгов и кредитов, а также имущественных споров;
  • исчезновение вместе с транспортным средством.
  • исчезнувший человек является несовершеннолетним ребенком или беременной женщиной.

Валерий Соколов

Срок, по истечении которого можно объявить человека пропавшим

Безвестно отсутствующим может быть признан гражданин, о котором нет никаких сведений в течение 1 года. Срок начинает исчисляться с момента получения сведения об исчезновении человека (например, невыход на работу). Если нет возможности установить конкретный день исчезновения, то в расчет принимает первое число последующего месяца после обнаружения данного факта. Если не известен даже месяц, то срок исчисляется с 1 января следующего года.

Правовые последствия признания

Ст.43 ГК РФ предполагает перераспределение прав и обязанностей после вынесения судебного решения:

  1. Недвижимость и иное имущество, требующее регулярного использования и ухода. Оно передается управляющему лицу, которое выбирается органом попечительства и опеки (ОПО). Этот гражданин действует на основании договора с ОПО. При этом он гасит задолженности, оплачивает текущие счета и налоги. Все ранее оформленные доверенности и поручительства аннулируются (ст.188 ГК РФ).
  2. Трудовые отношения. Все трудовые договора с безвестно отсутствующим лицом прекращают действие. Признаются расторгнутыми и договора, где этот человек выступал в качестве работодателя.
  3. Лица, находившиеся под опекой и на иждивении безвестно отсутствующего лица. Им оформляется пенсия по потере кормильца. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда. Сохраняются и все ранее назначенные льготы и пособия.
  4. Семейные отношения. После вынесения судебного решения супруг (супруга) имеет право на упрощенный порядок прекращения брака (развода) на основании п.2.ст.19 Семейного кодекса РФ (СК РФ). Ребенок пропавшего человека может быть усыновлен.
  5. Фудициарные и агентские договора, комиссионные расчеты, утрачивают юридическую силу.

Порядок признания

Глава 30 ГПК РФ регламентирует порядок признания безвестного отсутствия. Для вынесения такого решения заинтересованное лицо должно подать иск (заявление) в суд по месту своего жительства (ст.276 ГПК РФ). В судебном разбирательстве обязательно участие прокурора (ст.278 ГПК РФ).

Кто может инициировать судебное разбирательство

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подает заинтересованное лицо (ст.42 ГК РФ), при этом закон не расшифровывает понятие «заинтересованное лицо». Им может являться близкий родственник, кредитор, работодатель, соучредитель компании или компаньон по бизнесу, участник в общей собственности. Другими словами, инициировать судебное разбирательство может стать любое физическое или юридическое лицо, имеющее материально-правовые отношения с исчезнувшим человеком, а также прокурор.

Исковое заявление

Обязательной формы искового заявления законодательство не устанавливает. Требования к его содержанию определяет ст.277 ГПК РФ. В заявлении должно быть отражено:

  • цель признания безвестного отсутствия;
  • обстоятельства установления факта отсутствия и доказательства исчезновения;
  • срок безвестного отсутствия, дата установления;
  • факты, угрожавшие жизни, и возможные причины исчезновения.

В иске также рекомендуется указать о том, какие меры принимались по розыску. Если заявление подается по поводу исчезновения военнослужащего, то следует указать об его участии в военных действиях и даты их завершения.

Прилагаемые документы

К заявлению следует приложить такие документы:

  • удостоверение личности заявителя (паспорт);
  • документ об отношении к отсутствующему человеку (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, договор и т.п.);
  • документы, подтверждающие отсутствие человека (справка от управляющей компании или ЖКО, справка или ходатайство с последнего места работы или учебы, справка из органов МВД, свидетельские показания и т.д.);
  • копии заявлений и обращений на поиск пропавшего человека; ;
  • квитанция об уплате госпошлины.
Читайте так же:
Изменение размера пенсии при переезде из района Крайнего Севера

При наличии документов, проливающих свет на возможные причины исчезновения, их также следует приложить к заявлению. Поможет судебному разбирательству и перечень других заинтересованных лиц и лиц, которые могут обладать дополнительной информацией.

Государственная пошлина

В соответствии с пп.8 п.1 ст.333.19 НК РФ на признание безвестного отсутствия устанавливается госпошлина в размере 300 рублей.

Сроки

Заявление на признание безвестного отсутствия можно подать через 12 месяцев после установления факта исчезновения. Срок давности для таких исков не предусмотрен. Если прошло более 5 лет, то можно подать сразу заявление на признание человека умершим.

Вынесение судебного решения

На основании ст.278 ГПК РФ судья в ходе рассмотрения дела выявляет и опрашивает всех лиц, обладающих нужными сведениями об исчезнувшем человеке, а также запрашивает государственные органы и организации (ЖКО, органы МВД и Минздрава, и т.п.) по территориальному признаку и месту трудовой деятельности.

Опираясь на результаты разбирательства, суд выносит соответствующее решение – признание безвестного отсутствия или отказ в признании. При вынесении положительного решения судья предлагает ОПО определить доверительного управляющего имуществом.

Причины для отказа в удовлетворении заявления

Суд может отказать в удовлетворении иска о признании безвестного отсутствия, если имеются подозрения на то, что исчезнувший человек жив, но хорошо скрывается. Они возникают при наличии свидетельств подготовки к бегству. Вескими причинами становятся совершенные правонарушения, наличие больших долгов, уклонение от уплаты алиментов, серьезные ссоры в семье и иные обстоятельства, когда человек желает скрыться. Он может уехать за границу, «раствориться» на огромных просторах России, сменить фамилию и даже сделать пластическую операцию. Отсутствие реальных попыток найти исчезнувшего человека также вызывает серьезные подозрения.

Судебная практика

Суд должен внимательно относиться к рассмотрению указанных дел. Бывают случаи, когда после принятия решения о безвестном отсутствии, человек появляется, и возникает масса проблем по возвращению ему всех прав. Особого внимания заслуживает вопрос о том, с какой целью заявитель обращается с подобной просьбой в суд.

При судебном разбирательстве часто приходится сталкиваться с такими вопросами:

Рассмотренные цели обращения в суд часто встречаются в судопроизводстве. Судья должен подойти к рассмотрению дела с учетом этого.

Особенности

Последствия явки пропавшего лица

По сути, признаются недействительными все действия, совершенные в результате судебного решения. Например, отменяется усыновление детей. Может быть признано недействительным расторжение брака. Сложнее решается вопрос, если прежняя супруга успела снова выйти замуж. Такой брак просто отменить нельзя, и все вопросы решаются по обоюдному согласию. Появившийся гражданин имеет право восстановиться и на прежнем месте работы, если причины исчезновения признаются вынужденными.

Розыск пропавшего без вести

Особо внимание суд уделяет мерам, принятым по розыску исчезнувшего человека. Система розыска граждан в РФ основывается на Инструкции, утвержденной Приказом МВД от 05.05.93 №213, Указании Генпрокурора от 20.11.98 № 83/36 и Приказе МВД от 24.09.98 №1/19934. Эти документы направлены на совершенствование деятельности по розыску безвестно исчезнувших лиц. Система начинает работать при поступлении заявления о пропаже человека в территориальное отделение МВД или участковому уполномоченному. В случае отсутствия человека без объективных причин и при отсутствии о нем каких-либо сведений в течение 15 суток возбуждается уголовное дело. Все поданные заявления обязательно регистрируются в Книге учета происшествий. При необоснованном отказе в приеме заявления проводится служебное расследование, а виновные несут наказание.

Розыск должника по алиментам

Исчезновение человека может объясняться его желанием уклониться от уплаты алиментов. Это обстоятельство обязательно учитывают органы МВД и суд при подаче заявления заинтересованным лицом.

Закон №229-ФЗ устанавливает, что при вынесении судебного решения о выплате алиментов судебный пристав открывает производство. При исчезновении данного лица назначается процедура розыска. Пристав направляет запросы в органы МВД, кредитные учреждения, ГИБДД, Пенсионный фонд, ФНС, Росреестр.

Для проведения розыска взыскатель алиментов или его адвокат подает заявление в Службу судебных приставов (ССП). В нем указываются реквизиты судебного решения, сведения о плательщике, сроке невыплаты и сумме задолженности.

Можно ли заявить о безвестном отсутствии лица, находящегося в розыске за совершение преступления

Суд выносит решение о безвестном отсутствии только при полной уверенности, что человек не исчез по собственному желанию и не подготовил свой побег. Если он замешан в преступном деянии, и на это есть свидетельские показания, то суд имеет полное право отказать в принятии такого решения.

Признание гражданина безвестно отсутствующим является вынужденной мерой, призванной исключить неопределенность в правовом поле. Такое решение может принять только суд на основании искового заявления заинтересованного лица. Законодательство предусматривает определенные юридические последствия после такого признания, перераспределяющие права и обязанности исчезнувшего гражданина. При явке человека, ранее признанного безвестно отсутствующим, ему возвращаются все права.

Как признать мужа безвестно отсутствующим

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Брак между супругами расторгнут в октябре 2019 года. Имеется несовершеннолетний ребенок. По последнему месту проживания и по месту регистрации о супруге с момента расторжения брака супруге ничего неизвестно. Взысканные судом алименты бывший супруг не выплачивает.
Вправе ли супруга признать бывшего супруга безвестно отсутствующим в целях получения пособия по потере кормильца?

В соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.
Из положений ст. 43 ГК РФ следует, что целью признания гражданина безвестно отсутствующим является охрана его имущественных интересов, а также интересов других заинтересованных лиц. В частности, у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении безвестно отсутствующего лица, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно правилам пенсионного законодательства, если данный факт установлен судом (ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Конституционный Суд РФ в определении от 07 ноября 2013 г. N 1733-О указал, что институт признания гражданина безвестно отсутствующим имеет своей целью предотвращение — как для самого гражданина, о месте пребывания которого нет сведений в его месте жительства, так и для других лиц, в том числе имеющих право на получение от него содержания, для которых от признания гражданина безвестно отсутствующим зависит реализация определенных социальных гарантий — негативных последствий такого отсутствия в имущественной и неимущественной сфере. Таким образом, признание гражданина безвестно отсутствующим направлено прежде всего на защиту интересов обратившихся в суд лиц, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим должно повлечь возникновение соответствующих прав и обязанностей. Цель, для достижения которой заявителю необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим, должна носить правовой характер, то есть иметь связь с правовыми последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. N 15-КГ14-8.
Соответственно, мать ребенка, будучи заинтересованным лицом, вправе требовать в судебном порядке признания его отца безвестно отсутствующим, с тем чтобы получать меры социальной поддержки.
Согласно ст. 277 ГПК РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим*(1) должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина.
Положениями ст. 278 ГПК РФ предусмотрено, что судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
С учетом приведенных норм предмет доказывания по делам данной категории охватывает установление следующих обстоятельств: установление места жительства гражданина, отсутствие в этом месте жительства сведений о его месте пребывания в течение года, принятие заявителем мер по его розыску, невозможность установления места нахождения данного гражданина, существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться, в частности, находиться в розыске, наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим.
То есть признанию гражданина безвестно отсутствующим должна предшествовать система розыскных мероприятий, предпринятых как компетентным органом, которым в силу п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» является полиция, так и самим заявителем (решение Березовского городского суда Свердловской области от 23 марта 2021 г. по делу N 2-204/2021, решение Калининского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 ноября 2020 г. по делу N 2-3590/2020, решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 октября 2020 г. по делу N 2-790/2020, решение Беляевского районного суда Оренбургской области от 14 октября 2020 г. по делу N 2-483/2020).
Отметим, что, помимо полиции, полномочиями по розыску должника в исполнительном производстве наделены судебные приставы-исполнители (ст. 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон N 229-ФЗ). При этом в ч. 16 ст. 65 Закона N 229-ФЗ предписано, если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим (определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 г. по делу N 8Г-5658/2021[88-6833/2021]).
Однако суды не всегда признают достаточным подтверждением безвестного отсутствия гражданина документы, предоставленные судебными приставами-исполнителями, исходя из того, что сам по себе факт нахождения человека в розыске в рамках исполнительного производства не является бесспорным доказательством безвестного исчезновения (апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 17 ноября 2020 г. по делу N 33-10625/2020, решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 16 сентября 2020 г. по делу N 2-2208/2020).

Читайте так же:
Цена на обслуживание лифта в МКД

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

2 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Примерная форма заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 276 ГПК РФ. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (действующая редакция)

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 276 ГПК РФ

1. Положения комментируемой нормы открывают новую главу в рамках особого производства, посвященную особенностям рассмотрения и разрешения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением является фактическое отсутствие человека в течение времени, определенного гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. ст. 42, 45 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Читайте так же:
Продление регистрации ребенку иностранного гражданина

В зависимости от обстоятельств, при которых человек пропал, гражданское законодательство варьирует сроки, по истечении которых гражданина можно объявить умершим. Так, общим правилом является пятилетний срок отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания. Срок сокращается до шести месяцев, если человек пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, например наводнение, землетрясения, иные стихийные бедствия и аварии. Особый срок объявления умершим установлен для военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие лица могут быть объявлены судом умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

2. Как гражданское законодательство, так и положения комментируемой нормы в качестве лиц, имеющих право на обращение в суд с соответствующим заявлением, называют заинтересованных лиц, не раскрывая, кто может входить в их круг. Однако в судебной практике нередки случаи, когда суды отказывают в принятии заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в связи с тем, что заявитель не является лицом, заинтересованным в признании лица безвестно отсутствующим либо объявлении умершим.

Пример: Ц. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать безвестно отсутствующим А. В заявлении указал, что является собственником квартиры, в которой помимо членов семьи заявителя зарегистрирован А., о месте нахождения которого заявителю ничего не известно. Признание А. безвестно отсутствующим позволит снять указанного гражданина с регистрационного учета по месту жительства, и заявитель будет освобожден от обязанности уплачивать коммунальные платежи за А. Исходя из заявления Ц., суд пришел к выводу о том, что Ц. не является лицом, заинтересованным в признании А. безвестно отсутствующим, поскольку при этом у заявителя не возникают, не изменяются и не прекращаются какие-либо личные или имущественные права. Требования заявителем предъявлены в суд только в связи с необходимостью снять А. с регистрационного учета по месту жительства (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2015 г. по делу N 33-24586/2015).

Анализ судебной практики, а также комментируемой нормы позволяет сделать вывод, что в качестве заинтересованных лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, могут выступать:

— во-первых, граждане, для которых решение суда по такому заявлению является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав;

— во-вторых, с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ лицо, обратившееся в суд с заявлением в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица, при условии, что действующим законодательством ему предоставлено такое право;

— в-третьих, как физические лица, так и юридические лица, поскольку в комментируемой норме законодатель использует словосочетание «место нахождения» заинтересованного лица, употребляемое применительно к юридическим лицам.

В науке гражданского процессуального права отмечается, что понятие «заинтересованное лицо» поглощает понятие «заявитель», поскольку заявитель в первую очередь и является заинтересованным в деле лицом. При этом в качестве заявителя по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим ученые предлагают рассматривать лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладающее правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Заявитель имеет юридическую заинтересованность в исходе дела; он выступает в судопроизводстве от своего имени в защиту своих интересов; заявитель пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими лицу, участвующему в деле, но с учетом специфики особого производства; заявитель обладает распорядительными полномочиями, влияющими на динамику процесса .

См.: Портянкина С.П. Судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в суде первой инстанции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 26.

Как свидетельствует практика, в качестве заинтересованных лиц по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, как правило, выступают потенциальные наследники: супруг, родители, дети и другие. Также такая возможность предоставлена работодателям в случае необходимости увольнения работника по п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ ввиду признания судом работника умершим или безвестно отсутствующим; командирам воинских частей в отношении военнослужащих с целью исключения пропавших военнослужащих из списков личного состава войсковой части в соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и т.п.

Читайте так же:
Ошибка при оформлении паспорта

3. Законодатель в комментируемой норме определяет не только круг лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, но и суды, полномочные рассматривать такие дела исходя из правил подсудности. Согласно позиции законодателя дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должны рассматриваться по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица.

Понятие «место жительства» определяется в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства в совокупности с нормами, регламентирующими право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (подробнее об этом см. п. 1 комментария к ст. 266). При этом, как показывает анализ судебной практики, при принятии от физических лиц заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим могут возникать коллизии с определением подсудности таких дел. В частности, такие ситуации возникают при обращении в суд с соответствующим заявлением законного представителя несовершеннолетнего, являющегося заинтересованным лицом, в случае, когда адреса регистрации указанных лиц не совпадают (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 22 декабря 2015 г. по делу N 33-48583/2015).

Кроме того, учитывая, что в соответствии с действующим процессуальным законодательством споры о подсудности не допускаются, несмотря на имеющие место при определении подсудности ошибки, суды в целях обеспечения прав граждан на доступ к правосудию обязаны принимать к своему производству заявления, поданные с нарушением правил подсудности, если ранее другим судом заявителю было отказано в принятии заявления по тем же основаниям.

Пример: Н.А. постоянно проживал в г. Старая Русса Новгородской области, где также проживала его мать Н.Л., которую он просил при обращении в Старорусский районный суд Новгородской области признать безвестно отсутствующей. Однако районный суд возвратил заявление Н.А. и разъяснил ему право обратиться с указанным заявлением в Кольский районный суд Мурманской области по месту пребывания Н.А. в настоящее время. Кольский районный суд также возвратил заявление Н.А., рекомендовав обратиться в Старорусский районный суд. Мурманский областной суд, рассмотрев частную жалобу Н.А., отменил определение суда первой инстанции, поскольку при сложившихся обстоятельствах Кольский районный суд, возвращая заявление Н.А., фактически лишил его права на доступ к правосудию и тем самым нарушил не только процессуальные, но и конституционные права заявителя (см. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 1 октября 2015 г. N 33-3026/2015).

4. Место нахождения юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом в Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, исходя из которого и определяется территориальная подсудность рассмотрения дела судом.

Трудности в определении подсудности дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим возникают и при обращении в суд организаций. Как показывает практика, такие проблемы возникают в случае обращения в суд с соответствующими заявлениями структурных подразделений юридических лиц.

Пример: Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в СЗАО было возвращено заявление о признании умершей А. Возвращая заинтересованному лицу заявление, суд отметил, что место нахождения заявителя не относится к территории юрисдикции Тушинского районного суда г. Москвы, поскольку Управление Департамента жилищной политики не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому заявитель, расположенный по адресу юрисдикции Пресненского районного суда г. Москвы, был не вправе обращаться с данным заявлением в Тушинский районный суд г. Москвы (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 16 декабря 2013 г. по делу N 11-41105).

Таким образом, в приведенном примере из судебной практики суд фактически рекомендовал обратиться заявителю в суд по месту нахождения юридического лица, а не его структурного подразделения. В то же время существует судебная практика, признающая право обособленных структурных подразделений на обращение в суд по месту их нахождения.

Пример: Приморский краевой суд, рассматривая частную жалобу филиала ЗАО на определение городского суда о возвращении заявления о признании безвестно отсутствующим работника филиала, своим Определением от 21 мая 2014 г. по делу N 33-4878/2014 отменил Определение суда нижестоящей инстанции, обосновав свою позицию тем, что в качестве заинтересованного лица выступает работодатель, независимо от его правового статуса (юридическое лицо или филиал).

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Читайте так же:
Как заверить копию плохо читаемого документа

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

  • Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим
  • Статья 44. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

Комментарий к ст. 43 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена последствиям признания гражданина безвестно отсутствующим. Для обеспечения сохранности его имущества современный законодатель отказался от известной в прошлом опеки всего имущества в пользу договора доверительного управления его частью, требующей постоянного управления (ср. ст. 19 ГК 1964 г. и абз. 1 п. 1 ст. 43 ГК РФ). Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 38 ГК можно предположить, что речь идет о недвижимом и ценном движимом имуществе. Решение суда, упоминаемое в абз. 1 п. 1 ст. 43, — решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, но не о передаче его имущества для управления: а) после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина (п. 2 ст. 278 ГПК); б) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим — основание для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им (п. 1 ст. 279 ГПК). Поэтому вопрос о передаче имущества в управление и о заключении договора решает не суд, а орган опеки и попечительства, что подтверждает и правило п. 2 ст. 43, согласно которому управление имуществом безвестно отсутствующего может быть установлено и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания, а значит, во всяком случае до судебного признания безвестного отсутствия.

Итак, управление имуществом безвестно отсутствующего покоится на фактическом составе из трех последовательных юридических фактов: а) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим; б) решение органа опеки и попечительства о необходимости управления его имуществом и определение фигуры управляющего; в) договор доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего, заключаемый органом опеки и попечительства с доверительным управляющим (абз. 1 п. 1 ст. 43). Основная функция последнего помимо обеспечения сохранности имущества безвестно отсутствующего — а) предоставление из этого имущества содержания его иждивенцам и б) погашение его долгов по другим его обязательствам (абз. 2 п. 1 ст. 43). Поскольку доверительное управление имуществом возникает по основанию, предусмотренному законом, к нему могут применяться правила гл. 53 ГК, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа данных отношений (ст. 1026 ГК). Имущество безвестно отсутствующего, не требующее постоянного управления (с учетом вышесказанного — неценная движимость), находится за рамками ст. 43 и не требует заключения договора (если иное не определяет специальный закон — п. 3 ст. 43).

2. Прочие правовые последствия признания безвестно отсутствующим (п. 3 ст. 43) могут быть гражданскими (см., например, подп. 6, 7 п. 1 ст. 188 ГК) и иными. Так, признание гражданина безвестно отсутствующим позволяет его супругу расторгнуть брак в органах загса независимо от наличия общих несовершеннолетних детей (расторжение брака и выдача свидетельства о его расторжении производятся по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака — п. п. 2, 3 ст. 19 СК). Признание безвестно отсутствующими родителей ребенка исключает их согласие на его усыновление (ст. 130 СК). Признание безвестно отсутствующим работника (работодателя) — основание для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 6 ст. 83 ТК). При признании гражданина безвестно отсутствующим его семья приравнивается к семье умершего кормильца, иждивенцы из числа нетрудоспособных членов его семьи имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, а один из членов его семьи (например, один из родителей или супруг) имеет право на такую пенсию независимо от наличия у него статуса иждивенца (п. 1 ст. 9 Закона о пенсиях). Для более серьезных правовых последствий — открытия наследства и перехода имущества безвестно отсутствующего гражданина к другим лицам — признания его безвестно отсутствующим недостаточно: он должен быть объявлен умершим (ст. ст. 45, 1113 ГК). Факт безвестного отсутствия констатирует судебное решение, он не является актом гражданского состояния и не подлежит регистрации в этом качестве (ст. 47 ГК).

Судебная практика по статье 43 ГК РФ

Соответственно, истец не вправе обжаловать решения, принятые залогодателем (компанией Абдулто Лимитед) на спорном собрании, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 43 Закона N 14-ФЗ, статьей 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Оснований для квалификации обжалуемого решения в силу пункта 6 статьи 43 Закона N 14-ФЗ, пунктов 1 — 4 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе по мотиву его противоречия основам правопорядка или нравственности, как не имеющего юридической силы (ничтожного), не установлено.

Данные выводы суда согласуются с положениями статей 34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, которыми установлены пределы и границы деятельности представительного органа местного самоуправления и в силу которых федеральным законодательством действительно не предусмотрено полномочие представительного органа, в частности, на дачу согласия главе муниципального образования по утверждению заместителей главы местной администрации, руководителей муниципальных унитарных предприятий. Представительный орган местного самоуправления вправе лишь по представлению главы местной администрации утвердить структуру местной администрации, однако не вправе каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительных действиях главы муниципального образования или администрации местного самоуправления, а также участвовать в назначении руководителей муниципальных предприятий посредством предварительного согласования названного вопроса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию