Advokat-inform.ru

Юридический советник
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деятельность мировых и районных судей

Районный суд (городской суд)

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

Законом о судебной системе;

Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

единство судебной системы;

обязательность судебных постановлений;

несменяемость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

гласность в деятельности судов;

самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:

все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

дела об административных правонарушениях.

апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

второй (апелляционной) инстанции;

инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе:

председателя районного суда;

его заместителя (заместителей);

судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Читайте так же:
Покупка недвижимости за рубежом

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

председательствует в судебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Мировые судьи

Мировой судья – это физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам, отнесенным к его компетенции. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Особенность положения мировых судей в качестве структурного звена судебной системы Российской Федерации связана с тем, что они, являясь первичным (низшим звеном) судебной системы судов общей юрисдикции, одновременно относятся в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе РФ к судам субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие во всех субъектах Российской Федерации.

Историческая справка. Мировые судьи впервые появились в России в результате реформирования судебной системы 20 ноября 1864 г.. В соответствии с судебными уставами «Об учреждении судебных установлений» и «О наказаниях, налагаемых мировыми судьями» в России были введены мировые судьи, которые должны были способствовать «водворению суда правого, скорого, милостивого и равного для всех подданных».

Мировые судьи избирались на 3 года уездными земскими собраниями и рассматривали единолично как гражданские, так и уголовные дела в зависимости от цены иска и размера уголовного наказания.

Решения мировых судей могли быть обжалованы или опротестованы в апелляционном порядке в вышестоящую судебную инстанцию – съезд мировых судей.

24 ноября 1917 г. декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» институт мировых судей в Российской Федерации был упразднен.

В современной России институт мировых судей воссоздан в процессе реализации Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. в целях повышения доступа граждан к правосудию, максимального приближения суда к населению, снижения нагрузки федеральных судов.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системы Российской Федерации» установил, что мировые судьи входят в единую судебную систему страны, являются судами субъектов Российской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела. Вышестоящей судебной инстанцией для них является соответствующий районный суд, на территории которого действует мировой судья.

Эти положения федерального конституционного закона были развиты и детализированы в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 188 -ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

В соответствии с российским законодательством мировые судьи призваны осуществлять правосудие в пределах своей компетенции по уголовным, гражданским и административным делам. Вступившие в законную силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 3 Закона о мировых судьях в Российской Федерации).

Полномочия, порядок деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей определяется также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяется федеральным законом по законодательной инициативе субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. При этом судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Например, Закон г. Москвы от 15 октября 2003 г. № 60 (ред. от 10. 10. 2012) «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве» регламентирует общее число судебных участков и количество должностей мировых судей, расположенных на территории г. Москвы.

Читайте так же:
Наследование лицом, живущим за рубежом

Судебные участки мировых судей создаются из расчета численности населения на одном участке — от 15 до 23 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Мировым судьей может быть — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, прошедший предварительное медицинское обследование, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

В стаж работы по юридической профессии, необходимый для назначения (избрания) на должность мирового судьи, включается время работы:

— на государственных должностях, требующих юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ иных государственных органах, в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

— на требуемых юридического образования должностях в юридических службах организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

— в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и после вузовского профессионального образования;

— в качестве адвоката и нотариуса.

Не вправе претендовать на должность мирового судьи лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законом порядке, судимые либо страдающие заболеваниями, препятствующими назначению на должность судьи.

Мировой судья не праве быть депутатом представительных органов власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Мировой судья назначается на должность законодательным или представительным органом государственной власти субъекта РФ либо избирается на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Срок полномочий мирового судьи, впервые назначаемого (избираемого) на должность, устанавливается законом субъекта РФ, но не должен превышать 5 лет. Так, в городе Москве для мировых судей, которые назначаются на должность впервые, устанавливается срок полномочий 3 года. По истечении указанного срока лицо, занимающее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи, срок его полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи 70 лет.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в РФ» и иными федеральными законами. В тоже время законами субъектов РФ мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.

Полномочия мирового судьи могут быть прекращены либо приостановлены на основании и в порядке, предусмотренном Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Мировой судья осуществляет правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия у мирового судьи устанавливается федеральным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ).

Мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные и административные дела единолично и только в качестве суда первой инстанции, то есть по существу. Кроме того, мировой судья вправе возобновлять производство дел по вновь открывшимся обстоятельствам, по которым он принимал решение, и которые вступили в законную силу.

Полномочия мировых судей при осуществлении правосудия устанавливаются ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а также федеральным процессуальным законодательством.

В компетенцию мировых судей входит:

— рассмотрение уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Указанные уголовные дела подсудны мировому судье в том случае, если преступление совершено на территории судебного участка, в котором мировой судья осуществляет правосудие.

В 2013 году в мировые судьи поступило 431 133 уголовных дел. Окончено производством 429 948 уголовных дел.

С вынесением приговора рассмотрено 271 814 уголовных дел, или 63.2 % от общего числа оконченных производством дел мировыми судьями. Оправдано 4 253 человека.

Прекращено производством по различным основаниям 157 731 уголовных дел, или 36,6 % от числа оконченных производством дел.

Возвращено прокурору для устранения недостатков в порядке ст. 237 УПК РФ 1814. дел, или 0,4 % от общего числа оконченных производством дел.

Читайте так же:
Возврат выплаченных алиментов

Основную часть поступивших дел составили: дела по обвинению в краже (ст. 158 УК РФ) – 63 788 дел, или 14.8 %; дела по обвинению в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и ч. 1 ст. 112 УК РФ) – 10 948 дел, или 2.5 %; дела, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ по обвинению в мошенничестве (ст.222 — 233 УК РФ) – 116 872 дел, или 27.1 %.

— рассмотрение уголовных дел частного обвинения (ст. 318 УПК РФ).

— рассмотрение гражданских дел (ст. 23 ГПК РФ):

— о выдаче судебного приказа;

— о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

— разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей;

— иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

— дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей;

— дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

— дела об определении порядка пользования имуществом;

В 2013 г. мировые судьи рассмотрели 9 003 833 гражданских дел, в том числе: трудовые споры об оплате труда — 352 863 дела; о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло, электроэнергию — 1 869 532 дела; о взыскании налогов и сборов с физических лиц — 2 861 843 дела; жилищные споры — 1 883 985 дел.

— рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи (ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Примечание. В 2013 г. мировые судьи рассмотрели 5 135 538 дел об административных правонарушениях, в том числе: за правонарушения, связанные с избирательным правом — 1479 дел; за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков — 94 521 дел; за нарушения в области дорожного движения — 1 417 390 дел; за нарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг — 311 661 дело.

— рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

— рассмотрение жалоб на действия (бездействие) судебного пристава исполнителя.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

Судопроизводство и делопроизводство у мирового судьи ведутся на государственном языке РФ или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий судебный участок.

В зале судебных заседаний мирового судьи должны быть символы государственной власти – Государственный флаг Российской Федерации, изображение Государственного герба РФ, а также флаг и изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

Для обеспечения работы мирового судьи по осуществлению правосудия, обобщения судебной практики и иной деятельности действует аппарат мирового судьи. Аппарат мирового судьи включает помощника мирового судьи, секретаря суда, секретаря судебного заседания и технический персонал. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г., 2 марта 2007 г., 22 июля 2008 г., 11 февраля, 8, 23 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 октября, 25 декабря 2012 г., 4 марта 2013 г., 21 июля 2014 г., 5 апреля 2016 г., 18 апреля, 28 ноября 2018 г., 5 апреля, 1 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

17 декабря 1998 г.

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

К подсудности мировых судей относятся отдельные уголовные дела, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров, а также другие категории дел, определенные ФЗ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Читайте так же:
Не пришел налоговый вычет — что делать

ФЗ закреплен порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи, срок осуществления полномочий, порядок прекращения и приостановления полномочий, установлены требования, предъявляемые к мировому судье, регламентированы вопросы финансирования.

ФЗ вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 22 декабря 1998 г. N 242, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. N 51 ст. 6270

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 июля 2021 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2018 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 февраля 2010 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 марта 2006 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Мировой и районный суд — что это и зачем они нужны?

Мировой и районный суд — что это и зачем они нужны?

Мировые и районные суды — это, проще говоря, «низовые» суды или суды первой инстанции. То есть в первую очередь мы обращаемся именно в эти органы. Между ними есть разница, в первую очередь, по цене иска. В Мировые суды обращаются с исками до 50 000 рублей, в районные — свыше.

Какие вопросы рассматривают мировые судьи? Мировой судья рассматривает вопрос о выдаче судебного приказа (подробнее смотрим тут), о расторжении брака между супругами (разводы) и о разделе совместно нажитого имущества (иски до 50 000 рублей), другие имущественные дела при цене иска до 50 000 рублей (в том числе по защите прав потребителей), дела о наложении административных штрафов (штрафы ГИБДД). Есть еще ряд дел, но они довольно специфичные, сейчас не будем их касаться (о восстановлении в трудовых правах, о возмещении ущерба вреду и причинении увечья и так далее).

Коротко для себя поймем вот что: в Мировой суд идем по делам о разводах (и алиментах), по штрафам и по имущественным спорам до 50 000 рублей.

Читайте так же:
Можно ли восстановиться на бюджет после отчисления

Районный суд считается на одну ступень выше Мирового суда. Если решение мирового судьи вас не удовлетворило, вы можете его обжаловать у районного судьи в порядке аппеляции. Так же у районного судьи можно обжаловать определение мирового судьи в порядке частной жалобы.

Во всем остальном районный суд повторяет мировой: так же рассматривает имущественные споры (свыше 50 000 рублей), дела по разделу имущества супругов (свыше 50 000 рублей) плюс пересмотр решений мировых судов.

Мировые и районные судьи разделены по районам города. В Ижевске, к примеру, 5 районов и, соответственно, пять мировых судов и пять районных судов. Но так как районы сами по себе бывают большими, то эти суды так же еще делятся по участкам. Я, к примеру, проживаю на территории, которая по подсудности относится к Судебному участку №1 Индустриального района г.Ижевска.

Подсудность — это то, к какому конкретно участку/суду относится ваше дело. Определяется она просто: либо по месту жительства ответчика (физического лица или организации), либо по месту нахождения его имущества, если место жительства неизвестно — по месту последнего места жительства/нахождения.

Если вы не знаете точно, к какому судебному участку относится такой-то адрес, то можно просто написать в целом «В Мировой суд такого-то района» — дальше они разберутся сами.

Чтобы обратиться в суд, нужно сперва определить инстанцию — то есть, сумма иска у вас выше 50 000 рублей или ниже. Цена иска определяется довольно просто: если речь идет о имущественном требовании (о деньгах, к примеру), то определяем цену имущества, прибавляем возможные штрафные санкции и требования (за неправомерное использование, за просрочку в возврате и так далее) и получаем цену иска. Так же можно включить сюда расходы на адвоката/юриста (но судьи далеко не всегда удовлетворяют их в полном объеме). Если при разбирательстве дела или подготовке к процессу вы понесли расходы на всевозможные экспертизы, генные тесты (по отцовству), то их тоже можно включать в цену иска и требовать возмещения таких расходов. Размер госпошлины в цену иска не включается!

То есть: Цена иска = Цена основных требований + штрафные санкции + услуги юриста/адвоката + иные требования.

Далее, нужно написать исковое заявление (это не так сложно, как кажется). Самое главное в нем — это верно заполнить шапочку (вместо полей «Кому» и «Куда», надо написать поля «Истец», «Ответчик», «Какой суд» и «Цена иска»), а так же грамотно описать все, что произошло.

Процесс в суде состязательный — стороны должны доказывать правоту своих действий. Поэтому к Исковому заявлению нужно приложить все документальные свидетельства, которые говорят о вашей правоте. А ответчик прикладывает все документы, которые подтверждают его данные.

В конце заявления нужно указать, что конкретно вы хотите. Для этого пишем «На основании вышеизложенного ПРОШУ» и далее прямо по пунктам перечисляем все, что внесли в цену иска:

  • возместить сумму основного ущерба
  • проценты и пени
  • расходы на адвоката
  • расходы на экспертизы

И добавляем «Так же прошу взыскать с ответчика госпошлину за обращение в суд».

Вот и все! Заявление нужно распечатать в двух экземплярах (один для судьи, второй для ответчика). Все документы так же в двух экземплярах, потому что из суда направят письмо ответчику для ознакомления с исковым заявлением и документами. Вкладываем все бумаги в письмо и либо отправляем заказным письмом по почте, либо сами относим в приемную суда. Лучше высылать почтой — даже если ошиблись с подсудностью, они сами определят ее и перенаправят письмо куда нужно.

Дальше остается ждать повестки из суда — бояться ее не надо, это просто приглашение в суд. Сперва проходит «беседа» — стороны излагают доводы, судья определяет какие еще документы нужно донести и предлагает сторонам решить вопрос в досудебном порядке. После этого начинаются заседания суда. В среднем один процесс длится от 3-х месяцев и занимает минимум 3 заседания.

Почему так долго? Срок назначения заседания регламентируется законом и не может превышать 30 дней. Дел в судах (мировых и районных) очень много — они и с хулиганами разбираются, и со штрафами из ГИБДД, с кредитными договорами (банки судятся с клиентами), рассматривают иски между работодателями и сотрудниками. В общем, на деле срок первого и следующих заседаний всегда максимальный — 30 дней.

Вывод: если есть возможность решить дело без суда, лучше сделать именно так. Это будет быстрее и дешевле.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию