Advokat-inform.ru

Юридический советник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеет ли право специалист по охране труда предъявлять предписания

Все про предписание по охране труда: как составить, форма, образец

Предписание по охране труда

А вы проводите проверки в организации, готовите акт по результату? Если нет, то очень зря, ведь предписание по охране труда – это основной инструмент СОТа, который позволяет выявить и зафиксировать нарушения, проконтролировать их выполнение, а также вести анализ и статистику.

А если предписание, еще его называют актом, готовится, без контроля со стороны специалиста по охране труда, то это бесполезная бумага, которая в очередной раз докажет неисполнение требований законодательства.

В этой заметке рассмотрим, как правильно составлять акт-предписание по охране труда за выявленные нарушения, как часто проводить проверки, и если у вас будет что добавить, рассказать о своей практике, пишите об этом в конце статьи. Давайте делиться опытом! 🙂

Предписание по охране труда

И, конечно, стоит сказать, что предписание по охране труда не носит обязательный характер, потому как в статье 217 ТК РФ об этом нет ни слова.

Но тем не менее Постановление Минтруд № 14 от 08.02.2000г. рекомендует организовывать работу службы охраны труда с регулярной подготовкой предписаний и строгим контролем за их выполнением (п. 8.2. Постановления).

Часто слышу от СОТов, что они переживают за то, что ни руководители подразделений, ни работодатель не выполняют их требования и замечания. Работать идти особо некуда, зарплата устраивает. Что делать? Как себя в этом случае обезопасить?

Кроме служебных записок, которые указывают на нарушения, составляется и акт-предписание по охране труда, тем самым вы сможете доказать, что работу свою ведете, информируете о тех рисках и опасностях, которые могут произойти.

Другое дело, если вас не слышат. К сожалению, таких организаций в России много, но есть и противоположная ситуация, когда работодатель стремиться к наведению порядка и требует выполнять предписание специалиста по охране труда. И в этом случае остается только требования исполнения замечаний работниками.

Работники были ознакомлены, недовольны, конечно, но зато травматизм снизился. Эта практика сейчас очень распространена, главное, не доводить обстановку до ощущения “зоны строгого режима” 🙂

Оставлю вам пример оформления этих документов, можете их скачать, переработать под свою организацию, согласовать с руководством, применять на практике.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Периодичность проверок по охране труда

В каждой организации процедура проверок и периодичность дело индивидуальное, расскажу о своей практике, возможно, вы захотите ее позаимствовать.

Проводятся проверки с подготовкой предписания в небольших организациях 1 раз месяц, например, в последний четверг. В более крупных компаниях уже чаще, минимум 2 раза, с численностью от 1000 человек и наличием опасных производственных объектов – до 4 раз в месяц.

Определяете периодичность самостоятельно, по согласованию с руководством, и закрепляете внутренним локальным актом. Это может быть приказ, распоряжение или даже положение.

Для удобства готовится график проверок, утверждается руководителем организации, с которым должны быть ознакомлены руководители структурных подразделений.

Как составить предписание по охране труда

Оформление предписания составляет особую сложность у начинающих специалистов по охране труда, говорю так уверенно, потому что сама через это прошла.

Знаешь, что нарушает правила по охране труда руководитель подразделения или работник, найти пункт нормативно-правового акта не получается. Но всему свое время, тут вам в помощь только опыт и постоянная практика.

Составляя предписание по охране труда, можно использовать, как образец рекомендованную форму Минтруд, но доработать под себя. Например, оно может содержать:

  • дата и номер;
  • выявленные нарушения;
  • пункт правил по охране труда;
  • ответственный за устранение;
  • дата устранения;
  • отметка о выполнении;
  • подпись о получении предписания.

Для большей наглядности оставляю вам одно из своих предписаний, как наглядный пример заполнения.

Получив акт-предписание руководитель подразделения обязан его выполнить и отчитаться специалисту по охране труда, если срок нереальный, то можно ходатайствовать о продлении.

Основные выводы

Составляя предписание по охране труда, вы выявляете нарушения, фиксируете их и информируете об этом не только руководителя подразделения, но и работодателя. Шансы снизить травматизм в организации вырастают в разы. Даже в бюджетных организациях стоит проводить проверки, потому как многие специалисты об этом даже не задумываются.

На этом прервусь, и если вам есть что добавить, привести пример из личной практики, пишите в комментариях, это будет интересно и автору, и читателям.

Желаю вам безопасной и эффективной работы! А если вам понадобится помощь, обращайтесь.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Читайте так же:
Добровольное приостановление деятельности ООО

Должностная инструкция специалиста по охране труда — 2021

Специалист по охране труда или консультант по безопасности труда

Должности «специалист по охране труда» и «специалист по безопасности труда» (вместо «специалист» может быть использован термин «консультант») введены в российский обиход зарубежными компаниями и инвесторами. Это классификация по международному образцу. За новыми названиями скрываются известные старшим поколениям инженеры по охране труда и/или технике безопасности.

На первый взгляд похожие должности имеют три основных отличия:

  1. Образование.

Специалист (инженер) по безопасности труда должен иметь техническое образование и рабочую квалификацию.

Специалист по охране труда должен иметь высшее образование по программе «Техносферная безопасность» или аналогичной. Или высшее образование и специальную подготовку.

  1. Опыт работы.

Специалисту по безопасности нужно знать технологию изнутри: иметь опыт работы в качестве квалифицированного рабочего (обычно 4 года минимум).

Охрана труда — это отдельная специализация. В зависимости от опыта специалисту присваиваются профессиональные категории.

  1. Функционал и подчиненность.

Специалист по безопасности занимается техническими аспектами, например, участвует в испытаниях оборудования, консультирует по изменению технологий. Подчиненность – главному инженеру.

Специалист по охране труда скорее административный работник — выстраивает и координирует саму систему охраны труда. Подчиняется дирекции.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На предприятии может иметься отдельное подразделение по обеспечению охраны труда. В его состав могут входить несколько сотрудников, у которых будут разные инструкции (по направлениям). В этой статье рассматриваются обобщенные требования к должностной инструкции специалиста по охране труда.

О том, какие требования к этому специалисту предъявляет профессиональный стандарт, читайте в материале «Профстандарт специалиста по охране труда».

Форма должностной инструкции специалиста по охране труда приведена в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и скачайте образец.

Должностные обязанности

Должностные инструкции по охране труда могут включать перечень обязанностей специалиста (по ЕКС):

  1. Построение и совершенствование системы охраны труда. Координация ее функционирования на базе государственных и мировых регулирующих стандартов.
  1. Планирование и применение комплекса мер по созданию необходимых условий труда.
  2. Контроль соблюдения норм по охране труда.
  3. Контроль получения работающими всего необходимого инвентаря (средств защиты) и положенных компенсаций за особые условия труда. Обеспечение пригодности и исправности средств индивидуальной и коллективной защиты.
  4. Организация обучения работников по охране труда. Обеспечение и контроль инструктажей по охране труда, периодических аттестаций и проверок знаний.
  1. Создание системы менеджмента профессиональных рисков с учетом нововведений в требованиях по охране и безопасности труда и модернизации производства.
  2. Разъяснительная работа и принятие превентивных мер для предупреждения производственного травматизма и заболеваний.
  3. Контроль финансирования всех охранных мероприятий. Оценка эффекта от произведенных затрат.
  4. Формирование комплекса мер по улучшению системы охраны и безопасности труда. Анализ и доработка соответствующих разделов договоров с работниками, внутрифирменных нормирующих документов.
  5. Создание и координация системы обязательных медосмотров.
  6. Ведение методической работы по созданию и уточнению внутренних документов по охране труда.
  7. Анализ технической оснащенности предприятия в части обеспеченности всем необходимым для охраны труда. Подготовка заказов на требуемые товары и услуги для охраны труда.
  8. Участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятии.

Подробнее о документировании несчастных случаев читайте в материале «Журнал регистрации несчастных случаев на производстве».

  1. Разработка комплекса мер, способствующих повышению интереса работников к охране труда.
  2. Ведение отчетности по комплексу проводимых мероприятий.

Права специалиста по охране труда

Определяются обязанностями. Специалист по охране труда имеет право:

  1. Участвовать в подготовке производственных планов и решений.
  2. Участвовать в обсуждении всех вопросов, касающихся его сферы ответственности.
  3. Ставить задачи и давать указания другим при выполнении своих задач.
  4. Требовать и получать подробную информацию о характере и условиях работы.
  5. Получать помощь других сотрудников в процессе выполнения своих задач.

Пример должностной инструкции руководителя службы охраны труда можно найти в КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и ознакомьтесь с образцом

Ответственность специалиста по охране труда

Специалист по охране труда несет ответственность:

  • дисциплинарную — по ТК РФ;
  • административную — по КоАП РФ;
  • уголовную — по УК РФ;
  • за нарушение Устава и внутренних регламентов предприятия.

Должностная инструкция ответственного за охрану труда

Ответственным за функционирование системы охраны и безопасности труда является работодатель (по нормам ст. 22, 212 ТК РФ). Руководитель как представитель работодателя отвечает за эту систему в целом на всем предприятии. Руководство подразделений, в свою очередь, несет ответственность за обеспечение норм охраны и безопасности в своих подразделениях.

Должностные инструкции руководителей высшего и среднего звена должны включать разделы по обеспечению условий труда с учетом требований по охране и безопасности. Если руководитель сам не может выполнять эти функции, он должен привлечь специалиста, чтобы выполнить положения своей инструкции.

ВАЖНО! Если на предприятии специалиста нет и его функции распределены на других сотрудников, такие сотрудники должны проходить специальное обучение. Если прошедших подготовку сотрудников нет – лучше всего пригласить внештатного специалиста или заключить договор с аккредитованной фирмой, оказывающей услуги в области охраны труда.

Итоги

По содержанию требований ТК РФ и ЕКС специалист по охране труда должен обладать профессиональной подготовкой и опытом, позволяющим ему обеспечивать весь необходимый комплекс мер по охране труда. Все аспекты такого обеспечения должны найти свое отражение в должностных инструкциях по охране труда.

Читайте так же:
Увольнение в выходной день: процедура оформления, какая дата приказа

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

  • Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда
  • Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Комментарий к ст. 357 TК РФ

Закрепленные настоящей статьей основные права государственных инспекторов труда исходят из положений Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), предусматривающей необходимость предоставления инспекторам труда соответствующих полномочий для эффективного осуществления функций инспекционной службы.

Судебная практика по статье 357 TК РФ

Вопрос 1: Какой из сроков — установленный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации — подлежит применению при оспаривании работодателем в суд предписания государственного инспектора труда?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Читайте так же:
Независимая оценка наследственной массы

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и кассационной инстанций руководствовались тем, что оспариваемое предписание вынесено Государственной инспекцией труда в г. Москва в пределах предоставленной ей компетенции, установленной ст. 357 Трудового Кодекса РФ. При этом установил, что порядок внесения изменений в коллективный договор произведен с нарушением закона, поскольку Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей не является как первичной профсоюзной организацией ОАО «Российские железные дороги», так и иным представительным органом работников ОАО «Российские железные дороги». Таким образом, в коллективный договор внесены изменения с участием органа, не наделенного соответствующей компетенцией.

Основные права государственных инспекторов труда изложены в ст. 357 Трудового кодекса РФ.
Так, в силу приведенной нормы государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Курочкин, уволенный в 2008 году и обратившийся в государственную инспекцию труда в 2015 году после вынесения 5 ноября 2014 года судебного решения по его делу по иску о признании незаконным расторжения трудового договора, возложении обязанности по возврату трудовой книжки, взыскании недополученного заработка, компенсации морального вреда, оспаривает конституционность части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению; данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Кроме того, заявитель полагает не соответствующими статьям 2, 7, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 2), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 46 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации абзац второй статьи 356 и абзац шестой части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не обязывают государственную инспекцию труда и государственного инспектора труда выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, чем препятствуют восстановлению трудовых прав работника.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения трудового законодательства и предписания об устранении нарушений иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения трудового законодательства предписания об устранении нарушений иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Читайте так же:
Управляющая компания перекрывает собственникам квартир доступ к индивидуальным приборам учета

В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных требований, суд первой инстанции указал на пропуск ОАО «Агат» без уважительных причин установленного частью 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации десятидневного срока для обжалования предписания государственной инспекции труда.
Отменяя решение суда первой инстанции, принимая новое решение об удовлетворении заявленных административных требований, суд апелляционной инстанции сослался на положения части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Также судебная коллегия указала на то, что спор о выплате работникам заработной платы и процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты окончательного расчета является индивидуальным трудовым спором, рассмотрение которого не отнесено к компетенции государственной инспекции труда, которая только осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателем трудового законодательства, выявляя его нарушения. Обязанность по рассмотрению трудовых споров в соответствии с главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации возложена на комиссии по трудовым спорам или суды, в связи с чем суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания государственной инспекции труда.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда

Права и обязанности сторон трудовых отношений в сфере охраны труда изложены в новой редакции.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить в том числе:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • оснащение средствами коллективной защиты;
  • обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
  • проведение СОУТ;
  • проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
  • предоставление надзорным органам информации и документов в области охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц уполномоченных органов в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
  • выполнение предписаний уполномоченных должностных лиц в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах;
  • разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
  • ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
  • соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
Читайте так же:
Банк Возрождение — открытие расчетного счета ИП и ООО: тарифы, документы, бонусы

При этом работодатель имеет право:

  • использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда уполномоченным органам.

В свою очередь, работник обязан:

  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
  • следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
  • использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда;
  • незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в ч. 2 ст. 227 ТК РФ, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
  • в установленных случаях проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.

Каждый работник имеет право:

  • на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • на обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами;
  • на обучение по охране труда за счет средств работодателя;
  • на дополнительное профессиональное образование или профессиональное обучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда;
  • на гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда, включая медицинское обеспечение;
  • на обращение о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте уполномоченными органами;
  • на обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные представительные органы работников (при наличии таких представительных органов) по вопросам охраны труда;
  • на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами СОУТ или заключением государственной экспертизы условий труда, предусмотренные Трудовым кодексом гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не устанавливаются.

Кроме того, регламентировано право работника на получение информации об условиях и охране труда, а также санитарно-бытовое обслуживание.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию