Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как привлекается к ответственности человек с двойным гражданством?

Штрафуют ли за двойное гражданство в РФ в 2021 году

Вопрос двойного гражданства в России был решен на законодательном уровне более 20 лет назад. С тех пор законодательство претерпело ряд изменений, но штраф за двойное гражданство в России введен так и не был. Впрочем, это не значит что бипатриды, нарушающие российский закон, могут чувствовать себя безнаказанно – специально для них административное и даже уголовное законодательство было дополнено новыми статьями.

штраф за двойное гражданство в России

Общая информация о бипатризме

Прежде чем рассматривать последствия двойного гражданства в России, стоит разобраться в понятиях и сути вопроса под призмой российского права.

Бипатризм, или, как его еще называют, двоегражданство, пришел в нашу правовую систему из римского права. Там он определял положение лица, которое одновременно имеет устойчивую правовую связь сразу с двумя разными государствами. Явление имеет сложную правовую структуру и в разных странах может иметь разную форму выражения.

Стоит сразу уяснить: «два» и «двойное гражданство в РФ» – понятия разного характера. Так, «двойное» возможно только при наличии межгосударственной договорной базы о взаимном признании двойственного статуса бипатридов. Например, у РФ Соглашение об урегулировании вопросов бипатризма действует только с Таджикистаном.

При отсутствии такой договорной базы страны отказываются признавать двойственный статус бипатридов, и даже при наличии у гражданина второго паспорта рассматривают его исключительно как собственного гражданина. Такое явление называется «вторым» или «множественным» индигенатом (гражданством): в этом случае права и обязанности возникают у бипатрида по отношению к каждому из государств.

В законодательстве РФ не определена ответственность за двойное или множественное гражданство. Но бипатрид обязан об этом уведомить Главное управление по вопросам миграции во избежание наказания.

Пройдите социологический опрос!

Запрет бипатризма в РФ

Так как в РФ действует только одно профильное международное соглашение, логично задаться вопросом, запрещено ли в России двойное гражданство с другими странами, помимо Таджикистана. Отвечает на него ст. 62 Конституции РФ: гражданин РФ вправе приобрести паспорт иностранного государства и это не будет умалять его гражданских права и обязанностей.

Уточняется ответ в ст. 6 ФЗ № 62 от 31.05.2002 “О гражданстве Российской Федерации”, согласно которой приобретение иностранного индигената не влечет прекращения политико-правовой связи с Россией. Но в то же время, если международное соглашение отсутствует, бипатризм в России не влечет признания двойственного статуса владельца двух паспортов: в отношениях с государством бипатрид рассматривается исключительно как гражданин России.

Россияне могут иметь только российско-таджикское двойное гражданство. Во всех остальных случаях приобретения иностранных паспортов индигенат будет множественным и не будет признаваться российскими властями.

Об отношении РФ и других стран к множественному гражданству расскажет статья “Разрешено ли двойное и множественное гражданство в РФ“.

Впрочем, это не значит, что он не будет налагать на бипатрида некоторые обязанности и ограничивать его в некоторых гражданских правах.

Обязанность сообщать о втором паспорте

Законодатель уверен, что для россиян, имеющих иностранные паспорта, снижается ценность политико-юридической связи с Россией. Считается, что его волеизъявление будет обусловлено в том числе требованиями, которые возникают к нему по факту приобретения принадлежности к другому государству. В связи с этим, например, ст. 16 ФЗ № 79 от 27.07.2004 запрещает бипатриду работать на государственной службе.

Уведомление о двойном гражданстве подается вместе с копией загранпаспорта или российского внутреннего паспорта и документа, подтверждающего второе гражданство, в подразделение ГУВМ МВД по месту жительства/нахождения либо через любое почтовое отделение. Форма, порядок оформления и правила подачи такого документа утверждены приказом МВД № 267 от 03.05.2018.

Подать уведомление нужно в течение 2 месяцев после приобретения иностранного паспорта, если бипатрид проживает на российской территории, если он проживает за границей – в течение 30 дней после приезда в Россию.

Подробно о вопросах, касающихся предоставления информации о наличии второго паспорта, читайте в материале “Регистрация двойного гражданства в ГУВМ МВД“.

Законом предусмотрена ответственность за неуведомление о двойном гражданстве.

Есть ли ответственность за двоегражданство в России

Конституция, напомним, утверждает: второй иностранный паспорт не умаляет гражданских прав и обязанностей россиянина. Государство относится к владельцам второго индигената с особой осторожностью и желанием контролировать, но только лишь за это привлекать их к ответственности не намерено: наказание за двойное гражданство в России законодательством не предусмотрено.

что грозит за второе гражданство в России

По мере повышения геополитических угроз и давления на РФ со стороны мирового сообщества, российские власти приняли решение повысить ответственность бипатридов. В соответствии с ФЗ № 142 от 04.06.2014 «О внесении изменений…», ст. 6 ФЗ № 62 была дополнена существенными обязательствами бипатридов, в частности, вышеописанной обязанностью подать уведомление. Но сообщение о своем бипатризме – далеко не единственное, чем грозит двойное гражданство в РФ.

Наряду с введением обязанности сообщать о наличии второго паспорта законодатель ввел наказание за нарушение этого требования. За время действия новой нормы сложилась внушительная практика привлечения граждан к ответственности.

Только за первые полгода действия нормы (на начало 2015 года) к ответственности были привлечены свыше 70 тыс. нарушителей. Обращаем внимание, что речь идет не только о россиянах, получивших иностранные паспорта, но и об иностранцах, вступивших в российское гражданство и при этом сохранивших иностранные документы (хотя ст. 13 ФЗ № 62 требует от них отказа от иностранного индигената).

Читайте так же:
Договор дарения недвижимости

Читателям важно понимать, что грозит за второе гражданство в России в случае нарушения обязанности об уведомлении: это может быть административная и даже уголовная ответственность. На каждой из них предлагаем остановиться подробнее.

Привлечение к административной ответственности

Возможность привлечения российских бипатридов к административной ответственности определена ст. 19.8.3 КоАП. В соответствии с ней факт того, что гражданин Российской Федерации приобрел гражданство другой страны, влечет обязанность направления уведомления в территориальные органы Главного управления по вопросам миграции. Если гражданин нарушит порядок такого уведомления, в том числе:

  • пропустит срок для подачи документа, например, подаст его после истечения 2 месяцев или 30-дневного срока с момента въезда в Россию;
  • представит ложные сведения либо поданные им копии документов окажутся поддельными или содержащими ложные сведения;
  • представит информацию о бипатризме в неполном объеме, например, не сообщит обстоятельства приобретения иностранных паспортов,

его ждет штраф. По факту выявления нарушений порядка подачи извещения сотрудники миграционной службы составят протокол о правонарушении, после чего гражданину может быть назначен штраф в размере от 500 до 1 тыс. рублей.

Обращаем внимание, что к такой ответственности привлекаются те, кто решились уведомить миграционные органы, но нарушили порядок уведомления. Ответственность за сокрытие второго гражданства значительно жестче, чем небольшой штраф.

Привлечение к уголовной ответственности

Наряду с административным в 2019 году бипатридам угрожает и уголовное наказание, и оно гораздо серьезнее. Согласно ст. 330.2 УК, на бипатрида может быть наложен штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы (или любого другого регулярного дохода) за срок до 1 года. Альтернативная мера наказания – обязательные работы на срок до 400 часов. Но это, обращаем внимание, статья за сокрытие двойного гражданства.

То есть санкция по ней применима только к тем лицам, которые, несмотря на наличие иностранных паспортов, не стали сообщать о них российским властям. Привлечение по этой статье возможно также и в случае получения гражданств нескольких стран (более чем двух), но сообщения в миграционные органы РФ не обо всех из них. Обращаем внимание, что наказание по этой статье возможно только по приговору суда.

штраф за сокрытие второго гражданства

Стоит отметить, что уголовная ответственность за двойное гражданство в России, а, точнее, за его сокрытие, имеет признаки неконституционности. Дело в том, что ст. 14 УК рассматривает деяния граждан как преступные только в случае их общественной опасности. Соответственно и меры ответственности должны быть определены как соразмерные опасности деяния. В то же время общественная опасность деяния гражданина, не сообщившего о наличии у него второго паспорта, как минимум неочевидна.

С учетом того, что закон рассматривает бипатрида исключительно как гражданина РФ, обязанность, возложенная на него, может быть рассмотрена как вмешательство в неприкосновенность частной жизни. А это уже является нарушением ст. 24 КРФ. Впрочем, несмотря на это, на момент подготовки публикации штраф за сокрытие второго гражданства отменен так и не был.

Как выявляют нарушителей

Надо сказать, что прецеденты привлечения к ответственности носят исключительный характер. В отношении административной ответственности все просто: факт нарушения может быть выявлен только при подаче гражданином уведомления и, соответственно, выявлении пропуска сроков или сообщения неполных или ложных сведений.

Если гражданин добровольно не обращается в ГУВМ, на практике привлечь его к административной ответственности не представится возможным.

Зато если факт сокрытия сведений о бипатризме станет известен правоохранительным органам, гражданин точно будет привлечен к уголовной ответственности. Вот только как такие сведения могут стать им известны – большой вопрос. Специальных проверок на этот счет правоохранители не проводят, потому среди возможных путей получения таких сведений только:

  • выяснение их в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • выявление иностранных документов по результатам обысков и досмотров;
  • самостоятельное предъявление гражданином иностранных документов, например, при прохождении пограничного контроля.
Читайте так же:
Возврат налога при покупке автомобиля: возможен ли

Можно ли отказаться от второго гражданства

Под угрозой быть привлеченным к ответственности многие идут на отказ от российского гражданства. Законом это не запрещено: в соответствии со ст. 20 ФЗ № 62, гражданин сможет добровольно утратить российский индигенат, если:

  • не имеет неисполненных обязательств перед РФ, в частности, задолженности по налогам и штрафам, не уклонялся от воинской обязанности;
  • не привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого к уголовной ответственности или не отбывает наказание по приговору суда;
  • имеет иное гражданство и не останется в результате апатридом.

Процедура выхода из гражданства, бланки необходимых заявлений и перечни документов определены Положением, утв. Указом Президента РФ № 1325 от 14.11.2002. В зависимости от места жительства бипатрида предусмотрен общий и упрощенный порядок выхода из индигената. В зависимости от этого срок рассмотрения вопроса может занимать 12 и 6 месяцев соответственно.

Подробно о том, как правильно подойти к оформлению документов на выход из гражданства РФ, расскажет статья “Отказ от российского гражданства в 2019 году: процедура выхода из гражданства“.

Заключение

Двойное гражданство само по себе не является причиной привлечения гражданина РФ к ответственности. Однако бипатрид обязан уведомлять российские власти о втором гражданстве, и если он нарушит эту обязанность, то может быть привлечен к ответственности. Административный штраф предусмотрен для тех, кто нарушит порядок подачи извещения о двоегражданстве. Если бипатрид решит скрыть этот факт, ему угрожает уже уголовное наказание.

Штраф и ответственность за двойное гражданство в России в 2021 году

Конституционное право Российской Федерации не запрещает иметь сразу несколько гражданств других стран одновременно. Но достаточно часто можно услышать, что российские миграционные органы наложили штраф на лицо, имеющее двойное гражданство. Почему это происходит, давайте разбираться.

Двойное гражданство в Российской Федерации

На сегодняшний день существует два понятия, которые сами по себе различны, но простые обыватели их достаточно часто объединяют в одно и путают:

  1. Двойное гражданства;
  2. Два гражданства.

Дело в том, что в России под двойным гражданством имеется ввиду наличие у лица гражданства России и гражданства той страны, с которой у России заключено специальное соглашение. Таких стран на сегодняшний день две – Туркмения и Таджикистан.

Два гражданства – это явление, когда у гражданина имеется два или более гражданств одновременно, но без заключённого между этими государствами мирового соглашения, позволяющего иметь двойное гражданство. То есть для России два гражданства могут иметь граждане всех стран кроме Туркмении и Таджикистана.

Важно ! Наличие у гражданина гражданства одного из них и Российского гражданства такие называется бипатризмом.

Обязанности граждан с двойным гражданством

Для лиц, имеющих именно двойное гражданство, законодательство предусмотрело выполнение обязанностей перед обеими странами. Так, например, проживая на территории России мужчина с двойным гражданством на равне с простым гражданином должен отслужить в армии, но, если же он проживает на территории Туркмении или Таджикистане, то аналогичное обязательство возникает у него именно здесь. Те же условия касаются и сферы налогообложения: двойной гражданин платит налог в казну государства, в котором проживает на данный момент.

Обязанности гражданина России при получении второго гражданства

Обязанности гражданина России, имеющего дополнительно второе гражданство, ничем не отличаются от обязанностей обычного россиянина. Однако, одно отличие все же есть: если российский гражданин решил пойти на получение второго гражданства в другой стране, то у негопоявляется новая обязанность – информирование государства Российской Федерации о своём решении и его результатах. Однако, очень часто такие россияне не желают это делать и стараются всячески скрыть сей факт.

Важно ! Кроме того такие личности, получив гражданство другой страны, становятся обязанными выполнять свои обязательства и перед этой страной. Таким образом, уплачивать налоги и пошлины такой гражданин будет обязан в казну сразу обоих государств. Так же, отслужив в вооруженных силах России, лиц мужского пола могут призвать и в той стране, где он недавно получил гражданство.

Информирование миграционной службы России о получении россиянином второго и более гражданств

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации позволяет иметь российским гражданам второе гражданство, а точнее не запрещает этого, перед такими лицами существует определенная обязанность, о которой говорилось выше – своевременное информирование родного государства о наступлении такого случая, иначе на данное лицо будет наложена определенная ответственность.

Читайте так же:
Дарение акций английской компании российскому гражданину

Чтобы донести информацию до Государственных органов России, необходимо отправить своего рода уведомление. Его направляют в органы миграционной службы – ГУВМ МВД России. При этом должно быть соблюдено одноиз следующих условий:

  1. Временное ограничение предполагает информирование в течение 60 календарных дней с момента получения второго гражданства лицами, проживающими в России;
  2. Временное ограничение на информирование для лиц, не проживающих в России, составляет не более 30 дней с момента пересечения границы Российской Федерации.

В случае просрочки вышеуказанных сроков или полного сокрытия факта получения второго гражданства такой россиянин будет наказан согласно российскому законодательству. Все дело в том, что и Конституция и ФЗ «О двойном гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 года N62-ФЗ не предусматривают какого-либо наказания, но поправки в законодательстве от 2014 года внесли изменение в систему информирования и добровольного отказа от него, а так же механизм наказания за неисполнение статей закона.

Ответственность за нарушения законодательства Россиив сфере информирования органов госвласти о втором и более гражданстве

Люди, которые преднамеренно сокрыли факт получения второго гражданства либо не смогли во время проинформировать об этом миграционную службу России являются нарушителями закона. В настоящий момент для таких нарушителей предусмотрено два варианта ответственности:

  1. Административная ответственность;
  2. Уголовная ответственность.

Административная ответственность наступает в случае, когда уведомление имеет изъяны, но все же подано. При этом предусматриваютсяштрафные санкции при следующих нарушениях:

  • Подача заведомо ложных сведений;
  • Неполное предоставление информации;
  • Просрочка направления уведомления.

Размер штрафа в этом случае варьируется от 500 до 1000 рублей.

К привлечению к уголовной ответственности прибегают в том случае, если гражданин целенаправлено скрывает факт получения двойного гражданства.

Важно ! Стоит снова уточнить, что ответственность наступает не за двойное гражданство, а за его сокрытие.

Уголовная ответственность предусматривает два вида наказания:

  1. Штраф в размере двухсот тысяч рублей или в размере годового дохода нарушителя;
  2. Обязательные общественные работы сроком до 400 часов.

Меры по поимке правонарушителей

В настоящий момент проверить таких правонарушителей достаточно трудно, поскольку единой базы граждан, получающих второе гражданство, нет и в принципе быть не может. Однако, вычислить нарушителя все же можно, например, на паспортном контроле в аэропорту или на пограничных блок-постах. Так же определить нарушителя можно при переводе им денежных средств за границу. Однако, последний метод возлагается на банковские организации, добросовестность которых ни разу не проверялась.

Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждан и лица без гражданства несут в Российской Федерации обязанности наравне с российскими гражданами. Данный принцип нашел отражение в нормах охранительного законодательства. Это означает, что иностранцы привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России. Равная ответственность объясняется также тем, что ее меры предполагают ограничение ряда личных и имущественных прав, наличие которых не связано с наличием или отсутствием гражданства. Так, Конституционный Суд РФ (по вопросу лишения свободы иностранцев) подчеркнул, что согласно буквальному смыслу ст. ст. 22 и 46 Конституции и смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П

Исключения из принципа равной ответственности согласно Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961), а также Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963). Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

Читайте так же:
Изменение условий трудового соглашения

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.

Административно-технический персонал дипломатического представительства, проживающие с ними члены их семей (если они являются иностранцами), пользуются лишь иммунитетом от уголовной юрисдикции. Гражданская и административная юрисдикция государства пребывания распространяется на их действия, совершенные не при исполнении своих должностных обязанностей. Иммунитет от привлечения к юридической ответственности тесно связан с иммунитетом от административного принуждения. Дипломатический агент, сотрудники представительства не могут подвергаться аресту или задержанию «в какой бы то ни было форме». Для консульских должностных лиц и консульских служащих предусмотрен менее льготный правовой режим. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функции. Также и в отношении ограничения свободы консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту на основании судебного акта и только в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должностные лица не подлежат любым формам ограничения свободы, «иначе как во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу». Однако это лишь общее правило, предусмотренное Венской конвенцией. Государства вправе заключать двухсторонние соглашения, расширяя объем иммунитетов от юрисдикции консульских должностных лиц. Поэтому они часто пользуются теми же привилегиями, что и дипломатические агенты.

Нужно учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан прежде всего означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой «на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права». При этом ее нормативные основания могут отличаться. Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации. Конституция запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется.

Проблема юридической ответственности иностранных граждан затрагивает вопросы, связанные с совершением правонарушения за пределами Российской Федерации. По общему правилу иностранцы привлекаются к ответственности за правонарушения, совершенные на российской территории. Этот принцип, безусловно, касается административной, материальной ответственности. Некоторые особенности устанавливаются УК РФ. Постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с этим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по российским нормам в случаях, если преступление направлено против российских интересов либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в ней лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на российской территории, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (ст. 12 УК РФ).

В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

КС разъяснил, может ли судья иметь двойное гражданство

КС разъяснил, может ли судья иметь двойное гражданство

Конституционный суд признал, что лицо с двойным гражданством не имеет права быть российским судьей. Лишение такого лица мантии не противоречит Основному закону, в котором нет никакой неопределенности в этом вопросе. КС своим определением отказался рассматривать жалобу экс-судьи Рашада Набиева, так как фактически он просил проверить обоснованность выводов других судебных инстанций.

История вопроса

Рашад Набиев родился на территории Азербайджанской Республики СССР, его родители также были гражданами этой республики. При этом с 1986 года он проживал на территории, которая вошла в состав России после распада Советского Союза. В 2010 году он стал судьей, а в 2012-м – председателем Клетского районного суда Волгоградской области.

Читайте так же:
Регистрация права собственности на дом

В 2019 году Набиев обратился в региональную ККС с заявлением о переназначении, так как срок его полномочий истек. Но члены коллеги усмотрели в предоставленных документах свидетельство того, что у Набиева имеется гражданство Азербайджана. Речь шла о постановлении миграционных органов страны «О принадлежности к гражданству». Из-за этого волгоградская ККС отказала Набиеву в рекомендации, а месяц спустя в рамках другого заседания прекратила его судейские полномочия. При этом сам он на заседании коллегии не присутствовал.

Набиев с таким решением не согласился и подал административный иск в Верховный суд. Его представитель указывал, что ККС не уведомила о заседании надлежащим образом. Постановление «О принадлежности к гражданству», по его версии, не подтверждает непосредственного наличия у Набиева азербайджанского гражданства; к тому же к заседанию, на котором его лишили мантии, постановление уже было отменено. Представитель экс-судьи связал возникшие проблемы с преследованием отца Набиева. Будучи депутатом Волгоградской областной думы, последний заявил, что пенсии низкие получают алкоголики и тунеядцы, после чего лишился мандата. Это произошло накануне отказа Волгоградской ККС в рекомендации его сыну.

ККС полагала, что постановление выступает аналогом паспорта и подтверждает, что у Набиева было гражданство Азербайджана с рождения. По ее данным, Набиев обратился в миграционную службу Азербайджана для отмены решения только после заседания, на котором его лишили мантии.

ВС отказал Набиеву. Суд пришел к выводу, что на момент рассмотрения дела ККС не обладала сведениями о том, что у Набиева нет гражданства Азербайджана. Апелляционная коллегия ВС подтвердила это решение.

Позднее Набиев неоднократно пытался вернуть судейский статус через ВККС. Он просил региональную ККС, Верховный суд и ВККС пересмотреть соответствующее решение по вновь открывшимся обстоятельствам. Речь шла о документальном подтверждении отсутствия у него иностранного гражданства, причем Азербайджан в этом документе ссылался на прохождение Набиевым госслужбы в России как на основание для лишения гражданства. В пересмотре дела экс-судье тоже отказали.

Тогда он обратился в КС для проверки конституционности пп. 6 п. 1 ст. 14 закона «О статусе судей». По мнению Набиева, эта норма допускает расширительное толкование состава документов, которыми можно подтвердить наличие иностранного гражданства.

Позиция КС

Конституционный суд отметил, что наличие у россиянина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод. В то же время лицо с двойным гражданством, согласно ст. 119 Конституции с учетом внесенных в 2020 году поправок, не может занимать должность судьи.

Для гражданина, имеющего подданство иностранного государства, значение российского гражданства как выражения связи с Отечеством объективно снижается, полагает КС. Это оправдывает запрет для таких лиц избираться в органы государственной власти. Этот запрет применим и к другим, перечисленным в Конституции должностям, на которых человек может принимать единоличные властные решения. При этом такое лицо вправе отказаться от гражданства другого государства – в таком случае препятствий для занятия соответствующих постов не будет.

Эти позиции КС уже выражал в 2007 и 2010 годах. Вступившая в силу в прошлом году версия российской Конституции уже напрямую запрещает лицам с двойным гражданством или постоянным видом на жительство за рубежом занимать должность судьи.

Более того, о наличии иностранного гражданства закон требует обязательно сообщать в органы внутренних дел. За отказ от этого предусмотрена ответственность вплоть до уголовной, напомнил КС. В свою очередь, квалификационная коллегия судей при решении вопроса о рекомендации обязана проверить в том числе и отсутствие у кандидата иностранного гражданства или вида на жительство.

КС также напомнил, что наличие у родившегося в одной из республик бывшего СССР лица, которое переехало на территорию современной России еще до его распада, иностранного гражданства по «праву крови» нужно доказывать. Самое очевидное доказательство – соответствующий документ, но если получить сведения из госорганов другой страны невозможно, допустимо принять во внимание другие доказательства, если они достаточно очевидны.

В оспариваемой норме нет никаких противоречий с Основным законом, заключил КС. Фактически Набиев своей жалобой выразил несогласие с оценкой обстоятельств его дела другими судами и Волгоградской ККС. А оценка обоснованности их выводов и их пересмотр не входят в компетенцию Конституционного суда. В связи с этим КС отказался принять к рассмотрению жалобу Набиева.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию