Advokat-inform.ru

Юридический советник
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определяется плата за содержание жилого помещения при ТСЖ

Содержание общего имущества многоквартирного дома

В настоящее время всё более актуальными становятся вопросы содержания общего имущества жилого дома, особенно – финансирования, эксплуатации жилого фонда через товарищества собственников жилья (далее — ТСЖ). Относительная новизна такого способа управления жилым и нежилым фондом многоквартирных домов (далее МКД) и непроработанность этого вопроса в законодательстве приводят как к непониманию собственниками процесса организации финансирования за счет их средств, так и к заблуждениям, а то и злоупотреблениям со стороны должностных лиц ТСЖ.

Как результат, в расписаниях работы судов вопросы ТСЖ стали появляться с завидной регулярностью. При этом количество исков ТСЖ к собственникам о взыскании с них денежных средств и исков собственников к ТСЖ о неправомерности высоких начислений за содержание общего имущества многоквартирного дома практически равны друг другу.

Эта статья — попытка выработки принципиального подхода к проблеме в целом. Возможно, такой взгляд, что называется «со стороны», поможет как собственникам, так и администрациям ТСЖ при принятии решений в их взаимных спорах.

Как регулирует содержание общего имущества жилого дома современное законодательство России?

В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.1998 N 10-П указано, что отказ части домовладельцев от вступления в члены товарищества собственников жилья не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях содержания общего имущества жилого дома и его эксплуатации.

При этом следует учитывать, что физически выделить часть общего имущества, принадлежащую собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, невозможно. Уставными же обязанностями ТСЖ являются эксплуатация и ремонт всего дома, а не какой-либо его части, принадлежащей членам товарищества, как это подчеркивалось в Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу N А57-17/07-26.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу пункта 33 указанных Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общедомового имущества, в случае если многоквартирным домом управляет товарищество собственников жилья, утверждается решением общего собрания членов товарищества и является обязательным как для членов товарищества, так и для собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами товарищества. При этом согласно п. 28 указанных Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

Для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, органы управления ТСЖ устанавливают плату за содержание и ремонт в размере, исключительно обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме. К таковым нельзя отнести расходы по оплате охраны двора (особенно если фактически за ними скрыты услуги платной автостоянки), а действия ТСЖ по оказанию услуги по охране двора без согласия потребителя являются неправомерными (см., например, кассационное определении КС Пензенского областного суда от 23.08.2011 N 33-2226).

Реализация указанной обязанности собственников зависит от выбранного способа управления домом. Как разъясняется в п. п. 16 и 28 Правил содержания общего имущества, если управление многоквартирным домом осуществляется посредством создания ТСЖ, то надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом:

— путем членства собственников помещений в ТСЖ. При этом члены ТСЖ вносят обязательные платежи и взносы согласно пп. 1 п. 2 ст. 151 и п. 5 ст. 155 ЖК РФ;

— путем заключения собственниками помещений, не вступившими в товарищество, договоров с ТСЖ на содержание и ремонт общего имущества. В рамках этих договоров собственники вносят плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с п. 6 ст. 155 ЖК РФ.

Определение размера платы на ремонт и содержание общего имущества жилого дома

Размер обязательных платежей и взносов на содержание и ремонт общего имущества для членов ТСЖ, как и размер платы за содержание и ремонт для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяется органами управления ТСЖ на основе утвержденной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 Правил содержания общего имущества).

Читайте так же:
Спецодежда при увольнении работника — возврат, удержания, списание, проводки

Согласно п. 2.2 Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья (утв. Приказом Госстроя России от 14.07.97 N 17-45; одобрены письмом Минфина России от 14.04.97 N 16-00-16-74) главным элементом финансового планирования является составление годового бюджета Товарищества — сметы доходов и расходов. При этом установлено, что исходными данными при составлении бюджета, в частности, является бюджет прошлых лет (на 1— 3 года) и его выполнение. При составлении сметы необходимо учитывать количество лиц, имеющих право на льготы по оплате жилья, уровень инфляции, регулярность поступления бюджетных дотаций на содержание и ремонт жилого фонда и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг и т.д.

Деятельность ТСЖ носит некоммерческий характер, не предполагает его посреднического вознаграждения, а полученные товариществом от собственников коммунальные платежи не образуют дохода от реализации. Например, ФАС ВСО в Постановлении от 07.05.2007 N А33-19227/06-Ф02-1848/07 отметил, что обязанность по обеспечению собственников помещений коммунальными услугами реализуется путем транзитного перечисления платежей. Другими словами, ТСЖ выступает посредником между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг. То есть размер платы собственников не должен превышать расходы ТСЖ на соответствующие статьи затрат.

Любые расходы ТСЖ, подлежащие возмещению собственниками жилья, должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, а основополагающим документом при разрешении споров между ТСЖ и собственниками о размерах платы должна быть смета доходов и расходов, составленная с соблюдением вышеизложенных принципов и надлежаще утвержденная собранием членов ТСЖ.

Анализ правомерности расходов, включенных в содержание общего имущества жилого дома, на примере сметы ТСЖ

Итак, мы выработали принципиальный подход к проблеме. Попробуем с его помощью проанализировать воображаемую смету ТСЖ.

— Расходы на заработную плату определены в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Ставка взносов в социальные фонды и их сумма определена верно. Однако штатное расписание не является окончательным подтверждением затрат понесенных на выплату заработной платы. Действительным подтверждением этих затрат являются расчетные и платежные ведомости по начислению и выплате заработной платы, отчетность в социальные фонды. Только при наличии такого подтверждения они являются документально обоснованными.

— Затраты на охрану определены в смете согласно договору с ЧОП. Однако, как уже указывалось, действия ТСЖ по оказанию услуги по охране, например, двора и находящихся на территории ТСЖ автомобилей и включения стоимости этих услуг в тариф обязательного взноса без согласия потребителя являются неправомерными. Из условий договора не ясно, какая часть стоимости услуг приходится именно на охрану общего имущества всех собственников многоквартирного дома, так как договор предусматривает и охрану территории и находящегося на ней автотранспорта. Таким образом, включение всей суммы затрат на охрану в смету документально не обосновано.

— Затраты на горячее водоснабжение (пример условный: здесь может быть любая другая статья расходов) заявлены в смете в сумме, превышающей как расходы прошлых лет, так и параметры договора с энергоснабжающей организацией на 20%. Эти затраты признать обоснованными нельзя.

— Непредвиденные расходы установлены произвольно. Их сумма не утверждена собранием членов ТСЖ как, например, некий процент от общей суммы затрат и, следовательно, представляется необоснованной.

— В смету в полном объёме включены затраты на техническое обслуживание подъёмников автомашин в многоуровневый гараж. Это оборудование не относится к общему имуществу собственников и включение затрат на его эксплуатацию в смету не обосновано.

Таким вот образом принципиальный подход к проблеме, выработанный в начале нашей статьи, позволяет определять свое отношение к тем или иным вопросам финансирования ТСЖ.

Список использованной литературы:

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N г. 188-ФЗ.

2. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).

3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.1998;

5. Кассационное определении КС Пензенского областного суда от 23.08.2011 N 33-2226.

6. Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 по делу N А57-17/07-26.

7. Кассационное определении КС Пензенского областного суда от 23.08.2011 N 33-2226.

8. Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья (утв. Приказом Госстроя России от 14.07.97 N 17-45; одобрены письмом Минфина России от 14.04.97 N 16-00-16-74).

9. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2007 N А33-19227/06-Ф02-1848/07.

Утверждение размера платы в ТСЖ: судебная практика

Собственники обращаются в суд с исками об оспаривании решений общих собраний членов товарищества, на которых утвержден размер платы за содержание жилья, и чаще всего проигрывают. Они неправильно понимают компетенцию общего собрания членов и собрания собственников или забывают о сроке исковой давности.

Читайте так же:
Срок подачи заявления на налоговый вычет

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 6682/2020

Жильцы оспорили решение годового отчетного собрания членов ТСН из Воронежа. На этом собрании был утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт жилья, техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов. В собрании участвовали члены товарищества с 56% голосов от общего числа голосов членов ТСН.

Собственники и суды двух инстанции посчитали, что принятие решения о текущем ремонте общего имущества и установление размера платы относится к исключительной компетенции собрания собственников, а не только членов ТСН. Суды пришли к выводу, что процедура собрания была нарушена, а кворум отсутствовал, так как участвовавшие в голосовании члены ТСН обладали всего 29% голосов от общего количества голосов собственников в доме. Решение общего собрания членов признали недействительным.

Кассационная инстанция это решение отменила:
размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для всех собственников независимо от членства в товариществе, определяется органами управления ТСЖ на основе утвержденной этими органами сметы доходов и расходов на содержание общедомового имущества на соответствующий год (п. 33 Правил содержания общего имущества № 491).

Суд пришёл к выводу, что при избранном способе управления домом товариществом собственников недвижимости размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, определяется органами управления ТСН, к которым в силу ч. 1 ст. 145 ЖК РФ относится общее собрание членов товарищества.
Дело было направлено на новое рассмотрение, при котором Воронежский областной суд отказал в иске.

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 9011/2020

Собственники из Реутова оспаривали решения шести общих собраний в доме, который находился под управлением ТСН. Решения касались утверждения размеров платы, целевых платежей, утверждения сметы на капремонт. При этом все они были приняты в 2012 – 2015 года.
ТСН в суде заявило о пропуске срока исковой давности, и суд отказал в удовлетворении требований. Другие доводы собственников суды также отклонили:
«Доводы о том, что правление ТСЖ не вправе было инициировать собрания, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку согласно пункту 8 статьи 148 ЖК РФ в обязанности правления ТСЖ входят созыв и проведение общего собрания членов товарищества.
Довод об отсутствии оснований для применения срока исковой давности суд во внимание не принимает. Истцам было известно о принятых общим собранием решениях, поскольку они регулярно получали счета-извещения о начисленной плате и применяемых измененных тарифах за содержание жилого помещения и имели возможность обратиться в правление товарищества для выяснения обстоятельств изменения тарифов, включения или исключения отдельных строк в счета-извещения».

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 11563/2020, 88 – 11566/2020

Житель из Тольятти обратился в суд с иском о признании недействительным общего собрания членов ТСЖ.
Обоснование иска было стандартным: истец не получил бюллетень, не был уведомлен о голосовании, на собрании не было кворума, решения приняты по вопросам, не относящимся к компетенции собрания членов ТСЖ. Особенно не понравились истцу вопросы об установлении размера обязательного платежа по статье «содержание», о текущем ремонте общего имущества и об установлении размера обязательного платежа по статье «текущий ремонт», а также о согласовании Плана работ по текущему ремонту. Собственник считал, что эти вопросы должно решать общее собрание собственников, а не членов ТСЖ.

Суды отказали собственнику. Факт уведомления о собрании подтверждался показаниями свидетелей, порядок уведомления, предусмотренный в уставе, был соблюден. Истец присутствовал на очной части собрания и даже расписался об этом в документах:
«Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцу было известно о проводимом собрании, она принимала участие в очном обсуждении вопросов, что подтверждается ее подписью в листе регистрации, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствуют основания для признания недействительным очередного общего собрания членов ТСЖ и решений, принятых на нем. Материалы дела содержат данные о наличии необходимого кворума, решение принято в рамках компетенции общего собрания членов ТСЖ, по установленной повестке собрания».

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 8156/2020

Должник обратился с иском к ТСЖ из Хабаровска, считая, что решение об утверждении членских взносов было принято без надлежащего уведомления всех членов товарищества, в связи с чем не влечет правовые последствия и не может быть основанием взыскания задолженности.
Товарищество заявило о пропуске срока для обращения в суд, поскольку, получая с января 2016 года квитанции с указанием размера взносов, истец не мог не знать о состоявшемся в 2015 году решении общего собрания.

Читайте так же:
Договор субаренды земельного участка (на срок более года): бланк, образец 2022

Суд с этим согласился:
«истцу с 2016 года ежемесячно направлялись квитанции, в которых имелось указание на установленные оспариваемым собранием членские взносы, приняв во внимание, что ранее истец являлся председателем правления товарищества, учитывая отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренный ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, п. 5 ст. 181.4 ГК РФ шестимесячный срок для обращения в суд истцом пропущен».

Апелляционное определение Московского городского суда по делу № 33 – 22561/2020

Собственник пытался оспорить решение общего собрания членов ТСЖ «Дом на Трубецкой» об утверждении ставки за содержание и текущий ремонт. Истец ошибочно думал, что утверждать размер платы надо было на собрании собственников.

Решение суда ожидаемое – в иске отказать:
«Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку в доме создано ТСЖ, утверждение на общем собрании членов ТСЖ ставки на содержание и текущий ремонт и сметы доходов-расходов является правомерным, соответствует нормам ЖК РФ и иным нормативным актам».

Как правильно рассчитать размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме?

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено аналогичное правило в отношении общего имущества в многоквартирном доме: собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).

Из пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации также следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.

Опять же, согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, то доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из размера доли в праве общей собственности на это имущество.

В свою очередь, определение доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме осуществляется по правилам статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, когда собственники помещений решением общего собрания или иным соглашением установили иное до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).

Казалось бы, все просто и понятно, и расчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не должен вызывать вопросов ни у собственников, ни у управляющих компаний, ни у судей. Однако на практике возможны два способа расчета размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

1. Умножение суммы тарифа на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг).

Данный способ применяется на практике, как правило, управляющими организациями и большинством судей при взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Аргументом в пользу данного способа расчета может стать абзац 5 статьи 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утвержд. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»).

В пункте 2 Правил № 75 дано определение понятия «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» — это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.

Читайте так же:
Штраф за неправильный расчет платы за коммунальные услуги

Но в силу специфики предмета своего регулирования, данное постановление допустимо применять исключительно при проведении органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Кроме того, в приведенном расчете размера платы уже заложена пропорциональность от площади помещения каждого собственника, предусмотренная статьями 37, 39, 158 Жилищного кодекса российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491.

Также данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 №4910/10 по делу №А71-9485/2009-ГЗ.

Высший Арбитражный суд указал, поскольку управляющая компания выбрана по итогам соответствующего конкурса и в материалах дела имеется копия протокола от 09.04.2008 № 15 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в котором указана плата за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме в размере 15 рублей 51 копейки за 1 квадратный метр помещения в месяц, то общество, являясь собственником нежилых помещений в этом доме, обязано было ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, исходя из утвержденной ставки: 15 рублей 51 копейка x 718,2 квадратных метра = 11 139 рублей 28 копеек.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о непрозрачном расчете стоимости услуг не может быть признан обоснованным, поскольку этот расчет представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 №4910/10 по делу №А71-9485/2009-ГЗ).

2. Общее количество квадратных метров мест общего пользования делится на количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц, и умножается на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг) и умножается на сумму тарифа.

По моему мнению, основываясь на системном толковании норм гражданского и жилищного законодательства, данный способ расчета представляется более правильным.

Поскольку в силу ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник самостоятельно несет бремя содержания принадлежащего ему жилого (нежилого) имущества. Ровно как управляющая организация обеспечивает надлежащее содержание исключительно общего имущества (ст. 161 ЖК РФ).

Данный поход согласуется с Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2013 № ВАС-18121/13 по делу №А63-1465/2012 где указано, что доля собственника имущества относительно обслуживающих управляющей компанией мест общего пользования в квадратных метрах рассчитывается следующим образом: общее количество квадратных метров мест общего пользования делится на количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц, и умножается на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг). При этом доля конкретного собственника в праве общей собственности на места общего пользования может быть определена также исчислением ее в процентах, путем деления количества квадратных метров, находящихся в собственности плательщика на один процент общей площади помещений, находящихся в собственности всех владельцев здания.

Особое мнение. Так как пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, то размер платы за содержание общего имущества может быть рассчитан как путем выделения доли собственника в общем имуществе, умноженную на утвержденный общим собранием собственников тариф, так и путем умножения площади принадлежащего собственнику помещения на утвержденный общим собранием собственников тариф, при этом сумма платы всех собственников здания должна равняться стоимости расходов за содержание общего имущества всего здания в обоих случаях. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2015 №Ф05-12176/2015 по делу №А40-175809/14; Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2015 №305-ЭС15-17660 по делу №А40-175809/2014).

Резюмируем: к настоящему времени судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос, как правильно рассчитать размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Можно утверждать одно: сумма платы всех собственников многоквартирного дома должна равняться стоимости расходов за содержание общего имущества всего дома в обоих случаях.

Кто определяет тарифы на ремонт и содержание жилых помещений и как рассчитать размер квартплаты по тарифу?

Собственники и наниматели жилых помещений должны вносить оплату не только за потребляемые ресурсы, но и за содержание и ремонт общедомового имущества. Размер оплаты зависит от тарифа, способы определения которого зависят от способа управления домом, особенностью его архитектуры и нормативов потребления коммунальных услуг в регионе.

Читайте так же:
Перенос застройщиком срока окончания строительства многоквартирного дома

Законодательное регулирование

Содержание и ремонт многоквартирного дома необходимы для поддержания общего имущества жильцов в надлежащем состоянии и обеспечения постоянной готовности инженерных коммуникаций. Регулирование тарифов на содержание жилья осуществляется:

    ; ; ;
  1. законодательными актами регионов РФ.
  • В Постановлении № 491 изложены правила определения тарифов на содержание и ремонт жилья в зависимости от способа управления домом, а также определен состав общедомового имущества.
  • Постановление № 354 описывает формулы для расчета квартплаты, а местные законы устанавливают тарифы на услуги и работы по содержанию многоквартирного дома.
  • Постановление № 290 определяет список необходимых работ, которые должна осуществлять УК в целях ремонта и обслуживания дома.

Что входит в квартплату

Плата за содержание и ремонт дома включает в себя расходы на следующие составляющие:

штраф за несвоевременную сдачу налог декларации по земельному налогу

  • содержание и ремонт инженерных коммуникаций, обеспечивающих дом водой, газом, отоплением и электричеством;
  • ресурсы, затрачиваемые на обслуживание общих помещений;
  • оплата труда подрядных организаций и сотрудников УК;
  • содержание информационных баз данных и иных вспомогательных систем, обеспечивающих хранение и систематизацию данных о проведенных работах;
  • поддержание общих помещений и придомового участка в надлежащем санитарном состоянии.

К ресурсам, которые идут на обслуживание дома, относятся электроэнергия на освещение подъездов и фасадов домов, вода, расходуемая на орошение придомовой территории и т. д.

В список необходимых работ входит уборка подъездов и придомовой территории, текущий ремонт лестничных проемов, окон, подъездных дверей, покраска стен и т. д.

Кто и как устанавливает тариф

Определение тарифов на содержание и ремонт домов, обслуживаемых управляющими компаниями, происходит в следующем порядке:

  1. Сотрудники УК разрабатывают базовый тариф с учетом расходов за прошедший период и особенностей конструкции зданий. помещений на общем собрании утверждают предложенный тариф.
  2. Сотрудники УК направляют в региональный жилищный департамент заявление на утверждение тарифа.
  3. В жилищном департаменте рассматривают утвержденный тариф, при необходимости корректируют и утверждают его.

Если тариф корректируется в большую сторону, органы власти обязаны обосновать изменения в письменном виде. Тариф устанавливается на срок не менее одного года.

Если дом управляется при помощи ТСЖ, то предложения по тарифам подготавливают члены правления, а утверждение происходит на собрании членов ТСЖ. При непосредственном управлении домом владельцами квартир тарифы определяются условиями договоров с поставщиками ресурсов и исполнителями услуг.

После утверждения тарифов на собрании представители ТСЖ или УК должны направить в администрацию следующий пакет документов:

  • предложенную тарифную сетку;
  • письменное обоснование;
  • паспорт многоквартирного дома;
  • учредительные документы управляющей организации;
  • выписку из протокола собрания жильцов, на котором были утверждены тарифы.

Как рассчитать квартплату

Расчет каждого из компонентов квартплаты можно произвести одним из следующих способов:

  • с использованием формул, приведенных в Постановлении № 354 и в уставе конкретной управляющей структуры;
  • путем подачи запроса в бухгалтерию УК.

доплата за совмещение должностей на время отпуска

Формулы, описанные в Постановлении № 354 позволяют рассчитать квартплату по следующим показателям:

  • площадь всех помещений дома;
  • площадь общих нежилых помещений;
  • этажность;
  • срок эксплуатации здания;
  • площадь квартиры плательщика;
  • наличие и тип коммуникаций.

В зависимости от способа проведения работ и особенностей архитектуры здания, расчеты могут включать в себя дополнительные параметры. Как правило они приведены на сайтах управляющих компаний и жилищных товариществ, а также на порталах муниципальных жилищных комитетов.

Для получения детализации расчета квартплаты нужно подать заявление в УК.

Ответственность УК за превышение тарифов

Неправомерное завышение квартплаты может грозить управляющей компании начислением штрафа в размере 50% от суммы завышения (п. 11 ст. 156 ЖК РФ), причем штраф выплачивается в пользу пострадавшего жильца.

Важно помнить, что УК может избежать начисления штрафа, если превышение квартплаты было осуществлено по вине плательщика – например, если он ранее предоставил в УК неверные сведения.

Если завышение сумм в квитанциях за содержание и ремонт жилья происходит регулярно в отношении группы жильцов, они могут составить коллективную жалобу в следующие инстанции:

  • прокуратуру;
  • жилищную инспекцию.

В тексте жалобы следует перечислить факты завышения квартплаты с указанием конкретных сумм, а также доказательства завышения – детализации расчетов, квитанции о полученных от УК штрафах за завышение и т. д.

Тарифы на содержание и ремонт многоквартирных домов определяются специалистами УК и утверждаются собранием жильцов и региональными властями, завышение тарифов до окончания срока их действия или невыполнение части работ по обслуживанию общих помещений является основанием для обращения в жилищную инспекцию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию