Advokat-inform.ru

Юридический советник
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика элементов налога. Экономическое содержание ЕНВД, его место в налоговой системе и роль в доходах бюджета

Характеристика элементов налога. Экономическое содержание ЕНВД, его место в налоговой системе и роль в доходах бюджета

Вторым из специальных налоговых режимов для малых предприятий является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Данный налог введен в действие федеральным законом № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.1998 года. С 1999 года Законом Оренбургской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 16.09.1998 года данный налог введен в действие на территории Оренбургской области. С 1.01.2003 г. исчисление и взимание ЕНВД регулируется гл. 26.3 НК РФ «Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности», принятой федеральным законом № 104-ФЗ от 24 июля 2002 г. До 1.01.2006 г. ЕНВД устанавливался и вводился в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и был обязателен к уплате в соответствующих субъектах РФ, а после указанной даты вводится на основании решений органов местного самоуправления.

Роль введенного единого налога на вмененный доход существенна по многим причинам:

– во-первых, с введением этого налога обеспечивается простота исчисления налога;

– во-вторых, единый налог не всегда прямо зависит от реального объема бизнеса, что при прочих равных условиях позволяет легализовать доходы и в меньшей степени зависеть от контролирующих органов;

– в-третьих, нет необходимости содержать дорогостоящую бухгалтерскую службу;

– в-четвертых, единый налог на вмененный доход обеспечивает правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектов рынка, где трудно контролировать реальный оборот.

По большому счету единый налог на вмененный доход – это принцип усредненного налога для среднего налогоплательщика.

Введение данного налога относится к компенсирующим мерам пополнения региональных и местных бюджетов, а также он стал действенным средством для усиления налогового администрирования, поскольку предусматривает систему свидетельств и механизм предварительной уплаты.

Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является обязательным, если какой-либо хозяйствующий субъект признается налогоплательщиком ЕНВД, то он обязан вне зависимости от своего желания (или от желания налогового органа) применять данную систему налогообложения. В случае, если какой-либо хозяйствующий субъект не является налогоплательщиком ЕНВД, то он не имеет права на применение указанной системы налогообложения.

— 2 —

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решению органов местного самоуправления отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

а) оказания бытовых услуг

б) оказания ветеринарных услуг;

в) оказание услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

г) розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. м., палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в т. ч. не имеющие стационарной торговой площади;

д) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м.;

е) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.

ж) распространения и (или) размещения наружной рекламы;

и) распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах);

к) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 кв. м.;

л) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

м) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Не могут быть переведены на уплату ЕНВД:

– организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная чис­ленность работников которых за предшествующий календарный год, превышает 100 человек;

– организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. Ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%; на организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Читайте так же:
Как оспорить инвентаризационную стоимость гаража

– индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов власти переведены на уплату ЕНВД;

– учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания. В новой редакции названной нормы установлено, что организации общественного питания не переводятся на уплату ЕНВД, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования этих учреждений и услуги оказываются непосредственно самими учреждениями;

– организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Органы власти местного самоуправления могут устанавливать:

1) порядок введения налога,

2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня НК РФ,

3) значения коэффициента К2.

Таблица 5.6 – Налоги, заменяемые уплатой ЕНВД

Организации не платят:Предприниматели не платят
Налог на прибыль организаций, за исключением налога по ставкам 9 % и 15 % НДС (по внутренним операциям) Налог на имущество организацийНалог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности, за исключением доходов по ставкам 9 % и 35 % НДС (по внутренним операциям) Налог на имущество физических лиц от имущества, применяемого в предпринимательской деятельности
Организации и индивидуальные предприниматели
– применяют общую систему налогообложения по всем другим налогам и сборам; – применяют общую систему налогообложения по другим видам деятельности; – применяют систему обязательного пенсионного и социального страхования; – применяют порядок ведения кассовых операций

Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщиками (ст. 346.28 НК РФ) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории местного самоуправления, в котором введен ЕНВД, виды деятельности, предусмотренные НК РФ.

Объект налогообложения (ст. 346.29 НК РФ) для применения единого налога – вмененный доход налогоплательщика.

Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов,

Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя,

К1 – коэффициент – дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары в РФ. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством РФ. Данный порядок установлен распоряжением Правительства РФ от 25.12.2002 г. № 1834-р. В соответствии с этим распоряжением Минэкономразвития России обязан ежегодно, не позднее 20 ноября, публиковать в «Российской газете» коэффициент-дефлятор на следующий год.

К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т. ч. ассортимент товаров, сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности.

Налоговая база (ст. 346.29 НК РФ) величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

При определении величины базовой доходности органы местного самоуправления могут корректировать базовую доходность на корректирующий коэффициент К2, который определяется органами местного самоуправления на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1.

К2 определяется по формуле:

К= А*В*С*Д*V,(5.1)

где А – особенности видов предпринимательской деятельности;

В – особенности ведения предпринимательской деятельности;

С – размер торговой площади;

Д – особенности труда инвалидов;

V – ассортимент товара при розничной торговле.

В зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

При изменении корректирующих коэффициентов их новые значения применяются только с начала следующего налогового периода (квартала).

Если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

Читайте так же:
Замена украинских прав на российские

Налоговый период (ст. 346.30 НК РФ) квартал.

Ставка налога (ст. 346.31 НК РФ) 15 % вмененного дохода.

Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных предпринимателями за свое страхование.

ЕНВД как система налогообложения предприятия

Сущность, особенности и роль ЕНВД в налоговой системе России

Важнейшим условием обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата в страну вывезенных капиталов, а также повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов является осуществляемая в стране налоговая реформа, которая связана, прежде всего, с совершенствованием действующего законодательства о налогах и сборах. Основными задачами реформирования российской налоговой системы являются:

  • 1. Снижение налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, путем снижения налоговых ставок, объектов обложения и налоговых баз, изменения порядка исчисления и уплаты налогов;
  • 2. Обеспечение соблюдения принципа справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на предпринимательскую деятельность налогов и сборов, исключение из механизмов применения конкретных налогов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
  • 3. Упрощение налоговой системы путем:
    • · установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при одновременном сокращении их числа;
    • · б) минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность;
    • · в) максимальной унификации действующих режимов налогообложения;

    Действующей налоговой системой Российской Федерации установлены общие и специальные режимы налогообложения. Приведенные выше задачи проводимой налоговой реформы актуальны и относятся не только к общему режиму, но, в равной степени, и к специальным. Если общий режим обложения может применяться ко всем налогоплательщикам, то специальные налоговые режимы действуют в отношении отдельных групп хозяйствующих субъектов. В соответствии с действующим законодательством специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.

    К специальным налоговым режимам относятся;

    • — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • — упрощенная система налогообложения;
    • — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    • — патентная система налогообложения;

    Все специальные налоговые режимы выступают нерыночными инструментами регулирования экономики, поскольку направлены на создание более выгодных экономических условий ведения предпринимательской деятельности для определенного круга хозяйствующих субъектов. Поэтому введение специальных налоговых режимов должно быть обоснованным, а для этого должна быть точно определена цель применения налогового режима.

    Специальный налоговый режим, получивший название системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится к субъектным налоговым режимам, поскольку установлен для определенной группы плательщиков. Он применяется с целью стимулирования развития малого предпринимательства.

    В странах с рыночной экономикой, где малый бизнес производит существенную часть ВВП или где занята значительная часть населения, важно собрать с него налоги. В этих случаях часто устанавливается налоговый режим в форме вмененного налога, несмотря на отмечаемые в научной и экономической литературе недостатки. Как правило, вмененный налог устанавливают относительно низким, чтобы снизить его возможное неблагоприятное влияние на экономическую активность организаций и предпринимателей с относительно низкой фактической доходностью. Поэтому специальный налоговый режим выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую, и таким образом, сочетает две важнейшие налоговые функции.

    Особое внимание заслуживает объект обложения единым налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты.

    С экономической точки зрения доходы в рамках народного хозяйства в целом делятся на первичные и производные.

    Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. К ним относятся заработная плата, рента, перераспределенная прибыль и процентные платежи.

    В свою очередь, к производным доходам относятся доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

    Основными каналами перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные организации. Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, относятся к группе производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что определение величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно.

    Круг плательщиков, которые могут быть переведены на эту систему налогообложения — это организации и индивидуальные предприниматели, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной форме.

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход направлена на решение следующих задач:

    • 1. Экономия расходов налогоплательщиков на ведение налогового учета;
    • 2. Снижение налогового бремени;
    • 3. упрощение порядка исчисления и уплаты налогов;
    • 4. повышение качества и эффективности налогового администрирования и на этой основе обеспечение роста уровня собираемости налогов;
    • 5. увеличение налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды за счет повышения предпринимательской активности налогоплательщиков.

    Центральное место в этом специальном налоговом режиме отведено единому налогу на вмененный доход. Имеющиеся методические особенности его взимания принципиально отличают его от большинства налогов, входящих в налоговую систему страны. Первая особенность заключается в том, что сумма этого прямого налога не зависит от фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, а поэтому налоговая база и сумма налога могут исчисляться еще до начала налогового периода.

    Срок уплаты налога, а не авансовых платежей, в связи с этим может устанавливаться также до начала налогового периода. Эта особенность налога проявляется еще в том, что правовой основой его взимания не предусмотрена возможная корректировка суммы налога, исходя из фактически полученного дохода. В этой особенности содержится опасность нарушения важнейшего принципа налогообложения, к закрепленный в ст. 3 НК РФ и который определяет, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

    Налог, в этом состоит его второе отличие, уплачивается в твердой сумме прямо пропорциональной фактической величине объемных показателей (измеренных в натуральных или трудовых единицах), адекватно отражающих размер производства и реализации товаров (работ, услуг) по тем видам деятельности, которые облагаются налогом. Это связано с тем, что объектом обложения единым налогом на вмененный доход является расчетная величина потенциально возможного к получению облагаемого дохода налогоплательщика от осуществления им предпринимательской деятельности.

    Размер дохода определяется государством, зависит от потенциальных возможностей налогоплательщика, которые связаны, как правило, с владением и распоряжением имеющегося у него имущества или применением трудовых ресурсов.

    Налоговая база для каждого плательщика определяется не по данным бухгалтерского учета, а на основе определенной опосредованным, расчетным путем доходности различных видов предпринимательской деятельности в соответствующих условиях места (региона) и времени. Расчет вмененного (потенциального) дохода привязан к установленному перечню относительно легко проверяемых в результате осуществления налогового контроля показателей, измеренных в натуральных или трудовых единицах измерения и отражающих размер деятельности плательщика.

    Вмененный доход корректируется с помощью коэффициентов, позволяющих учесть действие широкого спектра факторов, влияющих на его величину. Для получения значений величины вмененного дохода и коэффициентов могут использоваться данные статистических обследований, информация, полученная налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий, а также сведения и результаты оценок независимых организаций.

    Основной проблемой применения данного налогового режима выступает проблема определения величины вмененного налога. В случае завышения сумм вмененного дохода взимание налога может привести к прекращению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами или к их уходу в теневую экономику. Наоборот, низкие суммы налога приводят к потерям для бюджета. Поэтому ключевая проблема применения единого налога на вмененный доход — это определение его оптимальной величины при учете интересов налогоплательщиков и государства.

    Особенностью данного налогового режима может быть отсутствие льгот, которые в налогообложении выступают в качестве важнейшего, если не основного инструмента выполнения налогами регулирующей функции. Нельзя не согласиться с мнением И. Горского, который полагает, что льготы как элемент налога «как раз и устанавливаются вопреки логике налога, являясь внешним, случайным вмешательством в налог, тогда как из самого налога никак не следуют какие-то поблажки или исключения. В этом отношении льгота куда больше говорит о политических пристрастия, профессиональной принадлежности ее автора, чем о налоге». И несмотря на это, льготы были и будут устанавливаться по большинству налогов, хотя они увеличивают затраты на ведение налогового учета и осуществление контрольных мероприятий. Но льготы, нарушая общие условия хозяйствования у различных категорий налогоплательщиков, необходимы для решения не столько экономических, сколько социальных задач, стоящих перед государством. Что же касается ЕНВД, то поскольку это специальный налоговый режим, то он ставит плательщиков в особые условия налогообложения в целом и, таким образом, является льготным по своей сути, но не исключает установления дополнительных льгот.

    Размещено на реф.рф
    В соответствии с этим распоряжением Минэкономразвития России обязан ежегодно, не позднее 20 ноября, публиковать в ʼʼРоссийской газетеʼʼ коэффициент-дефлятор на следующий год.

    К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т. ч. ассортимент товаров, сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности.

    Налоговая база (ст. 346.29 НК РФ) величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определœенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

    При определœении величины базовой доходности органы местного самоуправления могут корректировать базовую доходность на корректирующий коэффициент К2, который определяется органами местного самоуправления на календарный год и бывают установлены в пределах от 0,005 до 1.

    К2 определяется по формуле:

    К= А*В*С*Д*V,(5.1)

    где А – особенности видов предпринимательской деятельности;

    В – особенности ведения предпринимательской деятельности;

    С – размер торговой площади;

    Д – особенности труда инвалидов;

    V – ассортимент товара при розничной торговле.

    Учитывая зависимость отвида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определœенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

    При изменении корректирующих коэффициентов их новые значения применяются только с начала следующего налогового периода (квартала).

    В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

    Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

    Налоговый период (ст. 346.30 НК РФ) квартал.

    Ставка налога (ст. 346.31 НК РФ) 15 % вмененного дохода.

    Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

    Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, уплаченных за данный же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных предпринимателями за свое страхование.

    При этом сумма ЕНВД не должна быть уменьшена более чем на 50 %.

    Характеристика элементов налога — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Характеристика элементов налога» 2017, 2018.

    Читайте также

    Экономическое содержание упрощенной системы налогообложения, ее место в налоговой системе и роль в доходах бюджета Упрощенная система налогообложения — 1 — В настоящее время государство возлагает на малый бизнес определенные надежды как на резерв. [читать подробнее].

    Экономическая сущность и фискально-регулирующее значение налога на прибыль организаций Налог на прибыль организаций — 1 – Налогообложение прибыли в любой налоговой системе занимает важное место. Налог на прибыль организаций в России – это. [читать подробнее].

    Экономическое содержание налога на имущество физических лиц, его роль в налоговой системе РФ Налог на имущество физических лиц — 1 — Налог на имущество физических лиц является местным, прямым прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в. [читать подробнее].

    Экономическое и социальное значение налога на доходы физических лиц Налог на доходы физических лиц — 1 — Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является прямым федеральным налогом, занимающим главное место в системе налогов с населения. НДФЛ. [читать подробнее].

    Экономическое содержание и назначение акцизов, их место и роль в налоговой системе РФ Акцизы — 1 — Акциз является разновидностью косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления, включается в цену продукта и перекладывается на конечного. [читать подробнее].

    Экономическое значение налога на имущество организаций и его место в налоговой системе РФ Налог на имущество организаций Налоговые льготы. Гл. 28 НК РФ не устанавливает льгот по транспортному налогу. Закон субъекта РФ может устанавливать и. [читать подробнее].

    Экономическое значение налога на добавленную стоимость и его место и роль в налоговой системе РФ Налог на добавленную стоимость — 1 — Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов. [читать подробнее].

    Экономическое содержание налога на игорный бизнес и его место в налоговой системе РФ Налог на игорный бизнес — 1 — Игорный бизнес один из самых доходных видов деятельности в мире, а история азартных игр уходит своими корнями далеко в прошлое человечества. В. [читать подробнее].

    Экономическое содержание земельного налога, практическая реализация функций и принципов налогообложения земельных участков Земельный налог — 1 – Отличительной чертой современного периода является то, что в результате совершенствования подходов к. [читать подробнее].

    Водный налог 1 Экономическое содержание водного налога- 1 — Россия является одной из самых обеспеченных водными ресурсами стран. На ее долю приходится около 20 % мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Однако, располагая столь значительными водными. [читать подробнее].

    Налоги: их виды и функции

    Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

    Определимся с понятиями

    Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ .

    Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

    Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

    Налоги: сущность, функции, виды

    Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

    1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
    2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
    3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
    4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.

    Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

    Классификация налоговых платежей

    Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

    1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
    2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
    3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

    Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

    Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

    Итоги и выводы

    Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

    Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию