Advokat-inform.ru

Юридический советник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование изображений героев войны

Использование изображений героев войны

Планируется создание набора миниатюр с героями Великой Отечественной войны. Основная идея — их популяризация. Однако планируется продажа, чтобы окупить проект. Законно ли это? Или необходимо искать родственников каждого персонажа и договариваться с ними?

В ответе на этот вопрос необходимо выделить два аспекта.

1. Законное использование изображения гражданина.

Согласно п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ использование изображения гражданина (в том числе его фотографии или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускается только с согласия этого гражданина.

Так, запрещается использование изображения гражданина в том числе в произведениях изобразительного искусства, к которым и относятся миниатюры.

Законом предусмотрены случаи, при которых не требуется согласие на использование изображения гражданина, однако к таким случаям не относится любое коммерческое (т.е. за плату) использование (так, например, не требуется согласие при использование изображения в государственных и общественных интересах либо в случае, если изображение гражданина получено при съемке на публичных мероприятиях (собраниях, конференциях, концертах, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях).

После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Следует при этом отметить, что в случае смерти или отсутствия всех перечисленных выше лиц (переживший супруг, дети, родители) какого-либо согласия для использования изображения гражданина от его иных наследников не требуется (так было разъяснено Верховным Судом РФ в п. 49 постановления Пленума от 23.06.2015 № 25).

2. Переработка ранее созданных произведений искусства.

Важно также учитывать, что объекты, на базе которых планируется создание набора миниатюр (полагаем, что за основу миниатюр, например, могут быть взяты фотографии отдельных героев Великой Отечественной войны, картины с их изображением или конкретные памятники), зачастую также подлежат правовой охране в качестве произведений искусства, т.е. объектов авторского права. В соответствии со ст. 1259 ГК РФ к объектам авторского права относятся, например, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

При создании миниатюр данные объекты (фотографии, картины, скульптуры и т.д.) будут подлежать переработке, т.е. миниатюры будут изготовляться именно на их основе. Согласно ст. 1270 ГК РФ переработка объектов авторского права запрещается без согласия правообладателя – лица, которому принадлежит исключительное право на данное произведение. например, на практике распространены судебные споры по искам правообладателей скульптур – городских памятников к предпринимателям, реализующим сувенирную продукцию в виде уменьшенных копий памятников. Важно также учитывать, что правообладателем не обязательно является автор картины или скульптуры, право может быть передано автором любому другому лицу.

Таким образом, для создания набора миниатюр необходимо получение (1) согласий героев Великой Отечественной войны или их прямых наследников (переживший супруг, дети, родители) на использование изображения гражданина, а также (2) правообладателей объектов авторских прав – в том случае, если миниатюра будет являться копией или производным произведением от фотографий, картин или скульптур, на которых изображены герои Великой Отечественной войны.

Естественность жизни для достоверности изображения

Естественность жизни для достоверности изображения

У каждого кинематографиста свой способ общаться со зрителем на трагичную и героическую тему Великой Отечественной войны. «ВМ» узнала у Рената Давлетьярова, что близко в работе ему.

— Ренат Фаварисович, как избегать чрезмерного пафоса в фильмах о войне?

— Прежде всего надо поставить себе такую цель. Ложно-плакатный пафос кажется мне пошлым. Я считаю, он обесценивает по-настоящему святую, сакральную тему Великой Отечественной войны. Если говорить о событиях, которые произошли в мире за последние сто лет, едва ли найдется что-то более масштабное, сильнее потрясшее общество, чем война. Она затронула каждую семью, хотим мы того или нет. Мне не нравится, когда принижают значение Победы. И я, по возможности, стараюсь избегать пафоса везде. Он — не то, что подходит мне стилистически.

— Что важно учитывать в современном кино о Великой Отечественной?

— Каждое поколение зрителей воспринимает киноповествование иначе, чем предыдущее. Сейчас нельзя снимать так, как это делали в 1940-е и в 1950-е годы. Прежний темп будет казаться медленным, нарушится ощущение внутреннего ритма. Современная аудитория привыкла к иной интенсивности, монтажным правилам, визуальным эффектам и даже звукам. А я хочу отметить прекрасную работу нашего саунд-дизайнера Павла Дореули.

Читайте так же:
Несанкционированный отбор горячей воды из системы отопления

— Компьютерной графики много?

— У нас — нет. Взрывы, да и не только они, настоящие. В целом мы отказались от чистой компьютерной симуляции, стараясь сделать кино максимально реалистичным. Графику используем как рабочий инструмент. Например, есть понятие «клининг» — когда надо убрать из кадра детали.

Допустим, самолеты летят, а на земле видна кондитерская фабрика. Или волков снимаем с тонким поводком и ошейником. Хотя бегут эти животные, естественно без привязи. Все лишнее надо стереть, нужное — доделать. «Штриховка» длилась два года. Это была сложная работа.

— Каким образом снимались воздушные бои?

— С использованием лучших современных технологий. Мы заказали специальное устройство, которое нам за огромные деньги привезли из Швейцарии. Оно крепится под фюзеляжем вертолета и может вращаться на 360 градусов, без помех камеры. Понятно, что снять крупный план артиста, который летит в самолете и стреляет, невозможно.

Петр Федоров и хотел бы полетать, но единственный, кто способен управлять восстановленным Ил-2, который мы снимали, — заслуженный летчик-испытатель Владимир Барсук. Да и сбить реальный самолет, еще и так, чтобы из него выпал человек, мы не можем. Но даже в таких кадрах мы не использовали чистую компьютерную графику, а делали совмещение реальных полетов и павильонных съемок.

— Почему не все отснятые сцены вошли в фильм?

— По моему внутреннему ощущению. Да, мы сняли эпизодов больше, чем в фильме. Многое я убрал при монтаже. Потому что в зале зрителю не должно быть скучно.

Ведь очень сложно снова вернуть внимание заскучавшего к ленте. И я решил, что не стоит людей мучить — кино вышло немногим дольше полутора часов.

— Как работали над визуальным решением картины?

— Если вы заметили, большую часть фильма герой Федорова идет по зимнему лесу — картинка из-за этого, по сути, почти черно-белая. Я хотел, чтобы зритель не обращал внимания на цвет. Был такой замечательный режиссер Алексей Юрьевич Герман. Он мне рассказывал, что войну нельзя снимать в чистом цвете.

Говорит: «Смотришь — там зеленый. Выстрел — огонь красный. А дым — черный. Это все снимаешь — получается ерунда. Нельзя вой ну так снимать».

— Вы избегаете яркости и в костюмах, и в гриме? Даже у главной героини?

— Стараемся. Отсутствие пестрого макияжа кажется мне стилистически очень правильным для нашего фильма. У нас практически нет грима.

Актрисе Анне Песковой, которая сыграла Ольгу, пришлось пять раз перекрашиваться, выводя свой привычный темно-каштановый цвет волос, добиваясь натурального. Затем, конечно, это обветренные губы, ведь ее героиня на морозе копает противотанковые рвы. Так что да, декоративная косметика на площадке была запрещенкой.

Естественность жизни для достоверности изображения

Кадр из фильма «Летчик» / 202й год

— Почему вы продолжаете заниматься кино?

— Примерно потому, почему и Комлев идет вперед. Я всю жизнь работаю в кино и не знаю ни одного нормального человека, который ушел бы из него. Представьте, что вам, взрослому, дали любимую детскую игрушку и разрешили играть с ней, не осуждая. Было бы здорово? Кино — то же самое. Ты придумываешь свою историю, играешь в нее.

И эта игра превращается в жизнь. Очень важную, с муками творчества, физически трудную. Работаешь по 12– 14 часов в день, по 6 дней в неделю, когда снимаешь фильм.

Но это — ни с чем не сравнимое удовольствие, потому что ты можешь создавать собственную вселенную. Как в «Летчике» — именно такой Москвы, людей, истории не было. Но на какой-то момент ты заставляешь огромное количество людей думать, что все это есть. На «Мосфильм» я пришел рабочим после института, и пока до сих пор в кино.

ДОСЬЕ

Ренат Давлетьяров родился 17 августа 1961 года в Астрахани. Режиссер, продюсер, сценарист, президент Гильдии продюсеров России. После высшего образования по специальности инженер-технолог, работал на «Мосфильме» на площадках таких лент, как «Асса», «Курьер» и других.

Скоро стал директором картин. Руководил киностудией «Круг». Был гендиректором Московского международного кинофестиваля. Продюсер Недель российского кино в Нью-Йорке, Париже, Берлине. Режиссер лент: «А зори здесь тихие. », «Донбасс. Окраина», «Однажды» и других.

Читайте так же:
На какой день после рождения двойни отец имеет право взять отгулы по случаю рождения детей?

Как искусство помогало победить

Одержать победу над фашизмом в советском союзе помогали не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В сохранении этого боевого духа важную роль играло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть важным для людей. В этой статье я хочу рассказать, как искусство помогало бороться с фашистской германией в годы Великой Отечественной войны.

Больше всего военному времени в СССР была подчинена музыка и музыкальная жизнь. Быстрее всех других музыкальных жанров в будни войны вошла песня, став частью фронта и тыла. Чего стоит только известная всем «Вставай, страна огромная».

Вливая силы в уставших бойцов и вдохновляя их в бою, песня как бы сокращала расстояния, приближала друг к другу родных и близких. Именно в песне солдат выражал свои чувства к любимой и веру в её любовь.

Многие музыканты в то время ушли на фронт, чтобы сражаться с врагом в рядах Советской Армии. Остальные же, оставшиеся в тылу, тоже служили фронту своим талантом и искусством. Под вражескими пулями звучали тогда арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали всю ответственность своей миссии: в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стараясь быть в лучшей артистической форме, хотя бы на короткое время создавая для солдат атмосферу праздника.

Но не только песня вошла в тогдашнюю военную жизнь. Немало в военное время появилось и симфоний. Так, в годы войны были написаны 22-я, 23-я и 24-я симфонии композитора Н. Я. Мясковского, 2-я симфония А. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), а также известная всем «Ленинградская симфония» Шостаковича.

Не менее важное значение в годы войны имела литература, особенно поэзия. Кроме стихов и песен, популярностью пользовались произведения сатиры (сказки, притчи, эпиграммы). Много погибло на войне молодых поэтов.

Книги в то время сражались на войне, как бойцы, а писатели стали солдатами. Творческое вдохновение их стало оружием, защищающим дух. Фронту нужны были не только физические, но и духовные боеприпасы, которые бы воодушевляли людей, укрепляли их веру в победу. Пропагандистские и публицистические навыки помогали литераторам оперативно откликаться на быстро меняющуюся обстановку.

Широко использовались на войне листовки. Имея целью мобилизацию армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачение его пропаганды и деморализацию врага, они содержали призывы мужественно и умело действовать в бою, рассказывали о героических подвигах солдат и офицеров. В зависимости от конкретных военно-политических условий, нередко они адресовались воинам определённого рода войск. Много листовок с рассказами о героическом труде, о передовиках выпускалось и для тружеников тыла.

Активным участником Великой Отечественной войны стало и изобразительное искусство. Оно в то время являлось не только свидетелем-летописцем, но и играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.

В годы войны произошло быстрое возрождение острого политического плаката и политической карикатуры. Всем известен знаменитый плакат И. М. Тоидзе «Родина Мать зовёт!».

Как и листовки, плакаты ставили целью поднять боевой дух солдат, мобилизовать их силы в борьбе с врагом.

Авторы плакатов обращались не только к солдатам, но и к остальному населению, всех призывая объединяться в борьбе с врагом.

Не оставались без внимания и простые рабочие, которых призывали трудиться на благо фронта.

Художники обращались к лучшим чувствам воюющих солдат.

Призывали авторы плакатов и к народной мести фашистам.

Много было сатирических и карикатурных работ. Особенно в этом жанре отличились известные всем Кукрыниксы. Вот одна из их работ.

Кроме злободневного плаката, преобладала также батальная и жанровая живопись. Художники правдиво изображали фронтовые и трудовые будни военного времени, ужасы фашистской оккупации. Многие из них сами были на полях сражений.

Вот, например, знаменитая картина «Таня», созданная Кукрыниксами и посвящённая известной партизанке Зое Космодемьянской.

Полотно художников изображает подвиг замученной фашистами юной девушки, показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян и циничную жестокость немцев.

А это — «бегство фашистов из Новгорода» тех же Кукрыниксов. Художники показывают сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле: убегая, мародёры поджигают бесценные исторические здания.

Читайте так же:
Возможно ли избежать административной ответственности?

Кроме живописных работ, за время войны была выполнена масса карандашных рисунков, портретов для газет и журналов. Художники-портретисты спешили запечатлеть народных героев.

Под всеобщим лозунгом «всё для фронта, всё для победы» работал и театр. В созданные фронтовые бригады творческих работников входили лучшие актёры, которые выезжали с концертными программами на фронт. В тяжёлые будни войны такие встречи солдатов с актёрами и их общение с искусством становились праздником для бойцов, помогали им жить, сражаться и верить в победу.

Тема героической борьбы советского народа против агрессора была основным направлением и в деятельности кинематографа того времени. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. Материалы её использовались для монтажа документальных фильмов.

Художественные фильмы в годы войны тоже были. Они рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированных территориях и о людях, насильно вывезенных в Германию. Фильмы эти различались по материалу и особенностям художественного решения, но всем им было свойственно стремление показать всенародный характер войны.

Подводя итоги, следует отметить, что в большинстве своём советское искусство военного времени носило пропагандистский и агитационный характер. Однако создавались тогда и высокохудожественные, гениальные произведения. В целом же годы войны стали временем высочайшего патриотического подъёма советского искусства. Как, вообще-то, и должно оно быть на любой войне в любом государстве, когда нужно защищаться от врага и спасать свою Родину.

После окончания Великой Отечественной войны тема эта из искусства не ушла. Художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, поэты, писатели и режиссёры в красках, камне, бетоне и металле, звуках, нотах и слове навсегда увековечили память об исторических битвах и событиях войны, о подвиге советского народа и отдельных его героях. Обращались к этой теме и те художники, которые не были на войне. И чем дальше, вглубь времени уходили эти страшные события, тем меньше было показной патетики в произведениях искусства, а больше своего личного понимания пережитого на войне.

Образы бойцов в фотопублицистике (Великая Отечественная: образ героя)

Фотопублицистика сыграла огромную роль в создании образа бойца, героя, защитника в годы Великой Отечественной войны.
С августа 1941 г. стал выпускаться литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация» и почти одновременно с ним «Фотогазета». Фотографы становились фронтовыми фотокорреспондентами, их задачей было запечатлеть образы защитников Родины. Вот далеко не полный перечень мастеров фотографии, работающих во время войны в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Комсомольская правда»: А. Устинов, М. Альперт, Б. Кудояров, В. Темин, Г. Петрусов, Я. Халип, П. Трошкин, А. Капустянский, С. Лоскутов, И. Шагин.

Пресса получала фотографии из самых горячих очагов боевых действий: фотографы работали на передовой линии фронта, в партизанских отрядах, – их снимки передавали настающую жизнь бойцов и заражали людей духом патриотизма.

Фотокорреспонденты и сами проявляли настоящий героизм, работая в самых горячих точках. К.Симонова писал о фотографе М.Альперте: «Мне как военному корреспонденту, работнику “Красной звезды” немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество».
А вот что пишет Симонов о Павле Трошине: «В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в своей работе, что с ним было опасно ездить. Когда ему надо было непременно что-то снять, он не отступал от своего намерения ни при каких обстоятельствах… Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших фотокорреспондентов».

Вглядываясь в сделанные военными фотокорреспондентами снимки бойцов, поражаешься, какие они разные, но, вместе с тем, есть в них что-то общее.
Вот, к примеру, две фотографии: М.Альперта «Комбат» и А.Устинова «Московские рабочие-ополченцы у рубежей Москвы». На первой мы видим настоящего героя, бросающегося в атаку на врага, зовущего бойцов за собой (не зря эта фотография стала одним из символов Великой Отечественной войны). На второй двое рабочих-ополченцев, они засняты не на поле боя — но, тем не менее, глядя в их лица и позы, понимаешь, что и они в любой момент готовы сразиться с врагом.

Читайте так же:
Льгота по налогу на нежилое помещение


М. Альперт «Комбат», 1942 г
На фотографии «Комбат» младший политрук А. Г. Ерёменко поднимает солдат в атаку. Он сфотографирован за несколько секунд до гибели.


А. Устинов «Московские рабочие-ополченцы у рубежей Москвы», октябрь 1941 г.

Из тысяч таких фотографий, публикуемых в газетах и журналах, складывался образ Защитника Родины, вселяющий в людские сердца уверенность в Победе.


Иван Шагин. «К защите Родины готовы», 1941


Александр Устинов «Бойцы рабочего батальона Москва», 1941


Дмитрий Бальтерманц. «Атака», 1941


Аркадий Шайхет. «Форсирование Днепра», 1943


Борис Игнатович. «Операция прошла успешно», 1943


Ольга Игнатович. «Обед танкистов», 1944


Евгений Халдей. «Жители Белграда приветствуют советских воинов освободителей», 1944

Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны

Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из наиболее почитаемых в российской художественной культуре. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл и содержание жизни: во что бы то ни стало выстоять и победить! С этим чувством прошли через войну и деятели искусства – художники, музыканты, скульпторы, писатели. Свое служение Родине они видели в создании произведений, мобилизующих духовные силы общества. Как оказалось, художественные произведения стали могучим оружием и эффективным агитационным средством в великой битве протии фашизма.

На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих авторов. Среди них было не мало добровольцев отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и развед. подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников. Они поэтому и смогли создать волнующие произведения, потому что сами находились в центре событий. Репортажный рисунок – фронтовые портреты, виды разрушенных городов. Эти работы представляют несомненную историческую ценность как подлинные документы той эпохи. В них органически сочетаются ощущения автора и объективная правда войны. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. И все эти годы они не оставляли своей любимой профессии – рисовали, писали, лепили. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны. В натурных рисунках и этюдах, сделанных в окопах, во время боев, в медсанбатах и госпиталях, в партизанских отрядах, в подразделениях пехоты, штурмовой авиации, разведки, в расположениях танковых войск и осажденных городах ими создана галерея сильных народных характеров. Сохранившиеся картины того периода, фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья.

И сегодня, с уверенностью можно говорить, что задачу — поддерживать в народе боевой дух, веру в победу и вдохновлять людей на подвиги, представители изобразительного искусства выполнили всесторонне.

Московские зенитчики (1943г.)

Выдающийся художник и педагог В.В. Журавлёв в 1941-1945 гг. отметился циклом работ на военную тематику. Одна из самых примечательных из них – «Московские зенитчики».

Все элементы картины наполнены глубоким смыслом. Счетверённая зенитная пулемётная установка М4 обр. 1931 г. – далеко не самое надёжное средство ПВО в условиях Великой Отечественной войны, но мощи 4-х пулемётов «Максим» вполне достаточно, чтобы воспрепятствовать прицельному бомбометанию по мосту немецких штурмовиков в случае их прорыва к Москве. Наличие девушки в расчете орудия – очевидный признак того, что мужчин для службы в ПВО уже не хватает, всё больше их уходит на фронт и заменять их на боевых постах в тылу и у станков приходится женщинам. На заднем плане картины изображен Московский Кремль – его стены и башни давно стали скорее объектом духовного и культурного наследия – и теперь сами нуждаются в защите от фашистских варваров.

Лермонтов на Кавказе (1941-1943)

Поездка на Кавказ, предпринятая Кончаловским в 1927 году, вдохновила его на создание нескольких полотен, посвященных творчеству поэта: «Мцыри. Гроза», «С развалин Мцыри», «Казбек», «Пятигорск. Дом Лермонтова».

Читайте так же:
Покупка земли на торгах после банкротства

В 1941 году, перечитывая Лермонтова в бомбоубежище, Кончаловский задумал написать его портрет. По словам художника, темой картины стала первая ссылка Лермонтова: «После смерти Пушкина еще мало известный Лермонтов, потрясенный и разгневанный… пишет гениальные стихи “На смерть поэта”. Стихи на устах у всей России. Лермонтов, уже признанный поэт, едет в изгнание на Кавказ… «Образ Лермонтова я искал в портретах, написанных с натуры, в воспоминаниях современников и, наконец, в его поэзии. Лермонтов гордый и счастливый признанием, тоскующий по родине, почти юноша таков он должен быть на моей картине». В мастерской было холодно, и художник перенес полотно домой. Но и здесь писать приходилось в полушубке и перчатках, а во время бомбежек – спускаться в бомбоубежище. Так рождалась картина «Лермонтов на Кавказе», работа над которой продолжалась в течение нескольких лет. Впоследствии она хранилась в семье художника, а 2007 году через Россвязьохранкультуру потомки П.П. Кончаловского – А.С. Михалков-Кончаловский, Н.С. Михалков, О.Ю. Семенова и М.М. Баратова передали ее в дар Государственному Литературному музею.

Оборона Ленинграда

Выдающийся русский живописец и сценограф А.В. Лентулов изобразил на своей картине «Оборона Ленинграда» матросов Краснознамённого Балтийского флота, ведущих огонь из зенитных орудий. Фактически запертыми с началом войны в узкой акватории Финского залива, а потом и оттеснёнными на Кронштадтский рейд, морякам-балтийцам удалось сыграть огромную роль в обороне города на Неве от гитлеровских полчищ.

«Бой над Баренцевым морем» (1942г.)

В годы Великой Отечественной войны Г.Г. Нисский оставался в Москве. Сотрудничал в «Окнах ТАСС».

Г.Г. Нисский – один из самых известных советских художников-маринистов. Для лучшего погружения в сюжет будущей картины ему не раз приходилось подниматься в небо на аэроплане, участвовать в походах на катерах, боевых кораблях и даже на подводных лодках.

Его картина «Над Баренцевым морем» полна торжествующей мстительности, с которой советский истребитель уничтожает орудие террора — фашистский бомбардировщик. Спасения фашистским лётчикам ждать негде — под ними холодные воды Баренцева моря.

Труды Г.Г. Нисского в 1941-1945 гг. нашли признание в награждении его медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Фронтовая дорога

Во время Великой Отечественной войны Пименов входил в рабочую группу художников «Окон ТАСС». Картина «Фронтовая дорога» (1944) – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. В ней художник использовал тот творческий метод, который найден был им в середине 1930-х и о чем свидетельствует его картина «Новая Москва» (1937). Художник строит композицию таким образом, что зритель как бы внезапно въезжает на дорогу и перед ним открывается широкая панорама разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города. Вместе с девушкой-водителем и ее спутником он ощущает сопричастность к происходящему. Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс и романтическое начало.

Фашист пролетел

«Фашист пролетел» — одна из самых знаковых картин времен Великой Отечественной войны. Зрителю кажется, будто «Мессершмитт» только-только пронесся над его головой и всего-навсего несколько секунд назад раздалась пулеметная очередь. Лишь случайно пули не задели зрителя, а сразили мальчонку уткнувшегося лицом в траву на косогоре.

Картина «Фашист пролетел» была написана А. Пластовым в 1942 г. в период Великой Отечественной войны. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 138 x 185 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет генерал-майора И.В. Панфилова (1942г.)

Один из художников-классиков социалистического реализма В.Н. Яковлев в годы Великой Отечественной войны создал цикл работ, включавший в себя как портретную, так и жанровую живопись. Хотя даже портреты, выходившие из-под его кисти, поражают динамичностью и насыщенностью историческим контекстом. За виртуозное изображение героев войны В.Н. Яковлев неоднократно был удостоен высших правительственных премий, в т.ч. и Сталинской первой степени.

«Портрет генерал-майора И.В. Панфилова», выполненный уже после смерти военачальника, вселяет надежду в скорый разгром врага не только под Москвой, но и по всему фронту.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию