Advokat-inform.ru

Юридический советник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отказаться от центрального отопления

Конституционный суд Российской Федерации разрешил жильцам многоквартирных домов отказываться от централизованного отопления по объективным причинам

С 2000 года в северных районах края, по причине некачественного предоставления услуги по отоплению, отдельными гражданами, проживающими в многоквартирных жилых домах с централизованным теплоснабжением, было произведено переоборудование своих квартир путем установки автономных источников тепла. При этом переоборудование осуществлялось по согласованию с органами местного самоуправления и с внесением соответствующих изменений в техническую документацию.

В результате, собственники квартир были освобождены от оплаты за отопление, подаваемое через центральные сети.

В связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» был установлен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, при наличии подключения дома к централизованному теплоснабжению.

Эта норма получила развитие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила). Пунктом 40 Правил было установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД.

В результате изменения законодательства, с 2014 года собственникам квартир, в которых установлены автономные источники тепла, поступают платежные документы о внесении платы за отопление жилого помещения, подающееся через центральную отопительную систему, которым они фактически не пользуются. Таким образом, собственникам квартир выставляются счета за несуществующую услугу. Сложившаяся ситуация свидетельствует о нарушении прав указанных граждан.

При этом численность граждан в Хабаровском крае, чьи жилые помещения переведены на автономные источники отопления и которым на сегодняшний день выставляются счета на оплату услуги по отоплению дважды, остается существенной. Так, только по Советско-Гаванскому району по состоянию на июнь 2018 года количество квартир, переведенных на автономное отопление, составляло более 1300.

При обращении граждан в суды, последние вставали на сторону ресурсоснабжающих организаций. Такой же позиции придерживался и Верховный Суд Российской Федерации.

Учитывая многочисленные обращения граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, им неоднократно направлялись в Минстрой России предложения о внесении изменений в Правила, однако, они не были реализованы.

Точку в решении обозначенной проблемы поставил Конституционный Суд Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П (далее – Постановление) абзац второй пункта 40 Правил признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, не допускающей возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД.

При этом Конституционный Суд определил, что те граждане, которые произвели переустройство системы внутриквартирного отопления на основании разрешительной документации органов местного самоуправления, несут расходы по оплате за отопление только общедомового имущества.

Конституционный Суд указал Правительству Российской Федерации незамедлительно внести изменения в законодательство, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников жилых помещений, которые были в установленном порядке переведены на индивидуальные поквартирные источники тепловой энергии, лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии на содержание общего имущества. До внесения изменений в законодательство исчисление платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Минстроем России.

Читайте так же:
Банкротство Застройщика при долевом строительстве, что делать дольщику?

Конституционным Судом Российской Федерации также определено, что судебные решения, основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил, как не исполненные, так и исполненные частично, не подлежат дальнейшему исполнению и могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам.

В результате, собственники жилых помещений, которые установили индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, а именно произвели его при наличии разрешения соответствующих органов, не должны нести расходы по коммунальной услуге по отоплению своих квартир, подаваемой через центральную отопительную сеть. Вместе с тем, им должна начисляться плата за отопление общедомового имущества в МКД.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации разрешил многолетний спор между гражданами и ресурсоснабжающими организациями. Но при этом следует учитывать, что для пересмотра неисполненных или частично исполненных судебных решений необходимо волеизъявление заинтересованных лиц, а наличие (отсутствие) оснований для пересмотра судебного решения подлежит установлению судом по заявлению гражданина.

Можно ли отказаться от центрального отопления?

Среди собственников квартир наметилась устойчивая тенденция к переходу на автономные источники теплоснабжения. Развитие технического прогресса позволяет устанавливать в помещениях эргономичные и компактные приборы, мощность которых ничуть не уступает традиционным радиаторам центрального отопления. Закономерно возникновение вопроса о возможности отказа от этой коммунальной услуги.

Можно ли отказаться от центрального отопления?

Фото 1

Законодательство в этом вопросе не даёт чёткого ответа. С одной стороны собственники вольны сами выбирать набор получаемых услуг от коммунальных и обслуживающих организаций. С другой стороны теплоцентраль является частью общедомового имущества, а значит, самовольное внесение в её конструкцию изменений недопустимо. Понадобится оформление разрешительной документации, её согласования и пр. Проще вопрос решается в частном секторе, сложнее юридически и технически выполнить этот шаг в многоквартирном доме.

Расходы по отключению и реорганизации теплосети лягут на плечи пожелавшего отключиться абонента.

Как это сделать в многоквартирном доме?

Пункт «л» статьи 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, расширяет права потребителя договорными положениями. Любой договор содержит пункт о возможности его расторжения, при этом всегда можно подыскать причину для отказа от услуг теплоснабжающей организации.

Однако согласно отраслевым распорядительным документам отключение от теплоцентрали возможно только в отношении строения в целом, а не его отдельной части. Поэтому для отказа от централизованного отопления в МКД потребуется воспользоваться одним из вариантов, представленных в таблице.

Вариант отказа

«Подводные камни»

Отказ в пользу индивидуального отопления в квартире

С юридической точки зрения сама процедура отказа от центрального отопления в пользу индивидуальной системы обогрева складывается следующим образом:

  1. Подготовка документов:
    • техпаспорт на квартиру;
    • документы о праве собственности;
    • согласие всех проживающих в квартире лиц.
  2. Подбор автономного источника обогрева в соответствии с требованиями противопожарной безопасности и нормами эксплуатации.
  3. Получение технического заключения на возможность проведения подобного переоборудования.
  4. Разработка проекта переустройства с расчётами, подтверждающими сохранение функциональности теплоцентрали без отключаемого абонента.
  5. Оформление заявления.
  6. Получение разрешения на проведение работ.
Читайте так же:
Условия регистрации хозяйственной постройки

Заявление об отказе

Заявление об отказе от услуг теплоснабжающей организации как документ не имеет унифицированной формы. Климатические условия в РФ не предполагают отказ от теплоснабжения вовсе, речь обычно идёт о замене центральных систем обогрева на локальные агрегаты. Однако эта процедура уже будет считаться переустройством и перепланировкой, поэтому форму заявления определяют нормативные акты, действующие в этой сфере.

Форма

Форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 №266 и представляет собой бланк, в котором указываются все сведения об объекте, его собственниках, прилагаемых документах и пр.

Как правильно написать?

Фото 2

При составлении заявления потребуется внести в бланк следующие сведения:

  • наименование ведомственного комитета местных властей, уполномоченного решать вопросы переоборудования помещений;
  • персональные и контактные данные заявителя;
  • информация о точном адресе объекта перепланировки и его собственниках;
  • предполагаемый срок и режим проведения ремонтных работ;
  • сведения о проживающих совершеннолетних домочадцах с отметкой о наличии нотариально заверенного согласия от каждого из них;
  • перечисление прилагаемых документов с реквизитами (при наличии) и количества занимаемых листов;
  • дата подачи и подпись заявителя.

Скачать заявление

Поскольку форма заявления регламентирована нормативным актом федерального значения, бланк для заполнения доступен по ссылке.

После скачивания его можно распечатать и заполнить от руки либо внести необходимые сведения (кроме подписи) на компьютере, а только затем распечатать.

Как законно отказаться?

Отказ от услуг теплоснабжающей организации предполагает проведение большой по объёму предварительной работы:

  • заручиться согласием соседей;
  • получить положительное заключение от обслуживающей организации;
  • заказать проект переоборудования;
  • согласовать его в газовой (при необходимости) и пожарной службе;
  • дождаться благоприятного ответа от комиссии по переустройству.

Ожидание полностью оформленного пакета документов может растянуться на несколько месяцев, не считая финансовых затрат.

Отказаться от центрального отопления ввиду длительного непроживания людей в квартире и с целью проведения перерасчёта невозможно, поскольку отопление является коммунальной услугой, которую не отключают даже при возникновении задолженности. Также придётся оплачивать теплоснабжение подъездов и подвалов как общедомовые нужды (п.86 и п.88 Правил по Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

Акт об отказе

До 2011 года после переоборудования системы отопления необходимо было представить акт об отказе от центрального отопления, составляемый в присутствии собственника, управляющей компании и представителя ресурсоснабжающей организации. Однако после утверждения Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов перерасчёт платы за отопление не производится.

Начисление за общедомовые нужды и обогрев квартир происходит по единому тарифу вне зависимости от того, действуют радиаторы в данном помещении или нет. Единственный выход в такой ситуации для уменьшения платежей (отказаться полностью не получится) – установка индивидуального прибора учёта тепла на теплоцентраль с последующей передачей нулевых показаний в ЕРЦ.

Читайте так же:
Сроки размещения информации о заключенном контракте на ЕИС

Таким образом, отказ от центрального отопления представляет собой длительную по времени и осложнённую бюрократическими проволочками процедуру. В многоквартирном доме этот вариант и вовсе может оказаться невозможным к исполнению, так как потребует получения согласия от всех жильцов данного дома. А отказаться от услуг теплоснабжения в целях экономии платы за коммуналку не получится вовсе.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

В соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №307.

В силу п. 44 Правил, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

температура теплоносителя — до 95 градусов Цельсия;

давление теплоносителя — до 1 МПа.

В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен в указанных Правилах. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе.

К аналогичному выводу пришел Верховный суд Российской Федерации в решении № АКПИ 15-198 от 07.05.2015.

Следовательно, население (граждане) чьи жилые дома (помещения), подключены к централизованной системе отопления имеют право осуществить переустройство своих помещений и использовать альтернативные источники отопления только лишь по согласованию с органами местного самоуправления, как это предусмотрено ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).

Более того, в соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичным образом часть 1 статьи 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства, Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее-Правила), предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Читайте так же:
Раздел квартиры, купленной с материнским капиталом, при разводе

Содержание п. 6 Правил следует рассматривать во взаимосвязи с подпунктом «д» п. 2 и п. 5 Правил, из которых следует, что приборы отопления в жилом помещении собственника, не относятся к общему имуществу собственников в многоквартирном доме, поскольку, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления, (радиаторы), расположены на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления и обслуживают только одну квартиру.

К аналогичному выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации в решении от 22.09.2009 № ГКПИ 09-725, а также Шестой арбитражный апелляционный суд в своем решении от 03.10.2012 по делу № 06АП- 4100/2012.

В ст. 8 ЖК РФ, предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.

При этом, ч. 1 ст. 546 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Данная законодательная норма в равной степени относится и для договора теплоснабжения.

Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1-ФЭ «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.

В соответствии со ст. 32 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Частью 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, установлен правовой запрет, способствующий реализации права потребителя на свободный выбор товара. Закон запрещает связывать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Данный запрет призван ограничить свободу договора в пользу экономически слабой стороны — гражданина и направлен на реализацию принципа равенства сторон. При этом указанный запрет является императивным, поскольку не сопровождается оговоркой «если иное не предусмотрено договором».

Из анализа приведенной нормы следует, что гражданин (потребитель) самостоятельно выбирает ту или иную услугу, которую, он пожелает, чтобы ему оказывали.

Таким образом, переход граждан на альтернативные источники отопления, не запрещенные законом, не влечет за собой нарушения действующего законодательства, поскольку граждане, использующие энергию для бытового потребления, вправе использовать энергию в необходимом им количестве и орган местного самоуправления не вправе ограничить граждан в их желании перейти на альтернативные источники отопления.

Отказ от централизованного теплоснабжения — Переход на индивидуальное отопление

В силу п.15 ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении» №190-ФЗ от 27.07.2010 запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии , перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Читайте так же:
Пособие по безработице предпенсионеру

Согласно подпункту «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом .

По мнению Минстроя России (письмо Минстроя России от 07.09.2016 № 29077-АТ/04), отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение возможен только для многоквартирного дома в целом в следующем порядке:

1) Получение согласия всех собственников помещений на переоборудование помещений многоквартирного дома (в соответствии требованиям ст. 47,48 Жилищного кодекса РФ). Оформление соответствующего протокола решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

2) Разработка проекта реконструкции внутренних инженерных систем. Данный проект выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, которое выдается саморегулируемыми организациями в строительной отрасли.

3) Получение разрешения на реконструкцию в органе местного самоуправления (пункт 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации). Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов:

  • Форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 №266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
  • Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в ст.26 ЖК РФ, в том числе подготовленные и оформленные проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения (автономный источник теплоснабжения может быть электрическим, газовым и т.п.).
  • Качественные характеристики отопительного оборудования должны подтверждаться пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.

Полученное разрешение (Акт приёмочной комиссии, составленный в соответствии с требованием статьи 28 ЖК РФ) служит юридическим основанием для осуществления действий по замене и переносу инженерных сетей и оборудования .

4) Внесение изменений в техническую (проектную) документацию на многоквартирный дом ̶ технический паспорт дома, проект теплоснабжения на МКД (п.1 ст. 25 ЖК РФ).

В случае отсутствия технической документации есть основания считать помещение переведенным с нарушением установленного порядка.

Любые действия по замене и переносу инженерных отопительных сетей и оборудования, которые произведены при отсутствии соответствующего согласования или с нарушением проекта переустройства, представленного для согласования, именуются самовольным переустройством. Самовольная реконструкция систем теплопотребления — это не что иное, как разрегулировка сетей и внутренних систем всего многоквартирного жилого дома. Эти работы могут привести к нарушению гидравлики, неправильному распределению тепла, перегреву или недогреву помещений, к нарушению прав других потребителей тепловых услуг.

В каждом отдельном случае вопрос о возможности перехода на автономное отопление определяется с учетом конкретных обстоятельств (в частности, наличие судебного акта о допустимости перехода на автономное отопление).

Действия по самовольному переходу от центрального отопления на автономные системы теплоснабжения могут квалифицироваться как самоуправство. И в зависимости от тяжести совершенного правонарушения виновное лицо может быть привлечено к административной (ст.19.1 КоАП РФ) либо уголовной ответственности (с.330 УК РФ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию